Постановлением Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 23 июня 2009 г. N 480 в настоящее постановление внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Постановление Городской Думы г.Дзержинска
Нижегородской области
от 16 июня 2005 г. N 811
"Об утверждении Долгосрочной целевой программы
"Молодой семье - доступное жилье" на 2005 - 2010 годы"
19 августа 2005 г., 29 ноября 2007 г., 23 июня 2009 г.
В целях реализации закона Нижегородской области от 20 сентября 2004 года N 103-З "Об утверждении областной Программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2004 - 2010 годы", Городская Дума постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную целевую программу "Молодой семье - доступное жилье" на 2005 - 2010 годы.
2. Настоящее постановление опубликовать в еженедельной общественно-политической газете "Дзержинская панорама".
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитеты Городской Думы по социальному развитию города, бюджетной, финансовой и налоговой политике и по делам молодежи, образованию, науке, культуре и спорту.
Председатель Городской Думы |
Мэр города Дзержинска |
Постановлением Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 23 июня 2009 г. N 480 в Программу настоящего постановления внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Долгосрочная целевая программа
"Молодой семье - доступное жилье" на 2005 - 2010 годы
(утв. постановлением Городской Думы от 16 июня 2005 г. N 811)
19 августа 2005 г., 29 ноября 2007 г., 23 июня 2009 г.
Паспорт Программы:
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2005 - 2010 годы (далее Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства РФ от 28 августа 2002 года N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы; Приказ Министерства образования РФ от 10 июля 2003 года N 2975 "О правилах предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям-участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы; Закон Нижегородской области от 25 апреля 1997 года N 70-3 "О молодежной политике в Нижегородской области"; Областная целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2004 - 2010 годы |
Заказчик Программы |
Администрация г. Дзержинска |
Разработчик Программы |
Группа по ипотечному кредитованию молодых семей Молодежного Парламента г. Дзержинска Отдел по делам молодежи Администрации г. Дзержинска Отдел учета распределения и приватизации жилья Администрации г. Дзержинска |
Цель Программы |
создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации, а также для укрепления института семьи и брака в г. Дзержинске |
Основные задачи Программы |
Создание системы нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную государственную поддержку молодых семей в приобретении жилья; Создание механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья; Обеспечение государственной поддержки по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей; Формирование новых приоритетов поведения молодого населения, связанных с укреплением семейных отношений и рождением детей; Привлечение и консолидация средств городского, областного и федерального бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования (средства промышленных предприятий, коммерческих организаций) для решения проблемы обеспечения жильем молодых семей. |
Исполнители Программы |
Отдел учета распределения и приватизации жилья Администрации города; Управление финансов Администрации г. Дзержинска; Отдел по делам молодежи Администрации города; Молодежный Парламент г. Дзержинска. |
Сроки и этапы реализации |
2005 2010 годы: 1 этап - 2005 год 2 этап - 2006 год |
Финансовое обеспечение Программы |
Предполагаемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 4489,7 тыс. руб., из них средств городского бюджета - 151,0 тыс. рублей Предполагаемыми источниками финансирования Программы являются также: - средства федерального бюджета в сумме 234,2 тыс. руб. в случае участия Нижегородской области в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 2010 годы; - средства областного бюджета в сумме 156,8 тыс. руб. при условии участия органов местного самоуправления в реализации в областной целевой программе "Молодой семье доступное жилье" на 2004 2010 годы; - личные средства граждан в сумме 138,1 тыс. руб. при условии участия в реализации Программы |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- решение жилищной проблемы 20 молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; - формирование системы государственной поддержки молодых семей в улучшении их жилищных условий на территории г. Дзержинска; - становление системы ипотечного кредитования; - увеличение объема жилищного строительства - стабилизация социальной и демографической ситуации в городе; - создание заинтересованности молодых специалистов в результативной работе на предприятиях; |
Контроль за реализацией Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляет Администрация г. Дзержинска |
* объемы финансирования Программы за счет средств областного и городского бюджетов могут ежегодно корректироваться в соответствии с финансовыми возможностями бюджетов на соответствующий финансовый год.
I. Содержание проблемы
Городская целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2005 - 2010 гг. разработана во исполнение Постановления правительства РФ от 28 августа 2002 года N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, и Закона Нижегородской области от 25 апреля 1997 г. N 70-3 "О молодежной политике в Нижегородской области" в части обеспечения социально-экономических гарантий реализации государственной молодежной политики, а также в соответствии с областной целевой программой "Молодой семье - доступное жилье" на 2004 - 2010 гг.
По данным всероссийской переписи населения 2002 г. в г. Дзержинск проживают 283555 человек. Из них подростки в возрасте 16 - 19 лет - 16325 человек, мужчины и женщины 20 - 24 - 20000 человек, 25 - 29 лет - 21000 человек. Не трудно подсчитать, что доля молодых людей составляет приблизительно 20% от общего числа жителей. А в городе действует лишь одна целевая программа "Молодежь Дзержинска 2004 - 2005 гг." с общим объемом финансирования 450 тыс. руб.
11 244 семей (в целом по городу) состоят в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, причем 127 семей от общей численности составляют молодые семьи, в которых оба супруга не достигли 30-летнего возраста.
Сформированные списки не отражают существующего положения дел, так как большинство молодых семей не обращаются в органы местного самоуправления для постановки на учет: либо эти семьи находятся в очереди на получение жилья по месту работы, как, например, на предприятии "Сибур-Нефтехим", либо эти семьи не надеются на государственную поддержку в улучшении жилищных условий.
По данным социологического исследования, проведенного отделом по делам молодежи в 2004 году около 71% молодых семей живут в общежитиях, коммунальных квартирах, с родителями или арендуют жилую площадь, это является подтверждением того, что большинство молодых семей города нуждаются в улучшении жилищных условий, кроме того, многие семьи, испытывающие такую проблему, вообще не обращались в органы местного самоуправления для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов, постоянная смена квартир, взятых в аренду, связанная с этим бытовая неустроенность снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей, создает социально-психологическую напряженность в обществе. Так в 2004 году было зарегистрировано 1464 брака, 1812 разводов (большая часть которых приходятся на молодые семьи). Социологические исследования относят жилищные условия и доходы молодой семьи к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей и укрепления семейных отношений.
Применяемые в настоящее время механизмы по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не решают сложившейся жилищной проблемы. За 2004 год только 2 молодые семьи, от общей численности получателей смогли воспользоваться льготными жилищными кредитами.
В настоящее время, из-за отсутствия финансовых средств предприятий и в условиях банкротства ряда из них, отсутствия средств в бюджете города, сведено до минимума строительство нового жилья (против 100-120 тыс. кв.м. жилья, ежегодно вводимого в 60-70 е годы в настоящее время вводится в 5-6 раз меньше и в основном за счет предпринимателей).
Ввод жилья в г. Дзержинске в 2003 г. составил 8,77 тыс. кв. м. общей площади. Финансирование данного проекта городским бюджетом предусмотрено не было, квартиры распределялись на коммерческой основе. Объем работ - введен 1 жилой дом на 38 квартир. Прирост жилой площади к уровню 2002 г. - 3635 кв. м.
Строительство индивидуального жилого дома или приобретение квартиры на первичном (вторичном) рынке, требует больших материальных ресурсов, которых у молодой семьи, как правило, не хватает, поскольку среднедушевые доходы населения г. Дзержинска ниже среднеобластного.
Молодые семьи, как правило, не располагают достаточным капиталом для приобретения жилья. В условиях опережающего роста стоимости жилья относительно сводного индекса цен механизм накопления необходимой суммы на приобретения# жилья оказывается неэффективным. Кредитные ресурсы, которые молодая семья может привлечь для решения жилищной проблемы дороги, и сумма их порой недостаточна ввиду невысокой платежеспособности молодых супругов. В то же время темпы роста денежных доходов населения опережают темпы роста потребительских цен, что свидетельствует об увеличении потенциальной возможности по привлечению кредитных ресурсов и своевременной оплате кредитных обязательств.
Таблица N 1
|
2002 год |
2003 год |
Динамика 2003 год к 2002 году (%) |
2004 год |
Динамика 2004 год к 2003 году (%) |
Стоимость 1 кв.м. жилья на декабрь текущего года |
6200 |
9000 |
145,16 |
9820 |
109,11 |
Диаграмма N 1
См. диаграмму в формате Ms-Word
В настоящее время происходит изменение законодательства в области прав граждан на жилье. В г. Дзержинске жилой фонд предприятий передан в муниципальное управление, на промышленных предприятиях ликвидированы почти все очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Многим жителям города, не работающим в бюджетной сфере или на промышленных предприятиях практически невозможно получить кредит по ипотечной программе, т.к. программа подразумевает ограниченный перечень льготных категорий граждан.
На реализацию статьи 3 "Промышленность, энергетика и строительство" бюджета г. Дзержинска в 2004 г. выделено 8794 тыс. руб., на пункт 3.1 "Ипотечное кредитование" - 1376 тыс. руб. По сравнению с бюджетом 2003 г. прогресс очевиден - на пункт "Ипотечное кредитование" было выделено 840 тыс. руб., - но недостаточен. Эти средства направляются на возмещение процентной ставки по ипотечному кредитованию. В городе разработаны и финансируются 9 целевых программ. В их числе нет проекта, направленного на решение "квартирного вопроса".
Жилищная проблема в Нижегородской области по-прежнему остается острой, а решение ее - актуальной. По ряду оценок одной из основных причин сокращения населения заключается в отсутствии перспектив решения жилищной проблемы населения репродуктивного возраста, то есть в основном молодого населения. Молодежь не менее чем другие возрастные группы населения нуждается в жилье, так как именно в этом возрасте создаются семьи, это наиболее благоприятный детородный возраст. Отсутствие жилья для молодой семьи является главной причиной разводов, ведет к снижению рождаемости. В связи с этим решение жилищной проблемы молодежи является важнейшей социальной задачей государства.
Результаты ежегодных социологических исследований относят жилищные условия и доходы молодой семьи к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей. В то же время необходимо отметить, что в общественном сознании пока отсутствует понимание прямой зависимости между процессами воспроизводства народонаселения и обеспеченностью молодых семей жилищем.
Превышение смертности над рождаемостью в российском обществе ставит в ранг приоритетных государственных проблем, требующих незамедлительных и масштабных действий, проблему обеспечения жилищных условий для молодой семьи в целях стимулирования рождения и воспитания детей.
Снижение рождаемости происходит во всех промышленно развитых странах мира, однако Россия при этом имеет негативные тенденции основных демографических показателей, а именно, длительный спад рождаемости на фоне повышения смертности, ведущие к систематическому уменьшению абсолютной численности населения. Целевая демографическая политика по отношению к молодежи должна нейтрализовать процессы депопуляции и изменить демографическое поведение населения.
Городская целевая Программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2005 - 2010, разработанная для участия г. Дзержинска в областной целевой программе "Молодой семье - доступное жилье" на 2004 - 2010 годы предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в г. Дзержинске. Продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки семьи и, в частности, помощь в приобретении и строительстве жилья может существенно повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Получение кредита на покупку жилья или улучшения жилищных условий для молодых семей и молодежи особенно остро стоит с точки зрения улучшения демографической ситуации, создания благоприятных отношений в семье. Федеральная программа "Жилье молодым семьям" и региональная "Молодой семье - доступное жилье" на 2004 - 2010 гг. не популяризирована среди населения. Условия получения кредита, предлагаемые банками, в большинстве случаев, становятся не доступными из-за высоких процентных ставок и низкого уровня заработной платы, как основного показателя платежеспособности заемщика. Вместе с тем в регионах РФ и городах накоплен богатый опыт решения вышеизложенных жилищных проблем молодежи (Новосибирская область, о.# Муром, г. Белгород и др.). Предложения по усовершенствованию жилищного права разрабатывались органами власти совместно с Молодежными парламентами этих субъектов, т. е. при непосредственном участии молодежи как заинтересованной стороны. Такой подход к выработке проектов и предложений повысил эффективность их применения и реализации.
Таким образом, в современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи, а также сохранение семейных традиций.
Для решения жилищной проблемы требуется участие и взаимодействие органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Нижегородской области, что обуславливает необходимое применение программно-целевого подхода.
Наличие действующей на муниципальном уровне программы обеспечения жильем молодых семей с определенным объемом финансирования из средств местного бюджета является важным условием участия г. Дзержинска в реализации областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2004 - 2010 гг., которая предполагает участие Нижегородской области в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. - это позволит привлечь средства областного бюджета на предоставление льготных целевых жилищных кредитов на приобретение жилья молодым семьям и средств федерального бюджета на предоставление субсидий молодым семьям при условии рождения (усыновления) ребенка.
Настоящая Программа создана на основе изучения жилищной проблемы молодежи и предполагает разработку и развитие системы государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья.
Программа охватывает разные категории молодых семей, в том числе социально-уязвимые (семьи с детьми-инвалидами, супруги - инвалиды, молодые специалисты бюджетной сферы).
Социальный эффект реализации Программы выразится в улучшении демографической ситуации в городе через повышение уровня рождаемости, обеспечении жильем молодых семей, сохранении и привлечении молодых специалистов в организации бюджетной сферы, оказании поддержки социально уязвимым категориям молодых семей.
До сих пор отсутствовал программно-целевой подход в решении данной проблемы. В соответствии с постановлением Администрации Нижегородской области от 27 февраля 1998 года N 47 "О льготном жилищном кредитовании граждан" предусмотрен комплекс мер по льготному кредитованию граждан: выделение долгосрочных льготных кредитов под 8 процентов годовых многим категориям населения, в том числе и молодым семьям.
Администрацией г. Дзержинска организована работа по предоставлению льготных жилищных кредитов.
Таблица N 2
Информация о молодых семьях,
получивших льготный жилищный кредит
Год |
Количество получателей |
Количество молодых семей |
Сумма тыс. руб. |
1999 |
84 |
21 |
3648 |
2000 |
50 |
16 |
2860,7 |
2001 |
24 |
9 |
2034 |
2002 |
34 |
7 |
2717,9 |
2003 |
36 |
2 |
3982,5 |
2004 |
34 |
2 |
4586,5 |
Итого: |
262 |
57 |
19829,6 |
Диаграмма N 2
См. диаграмму в формате Ms-Word
Диаграмма N 3
См. диаграмму в формате Ms-Word
Однако количество кредитов, выделяемых молодым семьям недостаточно, чтобы решить жилищную проблему молодых семей по городу в целом.
Другой формой государственной поддержки граждан в приобретении жилья является ипотечное кредитование граждан (постановление Правительства Нижегородской области от 28 июня 2002 года N 147 "Об ипотечном кредитовании населения Нижегородской области").
Но параметры развития ипотечного кредитования в Дзержинске определяются двумя факторами: платежеспособным спросом населения на ипотечное кредитование и наличие финансовых ресурсов для выдачи ипотечного кредита, и учитывая уровень дохода большинства молодых семей, данной формой может воспользоваться лишь минимальное количество семей с достаточно высокой платежеспособностью.
Итак, механизм реализации городской целевой Программы позволит привлечь средства федерального, областного и местного бюджетов, а также личные средства заемщиков.
Поддержка молодых семей может осуществляться в различных формах, предусмотренных действующим законодательством и настоящей Программой, включая предоставление ипотечного кредитования, льготных кредитов и субсидий из средств областного и местного бюджетов, а также из средств федерального бюджета на приобретение жилья при рождении (усыновлении) ребенка.
В Программе предусматривается погашение процентной ставки за пользование льготным кредитом из средств областного и местного бюджетов, что значительно облегчает молодым семьям выплату основного долга в соответствии с кредитным договором уполномоченному банку.
Кроме того, участие Нижегородской области в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы позволит привлечь средства федерального бюджета на предоставление субсидий молодым семьям при условии рождения (усыновления) ребенка.
II. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
обозначение актуальных трудностей молодых семей в процессе решения жилищной проблемы;
создание системы нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех участников Программы;
экспертиза нормативных правовых актов в области жилищного права;
выработка наиболее применимых в г. Дзержинске вариантов решения жилищного вопроса (с учетом положительного опыта регионов РФ);
создание механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья;
популяризация основных прав и возможностей молодых граждан при улучшении жилищных условий;
возобновление или создание молодежных очередей, жилищного строительства;
оказание помощи в разрешении жилищных вопросов на стадии приобретения, постановки на очередь, сбора необходимых документов и др.;
привлечение и консолидация бюджетных и внебюджетных источников финансирования для решения проблемы обеспечения жильем молодых семей;
III. Основные понятия Программы
Участник Программы - молодая семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 30 лет на момент подачи заявления об участии в Программе, официально зарегистрированная в органах записи актов гражданского состояния, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий (состоящая в органах местного самоуправления на учете по улучшению жилищных условий) и постоянно проживающая на территории г. Дзержинска. К молодой семье также относится неполные семьи, состоящие из одного родителя в возрасте до 30 лет включительно и несовершеннолетнего ребенка (детей),
Основные формы оказания помощи молодым семьям в приобретении жилья - льготные целевые жилищные кредиты и безвозмездные жилищные субсидии.
Льготный целевой жилищный кредит, целевой - долгосрочный кредит на приобретение жилья, предоставляемый уполномоченным банком молодой семье на длительный срок по ставке ниже рыночного уровня.
Субсидии из средств федерального бюджета - безвозмездная выплата молодым семьям денежных средств при рождении или усыновлении ребенка на компенсацию части затрат, произведенных ими на приобретение жилья, или на погашение части кредита (займа) на покупку (приобретение) жилья за счет средств федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Администрация г. Дзержинска - муниципальная структура, выступающая инициатором создания городской программы, утверждающая единые городские стандарты жилищного кредитования и безвозмездного субсидирования для молодых семей г. Дзержинска и осуществляющая контроль за ходом реализации Программы.
IV. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется поэтапно в соответствии с областной целевой программой "Молодой семье - доступное жилье" на 2004- 2010 годы.
Г. Дзержинск может принять участие во втором этапе областной целевой программой "Молодой семье - доступное жилье" (2005 - 2010 годы). При этом следует спроектировать собственные этапы реализации Программы:
I этап (2005 год):
формирование правовой нормативной базы;
формирование организационных и финансовых механизмов государственной поддержки молодых семей;
отработка механизмов взаимодействия участников;
создание системы мониторинга реализации Программы;
II этап (2006):
анализ опыта первого этапа;
совершенствование нормативной правовой базы и механизма реализации Программы;
вовлечение новых заинтересованных в улучшении жилищных условий молодых семей участников Программы (крупные промышленные предприятия, коммерческие организации);
формирование ресурсов для обеспечения строительства жилья для молодежи, привлечение внебюджетных источников (предприятия, организации и т.д.)
предоставление молодым семьям безвозмездных субсидий, предоставление молодым семьям льготных целевых кредитов.
V. Основные мероприятия Программы
Основные мероприятия должны разрабатываются# в соответствии с областной Программой.
Общие направления мероприятий Программы на 2005 - 2006 годы предусматривают создание системы государственной поддержки молодых семей в решении ими жилищных проблем по следующим направлениям:
- нормативно-правовое обеспечение реализации Программы;
- информационно - методическое обеспечение реализации Программы;
- организационное обеспечение реализации Программы;
- финансовое обеспечение реализации Программы.
VI. Механизм реализации Программы
Государственная помощь молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и производится в рамках настоящей Программы в следующих формах:
1. Предоставление льготных целевых жилищных - кредитов на строительство или приобретение жилья молодым семьям.
2. Предоставление безвозмездных жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.
Порядок и условия предоставления льготных целевых жилищных кредитов и безвозмездных жилищных субсидий на приобретение (строительство жилья) молодым семьям определяются соответствующими положениями.
Кроме этого, предполагается выделение молодым семьям субсидий из средств федерального бюджета при рождении (усыновлении) ребенка на приобретение (строительство) жилья (в случае участия Нижегородской области в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы). В этих целях Правительство Нижегородской области в 2005 году участвует в конкурсе по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей и состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Основным условием участия органов местного самоуправления в реализации областной целевой программы является наличие (принятие) в муниципальном образовании городской программы поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья. Таким образом произойдет консолидация бюджетных средств разных уровней для решения проблемы обеспечения молодых семей доступным жильем в отдельно взятом городе.
Участники Программы имеют право на получение только одного вида государственной поддержки в рамках настоящей Программы. Исключение составляет предоставление безвозмездных субсидий из средств федерального бюджета при рождении (усыновлении) детей.
Для реализации Программы необходимо объединить усилия различных управлений и отделов г. Дзержинска.
Городская Дума
утверждает муниципальную программу обеспечением жильем молодых семей с финансированием из местного бюджета;
формирует необходимую для реализации программы нормативную правовую базу в соответствии с действующим законодательством;
Отдел учета, распределения и приватизации жилья
проводит прием, экспертизу и регистрацию документов молодых семей;
готовит списки молодых семей, проживающих на территории г. Дзержинска, претендующих на государственную поддержку из федерального, областного и местного бюджетов;
готовит ежегодные предложения по объемам и условиям строительства;
проводит мониторинг реализации Программы с целью анализа ситуации;
осуществляет разработку и реализацию перспективных программ ипотечного жилищного кредитования молодых семей в г. Дзержинск.
Молодежный Парламент, Отдел по делам молодежи, Отдел культуры
проводят информационную и разъяснительную работу среди населения по освещения# целей, задач, принципов Программы через местные средства массовой информации, а также путем проведения семинаров, конференций встреч;
мониторинг реализации Программы с целью анализа ситуации;
разрабатывают дополнительные меры поддержки молодым семьям:
компенсацию части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка;
выделение строительных материалов для индивидуального жилищного строительства;
предоставление многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений ид# муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;
организацию форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам;
привлечение к участию в Программе предприятий города.
Управление финансов
ежегодно готовят предложения по объемам средств, направляемых на выдачу заемных средств участникам Программы за счет средств областного бюджета;
утверждают объемы финансирования строительства (приобретения) жилья участниками Программы за счет местного бюджета;
предоставляют отчетность о расходовании бюджетных средств, направляемых на реализацию Программы в срок до 15 января текущего года;
Администрация города
ежегодно при формировании городского бюджета предусматривает расходы по возмещению процентных ставок по ранее выданным льготным жилищным кредитам молодым семьям в течение всего срока действия кредитных договоров.
VII. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование Программы предполагается осуществлять из следующих источников.
1. Средства городского бюджета - 151,0 тыс. рублей.
2. Средства областного бюджета - 156,8 тыс. рублей.
З. Средства федерального бюджета - 234,2 тыс. рублей.
4. Средства населения г.Дзержинска - 38,1 тыс. рублей.
Предполагаемый общий объем финансирования Программы составляет 680,1 тыс. рублей.
Объем финансирования Программы рассчитан исходя из цен, сложившихся на 1 января 2005 года, и социальной нормы общей площади жилых помещений. В последующие годы реализации Программы объем финансирования может корректироваться с учетом изменения стоимости жилья, уровня инфляции, социальных нормативов.
Учитывая объемы финансирования и сроки начала реализации Программы (III квартал 2005 года), количество участников Программы по годам распределится следующим образом:
Таблица N 3
Количество семей - участников Программы
|
2005 год |
2006 год |
Итого: |
Количество льготных кредитов |
9 |
11 |
20 |
Количество безвозмездных субсидий |
|
1 |
1 |
Таблица N 10
Предполагаемый объем финансирования Программы по годам
(тыс. руб.)
|
2006 год |
Общий объем финансирования из средств бюджетов, |
542,0 |
в т.ч. из средств областного бюджета |
156,8 |
в т.ч. из средств местного бюджета |
151,0 |
Средства населения |
138,1 |
Предполагаемые средства из федерального бюджета |
234,2 |
Общий объем финансирования |
680,1 |
VIII. Социально-экономический эффект реализации Программы
В результате реализации Программы будут достигнуты следующие социально-экономические результаты:
решение жилищной проблемы 20 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете в органах местного самоуправления;
формирование необходимой нормативно-правовой базы, в том числе стандартизация процедур выдачи и обслуживания кредитов и субсидий, оценки недвижимости, страхования;
создание эффективной целостной системы обеспечения доступным по стоимости жильем молодых семей г. Дзержинска со средним уровнем доходов;
привлечение в жилищную сферу сбережений населения и внебюджетных финансовых ресурсов, направление их в кредитно-финансовую сферу, посредством развития системы жилищного кредитования, и рациональное распределение их между молодыми семьями, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
создание надежной системы предоставления и обслуживания ипотечных кредитов, в том числе обеспечение кредитору реальной возможности обращения взыскания и реализации заложенного имущества, проведение андеррайтинга, повысив этим самым обоснованность выдачи льготных целевых жилищных кредитов и предоставления безвозмездных субсидий;
увеличение платежеспособного спроса молодых семей на рынке жилья;
увеличение объема жилищного строительства;
создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех участников Программы;
стабилизация социальной и демографической ситуации в области.
Начальник отдела УР и ПЖ |
В.Г. Парамонов |
Приложение 1
к городской целевой программе
"Молодой семье - доступное жилье"
на 2005 - 2010 годы
Положение
о порядке и условиях предоставлении льготных целевых жилищных
кредитов на строительство или приобретение жилья молодым семьям
19 августа 2005 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано на основе Постановления Правительства РФ от 28 августа 2002 года N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, закон Нижегородской области от 25 апреля 1997 года N 70-3 "О молодежной политике в Нижегородской области" и областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2005 - 2010 годы в целях улучшения жилищных условий молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.
2. Положение определяет порядок и условия предоставления льготного целевого жилищного кредита на строительство или приобретение жилья молодым семьям за счет средств уполномоченных Правительством области банков на условиях, установленных разделом V настоящего Положения.
3. Компенсация на разницу в процентных ставках до уровня, установленного в уполномоченных банках, осуществляете)# за счет средств областного и местных бюджетов в долях, установленных пунктом 2.3 настоящего Положения.
При этом все расчеты осуществляются на основании договоров, заключенных между уполномоченными банками и Правительством Нижегородской области, и этими же банками и органами местного самоуправления г. Дзержинска.
4. Участие средств городского бюджета в льготном кредитовании молодых семей, принявшего решение о предоставлении льготного целевого жилищного кредита конкретной молодой семье, предусматривается в пределах средств, определенных городским бюджетом, и осуществляется при условии восполнения доли процентной ставки за счет средств областного бюджета Нижегородской области.
5. Устанавливаемый настоящим Положением порядок основывается на принципах добровольности. Молодые семьи, получившие льготный целевой кредит и улучшившие свои жилищных условия, снимаются с учета нуждающиеся в улучшении жилищных условий органах местного самоуправления г. Дзержинска.
6. Возмещение процентной ставки за пользование кредитом сверх льготной ставки производится за счет средств областного и местных бюджетов при условии возврата ссудозаемщиками основной суммы кредита и льготной процентной ставки органов местного #.
7. Практическая работа по формированию списков молодых семей, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия с помощью льготного целевого жилищного кредита, осуществляется комиссией отдела учета, распределения и приватизации жилья.
8. Условия настоящего Положения допускают использование льготного целевого жилищного кредита для приобретения (строительства) жилья, общая площадь которого меньше социальной нормы площади на семью получателя кредита, но не менее нормы жилой площади на одного члена семьи получателя кредита, но не менее нормы жилой площади на одного члена семьи, установленной для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
II. Категории молодых семей - получателей
льготных целевых жилищных субсидий
1. Предоставление льготных целевых жилищных кредитов на условиях настоящего Положения производится гражданам Российской Федерации, состоящим в браке, при условии, что возраст обоих супругов до 30 лет включительно, а также неполным молодым семьям с детьми, в которых возраст родителей до 30 лет включительно, состоящим на учете по улучшению жилищных условий в органах местного самоуправления г. Дзержинска проживающим на его территории.
2. Действие настоящего Положения распространяется на молодые семьи, определенные пунктом 1 настоящего раздела, и в приоритетном порядке на:
2.1 участников молодежных жилищно-строительных кооперативов (МЖСК), объединившихся для строительства многоквартирных жилых домов;
2.2 молодые семьи, начавшие строительство индивидуального жилого дома и освоившие не менее 70 процентов его общей стоимости за счет собственных средств и изъявившие желание воспользоваться льготным целевым жилищным кредитом для завершения строительства индивидуального жилого дома в текущем финансовом году;
2.3 молодые семьи, начавшие за счет собственных средств строительство квартиры в многоквартирном жилом доме с типовыми потребительскими качествами (при условии технической готовности дома не менее 70 процентов и предусмотренного на ввод в текущем финансовом году) и вложившие собственные средства в объеме не менее 70 процентов сметной стоимости квартиры;
2.4 молодые семьи, имеющие детей-инвалидов;
2.5 неполные молодые семьи;
2.6 молодые семьи, проживающие в коммунальных квартирах и в общежитиях;
2.7 молодые семьи, в которых один или оба супруга работают в сельском хозяйстве;
2.8 молодые семьи, подобравшие наименьшее по стоимости жилье.
III. Координация работы по предоставлению
льготных целевых жилищных кредитов
1. Отдел учета, распределения и приватизации жилья, отдел культуры, отдел по делам молодежи и Молодежный Парламент г. Дзержинска совместно с соответствующими министерствами Нижегородской области осуществляют координацию работы по предоставлению льготных целевых жилищных кредитов на строительство или приобретение жилья молодым семьям и согласовывают ежегодный объем финансовых ресурсов, направляемый уполномоченными банками для кредитования молодых семей по условиям настоящего Положения.
2. Отдел учета, распределения и приватизации жилья обеспечивает:
2.1 подготовку сводной городской заявки на предоставление бюджетных ассигнований для осуществления льготного кредитования молодых семей в очередном финансовом году;
2.2 подготовку проекта распоряжения Администрации г. Дзержинска об общих лимитах льготных жилищных кредитов;
2.3 анализ освоения и использования средств льготного целевого жилищного кредита в решении жилищной проблемы молодых семей, состоящих на учете по улучшению жилищных условий в органах местного самоуправления г. Дзержинска.
3. Управление финансов обеспечивает:
3.1 заключение соглашения с уполномоченными банками на обслуживание граждан-получателей льготных целевых жилищных кредитов;
3.2 перечисление финансовых средств в уполномоченные банки и качестве компенсации части процентной ставки за пользование кредитом в соответствии с договором, заключенным с банком.
IV. Функции органов местного самоуправления
1. Отдел учета, распределения и приватизации жилья обеспечивает:
1.1 организацию работы с молодыми семьями, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
1.2 на основании полученных заявлений и необходимой документации формируют потребность в кредитных ресурсах. При этом заявка по установленной форме направляется в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области;
1.3 формирование кредитных комиссий (далее - комиссии), обеспечивающих рассмотрение и оценку заявлений молодых семей, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия с помощью льготного целевого жилищного кредита на строительство или приобретение жилья;
1.4 контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на кредитование молодых семей для строительства (приобретения) жилья.
2. Комиссия принимают решения:
2.1 о предоставлении льготных целевых жилищных кредитов конкретным молодым семьям и осуществляют выдачу свидетельства на право получения таких кредитов в уполномоченных банках. Решения комиссии оформляются протоколом и утверждаются председателем комиссии;
2.2 об установлении процентных ставок по заключенным кредитным договорам (в соответствии с разделом V настоящего Положения) при рождении у молодой семьи детей.
3. После уточнения уполномоченным банком объема кредитов, выделяемых владельцам свидетельств, комиссия вправе в пределах остатка предусмотренных лимитов принять решение о предоставлении льготных целевых жилищных кредитов следующим по очереди заявителям.
4. В целях обеспечения гарантий возврата льготного целевого жилищного кредита комиссия осуществляют подбор таких получателей кредитов из числа молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые имеют достаточную платежеспособность (в пределах требуемого кредита) для достижения конечного результата - улучшения своих жилищных условий. Расчет максимальной суммы кредита (займа), которая может быть выдана молодой семье, производится только на основе стабильного дохода и подтвержденного официальными документами. Заемщики должны представить документы о получении стабильного дохода за последние шесть месяцев.
V. Порядок и условия предоставления льготных целевых
жилищных кредитов уполномоченными банками
1. Предоставление льготных целевых жилищных кредитов осуществляется по решению комиссии категориям молодых семей, установленных разделом II настоящего Положения, получившим в органах местного самоуправления г. Дзержинска свидетельство на право получения такого кредита.
2. Владелец свидетельства имеет право обращаться в выбранный по его усмотрению банк из числа уполномоченных Правительством области с предъявлением свидетельства на право получения льготного целевого жилищного кредита.
3. Выдача льготного целевого жилищного кредита на строительство или приобретение жилья производится из средств уполномоченных банков на договорной основе и при соблюдении основных принципов кредитования: целевого использования, обеспеченности, срочности, платности, возвратности. Взаимоотношения получателя кредита и банка оговариваются в кредитном договоре на основании соглашения, заключенного между Правительством Нижегородской области и уполномоченным банком.
4. Уполномоченные банки осуществляют выдачу кредитов гражданам в пределах имеющихся у них кредитных ресурсов в соответствии с заключенными с Правительством Нижегородской области и органами местного самоуправления г. Дзержинска соглашениями о возмещении банкам за счет средств областного бюджета и местного бюджета недополученных с заемщиков доходов по части процентной ставки, принятой в конкретном банке.
5. Льготные, целевые жилищные кредиты выдаются на следующих условиях:
5.1 срок погашения кредитов, выдаваемых с участием бюджетных средств, устанавливается не более пятнадцати лет;
5.2 процентная ставка за пользование кредитом для заемщика устанавливается в следующих размерах:
5.2.1 в первые пять лет процентная ставка за пользование кредитными ресурсами составляет 6 процентов годовых.
Оставшаяся часть процентной ставки, действующей в уполномоченном банке, оплачивается в течение всего кредитного периода из средств областного бюджета и местного бюджета в следующих долях:
50 процентов - областной бюджет;
50 процентов - местный бюджет.
При этом доли компенсации процентной ставки, действующей в уполномоченном банке, остаются неизменными, независимо от ее корректировки (в сторону увеличения или уменьшения) этими банками.
Проценты начисляются уполномоченным банком и уплачиваются гражданином в сроки, определенные в кредитном договоре;
5.2.2 в последующие годы процентная ставка за пользование кредитными ресурсами составляет 10 процентов годовых.
Порядок оплаты оставшейся части процентной ставки, действующей в уполномоченном банке, устанавливается на условиях, определенных подпунктом 5.2.1. пункта 5 настоящего раздела;
5.3 при рождении (усыновлении) у молодой семьи в первые пять лет действия кредитного договора, заключенного на условиях настоящего Положения:
5.3.1 одного ребенка - процентная ставка по кредиту сохраняется в размере 6 процентов годовых на последующие пять лет действия имеющегося кредитного договора, а также отсрочка погашения основного долга на период до достижения ребенком возраста тех лет;
5.3.2 двух и более детей - процентная ставка по кредиту сохраняется в размере 6 процентов годовых на весь период действия кредитного договора, а также отсрочка погашения основного долга на период до достижения ребенком возраста трех лет. При этом суммарный период предоставления отсрочек погашения основного долга не может превышать трех лет.
5.4 при рождении (усыновлении) у молодой семьи во вторые пять лет действия кредитного договора, заключенного на условиях настоящего Положения:
5.4.1 одного ребенка - процентная ставка по кредиту сохраняется в размере 6 процентов годовых на период с даты рождения (усыновления) ребенка на последующие пять лет действия имеющегося кредитного договора, а также отсрочка погашения основного долга на период до достижения ребенком возраста трех лет;
5.4.2 двух и более детей - процентная ставка по кредиту сохраняется в размере 6 процентов годовых на весь период действия имеющегося кредитного договора, а также отсрочка погашения основного долга на период до достижения ребенком возраста трех лет. При этом суммарный период предоставления отсрочек погашения основного долга не может превышать трех лет;
5.4.3 при наличии у молодой семьи ребенка-инвалида процентная ставка по кредиту погашается в полном объеме в течение всего периода действия имеющегося кредитного договора. При рождении у молодой семьи ребенка-инвалида в период действия кредитного договора процентная ставка по кредиту погашается в полном объеме на весь оставшийся срок действия имеющего кредитного договора. При появлении у молодой семьи ребенка-инвалида в период действия кредитного договора процентная ставка по кредиту погашается в полном объеме на весь оставшийся срок действия имеющегося кредитного договора.
При этом погашение процентной ставки, действующей в уполномоченном банке, оплачивается в течение всего (оставшегося) кредитного периода из средств областного бюджета и местного бюджета в следующих долях:
50 процентов - областной бюджет;
50 процентов - местный бюджет;
Объем льготного жилищного кредита определяется исходя из совокупного дохода супругов молодой семьи и их родителей, (которые выступают созаемщиками по кредиту).
Порядок и условия включения доходов созаемщиков в расчет платежеспособности молодой семьи определяется уполномоченным банком;
6. Максимальный объем предоставляемого льготного целевого жилищного кредита определяется комиссиями органов местного самоуправления и устанавливается из расчета общей площади жилья в размере 18 кв. метров на одного члена молодой семьи (при составе семьи два человека - 42 кв.метра) с учетом средней стоимости строительства одного квадратного метра общей площади жилья, сложившейся в соответствующем районе (городе) на момент заключения кредитного договора.
При этом для молодой семьи, имеющей детей (одного ребенка), максимальный объем кредита не может превышать:
в случае строительства жилья - 90 процентов сметной стоимости индивидуального жилого дома (стоимости строительства квартиры в многоквартирном жилом доме);
в случае приобретения жилья - 90 процентов стоимости приобретаемого жилья.
Для молодой семьи без детей максимальный объем кредита не может превышать:
в случае строительства жилья - 70 процентов сметной стоимости индивидуального жилого дома (стоимости строительства квартиры в многоквартирном жилом доме);
в случае приобретения жилья - 70 процентов стоимости приобретаемого жилья.
7. Предоставление кредитных средств осуществляется банками исключительно при условии наличия у заемщиков собственных средств на оплату части стоимости строящегося (приобретаемого) жилья. При этом:
7.1 при предоставлении льготного целевого жилищного кредита молодой семье, имеющей детей, не менее 10 процентов общей стоимости жилого дома (квартиры) должна быть освоена или внесена гражданином - заемщиком за приобретаемое жилье (возможно наличие этих средств на сберегательном вкладе гражданина);
7.2 при предоставлении льготного целевого жилищного кредита молодой семье без детей - не менее 30 процентов общей стоимости жилого дома (квартиры) должна быть освоена или внесена гражданином - заемщиком за приобретаемое жилье (возможно наличие этих средств на сберегательном вкладе гражданина).
7.3 Выдача кредитов осуществляется наличными деньгами и путем перечисления на счета организаций (предприятий), оказывающих услуги на основании договоров за выполняемые ими работы, а также на счета продавцов жилья в случае его приобретения на вторичном рынке жилья.
7.4 Возмещение неоплаченной части процентной станки# производится Правительством Нижегородской области и органом местного самоуправления г. Дзержинска, принявшим решение о предоставлении льготного целевого жилищного кредита, и перечисляется на корреспондентский счет уполномоченных банков ежемесячно и десятидневный срок после предоставления банками отчетности по задолженности льготных ссудозаемщиков в территориальном разрезе.
7.5 Уполномоченный банк осуществляет контроль за целевым использованием средств льготного целевого жилищного кредита. В случае выявления уполномоченным банком нецелевого использования средств выданного кредита банк самостоятельно применяет к заемщику санкции вплоть до расторжения кредитного договора с одновременным уведомлением Министерства финансов Нижегородской области и органа местного самоуправления г. Дзержинска.
7.6 Гражданин-ссудозаемщик вправе производить досрочное полное или частичное погашение кредита с уплатой процентов и неустоек, начисленных на дату погашения кредита.
Начальник отдела УР и ПЖ |
В.Г. Парамонов |
Приложение 2
к городской целевой программе
"Молодой семье - доступное жилье"
на 2005 - 2010 годы
Положение
о порядке предоставления безвозмездных жилищных субсидии
на приобретение (строительство) жилья молодым семьям
19 августа 2005 г., 29 ноября 2007 г.
См. текст Положения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 16 июня 2005 г. N 811 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2005 - 2010 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Репортер и время", N 32 от 5 августа, N 33 от 12 августа 2005 г.
Постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 27 марта 2012 г. N 1132 настоящее постановление отменено
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 25 ноября 2010 г. N 11
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления
Постановление Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 23 июня 2009 г. N 480
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления
Постановление Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 29 ноября 2007 г. N 275
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного постановления
Постановление Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 19 августа 2005 г. N 838