В целях реализации Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Закона Нижегородской области от 5 мая 2005 года N 40-З "О государственном социальном обслуживании населения" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую схему развития и размещения объектов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Нижегородской области на период до 2020 года.
2. Министерству социальной политики Нижегородской области обеспечить реализацию данной схемы при разработке предложений для включения в программы, направленные на развитие социальной и инженерной инфраструктуры Нижегородской области.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Схема
развития и размещения объектов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Нижегородской области на период до 2020 года
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 28 февраля 2011 г. N 134)
1. Общие положения
1.1. Схема развития и размещения объектов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Нижегородской области на период до 2020 года (далее - Схема) разработана в целях планомерного развития учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и обеспечения потребности населения Нижегородской области в предоставляемых данными учреждениями социальных услугах.
1.2. Схемой предусматривается решение задач по развитию и размещению основных типов учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Нижегородской области.
1.3. Основными задачами развития и размещения учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Нижегородской области являются:
1.3.1. Обеспечение доступности услуг социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов Нижегородской области.
1.3.2. Оптимизация размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов с учетом потребности в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в черте города Нижнего Новгорода и прилегающих к Нижнему Новгороду районах области, плотности населения и иных социальных факторов.
1.3.3. Создание условий для повышения уровня безопасности и качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся на стационарном социальном обслуживании.
1.4. Основными принципами развития и размещения учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Нижегородской области являются:
1.4.1. Обеспечение развития сети учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов за счет нового строительства и реконструкции существующих учреждений, а также возможного перепрофилирования отдельных типов учреждений.
1.4.2. Формирование системы трех зон социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:
центральная зона: город Нижний Новгород, Балахнинский, Богородский, Борский, Володарский, Кстовский муниципальные районы Нижегородской области, город Дзержинск;
северная зона: Варнавинский, Ветлужский, Воскресенский, Городецкий, Ковернинский, Краснобаковский, Семеновский, Сокольский, Тонкинский, Тоншаевский, Уренский, Чкаловский, Шарангский, Шахунский муниципальные районы Нижегородской области;
южная зона: Ардатовский, Арзамасский, Большеболдинский, Большемурашкинский, Бутурлинский, Вадский, Вачский, Вознесенский, Воротынский, Выксунский, Гагинский, Дальнеконстантиновский, Дивеевский, Княгининский, Краснооктябрьский, Кулебакский, Лукояновский, Лысковский, Навашинский, Павловский, Первомайский, Перевозский, Пильнинский, Починковский, Сергачский, Сеченовский, Сосновский, Спасский, Шатковский муниципальные районы Нижегородской области, город Саров.
1.4.3. Первоочередное создание дополнительных мест стационарного социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, а также для немобильных и маломобильных категорий граждан.
1.4.4. Переход с 2015 года на строительство новых типовых зданий для учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, обеспечивающих соблюдение установленных действующим законодательством требований к размещению и устройству учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
1.4.5. Использование практики малоэтажного строительства, позволяющего максимально удовлетворить потребности населения области в стационарном социальном обслуживании маломобильных и немобильных категорий граждан.
1.4.6. Преимущественное размещение вновь создаваемых учреждений в центральной зоне.
2. Характеристика существующей сети учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
2.1. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Нижегородской области осуществляют 132 государственных учреждения, из них:
48 домов-интернатов общего типа на 3096 мест;
2 центра временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов на 76 мест;
9 психоневрологических интернатов на 3852 места;
3 детских дома-интерната для умственно-отсталых детей на 570 мест;
44 комплексных центра социального обслуживания населения;
15 центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
1 центр социально-трудовой реабилитации граждан на 102 места;
2 профессиональных училища-интерната для инвалидов на 350 мест;
2 социально-реабилитационных центра для инвалидов на 100 мест;
1 социально-реабилитационный центр для ветеранов боевых действий на 100 мест;
3 санаторно-реабилитационных центра для инвалидов на 340 мест;
1 пансионат для ветеранов войны и труда на 160 мест;
1 дом ветеранов.
Кроме того в Нижегородской области функционируют 7 специализированных жилых домов для граждан пожилого возраста и инвалидов (266 квартир). Специализированные жилые дома являются структурными подразделениями государственных учреждений "Комплексный центр социального обслуживания населения" или "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов".
2.2. Одной из особенностей современной демографической ситуации в России, Приволжском федеральном округе, в том числе в Нижегородской области является высокая численность лиц пожилого возраста и инвалидов.
По состоянию на 1 января 2011 года на территории области зарегистрировано 670902 граждан пожилого возраста и 335220 инвалидов, в том числе 9006 детей-инвалидов.
В последующие годы ожидается увеличение доли пожилых людей в составе населения, что обусловлено низкой рождаемостью и ожидаемым ростом продолжительности жизни.
Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющиеся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности. По оценкам экспертов среди пожилых людей только 22% практически здоровые.
Одно из закономерных макроэкономических последствий старения как социально-демографического процесса - рост потребности в социальных услугах, особенно в услугах стационарного социального обслуживания.
Действующая сеть учреждений социального обслуживания не удовлетворяет потребности населения Нижегородской области в социальном обслуживании. Имеет место недостаточная доступность услуг стационарного социального обслуживания, особенно для лиц, страдающих психическими заболеваниями.
Очередность на зачисление на стационарное социальное обслуживание по состоянию на 1 февраля 2011 года составляет 359 человек, из них 227 человек - на зачисление в психоневрологические интернаты и 132 человека - на зачисление в дома-интернаты общего типа на места для маломобильных и немобильных граждан.
Наблюдается динамика нарастания очередности граждан на зачисление в стационарные учреждения социального обслуживания населения (от отсутствия очередности на конец 2006 года до 359 человек на 1 февраля 2011 года).
В области наряду с нарастающей очередностью на зачисление на стационарное социальное обслуживание остро стоит проблема по размещению 720 клиентов, находящихся на обслуживании в государственном учреждении "Понетаевский психоневрологический интернат" (далее - ГУ "Понетаевский психоневрологический интернат").
ГУ "Понетаевский психоневрологический интернат" в настоящее время располагается в зданиях, ранее входивших в состав монастырского корпуса Серафимо-Понетаевского монастыря.
В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года N 281-рп "О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества" культовые здания должны быть переданы религиозным организациям.
Большинство учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов размещаются в зданиях, переданных системе социальной защиты населения в результате перепрофилирования учреждений образования и здравоохранения.
Морально устаревшие объемно-планировочные решения, значительный физический износ основных конструкций и инженерного оборудования не позволяет в полной мере адаптировать помещения к современным требованиям и обеспечить комфортные и, прежде всего, безопасные условия проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
2.3. Распределение существующих учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по зонам осуществлено следующим образом:
N п/п |
Тип учреждения |
Кол-во учреждений |
Кол-во мест |
Центральная зона | |||
1 |
Дом-интернат |
5 |
410 |
2 |
Психоневрологический интернат |
3 |
1305 |
3 |
Детский дом-интернат для умственно-отсталых детей |
2 |
300 |
4 |
Профессиональное училище-интернат для инвалидов |
2 |
350 |
5 |
Социально-реабилитационный центр для инвалидов |
1 |
65 |
6 |
Социально-реабилитационный центр для ветеранов боевых действий |
1 |
100 |
7 |
Санаторно-реабилитационный центр для инвалидов |
1 |
120 |
8 |
Пансионат для ветеранов войны и труда |
1 |
160 |
9 |
Центр социально-трудовой реабилитации граждан |
1 |
102 |
10 |
Дом ветеранов |
1 |
|
11 |
Комплексный центр социального обслуживания населения |
10 |
|
12 |
Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов |
4 |
|
Итого: |
32 |
2912 |
|
Северная зона | |||
1 |
Дом-интернат |
16 |
1124 |
2 |
Психоневрологический интернат |
3 |
1357 |
3 |
Социально-реабилитационный центр для инвалидов |
1 |
35 |
4 |
Санаторно-реабилитационный центр для инвалидов |
2 |
220 |
5 |
Комплексный центр социального обслуживания населения |
9 |
|
6 |
Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов |
5 |
|
Итого: |
36 |
2736 |
|
Южная зона | |||
1 |
Дом-интернат |
27 |
1562 |
2 |
Психоневрологический интернат |
3 |
1190 |
3 |
Детский дом-интернат для умственно-отсталых детей |
1 |
270 |
4 |
Центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов |
2 |
76 |
5 |
Комплексный центр социального обслуживания населения |
25 |
|
6 |
Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов |
6 |
|
Итого: |
64 |
3098 |
3. Схема развития и размещения объектов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Нижегородской области на период до 2020 года
N п/п |
Вид учреждения |
Форма развития |
Адрес |
Кол-во мест |
Планируемый срок |
|
разработки проектно-сметной документации |
ввода в эксплуатацию |
|||||
1. |
Психоневрологический интернат |
Создание на базе высвобождаемых помещений учреждений образования |
Краснобаковский район, д. Козлово |
70 |
|
2012 год |
2. |
Специальный дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов |
Создание на базе высвобождаемых помещений учреждений образования |
Городецкий район, д. Смиркино |
75 |
|
2012 год |
3. |
Психоневрологический интернат |
Создание, новое строительство |
Балахнинский район, р.п. Б. Козино |
200 |
|
2015 год |
4. |
Психоневрологический интернат |
Перевод психо-неврологического интерната (передача зданий церкви), новое строительство |
Шатковский район |
200 |
2013 год |
2017 год |
5. |
Специализированный жилой дом |
Создание, новое строительство |
Н.Новгород |
60* |
2013 год |
2015 год |
6. |
Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов |
Оптимизация, новое строительство |
Богородский район |
200 |
2014 год |
2016 год |
7. |
Психоневрологический интернат |
Перевод психо-неврологического интерната (передача зданий церкви), новое строительство |
Навашинский район |
200 |
2014 год |
2017 год |
8. |
Психоневрологический интернат |
Перевод психо-неврологического интерната (передача зданий церкви), новое строительство |
Ардатовский район |
200 |
2015 год |
2018 год |
9. |
Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов |
Оптимизация, новое строительство |
Н.Новгород, Сормовский район |
200 |
2016 год |
2018 год |
10. |
Специализированный жилой дом |
Создание, новое строительство |
г. Бор |
60 |
2016 год |
2018 год |
11. |
Психоневрологический интернат |
Перевод психо-неврологического интерната (передача зданий церкви), новое строительство |
Дальнеконстантиновский район |
200 |
2017 год |
2020 год |
12. |
Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов |
Оптимизация, новое строительство |
Сеченовский район |
200 |
2018 год |
2020 год |
13. |
Специализированный жилой дом |
Создание, новое строительство |
г. Дзержинск |
60 |
2018 год |
2020 год |
* В отношении специализированных жилых домов указывается количество квартир
4. Результат реализации предусмотренных Схемой задач
Реализация предусмотренных Схемой задач позволит удовлетворить потребности населения Нижегородской области в предоставляемых учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов социальных услугах и обеспечить создание условий для повышения уровня безопасности и качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся на стационарном социальном обслуживании.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2011 г. N 134 "Об утверждении схемы развития и размещения объектов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Нижегородской области на период до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания
Текст постановления получен из эталонного банка данных правовой информации Губернатора и Правительства Нижегородской области