Постановление Правительства Нижегородской области
от 6 сентября 2011 г. N 705
"О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2010 года N 241"
Постановлением Правительства Нижегородской области от 12 сентября 2013 г. N 639 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2010 года N 241 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие системы бюджетного учета и отчетности в Нижегородской области (2010 - 2014 годы)" следующие изменения:
1.1. В Направлениях совершенствования организации бюджетного учета в Нижегородской области, утвержденных постановлением:
1.1.1. Раздел I "Виды бюджетных учреждений, особенности их правового статуса и основные факторы, влияющие на выбор формы организации бухгалтерского учета" изложить в следующей редакции:
"I. Виды бюджетных учреждений, особенности их правового статуса и основные факторы, влияющие на выбор формы организации бухгалтерского учета
В связи с многообразием возложенных на государственные (муниципальные) учреждения социально-экономических функций различаются и направления их деятельности. Среди учреждений, предоставляющих услуги социального характера, есть учреждения здравоохранения, образования, культуры и другие учреждения непроизводственной сферы. Согласно части 3 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности правового статуса отдельных государственных и иных учреждений определяются специальными законом и иными правовыми актами.
Например, образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании". Деятельность учреждений культуры регламентируется Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года N 3612-1. Особенности правового статуса учреждений здравоохранения установлены Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1. Для учреждений социального обслуживания особенности правового статуса установлены Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
Согласно каждому из перечисленных выше специальных законов учреждения имеют статус юридического лица. В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации под юридическим лицом понимают организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Организация, считающаяся юридическим лицом, должна иметь обособленное от ее учредителей имущество. Данное имущество государственные и муниципальные учреждения имеют в оперативном управлении.
Также следует принимать во внимание, что Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", предполагается повышение ответственности администраторов бюджетных средств за достижение намеченных целей и результатов, за обеспечение качества внутриведомственных процедур бюджетного планирования, что, очевидно, приведет к усилению контроля за деятельностью подведомственных учреждений.
Таким образом, с одной стороны, учреждения являются юридическими лицами и их руководители вправе самостоятельно принимать управленческие решения, связанные с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности.
С другой стороны, при выборе формы организации бухгалтерского учета у руководителя учреждения возникает немало проблем, решить которые самостоятельно он не может по объективным причинам.
Например:
- учреждения расходуют средства соответствующего бюджета, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины;
- казначейское исполнение бюджетов предполагает систематический контроль правильности использования бюджетных средств;
- распределение бюджетных ресурсов осуществляется администратором бюджетных средств.
Наряду с характерными для всех учреждений особенностями, каждое из учреждений, финансируемых из бюджета, имеет свою специфику. Специфика заключается не только в разнообразии осуществляемых видов деятельности, но и в организационно-техническом и экономическом плане. Среди учреждений есть, например, малокомплектные школы и крупные учебно-воспитательные образовательные центры, амбулатории в сельском поселении и многопрофильные поликлиники и больницы, библиотеки в поселке и центры организации досуга в городе и другое.
Данные учреждения отличаются объемом осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности, объемом учетной работы, объемом средств, находящихся в их распоряжении, а также установленным действующим законодательством количеством ставок в типовом штатном расписании специалистов бухгалтерской службы, что оказывает существенное влияние на выбор формы организации бухгалтерского учета в учреждении.
Кроме того, территориальное расположение учреждений также является одной из специфических особенностей. Например, государственное учреждение, созданное органами государственной власти субъекта Российской Федерации, может находиться на значительном территориальном удалении от учредителя. Многочисленные учреждения дошкольного и общего образования, созданные органами местного самоуправления, могут находиться как в пределах одного микрорайона муниципального образования, так и на значительном удалении не только друг от друга, но и от учредителя. Учреждение здравоохранения в зависимости от численности населения муниципального образования может быть единственным подобным учреждением в населенном пункте. Территориальная обособленность учреждения часто является сдерживающим фактором при выборе учреждением формы организации бухгалтерского учета, поскольку ограничивает круг специалистов, оказывающих услуги в области бухгалтерского учета.
По решению органов государственной власти и органов местного самоуправления созданным ими учреждениям может предоставляться право заниматься деятельностью, приносящей доходы. Такое право должно быть предусмотрено в уставе учреждения или в положении об учреждении. Но не все учреждения ввиду различных причин могут оказывать услуги на платной основе. Поэтому учреждения отличаются друг от друга и возможностью осуществления приносящей доход деятельности, а также объемом получаемых при этом доходов. Учреждения, которые имеют доходы от приносящей доход деятельности, располагают в большей степени свободой выбора формы организации бухгалтерского учета. Такие учреждения могут заинтересовать специалистов в области бухгалтерского учета более высоким уровнем оплаты труда, а также создать необходимую для организации бухгалтерского учета материально-техническую базу.
Решение администратора бюджетных средств также оказывает влияние на выбор формы организации бухгалтерского учета. Распорядитель бюджетных средств несет ответственность за соблюдение при утверждении смет доходов и расходов, планов финансово-хозяйственной деятельности нормативов финансовых затрат по предоставлению государственных или муниципальных услуг, а также за эффективное использование бюджетных средств. Поэтому администратор бюджетных средств заинтересован в получении возможности оперативного анализа результатов принимаемых решений. Кроме того, заинтересованность распорядителя заключается в принятии необходимых мер по повышению эффективности использования бюджетных средств регионального и муниципального уровня и повышения результативности бюджетных расходов. В связи с этим администратор бюджетных средств может рекомендовать подведомственным учреждениям форму организации бухгалтерского учета в соответствии со своими интересами, которая не всегда может быть оптимальной для различных учреждений.
Влияние вышеперечисленных факторов ограничивает самостоятельность руководителя учреждения при выборе формы организации бухгалтерского учета. С одной стороны, у руководителя учреждения формально существует самостоятельность в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в том числе и в выборе формы организации бухгалтерского учета, с другой стороны, данный выбор определяется объемом средств, выделенных из соответствующего бюджета на финансирование предоставления услуг, с целью оказания которых данные учреждения были созданы.
Реформирование бюджетного процесса и реализация мер по повышению результативности расходов соответствующих бюджетов предполагает расширение самостоятельности и повышение ответственности администраторов бюджетных средств. При внедрении бюджетирования, ориентированного на результат, на выполнение определенных функций и программ будет выделяться общая сумма ассигнований. Направления их использования самостоятельно определяет и детализирует администратор бюджетных средств. Вместе с предоставлением такой свободы повышается и ответственность за принятые решения. Поэтому важно оптимизировать использование ресурсов (персонала, оборудования, помещений и так далее) в процессе деятельности учреждения, при этом выбор наиболее эффективной формы организации бухгалтерского учета приобретает особую актуальность.
Единые правовые и методологические основы организации бухгалтерского учета в организациях, находящихся на территории Российской Федерации, а значит, и в учреждениях, установлены Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Законодательно право выбора формы организации бухгалтерского учета закреплено за руководителем организации. Согласно действующему законодательству для организации бухгалтерского учета руководитель учреждения, на которого возложена ответственность за это, в зависимости от объема учетной работы может выбрать одну из четырех установленных законом форм:
- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
- ввести в штат должность бухгалтера;
- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии или бухгалтеру-специалисту;
- вести бухгалтерский учет лично.
Ниже подробно рассматриваются установленные законодательством формы организации бухгалтерского учета.
При этом, отмечая положительные стороны каждой из форм организации бухгалтерского учета, принимается допущение, что сотрудники, обеспечивающие ведение бухгалтерского учета в той или иной форме, должны иметь высокую квалификацию, а в учреждении предусмотрены мероприятия по материально-техническому и программно-информационному обеспечению учетного процесса.".
1.1.2. В подразделе 1 "Учреждение бухгалтерской службы":
слова "бюджетное учреждение" в соответствующем падеже заменить словом "учреждение" в соответствующем падеже;
слова "предпринимательской и иной" исключить.
1.1.3. В подразделе 2 "Введение в штат должности бухгалтера" слова "бюджетное учреждение" в соответствующем падеже заменить словом "учреждение" в соответствующем падеже.
1.1.4. В наименовании подраздела 3 "Выбор ведения бухгалтерского учета на договорных началах централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом" слова "специализированной организацией или" исключить.
1.1.5. В пункте 3.1 "Централизованная бухгалтерия":
предложение "Договор можно заключить с самой централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом или с организацией, при которой создана централизованная бухгалтерия, если эта бухгалтерия является структурным подразделением данной организации." признать утратившим силу;
предложение "Однако в случае с централизованной бухгалтерией это решение может также определяться и наличием на рынке организации, не являющейся бюджетным учреждением, которая могла бы оказывать подобные услуги." признать утратившим силу.
1.1.6. Пункт 3.2 "Специализированная организация" признать утратившим силу.
1.1.7. В пункте 3.3 "Бухгалтер-специалист" слова "бюджетное учреждение" в соответствующем падеже заменить словом "учреждение" в соответствующем падеже.
1.1.8. В разделе II "Нормативная численность специалистов бухгалтерской службы" слова "бюджетное учреждение" в соответствующем падеже заменить словом "учреждение" в соответствующем падеже.
1.1.9. В разделе III "Выводы по выбору бюджетным учреждением формы организации бухгалтерского учета по итогам исследования действующего законодательства в области организации бухгалтерского учета":
слова "бюджетное учреждение" в соответствующем падеже заменить словом "учреждение" в соответствующем падеже;
слова "предпринимательской и иной" исключить;
слова "специализированной организации", "специализированной организации или", "или специализированной организации" исключить;
предложение "Если органами государственной власти субъектов - главными распорядителями средств областного бюджета и органами местного самоуправления будет принято решение о создании централизованной бухгалтерии, то рекомендуется организовать ее в одной из следующих форм:
муниципальное учреждение "Централизованная бухгалтерия" с правами юридического лица;
централизованная бухгалтерия при органах государственной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления, осуществляющая ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях; в структуре данной бухгалтерии могут быть предусмотрены отделы с учетом особенностей деятельности обслуживаемых бюджетных учреждений." признать утратившим силу.
1.2. В областной целевой программе "Развитие системы бюджетного учета и отчетности в Нижегородской области (2010 - 2014 годы)", утвержденной постановлением:
1.2.1. По тексту Программы слова "бюджетная отчетность" в соответствующем падеже заменить словом "отчетность" в соответствующем падеже.
1.2.2. В паспорте Программы:
1) позицию "Основание для разработки" изложить в следующей редакции:
Основание для разработки |
- Бюджетный кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; - Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"; - постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов"; - Закон Нижегородской области от 12 сентября 2007 года N 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области"; - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н; - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N 162н; - Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 года N 174н; - Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 183н; - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 191н; - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 года N 33н; - постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 26 ноября 2009 года N 1816-IV "О принятии Закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2010 год"; - постановление Правительства Нижегородской области от 7 мая 2009 года N 271 "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2010 - 2012 годы"; - постановление Правительства Нижегородской области от 7 июля 2010 года N 404 "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"; - постановление Правительства Нижегородской области от 14 декабря 2007 года N 477 "О создании единого комплекса автоматизированного ведения бюджетного учета в бюджетных учреждениях областного и муниципального уровней Нижегородской области"; - распоряжение Правительства Нижегородской области от 9 сентября 2005 года N 574-р "О мероприятиях по реформированию бюджетного учета"; - распоряжение Правительства Нижегородской области от 9 сентября 2005 года N 575-р "О создании методического совета по бюджетному учету" |
2) в позиции "Основные задачи Программы":
в абзаце первом слова "бюджетных учреждениях" заменить словом "учреждениях";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"- обеспечение своевременного, полного и достоверного отражения в бюджетном учете операций по исполнению смет доходов и расходов, планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений Нижегородской области;";
3) позицию "Исполнители основных мероприятий Программы" изложить в следующей редакции:
Исполнители основных мероприятий Программы |
министерство финансов Нижегородской области; органы исполнительной власти Нижегородской области; органы местного самоуправления Нижегородской области (по согласованию); государственные (муниципальные) учреждения Нижегородской области (по согласованию) |
4) позицию "Объемы и источники финансирования" изложить в следующей редакции:
Наименование государственных заказчиков |
Источники финансирования |
Годы |
|||||
2010, тыс. руб. |
2011, тыс. руб. |
2012, тыс. руб. |
2013, тыс. руб. |
2014, тыс. руб. |
Всего за период реализации Программы |
||
Министерство финансов Нижегородской области |
Всего, в т.ч.: |
45 000 |
49 077 |
49 077 |
55 456 |
119170 |
317780 |
Областной бюджет, в т.ч.: капвложения НИОКР прочие расходы |
45 000
45 000 |
49 077
49 077 |
49 077
49 077 |
55 456
55 456 |
119170
119170 |
317780
317780 |
|
Федеральный бюджет, в т.ч.: капвложения НИОКР прочие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Местный бюджет, в т.ч.: капвложения НИОКР прочие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Прочие источники, в т.ч.: капвложения НИОКР прочие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Итого по Программе |
Всего, в т.ч.: |
45 000 |
49 077 |
49 077 |
55 456 |
119170 |
317780 |
Областной бюджет, в т.ч.: капвложения НИОКР прочие расходы |
45 000
45 000 |
49 077
49 077 |
49 077
49 077 |
55 456
55 456 |
119170
119170 |
317780
317780 |
|
Федеральный бюджет, в т.ч.: капвложения НИОКР прочие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Местный бюджет, в т.ч.: капвложения НИОКР прочие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Прочие источники, в т.ч.: капвложения НИОКР прочие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5) позицию "Индикаторы достижения цели Программы" изложить в следующей редакции:
Индикаторы достижения цели Программы |
- доля государственных учреждений Нижегородской области, обеспеченных лицензионными программными продуктами для учета финансово-хозяйственной деятельности - 100%; - доля муниципальных учреждений Нижегородской области, обеспеченных лицензионными программными продуктами для учета финансово-хозяйственной деятельности - 100%; - доля государственных учреждений Нижегородской области, обеспеченных установленными едиными типовыми настройками программных продуктов - 100%; - доля муниципальных учреждений Нижегородской области, обеспеченных установленными едиными типовыми настройками программных продуктов - 100%; - доля государственных учреждений Нижегородской области, подключенных к Порталу Единого комплекса - 100%; - доля муниципальных учреждений Нижегородской области, подключенных к Порталу Единого комплекса - 100% |
1.2.3. В тексте Программы:
1) раздел 2.1 "Содержание проблемы. Постановка задачи" изложить в следующей редакции:
"2.1. Содержание проблемы. Постановка задачи
В последнее десятилетие в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 283. Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия.
Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публичный доступ к ней.
Бюджетный учет, как составная часть бухгалтерского учета и отчетности, представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими учреждений и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.
В то же время, несмотря на определенные успехи в данной сфере, до сих пор имеется ряд серьезных проблем:
- неоправданно высокие затраты на подготовку консолидированной бюджетной финансовой отчетности;
- низка оперативность подготовки консолидированной бюджетной финансовой отчетности;
- слабость системы контроля качества бухгалтерской отчетности;
- недостаточный уровень автоматизации бухгалтерского учета в бюджетной сфере;
- достаточно низкий уровень профессиональной подготовки части бухгалтеров и аудиторов.
Все вышеизложенное сказывается на сроках представления отчетности и ее качестве.
Процесс реформирования бюджетного процесса продолжается, ежегодно меняется методологическая база. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы Министерством финансов Российской Федерации 26 августа 2004 года был издан приказ N 70н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (в настоящее время признан утратившим силу) (далее - Инструкция N 70н). Новая редакция Инструкции по бюджетному учету утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 года N 148н (признан утратившим силу). Инструкция N 70н коренным образом изменила принципы и методы бюджетного учета, ввела новые механизмы бюджетирования: программно-целевое бюджетирование, ориентированное на результат, и среднесрочное (на 3 года) бюджетирование.
Министерство финансов Российской Федерации письмом от 30 декабря 2004 года N 11-11-08/114 рекомендовало регионам в целях качественного реформирования бюджетного учета и отчетности провести комплекс мероприятий, обеспечивающих внедрение новых стандартов учета и автоматизации. Во исполнение рекомендаций были подготовлены распоряжения Правительства Нижегородской области от 9 сентября 2005 года N 574-р "О мероприятиях по реформированию бюджетного учета", от 9 сентября 2005 года N 575-р "О создании методического совета по бюджетному учету", от 19 октября 2006 года N 867-р "О мероприятиях по реформированию бюджетного учета". Разработаны указания для главных распорядителей средств бюджета, финансовых органов Нижегородской области, определяющие порядок и особенности перехода к применению Инструкции N 70н, организован центр (горячая линия) по вопросам внедрения Инструкции N 70н, проведен мониторинг обеспечения бюджетных учреждений Нижегородской области средствами вычислительной техники и программными продуктами, проведены семинары с участием представителей Министерства финансов Российской Федерации с работниками бухгалтерских служб, организовано обучение бухгалтерских кадров положениям новых инструкций по бюджетному учету и составлению отчетности и другое.
Внедрение новой Инструкции N 70н потребовало системной работы от министерства финансов Нижегородской области по реализации следующих мероприятий:
1. Закупка компьютерной техники для бухгалтерских служб.
В 2005 году при расчете межбюджетных отношений всем территориям были предусмотрены средства на закупку компьютерной техники. Ряд районов включили данные средства в местные бюджеты и осуществили закупку, однако некоторые районы не реализовали рекомендации. Для бюджетных учреждений, состоящих на областном бюджете, закупка компьютерной техники произведена в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 1 апреля 2005 года N 190-р "О закупке компьютерной техники и программного продукта".
2. Обучение бухгалтерских кадров по ведению бюджетного учета.
В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 19 октября 2006 года N 867-р "О мероприятиях по реформированию бюджетного учета" в 2007 - 2008 годах централизованно проводилось обучение бухгалтерских кадров. В соответствии с присланными заявками на обучение и проведенным конкурсом обучено 2 721 бухгалтер.
С 2007 года ежегодно проводится конкурс на звание "Лучший бухгалтер бюджетной сферы", в котором принимают участие ежегодно от 267 до 300 бухгалтеров бюджетных организаций.
В 2008 году дополнительно проведено обучение бухгалтерских кадров в количестве 115 человек по 240-часовой программе.
3. Закупка программного обеспечения.
Как показал проведенный в 2007 году анализ, 95% бюджетных учреждений было оснащено программным обеспечением (проведен опрос 2 115 учреждений Нижегородской области). Однако по области и в подведомственных учреждениях главных распорядителей средств областного бюджета были установлены различные программные продукты, разные версии, отличающиеся друг от друга; не имели договоров на обслуживание программного обеспечения 222 учреждения (или 11% от общего количества учреждений), то есть программный продукт не обновлялся. Около 10% учреждений не использовали в своей работе программное обеспечение по причине отсутствия квалифицированной поддержки со стороны фирм-разработчиков либо недостаточного финансирования на обслуживание программного продукта и компьютерной техники. Сводная отчетность практически во всех муниципальных образованиях и у главных распорядителей формировалась без использования соответствующего программного обеспечения. Бюджетный учет внедрялся с затруднением, так как в фирмах, обслуживающих бюджетные организации, зачастую и в настоящее время отсутствуют специалисты, владеющие навыками бюджетного учета.
В полном соответствии с методологией, установленной на федеральном уровне, постановлением Правительства Нижегородской области от 14 декабря 2007 года N 477 "О создании единого комплекса автоматизированного ведения бюджетного учета в бюджетных учреждениях областного и муниципального уровней Нижегородской области" утвержден план мероприятий по созданию единого комплекса автоматизированного ведения бюджетного учета в бюджетных учреждениях областного и муниципального уровней Нижегородской области.
В рамках реализации проекта все учреждения обеспечиваются лицензионным программным обеспечением, внедряются единые стандарты бюджетного учета, унифицированы бухгалтерские проводки, внедрены все необходимые отраслевые модули для полноценного качественного учета и составления отчетности. Финансирование данных мероприятий осуществлялось за счет средств федерального и областного бюджетов. В течение 2007 - 2008 годов из федерального бюджета в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 года N 1827-р, от 16 декабря 2008 года N 1880-р Нижегородской области в числе победителей-регионов выделено 250,2 млн. руб., из которых в 2008 году на внедрение Единого комплекса автоматизированного бюджетного учета направлено 46,4 млн. руб., в 2009 году - 48,9 млн. руб. Объем софинансирования за счет средств областного бюджета в 2009 году составил 41,1 млн. руб. Всего - 134,4 млн. руб.
В настоящее время Единый комплекс автоматизированного бюджетного учета в учреждениях внедрен и технически поддерживается в 2 114 учреждениях области. От общего количества учреждений Нижегородской области это составляет 43,1%.
В рамках полномочий, определенных статьей 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 года N 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области", на основании решения рабочей группы (протокол от 17 августа 2007 года) министерством финансов Нижегородской области заключен сублицензионный договор от 6 ноября 2008 года со сроком действия до 31 декабря 2038 года на предоставление простой (неисключительной) открытой лицензии на предоставление программных продуктов "1С", "Парус", предусматривающий наличие прав министерства на неограниченное изготовление экземпляров объектов интеллектуальной собственности вышеуказанных программных продуктов для всех бюджетных учреждений Нижегородской области. Созданные в рамках реализации проекта макеты баз данных Единого комплекса по ведению бюджетного учета в бюджетных учреждениях Нижегородской области в программно-информационной среде "1С" и "Парус" зарегистрированы в государственном Регистре баз данных в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (регистрационные свидетельства от 10 сентября 2009 года N 12610, 12609).
Как обладатель интеллектуальных прав и как собственник баз данных министерство финансов Нижегородской области выступает заказчиком по договорам на оказание услуг по обновлению объектов интеллектуальной собственности, внедрению Единого комплекса по ведению бюджетного учета в учреждениях в автоматизированном виде и технической поддержке Единого комплекса по ведению бюджетного учета.
В целях реализации поставленных на федеральном уровне задач в постановлениях Правительства Нижегородской области от 7 июля 2010 года N 404 "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", от 28 июля 2011 года N 570 "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" определены направления на совершенствование управления исполнением областного бюджета, а именно:
- повышение качества бюджетного учета и бюджетной отчетности;
- совершенствование системы администрирования доходов бюджета;
- контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;
- продолжение работы по внедрению и технической поддержке Единого комплекса автоматизированного ведения бюджетного учета в учреждениях областного и муниципального уровней Нижегородской области.";
2) в подразделе 2.1.1 "Действующая система нормативного регулирования бюджетного учета и отчетности в Российской Федерации. Компетенция органов исполнительной власти регионального и муниципального уровней":
абзац первый изложить в следующей редакции:
"В настоящее время система нормативного регулирования бюджетного учета и отчетности состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н; Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N 162н; Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 года N 174н; Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 183н; Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 191н; Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 года N 33н.";
в абзаце втором слова "бюджетные учреждения" заменить словом "учреждения";
3) в разделе 2.2 "Цели и задачи Программы"
слова "бюджетных учреждений" заменить словом "учреждений";
пункт 2 после слов "смет доходов и расходов" дополнить словами ", планов финансово-хозяйственной деятельности";
4) в разделе 2.5 "Система программных мероприятий":
в абзаце третьем слова "бюджетных учреждениях" заменить словом "учреждениях";
таблицу 1 "Мероприятия Программы" изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
5) в разделе 2.6 "Ресурсное обеспечение":
абзац первый изложить в следующей редакции:
"В рамках полномочий, установленных статьей 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, одним из основных предназначений Программы является выполнение интегрирующей роли для всех инициатив в Нижегородской области в сфере организации единого порядка ведения бюджетного учета и составления отчетности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждениях.";
таблицу 2 "Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы" изложить в следующей редакции:
"Таблица 2
Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы
Наименование государственных заказчиков |
Источники финансирования |
Годы |
|||||
2010, тыс. руб. |
2011, тыс. руб. |
2012, тыс. руб. |
2013, тыс. руб. |
2014, тыс. руб. |
Всего за период реализации Программы |
||
Министерство финансов Нижегородской области |
Всего, в т.ч.: |
45 000 |
49 077 |
49 077 |
55 456 |
119170 |
317780 |
Областной бюджет, в т.ч.: |
45 000 |
49 077 |
49 077 |
55 456 |
119170 |
317780 |
|
капвложения |
45 000 |
49 077 |
49 077 |
55 456 |
119170 |
317780 |
|
НИОКР |
|
|
|
|
|
|
|
прочие расходы |
|
|
|
|
|
|
|
Федеральный бюджет, в т.ч.: капвложения НИОКР прочие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Местный бюджет, в т.ч.: капвложения НИОКР прочие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Прочие источники, в т.ч.: капвложения НИОКР прочие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Итого по Программе |
Всего, в т.ч.: |
45 000 |
49 077 |
49 077 |
55 456 |
119170 |
317780 |
Областной бюджет, в т.ч.: |
45000 |
49 077 |
49 077 |
55 456 |
119170 |
317780 |
|
капвложения |
45 000 |
49 077 |
49 077 |
55 456 |
119170 |
317780 |
|
НИОКР |
|
|
|
|
|
|
|
прочие расходы |
|
|
|
|
|
|
|
Федеральный бюджет, в т.ч.: капвложения НИОКР прочие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Местный бюджет, в т.ч.: капвложения НИОКР прочие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Прочие источники, в т.ч.: капвложения НИОКР прочие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6) в разделе 2.7 "Индикаторы достижения цели Программы":
таблицу 3 "Индикаторы достижения цели Программы" изложить в следующей редакции:
Наименование индикаторов достижения цели Программы |
Единицы измерения индикаторов достижения цели Программы |
Значения индикаторов достижения цели Программы |
||
На момент разработки Программы |
По окончании реализации Программы |
Без программного вмешательства (после предполагаемого срока реализации Программы) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Доля учреждений Нижегородской области областного уровня, обеспеченных лицензионными программными продуктами для учета финансово-хозяйственной деятельности |
% |
78 |
100 |
78 |
2. Доля учреждений Нижегородской области муниципального уровня, обеспеченных лицензионными программными продуктами для учета финансово-хозяйственной деятельности |
% |
79 |
100 |
79 |
3. Доля учреждений Нижегородской области областного уровня, обеспеченных установленными едиными типовыми настройками программных продуктов |
% |
54 |
100 |
54 |
4. Доля учреждений Нижегородской области муниципального уровня, обеспеченных установленными едиными типовыми настройками программных продуктов |
% |
41 |
100 |
41 |
5. Доля учреждений Нижегородской области областного уровня, подключенных к порталу Единого комплекса |
% |
0 |
100 |
0 |
6. Доля учреждений Нижегородской области муниципального уровня, вошедших в Единый комплекс и подключенных к порталу Единого комплекса |
% |
0 |
100 |
0 |
в Порядке расчета индикаторов после таблицы 3 "Индикаторы достижения цели Программы" слова "бюджетных учреждений" заменить словом "учреждений";
таблицу 4 "Индикаторы достижения цели Программы с разбивкой по годам" изложить в следующей редакции:
"Таблица 4
Индикаторы достижения цели Программы с разбивкой по годам
Наименование индикаторов достижения цели Программы |
Единицы измерения индикаторов достижения цели Программы |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Доля учреждений Нижегородской области областного уровня, обеспеченных лицензионными программными продуктами для учета финансово-хозяйственной деятельности |
% |
95 |
95 |
97 |
100 |
100 |
2. Доля учреждений Нижегородской области муниципального уровня, обеспеченных лицензионными программными продуктами для учета финансово-хозяйственной деятельности |
% |
79 |
89 |
89 |
90 |
100 |
3. Доля учреждений Нижегородской области областного уровня, обеспеченных установленными едиными типовыми настройками программных продуктов |
% |
77 |
77 |
86 |
100 |
100 |
4. Доля учреждений Нижегородской области муниципального уровня, обеспеченных установленными едиными типовыми настройками программных продуктов |
% |
41 |
48 |
48 |
50 |
100 |
5. Доля учреждений Нижегородской области областного уровня, подключенных к порталу Единого комплекса |
% |
77 |
77 |
86 |
100 |
100 |
6. Доля учреждений Нижегородской области муниципального уровня, вошедших в Единый комплекс и подключенных к порталу Единого комплекса |
% |
41 |
48 |
48 |
50 |
100 |
";
в Порядке расчета индикаторов после таблицы 4 "Индикаторы достижения цели Программы с разбивкой по годам" слова "бюджетных учреждений" заменить словом "учреждений";
7) в разделе 2.8 "Показатели непосредственных результатов реализации Программы":
таблицу 5 "Показатели непосредственных результатов реализации Программы" изложить в следующей редакции:
"Таблица 5
Показатели непосредственных результатов реализации Программы
Наименование показателя |
2010 год |
2011* год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Количество учреждений Нижегородской области областного уровня, обеспеченных лицензионными программными продуктами для учета финансово-хозяйственной деятельности |
663 |
643 |
657 |
677 |
677 |
Количество учреждений Нижегородской области муниципального уровня, обеспеченных лицензионными программными продуктами для учета финансово-хозяйственной деятельности |
3324 |
3542 |
3542 |
3559 |
3973 |
Количество учреждений Нижегородской области областного уровня, обеспеченных установленными едиными типовыми настройками программных продуктов |
540 |
520 |
684 |
677 |
677 |
Количество учреждений Нижегородской области муниципального уровня, обеспеченных установленными едиными типовыми настройками программных продуктов |
1734 |
1921 |
1921 |
2000 |
3973 |
Количество учреждений Нижегородской области областного уровня, подключенных к порталу Единого комплекса |
540 |
520 |
684 |
677 |
677 |
Количество учреждений Нижегородской области муниципального уровня, подключенных к порталу Единого комплекса |
1734 |
1921 |
1921 |
2000 |
3973 |
* Изменение количества учреждений вызвано реорганизацией учреждений в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", а также мероприятиями по оптимизации бюджетной сети учреждений";
в тексте после таблицы 5 "Показатели непосредственных результатов реализации Программы" слова "бюджетное учреждение" в соответствующем падеже заменить словом "учреждение" в соответствующем падеже;
абзац четвертый после таблицы 5 "Показатели непосредственных результатов реализации Программы" после слов "смет доходов и расходов" дополнить словами ", планов финансово-хозяйственной деятельности";
в разделе 2.9 "Оценка эффективности реализации Программы":
слова "бюджетное учреждение" в соответствующем падеже заменить словом "учреждение" в соответствующем падеже;
абзац девятый изложить в следующей редакции:
"- обеспечение информационного единства Нижегородской области за счет формирования единой информационной инфраструктуры для государственных нужд и подключения к ней государственных, муниципальных органов и созданных ими учреждений на всей территории Нижегородской области.";
таблицу 6 "Оценка экономической эффективности" изложить в следующей редакции:
"Таблица 6
Оценка экономической эффективности
Наименование показателя |
В том числе по годам |
Всего по ОЦП |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
Показатель А Экономия бюджетных средств от централизованной закупки открытой лицензии и обновлений интеллектуальной собственности |
26 835 |
26 759 |
27 769 |
31 875 |
56 474 |
169 712 |
Показатель Б Сумма затрат на программу |
45 000 |
49 077 |
49 077 |
55 456 |
119 170 |
317 780 |
Экономическая эффективность = А/Б |
0,60 |
0,55 |
0,57 |
0,57 |
0,47 |
0,53 |
абзацы первый, второй после таблицы 6 изложить в следующей редакции:
"Таким образом, на каждый 1 рубль затрат на Программу экономия бюджетных средств составит 53 копейки.
Расчет экономии бюджетных средств приведен в приложении 2 к Программе.".
1.2.4. В приложении 1 "Требования к функциональному составу Единого комплекса автоматизированного бюджетного учета в бюджетных учреждениях Нижегородской области" к Программе:
1) в наименовании и по тексту слова "бюджетное учреждение" в соответствующем падеже заменить словом "учреждение" в соответствующем падеже;
2) раздел 1 "Нормативная база" изложить в следующей редакции:
"Оказание услуг по внедрению и технической поддержке Единого комплекса осуществляется в рамках плана мероприятий, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 14 декабря 2007 года N 477, Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н; Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N 162н; Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 года N 174н; Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 183н; Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 191н; Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 года N 33н.";
3) абзац первый раздела 2 "Глоссарий" изложить в следующей редакции:
"Учреждение - государственное (муниципальное) учреждение с собственной бухгалтерией либо централизованная бухгалтерия получателя бюджетных средств или главного распорядителя бюджетных средств (далее - ГРБС).".
1.2.5. В приложении 2 "Пояснительная записка к разделу 2.9 "Оценка эффективности реализации Программы" к Программе:
1) по тексту слова "бюджетное учреждение" в соответствующем падеже заменить словом "учреждение" в соответствующем падеже;
2) таблицу 4 "Расчет количества учреждений главных распорядителей бюджетных средств областного бюджета" изложить в следующей редакции:
"Таблица 4
Расчет количества учреждений главных распорядителей бюджетных средств областного бюджета
N |
|
Общее |
Охвачено ЕК |
ОЦП, в том числе по годам |
|||||
Всего |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
1 |
Количество учреждений |
677 |
514 |
163 |
0 |
0 |
64 |
93 |
0 |
2 |
Обеспеченность ПП "Бухгалтерский учет" и "Зарплата", % см. индикатор N 1 |
|
|
78 |
78 |
78 |
78 |
78 |
100 |
3 |
Количество учреждений для дооснащения ПП |
|
|
36 |
0 |
0 |
14 |
20 |
0 |
3) таблицу 5 "Расчет количества учреждений муниципальных районов" изложить в следующей редакции:
"Таблица 5
Расчет количества учреждений муниципальных районов
N |
|
Общее |
Охвачено ЕК |
ОЦП, в том числе по годам |
|||||
Всего |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
1 |
Количество учреждений |
3973 |
1865 |
2108 |
0 |
56 |
0 |
79 |
1973 |
2 |
Количество органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) |
52 |
30 |
22 |
0 |
1 |
0 |
2 |
20 |
3 |
Обеспеченность ПП Бухгалтерский учет и Зарплата, % |
|
|
79 |
79 |
79 |
79 |
80 |
100 |
4 |
Количество учреждений для дооснащения ПП |
|
|
442 |
0 |
12 |
|
17 |
413 |
4) таблицу 7 "Расчет стоимости приобретения программных продуктов при самостоятельной закупке бюджетными учреждениями на 2010 - 2014 годы" и абзацы первый - третий после таблицы 7 изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению;
5) в разделе 2 "Расчет экономии от централизованной закупки обновлений объектов интеллектуальной собственности":
абзацы шестой, седьмой изложить в следующей редакции:
"Всего за период действия областной целевой программы затраты составят 21 666 700 рублей. Следовательно, экономия от централизованной закупки комплектов обновлений составит 139 390 106 рублей (161 056 806 руб. - 21 666 700 руб. = 139 390 106 руб.).
Таким образом, экономия бюджетных средств по мероприятию "Приобретение обновлений объектов интеллектуальной собственности в соответствии с простой (неисключительной) открытой лицензией" составляет 146 043 614 рублей (13 653 508 руб. + 132 390 106 руб. = 146 043 614 руб.).";
6) таблицу 8 "Расчет стоимости приобретения комплектов обновлений программных продуктов при самостоятельной закупке бюджетными учреждениями на 2010 - 2012 годы" изложить в новой редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 6 сентября 2011 г. N 705 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2010 года N 241"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости" от 22 сентября 2011 г. N 172
Постановлением Правительства Нижегородской области от 12 сентября 2013 г. N 639 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.