Соглашение между Правительством Нижегородской области,
Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов "Облсовпроф" и объединением работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей" по основным направлениям совершенствования оплаты труда на 2012 год
от 29 декабря 2011 г. N 231-П/506/А-693
Настоящее Соглашение прекратило действие в связи с истечением срока действия
Правительство Нижегородской области (далее - Правительство), Нижегородское областное объединение организаций профсоюзов "Облсовпроф" (далее - Профсоюзы), объединения работодателей (далее - Работодатели) на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Нижегородской области от 27 апреля 1999 года N 40-З "О социальном партнерстве", трехстороннего регионального Соглашения между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов "Облсовпроф" и объединениями работодателей заключили настоящее Соглашение о согласованных действиях на территории Нижегородской области по основным направлениям совершенствования оплаты труда на 2012 год.
1. Цель и задачи Соглашения
1.1. Целью настоящего Соглашения является повышение реальных доходов, уровня и качества жизни населения и на этой основе достижение социальной справедливости, экономической и политической стабильности в регионе, определение основных направлений регулирования оплаты труда на основе социального партнерства.
1.2. Основными задачами настоящего Соглашения являются:
проведение единой тарифно-договорной политики на всех уровнях в отраслях, организациях всех форм собственности, городских округах и муниципальных районах, направленной на обеспечение права работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы в соответствии с ростом эффективности и производительности труда, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения;
регулирование социально-трудовых отношений на уровне региона в вопросах оплаты труда и занятости, создание нормальных и безопасных условий труда, обеспечение согласованного уровня социальных гарантий, компенсаций и льгот;
установление экономически обоснованных соотношений в уровне заработной платы по различным видам экономической деятельности, категориям работников; повышение производительности труда.
2. Стороны совместно:
2.1. Включают в коллективные договоры, среднесрочные и долгосрочные планы развития организаций раздел, связанный с совершенствованием оплаты труда, его нормированием.
Создают условия и механизмы, способствующие реализации норм действующего трудового законодательства, регулирующего трудовые отношения.
2.2. Проводят индексацию тарифных ставок и окладов:
- в организациях внебюджетной сферы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
- в учреждениях бюджетной сферы на основании закона об областном бюджете на очередной финансовый год.
2.3. С учетом экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Нижегородской области заключают региональное соглашение о минимальной заработной плате в регионе, которая не может быть ниже установленного федеральным законом МРОТ.
2.4. Согласовывают величину регионального договорного норматива - бюджета развития семьи трудоспособного населения для работников внебюджетного сектора экономики в сумме 21 302 рублей.
2.5. Устанавливают коэффициенты территориальной дифференциации по отношению к региональному договорному нормативу для расчета прогнозируемой среднемесячной заработной платы в конкретном муниципальном образовании в соответствии с приложением 1.
2.6. Определяют в коллективных договорах виды, системы оплаты и стимулирования труда, размеры тарифных ставок (окладов), а также соотношения в размерах тарифных ставок (окладов) между категориями персонала и работниками различных профессионально-квалификационных групп, долю оплаты труда в себестоимости продукции, долю тарифной оплаты в общем фонде оплаты труда, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, иные выплаты, с учетом рекомендаций пунктов 4.1 - 4.6, 5.8 настоящего Соглашения.
2.7. Устанавливают квалификационные разряды, тарификацию работ рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий (ЕТКС), а квалификационные характеристики должностей служащих в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
2.8. Производят оплату за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, (сверхурочные работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, за работу в ночное время и т.д.) в соответствии с заключенными коллективными договорами, но не ниже размеров, предусмотренных законодательством. Доплата за тяжелые и вредные условия труда осуществляется всем категориям работников, занятым в этих условиях, пропорционально отработанному времени. Основанием для повышенной оплаты являются результаты аттестации рабочих мест.
2.9. Выплата заработной платы руководителям организаций и их структурных подразделений, их заместителям, а также административно-управленческому персоналу организаций независимо от организационно-правовых форм производится одновременно с выплатой заработной платы работникам.
2.10. В случаях имеющейся задолженности по заработной плате работникам премии руководителям организации не выплачиваются.
2.11. Организация, имеющая задолженность по заработной плате работникам, до погашения задолженности не вправе использовать средства, поступающие от реализации продукции, услуг, а также заемные денежные средства на цели, не связанные непосредственно с производственной деятельностью организации.
2.12. Совершенствуют оплату труда руководителей государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием через систему коллективных и трудовых договоров, соизмеряя размер вознаграждения руководителей с результатами финансово-хозяйственной деятельности руководимых ими организаций.
2.13. В целях соблюдения социальной справедливости и поддержания благоприятного производственного климата в трудовых коллективах предусматривают в трудовых договорах с руководителями организаций, их заместителями и главными бухгалтерами размеры оплаты труда в зависимости от величины средней заработной платы работников организации с учетом предложений Международной организации труда (соотношение 6:1); премирование руководителя и работников осуществляют в соответствии с положением о премировании, действующим в организации, являющимся приложением к коллективному договору.
2.14. Осуществляют государственный и общественный контроль за выделением и использованием средств на оплату труда, выплату социальных пособий.
3. Правительство:
3.1. Производит оплату труда работников государственных учреждений по отраслевым системам оплаты труда в соответствии с областными законами, иными нормативными правовыми актами области.
3.2. Обеспечивает повышение уровня реального содержания заработной платы работников государственных учреждений. Осуществляет индексацию заработной платы работников государственных учреждений при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
3.3. Совершенствует систему оплаты труда работников государственных учреждений области с учетом ежегодных Единых рекомендаций по установлению на региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, принимаемых Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, Нижегородской региональной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
3.4. Осуществляет ежеквартальный мониторинг и анализ среднемесячной заработной платы работников государственных казенных, автономных и бюджетных учреждений области.
3.5. Совершенствует систему оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий при заключении с ними трудовых договоров.
3.6. В соответствии с законодательством предоставляет субвенции местным бюджетам для осуществления государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
3.7. Устанавливает ежеквартально прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения области на основе потребительских цен на товары и услуги, входящих в состав потребительской корзины.
3.8. Производит расчет прогнозируемой величины бюджета развития семьи трудоспособного населения и среднемесячной заработной платы в разрезе видов экономической деятельности, а также территориальных коэффициентов, вносит предложения по их согласованию в Нижегородскую региональную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
3.9. Публикует ежеквартально в средствах массовой информации областные данные о сводном индексе цен на товары и услуги, прожиточном минимуме, размерах средней заработной платы по видам экономической деятельности и доходам граждан.
3.10. Содействует заключению территориальных тарифных соглашений во всех городских округах и муниципальных образованиях.
3.11. Принимает меры по ликвидации задолженности по заработной плате. С целью соблюдения трудовых прав работников по своевременной и в полном размере выплаты заработной платы координирует деятельность рабочей группы по обеспечению своевременной и в полном размере выплаты заработной платы в организациях Нижегородской области.
4. Работодатели:
4.1. Формируют фонд оплаты труда с учетом расчетных показателей среднемесячной заработной платы основных работников внебюджетной сферы по видам экономической деятельности в соответствии с приложением 2.
4.2. Повышают долю затрат на оплату труда в себестоимости продукции и услуг.
4.3. Устанавливают долю тарифной (постоянной) части оплаты труда в структуре заработной платы на уровне не ниже 60 - 70 процентов.
4.4. Обеспечивают минимальную месячную оплату труда работников в реальном секторе экономики не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения области.
4.5. Применяют межразрядные тарифные коэффициенты и соотношения между категориями работников в коллективных договорах в соответствии с федеральными или областными отраслевыми соглашениями.
4.6. Выплачивают дополнительное вознаграждение работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором. Суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
4.7. Отказываются от скрытых форм оплаты труда, обеспечивают полный учет выплачиваемой заработной платы.
4.8. Руководствуются положениями отраслевых тарифных соглашений и данного соглашения при заключении коллективных договоров.
4.9. Производят выплату заработной платы каждые полмесяца с обязательной выдачей работникам расчетных листков по окончании месяца и обеспечивают очередность платежей по заработной плате, согласно установленному порядку платежей.
4.10. В случае задержки выдачи заработной платы производят выплату ее с денежной компенсацией в размере одной двухсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченной в срок суммы за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока зарплаты, по день фактического расчета включительно.
4.11. Признают приостановку работы в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы как простой по вине работодателя.
4.12. Производят частичную выплату пособия по временной нетрудоспособности из собственных средств организации в соответствии с законодательством.
5. Профсоюзы:
5.1. Разъясняют работникам цели и задачи Соглашения.
5.2. Контролируют и добиваются своевременности выплаты заработной платы в организациях, для чего включают в коллективные договоры разделы, связанные с материальной ответственностью работодателя за задержку выплаты заработной платы.
5.3. Проводят мониторинг применяемых в организациях систем оплаты труда, тарифных ставок, выплат компенсационного характера, уровня заработной платы, обоснованности устанавливаемых тарифов и взаимосвязи их с нормированием труда.
5.4. Добиваются совершенствования нормирования труда, использования квалификационных требований и тарифно-квалификационных характеристик на основе научно-обоснованных государственных рекомендаций.
5.5. Рассматривают заявления и обращения работников по вопросам оплаты труда и принимают по ним соответствующие решения, представляют интересы работников в суде, добиваются привлечения к ответственности нарушителей трудового законодательства.
5.6. Выступают с инициативой по заключению коллективных договоров с включением в них взаимных обязательств сторон по определению систем и размеров оплаты труда, выплатам пособий и компенсаций.
5.7. Отстаивают и защищают интересы, права и льготы трудовых коллективов.
5.8. Через заключение коллективных договоров добиваются:
5.8.1. Оплаты времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, согласно законодательству Российской Федерации не менее 2/3 ставки, оклада работника, по вине работодателя - 2/3 средней заработной платы работника либо в повышенном размере.
5.8.2. Осуществления дополнительных выплат социального характера работникам за счет средств организации.
5.8.3. Соотношения фонда оплаты труда с результатами финансово-экономических показателей деятельности организаций.
5.9. Осуществляют общественный контроль по целевому использованию средств, предназначенных на оплату труда, своевременной выплате заработной платы и ликвидации задолженности по ней.
5.10. Нижегородское областное объединение организаций профсоюзов "Облсовпроф" оказывает профсоюзным комитетам организаций:
5.10.1. Юридическую поддержку в отстаивании своих прав в сфере трудового законодательства и выполнении обязательств по коллективным договорам.
5.10.2. Бесплатную консультативную помощь по подготовке и заключению коллективных договоров.
5.10.3. Регулярно информирует профсоюзные организации и объединения профсоюзов об уровне средней заработной платы в области по видам экономической деятельности, об изменении индекса, росте индекса потребительских цен на товары и услуги, размере прожиточного минимума по различным социальным группам населения.
5.10.4. Принимает участие в работе над законодательными и иными нормативными правовыми актами по вопросам оплаты труда и уровня жизни населения.
5.10.5. Проводит учебу профсоюзного актива по вопросам контроля за соблюдением трудового законодательства и предоставлением государственных гарантий.
6. Порядок действия Соглашения
6.1. Настоящее Соглашение действует в течение 2012 года и вступает в силу с 1 января 2012 года.
6.2. Положения Соглашения являются обязательными для организаций и применяются работодателями при заключении коллективных договоров с работниками.
6.3. Приложения являются неотъемлемой частью данного Соглашения.
6.4. Контроль за выполнением включенных мероприятий в Соглашение осуществляется Нижегородской региональной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений с обсуждением итогов на ее заседании один раз в год.
6.5. Возникшие конфликты и разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.6. В течение срока действия данного Соглашения при условии выполнения содержащихся в нем обязательств объединения профсоюзов воздерживаются от забастовок и других акций протеста.
6.7. Текст Соглашения размещается на официальных сайтах Правительства Нижегородской области, министерства социальной политики Нижегородской области, Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, в газетах "Нижегородская правда" и "Профсоюзная трибуна".
Губернатор Нижегородской области, |
|
Председатель Нижегородского областного объединения |
|
Президент объединения работодателей "Нижегородская |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов "Облсовпроф" и объединением работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей" по основным направлениям совершенствования оплаты труда на 2012 год от 29 декабря 2011 г. N 231-П/506/А-693
Настоящее Соглашение действует в течение 2012 г. и вступает в силу с 1 января 2012 г.
Текст Соглашения опубликован в газете "Нижегородская правда" от 21 января 2012 г. N 6
Настоящее Соглашение прекратило действие в связи с истечением срока действия