Постановление Правительства Нижегородской области от 19 февраля 2013 г. N 92
"Об утверждении региональной адресной программы "Чистая вода в Нижегородской области" на 2013 - 2017 годы"
4 июня, 11 октября 2013 г., 30 мая, 17 сентября 2014 г.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 305 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы" и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 223 "О реализации Плана мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы в целях реализации федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную адресную программу "Чистая вода в Нижегородской области" на 2013 - 2017 годы (далее - Программа).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 мая 2014 г. N 362 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Определить министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области органом исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченным на взаимодействие с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092.
3. Министерству финансов Нижегородской области осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Региональная адресная программа
"Чистая вода в Нижегородской области" на 2013 - 2017 годы
(далее - Программа)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 19 февраля 2013 г. N 92)
4 июня, 11 октября 2013 г., 30 мая, 17 сентября 2014 г.
1. Паспорт Программы
1.1. Наименование Программы |
Региональная адресная программа "Чистая вода в Нижегородской области" на 2013 - 2017 годы |
1.2. Основание принятия решения о разработке Программы |
поручение Президента Российской Федерации от 26 июня 2008 года N Пр-1251; распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р; постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы" |
1.3. Государственный заказчик Программы |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области |
1.4. Основные разработчики Программы |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области |
1.5. Основная цель Программы |
Основная цель Программы - обеспечение населения Нижегородской области питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан, а также снижение загрязнения природных водных объектов - источников питьевого водоснабжения сточными водами бытовых объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. |
1.6. Основные задачи Программы |
Задачи Программы: развитие государственно-частного партнерства в секторе водоснабжения коммунального хозяйства Нижегородской области на основе концессионных соглашений; увеличение инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод; развитие централизованных систем водоснабжения; осуществление строительства, реконструкции, повышения технического уровня и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения, с применением прогрессивных технологий и оборудования, в том числе отечественного производства, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям в сфере рационального водопользования; снижение непроизводительных потерь воды при ее транспортировке и использовании; осуществление строительства, реконструкции систем и сооружений по сбору, очистке и отведению сточных вод с применением прогрессивных методов, технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих качество сточных вод, соответствующее установленным требованиям, при сбросе их в водные объекты; повышение энергоэффективности технологических процессов в сфере водопроводно-канализационного хозяйства |
1.7. Сроки и этапы реализации Программы |
Программа реализуется в течение 2013 - 2017 годов в один этап |
1.8. Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования для реализации Программы составляет 14 221 206,657 тыс. рублей в ценах текущих лет, в том числе: - федерального бюджета - 110 612,920 тыс. рублей; - областного бюджета - 363 069,000 тыс. рублей; - местных бюджетов - 72 635,225 тыс. рублей; - внебюджетных источников - 13 674 889,512 тыс. руб. Объем финансирования за счет бюджетов всех уровней подлежит корректировке в соответствии с законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, а также решениями о бюджетах муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области на соответствующий период |
1.9. Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области. |
1.10. Целевые индикаторы и показатели Программы |
- удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям; - удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям; - доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене; - доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене; - число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; - объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения в объеме сточных вод; - доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения; - зарегистрировано больных брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями; - зарегистрировано больных вирусными гепатитами; - зарегистрировано больных с болезнями органов пищеварения; - зарегистрировано больных злокачественными образованиями; - обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения; - обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения |
1.11. Перечень основных программных мероприятий |
1. Совершенствование системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе по переходу на метод образования долгосрочных тарифов, создание условий для заключения концессионных соглашений и других мероприятий по реформированию отношений в указанном секторе. 2. Модернизация водозаборов и водопроводных сетей. 3. Строительство и модернизация канализационных сетей. 4. Строительство новых и модернизация существующих очистных сооружений и станций доочистки. 5. Внедрение энергоэффективного оборудования на действующих муниципальных объектах водопроводно-канализационного хозяйства Нижегородской области. |
1.12. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
В результате реализации Программы будет обеспечено улучшение водоснабжения и водоотведения для населения до существующих нормативов, улучшение качества питьевой воды, снижение стоимости используемой воды, сокращение потерь воды, поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям, контроль изменения состояния водных объектов и сбросов сточных вод в них. В результате реализации мероприятий Программы будут выполнены следующие основные показатели в количественном выражении: - строительство и реконструкция водозаборов общей мощностью 6,08 тыс. м3/сутки; - строительство и реконструкция станций водоподготовки 47,68 тыс. м3/сутки; - строительство и реконструкция водопроводных сетей - 61,12 км; - строительство и реконструкция канализационных сетей - 19,42 км; - строительство и реконструкция очистных сооружений - 35,65 тыс. м3/сутки. Реализация мероприятий Программы позволит достигнуть следующих целевых показателей и индикаторов: 1. Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям - 14,10%. 2. Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям - 3,20%. 3. Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене - 28,0%. 4. Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене - 27,0%. 5. Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - 25 на 1000 км сетей в год. 6. Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения в объеме сточных вод - 100%. 7. Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения - 92,0%. 8. Зарегистрировано больных брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями - 5,3 тыс. чел./год 9. Зарегистрировано больных вирусными гепатитами - 0,01 тыс. чел/год 10. Зарегистрировано больных с болезнями органов пищеварения - 20,0 тыс. чел/год 11. Зарегистрировано больных злокачественными образованиями - 5,0 тыс. чел/год. 12. Обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения - 85,0%. 13. Обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения - 84,0%. |
2. Текст Программы
2.1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программно-целевым методом
Обеспечение населения Нижегородской области (далее - Нижегородская область, область, регион) чистой питьевой водой нормативного качества, безопасность водопользования являются одними из главных приоритетов социальной политики Нижегородской области, лежат в основе здоровья и благополучия человека. При этом безопасность питьевого водоснабжения - важнейшая составляющая здоровья населения.
Повышение уровня антропогенного загрязнения территории источников питьевого водоснабжения, ужесточение нормативов качества питьевой воды, значительный износ сооружений и оборудования водного сектора, определяют актуальность проблемы гарантированного обеспечения жителей Нижегородской области чистой питьевой водой и выводят ее в приоритетные задачи социально-экономического развития области. Возрастающие экологические требования предписывают необходимость повышения качества очистки сточных вод.
Масштабность проблемы определяет необходимость использования программно-целевого решения комплекса организационно-технических, правовых, экономических, социальных, научных и других задач и мероприятий, обеспечивающих условия реализации Программы, поскольку они:
- входят в число приоритетов социальной политики Нижегородской области;
- не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов;
- требуют проведения институциональных преобразований, направленных на обеспечение рыночных отношений в водном секторе;
- требуют проведения единой технической политики, направленной на внедрение в водном секторе наиболее прогрессивных, наилучших, доступных технологий, современного оборудования;
- носят комплексный, масштабный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие жителей Нижегородской области, экологическую безопасность, увеличение продолжительности жизни, дальнейшее экономическое развитие Нижегородской области.
Эффективное использование и охрана водных ресурсов - это проблема, которую невозможно успешно решить только на уровне ведомств или в рамках одного города.
Применение программно-целевого метода при разработке Программы должно обеспечить эффективное решение системных проблем в водном секторе Нижегородской области за счет реализации комплекса программных мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
2.1.1. Развернутая постановка нерешенных проблем
Нижегородская область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины. Волга делит область на низменное Левобережье (Заволжье) и возвышенное Правобережье - продолжение Приволжской возвышенности. Область делится на 4 города областного значения и 48 районов.
Численность населения области по данным Росстата составляет 3291095 чел. (2013 год).
В области насчитывается свыше 9000 рек и ручьев общей протяженностью 33 тыс. км. Из общего числа рек 550 имеют длину от 10 до 50 км, 26 рек - от 51 до 100 км и 16 рек - выше 100 км. Наиболее крупные реки Волга, Ока, Ветлуга, Сура и др. Общая их площадь более 60 тыс. га. Горьковское и Чебоксарское водохранилища занимают 58.5 тыс. га. Водными ресурсами более обеспечена северная часть области и центральная часть, прилегающая к долинам Волги и Оки. Многочисленны в области озера и искусственные водоемы - пруды. Озер, прудов и водохранилищ размером более 1 га насчитывается 2700, а площадь их составляет 9,8 тыс. га. По обеспеченности водными ресурсами территория области не испытывает дефицита. Наличие двух крупных водотоков - рек Волга и Ока, двух водохранилищ - Горьковского и Чебоксарского - обусловливает высокий гидрологический потенциал. Множество малых рек и озер также позволяют частично удовлетворять потребности в воде. На плоских водоразделах и в низинах много болот. Судоходство осуществляется по Волге, Оке, Ветлуге, Суре.
Источниками питьевого водоснабжения населения Нижегородской области являются поверхностные и подземные водоисточники. Поверхностные водоисточники - реки Ока, Волга, Линда, Валава и др. обеспечивают питьевой водой 65% населения области. Подземные водоисточники обеспечивают питьевой водой 35% населения области.
Подземные воды, используемые для питьевых целей, расположены в пределах 3 артезианских бассейнов подземных вод 2-го порядка: Волго-Сурского, Ветлужского и Московского. Общий водозабор на хозяйственно-питьевые нужды составляет 432,19 тыс. куб. м в сутки. Общая протяженность водопроводных сетей в целом по области - 10979 км, в том числе муниципальных - 9668 км.
Поверхностные и подземные водоисточники испытывают активное антропогенное и техногенное воздействие. Наиболее выражено это воздействие для поверхностных водоисточников, так как они используются как водные пути для прохождения судов, как приемники сточных вод, в том числе неочищенных ливневых стоков, с территорий населенных пунктов Нижегородской области.
Преобладающими веществами, загрязняющими водоемы, остаются фенолы, нефтепродукты, ПАВ, соединения железа, азота, легкоокисляемые органические вещества, а также микробиологические загрязнения.
Огромное влияние на качество воды водоемов оказывают канализационные очистные сооружения (КОС) и степень очистки сточных вод, сбрасываемых в водоемы.
В Нижегородской области 624 КОС, осуществляющих сброс стоков после очистки в водные объекты. С учетом критериев санитарно-эпидемиологического благополучия 88,4% КОС соответствуют в основном действующим санитарным правилам и нормативам. 72 КОС (11,6%) не обеспечивают достаточную очистку сточных вод.
Основная часть крупных очистных сооружений сосредоточена в городах и поселках области.
В сельской местности превалируют местные канализационные системы. В 6 районах области отсутствуют канализационные очистные сооружения и разводящие канализационные сети (Бутурлинский, Спасский, Тоншаевский, Тонкинский, Гагинский, Краснооктябрьский районы). Таким образом, очистка сточных вод от жилых и общественных зданий не проводится, что в свою очередь приводит к загрязнению почвы и подземных водоносных горизонтов.
По-прежнему сохраняется актуальность внедрения современных методов дезинфекции и дезинвазии сточных вод на КОС, так как только на крупных очистных сооружениях обеззараживание проводится ультрафиолетовым излучением.
Качество воды источников, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, в 2011 году характеризовалось следующими показателями.
Удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составил по Нижегородской области 27,3% (2010 год - 26,4%), по г. Н. Новгороду - 44,0% (2010 год - 17,3%), по микробиологическим показателям - по Нижегородской области - 2,8%.
В ряде районов области в питьевой воде регистрируются превышения по химическим показателям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 сентября 2001 года N 24.
В 23 районах области (городских округах) Нижегородской области в питьевой воде постоянно регистрируются превышения предельно допустимой концентрации элементов по химическим показателям:
- в 11 районах повышена жесткость воды (Бутурлинский, Вадский, Вачский, Дальнеконстантиновский, Кстовский, Лукояновский, Лысковский, Павловский, Пильнинский, Сергачский, Сосновский);
- в 4 районах повышено содержание железа (Богородский, Лукояновский, Сеченовский, Шатковский);
- в 4 районах и 2 городских округах повышено содержание железа и марганца (Балахнинский, Володарский, Городецкий, Навашинский, г. Бор, г. Выкса);
- в 1 районе и 1 городском округе повышено содержание фтора в воде (Тоншаевский, г. Шахунья).
Во многих населенных пунктах превышение железа в питьевой воде и ухудшение ее качества связано с ветхостью и изношенностью водопроводных сетей. Так, износ сетей водоснабжения в среднем по области составляет 70%, потери при транспортировке достигают 14,5%.
Ухудшающееся качество питьевой воды при неудовлетворительном состоянии водопроводно-канализационного хозяйства населенных пунктов представляет угрозу здоровью и безопасности населения. Использование некачественной питьевой воды ведет к вспышкам инфекционных заболеваний. Потребление воды, не соответствующей гигиеническим нормативам качества, определяет неблагополучное санитарно-эпидемиологическое состояние многих сельских населенных пунктов Нижегородской области.
В сложившейся ситуации для решения проблемы обеспечения населения Нижегородской области доброкачественной питьевой водой необходимо совместно с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, заинтересованных организаций интенсифицировать освоение разведанных запасов подземных вод, расширить работы по выявлению новых месторождений. Кроме того, необходимо продолжать практику сооружения автономных источников водоснабжения в сельских населенных пунктах, осуществлять строительство капитальных объектов водоснабжения и водоотведения, проводить реконструкцию существующих систем водоснабжения и водоотведения, внедрять на существующих сооружениях водоподготовки и очистки сточных вод эффективные технические решения.
Планомерная реализация мероприятий, направленных на обеспечение населения питьевой водой, укрепление и развитие систем водоснабжения и водоотведения позволит приостановить разрушение отрасли и в значительной степени повлияет на уровень бытовых услуг населению и на сохранение его здоровья.
2.2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы является обеспечение населения Нижегородской области питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан, а также снижение загрязнения природных водных объектов - источников питьевого водоснабжения, поверхностных водных объектов сточными водами бытовых объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Для достижения этих целей Программой предусматривается решение следующих задач:
- развитие государственно-частного партнерства в секторе водоснабжения коммунального хозяйства Нижегородской области на основе концессионных соглашений;
- увеличение инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод;
- развитие централизованных систем водоснабжения;
- осуществление строительства, реконструкции, повышения технического уровня и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения с применением прогрессивных технологий и оборудования, в том числе отечественного производства, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям;
- в сфере рационального водопользования снижение непроизводительных потерь воды при ее транспортировке и использовании;
- осуществление строительства, реконструкции систем и сооружений по сбору, очистке и отведению сточных вод с применением прогрессивных методов, технологий, материалов и оборудования, в том числе отечественного производства, обеспечивающих качество сточных вод, соответствующее установленным требованиям, при сбросе их в водные объекты;
- повышение энергоэффективности технологических процессов в сфере водопроводно-канализационного хозяйства.
Оценка результативности Программы будет ежегодно отслеживаться на основании целевых индикаторов и показателей Программы (таблица 1).
2.3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация программных мероприятий предусматривается в один этап с 2013 года по 2017 год.
Ежегодно по итогам выполнения мероприятий Программы проводится анализ достигнутых показателей, уточнение целевых индикаторов и затрат по программным мероприятиям. Уполномоченным органом за реализацию Программы готовится отчет о ее выполнении на истекший год и предложения по ее корректировки# на последующий период.
2.4. Управление Программой и механизм ее реализации
2.4.1. Механизм реализации Программы
Реализация мероприятий Программы предусматривает применение комплекса экономических, организационных, нормативно-правовых мер по ежегодному формированию рабочих документов:
- программных мероприятий на текущий год и бюджетных заявок на их финансирование, а также конкурсных документов для участия в отборе на федеральное субсидирование;
- проектной и рабочей документации по реализации программных мероприятий, проведение конкурсов среди исполнителей и заключение договоров по итогам конкурсов;
- контроль за ходом реализации мероприятий.
Мероприятия и проекты, реализуемые в рамках Программы, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе.
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов и внебюджетных источников.
Объемы финансирования мероприятий Программы будут корректироваться в процессе их реализации в установленном порядке, исходя из возможностей бюджетов и фактических затрат.
Ответственность за реализацию программных мероприятий несет государственный заказчик-координатор Программы. Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области в соответствии с действующим законодательством обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию, и готовит ежегодный отчет о ее выполнении.
Реализация мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком Программы с проведением комплекса экономических, организационных и нормативных правовых мер.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области осуществляет мониторинг реализации Программы с целью получения объективной информации о ходе реализации, полученных результатах и достижении поставленных целей Программы.
По результатам мониторинга министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области подготавливает и представляет в Правительство Нижегородской области одно из следующих предложений:
- о продолжении реализации Программы в случае, если в результате ежегодного мониторинга установлена возможность достижения целей и задач Программы, целевых показателей;
- о необходимости внесения изменений в Программу (корректировка целевых показателей, сроков реализации, объемов финансирования и перечня программных мероприятий);
- о досрочном прекращении реализации Программы ввиду ее неэффективности.
В случае принятия решения о внесении изменений в Программу министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области готовит соответствующие изменения, согласовывает их с министерством финансов Нижегородской области, министерством экономики Нижегородской области и представляет их в установленном порядке на утверждение Правительству Нижегородской области.
Проект постановления Правительства Нижегородской области, предусматривающий изменение объемов финансирования за счет средств областного бюджета, подлежит утверждению Правительством Нижегородской области после согласования с министерством финансов Нижегородской области и внесения соответствующих изменений в закон об областном бюджете на очередной финансовый год.
Текст Программы и информация о ходе ее реализации размещаются на портале Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2.4.2. Организация управления Программой
Государственным заказчиком Программы является министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области с учетом хода реализации Программы в текущем году уточняет объем средств, необходимых для финансирования Программы в следующем финансовом году, и представляет в установленные сроки бюджетные заявки по Программе, предлагаемые к финансированию за счет средств областного бюджета в очередном финансовом году, в министерство финансов Нижегородской области в установленном порядке.
На министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области возлагается решение следующих вопросов:
- определение исполнителей Программы или ее отдельных мероприятий, в том числе путем проведения конкурсов (аукционов);
- обеспечение взаимодействия между исполнителями отдельных мероприятий Программы и координации их действий по реализации Программы;
- осуществление контроля за исполнением договорных обязательств участниками Программы;
- привлечение средств федерального бюджета в рамках реализации соответствующей федеральной целевой программы;
- подготовка ежеквартальных и годовых отчетов о ходе реализации Программы;
- подготовка статистических форм отчетности по реализации Программы;
- уточнение целевых индикаторов и показателей эффективности Программы на соответствующий год;
- при необходимости подготовка и внесение в установленном порядке предложений и проектов нормативных правовых актов Нижегородской области о внесении изменений в Программу, о прекращении реализации Программы;
- подготовка ежегодных докладов о ходе реализации Программы;
- представление в министерство экономики Нижегородской области, министерство финансов Нижегородской области информации о заключенных со всеми исполнителями программных мероприятий государственных контрактов (договоров) на их финансирование за счет средств областного бюджета;
- заключение соглашений (договоров) с органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, участвующих в реализации программных мероприятий, на перечисление субсидий местным бюджетам;
- расчет бюджетной, социальной и (или) экономической, экологической эффективности реализации Программы;
- организация и обеспечение контроля за реализацией Программы;
- размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на портале Нижегородской области текста Программы, информации о ходе ее реализации, доклада при завершении срока реализации Программы.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и по итогам года - до 1 марта года, следующего за отчетным годом, направляет в министерство экономики Нижегородской области, министерство финансов Нижегородской области отчет о реализации мероприятий Программы на бумажном носителе и в электронном виде.
По истечении срока реализации Программы министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области подготавливает и в срок до 1 марта последнего года ее реализации представляет доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
2.5. Система основных мероприятий Программы
Основой Программы является комплекс технических и организационных мероприятий, необходимый для выполнения общегосударственной задачи - повышение уровня обеспечения населения питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям экологической безопасности области, и улучшение качества окружающей природной среды.
Программные мероприятия согласованы по объектам, объемам, видам работ с указанием муниципальных образований Нижегородской области, мощности, срокам выполнения, источникам финансирования и обеспечивают достижение намеченных индикаторов и показателей Программы. На всех этапах реализации Программы изменение индикаторов и показателей будет контролироваться.
Программа предусматривает реализацию строительных, технических и технологических мероприятий, направленных на повышение качества водоснабжения населенных пунктов Нижегородской области с численностью населения не более 100 тыс. человек, что соответствует условиям федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092. 98,84% мероприятий Программы реализуется в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек.
Перечень мероприятий Программы, предполагаемых к осуществлению за счет бюджетного финансирования приведен в приложении 1.
В ходе реализации Программы предполагается максимально возможное использование механизмов государственно-частного партнерства и усиления инвестиционной привлекательности сектора водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ). Перечень мероприятий, осуществляемых за счет внебюджетных источников, приведен в подразделе 4 приложения 1.
Выполнение программных мероприятий разделено по годам реализации с учетом следующих показателей:
- состояние источников водоснабжения;
- наибольший охват населения услугами водохозяйственного комплекса;
- эксплуатационно-техническое состояние объектов;
- наличие проектной документации;
- наличие государственной экологической экспертизы проекта;
- возможностей муниципальных бюджетов;
- проработанностью вопросов о готовности частных инвесторов осуществлять инвестиции в сферу водопроводно-канализационного комплекса.
Программа состоит из пяти основных мероприятий, каждое из которых направлено на решение конкретной задачи для повышения уровня обеспечения населения и социальной сферы питьевой водой и улучшение качества окружающей природной среды со сроками реализации 2013 - 2017 годы.
1. Совершенствование системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе по переходу на метод образования долгосрочных тарифов, создание условий для заключения концессионных соглашений и других мероприятий по реформированию отношений в указанном секторе.
2. Модернизация водозаборов и водопроводных сетей.
3. Строительство и модернизация канализационных сетей.
4. Строительство станций очистки питьевой воды.
5. Строительство новых и модернизация существующих очистных сооружений и станций доочистки.
2.5.1. Совершенствование системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод
В рамках реализации Программы рассматривается возможность заключения концессионного соглашения между концессионером, определенным по открытому конкурсу, и администрацией города Нижнего Новгорода.
Реализация данного мероприятия предполагается осуществить в три этапа:
- разработка и подготовка концессионного соглашения, проведение конкурса;
- заключение концессионного соглашения и осуществление процедуры передачи в эксплуатацию объектов предусмотренных концессионным соглашением;
- подготовка к переходу на долгосрочные тарифы с применением метода доходности инвестированного капитала (в случае изменения федерального законодательства).
Кроме этого, для повышения инвестиционной привлекательности муниципальных предприятий сферы ВКХ предполагается поэтапный переход на долговременные тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения во всех муниципальных образованиях Нижегородской области.
Подробно план организационных мероприятий по совершенствованию системы управления отраслью представлен в приложении 2.
Реализация комплекса организационных мероприятий позволит:
- довести долю капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод:
к 2017 году - до 16%;
- увеличить долю заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод:
к 2017 году - до 30%;
- увеличить долю воды, поставляемой организациями коммунального комплекса, работающими на основании концессионных соглашений (в городе Нижний Новгород):
к 2017 году - до 60%;
- довести долю воды, поставляемой организациями коммунального комплекса по тарифам, установленным на долгосрочный период регулирования:
к 2017 году - до 40%.
2.5.2. Модернизация водозаборов и водопроводных сетей
Необходимость реализации данного направления Программы во многом обуславливается продолжающимся увеличением фактического (среднего амортизационного) износа сетей водопровода во многих населенных пунктах Нижегородской области.
В целом за период действия Программы предполагается восстановить нормативное состояние 37,28 км водопроводных сетей.
Данным направлением также предусмотрено восстановление централизованного водоснабжение# населенных пунктов, водопроводы которых в настоящее время не функционируют, а обеспечение населения водой осуществляется из децентрализованных источников, качество воды которых далеко от требуемых стандартов.
Предполагается, что выполнение мероприятий по реконструкции и строительству сетей водопровода в совокупности с плановыми внепрограммными мероприятиями позволит не только приостановить рост показателя амортизационного износа сетей водопровода, но и осуществить его значительное снижение.
В ходе реализации мероприятий Программы предполагается применять передовые методы строительства сетей с использованием технологий бестраншейной прокладки трубопроводов, а также использования труб, изготовленных из полимерных материалов и высокопрочных чугунов с шаровидным графитом, срок эксплуатации которых составляет не менее 40 лет.
2.5.3. Строительство и модернизация канализационных сетей
Проведение работ по строительству и реконструкции сетей канализации в районах области позволит снизить ветхость сетей на 17,1%.
В целом за период действия Программы предполагается восстановить нормативное состояние 11,6 км канализационных сетей.
2.5.4. Строительство станций очистки питьевой воды
Необходимость реализации данного направления Программы обуславливается необходимостью доведения питьевой воды в системах коммунального хозяйственно-питьевого водоснабжения до необходимого стандарта качества, в том числе за счет строительства станций очистки воды.
Программные мероприятия сконцентрированы на строительстве комплексов сооружений станций очистки воды. При проектировании станций приоритеты будут отдаваться применению передовых технологий водоподготовки, разработанных российскими производителями.
Учитывая фактическое содержание химических веществ в воде подземных источников водоснабжения, в ходе выработки проектных решений будут применяться разнообразные передовые технологии очистки воды, включая фильтрующие материалы, позволяющие более эффективно осуществить получение качественной питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
2.5.5. Строительство новых и модернизация существующих очистных сооружений и станций доочистки
В результате реализации программных мероприятий по строительству и реконструкции очистных сооружений и систем водоотведения в районах Нижегородской области прекратится сброс в водные объекты неочищенных стоков, сократится объем сброса загрязняющих веществ. Тем самым улучшится санитарное состояние больших и малых рек области, уменьшится загрязнение подземных водоносных горизонтов.
В целом за период действия программы предполагается осуществить реконструкцию очистных сооружений общей производительностью 5,45 тыс. м3/сутки.
2.5.6. Внедрение энергоэффективного оборудования
В соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) и в результате реализации Программы собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны завершить оснащение указанных объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также осуществят ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с требованиями пункта 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ организациями водохозяйственного комплекса Нижегородской области осуществлены следующие мероприятия:
- в многоквартирных домах установлено 6957 коллективных (общедомовых) приборов учета холодного и горячего водоснабжения;
- в бюджетных учреждениях установлено 1046 приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
В результате реализации Программы будет решена задача автоматизации и оптимизации функционирования систем водоснабжения, диспетчеризация управления.
Мероприятия Программы на 90,4% предусматривают реконструкцию или создание новых мощностей добычи и подачи питьевой воды населению, а также перекачку и очистку сточных вод. При реализации данных мероприятий будет использовано только современное, энергоэффективное и энергосберегающее оборудование.
Реализация мероприятий по повышению энергоэффективности в системах водопроводно-канализационного хозяйства совместно с мероприятиями по установке приборов учета, мероприятий по внедрению оборотных систем водоснабжения на промышленных предприятиях (заложенных как мероприятия внебюджетного финансирования), а также изменения в тарифной политике (включение в тариф инвестиционной составляющей) приведет к снижению общего водопотребления и соответственно к более рациональному расходованию воды потребителями.
В связи с этим основная часть мероприятий Программы, реализация которых планируется к выполнению начиная с 2013 года, будет проводиться с учетом показателей снижения водопотребления отдельными группами потребителей.
2.6. Ресурсное обеспечение Программы
При разработке ресурсно-целевого обеспечения Программы учитывалась ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном, областном и муниципальном уровнях, высокая общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, средств местных бюджетов, внебюджетных исчтоников# , привлекаемых в установленном порядке.
Подробный перечень мероприятий Программы с указанием их стоимостей, сроков реализации и источников финансирования представлен в Приложении 1.
Общий объем финансирования для реализации Программы составляет 14 221 206,657 тыс. рублей в ценах текущих лет, в том числе:
- федерального бюджета - 110 612,920 тыс. рублей;
- областного бюджета - 363 069,000 тыс. рублей;
- местных бюджетов - 72 635,225 тыс. рублей;
- внебюджетных источников - 13 674 889,512 тыс. рублей.
Стоимость планируемых к выполнению мероприятий определяется на основе смет и расчетов с учетом индексов-дефляторов на соответствующий год.
Средства федерального бюджета будут привлекаться в рамках участия Программы в проводимом Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации конкурсного# отбора# региональных программ "Чистая вода".
На предоставление субсидий из федерального бюджета выдвигаются мероприятия, удовлетворяющие требованиям приложения 3 к федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы утверждается ежегодно законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из местных бюджетов, ежегодно уточняются в соответствии с решениями органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области о местных бюджетах на очередной финансовый год и плановый период.
Государственный заказчик и исполнители Программы для выполнения мероприятий Программы вправе привлекать внебюджетные источники финансирования, включая заемные средства, при сохранении государственного контроля за их использованием.
Объемы финансовых средств, привлекаемые на реализацию Программы из внебюджетных источников, определяются на основе соглашений, а также утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). В перечень мероприятий Программы (в части мероприятий, осуществляемых за счет внебюджетного финансирования) включаются мероприятия, проводимые промышленными предприятиями Нижегородской области, направленные на снижение водопотребления воды на промышленные нужды и на очистку сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду.
Объемы финансовых средств на период 2013 - 2017 годов по внебюджетным источникам подлежат корректировке в связи с изменениями структуры управления водной отрасли и переходом на концессионные соглашения.
2.7. Целевые показатели и индикаторы достижения цели (целей) программы
Таблица 1
N п/п |
Наименование целевых показателей и индикаторов Программы |
Един. измерения |
Значение целевых показателей и индикаторов достижения целей Программы |
||||||
На момент разработки Программы 2012 год (справочно) |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Без программного вмешательства |
|||
1 |
Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям |
% |
15,9 |
14,70 |
14,60 |
14,30 |
14,20 |
14,10 |
15,9 |
2 |
Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям |
% |
4,4 |
3,8 |
3,7 |
3,5 |
3,3 |
3,2 |
4,4 |
3 |
Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене |
% |
43,90 |
40,20 |
38,30 |
36,40 |
32,60 |
28,00 |
43,90 |
4 |
Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене |
% |
44,10 |
34,30 |
33,50 |
31,20 |
29,40 |
27,00 |
44,10 |
5 |
Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 1000 км |
ед. |
34,14 |
30,30 |
28,70 |
27,30 |
26,20 |
25,00 |
34,14 |
6 |
Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
7 |
Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения |
% |
88,40 |
89,00 |
90,50 |
91,20 |
91,80 |
92,00 |
88,40 |
8 |
Количество зарегистрированных больных брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями |
тысяч чел. |
13,05 |
13,00 |
10,50 |
8,20 |
6,60 |
5,30 |
13,05 |
9 |
Количество зарегистрированных больных вирусными гепатитами |
тысяч чел. |
0,06 |
0,05 |
0,04 |
0,03 |
0,02 |
0,01 |
0,06 |
10 |
Количество зарегистрированных больных с болезнями органов пищеварения. |
тысяч чел. |
27,70 |
26,00 |
23,10 |
22,30 |
21,20 |
20,00 |
27,70 |
11 |
Количество зарегистрированных больных злокачественными образованиями |
тысяч чел. |
9,44 |
9,00 |
8,20 |
7,50 |
6,30 |
5,00 |
9,44 |
12 |
Обеспечение населения централизованными услугами водоснабжения |
% |
76,81 |
78,01 |
80,32 |
82,77 |
83,89 |
85,00 |
76,81 |
13 |
Обеспечение населения централизованными услугами водоотведения |
% |
65,26 |
69,60 |
73,23 |
77,10 |
81,31 |
84,00 |
65,26 |
2.8. Показатели непосредственных результатов реализации Программы
В результате реализации мероприятий Программы будут выполнены следующие основные показатели в количественном выражении:
- строительство и реконструкция водозаборов общей мощностью 6,08 тыс. м3/сутки;
- строительство и реконструкция станций водоподготовки 47,68 тыс. м3/сутки;
- строительство и реконструкция водопроводных сетей - 37,28 км;
- строительство и реконструкция канализационных сетей - 11,6 км;
- строительство и реконструкция очистных сооружений - 5,45 тыс. м3/сутки.
2.9. Оценка социально-экономической эффективности Программы
В результате реализации Программы будет обеспечено повышение водообеспечения и водоотведения для населения до существующих нормативов, улучшение качества питьевой воды, снижение стоимости используемой воды, сокращение потерь воды, поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям, контроль изменения состояния водных объектов и сбросов сточных вод в них.
Эффективность Программы оценивается посредством сопоставления ожидаемых программных результатов с затратами на их достижение. Методика оценки представлена в приложении 3.
В экологическом аспекте эффективность достигается за счет приведения комплекса водоохранных мероприятий, включающих сокращение сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в природные водные объекты, внедрение современных технологий водоподготовки (очистки питьевой воды), направленных на оздоровление источников питьевого водоснабжения.
Экономическая эффективность Программы определяется достижением конечных результатов Программы, а также плановыми значениями целевых индексов и показателей эффективности Программы.
Основной показатель экономической эффективности вложенных средств рассчитывается в соответствии с методикой Министерства регионального развития Российской Федерации как улучшение целевых показателей и индикаторов Программы на 1 рубль вложенных средств. При этом расчет производится как на 1 рубль субсидий из федерального бюджета, так и на 1 рубль средств, затраченных на все программные мероприятия из всех источников.
За период реализации мероприятий Программы будут сохранены и созданы новые рабочие места.
Социальная эффективность определяется количеством сохраненных и вновь созданных рабочих мест, выплачиваемой заработной платой и поступлением в социальные фонды. Социальные последствия реализации Программы заключаются в сохранении здоровья людей, что в свою очередь предотвратит и экономические потери. Реализация Программы позволит резко сократить ущерб населению области и природной среде за счет соблюдения установленных норм хозяйственной деятельности в зонах санитарной охраны питьевых водозаборов, водоохранных зонах источников водоснабжения; улучшения технического состояния водозаборных сооружений, систем водоснабжения и водоотведения, мероприятия по снижению потерь питьевой воды.
Социальные последствия реализации Программы заключаются в сохранении здоровья людей, что сократит экономические потери и позволит увеличить среднюю продолжительность жизни населения Нижегородской области.
2.10. Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию Программы
При реализации Программы возможно возникновение финансовых рисков, связанных:
- с неполным выделением бюджетных средств в рамках одного года на реализацию программных мероприятий, вследствие чего могут измениться запланированные сроки выполнения мероприятий и могут подвергнуться корректировке целевые индикаторы эффективности реализации Программы, что потребует внесения изменений в Программу;
- с отсутствием финансирования мероприятий из средств местных бюджетов в соответствии с соглашениями между заказчиком Программы и муниципальными образованиями на реализацию мероприятий, что повлечет приостановление финансирования соответствующих программных мероприятий из средств областного бюджета;
- с недостаточным объемом собственных средств организаций, в связи с чем подлежат уточнению объемы финансирования и сроки реализации, вследствие чего могут измениться запланированные сроки выполнения мероприятий и могут подвергнуться корректировке целевые индикаторы эффективности реализации Программы, что потребует внесения изменений в Программу;
- с более высоким ростом цен на отдельные виды услуг, что повлечет увеличение затрат на отдельные программные мероприятия.
2.11. Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Нижегородской области.
2.12. Порядок распределения субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов
2.12.1. Общие положения
Субсидии на реализацию мероприятий Программы согласно приложению 1 (далее - субсидии) предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области за счет средств областного и федерального бюджетов в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных главному распорядителю средств областного бюджета.
Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных для предоставления субсидий, является министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области.
2.12.2. Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора муниципальных районов и городских округов Нижегородской области для предоставления субсидий
Субсидии имеют целевое назначение. Целью предоставления и расходования субсидий является софинансирование расходных обязательств муниципальных районов и городских округов Нижегородской области по реализации мероприятий Программы.
Субсидии предоставляются при условии участия муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в реализации мероприятий Программы путем их софинансирования.
Критериями отбора муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в целях предоставления субсидий являются:
наличие проектно-сметной документации и положительного заключения экспертизы на нее на момент подачи заявки;
оснащение приборами учета воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии 100% зданий, строений, сооружений, используемых для размещения органов местного самоуправления, находящихся в муниципальной собственности, а также ввод всех установленных приборов учета в эксплуатацию на момент подачи заявки;
оснащение 100% многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии в муниципальных образованиях Нижегородской области (на территории которых планируется к реализации соответствующее мероприятие Программы), а также ввод всех установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2013 года;
уровень софинансирования мероприятий за счет средств местного бюджета составляет не менее 5 процентов;
наличие утвержденной в установленном порядке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Форма заявки муниципального района (городского округа) Нижегородской области на предоставление субсидии утверждается министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области.
2.12.3. Порядок формирования, распределения и использования субсидий
Общий объем субсидий и распределение субсидий между муниципальными районами и городскими округами Нижегородской области определяется в соответствии с Программой.
Субсидия направляется на строительство (приобретение) и (или) реконструкцию объектов капитального строительства, включенных в Программу.
Субсидия предоставляется министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области на основании соглашения о предоставлении субсидии бюджету муниципального района или городского округа Нижегородской области, заключаемого между органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области и министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, по форме, утверждаемой министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области ежемесячно, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют отчеты об использовании субсидий в министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области по форме, утверждаемой министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области.
2.12.4. Контроль за использованием субсидий
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области несут ответственность за целевое использование субсидий, а также достоверность представляемой отчетности.
Контроль за целевым использованием средств субсидий осуществляется министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 17 сентября 2014 г. N 641 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к региональной адресной программе
"Чистая вода в
Нижегородской области"
на 2013 - 2017 годы
Система
основных мероприятий региональной адресной программы "Чистая вода в Нижегородской области" на 2013 - 2017 годы
(далее - Программа)
4 июня 2013 г., 30 мая, 17 сентября 2014 г.
Приложение 2
к региональной адресной программе
"Чистая вода в
Нижегородской области"
на 2013 - 2017 годы
План
мероприятий по совершенствованию системы управления водопроводно-канализационного хозяйства в целях реализации региональной адресной программы "Чистая вода в Нижегородской области" на 2013 - 2017 годы
(далее - Программа)
30 мая 2014 г.
N |
|
Вид документа |
Срок исполнения |
Исполнители |
|
I. Переход к долговременным тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения и создание условий для привлечения инвестиций |
|||
1. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 1 раздела I |
|||
2. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 2 раздела I |
|||
3. |
Разработка и утверждение долгосрочных тарифов на услуги организаций ВКХ |
Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области |
2014 - 2015 годы |
Организации ВКХ (по согласованию), Региональная служба по тарифам Нижегородской области |
|
II. План мероприятий по корректировке и уточнению Программы |
|||
1. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 1 раздела II |
|||
2. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 2 раздела II |
|||
|
III. Развитие государственно-частного партнерства |
|||
1. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 1 раздела III |
|||
2. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 2 раздела III |
|||
3. |
Разработка и утверждение инвестиционной программы в рамках реализации концессионного соглашения |
Инвестиционная программа |
IV квартал 2014 года |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, Региональная служба по тарифам Нижегородской области, Администрация города Нижний Новгород (по согласованию) |
Приложение 3
к региональной адресной программе
"Чистая вода в
Нижегородской области"
на 2013 - 2017 годы
Методика
оценки эффективности реализации региональной адресной программы "Чистая вода в Нижегородской области" на 2013 - 2017 годы
Эффективность реализации региональной адресной программы "Чистая вода в Нижегородской области" на 2013 - 2017 годы (далее - Программа) оценивается ежегодно на основании фактически достигнутых количественных значений целевых показателей и индикаторов, приведенных в приложении 1 к указанной Программе (процентов), и определяется по формуле:
где:
n - количество целевых показателей и индикаторов;
- фактически достигнутое количественное значение i-го целевого показателя или индикатора;
- планируемое значение i-го целевого показателя или индикатора, приведенных в приложении N 1 к указанной Программе.
Расчет целевых показателей и индикаторов производится по следующим формулам:
1. Удельный вес проб воды (из водопроводной сети, по результатам исследованных проб за отчетный год), не отвечающей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, процентов - относительный показатель, рассчитываемый путем деления количества проб воды из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, за отчетный год на общее количество проб воды из водопроводной сети за отчетный год, у которых проводилась оценка санитарно-химических показателей, и умножения на 100%.
,
где:
n - количество проб воды из водопроводной сети за отчетный год, по которым проводилась оценка санитарно-химических показателей;
- количество проб воды из водопроводной сети за отчетный год, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям.
Источником информации для определения данного показателя являются данные, предоставляемые Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области).
2. Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, процентов - относительный показатель, рассчитываемый путем деления количества проб воды из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, за отчетный год на общее количество проб воды из водопроводной сети за отчетный год, у которых проводилась оценка микробиологических показателей, и умножения на 100%.
,
где:
n - количество проб воды из водопроводной сети, по которым проводилась оценка микробиологических показателей, за отчетный год;
- количество проб воды из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, за отчетный год.
Источником информации для определения данного показателя являются данные, предоставляемые Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области.
3. Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, в общем протяжении водопроводной сети, процентов - относительный показатель, рассчитывается как отношение протяженности уличной водопроводной сети, подлежащей замене, к общему протяжению уличной водопроводной сети по формуле:
где:
- доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене;
- протяженность уличной водопроводной сети, подлежащей замене;
- общее протяжение уличной водопроводной сети.
Под уличной водопроводной сетью понимается сеть трубопроводов, уложенных вдоль улиц, проездов, переулков, набережных и т.д.
Источником информации о показателе являются данные государственного статистического наблюдения N 1-водопровод.
4. Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, в общем протяжении канализационной сети, процентов - относительный показатель, рассчитывается как отношение протяженности уличной канализационной сети, подлежащей замене, к общему протяжению уличной канализационной сети по формуле:
где:
- доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене;
- протяженность уличной канализационной сети, подлежащей замене;
- общее протяжение уличной канализационной сети, включая сборные и районные коллекторы (без главных коллекторов и присоединений), на конец года.
При этом под уличной канализационной сетью понимаются трубопроводы, уложенные вдоль улиц, проездов, переулков, набережных и других проездов населенного пункта, включая протяжение сборных коллекторов, но без главных коллекторов.
Источником информации о показателе являются данные государственного статистического наблюдения N 1-канализация.
5. Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 1000 км сетей - относительный показатель, рассчитываемый путем подсчета количества произошедших аварий в расчете на 1000 км сетей.
Аварией в системе централизованного водоснабжения населения питьевой водой является полное или частичное прекращение водоснабжения населенного пункта или отдельного его района, многоквартирного жилого дома продолжительностью более 8 часов.
В системе централизованного водоотведения (канализации) аварией являются нарушения режима работы, приведшие к массовому сбросу неочищенных сточных вод в водоемы или на рельеф, в подвалы жилых домов.
Источником информации о показателе являются данные государственного статистического наблюдения N 1-водопровод и N 1-канализация.
6. Доля объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод (процентов) - качественный показатель, характеризующий объем сточных вод, отведение которых после очистки в водные объекты не приводит к нарушению норм качества воды в контрольном створе или пункте водопользования. Определяется как отношение количества сточных вод, пропущенных через очистные сооружения канализации, к объему всех сточных вод, пропущенных через канализацию, по формуле:
,
где:
- доля объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения канализации;
- годовой объем пропущенных через очистные сооружения канализации сточных вод;
- годовой объем всех сточных вод. Фактическое количество сточных вод, пропущенных за отчетный год через канализацию.
Источником информации о годовых объемах сточных вод, пропущенных через очистные сооружения канализации, и фактическом количестве сточных вод, пропущенных за отчетный год через канализацию, являются данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (далее - Нижегородстат).
7. Доля объема сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, процентов - качественный показатель, характеризующий объем сточных вод, отведение которых после очистки в водные объекты не приводит к нарушению норм качества воды в контрольном створе или пункте водопользования. Определяется как отношение годового объема сброшенных нормативно очищенных сточных вод к общему объему сточных вод, пропущенных через очистные сооружения канализаций, и рассчитывается по формуле:
где:
V - доля нормативно очищенных сточных вод;
- годовой объем сброшенных нормативно очищенных сточных вод;
- годовой объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения канализации.
Источником информации о годовом объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения канализации, и годовом объеме сброшенных нормативно очищенных сточных вод являются данные Нижегородстата.
8. Заболеваемость брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями на 1000 человек населения - относительный показатель, рассчитываемый путем деления общего количества выявленных лиц с данными нозологиями за отчетный год, умноженного на 1000, на среднегодовую численность населения:
,
где:
- количество выявленных больных брюшным тифом, паратифами А, В, С, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями за отчетный год;
СГЧ - среднегодовая численность населения.
Источником информации для определения данного показателя являются данные, предоставляемые Министерством здравоохранения Нижегородской области.
9. Заболеваемость вирусными гепатитами на 1000 чел. населения - относительный показатель, рассчитываемый путем деления общего количества выявленных лиц с вирусными гепатитами за отчетный год, умноженного на 1000, на среднегодовую численность населения:
,
где:
- количество выявленных больных вирусными гепатитами за отчетный год;
СГЧ - среднегодовая численность населения.
Источником информации для определения данного показателя являются данные, предоставляемые Министерством здравоохранения Нижегородской области.
10. Количество зарегистрированных больных с болезнями органов пищеварения на 1000 чел. населения - относительный показатель, рассчитываемый путем деления общего количества выявленных лиц с болезнями органов пищеварения за отчетный год, умноженного на 1000, на среднегодовую численность населения:
,
где:
- количество выявленных лиц с болезнями органов пищеварения;
СГЧ - среднегодовая численность населения.
Источником информации для определения данного показателя являются данные, предоставляемые Министерством здравоохранения Нижегородской области.
11. Заболеваемость злокачественными образованиями на 1000 человек населения - относительный показатель, рассчитываемый путем деления общего количества выявленных лиц со злокачественными образованиями за отчетный год, умноженного на 1000, на среднегодовую численность населения:
,
где:
- количество выявленных лиц со злокачественными образованиями;
СГЧ - среднегодовая численность населения.
Источником информации для определения данного показателя являются данные, предоставляемые Министерством здравоохранения Нижегородской области.
12. Доля капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, процентов - относительный показатель, рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- доля капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в общем объеме выручки организаций;
- годовой объем средств, направленных организациями на модернизацию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
- годовой объем выручки организаций сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Источником информации о годовых объемах средств, направленных организациями на модернизацию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и о годовом объеме выручки организаций сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, являются данные Нижегородстата.
13. Доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, процентов - относительный показатель, рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы# водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
- годовой объем заемных средств, направленных организациями на модернизацию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
- годовой объем средств, направленных организациями на модернизацию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Источником информации о годовом объеме заемных средств, направленных организациями на модернизацию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и о годовом объеме средств, направленных организациями на модернизацию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, являются данные Нижегородстата.
14. Доля воды, поставляемой организациями коммунального комплекса, работающими на основании концессионных соглашений (в городах с населением более 300 тыс. человек), процентов - относительный показатель, рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- доля воды, поставляемой организациями коммунального комплекса, работающими на основании концессионных соглашений (в городах с населением более 300 тыс. человек);
- годовой объем воды, поставленной потребителям организациями коммунального комплекса, работающими на основании концессионных соглашений (в городах с населением более 300 тыс. человек);
- общий годовой объем воды, поставленной потребителям организациями коммунального комплекса (в городах с населением более 300 тыс. человек).
Источником информации о годовом объеме воды, поставленной потребителям организациями коммунального комплекса, работающими на основании концессионных соглашений, и об общем годовом объеме воды, поставленной потребителям организациями коммунального комплекса, являются данные Нижегородстата.
15. Доля воды, поставляемой организациями коммунального комплекса по тарифам, установленным на долгосрочный период регулирования (в городах с населением более 300 тыс. человек), процентов - относительный показатель, рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- доля воды, поставляемой организациями коммунального комплекса по тарифам, установленным на долгосрочный период регулирования (в городах с населением более 300 тыс. человек);
- годовой объем воды, поставленной потребителям организациями коммунального комплекса по тарифам, установленным на долгосрочный период регулирования (в городах с населением более 300 тыс. человек);
- общий годовой объем воды, поставленной потребителям организациями коммунального комплекса (в городах с населением более 300 тыс. человек).
Источником информации о годовом объеме воды, поставленной потребителям организациями коммунального комплекса по тарифам, установленным на долгосрочный период регулирования, и об общем годовом объеме воды, поставленной потребителям организациями коммунального комплекса, являются данные Нижегородстата и Региональной службы по тарифам Нижегородской области.
16. Обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения, процентов - относительный показатель, характеризующий отношение количества населения, пользующегося централизованными услугами водоснабжения, к общей численности населения Нижегородской области. Рассчитывается по формуле:
,
где:
К - обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения;
- количество населения, пользующегося централизованными услугами водоснабжения;
- общая численность населения Нижегородской области.
Источником информации о количестве населения, пользующегося централизованными услугами водоснабжения, и общей численности населения Нижегородской области являются данные Нижегородстата.
17. Обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения, процентов - относительный показатель, характеризующий отношение количества населения, пользующегося централизованными услугами водоотведения, к общей численности населения Нижегородской области. Рассчитывается по формуле:
,
где:
- обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения;
- количество населения, пользующегося централизованными услугами водоотведения;
- общая численность населения Нижегородской области.
Источником информации о количестве населения, пользующегося централизованными услугами водоотведения, и общей численности населения Нижегородской области являются данные Нижегородстата.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа разработана с целью обеспечения населения Нижегородской области питьевой водой, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан, а также снижения загрязнения природных водных объектов и направлена на развитие государственно-частного партнерства в секторе водоснабжения коммунального хозяйства, развитие централизованных систем водоснабжения, а также снижение непроизводительных потерь воды при ее транспортировке и использовании.
В рамках реализации программных мероприятий предполагается, что удельный вес проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составит 14,10%, по микробиологическим показателям - 3,20%, доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, - 28,0%, канализационной сети - 27,0%, обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения - 85,0%, водоотведения - 84,0%.
Общий объем финансирования Программы составляет 10 031 524,422 тыс. рублей.
Постановление Правительства Нижегородской области от 19 февраля 2013 г. N 92 "Об утверждении региональной адресной программы "Чистая вода в Нижегородской области" на 2013 - 2017 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости" от 24 мая 2013 г. N 89, от 25 мая 2013 г. N 90
Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 305 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 17 сентября 2014 г. N 641
Постановление Правительства Нижегородской области от 30 мая 2014 г. N 362
Постановление Правительства Нижегородской области от 11 октября 2013 г. N 723
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2014 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 4 июня 2013 г. N 353