Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства образования
Нижегородской области
от 6 мая 2011 г. N 1150
Примерная программа
подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в современном обществе
Пояснительная записка
к программе подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в современном обществе
Подавляющее большинство воспитанников детского дома - социальные сироты. К тому же часть детей, которые по формальным признакам можно отнести к сиротам, на самом деле являются социальными сиротами, так как их родители погибли вследствие алкоголизма или по другим причинам, связанным с их асоциальным поведением. Особенности социально-психологического развития таких детей заключается в отсутствии опыта нормальной человеческой жизни. Для части социальных сирот характерен и собственный опыт асоциального поведения. Следствие такого образа жизни - отсутствие нормальных ценностных ориентиров. Социальные сироты, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, быстро усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Потребительское отношение, формирующиеся при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. Условия жизни в детском доме ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром.
Ребенок-сирота, ограниченный в связи с внешним миром, испытывает трудности при выборе своего жизненного пути. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников к самостоятельной жизни. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью.
Воспитанник детского дома после выпуска нередко попадает в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ним множество вопросов - бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных. Полностью уберечь воспитанников от проблем не удается, но по возможности максимально подготовить их к самостоятельной взрослой жизни, способствовать успешному профессиональному самоопределению - это основная задача данной программы.
Успешность выпускника детского дома в жизни зависит в первую очередь от него самого. Цель программы создать условия для того, чтобы воспитанники осознали это как можно раньше. Конечной целью реализации программы является воспитание выпускника детского дома с активной жизненной позицией, сильной волей, гражданином, ответственным за свое поведение.
Программа рассчитана на воспитанников школьного возраста, как с нормальным интеллектом, так и воспитанников с задержкой развития или обучающихся по школьной программе VIII вида.
Содержание программы состоит из 7 модулей:
1. Культура поведения и азбука общения
2. Жилище, одежда, обувь, питание
3. Транспорт, торговля, связь
4. Личная гигиена, здоровье, ОБЖ
5. Подготовка к семейной жизни
6. Учреждения и организации. Жизненное и профессиональное самоопределение.
7. Правовое воспитание. Полезная экономика.
Каждый модуль включает в себя минимальное необходимое число тем, по каждому направлению определены нормативные требования к знаниям и умениям воспитанников.
Реализовывать данную программу рекомендовано на воспитательных часах. Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена - это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.), практические занятия, экскурсии и т.д. Общая логика работы с материалом программы стандартна: мотивация детей, изучение нового материала, его закрепление, проверка знаний и умений воспитанников. Часть программного материала органично вплетается в жизнь детей в детском доме - уборка помещения, уход за одеждой, обувью, навыки общения и т.д.
Время освоения Программы - определяется учреждением самостоятельно в соответствии с уровнем интеллектуального развития детей и их возрастными особенностями. Однако, учитывая то, что в детский дом попадают и 15 - 16 летние дети, через год уже выпускающиеся (следовательно, за этот год они должны получить полный объем материала) - возможны различные варианты прохождения Программы.
Цель программы:
Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их духовно-нравственному, эстетическому и физическому развитию.
Воспитание выпускника детского дома с активной жизненной позицией, сильной волей, гражданином, ответственным за свое поведение.
Основные задачи программы:
- подготовить воспитанников к самостоятельной жизни;
- сохранить и укрепить физическое и психологическое здоровье воспитанников;
- формировать у детей культуру здорового образа жизни;
- способствовать формированию основ культуры общения, построения межличностных отношений, нравственной позиции воспитанников;
- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности детей.
Предполагаемый результат работы с Программой - более высокий уровень социальной ориентации воспитанников.
При составлении Программы использовались следующие материалы:
- программы социально-бытовой ориентации (для учащихся V - IX кл. вспомогательных школ),
- программа "Становление" детских домов Курганской области,
- комплект программ по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта "Человек и общество",
- программа подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в современном обществе Никольского детского дома Ленинградской области.
Данная Программа прошла апробацию на экспериментальных площадках на базе следующих образовательных учреждений Нижегородской области:
1. государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Специальный (коррекционный) детский дом г. Богородска для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья",
2. государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Специальная (коррекционная) школа-интернат N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья",
3. государственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, "Павловский санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
4. государственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, "Дзержинский санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
5. государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Специальный (коррекционный) детский дом N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья".
Модуль 1. Культура поведения и азбука общения
1.1 Культура поведения:
Темы:
1. Формы общения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.
2. Формы обращения с просьбой, вопросам к старшим; формы выражения благодарности.
4. Культура разговора со старшими и сверстниками.
5. Формы поздравления.
6. Культура речи при пользовании телефоном.
7. Этикет и манеры.
8. Общие правила поведения в общественных местах.
Воспитанники должны знать:
- Правила поведения при встрече и расставании.
- Формы обращения с просьбой, вопросом, и поздравлением, сопереживанием благодарности.
- Как культурно разговаривать по телефону.
- Как вести себя в общественных местах.
- Иметь представление об этикете и манерах.
Воспитанники должны уметь:
- Следить за собой, своей походкой и жестикуляцией.
- Правильно вести себя при встрече и расставании.
- Вежливо обращаться с вопросом, просьбой, поздравлять и сопереживать, благодарить.
- Тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.
- Культурно вести себя в общественных местах.
1.2 Азбука общения
Темы:
1. Честность в отношении друг с другом.
2. Плохой и хороший поступок в общении.
3. О дружбе и товариществе.
Практические занятия:
1. выполнение в процессе проживания правил общения с младшими, сверстниками, старшими (здороваться, прощаться, благодарить, оказывать помощь и заботу и т.д.).
2. Организация специальной деятельности, направленной на помощь товарищам, заботу о малышах, больных и пожилых (операция "Добрый поступок", "Забота" и т.д.).
3. Закрепление умения справедливо оценивать в общении свои поступки товарищей (игра "Оцени себя", "Мастерская поступков", "Что такое настоящая дружба", "Кого можно считать настоящим другом" и т.д.).
4. Организация совместной учебной, игровой, художественной, спортивной и др. деятельности в "порах" (постоянного, смешанного и разнополого состава).
5. Проведение вечерних самоотчетов и бесед в группе, с отдельными воспитанниками о своей деятельности, общении (что делали, чему новому научились, кому помогли, где поступили правили, что понравилось и т.д.).
Индивидуально-групповые инструктивные занятия:
1. Правила самостоятельного регулирования отношений в общении с младшими, сверстниками, старшими и взрослыми.
2. Как предупредить ссору, правила поведения в споре, как мы миримся.
Модуль 2. Жилище, одежда, обувь
Темы:
2.1 Жилище:
1. Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом; помещения и службы детского дома. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления.
2. Почтовый адрес и телефоны детского дома.
3. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Основные требования - правила организации рабочего места школьника.
4. Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная). Пылесос - правила пользования.
5. Уход за полом, в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум). Средства по уходу за полом.
6. Правила чистки ковров, книжных полок, батарей.
7. Правила, последовательность и периодичность уборки кухни, санузла.
8. Правила ухода за ванной, раковиной, унитазом.
9. Санитарно-гигиенические требования и правила при уборке пыли, с/узла.
Экскурсии - по детскому дому, в мебельный и хозяйственный магазин.
Практические работы - заполнение почтовых адресов на конвертах
Воспитанники должны знать;
- Виды жилых помещений в городе, деревне, их различия.
- Почтовый адрес и телефоны детского дома.
- Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки, правила пользования пылесосом, правила, последовательность и периодичность уборки кухни, санузла, правила ухода за ванной, раковиной, унитазом, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при: пользовании бытовыми электроприборами, уборке кухни и санузла.
Воспитанники должны уметь:
- Подписывать адрес на конвертах.
- Производить сухую и влажную уборку помещений, (повседневную и углубленную), чистить ковры, книжную полку, батареи, ухаживать за полом, производить уборку кухни, санузла, ухаживать за ванной, раковиной, унитазом, использовать бытовые химические средства, применять средства защиты при использовании бытовой химии.
2.2 Одежда и обувь:
1. Виды одежды и головных уборов. Их назначение, размеры.
2. Повседневный уход за одеждой, предупреждение загрязнения, чистка.
3. Виды обуви, размеры; уход за обувью - сушка, чистка, кремы; подготовка сезонной обуви к хранению.
4. Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалок, крючков зашивание распоровшегося шва, ремонт порвавшейся одежды, штопка).
5. Стирка изделий из хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых и синтетических тканей. Что нужно для стирки? Особенности стирки темного и светлого белья. Основные этапы стирки (сортировка, замачивание, стирка, полоскание, отжим, сушка). Средства бытовой химии для стирки.
Практические работы:
- Чистка и сушка верхней одежды и обуви.
- Снятие мерок (определение размера).
- Мелкий ремонт одежды.
- Ручная стирка одежды (разные виды тканей).
Воспитанники должны знать:
- Виды одежды и обуви; снятие мерок (размеры).
- Правила ухода за одеждой и обувью.
- Технология мелкого ремонта одежды.
- Правила ручной стирки, особенности средств бытовой химии для стирки.
Воспитанники должны уметь;
- Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону и размеру, различать их назначения (повседневная, праздничная, спортивная).
- Сушить мокрую одежду и обувь; чистить готовить к хранению.
- Подбирать крем и чистить кожаную обувь.
- Пришивать пуговицы, кнопки, петельки.
- Зашивать одежду по распоровшемуся шву.
- Сортировать, замачивать, стирать, полоскать, отжимать и сушить одежду из разных видов ткани. Пользоваться средствами бытовой химии.
Модуль 3. Транспорт, торговля, связь
Темы:
3.1 Транспорт:
1. Проезд в детский дом из Нижнего Новгорода (маршруты, виды транспорта).
2. Правила поведения в транспорте и на улице.
3. Правила дорожного движения.
4. Виды транспорта.
5. Пользование городским транспортом, оплата проезда (разовая, проездные карточки, единые билеты).
3. Пригородные поезда. Расписание, направление движения.
4. Метрополитен. Схема станций метро, правила поведения.
Практические работы:
1. Проезд в городском транспорте.
2. Проезд на пригородном поезде.
3. Поездки в метрополитене.
Воспитанники должны знать:
- Наиболее рациональный маршрут проезда до детского дома.
- Варианты проезда разными видами транспорта.
- Количество времени, затраченное на дорогу, пересадки.
- Правила передвижения на велосипеде. Основные виды и назначения транспорта.
- Порядок входа и выхода из городского транспорта, порядок оплаты проезда.
- Правила поведения в пригородном ж/д транспорте, порядок действий при авариях, хулиганских действиях и т.д.
- Схема метрополитена г. Н. Новгорода - основные линии, станции пересадок. Правила поведения в метро.
Воспитанники должны уметь:
- Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу).
- Соблюдать правила дорожного движения
- Пользоваться кассовым аппаратом при покупки билета на вокзале.
- Ориентироваться в расписании движений, пригородных поездов, определять направления, зоны.
- Ориентироваться в метрополитене г. Н. Новгород. Определять схему проезда в зависимости от места нахождения и места назначения.
3.2 Торговля:
1. Продовольственные и промтоварные магазины, их ассортимент. Чтение вывесок: булочная, гастроном, универсам и т.д. Профессии работников магазина: кассир, продавец, контролер.
2. Виды магазинов: универсамы, специализированные промтоварные магазины, книжные, спортивные, обувные и т.д. Магазины нашего города.
3. Рынок. Комиссионные магазины. Торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения.
4. Газетные киоски. Что продают в газетных киосках.
Экскурсия и практические работы:
1. Экскурсия в магазины разных видов, назначений.
2. Покупка вещей повседневного пользования в магазинах и на рынке.
3. Покупка конвертов, открыток, газет, марок.
Воспитанники должны знать:
- Основные виды магазинов и их назначение,
- виды отделов в промышленных и продуктовых магазинах, правила покупки в них;
- стоимость основных продуктов, используемых для приготовления завтрака. Правила поведения и порядок оплаты в разных магазинах, на рынке.
- Стоимость основных продуктов, используемых для приготовления ужина.
- Оценка качества товара и продуктов питания на рынке.
Воспитанники должны уметь:
- Выбирать продукты для приготовления завтрака, обеда и ужина с учетом конкретного меню;
- оплатить продукты питания;
- соблюдать правила поведения в магазине.
3.3 Связь:
1. Основные средства связи (почта, телеграф, телефон).
2. Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы).
3. Виды писем (заказное, с уведомлением, ценное и т.д.). Порядок отправки писем различных видов, стоимость пересылки, написание адреса на конвертах.
4. Телеграф, виды телеграфных услуг, тарифы, заполнение телеграфных бланков.
5. Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок отправления, упаковка, заполнение бланка. Стоимость пересылки.
6. Телефон, его назначение и устройство. Правила пользования телефоном. Местные и междугородние звонки. Телефоны д/дома, школы. Порядок вызова аварийной службы. Оплата телефонных счетов. Правила пользования телефоном-автоматом. Понятие о телефонных картах, мобильной связи. Пользование телефонным справочником.
7. Радиопрограммы. Правила пользования радиоприемником.
8. Телевизор. Правила установки и настройки. Телепрограмма.
Практические работы; экскурсии:
- Экскурсия на почту, узел связи.
- Составление телефонограмм заполнение бланков.
- Отправка бандероли;
- Разговор по телефону, поиск информации по телефонному справочнику.
Воспитанники должны знать:
- Основные средства связи.
- Виды почтовых отправлений, виды телеграфных услуг.
- Тарифы.
- Порядок отправки посылок, переводов и т.д.
- Порядок отправки бандеролей.
- Правила пользования домашним телефоном, сотовым телефоном и уличным телефоном-автоматом.
- Правила пользования радиоприемником и телевизором.
Воспитанники должны уметь;
- Записывать индекс на конвертах.
- Составлять различные тексты телеграмм.
- Заполнять телефонные бланки, подсчитывать примерную стоимость телеграмм.
- Составить опись посылки, бандероли.
- Упаковать посылку, бандероль.
- Правильно разговаривать по телефону.
- Пользоваться телефонным справочником.
Модуль 4. Личная гигиена, здоровье, ОБЖ
Темы:
4.1 Личная гигиена:
1. Правила личной гигиены, ежедневные гигиенические процедуры.
2. Уход за волосами (мытье, прическа).
3. Гигиена сна; гигиена выполнения домашних заданий.
4. Гигиена зрения (чтения, просмотра т/передач).
5. Твой внешний вид.
6. Закаливание организма (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физкультурные занятия).
7. Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук, крема).
8. Уход за ногами (уход за ногтями и кожей ног).
Практические работы:
- Выполнение утреннего и вечернего туалета.
- Причесывание волос.
- Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук.
Воспитанники должны знать;
1. Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета.
2. Периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы; средства борьбы с перхотью.
3. Правила освещения помещения, охраны зрения при чтении, выполнение домашних заданий, просмотра телепередач.
4. Требование гигиены сна и подготовки домашних заданий.
5. Правила закаливания организма, правила обтирания.
6. Правила соблюдения личной гигиены во время физических занятий, походов.
7. Правила ухода за ногами.
8. Иметь представление о значении правил режима дня и режима питания для здоровья подростков.
9. Правила личной гигиены подростков (юноши, девушки).
Воспитанники должны уметь:
1. Выполнять утренние и вечерние туалеты
2. Причесывать волосы и выбирать прическу, подбирать шампунь
3. Соблюдать правила гигиены приготовления домашнего задания, зрения, сна.
4. Чистить зубы.
5. Следить за одеждой, обувью (иметь опрятный внешний вид).
6. Мыть руки, стричь ногти на руках, ухаживать за кожей рук.
7. Подбирать косметические средства для ухода за кожей рук.
8. Подбирать косметические средства для ухода за ногами.
4.2 Здоровье и медицинская помощь:
1. Медицинские учреждения: поликлиники, больницы, диспансеры, аптеки их назначение. Работники медицинских учреждений (врачи, медицинской сестра, младший медицинский персонал, регистраторы; работники аптеки).
2. Виды медицинской помощи: скорая помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация. Вызов "Скорой помощи" и врача на дом.
3. Домашняя аптечка, термометр.
4. Лекарственные растения.
5. Первая помощь при ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.
Практическая работа:
Упражнения в наложении повязок на рану, оказание первой помощи при повреждении конечностей.
Экскурсии в аптеку, поликлиники экскурсия в травматологический пункт.
Воспитанники должны иметь представление:
- О назначении поликлиники, больницы, диспансера, аптеки.
- О порядке записи к врачу, порядке приобретения лекарств.
- О порядке вызова "Скорой помощи" и врача на дом.
- О вреде самолечения.
Воспитанники должны знать:
- Виды медицинской помощи.
- Функции основных врачей-специалистов.
- Состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства и т.д.).
- Правила применения и назначения мед. средств, входящих в состав домашней аптечки.
- Местные лекарственные растения.
Воспитанники должны уметь;
- Записываться на прием к врачу.
- Вызывать врача на дом.
- Приобретать лекарства в аптеке.
- Пользоваться перевязочными и дезинфицирующими средствами.
4.3 Основы безопасности жизнедеятельности:
1. Формирование умений и навыков ориентироваться в дорожной обстановке: переход через улицу, правила обхода транспорта на остановке.
2. Домашние опасности - электробытовые приборы, газовые приборы.
3. Правила пожарной безопасности. Правила поведения при загорании и пожаре. Порядок вызова пожарных. Пользование простейшими средствами пожаротушения.
4. Благо и вред лекарств, средств бытовой химии. Отравление - первая помощь. Порядок вызова мед. помощи.
5. Меры безопасности при общении с колюще-режущими предметами; первая помощь при травмах.
6. Сохранность жилища. Порядок вызова милиции при угрозе проникновения (или проникновении) в жилище.
7. Правила безопасного поведения во дворе (где можно, где нельзя играть, источники опасности во дворе - ЛЭП и т.д.).
8. Как уберечься от ушибов, порезов, переломов во время игр.
9. Меры предосторожности при общении с животными.
10. Меры по обеспечению безопасности личных вещей.
11. Взаимодействия с неформальными группами; правила поведения с незнакомыми людьми.
12. Правила безопасной езды на велосипеде. Поведение на улице в грозу, туман, гололед, вечернее время.
13. Съедобные дикорастущие растения (грибы, ягоды).
14. Ядовитые растения и грибы, опасные насекомые и животные.
15. Способы защиты от насекомых.
16. Правила безопасного поведения на воде; на льду замерших водоемов.
17. Меры предосторожности во время грозы.
18. Возможные ситуации аварийного характера в жилище (пожар, затопление, повреждение конструкций и т.д.):
- возможные причины возникновения пожара (возгорание телевизора, утечка газа, нарушение правил топки печи, курение в постели, бенгальские огни и т.д.);
- способы и порядок эвакуации, средства пожаротушения и правила пользования ими;
- возможные причины затопления жилища (лопнула батарея центрального отопления и т.д.);
- возможные опасности при нарушении правил пользования средствами бытовой химии (лаки, растворитель, аэрозоли и т.д.).
19. Экстремальные ситуации аварийного характера на транспорте:
- опасности, подстерегающие пассажира при посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях;
- правила поведения при возникновении экстремальных ситуаций на транспорте (пожар, крушение, экстренное торможение, захват террористами), безопасное расположение в салоне (вагоне).
20. Экстремальные ситуации в природе:
- правила поведения при попадании в условия вынужденного автономного существования в природных условиях (авария транспортного средства, заблудились в лесу, в горах, отстали от группы в тур. походе и т.д.);
- преодоление страха и возможного стресса;
- ориентирование на местности, сооружение временного укрепления из подручных средств, способы добычи огня и приготовление пищи в автономных условиях.
21. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения:
- правила поведения при грозе во время ураганов, бурь, наводнений, лесных пожаров, землетрясений;
- правила поведения при химическом, радиационном и биологическом загрязнении местности.
22. Экстремальные ситуации криминального характера:
- основные способы защиты жилища от проникновения посторонних;
- зоны повышенной опасности (вокзалы. Стадионы, рынки, др. места массового скопления людей), правила безопасного поведения в них;
- правила поведения в криминальной ситуации.
Воспитанники должны знать:
- Источники опасности и правила безопасного поведения в помещении, на улице, в природе.
- Правила поведения при возникновении стихийных бедствий.
- Правила обращения с электробытовыми приборами.
- Основные виды ядовитых растений и грибов.
- Правила поведения в транспорте.
- Правила поведения с незнакомыми людьми; домашними животными.
- Порядок вызова "Скорой помощи", милиции, газовой службы, пожарных возможные причины возникновения пожара и затопления жилища.
- Правила пользования средствами бытовой химии.
- Правила поведения в общественном транспорте.
- Правила безопасного поведения в доме, во дворе, на улице в различных криминальных ситуациях.
- Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования.
- Основные сильнодействующие ядовитые вещества.
- Меры защиты здоровья при нарушении экологического равновесия в местах проживания.
- Влияние на организм употребления алкоголя, никотина.
Воспитанники должны уметь:
- Обращаться с электроприборами повседневного пользования.
- Пользоваться слесарными инструментами и инструментами для работы с тканью, бумагой (ножницы, иглы и т.д.).
- Распознавать основные виды съедобных и ядовитых растений и грибов.
- Действовать по сигналу опасности.
- Ориентироваться на местности.
- Оказывать простейшую помощь при травмах, отравлениях и т.д. пользоваться средствами и защиты органов дыхания (ватно-марлевая повязка, респиратор и т.д.).
- Пользоваться электроприборами (утюгом, пылесосом, плитой и т.д.).
- Устранить простейшую неисправность (бытовых электроприборов, водопроводного крана, велосипеда и т.д.).
- Занимать безопасное место расположения в вагоне (салоне).
- Определить недоброкачественные продукты питания.
- Оказывать первую медицинскую помощь.
- Ориентироваться на местности, сооружать временное укрытие из подручных средств, разводить огонь, готовить пищу в походных условиях.
Модуль 5. Подготовка к семейной жизни
Темы:
5.1 "Крепка семья - крепка держава"
1. Правовые основы создания семьи.
2. Что такое семья, состав семьи.
3. Родственные отношения (мать, отец, брат, сестра, дедушка, бабушка, тети, дяди и т.д.).
4. Дальние или близкие родственники.
5. Особенности построения взаимоотношений в семье, необходимость заботы и уважения к друг другу.
6. Забота о детях.
7. Правила поведения в семье, особенности предупреждения конфликтных ситуаций в семье.
8. Планирование семьи.
Воспитанники должны знать:
- Понятие состава семьи, генеалогическое древо.
- Основные обязанности членов семьи.
- Понятие психологического климата семьи.
- Особенности проявления заботы о детях, воспитание детей.
- Современные методы планирования семьи.
Воспитанники должны уметь:
- Моделировать полоролевые отношения в семье,
- Строить свое генеалогическое древо.
- Моделировать способы разрешения конфликтных ситуаций в семье.
- Адекватно оценивать возможности своей будущей семьи при планировании количества детей.
5.2 Питание - готовим интересно: вкусно и полезно
Продукты питания (хлеб, мясо, овощи и т.д.). Разнообразие продуктов питания.
Кухонные принадлежности, приборы, посуда. Правила пользования и ухода за ними. Химические средства ухода.
Приготовление пищи. Завтрак (приготовление простых и комбинированных бутербродов, отваривание яиц; яичница; приготовление салата, винегрета, заваривание чая). Обед и ужин (приготовление супов, вторых блюд и напитков, выпечки)
Сервировка стола.
Санитария и гигиена на кухне.
Хранение продуктов и готовой пищи.
Приготовление пищи к ужину. Приготовление блюд из круп, макарон, картофеля и других овощей, молока и молочных продуктов.
Сервировка стола к ужину.
Практические работы:
1. Приготовление простых блюд из круп, макарон, картофеля и других овощей, молока и молочных продуктов.
2. Ежедневная уборка кухни.
3. Сервировка стола.
Воспитанники должны знать:
- Различные меню завтрака, обеда и ужина.
- Санитарно - гигиенические требования к процессу приготовления пищи.
- Правила сервировки стола.
- Правила заваривания чая.
- Назначение кухонных принадлежностей и посуды.
- Санитарно - гигиенические требования к использованию химических средств по уходу за посудой.
- Санитарно-гигиенические правила на кухне.
- Сроки и порядок хранения продуктов и готовой пищи.
Воспитанники должны уметь:
- Резать ножом продукты.
- Отваривать яйца, овощи, различные крупы, макаронные изделия.
- Нарезать вареные овощи кубиками, соломкой.
- Готовить салаты, первые, вторые и третьи блюда.
- Накрывать на стол с учетом конкретного меню и т.п.
- Чистить и отваривать картофель, жарить его.
- Отваривать макаронные изделия, варить кашу на воде и молоке.
- Сервировать стол к праздничному ужину.
5.3 Уютный дом своими руками
Темы:
1. Художественная обработка кожи. Введение. Виды кожи пригодные для ремонта одежды.
2. Использование кожных оплеток, аппликаций, драпировки, термообработки кожи в изготовлении сувениров, бижутерии, аксессуаров.
3. Оформление интерьера изделиями из кожи (панно, декоративные вазы и т.п.)
4. Вязание крючком. Основные приемы. Схемы вязания. Виды пряжи.
5. Вязание на спицах. Основные приемы. Простейшие узоры.
6. Вязаные украшения для дома.
7. Лоскутное шитье. Введение. Виды сборки лоскутного полотна.
8. Изделия в технике лоскутного шитья, применяемые в быту.
Практические работы:
1. Изготовление сувениров, аксессуаров из кожи.
2. Упражнения в вязании крючком и на спицах.
3. Создание разнообразных сеток лоскутного шитья по схемам, из# использование в различных изделиях.
4. Мелкий ремонт одежды.
5. Выставка изделий ручного труда.
Воспитанники должные знать:
- Различные виды кожи, пряжи, ткани, их свойства.
- Основные сведения о получении кожи, пряжи, ткани.
- Виды инструментов применяемых в работе с разными материалами.
- Основные ручные швы, их назначение.
- Основные виды машинных швов.
- Правила безопасной работы с электроприборами, с острыми, колющими предметами.
- Правила влажной тепловой обработки готовых изделий.
- Последовательность в выполнении технологических операций.
Воспитанники должные уметь:
- Подбирать материалы и инструменты.
- Пользоваться инструментами (иголки, булавки, ножницы, спицы, крючок и т.п.)
- Работать с клеем, выполнять рациональную разметку с помощью шаблона.
- Соблюдать правила безопасной работы.
- Выполнять основные ручные и простейшие машинные швы.
- Ориентироваться в задании с опорой на инструкционную карту, схему или образец.
- Использовать свои трудовые умения в повседневной жизни (ремонт одежды, изготовление подарков, сувениров, украшений)
5.4 Школа будущих родителей "Уход за новорожденным ребенком"
1. Предметы ухода за ребенком.
2. Ежедневный уход за ребенком: умывание, обработка глаз ватным шариком; обработка носовых ходов ватными фитильками, обработка ушных раковин ватными жгутиками, уход за руками, подмывание, пеленание.
3. Приготовление стерильного растительного масла, его использование для профилактики опрелости.
4. Купание.
Основные навыки и умения:
1. Знать как подготовиться к встрече новорожденного дома (предметы ухода, одежда).
2. Уметь проводить утренний туалет ребенка - обработка глаз, носовых ходов, ушных раковин.
3. Обработка пупочной ранки.
4. Приготовление ванны для новорожденного, купание.
5. Правильно готовить стерилизованное растительное масло, порядок обработки кожных складок.
6. Правильно пеленать ребенка.
7. Правила подмывания ребенка.
8. Правила естественного вскармливания новорожденного.
5.5 Школа будущих родителей "Уход за детьми от 1 года до 7 лет"
1. Анатомно-физиологические особенности развития детей от 1 года до 3 лет, от 3 лет до 7 лет.
2. Привитие гигиенических навыков детям - умывание, мытье рук, уход за руками, волосами, гигиенические ванны.
3. Осанка. Занятие физкультурой. Корригирующая гимнастика при плоскостопии.
4. Закаливание. Особенности питания.
Основные знания и умения:
1. Знать особенности развития детей от 1 года до 3 лет, от 3 лет до 6 лет: развитие мышечной системы, системы кровообращения, центральной нервной системы, развитие речи.
2. Знать о гигиеническом уходе за полостью рта 3-х летних детей.
3. Знать о необходимости привития малышам элементарных гигиенических навыков: умывания, мытье рук, смена белья, использование носового платка, уход за волосами, гигиенические ванны.
4. Знать об осанке детей данного возраста. Изменение осанки.
5. Знать о причинах плоскостопия у детей и путях его профилактики
6. Знать общие методические положения при проведении физических упражнений с маленькими детьми.
7. Знать основные принципы и формы закаливания.
8. Знать особенности питания детей до 3 лет, с 3-х до 7 лет (режим питания, набор продуктов, их питательную ценность витамины).
9. Уметь использовать воздушные ванны, солнечные ванны, проводить водные процедуры.
Модуль 6. Учреждения и организации жизненное и профессиональное самоопределение
6.1 Учреждения и организации
Темы:
1. Промышленные предприятия нашего города (поселка, села).
2. Агропромышленные предприятия.
3. Органы местной власти и самоуправления.
4. Предприятия бытового обслуживания.
Экскурсия - на промышленные и агропромышленные предприятия в местную администрацию, на предприятия бытового обслуживания.
Воспитанники должны знать:
1. Местонахождение ближайших промышленных и агропромышленных предприятий.
2. Название цехов и отделов этих предприятий.
3. Виды выпускаемой продукции.
4. Название рабочих специальностей.
5. Требования к различным специальностям.
6. Адрес местной администрации, основные отделы и кабинеты, порядок обращения.
7. Назначение предприятий бытового обслуживания населения.
8. Их местонахождение и виды оказываемых услуг.
9. Правила пользования услугами.
10. Профессии работников предприятий бытового обслуживания населения.
Воспитанники должны уметь:
1. Обратиться с вопросами по теме экскурсии.
2. Записываться на прием в местной администрации.
3. Обращаться с вопросами, просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания населения.
6.2 Жизненное и профессиональное самоопределение Темы:
1. Твой режим дня.
2. Время богатство; друг и враг.
3. Можно ли планировать свою жизнь.
4. Твой жизненный план (первоначальные представления о дальнейшей учебе, профессии, работе, семейной жизни, жилье и т.д.).
5. Мир труда (основные группы и типы профессий).
6. Интересы, склонности, задатки и способности.
7. Виды профессиональных учебных заведений. Труд в жизни человека.
8. Профессии в д/доме.
9. Познай свое "я".
10. Ты и выбор профессии.
11. Твоя профессиональная карьера.
12. Молодежь и рынок труда.
13. Рынок рабочей силы и выбор профессии.
14. Социально-трудовая адаптация к труду по конкретной профессии.
Основные форма и направления работы:
1. Беседы (индивидуальные и групповые), диспуты по указанным темам дополнительно:
- Романтика профессии, романтика труда.
- Идеал и мое "Я".
- Мы выбираем, нас выбирают (профессии).
- "Могу", "Хочу", "Надо" (что важнее в выборе профессии).
2. Инструктивные и индивидуально-групповые задания:
- Выполнение профориентационных тестов.
- Развитие умения оценивать и анализировать свои способности и возможности.
3. Комплексные практические занятия:
- Комплексные ролевые игры типа: "магазин", "кулинария", "больница", "Школа" и т.д.
- Участие в "семейном совете" (совете группы). Обсуждение качеств личности членов семьи (группы) на соответствие выбранной профессии.
- Работа по профориентационному (история ремесел, история и развитие профессий, история развития родного края, трудовые династии, ветераны труда д/дома и т.д.).
- Составление профессионального жизненного плана. Определение ближней, средней и дальней жизненной перспективы.
- Участие в комплексных коллективных делах группы, детского дома профессиональной направленности.
- Самовоспитание профессионально значимых качеств, подготовка к реализации профессионального жизненного плана.
- Встречи с представителями разных профессий.
- Профориентационные экскурсии.
Примерные формы работы:
- Встречи с преподавателями разных профессий.
- Вечера "защиты профессии".
- Викторины по миру профессий, экскурсии.
- Комплексные сюжетно-ролевые игры и т.д.
- Диспут "на что ориентироваться в выборе профессии" и т.д.
Воспитанники должны знать:
- Виды профессий.
- Образовательные учреждения, где они могут получить выбранную профессию.
- Медицинские противопоказания к профессиям.
Воспитанники должны уметь:
- Спланировать свой жизненный план на ближайшую перспективу.
- Учитывать свои способности и особенности здоровья при определении видов профессий и специальностей, которыми они могут овладеть.
Модуль 7. Правовое воспитание. полезная экономика
7.1 Ты и закон
Темы:
1. Конституция - основной закон нашей страны.
2. Основные права ребенка.
3. Правила поведения в детском доме - права, обязанности и ответственность воспитанников.
4. Ответственность несовершеннолетних по действующему законодательству (дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная).
5. Права и льготы выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Права и обязанности потребителя (Закон о защите прав потребителя).
7. Если нарушено твое право (куда обратиться, как написать заявление и т.д.).
Полезная экономика
Темы:
1. Бюджет семьи - источники дохода, зарплата членов семьи, пенсия, пособия.
2. Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы (билеты в кинотеатр, театр, проезд, предметы личной гигиены, ремонт одежды, обуви).
3. Экономия в домашнем хозяйстве.
4. Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сбербанке, виды вкладов, условия. Облигации, акции, др. ценные бумаги. Лотереи, кредит. Понятие бюджета семьи
5. Основные статьи расходов семьи (питание, содержание жилища, приобретение одежды и обуви, культурные потребности, помощь родственникам).
6. Планирование расходов на день; две недели с учетом бюджета и состава семьи.
7. Расходы на питание и содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг.
8. Планирование крупных покупок.
Практические работы, экскурсии:
1. Определение доходов семьи. Составление доверенности на получение заработной платы. Упражнения в подсчете расходов на удовлетворение культурных потребностей, экскурсия в Сбербанк. Упражнение в планировании расходов на день, две недели (на конкретных примерах).
2. Снятие показаний счетчика, расчет стоимости израсходованной электроэнергии, заполнение квитанции.
3. Планирование крупных покупок и оказание материальной помощи родственникам (на конкретных примерах).
Воспитанники должны иметь представление:
Об организации и характере культурных потребностей, о значении лотереи, кредита.
Воспитанники должны знать:
1. Правила экономии, учет реальных возможностей, контроль расходов, реставрация вещей, экономия электроэнергии, тепла, воды, газа; виды и цели сбережений, порядок помещения денег в с/банк, виды лотерей, кредита, его оформление.
2. Основные статьи расходов в семье.
3. Правила учета расходов.
4. Порядок расчета квартплаты.
5. Периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг, услуг телеграфа.
6. Порядок планирования крупных покупок.
7. Примерную стоимость одежды, обуви, мебели и т.д.
Воспитанники должны уметь;
1. Планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, соблюдать правила экономии, заполнить ордер на вклад и получение денег со счета в Сбербанке.
2. Подсчитывать расходы.
3. Планировать расходы на день, две недели.
4. Определять показания счетчика, подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, заполнять квитанции.
5. Оплачивать коммунальные и др. платежи.
6. Планировать крупные покупки.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования Нижегородской области от 6 мая 2011 г. N 1150 "Об организации деятельности государственных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.