Приказ Министерства строительства Нижегородской области
от 4 июля 2011 г. N 45/од
"Об утверждении ведомственной программы "Развитие арендного сектора жилья в Нижегородской области на 2011 - 2015 годы"
Приказом Министерства строительства Нижегородской области от 21 января 2013 г. N 02/од настоящий приказ признан утратившим силу
В целях реализации областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Нижегородской области на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 31 марта 2011 года N 222, приказываю:
утвердить прилагаемую ведомственную программу "Развитие арендного сектора жилья в Нижегородской области на 2011 - 2015 годы".
Министр |
В.Н. Челомин |
Ведомственная целевая программа
"Развитие арендного сектора жилья в Нижегородской области на 2011 - 2015 годы"
(утв. приказом министерства строительства Нижегородской области
от 4 июля 2011 г. N 45/од)
Паспорт Программы
1.1. Наименование программы |
Ведомственная целевая программа "Развитие арендного сектора жилья в Нижегородской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) |
1.2. Основание для разработки Программы |
Протокол совещания у заместителя Министра регионального развития Российской Федерации К.Ю. Королевского от 7 апреля 2011 года "О развитии рынка арендного жилья в Российской Федерации". Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050. Областная целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Нижегородской области на 2011 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 31 марта 2011 года N 222. |
1.3. Государственный заказчик Программы |
Министерство строительства Нижегородской области; Министерство социальной политики Нижегородской области; Министерство экономики Нижегородской области. |
1.4. Основной разработчик Программы |
Министерство строительства Нижегородской области |
1.5. Основная цель Программы |
Обеспечение качественным жильем граждан путем создания рынка арендного жилья |
1.6. Основные задачи Программы |
- Создание условий, при которых формируется конкуренция с частным сектором арендного жилья; - Создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов в Нижегородскую область; - Создание условий для развития туризма и проведения широких общероссийских и международных форумов, других мероприятий, на которые приезжают большие массы граждан; - Оказание поддержки в предоставлении жилья отдельным категориям граждан, в том числе молодым семьям, которые не могут позволить себе первоначальный взнос при оформлении ипотеки и не подпадают под программу "Молодая семья"; - Сокращение теневого рынка аренды жилья; - Оказание поддержки развития особых экономических и промышленных зон на территории Нижегородской области. |
1.7. Сроки и этапы реализации Программы |
Период реализации Программы: 2011 - 2015 годы. Программа реализуется в 1 этап. |
1.8. Исполнители основных мероприятий Программы |
Исполнителями основных мероприятий Программы являются: - министерство социальной политики Нижегородской области; - министерство строительства Нижегородской области; - министерство экономики Нижегородской области; - администрация города Нижнего Новгорода, - администрация города Арзамаса, - администрация города Бор, - администрация города Дзержинска, - администрация Навашинского муниципального района, - администрация города Сарова, - администрация Выксунского муниципального района. |
1.9. Объемы финансирования Программы
Таблица 1
Финансирование осуществляется в рамках действующих программ и частных инвестиций. Бюджетного финансирования мероприятий Программы не предусматривается
Государственный заказчик Программы |
Финансирование мероприятий Программы |
Объем финансирования по годам (в разрезе источников), тыс. рублей |
||||||
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Всего |
||
Министерство строительства Нижегородской области |
Итого в рамках частных инвестиций |
Всего |
0 |
0 |
0 |
1 856,123 |
2 998,809 |
4 854,932 |
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
1 856,123 |
2 998,809 |
4 854,932 |
1.10. Важнейшие целевые показатели, ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
1. Обеспечение ежегодного роста ввода объемов арендного жилья, кв. метров (кол. единиц) 2014 год - 46 510 кв. м (6 домов) 2015 год - 69 350 кв. м (8 домов) 2. Обеспеченность населения арендным жильем, квадратных метров общей площади арендного жилья на одного человека (кол-во жилых единиц на 1 000 человек населения): 2014 год - 0,014 2015 год - 0,021 3. Коэффициент доступности арендного жилья для населения (лет) 2014 год - 36,1 лет 2015 год - 33,1 лет |
1.11. Система контроля за исполнением Программы |
Контроль осуществляет Правительство Нижегородской области |
I. Характеристика проблемы
1.1. Анализ рынка арендного жилья и перспективы его развития
Анализ рынка жилья в Нижегородской области и г. Нижнем Новгороде показал, что доля арендного жилья на этом рынке занимает менее 5%. При этом договоры аренды жилья через риэлтерские организации заключают очень незначительное количество граждан. Около 70% предлагаемого в аренду жилья в г. Нижнем Новгороде - это жилье улучшенной планировки и элитное. Стоимость арендной платы за которое составляет от 30 до 70 тыс. рублей в месяц. Жилье экономического класса (включая так называемые "хрущевки", народную стройку) занимает в общем объеме арендного жилья менее 30% с арендной платой от 6 до 12 тыс. рублей.
Информация, предоставленная ассоциацией гильдии Нижегородских риэлтеров о потребности в арендном жилье и передаче его в аренду (28 квартир по г. Н.Новгороду) позволяет сделать вывод, что большая часть жилья (ориентировочно 90%) сдается в аренду на теневом рынке, непосредственно собственниками жилья.
Анализируя перспективы развития сферы арендного жилья, можно предположить о необходимости государственного регулирования рынка аренды. При этом решается задача обеспечения жильем граждан со средним и ниже среднего уровнем доходов через развитие процессов социального найма и служебного жилья. В этой связи данное направление развития сектора арендного жилья актуально для предоставления в аренду жилья молодым специалистам, молодым семьям, бюджетникам, военнослужащим, мигрантам и иммигрантам, лишенцам (лицам, потерявшим жилье в результате природных и техногенных катастроф, социальных конфликтов и войн, невыполненных долговых обязательств) и т.д.
Предоставление арендного жилья, так или иначе поддерживаемое муниципальными и региональными органами власти, крупными работодателями, рассматривается как вполне реалистичный и перспективный способ решения жилищной проблемы.
В качестве мер, способных запустить процесс развития данного сектора арендного жилья, его потенциальными заказчиками - государственными и муниципальными структурами являются:
- прекращение практики бесплатной приватизации жилья;
- реформирование института социального найма с бессрочного на срочный с одной стороны, и доказательного, т.е. требующего от социального нанимателя доказательств неплатёжеспособности, с другой.
При этом участие государства не ограничивается только развитием сферы социального арендного жилья, возможны следующие меры государственной жилищной политики, призванные к созданию альтернативной коммерческой формы проживания платежеспособных граждан:
- создание государственного агента - корпорации развития арендного жилья, первичной задачей которого должно стать строительство пилотных доходных домов;
- изменение регистрационной и налоговой политики с целью обеспечения конкурентоспособности легальных арендных отношений с нелегальными;
- снятие или рассрочка инфраструктурных обременений при строительстве доходных домов.
Одним из условий развития арендного жилья для представителей современного среднего класса и более состоятельных групп населения является свободное формирование цены на рынке. Одновременно развитие рыночного института арендного жилья потенциально интересно как для долгосрочного и безрискового вложения средств инвесторами, так и для расширения налогооблагаемой базы.
В качестве первого шага становления и развития цивилизованного рынка жилищной аренды является легализация сложившихся практик арендных отношений. Условия для легализации возникают, когда осуществляются следующие мероприятия:
- снижение налогов для всех категорий арендодателей;
- стандартизация договорных арендных отношений;
- стандартизация предоставляемого арендного жилья;
- стандартизация прав и обязанностей арендодателей и арендаторов;
- упрощение системы регистрации.
Важнейшие экономические стимулы к развитию рынка арендного жилья:
- общий рост объемов строительства жилья (насыщение рынка жилья);
- внедрение ипотеки доходных домов;
- развитие механизмов рефинансирования и секьюритизации;
- разрешение пенсионным фондам и страховым компаниям инвестировать средства в долговые обязательства собственников доходных домов;
- снижение инфляции и ставки рефинансирования.
Информационная поддержка развития рынка арендного жилья:
- проведение маркетинговых исследований с последующим опубликованием и обсуждением их результатов;
- анализ существующих на сегодня практик вложения частными инвесторами средств в недвижимость для ее последующей эксплуатации в качестве арендного жилья;
- целенаправленная пропаганда стиля жизни в арендуемом жилье, использующая для этого как сегодняшние российские примеры, так и мировой опыт.
Меры по развитию рынка аренды жилья
Предлагаемые меры по развитию рынка аренды жилья в Нижегородской области и г. Нижнем Новгороде включают в себя следующие шаги:
изменение существующего законодательства в сфере жилищной политики для льготной категории граждан;
разработка мер для выхода арендного рынка из тени;
создание более прозрачного рынка аренды;
создание специальных правительственных программ;
строительство нового социального жилья и арендных домов;
реконструкция уже существующих построек.
Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Таблица 2
Наименование проблемы |
Анализ причин ее возникновения, обоснование целесообразности и необходимости ее решения на региональном уровне |
Наименование соответствующей цели Программы |
Наименование цели (подцели) Стратегии развития Нижегородской области, достижению которой способствует данная Программа |
Недостаточная обеспеченность комфортным жильем экономического класса жителей Нижегородской области и города Нижнего Новгорода при значительном притоке мигрантов, специалистов, наличии других категорий граждан, нуждающихся во временном жилье |
Застройщики неохотно занимаются строительством жилья экономического класса в связи с отсутствием инвестиционной привлекательности. Поддержка государства и снятие административных барьеров позволит повысить привлекательность арендного жилья |
Обеспечение качественным жильем граждан Нижегородской области путем создания рынка арендного жилья |
Подцель: Обеспечение жителей качественным доступным жильем экономического класса Цель: Создание благоприятных условий для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области. |
1.2. Содержание проблемы. Прогнозируемый объем ввода арендного жилья в Нижегородской области
В настоящее время в Нижегородской области и городе Нижнем Новгороде создан значительный сектор частного арендного жилья, с помощью которого решается жилищная проблема следующих категорий граждан: мигрантов, вынужденных переселенцев, молодых семей, пожелавших жить отдельно, командировочных, специалистов приглашенных для работы на предприятиях города и др. категорий.
Проведенный анализ дает возможность предположить, что острая проблема в обеспечении жильем на условиях коммерческого найма в Нижегородской области и в городе Нижнем Новгороде отсутствует. Вместе с тем Правительство Нижегородской области в соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 N 127 совместно с учреждениями профессионального образования разрабатывает и обеспечивает реализацию современных форм и программ обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- создает условия для организации промышленных кластеров, новых экономических зон, технопарков для развития транспортно-логистической инфраструктуры, что способствует образованию новых рабочих мест;
- способствует развитию спорта и туризма.
Все эти мероприятия предполагают прибытие в область большого числа граждан, которых необходимо обеспечить жилыми помещениями для комфортного проживания.
Прогнозная нуждаемость в жилье составляет около 2 000 жилых помещений, что позволит удовлетворить потребность 6 000 человек.
Строительство арендного жилья - это альтернатива гостиницам и частному сектору арендного жилья. При этом арендные дома будут отличаться от гостиниц, представляя собой многоквартирные дома. Однако они будут выгодно отличаться и от привычного нижегородцам жилья: инвестор предоставит жильцам различные услуги на придомовой территории - от предприятий бытового обслуживания и торговли до оказания услуг почтовой связи и банковских услуг.
В перспективе доходные дома появятся во всех районах города Нижнего Новгорода, а в дальнейшем и в городах области. До 2015 года планируется построить 14 арендных домов, из них пять домов в городе Нижнем Новгороде.
Количество семей граждан, отнесенных к отдельным категориям, состоящих на учете на улучшение жилищных условий
Таблица 3
Категории граждан |
Кол-во семей, состоящих на учете, по данным Нижегородстата |
Уволенные военнослужащие |
350 |
Вынужденные переселенцы |
570 |
Участники ликвидации аварии на ЧАЭС |
217 |
Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий |
120 |
Ветераны ВОВ |
2 282 |
Дети-сироты |
895 |
Многодетные семьи |
2 861 |
Молодые семьи |
6 600 |
Общая очередь |
42 781 |
Итого: |
56 676 |
Из них к отдельным категориям, которым в соответствии с действующим законодательством оказываются меры государственной поддержки, отнесены 10 520 семей. Оставшиеся 45 640 семей, состоящие на учете и не относящиеся к отдельным категориям, которым оказываются меры государственной поддержки, не имеют возможности улучшить свои жилищные условия в рамках государственных программ.
Как показывают статистические данные, ежегодно число семей, улучшивших свои жилищные условия, составляет 2,2 тысячи семей. Детальный анализ форм приобретения жилья показал, что 92% семей из указанного выше числа приобрели жилье в рамках реализуемых в области целевых жилищных программ и мероприятий и 8% по социальному найму.
Таким образом, приобретение и строительство жилья в Нижегородской области, так же как и в целом по России, с использованием рыночных механизмов доступны лишь семьям с высокими доходами.
Вместе с тем, качество условий для жизни является одним из значимых факторов инвестиционной привлекательности региона, а также зачастую является критическим фактором в борьбе за талантливых и квалифицированных специалистов. Понятие "условия для жизни" объединяет комплекс параметров: безопасность, экологическая обстановка, уровень развития социальной инфраструктуры, здравоохранения, но в первую очередь - это жилищные условия. Качество условий для жизни в Нижегородской области находится на среднероссийском уровне.
Настоящая программа направлена на создание цивилизованного рынка арендного жилья в городских округах и муниципальных районах области, что позволит улучшить жилищные условия значительного количества граждан, нуждающихся в их улучшении, а также граждан, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем заключения договоров аренды жилых помещений во вновь построенных жилых домах.
Данная программа разработана в соответствии с задачей, поставленной Президентом Российской Федерации, по поддержке трудовой мобильности граждан, развитию промышленных кластеров и комплексному развитию промышленных территорий, созданию более дешевой альтернативы приобретению жилья, инновационному и качественному обновлению жилищного фонда, созданию социально ориентированной модели обеспечения жильем граждан с доходами среднего и ниже среднего уровней, улучшению жилищных условий разных категорий граждан.
Проведенный анализ рынка арендного жилья в городских округах и муниципальных образованиях Нижегородской области, имеющаяся потребность в кадрах для существующих и строящихся предприятий на территории области, а также для государственных и муниципальных нужд позволил определить необходимое количество и площади арендного жилья, которое потребуется построить для удовлетворения жилищных потребностей жителей и гостей.
При этом эффективное вовлечение в жилищное строительство государственных средств и средств населения целесообразно, когда основная часть построенного жилья (не менее 80%) находится в сегменте жилья экономического класса, отвечающего требованиям экологичности и энергоэффективности.
В соответствии с приказом министерства регионального развития Российской Федерации от 28 июня 2010 года N 303 "Об утверждении методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса" жилые помещения относятся к жилью экономического класса, если:
1) площадь земельных участков для малоэтажных индивидуальных жилых домов не более 1 000 кв. м, для частей жилых домов (жилых домов блокированной застройки) не более 400 кв. м на одну часть дома (один блок жилого дома блокированной застройки);
2) общая площадь малоэтажных индивидуальных жилых домов и жилых домов блокированной застройки - не более 150 кв. м;
3) площади жилых помещений малоэтажных индивидуальных жилых домов и жилых домов блокированной застройки не менее 14 кв. м - общая жилая комната, 10 кв. м - спальня, 8 кв. м - кухня;
4) площадь приквартирных участков для квартир первых этажей малоэтажных (до 4-х этажей) многоквартирных домов - не более 60 кв. м;
5) площади квартир в многоквартирных домах по числу комнат и их площади (по верхнему и нижнему пределу площади без учета площади балконов, террас, веранд, лоджий, холодных кладовых и тамбуров) соответствует данным таблицы
Таблица 4
Число жилых комнат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рекомендуемая площадь квартир (по нижнему и верхнему пределу площади), кв. м |
28 - 45 |
44 - 60 |
56 - 80 |
70 - 100 |
84 - 116 |
103 - 126 |
6) площадь комнат в квартирах многоквартирных домов составляет:
- не менее 14 кв. м в однокомнатной квартире;
- не менее 16 кв. м в квартирах с числом комнат 2 и более;
- 8 - 10 кв. м - спальня;
- 6 кв. м - кухня (5 кв. м кухни-ниши в однокомнатных квартирах).
7) высота жилых помещений (от пола до потолка) не менее 2,7 м.
Во всех жилых помещениях, относящихся к жилью экономического класса, необходимо учитывать:
- показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов;
- показатели, характеризующие отдельные элементы конструкций здания и их свойства, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов, как в процессе строительства реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, так и в процессе их эксплуатации;
- требования к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий.
При отнесении жилых помещений к жилью экономического класса необходимо:
- обеспечить доступность к объектам социального и иного обслуживания (школам, детским садам, учреждениям досуга и спорта, предприятиям торговли и т.п.) не более установленной действующими нормативными требованиями;
- обеспечить условия для полноценной жизнедеятельности инвалидов и малоподвижных групп населения с учетом действующих нормативных требований.
Прогнозируемый ввод арендного жилья в Нижегородской области и в г. Нижнем Новгороде по годам реализации Программы составит:
Таблица 5
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего |
Общий объем ввода арендного жилья, кв. м |
0 |
0 |
0 |
46 510 |
69 350 |
115 860 |
Количество единиц |
0 |
0 |
0 |
6 |
8 |
14 |
в т.ч. экономического класса, кв. м |
0 |
0 |
0 |
46 510 |
69 350 |
115 860 |
Количество единиц |
0 |
0 |
0 |
5 |
7 |
12 |
Многоквартирного, кв. м в т.ч. |
0 |
0 |
0 |
6 |
8 |
14 |
экономкласса кв. м |
0 |
0 |
0 |
37 208 |
55 480 |
92 616 |
количество единиц |
0 |
0 |
0 |
5 |
7 |
12 |
Малоэтажного кв. м, в т.ч. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
экономкласса |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
количество единиц |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Сетевой график формирования предоставления и освоения земельных участков, преимущественно обеспеченных объектами инженерной инфраструктуры, которые необходимы для строительства арендного жилья
Таблица 6
N п/п |
Наименование, адрес земельного участка |
Общая жилая площадь объекта, (кв. м) |
Ориентировочная стоимость объекта (млн руб.) (12 670 х 33 = 418,11 х 1,042 х 1,078 = 469,732) х 1,08 = 507,310 х 1,08 = 547,895 |
Ориентировочный размер кредитных средств по годам реализации программы (млн руб.) |
Рассмотрение заявок застройщиков |
Заключение инвестиционного соглашения между Правительством Нижегородской области и инвестором |
Разработка инвестором архитектурно-строительного проекта, получение разрешительной документации, оформление разрешения на строительство |
Выполнение строительно-монтажных работ, ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством |
|||||
Итого |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||||||
1. |
2 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
115 860 |
4 854,932 |
4 854,932 |
0 |
0 |
0 |
1 856,123 |
2 998,809 |
|
|
|
|
1 |
Пер. Светлогорский - ул. Косогорная - ул. Пушкина в г. Н.Новгороде |
12 670 |
507,310 |
507,310 |
|
|
|
507,310 |
0 |
До 30.12.2011 |
До 10.02.2012 |
До 10.02.2013 |
15.03.2014 |
2 |
Ул. Республиканская - ул. Ломоносова - ул. Генкиной - ул. Ошарская в г. Н.Новгороде |
12 670 |
507,310 |
507,310 |
0 |
0 |
0 |
507,310 |
0 |
До 30.12.2011 |
До 10.02.2012 |
До 10.02.2013 |
15.03.2014 |
3 |
Ул. Агрономическая - пер. Парниковый - ул. Надежды Сусловой в г. Н.Новгороде |
12 670 |
547,895 |
547,895 |
0 |
0 |
0 |
0 |
547,895 |
До 30.11.2012 |
До 10.06.2013 |
До 15.06.2014 |
30.12.2015 |
4 |
Ул. Заярская - ул. Агрономическая - ул. Горловская - ул. Бекетова в г. Н.Новгороде |
12 670 |
547,895 |
547,895 |
0 |
0 |
0 |
0 |
547,895 |
До 30.11.2012 |
До 10.06.2013 |
До 15.06.2014 |
30.12.2015 |
5 |
Ул. Артельная - пр. Южный - ул. О.Чачиной в г. Н.Новгороде |
12 670 |
547,895 |
547,895 |
0 |
0 |
0 |
0 |
547,895 |
До 30.11.2012 |
До 10.06.2013 |
До 15.06.2014 |
30.12.2015 |
6 |
Ул. Короленко, 3 (1 очередь строительства) в г. Арзамасе |
2 000 |
74,062 |
74,062 |
|
|
|
74,062 |
|
До 30.12.2011 |
До 10.02.2012 |
До 10.02.2013 |
10.01.2014 |
Ул. Короленко, 3 (2 очередь строительства) в г. Арзамасе |
2 000 |
79,98 |
79,98 |
|
|
|
79,98 |
|
До 30.12.2011 |
До 10.02.2012 |
До 10.02.2013 |
30.12.2014 |
|
Ул. Короленко, 3 (3 очередь строительства) в г. Арзамасе |
2 000 |
86,39 |
86,39 |
|
|
|
|
86,39 |
До 30.11.2012 |
До 10.06.2013 |
До 15.06.2014 |
30.12.2015 |
|
7 |
г. Бор |
12 670 |
547,895 |
547,895 |
|
|
|
|
547, 895 |
До 30.11.2012 |
До 10.06.2013 |
До 15.06.2014 |
30.12.2015 |
8 |
г. Дзержинск |
12 670 |
507,310 |
507,310 |
|
|
|
507,310 |
|
До 30.12.2011 |
До 10.02.2012 |
30.01.2013 |
10.05.2014 |
9 |
Ул. Трудовая, в районе ж/д N 15 - 19 в г. Навашино |
1 500 |
64,854 |
64,854 |
|
|
|
|
64,854 |
До 30.11.2012 |
До 10.06.2013 |
До 15.06.2014 |
01.10.2015 |
Ул. Калинина, в районе ж/д N 1, 3, 5, 7 |
2 500 |
108,090 |
108,090 |
|
|
|
|
108,090 |
До 30.11.2012 |
До 10.06.2013 |
До 15.06.2014 |
01.11.2015 |
|
10 |
г. Саров |
12 670 |
547,895 |
547,895 |
|
|
|
|
547,895 |
До 30.11.2012 |
До 10.06.2013 |
До 15.06.2014 |
01.12.2015 |
11 |
Западный район г. Выкса |
4 500 |
180,151 |
180,151 |
|
|
|
180,151 |
|
До 30.12.2011 |
До 10.02.2012 |
30.01.2013 |
10.06.2014 |
II. Цель и задачи Программы
Целью Программы является:
- Обеспечение жителей Нижегородской области доступным жильем путем создания рынка арендного жилья
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи Программы:
- Создание условий, при которых формируется конкуренция с частным сектором арендного жилья;
- Создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов для городских округов и муниципальных районов Нижегородской области;
- Создание условий для развития туризма и проведения широких общероссийских и международных форумов, других мероприятий, подразумевающих большой приток приезжих, которым требуются комфортабельные жилые помещения для размещения и временного проживания;
- Оказание поддержки в предоставлении жилья отдельным категориям граждан, в том числе молодым семьям, которые не могут позволить себе первоначальный взнос по ипотеке и не подпадают под программу "Молодая семья";
- Сокращение теневого рынка аренды жилья
- Оказание поддержки развития особых экономических и промышленных зон на территории Нижегородской области.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется с 2011 года по 2015 год в один этап.
В течение срока действия Программы будет сформирована необходимая нормативная правовая база, для ее реализации осуществлена подготовка градостроительной, проектной документации для строительства объектов арендного жилья, сетей инженерно-технического обеспечения и транспортной инфраструктуры на территориях строительства, разработаны формы стимулирования застройщиков, получат дальнейшее развитие механизмы ипотечного кредитования и социальной ипотеки, продолжится работа по выполнению обязательств по улучшению жилищных условий граждан, отнесенных законодательством к отдельным категориям.
IV. Управление Программой и механизм ее реализации
Механизм реализации Программы состоит в согласованном нормативном правовом, финансовом и организационном обеспечении реализации комплекса предусматриваемых Программой мероприятий на уровне органов исполнительной и законодательной власти Нижегородской области. Финансовое обеспечение реализации Программы заключается в ежегодном утверждении статей расходов областного и городского бюджетов в соответствии с объемами финансирования, необходимыми для выполнения государственных мер поддержки комплекса мероприятий по реализации Программы.
Организационное обеспечение реализации Программы заключается в реализации взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, администрации города Нижнего Новгорода и застройщиков.
Министерство строительства Нижегородской области осуществляет:
- взаимодействие с министерством финансов Нижегородской области, и обеспечение представления отчетности в указанное министерство.
- сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
- мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- взаимодействие органов исполнительной власти Нижегородской области, администрации города Нижнего Новгорода, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, а также юридических лиц, участвующих в реализации Программы;
- внесение изменений в Программу при необходимости;
- публичность условий участия в мероприятиях Программы.
Государственное участие на рынке арендного жилья
Для успешной реализации Программы требуется внести изменения в законодательные акты Российской Федерации:
- в Жилищном Кодексе Российской Федерации определить понятия "арендное жилье", "доходные дома";
- в Земельном Кодексе Российской Федерации предусмотреть процедуру предоставления земельного участка из земель государственной (муниципальной) собственности без торгов лицу, с которым заключен контракт о строительстве арендного жилья;
- в Градостроительном Кодексе Российской Федерации ввести статью 46.4, определяющую порядок организации и проведения открытых конкурсов на право заключить договор о комплексном освоении земельного участка в целях строительства арендного жилья и статью 46.5, определяющую особенности, условия и порядок заключения договора о комплексном освоении земельного участка в целях строительства арендного жилья;
- в Налоговом Кодексе Российской Федерации предусмотреть налоговые льготы для частных компаний, строящих арендное жилье и частных компаний, сдающих жилье в аренду.
В федеральном и областном законодательстве предусмотреть субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным застройщиками для строительства арендного жилья из федерального и областного бюджетов соответственно, а также субсидирование отдельных арендаторов.
V. Система программных мероприятий
Основными мероприятиями Программы являются:
- реализация инвестиционных проектов по обеспечению строительства арендных домов на территории Нижегородской области;
- создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения строительства арендного жилья.
В рамках реализации данных мероприятий министерство строительства Нижегородской области осуществляет мероприятия в соответствии с графиком.
Сетевой график выполнения мероприятий Программы
Таблица 7
N п/п |
Наименование варианта финансирования |
Наименование мероприятия |
Описание мероприятия |
Срок реализации |
1 |
Не требуется |
Выбор земельных участков под строительство арендных домов в г. Н.Новгороде с началом строительства в 2014 году |
Совместно с департаментом градостроительного развития территории Нижегородской области произвести выбор земельных участков для строительства арендных домов и зарезервировать их до принятия решения Инвестиционным советом при Губернаторе Нижегородской области; |
До 30 декабря 2011 года |
2 |
Не требуется |
Рассмотрение и утверждение заявок на Инвестиционном совете при Губернаторе Нижегородской области |
Инвестор подает заявку в Инвестиционный совет на предоставление земельного участка с целью реализации инвестиционного проекта по строительству арендного дома (строительство жилого дома для временного пребывания) |
2012 - 2014 годы |
3 |
Не требуется |
Заключение инвестиционного соглашения между Правительством Нижегородской области и инвестором |
Разработку проекта инвестиционного соглашения осуществляет министерство строительства Нижегородской области |
2012 - 2013 годы |
4 |
Средства инвестора-застройщика |
Получение инвестором-застройщиком исходно-разрешительной документации на строительство объекта |
Разработка инвестором архитектурно-строительного проекта, получение разрешительной документации, оформление разрешения на строительство |
2013 - 2014 годы |
5 |
Средства инвестора-застройщика |
Строительство арендного жилья |
Выполнение строительно-монтажных работ, ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством |
2014 - 2015 годы |
6 |
Средства нанимателей арендного жилья |
Содержание арендного жилья |
Передача жилого дома арендодателю. Эксплуатация арендного дома в соответствии с условиями инвестиционного соглашения |
С даты получения разрешения на ввод и передачи жилья в аренду |
Таблица 8
N п/п |
Наименование мероприятия (в разрезе районов и учреждений) |
Категория расходов (капвложения, НИОКР и прочие расходы) |
Сроки выполнения |
Исполнители мероприятий |
Предполагаемые объемы финансирования по годам в разрезе источников финансирования (тыс. руб.) |
|||||||
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего |
||||||
Объемы финансирования по действующим программам и частным инвестициям | ||||||||||||
Цель: Обеспечение качественным жильем граждан путем создания рынка арендного жилья |
Всего, в т.ч. |
0 |
0 |
0 |
1 856,123 |
2 998,809 |
4 854,932 |
|||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники (средства инвесторов) |
0 |
0 |
0 |
1 856,123 |
2 998,809 |
4 854,932 |
||||||
Задача 1. Создание условий, при которых формируется конкуренция с частным сектором арендного жилья |
Всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
1.1 |
Разработка нормативной базы для утверждения схем территориального планирования городских округов и муниципальных районов Нижегородской области |
Прочие расходы |
2011 - 2015 |
Министерство строительства НО - координатор, Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов |
Всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
1.2 |
Разработка нормативной базы и утверждение генеральных планов городских округов и генеральных планов поселений |
Прочие расходы |
2011 - 2015 |
Министерство строительства НО - координатор, Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов |
Всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
1.3 |
Разработка нормативных документов в целях формирования земельных участков под социальное и коммерческое жилищное строительство |
Капитальные расходы |
2011 - 2015 |
Министерство строительства НО - координатор, Департамент градостроительного развития территории НО, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов |
Всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
1.4 |
Отбор инвесторов готовых принять участие в проекте на условиях строительства арендного жилья: экономического класса и минимальных расходах на строительство жилья |
Прочие расходы |
2011 - 2015 |
Министерство строительства НО - координатор, Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов |
Всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
1.5 |
Реализация инвестиционных проектов по обеспечению строительства арендных домов на территории Нижегородской области |
Капитальные расходы |
2011 - 2015 |
Министерство строительства НО - координатор, министерство социальной политики Нижегородской области, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов |
Всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
1.6 |
|
|
|
|
Всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Задача 2. Создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов в Нижегородскую область; |
Всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
2.1 |
Развитие, реконструкция и модернизация предприятий по производству строительных материалов в рамках Стратегии развития строительного комплекса НО до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства НО от 17 февраля 2010 года N 65 |
Прочие расходы |
2011 - 2015 |
Министерство строительства НО, органы местного самоуправления, предприятия строительного комплекса |
Всего* |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
2.2 |
Возмещение затрат застройщиков по проектам жилищного строительства по уплате процентов по кредитам, привлеченным для обеспечения территории жилой застройки объектами коммунальной инфраструктуры (в рамках ФЦП "Жилище") |
Прочие расходы |
2011 - 2015 |
Министерство строительства НО |
Всего*: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Задача 3. Создание условий для развития туризма и проведения широких общероссийских и международных форумов, других мероприятий, на которые приезжают большие массы граждан; |
Всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
3.1 |
Стимулирование кредитования застройщиков, реализующих проекты строительства спортивных сооружений, реконструкции памятников архитектуры, пр. в рамках федеральных и региональных программ |
Прочие расходы |
2011 - 2015 |
|
Всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
3.2 |
|
|
|
|
Всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Задача 4. Оказание поддержки в предоставлении жилья отдельным категориям граждан, в том числе молодым семьям, которые не могут позволить себе первоначальный взнос при оформлении ипотеки и не подпадают под программу "Молодая семья" |
Всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
4.1 |
Реализация программы социальной ипотеки в рамках постановления Правительства НО N 548 от 30 июля 2009 года |
Прочие расходы |
2011 - 2015 |
Министерство социальной политики НО, ГП "НИКА" |
Всего*: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники (ГП "НИКА") |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
4.2 |
Разработка механизмов предоставления субсидий на оплату арендного жилья для отдельных категорий граждан |
Прочие расходы |
2011 - 2015 |
Министерство социальной политики НО |
Всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Задача 5. Сокращение теневого рынка аренды жилья |
Всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
5.1 |
Создание привлекательных условий для застройщиков арендного жилья |
Капитальные расходы |
2011 - 2015 |
Министерство строительства Нижегородской области |
Всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
5.2 |
Создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения строительства арендного жилья |
Капитальные расходы |
2011 - 2015 |
Министерство строительства Нижегородской области |
Всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Задача 6. Оказание поддержки развития особых экономических и промышленных зон на территории Нижегородской области |
Всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
6.1 |
Разработка нормативных документов по снижению административных барьеров при формировании промышленных парков и кластеров на территории Нижегородской области |
Прочие расходы |
2011 - 2015 |
|
Всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
* - объемы финансирования предусмотрены в рамках действующих федеральных и областных целевых программ.
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Таблица 9
Финансирование осуществляется инвесторами - застройщиками. Бюджетного финансирования мероприятий Программы не предусматривается | ||||||||
Государственный заказчик Программы |
Финансирование мероприятий Программы |
Объем финансирования (по годам, в разрезе источников), тыс. руб. |
||||||
Министерство строительства Нижегородской области |
Итого (в рамках частных инвестиций) |
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Всего |
Всего, в т.ч. |
0 |
0 |
0 |
1 856,123 |
2 998,809 |
4 854,932 |
||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
1 856,123 |
2 998,809 |
4 854,932 |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VI. Индикаторы достижения целей Программы
Таблица 10
Наименование индикаторов достижения целей Подпрограммы |
Единицы измерения |
Значения индикаторов целей Программы по окончании реализации Программы |
||
На момент разработки |
По окончании реализации Программы |
Без программного вмешательства (после предполагаемого срока реализации программы) |
||
1. Годовой объем ввода арендного жилья |
кв. метров |
0 |
115 860 |
0 |
кол. единиц |
0 |
14 |
0 |
|
2. Обеспеченность населения арендным жильем |
квадратных метров общей площади арендного жилья на одного человека |
0 |
0,035 |
0 |
кол-во жилых единиц на 1 000 человек населения: |
0 |
0,004 |
0 |
|
3. Коэффициент доступности арендного жилья для населения |
лет |
0 |
33,9 |
0 |
Промежуточное значение индикаторов целей Программы
Таблица 11
Наименование индикаторов достижения целей Подпрограммы |
Единицы измерения |
2011 год (база) |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Годовой объем ввода арендного жилья |
кв. метров |
0 |
0 |
0 |
46 510 |
69 350 |
кол. единиц |
0 |
0 |
0 |
6 |
8 |
|
Обеспеченность населения арендным жильем |
квадратных метров общей площади арендного жилья на одного человека |
0 |
0 |
0 |
0,014 |
0,021 |
кол-во жилых единиц на 1 000 человек населения: |
0 |
0 |
0 |
0,002 |
0,003 |
|
Коэффициент доступности арендного жилья для населения* |
лет |
0 |
0 |
0 |
36,1 |
33,1 |
* Рассчитывается как отношение двух величин
1) средняя рыночная стоимость аренды одного квадратного метра общей площади жилья за 1 год в регионе (по данным Росстата) - 10 тыс. руб.(нет официальных данных)
2) среднего годового душевого дохода в регионе (по данным Росстата 3 323 руб).
VII. Показатели непосредственных результатов реализации Программы
Таблица 12
Наименование показателей Программы |
Единицы измерения |
Значения показателей Программы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Количество граждан, обеспеченных жильем, построенным и введенным в эксплуатацию, в рамках данной Программы |
чел. |
0 |
0 |
0 |
2 533 |
3 815 |
Социальная (общественная) эффективность Программы
Наблюдается устойчивая положительная динамика. Программа предусматривает рост арендного жилищного строительства в регионе, повышение уровня доступности жилья и стабильность в улучшении жилищных условий населения до 2015 года.
В результате реализации программных мероприятий улучшаются также показатели жилищного фонда, которые характеризуют его качество:
- удельный вес жилищного фонда, оборудованного водопроводом;
- удельный вес жилищного фонда, оборудованного водоотведением (канализацией);
- удельный вес жилищного фонда, оборудованного отоплением;
- удельный вес жилищного фонда, оборудованного горячим водоснабжением.
Экологические последствия от реализации Программы
Развитие, реконструкция и модернизация предприятий по производству строительных материалов, разработка и производство новых видов продукции для строительного комплекса и совершенствование существующих технологий строительства преследует следующие цели:
- уменьшение расходов строительных материалов;
- внедрение энергосберегающих технологий при строительстве жилых домов;
- уменьшение отходов строительного производства;
- снижение количества вредных выбросов;
- понижение степени возникновения опасных ситуаций при эксплуатации жилых помещений.
Повышению экологической эффективности будут способствовать также научно-исследовательские работы, направленные на создание новых экологически чистых строительных материалов и технологий, в том числе основанных на утилизации техногенного сырья при производстве строительных материалов.
Экологическую эффективность имеют также мероприятия, связанные с вовлечением в хозяйственный оборот пустующих или неэффективно используемых земель.
Таким образом, Программа имеет значительную социально-экономическую и экологическую эффективность и окажет существенное позитивное влияние на социально-экономическое развитие региона.
VIII. Оценка эффективности реализации Программы
Успешная реализация Программы к 2015 году позволит обеспечить:
- улучшение жилищных условий населения, увеличение уровня обеспеченности жильем;
- повышение доступности приобретения жилья;
- рост годового объема ввода жилья;
- совершенствование нормативной правовой базы, связанной с формированием рынка доступного жилья для населения;
- создание условий для улучшения демографической ситуации в области, реализации эффективной миграционной политики, привлечения в регион трудовых кадров, снижения социальной напряженности.
XI. Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию Программы
Негативное влияние на реализацию Программы может оказать нестабильная ситуация на рынке жилья, рост безработицы, сокращение доходов населения и как следствие снижение спроса на жилье.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ведомственная целевая программа "Развитие арендного сектора жилья в Нижегородской области на 2011 - 2015 годы" разработана в целях обеспечения качественным жильем граждан путем создания рынка арендного жилья.
В рамках реализации программных мероприятий предполагается, что обеспечение ежегодного роста ввода объемов арендного жилья в 2015 году составит - 69 350 кв.м (8 домов), обеспеченность населения арендным жильем, квадратных метров общей площади арендного жилья на одного человека (кол-во жилых единиц на 1 000 человек населения) - 0,021, а коэффициент доступности арендного жилья для населения - 33,1 лет.
Общий объем финансирования Программы составляет 4 854,932 тыс. рублей.
Приказ Министерства строительства Нижегородской области от 4 июля 2011 г. N 45/од "Об утверждении ведомственной программы "Развитие арендного сектора жилья в Нижегородской области на 2011 - 2015 годы"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства строительства Нижегородской области от 21 января 2013 г. N 02/од настоящий приказ признан утратившим силу