Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области
от 14 февраля 2011 г. N 15
"Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Нижегородской области на 2011 - 2012 годы"
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 31 октября 2017 г. N 136 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях создания условий развития отрасли молочного скотоводства, увеличения объемов производства молока и в соответствии с Положением о порядке отбора экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов РФ, утвержденным Приказом Минсельхоза РФ от 17 декабря 2010 года N 437 приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Нижегородской области на 2011 - 2012 годы", (далее - Программа).
2. Отделу развития животноводства и племенной работы обеспечить представление Программы в Министерство сельского хозяйства РФ, в целях участия в отборе экономически значимых программ для субсидирования из федерального бюджета.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
А.И. Морозов |
Включен в Реестр нормативных
актов органов исполнительной власти
Нижегородской области
24 апреля 2012 года
N в реестре 03715-302-015
Ведомственная целевая программа
"Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Нижегородской области на 2011 - 2012 годы"
(утв. приказом министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области
от 14 февраля 2011 г. N 15)
Паспорт программы
Наименование программы |
Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Нижегородской области на 2011 - 2012 годы (далее - Программа) |
Разработчик программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области |
Цель программы |
Создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока в Нижегородской области с 592,6 тыс. тонн в 2010 г. до 616,7 тыс. тонн в 2012 году. |
Основные задачи |
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач: - Укрепление племенной базы молочного скотоводства; - Увеличение производства молока и ускоренное развитие молочного скотоводства |
Основные мероприятия программы |
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли молочного скотоводства, направленных на стимулирование стабилизации численности коров и производства высококачественного молока: - укрепление племенной базы и увеличение численности племенных животных; - увеличение охвата искусственным осеменением и контролем молочной продуктивности сельскохозяйственных животных; - стимулирование производства молока и сохранение численности маточного поголовья; - укрепление кормовой базы и улучшение качества кормов; - укрепление материально-технической базы отрасли; - повышение квалификации кадров и освещение в СМИ проблем производства и потребления молока; - обеспечение ветеринарного благополучия сельскохозяйственных животных. |
Сроки реализации программы |
2011 - 2012 годы |
Исполнитель программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, сельхозтоваропроизводители. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
Показатели Программы: Производство молока во всех категориях хозяйств: 2011 г. - 604,5 тыс. тонн; 2012 г. - 616,7 тыс. тонн Средний надой от 1 коровы во всех категориях хозяйств: 2011 г. - 4 422 кг. 2012 г. - 4 502 кг. Поголовье коров во всех категориях хозяйств: 2011 г. - 136,7 тыс. голов 2012 г. - 137 тыс. голов - Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота в 2012 г. - 19,5%; - Приобретение племенного молодняка не менее 2 000 тыс. голов ежегодно в течение 2 лет. - Объемы реализации племенного молодняка 2011 - 12 г. - 7 400 голов. Создание пунктов по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных - с 45 до 58 в 2012 году; Выход телят на 100 коров довести с 79 до 81 голов в 2012 году. |
Объем и источники финансирования |
Объем финансирования из средств областного бюджета на реализацию программы на период 2011 - 2012 г.г. составляет в ценах соответствующих лет 1 878,4 млн. рублей, в том числе по годам: 2011 - 904,6 млн. руб. 2012 - 973,8 млн. руб. в т.ч. на стимулирование производства молока и сохранения численности маточного поголовья 1 535,8 млн. рублей: 2011 - 740,5 млн. руб. 2012 - 795,3 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социальной и экономической эффективности |
1. Увеличение надоев коров к 2012 году во всех категориях хозяйств до 4 502 кг, валового производства молока - до 616,7 тыс. тонн. 2. Доведение поголовья коров во всех категориях хозяйств к 2012 году до 137 тыс. голов. 3. Доведение производства молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) на душу населения до 186 кг. в год. 4. Повышение производительности труда на 50%. |
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Ведомственная целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Нижегородской области на 2011 - 2012 годы" (далее - Программа) направлена на модернизацию молочного скотоводства. Увеличение производства высококачественного молока позволит преодолеть зависимость страны от импортных поставок, а так# же обеспечить население Нижегородской области качественными молочными продуктами.
Программа разработана в развитие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446.
1.1. Анализ ситуации и потенциал развития молочного скотоводства
Молочное скотоводство Нижегородской области за последние годы претерпело крупные изменения. Из-за диспаритета цен на энергоресурсы, комбикорма, технику и продукцию животноводства намечалась тенденция к сокращению поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров.
Предпринятые в 2006 - 2007 гг. меры в рамках реализации национального проекта "Развитие АПК" по ускоренному развитию животноводства, а так# же принятые в 2009 - 2010 годах.# Правительством Нижегородской области меры, позволили приостановить процесс дестабилизации скотоводства, наметилась тенденция его оживления.
Надой молока на корову в 2010 году достиг в сельхозпредприятиях Нижегородской области максимального уровня - 4 100 кг, что на 1 238 кг молока больше по сравнению с условно эталонным 1990 годом.
Изменился породный состав коров в сторону высокопродуктивных генотипов молочного скота. Активизирован процесс создания крупных молочных хозяйств.
За 2010 год проведена модернизация на 115 объектах, реконструкция 81 животноводческого помещения и построено 4 новых двора. Всего по области переоборудовано 25 тысяч скотомест, в которых реализованы современные технологические решения по заготовке кормов, кормлению, содержанию, доению.
В настоящий момент в Нижегородской области имеется 323,3 тысячи голов крупного рогатого скота, что по сравнению с 2009 годом на 5,6 тыс. голов меньше (98,3%). Поголовье коров составляет 136,7 тыс. голов (99,3% от уровня 2009 года) или минус 995 голов.
Всеми категориями хозяйств области за 2010 год произведено 592,6 тысяч тонн молока, что меньше прошлогоднего на 12,3 тысяч тонн (98%). Доля хозяйств населения в общем объеме производства молока составляет 27,6% в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - 72,4%.
Снижение валового производства молока произошло за счет уменьшения численности коров в личных подсобных хозяйствах населения. Сельскохозяйственные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства Нижегородской области увеличили поголовье коров на 1,86 тыс. голов и валовое производство молока на 4,6 тыс. тонн к уровню прошлого года.
Качество закупаемого молока предприятиями молочной промышленности из года в год улучшается. Доля молока высшего сорта увеличилась с 23,7% до 30% от всего закупаемого молока, доля молока первого сорта составляет 74%. Закупка молока 2 сорта и не сортового сократилась с 5,7% до 3,7%.
В Нижегородской области имеется 51 племенное предприятие (согласно свидетельствам, выданным Минсельхозом РФ), занимающихся молочным скотоводством. Статус племенных заводов имеют 29 предприятий: 23 - по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой породы, 5 - по швицкой породе и 1 - по красной горбатовской. Статус племенных репродукторов имеют 23 сельскохозяйственных предприятия, из них: 19 - по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой породы, 2 - по швицкой породе. В области имеется 1 генофондное хозяйство по разведению крупного рогатого скота красной горбатовской породы. Кроме этого, в области действует ряд организаций по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, организация по племенной работе и лаборатория по иммуногенетическому тестированию животных.
В племенных хозяйствах содержится 25,9 тыс. коров, что составляет 18,9% от всех коров имеющихся в области. Средний надой молока на корову по племенным хозяйствам за 2010 год составил 5 842 килограмма. Племенные заводы за прошлый год в среднем надоили на корову по 6 216 кг, что в 1,5 раза выше среднеобластного показателя.
В племенных хозяйствах области ведется целенаправленная селекционно-племенная работа, налажено воспроизводство стада. За 2010 год ими получено в среднем по 87 телят на 100 коров, в племенных заводах - 91 теленок. В сельхозпредприятиях области этот показатель составляет 79 голов.
Во всех племенных заводах проводится 100% искусственное осеменение коров и телок.
Охват искусственным осеменением в среднем по области за 2010 год составил 85% (+ 3%) от всего маточного поголовья крупного рогатого скота.
Анализ состояния молочного скотоводства в Нижегородской области
Показатели |
Ед. изм. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
% 2010 г. к 2008 г. |
1. Поголовье молочных коров во всех категориях хозяйств |
тыс. голов |
145,8 |
137,7 |
136,7 |
93,8 |
2. Валовое производство молока во всех категориях хозяйств |
тыс. тонн |
629,0 |
604,96 |
592,6 |
94,2 |
2. Надой на корову в год: во всех категориях хозяйств |
кг |
4314 |
4393 |
4335 |
100,4 |
в сельхозпредприятиях |
кг |
3965 |
4000 |
4100 |
103,4 |
4. Производство молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) на душу населения |
кг |
189 |
182 |
178 |
94,2 |
5. Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
гол. |
2191 |
2212 |
2302 |
105 |
6. Выход телят на 100 маток |
гол. |
78 |
78 |
79 |
101,2 |
7. Удельный вес племенных коров в общей численности коров молочных пород |
% |
14,2 |
18,2 |
18,9 |
х |
9. Рентабельность производства молока: - с господдержкой |
% |
18,1 |
11,5 |
37* |
х |
- без господдержки |
% |
13 |
1,8 |
16,1* |
х |
* по ожидаемым данным
Таким образом, ускоренное развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока следует рассматривать как проблему общерегионального значения, решение которой позволит в перспективе научно-обосновано и в интересах всего населения удовлетворить спрос на молоко и молочные продукты за счет отечественного производства.
Для модернизации отрасли молочного скотоводства, как крупного поставщика молока, в перспективе Нижегородская область располагает всеми необходимыми предпосылками:
- достаточные площади земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов;
- апробированные в ведущих хозяйствах технологии интенсивного молочного животноводства;
- наличие высокопродуктивных пород молочного скота интенсивного типа (черно-пестрая, голштинская, швицкая).
1.2. Характеристика проблемы
Главными препятствиями для устойчивого развития молочного животноводства и успешной реализации потенциала молочной продуктивности являются:
- недостаточный охват контролем продуктивности (48,5% по области вместо оптимальных 55 - 60%);
- низкий выход телят в расчете на 100 коров (79 голов);
- недостаточный уровень оценки и использования выдающихся быков-производителей;
- низкий удельный вес ферм с современными технологиями и оборудованием (25 - 30%);
- низкий уровень механизации технологических процессов;
- отсутствие экономической мотивации реализации имеющихся возможностей ускоренного развития молочного скотоводства;
- недостаточный уровень кормов по объему и качеству, что приводит к несбалансированности рационов кормления животных по питательным веществам.
Важными факторами, негативно влияющими на проблемы рентабельности молочного скотоводства, являются:
а) неурегулированность экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - молокоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля", в результате чего на долю сельхозтоваропроизводителей приходится 40 - 42% от розничной цены на молоко вместо 50 - 55% в западных странах;
б) недостаточная государственная поддержка молочного скотоводства.
Объективная необходимость участия государства в развитии молочного скотоводства и производства молока обусловлена:
- социальной значимостью молока, как необходимого для здоровья нации продукта питания, наиболее доступного по цене;
- биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению со скороспелыми отраслями (птицеводство, свиноводство), в силу которых производственный цикл получения коровы составляет 24 - 28 месяцев;
- необходимостью технологической модернизации существующих и строительства новых ферм для коров и молодняка.
Острота вышеизложенных проблем усугубляется недостатком комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс развития интенсивного молочного скотоводства, особенно в вопросах повышения эффективности отрасли за счет внедрения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий.
На решение указанных проблем и направлена настоящая Программа.
2. Основные цели и задачи Программы
2.1. Цель Программы
Целью Программы является создание экономических и технологических условий устойчивого развития отечественной отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока с 592,6 тыс. тонн в 2010 г. до 616,7 тыс. тонн в 2012 году.
2.2. Задачи Программы
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:
- укрепление племенной базы молочного скотоводства;
- увеличение производства молока и ускоренное развитие молочного скотоводства;
- укрепление материально-технической базы отрасли молочного животноводства.
3. Целевые индикаторы Программы
Основные целевые индикаторы программы и их значения по годам приведены в таблице.
Основные целевые индикаторы Программы
Целевой индикатор |
Ед. изм. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
% 2012 г. к 2010 г. |
1. Валовое производство молока во всех категориях хозяйств |
тыс. тонн |
592,6 |
604,5 |
616,7 |
104,1 |
2. Поголовье коров во всех категориях хозяйств |
тыс. гол. |
136,7 |
136,7 |
137 |
100,2 |
3. Надой на корову в год: во всех категориях хозяйств |
кг |
4335 |
4422 |
4502 |
103,8 |
в сельхозорганизациях |
кг |
4100 |
4180 |
4270 |
104,1 |
4. Производство молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) на душу населения |
кг |
178 |
182 |
186 |
104,5 |
5. Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
гол. |
2302 |
2350 |
2400 |
104,3 |
6. Выход телят на 100 маток |
гол. |
79 |
80 |
81 |
102,5 |
7. Удельный вес племенных коров в общей численности коров |
% |
18,9 |
19,2 |
19,5 |
103,1 |
8. Объем реализации племенного молодняка |
гол. |
3002 |
3450 |
3950 |
131,5 |
9. Создание центров по оказанию сервисных услуг по воспроизводству с/х животных |
ед. |
45 |
53 |
58 |
128,8 |
4. Перечень и описание программных мероприятий
Для решения основных задач в Нижегородской области предусматривается следующий комплекс программных мероприятий:
С целью укрепления племенной базы и увеличения численности племенных животных предусматривается следующая финансовая поддержка из областного бюджета:
- предоставление субсидий на содержание маточного поголовья молочного скота в племенных заводах, репродукторах и генофондных хозяйствах - 1 100 руб. на голову;
- предоставление субсидий на закупку племенного молодняка сельскохозяйственных животных в размере 40% стоимости приобретенных животных;
С целью увеличения охвата искусственным осеменением и повышения продуктивности сельскохозяйственных животных предусматривается:
- предоставление субсидий организациям по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных на содержание быков-производителей, у которых проверено качество потомства или которые находятся на стадии оценки этого качества - 16 500 руб. на голову;
- предоставление субсидий организациям по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных на покупку быков-производителей - 40% стоимости приобретенных животных;
- предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям за каждую искусственно осемененную голову, подтвержденную актом ректального исследования или УЗИ - 55 рублей.
- создание центров по оказанию сервисных услуг в области воспроизводства крупного рогатого скота.
С целью увеличения охвата контроля молочной продуктивности предусматривается:
- предоставление субсидии организациям по племенной работе за каждую пробонитированную голову сельскохозяйственных животных в размере 11 рублей;
- предоставление субсидий лабораториям иммуногенетической экспертизы за каждое протестированное животное - 330 рублей.
С целью стимулирования производства молока и сохранения численности маточного поголовья предусматривается:
- предоставление субсидий на один килограмм реализованного молока собственного производства по сумме зачетного и физического веса - 2 рубля. Кроме того, получателям, увеличившим поголовье дойного стада на 5 процентов к уровню поголовья на 1 января 2009 года, субсидия увеличивается на 1 рубль;
- предоставление субсидий на один килограмм реализованного молока собственного производства по сумме зачетного и физического веса получателям, начавшим в 2010 - 2012 годах:
а) модернизацию животноводческих объектов по производству молока - 1 рубль;
б) реконструкцию животноводческих объектов по производству молока - 2 рубля;
в) строительство животноводческих объектов по производству молока - 3 рубля;
- предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям не имеющим поголовья дойного стада и начавшим в 2011 - 2012 годах строительство животноводческих объектов для его содержания - 20 тысяч рублей на одно скотоместо, а начавшим в 2011 - 2012 годах реконструкцию помещений для содержания дойного стада - в размере 15 тысяч рублей на одно скотоместо.
Укрепление кормовой базы и улучшение качества кормов будет проводиться на основе следующих мероприятий:
- стабилизации площадей и повышения урожайности кормовых культур;
- увеличения в кормопроизводстве объемов заготовок сенажа и силоса;
- расширения в структуре укосных площадей многолетних трав удельного веса клевера, люцерны и других бобовых травосмесей с 65 до 75 - 80%;
- внедрения новых высокобелковых культур (козлятник восточный, рапс, соя, кукуруза на зерно);
- совершенствования системы элитного семеноводства на базе существующих элитносеменоводческих хозяйств;
- создания ДКП для коров молочного скота на прифермерских землях;
- увеличения доли зернобобовых культур на пашне;
Для создания достаточной по количеству и соответствующей по качеству планируемой продуктивности коров кормовой базы к 2012 году намечается:
- использовать для производства кормов для молочного стада 22,1 тыс. га естественных кормовых угодий, 73 тыс. га пастбищ, 363 тыс. га многолетних трав и 131,3 тыс. га других кормовых культур;
- довести производство сена до 202,5 тыс. тонн, сенажа - 315,6 тыс. тонн, силоса 425,5 тыс. тонн, зеленой массы 1 281,1 тыс. тонн;
- заготовить на 1 условную голову скота молочных коров 44,2 центнеров кормовых единиц;
- увеличить производство концентрированных кормов до 284,2 тыс. тонн.
- сбалансировать рационы кормления животных по переваримому протеину, довести содержание белка в одной кормовой единицы# до 105 - 110 граммов;
- провести обновление старовозрастных трав до 40,9 тыс. га (21,6%);
- довести производство семян многолетних. трав до 1,144 тыс. тонн;
- создать долголетние культурные пастбища на площади до 3,5 тыс. га, что позволит обеспечить молочное животноводство высококачественным зеленым кормом.
Предусмотрено с 2011 года скармливание в высокопродуктивных стадах 100% концентратной части рациона осуществлять в виде полноценных комбикормов-концентратов.
Потребность в комбикормах для высокопродуктивных стад
Годы |
Потребность в комбикормах, тыс. тонн |
Затраты, млн. руб.* |
2011 |
105,2 |
946,8 |
2012 |
126,1 |
1134,9 |
2011 - 2012 |
382,2 |
2081,7 |
* При стоимости комбикорма-концентрата - 9 рублей за 1 кг.
С целью улучшения технической оснащенности и модернизации животноводческих объектов из областного бюджета на условиях софинансирования с федеральным бюджетом выделяется субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на покупку кормоприготовительной техники и животноводческого оборудования для молочного животноводства и для переработки молока, в размере 3 процентных пунктов сверх ставки рефинансирования ЦБ РФ.
С целью подготовки и повышения квалификации кадров в области разработана подпрограмма "Кадровое обеспечение стратегического развития агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2010 - 2012 годы".
Для обеспечения ветеринарного благополучия комитетом государственного ветеринарного надзора Нижегородской области на 2011 год разработаны и утверждены:
- план противоэпизоотических мероприятий;
- план мероприятий по профилактике незаразных заболеваний крупного рогатого скота;
- планы работ ветеринарной службы по проведению ветеринарных мероприятий на зимовку и летне-пастбищный периоды.
Вышеуказанные планы ежегодно пересматриваются и корректируются.
5. Социально-экономическая и экологическая эффективность Программы
Основным условием обеспечения экономической эффективности программы является окупаемость инвестиций в период ее реализации с учетом стоимости капитала во времени. Влияние структуры капитала учитывается через стоимость капитала, задействованного в программе.
Расчет показателей экономической и социальной эффективности программы осуществляется на основе фактически сложившихся цен в 2010 году, а в последующие годы с учетом индексов-дефляторов.
Расчет социально-экономической эффективности реализации программы приведен в таблице.
При условии увеличения поголовья дойного стада на 0,2% и продуктивности на 4,1% валовое производство молоко во всех категориях хозяйств увеличится на 4,1%.
С учетом роста цен на молочную продукцию валовой продукт отрасли увеличится с 7,5 млрд. руб. до 9,8 млрд. руб. За период реализации Программы планируется увеличить размер среднемесячной заработной платы по сравнению с 2010 годом на 50%, прибыль отрасли довести до 720 млн. руб. в год.
В молочном животноводстве в сельскохозяйственных организациях занято около 8 тыс. человек, что составляет 20% от числа занятых в сельскохозяйственном производстве. В связи со строительством новых животноводческих помещений и модернизации производственных процессов количество занятых в данной отрасли сократится на 900 человек, или на 11%.
Несмотря на то, что численность работников в молочном животноводстве за два года реализации программы сократится на 11%, реализация программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития отрасли, увеличения производства и снабжения населения молоком и молочными продуктами.
Реализация Программы за счет механизации и модернизации трудоемких процессов обеспечит повышение производительности труда на фермах в среднем на 50%.
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе.
Показатели |
Ед. изм. |
2011 |
2012 |
Всего за 2 года |
Выручка от реализации молока (ТП) |
млн. руб. |
7268 |
8304 |
15572 |
Ежегодный прирост выручки от реализации молока (ДТП) |
млн. руб. |
907 |
1036 |
1943 |
Финансирование программы из областного бюджета - всего (Ф) |
млн. руб. |
740,5 |
795,3 |
1835,8 |
Показатели эффективности - Э общ. |
% |
129 |
130 |
х |
На реализацию программных мероприятий за два года будет направлено из областного бюджета 1 878,4 млн. рублей. Выручка от реализации молока составит 15 572 млн. рублей, с ростом к уровню 2010 года 1 943 млн. руб. Эффективность использования бюджетных средств составит 129% в 2011 году и достигнет 130% к 2012 году.
Реализация программы не несет негативных экологических последствий, она будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона путем залужения деградированной пашни и культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.
6. Ресурсное обеспечение Программы
С целью реализации намеченной Программы предполагается привлечь следующие финансовые ресурсы из областного бюджета:
На поддержку развития племенного животноводства в 2011 году:
Вид поддержки |
Ед. изм. |
Объем финансирования |
Ставка, руб. |
Всего, тыс. руб. |
Содержание племенного маточного поголовья |
гол. |
25 867 |
1 100 |
28 454 |
Покупка племенного скота |
тыс. руб. |
67 200 |
40% |
26880 |
Содержание быков-производителей в организациях по искусственному осеменению |
усл. гол. |
40 |
16 500 |
660 |
Покупка быков-производителей в организации по искусственному осеменению |
тыс. руб. |
2 640 |
40% |
1 056 |
На искусственно осемененную голову крупного рогатого скота |
гол. |
105 369 |
55 |
5 795 |
За каждую пробонитированую# голову |
гол. |
55 000 |
11 |
605 |
За протестированное животное в иммуногенетической лаборатории |
гол. |
5000 |
330 |
1650 |
Итого: |
65 100 |
С учетом последующей индексации финансовая поддержка данного направления составит:
|
2011 г. |
2012 г. |
всего |
Областной бюджет, млн. руб. |
65,1 |
69,9 |
135 |
На стимулирование производства молока и сохранения численности маточного поголовья крупного рогатого скота в крестьянских (фермерских) хозяйства и сельхозорганизациях предусмотрена поддержка в 2011 году:
- на один килограмм реализованного молока собственного производства по сумме зачетного и физического веса - 2 рубля;
- получателям, увеличившим поголовье дойного стада на 5 процентов к уровню поголовья на 1 января 2009 года, субсидия увеличивается на 1 рубль;
- получателям, начавшим в 2010 - 2012 годах:
а) модернизацию животноводческих объектов по производству молока - 1 рубль на один килограмм реализованного молока собственного производства по сумме зачетного и физического веса;
б) реконструкцию животноводческих объектов по производству молока - 2 рубля;
в) строительство животноводческих объектов по производству молока - 3 рубля;
- субсидия сельхозтоваропроизводителям, не имеющим поголовья дойного стада и начавшим в 2011 - 2012 годах строительство животноводческих объектов для его содержания - 20 тысяч рублей на одно скотоместо, а начавшим в 2011 - 2012 годах реконструкцию помещений для содержания дойного стада - 15 тысяч рублей на одно скотоместо.
Общая сумма выплат по данному направлению в 2011 году составит - 740,5 млн. рублей. Ставки ежегодно будут пересматриваться в сторону увеличения.
|
2011 год |
2012 год |
всего |
Областной бюджет, млн. руб. |
740,5 |
795,3 |
1535,8 |
Потребность в финансовых ресурсах на приобретение семян многолетних трав составляет:
Показатель |
2011 год |
2012 год |
Подсев многолетних трав, тыс. га |
36,2 |
40,9 |
Требуется семян, тонн |
595,4 |
669,5 |
В том числе: бобовых |
416,8 |
468,7 |
злаковых |
178,6 |
200,9 |
Требуется денежных средств, млн. руб. |
83,5 |
104,6 |
Требуется семян кукурузы, тонн |
700 |
750 |
Требуется денежных средств на покупку, млн. руб. |
45,6 |
60,1 |
На предлагаемые мероприятия по улучшению эффективности кормопроизводства направленного на развитие молочного животноводства в областном бюджете предусмотрен следующий объем финансовых средств:
|
2011 год |
2012 год |
всего |
Областной бюджет, млн. руб. |
9,2 |
10 |
19,2 |
Для обеспечения полноценными кормами и модернизации животноводческих комплексов планируется приобретение следующей техники и технологического оборудования.
Наименование техники и оборудования, ед. |
2011 год |
2012 год |
Итого |
Комбайны кормоуборочные |
35 |
40 |
75 |
Косилки |
28 |
34 |
62 |
Пресс-подборщики |
29 |
38 |
67 |
Доильные залы и установки |
47 |
52 |
99 |
Охладители молока |
37 |
45 |
82 |
Миксеры-кормораздатчики |
50 |
45 |
95 |
Плющилки зерна |
5 |
5 |
10 |
Объемы и источники финансирования, млн. руб.
Годы |
2011 год |
2012 год |
Итого |
Требуется средств, всего |
300 |
350 |
650 |
В том числе из областного бюджета на возмещение части процентной ставки по кредитам |
13,6 |
15,8 |
29,4 |
В рамках развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села в области планируется ввод следующих объектов:
Наименование |
2011 год |
2012 год |
Итого |
Ввод жилья в сельской местности, тыс. кв. м |
12,47 |
13,1 |
25,57 |
Строительство жилых домов, ед. |
130 |
140 |
270 |
Развитие газификации в сельской местности: |
|
|
|
ввод газопроводов, км |
193 |
202 |
395 |
газификация квартир, ед. |
3000 |
3000 |
6000 |
Строительство объектов водоснабжения в сельской местности, км |
47,5 |
52 |
99,5 |
На развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры села в областном бюджете предусмотрен следующий объем финансовых средств:
|
2011 год |
2012 год |
всего |
Областной бюджет, млн. руб. |
43,4 |
46,6 |
90 |
На обучение и переподготовку кадров по подпрограмме "Кадрового обеспечения стратегического развития АПК Нижегородской области" в областном бюджете предусмотрен следующий объем финансовых средств:
|
2011 год |
2012 год |
всего |
Областной бюджет, млн. руб. |
32,8 |
36,2 |
69 |
Данные по объемам и источникам финансирования всех мероприятий программы приведены в таблице.
Общая потребность в финансировании мероприятий программы и его источники, млн. руб.
N п/п |
Мероприятия |
Источник |
2011 |
2012 |
Всего за 2010 - 2012 гг. |
1 |
Поддержка племенного животноводства |
областной бюджет |
65,1 |
69,9 |
135 |
2 |
Стимулирование производства молока и сохранения численности маточного поголовья |
областной бюджет |
740,5 |
795,3 |
1535,8 |
3 |
Приобретение семян многолетних трав |
областной бюджет |
9,2 |
10 |
19,2 |
4 |
На возмещение части процентной ставки по кредитам на покупку техники и животноводческого оборудования |
областной бюджет |
13,6 |
15,8 |
29,4 |
5 |
На развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села |
областной бюджет |
43,4 |
46,6 |
90 |
6 |
Кадровое обеспечение |
областной бюджет |
32,8 |
36,2 |
69 |
Всего: |
904,6 |
973,8 |
1878,4 |
* - финансирование ведомственной программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Нижегородской области на 2011 - 2012 год" будет вестись в рамках ОЦП "Развитие АПК Нижегородской области" на период 2008 - 2012 годов
7. Описание системы управления реализацией Программы
Комплексное управление Программой и распоряжение средствами областного бюджета осуществляет субъект бюджетного планирования - министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области.
Система управления реализацией Программы:
- ответственным за реализацию и координацию Программы в целом, достижение целей, задач, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;
- финансирование программных мероприятий осуществляет министерство финансов Нижегородской области;
- мониторинг реализации и формирование отчетности о ходе реализации Программы осуществляет министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;
Финансирование предусмотренных Программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств областного бюджета, предусмотренных Положениями о порядке расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов Нижегородской области для финансового обеспечения поддержки племенного животноводства, стабилизации и увеличения поголовья крупного рогатого скота в 2011 году, утвержденными Постановлением Правительства Нижегородской области от 2 декабря 2010 года N 860.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Правительства Нижегородской области от 11 ноября 2009 г. N 826 в редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 2 декабря 2010 г. N 860
Правовые основания расходных обязательств федерального бюджета в финансировании обеспечения мероприятий Программы возникают в результате подписания соглашений между Минсельхозом России и Правительством Нижегородской области, которые разработают и представят после прохождения отбора региональных программ.
8. Оценка рисков реализации Программы
К возможным внешним факторам риска относятся:
отсутствие финансирования (неполное финансирование) из различных источников, предусмотренных Программой;
неблагоприятные погодные условия, а также пожар, град, наводнение и другие обстоятельства непреодолимой силы, которые могут вызвать гибель посевов, животных, запасов товарных и материальных ценностей, порчу и выведение из строя основных и оборотных фондов. Механизмом снижения данного фактора должно быть страхование посевов, животных, основных и оборотных фондов.
К основным внутренним факторам риска можно отнести:
недостаток квалифицированных руководящих кадров и специалистов в сельскохозяйственных организациях, что снижает уровень качества принятия управленческих решений по реализации Программы;
незавершенность процессов реструктуризации и интеграции многих сельскохозяйственных организаций, что в дальнейшем может повлечь за собой изменение планов деятельности в связи со сменой руководства или собственника.
Расчеты возможных рисков представлены в таблице
По оценке специалистов министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области невыход на плановую продуктивность молока на корову не прогнозируется. Однако за счет сокращения поголовья скота в личных подсобных хозяйствах населения может быть снижено валовое производство молока, недобор которого к 2012 году может составить 34,2 тыс. тонн и как следствие снижение стоимости валовой продукции на сумму 512,74 млн. рублей.
Для уменьшения риска, связанного с этими факторами, используются механизмы согласования различных проектов, претендующих на получение господдержки из средств областного бюджета, заключение соглашений о сотрудничестве между Минсельхозпродом и органами местного самоуправления в Нижегородской области.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей программы.
9. Сроки реализации Программы
График реализации Программы
N п/п |
Мероприятия |
Ответственные за исполнение |
Срок исполнения |
1 |
Создание рабочей группы по разработке программы |
Минсельхозпрод Нижегородской области |
Январь 2011 г. |
2 |
Анализ ситуации и разработка программы |
Минсельхозпрод Нижегородской области |
Январь 2011 г. - февраль 2011 г. |
3 |
Утверждение программы |
Минсельхозпрод Нижегородской области |
Февраль 2011 г. |
4 |
Представление программы в Минсельхоз РФ на конкурс |
Минсельхозпрод Нижегородской области |
Февраль 2011 г. |
Работа по разделам программы: | |||
5 |
Укрепление племенной базы и увеличение численности племенных животных |
Минсельхозпрод Нижегородской области |
2011 - 2012 гг. |
6 |
Качественное ведение племенной работы, с привлечением лучшей мировой генетики для высокопродуктивных стад |
Минсельхозпрод Нижегородской области |
2011 - 2012 гг. |
7 |
Увеличение охвата контроля молочной продуктивности |
Минсельхозпрод Нижегородской области |
2011 - 2012 гг. |
8 |
Создание центров по оказанию сервисных услуг в области воспроизводства крупного рогатого скота |
Минсельхозпрод Нижегородской области Комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области. |
2011 - 2012 гг. |
9 |
Укрепление кормовой базы с внедрением новых высокоэнергетических белковых культур и улучшение качества кормов. |
Минсельхозпрод Нижегородской области |
2011 - 2012 гг. |
10 |
Приобретение техники и оборудования для заготовки и приготовления кормов |
Минсельхозпрод Нижегородской области |
2011 - 2012 гг. |
11 |
Приобретение техники и оборудования для молочного животноводства и его переработки |
Минсельхозпрод Нижегородской области |
2011 - 2012 гг. |
12 |
Подготовка и повышение квалификации специалистов зоотехнической и ветеринарной служб |
Минсельхозпрод Нижегородской области |
2011 - 2012 гг. |
13 |
Подготовка и повышение квалификации кадров массовых профессий отрасли животноводства. |
Минсельхозпрод Нижегородской области |
2011 - 2012 гг. |
10 |
Финансирование программных мероприятий |
Минсельхозпрод Нижегородской области Министерство финансов Нижегородской области |
2011 - 2012 гг. |
11 |
Мониторинг выполнения целевых показателей программы |
Минсельхозпрод Нижегородской области |
2011 - 2012 гг. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ведомственная целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Нижегородской области на 2011 - 2012 годы" разработана в целях создания экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока в области с 592,6 тыс. тонн в 2010 г. до 616,7 тыс. тонн в 2012 году.
Общий объем финансирования Программы составляет 1 878,4 млн рублей.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 14 февраля 2011 г. N 15 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Нижегородской области на 2011 - 2012 годы"
Настоящий приказ включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 24 апреля 2012 г.
N в реестре 03715-302-015
Текст приказа опубликован в газете "Нижегородская правда" от 14 августа 2012 г. N 86
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 31 октября 2017 г. N 136 настоящий приказ признан утратившим силу