Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению главы администрации города
от 6 февраля 2007 г. N 357
Положение
об Объединенной системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных и аварийных ситуациях города Нижнего Новгорода
1. Основные определения и термины
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС. Состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый. Каждый уровень включает: координирующие органы; органы управления по делам ГО и ЧС, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС; органы повседневного управления; силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения (в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций").
Аварийная ситуация (АС) - ситуация, которая может привести к возникновению аварии.
Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде, проживающему населению.
Дежурно-диспетчерская служба (ДДС) - дежурный диспетчерский орган, обеспечивающий оперативное управление городской (районной) службой, дежурный диспетчерский орган объекта (организации), входящие в РСЧС и имеющие силы и средства постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Нарушения в работе городского хозяйства - любые аварийные, внеплановые отключения или перебои в работе городского хозяйства с превышением временных и количественных показателей на 50% и более (в т.ч. перебои в движении работы городского транспорта, включая коммерческие маршруты, срывы в выполнении регламентов уборки дорог, вывоза ТБО и КГМ, взаимодействия, реагирования и др.).
Технологические нарушения - нарушения в работе систем коммунального энергоснабжения и эксплуатирующих их организаций в зависимости от характера и тяжести последствии (воздействие на персонал, отклонение параметров энергоносителя, экологическое воздействие, объем повреждения оборудования, другие факторы снижения надежности) подразделяются на аварии и инциденты.
Инцидент - отказ или повреждение оборудования и (или) сетей, отклонения от установленных режимов, нарушение федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте, включая:
технологический отказ - вынужденное отключение или ограничение работоспособности оборудования, приведение к нарушению процесса производства и (или) передачи энергоресурсов потребителям, если они не содержат признаков аварии;
функциональный отказ - неисправности оборудования (в том числе резервного и вспомогательного), не повлиявшие на технологический процесс производства и (или) передачи энергии, а также неправильное действие защит и автоматики, ошибочные действия персонала, если они не привели к ограничению потребителей и снижению качества отпускаемой энергии.
Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования (города, района) ЕДДС: орган повседневного управления муниципальной (городской, районной) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (далее - дежурно-диспетчерских) служб города (района).
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушили условия жизнедеятельности населения.
2. Общие положения
2.1. Объединенная система оперативно-диспетчерского управления (далее - ОСОДУ) города является подсистемой городского звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС (ТП РСЧС) и предназначена для организационно-технического объединения дежурных и диспетчерских органов управления служб (далее - дежурно-диспетчерские службы - ДДС), имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным действиям при угрозе (возникновении) чрезвычайных и аварийных ситуаций (ЧС и АС), иных нарушений в работе городского хозяйства.
2.2. ОСОДУ предназначена для повышения оперативности реагирования, координации действий ДДС муниципального и объектового уровня различной отраслевой принадлежности при их совместных действиях по ликвидации ЧС (АС) и иных нарушений в работе городского хозяйства.
Управляющим центром в ОСОДУ города является ЕДДС города, которая является вышестоящим органом управления для всех ДДС по вопросам сбора, обработки и обмена информацией об ЧС и АС, иных нарушениях в работе городского хозяйства, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных и аварийных ситуациях, при устранении иных нарушений в работе городского хозяйства.
2.3. Координирующим органом ОСОДУ является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Нижнего Новгорода (далее - КЧС города). Постоянно действующим органом управления ОСОДУ является МУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Нижнего Новгорода". Органом повседневного управления ОСОДУ является ЕДДС города.
2.4. В своей деятельности ДДС, входящие в ОСОДУ, руководствуются законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Нижегородской области, правовыми актами администрации города Нижнего Новгорода и решениями КЧС Нижегородской области и города Нижнего Новгорода, а также настоящим Положением, приказами и распоряжениями вышестоящих органов управления.
3. Структура ОСОДУ, основные задачи, права и ответственность входящих в нее дежурно-диспетчерских служб
3.1. В состав ОСОДУ входят следующие дежурно-диспетчерские службы:
ЕДДС города;
Дежурно-диспетчерские службы организаций и служб;
Дежурные службы потенциально-опасных объектов, расположенных на территории города Нижнего Новгорода;
Дежурные службы города Нижнего Новгорода.
3.2. ОСОДУ города решает следующие основные задачи:
организация и поддержание информационного взаимодействия между ДДС, анализ, обобщение и распространение имеющейся у них информации о ЧС и АС и иных нарушениях режима работы городского хозяйства;
обеспечение своевременного представления органами управления городских районов и городских поселений полной и достоверной информации о ЧС и АС, нарушениях режима работы городского хозяйства, о сложившейся обстановке, выполненных и рекомендуемых мероприятиях, данных, необходимых для принятия решений по ликвидации ЧС и АС и других нарушений в работе городского хозяйства;
принятие экстренных оперативных мер по реагированию и ликвидации ЧС и АС, недопущению перерастания локальных чрезвычайных ситуаций в ЧС большего масштаба, или незначительных нарушений в работе городского хозяйства в крупные аварийные ситуации;
прием сообщений об угрозе возникновения или факте ЧС (АС) соответствующего уровня, а также о всех нарушениях в работе городского хозяйства, влияющих на нормальное жизнеобеспечение населения;
оповещение служб, входящих в ОСОДУ, сил и средств ОСОДУ о переводе в повышенные режимы функционирования, а также оповещение (по отдельным решениям) должностных лиц администрации города Нижнего Новгорода и должностных лиц взаимодействующих органов управления в целях оперативного реагирования по устранению ЧС (АС) и иных нарушений в работе городского хозяйства;
обработка и анализ данных обстановки, определение масштабов ЧС (АС), нарушений в работе городского хозяйства, и состава дежурно-диспетчерских служб, необходимых для экстренного реагирования на ЧС (АС), устранения иных нарушений в работе городского хозяйства, распространение в ОСОДУ полученной информации до заинтересованных лиц;
принятие решений на экстренные меры по ликвидации угрозы или возникшей ЧС (АС) в пределах полномочий, установленных вышестоящими органами;
представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в зоне ЧС (АС), иных нарушений в работе городского хозяйства и действиях сил и средств, подготовка вариантов решений по их ликвидации для вышестоящих органов управления;
доведение установленным порядком оперативных задач, контроль за их исполнения до взаимодействующих органов управления при ликвидации ЧС (АС), иных нарушений в работе городского хозяйства, до руководителей аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных бригад, участвующих в ликвидации происшествий;
организация взаимодействия между привлекаемыми дежурно-диспетчерскими службами и находящимися в их подчинении силами и средствами;
обобщение информации по городу Нижнему Новгороду о ЧС (АС) и других нарушениях в работе городского хозяйства, ходе работ по их ликвидации и представление по подчиненности итоговых докладов за сутки;
информирование об обстановке и принятых мерах дежурно-диспетчерских служб, входящих в ОСОДУ и привлекаемых к ликвидации ЧС(АС), а также взаимодействующих ДДС, доведение до них рекомендаций по взаимодействию и распоряжений (указаний) вышестоящих органов управления.
Свою деятельность ЕДДС города осуществляет согласно регламенту взаимодействия с аналитическим центром кризисных ситуаций Нижегородской области (оперативно-распорядительное управление Губернатора Нижегородской области), ЕДДС Нижегородской области, ДДС заинтересованных региональных органов управления, соответствующих территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории города Нижнего Новгорода.
ЕДДС Нижегородской области и АЦКС Нижегородской области являются управляющими центрами в единой системе оперативно-диспетчерского управления (далее - ЕСОДУ) Нижегородской области. ЕДДС города является в ОСОДУ города самостоятельным управляющим центром и штатным подразделением администрации города Нижнего Новгорода. ОСОДУ города Нижнего Новгорода наряду с другими ОСОДУ городов и районов Нижегородской области является самостоятельной составляющей вышестоящего органа управления в ЕСОДУ Нижегородской области.
3.3. Управляющий центр в рамках ОСОДУ решает следующие задачи:
прием сообщений о происшествиях, их анализ, обработка и передача в ДДС города для обеспечения реагирования;
представление в органы управления территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области и вышестоящие органы управления РСЧС сообщений о происшествиях, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении ЧС (АС) в соответствии с действующими критериями информации о катастрофах, чрезвычайных ситуациях и авариях;
доведение задач на действия в ЧС (АС) до сил и средств городского звена ТП РСЧС Нижегородской области, контроль их исполнения;
получение обобщенных данных об обстановке и действиях сил и средств, распоряжений и указаний на выполнение мероприятий по ликвидации ЧС (АС);
обобщение информации о произошедших ЧС (АС) и других нарушений в работе городского хозяйства, ходе работ по их ликвидации и предоставление итоговых докладов за сутки согласно регламентам взаимодействия, а также информации о выпуске подвижного состава на линии городского авто-, электротранспорта и метрополитена, о выходе автотранспорта по вывозу мусора.
3.4. ДДС, входящие в ОСОДУ, решают следующие задачи:
прием сообщений о происшествиях, ЧС (АС), нарушениях в работе городского хозяйства, их анализ и представление в управляющие центры ОСОДУ тех сообщений, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении ЧС (АС);
доведение задач на действия в ЧС (АС) до сил постоянной готовности и контроль их исполнения;
представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в зоне ЧС (АС) и действиях по ее ликвидации по подчиненности в ЕДДС города;
обобщение информации о происшествиях и ЧС (АС), ходе работ по их ликвидации и представление (по подчиненности), а также в ЕДДС города итоговых докладов.
3.5. ДДС, входящие в ОСОДУ, наряду с вышестоящими областными, городскими и районными органами управления несут ответственность за оперативность и эффективность принимаемых экстренных мер по ликвидации ЧС (АС) и других нарушений в работе городского хозяйства.
3.6. Задачи, права и ответственность ДДС, входящих в ОСОДУ, определяются соответствующими нормативными документами, регламентирующими деятельность этих служб.
4. Порядок функционирования ОСОДУ
4.1. Дежурно-диспетчерские службы, входящие в ОСОДУ города, функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной (аварийной) ситуации.
4.2. В режиме повседневной деятельности ДДС действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ОСОДУ города обобщенную статистическую информацию о ЧС (АС), других нарушениях в работе городского хозяйства и предпосылкам к ним за прошедшие сутки в соответствии с действующими критериями информации о ЧС (АС).
При получении сообщений о происшествиях, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении ЧС (АС), они незамедлительно передаются в ОСОДУ города.
4.3. При угрозе или возникновении ЧС (АС) соответствующие органы управления городского звена ТП РСЧС и их ДДС решением соответствующего председателя КЧС или руководителя переводятся в режим повышенной готовности либо в режим ЧС (АС). В этом режиме ДДС действуют в соответствии с инструкцией (соглашением) о порядке взаимодействия в ОСОДУ, настоящим Положением и соответствующими ведомственными инструкциями.
4.4. В режиме ЧС (АС) информационное взаимодействие между ДДС, входящими в ОСОДУ, осуществляется через ОДС МУ "Управление по делам ГОЧС города Нижнего Новгорода". Для этого в ОДС МУ "Управление по делам ГОЧС города Нижнего Новгорода" от взаимодействующих ДДС передаются сведения об угрозе или факте ЧС (АС), сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится ОДС МУ "Управление по делам ГОЧС города Нижнего Новгорода" (в части их касающейся) до всех заинтересованных ДДС.
4.5. Все сообщения, передаваемые в ОДС МУ "Управление по делам ГОЧС города Нижнего Новгорода", должны быть формализованы. Для формирования, передачи, приема и обработки формализованных сообщений используются средства связи, оповещения и автоматизации; допускается передача (прием) неформализованных сообщений с использованием имеющихся средств связи.
В случаях поступления сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (АС) от населения формализованные сообщения формируются дежурной сменой принимающей ДДС.
4.6. Вся информация, поступающая в ЕДДС города, обрабатывается и обобщается. По каждому принятому сообщению готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС города информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся ЕДДС города до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС (АС).
4.7. При ЧС местного уровня и крупных аварийных ситуациях немедленно оповещается и приводится в готовность КЧС города Нижнего Новгорода, которая берет на себя управление дальнейшими действиями по ликвидации ЧС (АС), при этом дополнительно разворачивается Оперативный штаб ликвидации ЧС (АС), который обеспечивает сбор, обработку и представление КЧС города Нижнего Новгорода собранной информации, а также под ее руководством - подготовку вариантов возможных решений и оперативное управление действиями органов управления, сил и средств городских, районных и объектовых служб.
5. Обеспечение работы ОСОДУ
5.1. Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними инструкциями (соглашениями) об обмене информацией между ЕДДС и взаимодействующей ДДС, утверждаемыми соответственно председателем КЧС города Нижнего Новгорода и начальником (руководителем) вышестоящего для ДДС органа управления (по подчиненности).
5.2. Для информационного и программно-технического обеспечения функционирования ОСОДУ создается автоматизированная система (АвтС). АвтС ОСОДУ включает в свой состав комплексы средств автоматизации (КСА) взаимодействия с ДДС, входящими в СОДУ.
АС ОСОДУ обеспечивает автоматизированный доступ ДДС к имеющимся базам (банкам) данных (с учетом разграничения доступа к информации), необходимых для предупреждения и ликвидации ЧС (АС).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.