Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области
от 18 апреля 1995 г. N 35
"Об Уставе Нижегородской области"
19 марта, 1 апреля 1996 г., 22 августа 1997 г., 23 февраля, 24 августа, 20 ноября 2000 г., 9 апреля, 2 октября, 16 октября, 17 октября 2001 г., 28 июня 2002 г.
Рассмотрев во втором чтении проект Устава Нижегородской области, доработанный с учетом результатов его публичного обсуждения в области и заключений федеральных организаций комиссией, образованной постановлением Законодательного Собрания области от 29.11.94 г. N 120, и на основании части 2 статьи 5 и части 2 статьи 66 Конституции Российской Федерации, Законодательное Собрание области постановляет:
Принять Устав Нижегородской области с учетом обсуждения в целом и опубликовать его в недельный срок.
Председатель Собрания |
А.Козерадский |
Устав
Нижегородской области
Принят Законодательным Собранием Нижегородской области
18 апреля 1995 года
(c изменениями от 19 марта, 1 апреля 1996 г., 22 августа 1997 г., 23 февраля, 24 августа, 20 ноября 2000 г., 9 апреля, 2 октября, 16 октября, 17 октября 2001 г., 28 июня 2002 г.)
Мы, полномочные представители населения Нижегородской области, избранные для осуществления государственной законодательной власти на ее территории,
руководствуясь Конституцией Российской Федерации и федеральными законами,
признавая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности,
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З абзац четвертый настоящей преамбулы изложен в новой редакции
заботясь о сохранении государственной целостности Российской Федерации и укреплении ее федеративных основ,
учитывая необходимость укрепления единых начал и созидательного разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную,
придавая важное значение развитию местного самоуправления,
исходя из ответственности перед населением Нижегородской области,
принимаем настоящий Устав Нижегородской области, знаменующий ее вступление в конституционные права субъекта Российской Федерации, определяющий порядок образования органов государственной власти и местного самоуправления, основные начала их деятельности по реализации и защите прав и свобод граждан, по решению других задач общественно-политического и социально-экономического развития Нижегородской области.
Раздел I
Конституционные основы статуса Нижегородской области
Глава 1
Нижегородская область - субъект Российской Федерации
Статья 1
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Нижегородская область (далее область) является субъектом Российской Федерации.
2. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
3. Устав области имеет прямое действие на ее территории. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в области, не должны противоречить Уставу области.
4. Территория области является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации. Официальным документом, определяющим границы области, является Описание границ Нижегородской области, согласованное с граничащими с областью субъектами Российской Федерации.
5. Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области, границы области - по согласию области, граничащих субъектов Российской Федерации и Российской Федерации.
6. Изменение статуса и границ области не могут быть осуществлены без учета волеизъявления большинства граждан, проживающих в области и обладающих избирательным правом.
Статья 2
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З пункты 1 и 2 статьи 2 Устава изложены в новой редакции
1. Регулирование административно - территориального устройства области осуществляется в порядке, установленном законом области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Административно - территориальные и муниципальные образования, городские и сельские поселения регистрируются в порядке, установленном Законом области, и вносятся уполномоченным органом исполнительной власти области в Реестр административно - территориальных и муниципальных образований, городских и сельских населенных пунктов Нижегородской области.
См. также постановление Правительства Нижегородской области от 5 мая 2003 г. N 135 "Об утверждении Реестра административно-территориальных и муниципальных образований, городских и сельских населенных пунктов Нижегородской области"
Законом Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3 часть 3 статьи 2 Устава изложена в новой редакции
3. Образование, преобразование или упразднение административно-территориальных единиц, отдельных поселений, за исключением закрытого административно-территориального образования, производятся Законодательным Собранием области с учетом волеизъявления населения. Присвоение наименования и переименование административно-территориальных единиц, поселений области осуществляются по представлению Законодательного Собрания области в порядке, установленном федеральным законодательством.
4. Административным центром области является город Нижний Новгород, его статус определяется законом области, принимаемым с учетом предложений органов самоуправления города.
Законом Нижегородской области от 22 августа 1997 г. N 85-З пункт 5 настоящей статьи изложен в новой редакции
5. Область имеет свой герб, статут которого определяется Законом области, флаг, гимн, статут которых определяется соответствующими Положениями, утвержденными Законодательным Собранием.
См. также Закон Нижегородской области от 10 сентября 1996 г. N 42-З "О Гербе Нижегородской области"
Статья 3
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области, их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации в пределах их полномочий.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З пункт 2 статьи 3 изложен в новой редакции
2. По установленным Конституцией Российской Федерации предметам ведения Российской Федерации органы государственной власти области осуществляют лишь правоприменительную деятельность, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами принимают законы области и иные нормативные правовые акты.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З пункт 3 статьи 3 изложен в новой редакции
3. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, органы государственной власти области вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 4 статьи 3 настоящего Устава
4. Вне пределов ведения, указанных в пунктах 2 и 3 данной статьи, область обладает всей полнотой государственной власти, осуществляет собственное правовое регулирование путем принятия органами государственной власти области законов области и иных нормативных правовых актов.
Глава 2
Основы организации государственной власти в области
Статья 4
1. Источником государственной власти области является ее население как неотъемлемая часть народа Российской Федерации.
2. Население области осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.
3. Высшим непосредственным выражением власти населения области являются референдум и свободные выборы.
См. также Закон Нижегородской области от 20 мая 2003 г. N 33-З "О референдуме Нижегородской области"
4. Референдум и выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, в соответствии с федеральными законами и законами области.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 5 статьи 4 настоящего Устава
5. Депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области и Губернатор Нижегородской области представляют интересы населения области и ответственны перед ним.
6. Никакая часть населения области, никакое объединение, никакое отдельное лицо не могут присваивать власть и властные полномочия законно избранных органов государственной власти области и их должностных лиц.
Статья 5
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации см. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ
1. Органы государственной власти области образуются и действуют, исходя из единства системы государственной власти Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
2. Государственная власть в области осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 3 статьи 5 настоящего Устава
3. Законодательную власть в области осуществляет ее высший и единственный законодательный (представительный) орган - Законодательное Собрание Нижегородской области (далее - Законодательное Собрание).
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З часть 4 статьи 5 настоящего Устава изложена в новой редакции
4. Исполнительную власть в области осуществляют органы исполнительной власти области во главе с высшим исполнительным органом государственной власти области - правительством Нижегородской области (далее - Правительство), возглавляемым высшим должностным лицом - губернатором Нижегородской области (далее - Губернатор).
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 5 статьи 5 настоящего Устава
5. Судебную власть в области осуществляют федеральные суды, мировые судьи и Уставной суд Нижегородской области.
См. также Закон Нижегородской области от 22 марта 2000 г. N 100-3 "О создании должностей мировых судей и судебных участков в Нижегородской области"
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 6 статьи 5 настоящего Устава
6. Функции федеральной государственной власти на территории области в пределах своих полномочий осуществляют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
Глава 3
Права и свободы человека и гражданина в области
Статья 6
1. В области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.
2. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина являются основным содержанием деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
Статья 7
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З пункт 1 статьи 7 Устава изложен в новой редакции
1. В области не должны издаваться законы, иные нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 2 статьи 7 настоящего Устава
2. Каждый гражданин на территории области имеет право, в установленном федеральными законами порядке, на возмещение вреда, причиненного действием или бездействием органов государственной власти и местного самоуправления области, их должностных лиц.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 3 статьи 7 настоящего Устава
3. Для реализации совместных полномочий Российской Федерации и области по защите прав и свобод человека и гражданина, защите прав национальных меньшинств, на основе соответствующего федерального закона в области может быть учреждена должность уполномоченного по правам человека в Нижегородской области.
Статья 8
1. Жители области и иные граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления области.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 2 статьи 8 настоящего Устава
2. Депутаты Законодательного Собрания, Губернатор, выборные должностные лица местного самоуправления, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления области обязаны в срок не более месяца дать ответ на письменное или устное (во время приема населения) обращение лица, требующего ответа.
Статья 9
См. Закон Нижегородской области от 20 мая 2003 г. N 33-З "О референдуме Нижегородской области"
1. Органы государственной власти области выносят наиболее важные вопросы государственной жизни на обсуждение населения области или на областной референдум.
2. Обсуждение этих вопросов может осуществляться гражданами коллективно (на собраниях по месту работы и жительства) и индивидуально. Свои предложения граждане вправе направлять непосредственно в органы государственной власти области и местного самоуправления, в областные и местные средства массовой информации, которые организуют освещение хода обсуждения вопросов и проектов нормативных правовых актов.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 3 статьи 9 настоящего Устава
3. Порядок проведения областного референдума и вступления в силу принятого на нем решения определяется законом области об областном референдуме. Инициаторами областного референдума могут быть Законодательное Собрание, Губернатор, представительные органы местного самоуправления, общественные объединения и жители области в порядке, установленном законом области.
Законом Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3 часть 4 статьи 9 Устава изложена в новой редакции
4. На областной референдум не могут быть вынесены вопросы:
о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти области, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти области либо об отсрочке указанных выборов;
о формировании состава органов государственной власти области; персональном составе органов государственной власти области;
об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
о принятии или об изменении областного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств области;
о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З пункт 4 статьи 9 Устава дополнен абзацем
иные вопросы, указанные в федеральном законе.
Статья 10
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З пункт 1 статьи 10 Устава изложен в новой редакции
1. Работа Законодательного Собрания, Губернатора, Правительства, органов местного самоуправления области проводится гласно и носит открытый характер.
Порядок посещения заседаний представителями средств массовой информации и общественных объединений устанавливается регламентами соответствующих органов.
См. также постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 16 апреля 1996 г. N 74 "О Регламенте Законодательного Собрания области" и постановление Правительства Нижегородской области от 8 октября 2001 г. N 4 "Об утверждении Регламента Правительства Нижегородской области"
2. Законодательное Собрание, представительные органы местного самоуправления, их комитеты и комиссии организуют публичные слушания по вопросам жизни области, городов и районов, по проектам актов, представляющих широкий общественный интерес. В публичных слушаниях могут принимать участие с правом совещательного голоса ученые, специалисты, представители общественных объединений, другие граждане.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З пункт 3 статьи 10 Устава изложен в новой редакции
3. Законодательное Собрание, Губернатор, Правительство и органы местного самоуправления области обязаны регулярно информировать население о своей деятельности, о положении дел в области или на соответствующей территории местного самоуправления.
Статья 11
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З пункт 1 статьи 11 Устава изложен в новой редакции
1. Каждый проживающий на территории области имеет право на создание в соответствии с федеральными законами политических партий, общественных объединений, в том числе и профессиональных союзов, для защиты своих прав и законных интересов.
2. Общественная деятельность в области осуществляется в пределах законодательных норм свободно, на основе признания идеологического и политического многообразия.
3. Формы и методы работы общественных объединений на территории области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам области.
4. В области каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, национально-культурного развития в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области содействуют созданию для этого необходимых условий.
Раздел II
Социально-экономические основы статуса области
Глава 4
Экономическая и финансовая основа статуса области
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З статья 12 Устава изложена в новой редакции
Статья 12
Экономическую основу области составляют собственность области, финансы области, имущество, находящееся в федеральной государственной собственности и переданное в управление области, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения области.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в статью 13 Устава
Статья 13
В государственной собственности области находятся:
а) земельные, водные и иные природные ресурсы, отнесенные в соответствии с федеральным законодательством к собственности области;
б) областные финансовые ресурсы;
в) предприятия и объединения, объекты инженерной инфраструктуры, учреждения народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки, культуры и другие объекты собственности, созданные и приобретенные за счет средств области и переданные ей федеральными органами власти;
г) объекты собственности области, переданные в аренду, в доверительное и оперативное управление, в хозяйственное ведение;
д) объекты и имущество области, находящиеся за пределами области в соответствии с соглашениями органов государственной власти и иных сторон;
е) другие объекты собственности, имеющие областное значение.
Статья 14
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З пункт 1 статьи 14 Устава изложен в новой редакции
1. Состав государственной собственности области пообъектно фиксируется в реестре государственной собственности области. Реестр составляется и ведется уполномоченным органом исполнительной власти области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и области. Реестр в целом и изменения в нем утверждаются Законодательным Собранием.
2. Регулирование всего комплекса отношений в сфере государственной собственности области, федеральной собственности, переданной в хозяйственное ведение области, осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральными законами и законами области.
Статья 15
1. Внешнеэкономические и иные международные связи области осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
2. Область осуществляет связи с другими субъектами Российской Федерации, заключает с ними договоры и соглашения, осуществляет взаимодействие в иных формах.
Статья 16
1. Экономическая политика области основывается на началах равенства всех форм собственности, комплексного развития всех отраслей производственной и социальной инфраструктуры, свободного перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности в интересах населения области и с учетом общегосударственных потребностей.
2. Основные направления экономической политики включают:
а) содействие развитию организации всех форм собственности, предпринимательства, увеличению производства товаров и оказания услуг;
б) повышение эффективности управления государственной собственностью области;
в) поощрение любых законных форм привлечения капитала, инвестиций, способствующих развитию экономики.
Статья 17
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 1 статьи 17 настоящего Устава
1. Финансовые ресурсы области составляют средства областного бюджета, кредитные ресурсы, ценные бумаги, а также ассигнования из федерального бюджета.
2. Финансовые ресурсы области используются преимущественно для развития социальной сферы области, обеспечения благосостояния населения, для реализации иных функций органов государственной власти и местного самоуправления.
3. Финансовые ресурсы области могут на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации и иностранных партнеров, а также с финансовыми ресурсами предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, в том числе иностранных, для финансирования программ социально-экономического развития.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З статья 18 Устава изложена в новой редакции
Статья 18
Формирование финансовых ресурсов области, управление и распоряжение ими осуществляются Правительством в порядке, установленном Законодательным Собранием, с учетом федеральных законов.
Глава 5
Основы экологической и социальной политики области
Статья 19
1. Земельные, водные, лесные и другие природные ресурсы используются и охраняются в области как основа жизни настоящего и будущих поколений ее жителей.
2. В области обеспечивается обязательность государственной экологической экспертизы, осуществляется охрана биологического разнообразия, реализуются иные меры, обеспечивающие экологическую безопасность.
3. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания, образующие природно-заповедный фонд области. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещено.
4. Законами области и иными нормативными правовыми актами ее органов государственной власти, принимаемыми в соответствии с федеральными законами, устанавливаются лимиты, экологические стандарты и нормативы платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, предоставляются налоговые и кредитные льготы при внедрении природоохранных и ресурсосберегающих технологий, определяется порядок их применения.
Статья 20
1. В области осуществляются меры по обеспечению соблюдения федеральных правил, нормативов и стандартов по развитию за счет ресурсов области коммунального и торгового обслуживания, народного образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью, санитарно-эпидемиологической и радиационной безопасности.
2. Наряду с федеральными мерами осуществляются областные и местные программы охраны труда и быта, обеспечения занятости людей и гарантированного минимального размера оплаты труда, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития социальных служб, обеспечения выплаты пенсий, установления пособий и иных гарантий социальной защиты.
Раздел III
Законодательное Собрание области
Глава 6
Основы формирования и организации работы
Законодательного Собрания области
Статья 21
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 1 статьи 21 настоящего Устава
1. Законодательное Собрание состоит из 45 депутатов (далее - установленное число депутатов), избираемых населением области на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании на 4 года.
Законом Нижегородской области от 24 августа 2000 г. N 129-3 внесены изменения в пункт 1 статьи 21 настоящего Устава
2. Порядок подготовки и проведения выборов в Законодательное Собрание устанавливается законом области в соответствии с федеральным законодательством.
Законом Нижегородской области от 24 августа 2000 г. N 129-3 внесены изменения в пункт 2 статьи 21 настоящего Устава
3. Законодательное Собрание обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Законом Нижегородской области от 24 августа 2000 г. N 129-3 статья 21 Устава дополнена пунктом 4:
4. Законодательное Собрание является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Статья 22
1. Депутаты Законодательного Собрания на первом заседании приносят избирателям области следующую присягу:
"Клянусь добросовестно, с использованием всех своих возможностей осуществлять возложенные на меня избирателями и законом депутатские обязанности, соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы Нижегородской области, добиваться повышения безопасности и жизненного уровня населения, всемерно охранять права и свободы человека и гражданина. Никакие частные, местные или политические интересы не будут для меня выше интересов области и российского государства".
2. Права и обязанности депутата Законодательного Собрания, гарантии и ограничения его деятельности устанавливаются законом области о статусе депутата Законодательного Собрания, принимаемого в соответствии с федеральными законами.
Статья 23
1. Основной формой работы Законодательного Собрания являются его заседания, в ходе которых все отнесенные к его ведению полномочия реализуются путем принятия соответствующих нормативных правовых актов.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 2 статьи 23 настоящего Устава
2. Заседание Законодательного Собрания правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа депутатов.
3. Законодательное Собрание собирается на первое заседание не позднее, чем на тридцатый день после избрания; открывает и ведет это заседание до избрания Председателя Собрания старейший по возрасту депутат.
4. Со дня начала работы Законодательного Собрания нового созыва полномочия Законодательного Собрания прежнего созыва и его депутатов прекращаются.
Статья 24
1. Законодательное Собрание является постоянно действующим органом; количество депутатов, работающих на штатной профессиональной основе, периодичность проведения заседаний определяются самим Собранием.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 2 статьи 24 настоящего Устава
2. Внеочередные заседания Законодательного Собрания созываются по инициативе Председателя Законодательного Собрания, Губернатора или депутатов в количестве не менее одной трети от установленного числа депутатов.
Статья 25
1. Работу Законодательного Собрания возглавляет Председатель Законодательного Собрания.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 2 статьи 24 настоящего Устава
2. Председатель Законодательного Собрания и его заместитель (заместители) избираются из числа депутатов на первом заседании Законодательного Собрания тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов и подотчетны Законодательному Собранию.
3. Порядок избрания, отставки и освобождения от должности Председателя Законодательного Собрания и его заместителя (заместителей) определяется Регламентом Законодательного Собрания.
Статья 26
1. Законодательное Собрание избирает из числа депутатов на срок своих полномочий комитеты (комиссии), а для решения отдельных задач - временные комиссии.
2. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы комитетов и комиссий определяются Законодательным Собранием.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З пункт 3 статьи 26 Устава изложен в новой редакции
3. Для разрешения споров между органами государственной власти области и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления Законодательное Собрание образует согласительную комиссию из равного числа представителей Законодательного Собрания, Губернатора и органов местного самоуправления.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в статью 27 настоящего Устава
Статья 27
1. Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности Законодательного Собрания, его комитетов и комиссий, депутатов Законодательное Собрание образует аппарат, работающий на постоянной основе.
2. Для организации и осуществления контроля за исполнением доходных и расходных статей областного бюджета, целевых бюджетных фондов, контроля за расходованием иных финансовых ресурсов области, использованием областной собственности и в целях финансовой экспертизы проектов законов области Законодательное Собрание образует контрольно-счетную палату, которая является его структурным подразделением.
3. Порядок формирования аппарата, гарантии и ограничения для его работников определяются Законодательным Собранием в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Глава 7
Полномочия Законодательного Собрания
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в статью 28 настоящего Устава
Статья 28
К ведению Законодательного Собрания относятся:
1. Принятие Устава области, внесение в него изменений и дополнений.
2. Установление в соответствии с федеральными законами порядка и назначение выборов в Законодательное Собрание, Губернатора, в органы местного самоуправления на территории области, порядка проведения и назначения областного референдума.
3. Определение структуры, регламента и расходов Законодательного Собрания, утверждение штатов и фонда оплаты труда его аппарата.
4. Досрочное прекращение полномочий Законодательного Собрания, его депутатов.
5. Осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, обращение в иные органы государственной власти и суды Российской Федерации.
Законом Нижегородской области от 2 октября 2001 г. N 204-З пункт 6 статьи 28 Устава изложен в новой редакции
6. Утверждение схемы управления областью, определение порядка формирования Правительства, структуры Правительства, согласование назначений на должности первых заместителей Губернатора, министров, в ведении которых находятся финансы, труд и социальная защита, а также имущественные отношения.
7. Согласование назначения на должность судей федеральных судов, руководителей территориальных органов федеральных органов государственной власти в случаях, предусмотренных федеральными законами.
8. Утверждение областного бюджета и внесение в него изменений, осуществление контроля за исполнением бюджета и утверждение отчета о его исполнении.
9. Утверждение программ социально-экономического развития области, экологических программ, программ борьбы с преступностью, отчетов об их выполнении.
10. Установление налогов и сборов, отнесенных федеральным законом к ведению области, а также порядка их взимания.
11. Установление порядка:
а) образования и расходования целевых бюджетных фондов, утверждения отчетов о расходовании средств этих фондов;
б) предоставления дотаций, субвенций, кредитов из средств областного бюджета и гарантий на основе бюджетных средств;
в) образования предприятий, организаций, учреждений с использованием государственной собственности области; управления и распоряжения объектами этой собственности, согласно федеральному законодательству;
г) приватизации объектов областной собственности;
д) выпуска, условий размещения займов, облигаций, лотерей;
е) передачи объектов областной собственности в собственность местного самоуправления;
ж) предоставления и изъятия в соответствии с федеральными законами земельных участков под объекты федерального, межрегионального и областного значения, регулирования иных вопросов использования земли и других природных ресурсов, охраны природы;
з) охраны и использования объектов, имеющих историческую, культурную, экологическую и научную ценность, памятников истории, культуры и природы, расположенных на территории области;
и) подготовки и заключения соглашений органов государственной власти области о сотрудничестве с субъектами Российской Федерации и зарубежными партнерами.
12. Осуществление контроля за соблюдением и исполнением Правительством законов области и постановлений Законодательного Собрания, исполнением Правительством бюджета области, соблюдением Правительством установленного порядка распоряжения собственностью области, а также выражение недоверия членам Правительства, в назначении которых на должность Законодательное Собрание принимало участие.
13. Осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами в пределах и формах, установленных Уставом и законами области, контроля за соблюдением и исполнением законов области, исполнением бюджета области, соблюдением установленного порядка распоряжения областной собственностью.
14. Рассмотрение ежегодных докладов Губернатора о положении дел в области и о результатах работы Правительства.
15. Регулирование вопросов административно-территориального устройства области в соответствии с федеральным законом.
16. Установление на основе федерального закона порядка организации местного самоуправления; образование согласительных комиссий по разрешению споров между органами государственной власти области и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления.
17. Установление законами области в соответствии с федеральными законами административной ответственности за нарушения норм и правил, предусмотренных законодательством области.
18. Учреждение средств массовой информации Законодательного Собрания.
19. Учреждение наград, почетных званий, премий области и утверждение положений о них.
20. Толкование Устава области, законов области и своих постановлений.
21. Утверждение договоров и соглашений области в соответствии с федеральными законами и законами области.
22. Установление бюджетной системы и порядка организации бюджетного процесса области.
23. Осуществление иных полномочий, предоставленных Законодательному Собранию Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
О компетенции Законодательного Собрания Нижегородской области в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения см. Закон Нижегородской области от 17 июля 2003 г. N 63-З
О компетенции Законодательного Собрания в осуществлении права собственности см. также Закон Нижегородской области от 8 мая 2003 г. N 31-З "Об осуществлении права государственной собственности Нижегородской области"
Статья 29
1. Председатель Законодательного Собрания:
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пп. "а" пункта 1 статьи 29 настоящего Устава
а) представляет Законодательное Собрание в отношениях с законодательными (представительными) органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, зарубежными партнерами, а также в отношениях с другими органами государственной власти области, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями области, может заключать соответствующие договоры в порядке, установленном федеральными законами и законами области;
б) осуществляет организационное обеспечение деятельности депутатов и Законодательного Собрания в целом, созывает и ведет его заседания;
Законом Нижегородской области от 16 октября 2001 г. N 213-З внесены изменения в подпункт "в" части 1 статьи 29 настоящего Устава
в) подписывает принимаемые Законодательным Собранием постановления;
Законом Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3 внесены изменения в пп. "г" части 1 статьи 29 настоящего Устава
г) руководит работой аппарата Законодательного Собрания, осуществляет в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о государственной службе прием и увольнение его работников;
д) от имени Законодательного Собрания подписывает исковые заявления, направляемые в суды Российской Федерации;
е) открывает и закрывает расчетные и текущие счета Законодательного Собрания и является распорядителем по этим счетам;
з) выполняет другие полномочия в соответствии с законами области и Регламентом Законодательного Собрания.
2. Председатель Законодательного Собрания в пределах своей компетенции издает распоряжения.
3. Заместитель (заместители) Председателя Законодательного Собрания выполняет поручения Законодательного Собрания и его Председателя, в случае отсутствия Председателя Законодательного Собрания осуществляет его полномочия.
Статья 30
Законом Нижегородской области от 24 августа 2000 г. N 129-3 внесены изменения в пункт 1 статьи 30 настоящего Устава
1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит депутатам Законодательного Собрания, Губернатору, представительным органам местного самоуправления области, членам Совета Федерации и избранным от области по одномандатным избирательным округам депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также имеющим избирательные права жителям области в количестве не менее двух процентов от их общего числа. Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также областному суду, арбитражному суду области, прокурору области.
Законопроекты, внесенные Губернатором области в порядке законодательной инициативы, рассматриваются по его письменному предложению в первоочередном порядке.
Законом Нижегородской области от 24 августа 2000 г. N 129-3 внесены изменения в пункт 2 статьи 30 настоящего Устава
2. Законопроекты и проекты постановлений о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств области, проекты других актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет областного бюджета, вносятся на рассмотрение Законодательного Собрания при наличии заключения Губернатора, которое он должен дать не позднее, чем в четырнадцатидневный срок со дня поступления к нему проектов указанных актов. В случае отсутствия такого заключения проект рассматривается в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания.
Законом Нижегородской области от 2 октября 2001 г. N 204-З внесены изменения в статью 31 настоящего Устава
Статья 31
1. Законодательное Собрание, его комитеты (комиссии) могут потребовать присутствия на своих заседаниях Губернатора, членов Правительства, руководителей иных исполнительных органов государственной власти области для сообщений, ответов на запросы и обращения депутатов, предоставления информации по вопросам, относящимся к ведению Законодательного Собрания.
2. Губернатор, члены Правительства, руководители иных исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, организаций, расположенных на территории области, обязаны по запросу Законодательного Собрания, его комитетов (комиссий) представлять им в указанные сроки необходимые сведения по вопросам, относящимся к их ведению.
Глава 8
Акты Законодательного Собрания области
Статья 32
Законом Нижегородской области от 28 июня 2002 г. N 35-З изменена редакция абзаца первого пункта 1 статьи 32 Устава
1. По предметам ведения, указанным в пунктах 1, 2 (в части установления порядка проведения выборов и референдума), 8, 9 (в части утверждения социально - экономических программ), 10, 11, 15, 16, 17, 20, 21 и 22 статьи 28 настоящего Устава, и определенным предметам ведения области в соответствии с пунктом 23 той же статьи, Законодательное Собрание принимает законы области. По иным вопросам, отнесенным к полномочиям Законодательного Собрания, принимаются постановления Законодательного Собрания.
Проект закона области рассматривается Законодательным Собранием не менее чем в двух чтениях.
2. Порядок подготовки проектов указанных актов, их рассмотрения и принятия устанавливается Регламентом Законодательного Собрания.
Законом Нижегородской области от 24 августа 2000 г. N 129-3 пункт 3 статьи 32 Устава изложен в новой редакции
3. Закон области принимается большинством голосов от установленного числа депутатов, а постановления - большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 4 статьи 32 настоящего Устава
4. Законы области вступают в силу со дня их официального опубликования, если федеральными законами не установлен иной срок вступления их в силу. Постановления Законодательного Собрания вступают в силу со дня принятия, если в них не предусмотрено иное.
5. Законы области и постановления Законодательного Собрания, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу не ранее десяти дней после их официального опубликования.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в статью 33 настоящего Устава
Статья 33
1. Принятый Законодательным Собранием закон области в трехдневный срок направляется для подписания Губернатору.
2. Губернатор подписывает и обнародует закон области в течение четырнадцати дней после получения.
3. Губернатор в указанный срок может отклонить закон области и направить его на повторное рассмотрение Законодательного Собрания, с обоснованием мотивов отклонения.
4. Закон области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором и подлежит обнародованию в течение семи дней со дня его повторного принятия.
5. Губернатор вправе обратиться в Законодательное Собрание с просьбой о приостановлении действия постановления Законодательного Собрания, если оно противоречит законодательству Российской Федерации или законам области, либо не обеспечено финансовыми ресурсами.
Итоги повторного рассмотрения такого постановления Законодательного Собрания определяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 32 настоящего Устава.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З статья 34 Устава изложена в новой редакции
Статья 34
1. Устав области, законы, постановления, принимаемые Законодательным Собранием в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
2. Невыполнение указанных в пункте 1 данной статьи актов, если ответственность за соответствующие действия не установлена законодательством Российской Федерации специально, влечет административную ответственность юридических лиц, должностных лиц и граждан в порядке, установленном законами области.
Глава 9
Прекращение полномочий Законодательного Собрания
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в статью 35 настоящего Устава
Статья 35
1. Полномочия Законодательного Собрания могут быть прекращены досрочно в случае принятия им постановления о самороспуске до истечения срока полномочий.
2. Постановление о самороспуске принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Такое постановление не может быть принято Законодательным Собранием менее чем за шесть месяцев до окончания срока полномочий депутатов.
3. Полномочия Законодательного Собрания также могут быть прекращены досрочно и по иным основаниям, установленным федеральными законами.
Законом Нижегородской области от 20 ноября 2000 г. N 142-3 внесены изменения в статью 36 настоящего Устава
Статья 36
Выборы в Законодательное Собрание в случае досрочного прекращения его полномочий проводятся не позднее чем через три месяца со дня прекращения полномочий Законодательного Собрания в соответствии с законом области.
О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области см. Закон Нижегородской области от 17 декабря 2001 г. N 230-3
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З название раздела IV настоящего Устава изложено в новой редакции
Раздел IV
Губернатор и Правительство
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З название главы 10 настоящего Устава изложено в новой редакции
Глава 10
Губернатор
Законом Нижегородской области от 2 октября 2001 г. N 204-З статья 37 Устава изложена в новой редакции
Статья 37
Губернатор является высшим должностным лицом области, гарантом законности на территории области, руководителем высшего исполнительного органа государственной власти области - Правительства области.
Статья 38
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З пункт 1 статьи 38 изложен в новой редакции
1. Губернатор избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
Губернатор не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.
Законом Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3 внесены изменения в часть 2 статьи 38
2. Губернатором может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на момент выдвижения кандидатом тридцатилетнего возраста.
Законом Нижегородской области от 2 октября 2001 г. N 204-З пункт 3 статьи 38 Устава изложен в новой редакции
З. Порядок выборов Губернатора определяется законом области.
О выборах Губернатора Нижегородской области см. Закон Нижегородской области от 29 марта 2001 г. N 173-3
В случае признания выборов Губернатора несостоявшимися, недействительными или в случае, если ни один из баллотировавшихся кандидатов не был избран, обязанности Губернатора исполняет первый заместитель Губернатора - член Правительства, а в его отсутствие обязанности Губернатора исполняет первый заместитель Губернатора - руководитель администрации Губернатора.
При этом повторные выборы проводятся в срок не позднее чем через шесть месяцев после официального объявления результатов предыдущих выборов.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З пункт 4 статьи 38 Устава изложен в новой редакции
4. Губернатор не может быть одновременно депутатом Законодательного Собрания, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Законом Нижегородской области от 2 октября 2001 г. N 204-З внесены изменения в статью 39 настоящего Устава
Статья 39
1. Губернатор приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги населению области, не позднее чем через пятнадцать дней после его избрания, и прекращает их исполнение по истечении срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Губернатором.
2. Присяга приносится Губернатором на заседании Законодательного Собрания с обнародованием ее в средствах массовой информации.
3. Текст присяги:
"Клянусь при осуществлении возложенных на меня законом и избирателями Нижегородской области обязанностей соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, Устав и законы Нижегородской области, приложить все силы и знания для обеспечения благосостояния жителей области, прав и свобод человека и гражданина."
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 4 статьи 39 настоящего Устава
4. Губернатор:
а) представляет область как субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, субъектами межрегиональных и внешнеэкономических связей, подписывает от имени области договоры и соглашения;
б) обнародует законы области, удостоверяя их обнародование путем подписания законов, либо отклоняет законы области, принятые Законодательным Собранием;
в) возглавляет Правительство;
г) формирует Правительство в соответствии с настоящим Уставом и законом области;
д) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания, а также созывать вновь избранное Законодательное Собрание на первое заседание ранее срока, установленного настоящим Уставом;
е) вправе участвовать в работе Законодательного Собрания с правом совещательного голоса;
ж) досрочно прекращает полномочия Законодательного Собрания области в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации";
з) формирует администрацию Губернатора;
и) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
См. также Закон Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 176-3 "О правительстве Нижегородской области"
5. Обязанности Губернатора в случае отсутствия Губернатора, невозможности исполнения Губернатором своих обязанностей, а также в случае досрочного прекращения полномочий Губернатора исполняет первый заместитель Губернатора - член Правительства, а в его отсутствие обязанности Губернатора исполняет первый заместитель Губернатора - руководитель администрации Губернатора.
Максимальный срок исполнения обязанностей Губернатора не может превышать шести месяцев.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в статью 40 настоящего Устава
Статья 40
Губернатор на территории области обладает неприкосновенностью. Вопрос о привлечении к ответственности Губернатора может быть поставлен в Законодательном Собрании прокурором области. Для получения согласия необходимо, чтобы за это решение проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З статья 41 настоящего Устава изложена в новой редакции
Статья 41
1. Полномочия Губернатора прекращаются досрочно в случаях:
а) его смерти;
б) его отставки по собственному желанию;
в) его отставки в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием;
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пп. "г" пункта 1 статьи 41 настоящего Устава
г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации";
д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
и) утраты им гражданства Российской Федерации.
2. Законодательное Собрание области выражает недоверие Губернатору в случаях:
а) издания Губернатором области актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и законам области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор не устранил указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
б) иного грубого нарушения Губернатором Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
3. Постановление Законодательного Собрания области о недоверии Губернатору принимается тайным голосованием двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 4 статьи 41 настоящего Устава
4. Постановление Законодательного Собрания области о недоверии Губернатору, а также Указ Президента Российской Федерации об отрешении Губернатора от должности влечет за собой немедленную отставку Губернатора и возглавляемого им Правительства.
5. В случае досрочного прекращения полномочий Губернатора Законодательное Собрание назначает внеочередные выборы Губернатора.
Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Губернатора.
Законом Нижегородской области от 2 октября 2001 г. N 204-З статья 42 настоящего Устава изложена в новой редакции
Статья 42
1. Для обеспечения своей деятельности Губернатор формирует администрацию Губернатора. Руководитель администрации Губернатора по должности является первым заместителем Губернатора.
2. Структура администрации Губернатора, полномочия, порядок формирования и организации работы подразделений администрации Губернатора, должностные обязанности их работников определяются Губернатором.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 3 статьи 42 настоящего Устава
3. Администрация Губернатора обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З глава 11 настоящего Устава изложена в новой редакции
Глава 11
Правительство
Законом Нижегородской области от 2 октября 2001 г. N 204-З внесены изменения в статью 43 настоящего Устава
Статья 43
1. Правительство является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области. Правительство возглавляет Губернатор.
Правительство осуществляет исполнительную власть на всей территории области. Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим систему органов исполнительной власти области. Правительство осуществляет управление и оперативное руководство экономикой и хозяйством области.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 2 статьи 43 настоящего Устава
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, Правительство и иные органы исполнительной власти области составляют единую систему исполнительной власти.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункта 3 статьи 43 настоящего Устава
О полномочиях Губернатора при формировании Правительства см. Закон Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 176-3
3. Формируя и возглавляя Правительство, Губернатор в соответствии с Законом области:
а) назначает первого заместителя Губернатора - члена Правительства, министров, руководителей органов исполнительной власти области, не являющихся министрами, их заместителей, руководителей иных органов и организаций при Правительстве и освобождает указанных лиц от должности;
б) председательствует на заседаниях Правительства;
в) отменяет акты Правительства, органов исполнительной власти области, в случаях, когда они противоречат Конституции Российской Федерации, законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу и законам области, постановлениям Законодательного Собрания и указам Губернатора.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 4 статьи 43 настоящего Устава
4. Правительство возглавляет Губернатор.
Правительство состоит из Губернатора, первого заместителя Губернатора - члена Правительства, министров.
Губернатор организует работу Правительства и осуществляет оперативное управление им. В соответствии с настоящим Уставом и законом области определяет направления деятельности Правительства.
В заседаниях Правительства вправе участвовать депутаты Законодательного Собрания, главы местного самоуправления, судьи уставного суда области, председатель областного суда, председатель арбитражного суда области, прокурор области, председатель контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания. Иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства в соответствии с законами и иными нормативными актами Российской Федерации и области в порядке, установленном регламентом Правительства.
Правительство для осуществления своих полномочий может создавать территориальные органы министерств, назначать соответствующих должностных лиц и контролировать их деятельность.
Правительство является правопреемником Администрации области.
Правительство обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 5 статьи 43 настоящего Устава
5. Постановление Законодательного Собрания о недоверии Губернатору или Указ Президента Российской Федерации об отрешении Губернатора от должности влекут за собой отставку Правительства.
6. В случае отставки Правительства области, предусмотренной пунктом 6 настоящей статьи, Правительство области продолжает действовать в соответствии с настоящим Уставом и законом области до сформирования нового правительства области.
См. также статью 33 "Отставка правительства" Закона Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 176-3 с последующими изменениями
7. Законодательное Собрание вправе выразить недоверие членам Правительства, руководителям иных исполнительных органов государственной власти области, в назначении которых на должность Законодательное Собрание области принимало участие.
Принятие постановления о недоверии указанным должностным лицам области влечет за собой немедленное освобождение их от занимаемой должности.
Статья 44
Правительство осуществляет функции высшего исполнительного органа государственной власти области, в том числе:
1. Осуществляет исполнение актов федеральных органов государственной власти, законов области и постановлений Законодательного Собрания, указов и распоряжений Губернатора в части, относящейся к компетенции Правительства.
2. Решает задачи государственного управления в области:
а) экономики и прогнозирования, финансов, ценовой политики, внешнеэкономических связей;
б) промышленной политики, топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства и земельной реформы;
в) строительства и жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и градостроительства, транспорта, дорог и связи;
г) образования и науки, здравоохранения, культуры и искусства, спорта и туризма;
д) занятости и социальной защиты населения, работы с военнослужащими;
е) охраны природы и природопользования, охраны и использования историко-культурного наследия;
ж) других сфер жизнедеятельности области.
3. Разрабатывает для представления Губернатором на утверждение Законодательного Собрания проект областного бюджета, его изменения и дополнения, исполняет областной бюджет и готовит отчет об исполнении областного бюджета для представления его Губернатором на утверждение Законодательного Собрания.
4. Разрабатывает и представляет на утверждение Законодательного Собрания описание границ области, проекты планов и программ социально-экономического развития, экологических и иных программ области, отчеты об их исполнении.
5. Управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
О компетенции Правительства области в осуществлении права собственности см. также Закон Нижегородской области от 8 мая 2003 г. N 31-З "Об осуществлении права государственной собственности Нижегородской области"
6. Осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, экологической безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
7. Вносит в необходимых случаях на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы области, принятие которых находится в компетенции Правительства Российской Федерации.
8. Формирует министерства и иные органы исполнительной власти области.
9. Вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления области привести в соответствие с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными актами области изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу, законам и иным нормативным правовым актам области.
10. Заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче и (или) осуществлении части своих полномочий.
Законом Нижегородской области от 2 октября 2001 г. N 204-З пункт 11 статьи 44 Устава изложен в новой редакции
11. Правительство осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Нижегородской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З глава 12 настоящего Устава изложена в новой редакции
Глава 12
Правовые акты Губернатора и Правительства
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в статью 45 настоящего Устава
Статья 45
1. На основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, законов области и постановлений Законодательного Собрания области Губернатор области издает указы и распоряжения.
Указы Губернатора, принятые в пределах компетенции Губернатора, имеют общеобязательный характер.
2. По вопросам своей компетенции Правительство в соответствии с законом области издает постановления и распоряжения. Постановления и распоряжения Правительства, принятые в пределах компетенции Правительства, имеют общеобязательный характер.
Об актах Правительства см. также статью 23 Закона Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 176-3
3. Указы и распоряжения Губернатора, постановления и распоряжения Правительства могут быть обжалованы в судебном порядке.
4. Правовые акты Губернатора, нормативные правовые акты Правительства и иных органов исполнительной власти области не позднее десяти дней после их издания (принятия) направляются в Законодательное Собрание.
Раздел V
Судебная власть и прокурорский надзор в области
Глава 13
Судебная власть в области
Статья 46
Судебная власть в области осуществляется судами судебной системы Российской Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Статья 47
Население области имеет право участвовать в отправлении правосудия, а Законодательное Собрание - право участвовать в формировании кадров судебных органов; указанные полномочия реализуются в порядке, установленном федеральным законодательством.
См. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 37-Ф3
Статья 48
Исходя из конституционного единства системы государственной власти, суды Российской Федерации при осуществлении правосудия руководствуются нормативными правовыми актами органов государственной власти области, принятыми в пределах их полномочий так же, как и нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти Российской Федерации.
Статья 49
Органы государственной власти и органы местного самоуправления области содействуют созданию необходимых условий для работы судов, не вмешиваясь в их деятельность по осуществлению правосудия.
Законом Нижегородской области от 16 октября 2001 г. N 213-З статья 50 настоящего Устава изложена в новой редакции
Статья 50
1. Для рассмотрения вопросов соответствия законов области, нормативных правовых актов органов государственной власти области, органов местного самоуправления в Нижегородской области Уставу области, а также для толкования Устава законом области может быть создан Уставной суд Нижегородской области.
2. В соответствии с Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" законом области создаются и упраздняются судебные участки и должности мировых судей в Нижегородской области. Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей в Нижегородской области устанавливается законом области в соответствии с федеральными законами.
Глава 14
Прокурорский надзор в области
Статья 51
1. Прокурорский надзор в области осуществляется органами прокуратуры Российской Федерации, полномочия, организация и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
2. Прокурор области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Законодательным Собранием.
Статья 52
1. Исходя из конституционного единства системы государственной власти, органы прокуратуры области при осуществлении надзора руководствуются нормативными правовыми актами органов государственной власти области, принятыми в пределах их полномочий, так же, как и нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти Российской Федерации.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области содействуют созданию необходимых условий для работы органов прокуратуры, не вмешиваясь в их деятельность по осуществлению надзора.
Раздел VI
Местное самоуправление в области
Глава 15
Основы организации местного самоуправления в области
Статья 53
1. В области признается, гарантируется и всемерно поддерживается местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З пункт 2 статьи 53 Устава изложен в новой редакции
2. Местное самоуправление в области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами области и принимаемыми в соответствии с ними уставами муниципальных образований. Уставы муниципальных образований проходят государственную регистрацию в порядке, установленном законом области.
3. Местное самоуправление в области осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
4. Местное самоуправление в области осуществляется с учетом национальных, исторических и других особенностей соответствующих территорий.
Статья 54
1. Местное самоуправление осуществляется в районах, городских, сельских поселениях, в пределах иных территорий. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территории местного самоуправления в области осуществляется Законодательным Собранием с учетом мнения населения, выявляемого посредством социологических исследований, опросов, местных референдумов.
Статья 55
1. По решению представительного органа местного самоуправления для обеспечения прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения может проводиться референдум, в котором вправе участвовать все граждане, обладающие избирательным правом.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З пункт 2 статьи 55 настоящего Устава изложен в новой редакции
2. Для решения вопросов местного значения в муниципальном образовании, а также на части его территории (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) могут созываться собрания (сходы) граждан.
Законом Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3 пункт 3 статьи 55 изложен в новой редакции
3. Порядок назначения и проведения местного референдума, созыва и проведения собрания (схода), принятие и изменение их решений устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами области.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в статью 56 настоящего Устава
Статья 56
1. Органы местного самоуправления образуются в административно- территориальных единицах и в населенных пунктах.
2. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с законом области и закрепляется в Положении (уставе) о местном самоуправлении.
3. В муниципальных образованиях области формируются представительные и иные органы местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами области. Наличие представительного органа в муниципальном образовании является обязательным.
Статья 57
1. По инициативе населения могут образовываться комитеты, советы и другие органы территориального общественного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления могут передавать органам территориального общественного самоуправления часть своих функций, заключать с ними договоры (соглашения), если это не противоречит федеральным законам и законам области.
Глава 16
Полномочия и гарантии местного самоуправления
Законом Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3 статья 58 изложена в новой редакции
Статья 58
1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
2. Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов местного самоуправления осуществляется уставами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области о местном самоуправлении.
Статья 59
1. К вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления самостоятельно, относятся:
а) разработка, принятие и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов;
б) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
в) содействие в развитии промышленности, сельского хозяйства на подведомственной территории;
г) планировка и застройка административно-территориальных единиц населенных пунктов;
д) организация жилищного, коммунального, дорожного, культурно-бытового строительства, строительства объектов просвещения, здравоохранения, торговли, общественного питания;
е) использование муниципальных земель;
ж) использование водных объектов и месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
з) содержание и использование муниципального жилого и нежилого фонда;
и) организация и содержание местных сетей энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации, организация снабжения населения, учреждений образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения топливом;
к) благоустройство населенных пунктов;
л) организация и содержание мест захоронения;
м) иные вопросы местного значения, предусмотренные федеральными законами и законами области.
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З внесены изменения в пункт 2 статьи 59 настоящего Устава
2. По вопросам, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие общеобязательных нормативных правовых актов, которые могут быть отменены только органами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
Законом Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3 статья 60 настоящего Устава изложена в новой редакции
Статья 60
1. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами области с одновременной передачей материальных и финансовых средств.
2. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами области.
Статья 61
Законом Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З пункт 1 статьи 61 Устава изложен в новой редакции
1. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законами иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения.
2. Органы государственной власти области обеспечивают сбалансированность доходов и минимально необходимых расходов бюджетов районов и отдельных городов области, а органы местного самоуправления районов и городов - сбалансированность доходов и минимально необходимых расходов бюджетов административно связанных с ними городов районного значения, поселков, сел и сельсоветов.
3. Органы местного самоуправления могут добровольно заключать двусторонние и многосторонние соглашения, объединяться в ассоциации (союзы) и создавать совместные органы.
Законом Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3 часть 4 статьи 61 изложена в новой редакции
4. Муниципальные образования могут иметь свою символику.
Статья 62
1. Местное самоуправление в области гарантируется правом на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти области.
2. Компенсация ущерба в случаях его нанесения территории местного самоуправления, ее природной среде в результате производственной или иной деятельности предприятий, учреждений и организаций любых форм собственности устанавливается в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.
3. Федеральными законами и законами области устанавливаются иные гарантии местного самоуправления.
Раздел VII
Порядок принятия, вступления в силу и изменения Устава области
Статья 63
1. Устав области, поправки к нему принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного общего числа депутатов Законодательного Собрания области.
2. Изменения и дополнения в Устав области, за исключением изменений во исполнение норм федеральных законов прямого действия, выносятся на открытое обсуждение через средства массовой информации.
3. Устав области подписывается Председателем Законодательного Собрания и Губернатором и вступает в силу с момента его опубликования в печати.
Статья 64
1. В случае вхождения норм Устава области в противоречие с нормами последующих федеральных законов, нормы Устава области приводятся в соответствие с федеральными законами.
2. Принятые до вступления в силу Устава области законы области и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области действуют в части, не противоречащей Уставу области; акты органов государственной власти области, противоречащие Уставу, подлежат приведению в соответствие с ним или утрачивают силу.
Председатель Законодательного |
Губернатор |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 18 апреля 1995 г. N 35 "Об Уставе Нижегородской области"
Текст постановления опубликован в Бюллетене Законодательного Собрания Нижегородской области, 1995 г., N 6, стр.18
Настоящее постановление фактически не действует в связи с признанием Законом Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. N 220-З утратившим силу настоящего Устава Нижегородской области
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. N 220-З
Закон Нижегородской области от 10 ноября 2005 г. N 175-З
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Нижегородской области от 15 августа 2005 г. N 108-З
Закон Нижегородской области от 2 августа 2005 г. N 92-3
Закон Нижегородской области от 14 марта 2005 г. N 24-З
Закон Нижегородской области от 13 сентября 2004 г. N 100-З
Закон Нижегородской области от 26 июля 2004 г. N 85-З
Закон Нижегородской области от 30 апреля 2004 г. N 28-З
Закон Нижегородской области от 12 февраля 2004 г. N 13-З
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования Закона
Закон Нижегородской области от 22 октября 2003 г. N 97-З
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования Закона
Закон Нижегородской области от 14 июля 2003 г. N 61-З
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования Закона
Закон Нижегородской области от 28 июня 2002 г. N 35-З
Закон Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З
Закон Нижегородской области от 16 октября 2001 г. N 213-З
Закон Нижегородской области от 2 октября 2001 г. N 204-З
Закон Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З
Закон Нижегородской области от 20 ноября 2000 г. N 142-3
Закон Нижегородской области от 24 августа 2000 г. N 129-3
Закон Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3
Закон Нижегородской области от 22 августа 1997 г. N 85-З
Закон Нижегородской области от 22 августа 1997 г. N 84-З
Закон Нижегородской области от 1 апреля 1996 г. N 24-3
Закон Нижегородской области от 19 марта 1996 г. N 21-3