Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области
от 18 апреля 1995 г. N 35
"Об Уставе Нижегородской области"
19 марта, 1 апреля 1996 г., 22 августа 1997 г., 23 февраля, 24 августа, 20 ноября 2000 г.,
9 апреля 2001 г.
Рассмотрев во втором чтении проект Устава Нижегородской области, доработанный с учетом результатов его публичного обсуждения в области и заключений федеральных организаций комиссией, образованной постановлением Законодательного Собрания области от 29.11.94 г. N 120, и на основании части 2 статьи 5 и части 2 статьи 66 Конституции Российской Федерации, Законодательное Собрание области постановляет:
Принять Устав Нижегородской области с учетом обсуждения в целом и опубликовать его в недельный срок.
Председатель Собрания |
А.Козерадский |
Устав
Нижегородской области
Принят Законодательным Собранием Нижегородской области
18 апреля 1995 года
(c изменениями от 19 марта, 1 апреля 1996 г., 22 августа 1997 г., 23 февраля, 24 августа, 20 ноября 2000 г., 9 апреля 2001 г.)
Мы, полномочные представители населения Нижегородской области, избранные для осуществления государственной законодательной власти на ее территории,
руководствуясь Конституцией Российской Федерации и федеральными законами,
признавая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности,
заботясь о сохранении целостности Российского государства и укрепления его федеративных основ,
учитывая необходимость укрепления единых начал и созидательного разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную,
придавая важное значение развитию местного самоуправления,
исходя из ответственности перед населением Нижегородской области,
принимаем настоящий Устав Нижегородской области, знаменующий ее вступление в конституционные права субъекта Российской Федерации, определяющий порядок образования органов государственной власти и местного самоуправления, основные начала их деятельности по реализации и защите прав и свобод граждан, по решению других задач общественно-политического и социально-экономического развития Нижегородской области.
Раздел I
Конституционные основы статуса Нижегородской области
Глава 1
Нижегородская область - субъект Российской Федерации
Статья 1
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Нижегородская область (далее область) является субъектом Российской Федерации.
2. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
3. Устав области имеет прямое действие на ее территории. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в области, не должны противоречить Уставу области.
4. Территория области является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации. Официальным документом, определяющим границы области, является Описание границ Нижегородской области, согласованное с граничащими с областью субъектами Российской Федерации.
5. Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области, границы области - по согласию области, граничащих субъектов Российской Федерации и Российской Федерации.
6. Изменение статуса и границ области не могут быть осуществлены без учета волеизъявления большинства граждан, проживающих в области и обладающих избирательным правом.
Статья 2
1. Вопросы административно-территориального устройства области решаются органами государственной власти области с соблюдением федерального законодательства.
2. Перечень административно-территориальных единиц, находящихся в их составе населенных пунктов приводится в реестре административно-территориального устройства области.
См. также постановление Правительства Нижегородской области от 5 мая 2003 г. N 135 "Об утверждении Реестра административно-территориальных и муниципальных образований, городских и сельских населенных пунктов Нижегородской области"
Законом Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3 часть 3 статьи 2 Устава изложена в новой редакции
3. Образование, преобразование или упразднение административно-территориальных единиц, отдельных поселений, за исключением закрытого административно-территориального образования, производятся Законодательным Собранием области с учетом волеизъявления населения. Присвоение наименования и переименование административно-территориальных единиц, поселений области осуществляются по представлению Законодательного Собрания области в порядке, установленном федеральным законодательством.
4. Административным центром области является город Нижний Новгород, его статус определяется законом области, принимаемым с учетом предложений органов самоуправления города.
Законом Нижегородской области от 22 августа 1997 г. N 85-З пункт 5 настоящей статьи изложен в новой редакции
5. Область имеет свой герб, статут которого определяется Законом области, флаг, гимн, статут которых определяется соответствующими Положениями, утвержденными Законодательным Собранием.
См. также Закон Нижегородской области от 10 сентября 1996 г. N 42-З "О Гербе Нижегородской области"
Статья 3
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области, их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации в пределах их полномочий.
2. По установленным Конституцией Российской Федерации предметам ведения Российской Федерации органы государственной власти области осуществляют лишь правоприменительную деятельность, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации принимают законы области и иные нормативные правовые акты.
3. При отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, орган законодательной власти области может принять закон области или постановление, подлежащее последующему приведению в соответствие с федеральным законом.
Глава 2
Основы организации государственной власти в области
Статья 4
1. Источником государственной власти области является ее население как неотъемлемая часть народа Российской Федерации.
2. Население области осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.
3. Высшим непосредственным выражением власти населения области являются референдум и свободные выборы.
4. Референдум и выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, в соответствии с федеральными законами и законами области.
5. Депутаты и выборные должностные лица органов государственной власти области представляют интересы населения области и ответственны перед ним.
6. Никакая часть населения области, никакое объединение, никакое отдельное лицо не могут присваивать власть и властные полномочия законно избранных органов государственной власти области и их должностных лиц.
Статья 5
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации см. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ
1. Органы государственной власти области образуются и действуют, исходя из единства системы государственной власти Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
2. Государственная власть в области осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Законодательную власть в области осуществляет ее представительный и законодательный орган - Законодательное Собрание Нижегородской области (далее - Законодательное Собрание).
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З часть 4 статьи 5 настоящего Устава изложена в новой редакции
4. Исполнительную власть в области осуществляют органы исполнительной власти области во главе с высшим исполнительным органом государственной власти области - правительством Нижегородской области (далее - Правительство), возглавляемым высшим должностным лицом - губернатором Нижегородской области (далее - Губернатор).
5. Судебную власть в области осуществляют суды Российской Федерации.
См. также Закон Нижегородской области от 22 марта 2000 г. N 100-3 "О создании должностей мировых судей и судебных участков в Нижегородской области"
6. Функции федеральной государственной власти на территории области в пределах своих полномочий осуществляют областные и региональные подразделения органов государственной власти Российской Федерации.
Глава 3
Права и свободы человека и гражданина в области
Статья 6
1. В области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.
2. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина являются основным содержанием деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
Статья 7
1. Акты органов государственной власти и органов местного самоуправления области, ограничивающие права и свободы граждан, не имеют юридической силы, кроме случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.
2. Каждый гражданин на территории области имеет право, в установленном законами Российской Федерации порядке, на возмещение вреда, причиненного действием или бездействием органов государственной власти и местного самоуправления области, их должностных лиц.
3. Для реализации совместных полномочий Российской Федерации и области по защите прав и свобод человека и гражданина, защите прав национальных меньшинств, на основе соответствующего федерального закона в области может быть образована служба государственного уполномоченного по правам человека.
Статья 8
1. Жители области и иные граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления области.
2. Депутаты, должностные лица, другие служащие органов государственной власти и органов местного самоуправления области обязаны в срок не более месяца дать ответ на письменное или устное (во время приема населения) обращение лица, требующего ответа.
Статья 9
См. также Закон Нижегородской области от 20 мая 2003 г. N 33-З "О референдуме Нижегородской области"
1. Органы государственной власти области выносят наиболее важные вопросы государственной жизни на обсуждение населения области или на областной референдум.
2. Обсуждение этих вопросов может осуществляться гражданами коллективно (на собраниях по месту работы и жительства) и индивидуально. Свои предложения граждане вправе направлять непосредственно в органы государственной власти области и местного самоуправления, в областные и местные средства массовой информации, которые организуют освещение хода обсуждения вопросов и проектов нормативных правовых актов.
3. Порядок проведения областного референдума и вступления в силу принятого на нем решения определяется законом области об областном референдуме. Инициаторами областного референдума могут быть Законодательное Собрание, Губернатор и имеющие избирательные права жители области в количестве не менее двух процентов от их общего числа.
Законом Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3 часть 4 статьи 9 Устава изложена в новой редакции
4. На областной референдум не могут быть вынесены вопросы:
о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти области, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти области либо об отсрочке указанных выборов;
о формировании состава органов государственной власти области; персональном составе органов государственной власти области;
об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
о принятии или об изменении областного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств области;
о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Статья 10
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З пункт 1 статьи 10 Устава изложен в новой редакции
1. Работа Законодательного Собрания, Губернатора, Правительства, органов местного самоуправления области проводится гласно и носит открытый характер.
Порядок посещения заседаний представителями средств массовой информации и общественных объединений устанавливается регламентами соответствующих органов.
См. также постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 16 апреля 1996 г. N 74 "О Регламенте Законодательного Собрания области" и постановление Правительства Нижегородской области от 8 октября 2001 г. N 4 "Об утверждении Регламента Правительства Нижегородской области"
2. Законодательное Собрание, представительные органы местного самоуправления, их комитеты и комиссии организуют публичные слушания по вопросам жизни области, городов и районов, по проектам актов, представляющих широкий общественный интерес. В публичных слушаниях могут принимать участие с правом совещательного голоса ученые, специалисты, представители общественных объединений, другие граждане.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З пункт 3 статьи 10 Устава изложен в новой редакции
3. Законодательное Собрание, Губернатор, Правительство и органы местного самоуправления области обязаны регулярно информировать население о своей деятельности, о положении дел в области или на соответствующей территории местного самоуправления.
Статья 11
1. Каждый проживающий в области имеет право на объединение, включая право на создание партий и движений, профессиональных союзов для защиты своих интересов.
2. Общественная деятельность в области осуществляется в пределах законодательных норм свободно, на основе признания идеологического и политического многообразия.
3. Формы и методы работы общественных объединений на территории области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам области.
4. В области каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, национально-культурного развития в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области содействуют созданию для этого необходимых условий.
Раздел II
Социально-экономические основы статуса области
Глава 4
Экономическая и финансовая основа статуса области
Статья 12
Экономическую базу области составляет находящаяся на ее территории государственная (федеральная собственность и собственность области), муниципальная, частная и иная собственность.
Статья 13
1. В государственной собственности области находятся:
а) земельные, водные, лесные и иные природные ресурсы;
б) областные финансовые ресурсы;
в) предприятия и объединения, объекты инженерной инфраструктуры, учреждения народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки, культуры и другие объекты собственности, созданные и приобретенные за счет средств области и переданные ей федеральными органами власти;
г) объекты собственности области, переданные в аренду, в доверительное и оперативное управление, в хозяйственное ведение;
д) объекты и имущество области, находящиеся за пределами области в соответствии с соглашениями органов государственной власти и иных сторон;
е) электромагнитные ресурсы ограниченного распространения (частоты от 50 мГц и выше);
ж) другие объекты собственности, имеющие областное значение.
Статья 14
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З пункт 1 статьи 14 Устава изложен в новой редакции
1. Состав государственной собственности области пообъектно фиксируется в реестре государственного имущества области. Реестр составляется и ведется Правительством. Реестр в целом и изменения в нем утверждаются Законодательным Собранием.
2. Регулирование всего комплекса отношений в сфере государственной собственности области, федеральной собственности, переданной в хозяйственное ведение области, осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральными законами и законами области.
Статья 15
1. Внешнеэкономические и иные международные связи области осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
2. Область осуществляет связи с другими субъектами Российской Федерации, заключает с ними договоры и соглашения, осуществляет взаимодействие в иных формах.
Статья 16
1. Экономическая политика области основывается на началах равенства всех форм собственности, комплексного развития всех отраслей производственной и социальной инфраструктуры, свободного перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности в интересах населения области и с учетом общегосударственных потребностей.
2. Основные направления экономической политики включают:
а) содействие развитию организации всех форм собственности, предпринимательства, увеличению производства товаров и оказания услуг;
б) повышение эффективности управления государственной собственностью области;
в) поощрение любых законных форм привлечения капитала, инвестиций, способствующих развитию экономики.
Статья 17
1. Финансовые ресурсы области составляют средства областного бюджета, средства внебюджетных и валютных фондов, кредитные ресурсы, ценные бумаги, а также ассигнования из федерального бюджета.
2. Финансовые ресурсы области используются преимущественно для развития социальной сферы области, обеспечения благосостояния населения, для реализации иных функций органов государственной власти и местного самоуправления.
3. Финансовые ресурсы области могут на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации и иностранных партнеров, а также с финансовыми ресурсами предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, в том числе иностранных, для финансирования программ социально-экономического развития.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З статья 18 Устава изложена в новой редакции
Статья 18
Формирование финансовых ресурсов области, управление и распоряжение ими осуществляются Правительством в порядке, установленном Законодательным Собранием, с учетом федеральных законов.
Глава 5
Основы экологической и социальной политики области
Статья 19
1. Земельные, водные, лесные и другие природные ресурсы используются и охраняются в области как основа жизни настоящего и будущих поколений ее жителей.
2. В области обеспечивается обязательность государственной экологической экспертизы, осуществляется охрана биологического разнообразия, реализуются иные меры, обеспечивающие экологическую безопасность.
3. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания, образующие природно-заповедный фонд области. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещено.
4. Законами области и иными нормативными правовыми актами ее органов государственной власти, принимаемыми в соответствии с федеральными законами, устанавливаются лимиты, экологические стандарты и нормативы платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, предоставляются налоговые и кредитные льготы при внедрении природоохранных и ресурсосберегающих технологий, определяется порядок их применения.
Статья 20
1. В области осуществляются меры по обеспечению соблюдения федеральных правил, нормативов и стандартов по развитию за счет ресурсов области коммунального и торгового обслуживания, народного образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью, санитарно-эпидемиологической и радиационной безопасности.
2. Наряду с федеральными мерами осуществляются областные и местные программы охраны труда и быта, обеспечения занятости людей и гарантированного минимального размера оплаты труда, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития социальных служб, обеспечения выплаты пенсий, установления пособий и иных гарантий социальной защиты.
Раздел III
Законодательное Собрание области
Глава 6
Основы формирования и организации работы
Законодательного Собрания области
Статья 21
Законом Нижегородской области от 24 августа 2000 г. N 129-3 внесены изменения в пункт 1 статьи 21 настоящего Устава
1. Законодательное Собрание состоит из 45 депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании на 4 года.
Законом Нижегородской области от 24 августа 2000 г. N 129-3 внесены изменения в пункт 2 статьи 21 настоящего Устава
2. Порядок подготовки и проведения выборов в Законодательное Собрание устанавливается законом области в соответствии с федеральным законодательством.
См. Закон Нижегородской области от 17 декабря 2001 г. N 230-3 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области"
3. Законодательное Собрание является юридическим лицом и имеет гербовую печать.
Законом Нижегородской области от 24 августа 2000 г. N 129-3 статья 21 Устава дополнена пунктом 4
4. Законодательное Собрание является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Статья 22
1. Депутаты Законодательного Собрания на первом заседании приносят избирателям области следующую присягу:
"Клянусь добросовестно, с использованием всех своих возможностей осуществлять возложенные на меня избирателями и законом депутатские обязанности, соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы Нижегородской области, добиваться повышения безопасности и жизненного уровня населения, всемерно охранять права и свободы человека и гражданина. Никакие частные, местные или политические интересы не будут для меня выше интересов области и российского государства".
2. Права и обязанности депутата Законодательного Собрания, гарантии и ограничения его деятельности устанавливаются законом области о статусе депутата Законодательного Собрания, принимаемого в соответствии с федеральными законами.
Статья 23
1. Основной формой работы Законодательного Собрания являются его заседания, в ходе которых все отнесенные к его ведению полномочия реализуются путем принятия соответствующих нормативных правовых актов.
2. Заседание Законодательного Собрания правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа депутатов, установленного для Законодательного Собрания.
3. Законодательное Собрание собирается на первое заседание не позднее, чем на тридцатый день после избрания; открывает и ведет это заседание до избрания Председателя Собрания старейший по возрасту депутат.
4. Со дня начала работы Законодательного Собрания нового созыва полномочия Законодательного Собрания прежнего созыва и его депутатов прекращаются.
Статья 24
1. Законодательное Собрание является постоянно действующим органом; количество депутатов, работающих на штатной профессиональной основе, периодичность проведения заседаний определяются самим Собранием.
2. Внеочередные заседания Законодательного Собрания созываются по инициативе Председателя Законодательного Собрания, Губернатора или депутатов в количестве не менее одной трети от их общего числа.
Статья 25
1. Работу Законодательного Собрания возглавляет Председатель Законодательного Собрания.
2. Председатель Законодательного Собрания и его заместитель (заместители) избираются из числа депутатов на первом заседании Законодательного Собрания тайным голосованием большинством голосов от общего числа избранных депутатов и подотчетны Законодательному Собранию.
3. Порядок избрания, отставки и освобождения от должности Председателя Законодательного Собрания и его заместителя (заместителей) определяется Регламентом Законодательного Собрания.
Статья 26
1. Законодательное Собрание избирает из числа депутатов на срок своих полномочий комитеты (комиссии), а для решения отдельных задач - временные комиссии.
2. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы комитетов и комиссий определяются Законодательным Собранием.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З пункт 3 статьи 26 Устава изложен в новой редакции См. текст пункта в предыдущей редакции
3. Для разрешения споров между органами государственной власти области и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления Законодательное Собрание образует согласительную комиссию из равного числа представителей Законодательного Собрания, Губернатора и органов местного самоуправления.
Законом Нижегородской области от 1 апреля 1996 г. N 24-3 внесены изменения в статью 27 настоящего Устава
Статья 27
1. Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности Законодательного Собрания, его комитетов и комиссий, депутатов Законодательное Собрание образует аппарат, работающий на постоянной основе.
2. Для организации и осуществления контроля за исполнением доходных и расходных статей областного бюджета, областных внебюджетных фондов, контроля за расходованием иных финансовых ресурсов области, использованием областной собственности и в целях финансовой экспертизы проектов законов области Законодательное Собрание образует контрольно-счетную палату, которая является его структурным подразделением.
3. Порядок формирования, должностные обязанности, гарантии трудовых прав работников определяются Законодательным Собранием в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 7
Полномочия Законодательного Собрания
Статья 28
К ведению Законодательного Собрания относятся:
1. Принятие Устава области, внесение в него изменений и дополнений.
Законом Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3 внесены изменения в пункт 2 статьи 28 настоящего Устава
2. Установление в соответствии с федеральными законами порядка и назначение выборов в Законодательное Собрание, Губернатора, в органы местного самоуправления на территории области, порядка проведения и назначения областного референдума.
3. Определение структуры, регламента и расходов Законодательного Собрания, утверждение штатов и фонда оплаты труда его аппарата.
4. Досрочное прекращение полномочий Законодательного Собрания, его депутатов.
5. Осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, обращение в иные органы государственной власти и суды Российской Федерации.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З пункт 6 статьи 28 Устава изложен в новой редакции
6. Определение порядка формирования Правительства, структуры Правительства, назначение и освобождение от должности председателя Правительства, согласование назначения на должности заместителя (заместителей) председателя Правительства, министров, в ведении которых находятся экономические, социальные, имущественные отношения, финансы и вопросы жизнеобеспечения.
7. Согласование в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом назначения кадров действующих на территории области судебных и правоохранительных органов.
8. Утверждение областного бюджета и внесение в него изменений, осуществление контроля за исполнением бюджета и утверждение отчета о его исполнении.
9. Утверждение программ социально-экономического развития области, экологических программ, программ борьбы с преступностью, отчетов об их выполнении.
Законом Нижегородской области от 24 августа 2000 г. N 129-3 пункт 10 статьи 28 Устава изложен в новой редакции
10. Установление налогов и сборов, отнесенных федеральным законом к ведению области, а также порядка их взимания.
11. Установление порядка:
Законом Нижегородской области от 24 августа 2000 г. N 129-3 подпункт "а" пункт 11 статьи 28 Устава изложен в новой редакции
а) образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов, утверждения отчетов о расходовании средств этих фондов;
б) предоставления дотаций, субвенций, кредитов из средств областного бюджета и гарантий на основе бюджетных и внебюджетных средств;
в) образования предприятий, организаций, учреждений с использованием государственной собственности области; управления и распоряжения объектами этой собственности, а также объектами федеральной собственности, переданными в хозяйственное ведение или в распоряжение области;
Законом Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3 внесены изменения в подпункт "г" пункта 11 статьи 28 настоящего Устава
г) приватизации объектов областной собственности;
д) выпуска, условий размещения займов, облигаций, лотерей;
е) передачи объектов областной собственности в собственность местного самоуправления;
ж) предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и областного значения, регулирования иных вопросов использования земли и других природных ресурсов, охраны природы;
з) охраны и использования объектов, имеющих историческую, культурную, экологическую и научную ценность, памятников истории, культуры и природы, расположенных на территории области;
и) подготовки и заключения договоров органов государственной власти области о сотрудничестве с субъектами Российской Федерации и зарубежными партнерами.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З пункт 12 статьи 28 Устава изложен в новой редакции
12. Осуществление контроля за деятельностью Правительства, выражение недоверия Правительству, рассмотрение представления Губернатора об отставке Правительства области.
Законом Нижегородской области от 24 августа 2000 г. N 129-3 пункт 13 статьи 28 Устава изложен в новой редакции
13. Осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами в пределах и формах, установленных Уставом и законами области, контроля за соблюдением и исполнением законов области, исполнением бюджета области, соблюдением установленного порядка распоряжения областной собственностью.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З пункт 14 статьи 28 Устава изложен в новой редакции
14. Рассмотрение ежегодных докладов Губернатора о положении дел в области и председателя Правительства о результатах работы Правительства.
15. Регулирование вопросов административно-территориального устройства области в соответствии с законом Российской Федерации.
16. Установление на основе федерального закона принципов организации местного самоуправления; образование согласительных комиссий по разрешению споров между органами государственной власти области и органами городского, районного самоуправления, между органами городского, районного самоуправления.
Законом Нижегородской области от 24 августа 2000 г. N 129-3 пункт 17 статьи 28 Устава изложен в новой редакции
17. Установление в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области административной ответственности за правонарушения.
18. Учреждение средств массовой информации.
19. Учреждение наград, почетных званий, премий области и утверждение положений о них.
20. Толкование Устава области, законов области и своих постановлений.
21. Осуществление иных полномочий, предоставленных Законодательному Собранию Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
Статья 29
1. Председатель Законодательного Собрания:
а) представляет Законодательное Собрание в отношениях с иными субъектами Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, зарубежными партнерами, а также в отношениях с органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями области, может заключать соответствующие договоры в порядке, установленном Законодательным Собранием;
б) осуществляет организационное обеспечение деятельности депутатов и Законодательного Собрания в целом, созывает и ведет его заседания;
в) подписывает принимаемые Законодательным Собранием законы и постановления;
Законом Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3 внесены изменения в пп. "г" части 1 статьи 29 настоящего Устава
г) руководит работой аппарата Законодательного Собрания, осуществляет в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о государственной службе прием и увольнение его работников;
О регулировании трудовых отношений см. главу 2 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ
О государственной службе см. также Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и Закон Нижегородской области от 24 февраля 1997 г. N 65-З "О государственной службе Нижегородской области"
д) от имени Законодательного Собрания подписывает исковые заявления, направляемые в суды Российской Федерации;
е) открывает и закрывает расчетные и текущие счета Законодательного Собрания и является распорядителем по этим счетам;
з) выполняет другие полномочия в соответствии с законами области и Регламентом Законодательного Собрания.
2. Председатель Законодательного Собрания в пределах своей компетенции издает распоряжения.
3. Заместитель (заместители) Председателя Законодательного Собрания выполняет поручения Законодательного Собрания и его Председателя, в случае отсутствия Председателя Законодательного Собрания осуществляет его полномочия.
Статья 30
Законом Нижегородской области от 24 августа 2000 г. N 129-3 внесены изменения в пункт 1 статьи 30 настоящего Устава
1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит депутатам Законодательного Собрания, Губернатору, представительным органам местного самоуправления области, членам Совета Федерации и избранным от области по одномандатным избирательным округам депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также имеющим избирательные права жителям области в количестве не менее двух процентов от их общего числа. Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также областному суду, арбитражному суду области, прокурору области.
Законопроекты, внесенные Губернатором области в порядке законодательной инициативы, рассматриваются по его письменному предложению в первоочередном порядке.
Законом Нижегородской области от 24 августа 2000 г. N 129-3 пункт 2 статьи 30 Устава изложен в новой редакции
2. Законопроекты и проекты постановлений о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств области, проекты других актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет областного бюджета, вносятся на рассмотрение Законодательного Собрания при наличии заключения Губернатора, которое он должен дать не позднее, чем в четырнадцатидневный срок со дня поступления к нему проектов указанных актов. В случае отсутствия такого заключения проект рассматривается в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З статья 31 Устава изложена в новой редакции
Статья 31
1. Законодательное Собрание, его комитеты (комиссии) могут потребовать присутствия на своих заседаниях Губернатора, председателя Правительства и (или) его заместителя (заместителей), других членов Правительства, руководителей иных исполнительных органов государственной власти области для сообщений, ответов на запросы и обращения депутатов, предоставления информации по вопросам, относящимся к ведению Законодательного Собрания.
2. Председатель Правительства, другие члены Правительства, руководители иных исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, организаций, расположенных на территории области, обязаны по запросу Законодательного Собрания, его комитетов (комиссий) представлять им в указанные сроки необходимые сведения по вопросам, относящимся к их ведению.
Глава 8
Акты Законодательного Собрания области
Статья 32
Законом Нижегородской области от 24 августа 2000 г. N 129-3 пункт 1 статьи 32 Устава изложен в новой редакции
1. По предметам ведения, указанным в пунктах 1, 2 (в части установления порядка проведения выборов и референдума), 8, 9 (в части утверждения социально - экономических программ), 10, 11, 15, 16, 17, 20 статьи 28 настоящего Устава, и определенным предметам ведения области в соответствии с пунктом 21 той же статьи, Законодательное Собрание принимает законы области. По иным вопросам, отнесенным к полномочиям Законодательного Собрания, принимаются постановления Законодательного Собрания.
Проект закона области рассматривается Законодательным Собранием не менее чем в двух чтениях.
2. Порядок подготовки проектов указанных актов, их рассмотрения и принятия устанавливается Регламентом Законодательного Собрания.
Законом Нижегородской области от 24 августа 2000 г. N 129-3 пункт 3 статьи 32 Устава изложен в новой редакции
3. Закон области принимается большинством голосов от установленного числа депутатов, а постановления - большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральными законами.
4. Законы области вступают в силу со дня их опубликования, либо в иной срок, указанный в самих законах. Постановления Законодательного Собрания вступают в силу со дня принятия, если в них не предусмотрено иное.
5. Законы области и постановления Законодательного Собрания, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу не ранее десяти дней после их официального опубликования.
Статья 33
1. Принятый Законодательным Собранием закон области в трехдневный срок направляется для подписания Губернатору.
2. Губернатор подписывает и обнародует закон области в течение четырнадцати дней после получения.
3. Губернатор в указанный срок может отклонить закон области и направить его на дополнительное (повторное) рассмотрение Законодательного Собрания, в части или в целом, с обоснованием мотивов отклонения.
4. Если при дополнительном (повторном) рассмотрении закона области предложения Губернатора будут учтены или закон области будет одобрен Законодательным Собранием в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего установленного числа депутатов Законодательного Собрания, то он подлежит подписанию и обнародованию Губернатором в течение семи дней со времени повторного поступления на подпись.
5. В том случае, если Губернатор в течение предусмотренного срока не отклонил, но и не подписал принятый Законодательным Собранием закон области, то данный закон подлежит безотлагательному обнародованию с подписью Председателя Законодательного Собрания.
6. Губернатор вправе обратиться в Законодательное Собрание с просьбой о приостановлении действия постановления Законодательного Собрания, если оно противоречит законодательству Российской Федерации или законам области, либо не обеспечено финансовыми ресурсами.
Итоги повторного рассмотрения такого постановления Законодательного Собрания определяются в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 32 настоящего Устава.
Статья 34
1. Устав области, законы, иные нормативные правовые акты, принимаемые Законодательным Собранием, обязательны для исполнения на территории области всеми предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами, общественными объединениями и гражданами.
2. Невыполнение указанных в части 1 данной статьи актов, если ответственность за соответствующие действия не установлена законодательством Российской Федерации особо, влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в порядке, определяемом Законодательным Собранием.
Глава 9
Прекращение полномочий Законодательного Собрания
Статья 35
1. Полномочия Законодательного Собрания могут быть прекращены досрочно в случае принятия им постановления о самороспуске до истечения срока полномочий.
2. Постановление о самороспуске принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов. Такое постановление не может быть принято Законодательным Собранием менее чем за шесть месяцев до окончания срока полномочий депутатов.
Законом Нижегородской области от 20 ноября 2000 г. N 142-3 внесены изменения в статью 36 настоящего Устава
Статья 36
Выборы в Законодательное Собрание в случае досрочного прекращения его полномочий проводятся не позднее чем через три месяца со дня прекращения полномочий Законодательного Собрания в соответствии с законом области.
О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области см. Закон Нижегородской области от 17 декабря 2001 г. N 230-3
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З название раздела IV настоящего Устава изложено в новой редакции
Раздел IV
Губернатор и Правительство
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З название главы 10 настоящего Устава изложено в новой редакции
Глава 10
Губернатор
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З статья 37 Устава изложена в новой редакции
Статья 37
Губернатор является главой области как субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом области и гарантом законности на территории области.
Статья 38
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З пункт 1 статьи 38 изложен в новой редакции
1. Губернатор избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
Губернатор не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.
Законом Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3 внесены изменения в часть 2 статьи 38
2. Губернатором может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на момент выдвижения кандидатом тридцатилетнего возраста.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З пункт 3 статьи 38 изложен в новой редакции
3. Порядок выборов Губернатора определяется законом области.
В случае признания выборов Губернатора несостоявшимися, недействительными или в случае, если ни один из баллотировавшихся кандидатов не был избран, обязанности Губернатора исполняет председатель Правительства. При этом повторные выборы проводятся в срок не позднее чем через шесть месяцев после официального объявления результатов предыдущих выборов.
4. Губернатор не может быть одновременно депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления (за исключением членства в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации), не может находиться на иной государственной службе, заниматься другой, не предусмотренной федеральными законами деятельностью.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З внесены изменения в статью 39 настоящего Устава
Статья 39
1. Губернатор приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги населению области, не позднее чем через пятнадцать дней после его избрания, и прекращает их исполнение по истечении срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Губернатором.
2. Присяга приносится Губернатором на заседании Законодательного Собрания с обнародованием ее в средствах массовой информации.
3. Текст присяги:
"Клянусь при осуществлении возложенных на меня законом и избирателями Нижегородской области обязанностей соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, Устав и законы Нижегородской области, приложить все силы и знания для обеспечения благосостояния жителей области, прав и свобод человека и гражданина."
4. Губернатор:
а) представляет область как субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, субъектами межрегиональных и внешнеэкономических связей;
б) обнародует законы области, удостоверяя их обнародование путем подписания законов, либо отклоняет законы области, принятые Законодательным Собранием;
в) возглавляет Правительство;
г) формирует Правительство в соответствии с настоящим Уставом и законом области;
д) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания;
е) вправе участвовать в работе Законодательного Собрания с правом совещательного голоса;
ж) досрочно прекращает полномочия Законодательного Собрания области в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации";
з) формирует администрацию Губернатора;
и) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
См. также Закон Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 176-3 "О правительстве Нижегородской области"
5. Обязанности Губернатора в случае отсутствия Губернатора, невозможности исполнения Губернатором своих обязанностей, а также в случае досрочного прекращения полномочий Губернатора исполняет первый заместитель Губернатора - член Правительства, а в его отсутствие обязанности Губернатора исполняет первый заместитель Губернатора - руководитель администрации Губернатора.
Максимальный срок исполнения обязанностей Губернатора не может превышать шести месяцев.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З внесены изменения в статью 40 настоящего Устава
Статья 40
Губернатор на территории области обладает неприкосновенностью. Вопрос о привлечении к ответственности Губернатора может быть поставлен в Законодательном Собрании прокурором области. Для получения согласия необходимо, чтобы за это решение проголосовало не менее двух третей от установленного общего числа депутатов Законодательного Собрания.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З статья 41 настоящего Устава изложена в новой редакции
Статья 41
1. Полномочия Губернатора прекращаются досрочно в случаях:
а) его смерти;
б) его отставки по собственному желанию;
в) его отставки в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием;
г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации";
д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
и) утраты им гражданства Российской Федерации.
2. Законодательное Собрание области выражает недоверие Губернатору в случаях:
а) издания губернатором области актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и законам области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор не устранил указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
б) иного грубого нарушения Губернатором Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
3. Постановление Законодательного Собрания области о недоверии Губернатору принимается тайным голосованием двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
4. Постановление Законодательного Собрания области о недоверии Губернатору, а также Указ Президента Российской Федерации об отрешении Губернатора от должности влечет за собой немедленную отставку Губернатора области.
5. В случае досрочного прекращения полномочий Губернатора Законодательное Собрание назначает внеочередные выборы Губернатора.
Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Губернатора.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З статья 42 изложена в новой редакции
Статья 42
1. Для обеспечения своей деятельности Губернатор формирует администрацию Губернатора.
2. Структура администрации Губернатора, полномочия, порядок формирования и организации работы подразделений администрации Губернатора, должностные обязанности и социальные гарантии их работников определяются Губернатором.
3. Администрация Губернатора является юридическим лицом, имеет гербовую печать.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З глава 11 настоящего Устава изложена в новой редакции
Глава 11
Правительство
Статья 43
1. Правительство является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области. Правительство возглавляет Губернатор.
Правительство осуществляет исполнительную власть на всей территории области. Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим систему органов исполнительной власти области. Правительство осуществляет управление и оперативное руководство экономикой и хозяйством области.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и Правительство составляют единую систему исполнительной власти.
3. Формируя и возглавляя Правительство, Губернатор в соответствии с Законом области:
а) представляет для назначения Законодательным Собранием кандидатуру председателя Правительства. При этом одна и та же кандидатура не может быть представлена более двух раз подряд;
б) вносит представление в Законодательное Собрание об освобождении от должности председателя Правительства;
в) назначает заместителя (заместителей) председателя Правительства, министров, руководителя аппарата Правительства и освобождает указанных лиц от должности;
г) в случае необходимости председательствует на заседаниях Правительства;
д) в случае необходимости дает Правительству письменные указания, обязательные для исполнения;
е) направляет в Законодательное Собрание представление об отставке Правительства;
ж) отменяет акты Правительства в случаях, когда они противоречат Конституции Российской Федерации, законам и другим нормативным актам Российской Федерации, Уставу и законам области, постановлениям Законодательного Собрания и указам Губернатора.
4. Правительство состоит из членов Правительства, председателя Правительства, заместителя (заместителей) председателя Правительства, министров.
Председатель Правительства организует работу Правительства и осуществляет оперативное управление им. В соответствии с настоящим Уставом и законом области определяет направления его деятельности. Председатель Правительства по должности является вице-губернатором области.
В заседаниях Правительства вправе участвовать депутаты Законодательного Собрания, главы местного самоуправления, судьи уставного суда области, председатель областного суда, председатель арбитражного суда области, прокурор области, председатель контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания. Иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства в соответствии с законами и иными нормативными актами Российской Федерации и Нижегородской области в порядке, установленном регламентом Правительства.
Правительство для осуществления своих полномочий может создавать территориальные органы министерств и иных органов исполнительной власти области, назначать соответствующих должностных лиц и контролировать их деятельность.
Правительство является юридическим лицом, имеет гербовую печать.
О полномочиях Губернатора при формировании Правительства см. Закон Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 176-3
5. Председатель Правительства исполняет обязанности Губернатора в случае отсутствия Губернатора, невозможности исполнения Губернатором своих обязанностей, истечения срока полномочий Губернатора, а также в случае досрочного прекращения полномочий губернатора области. Максимальный срок исполнения обязанностей губернатора не может превышать шести месяцев.
6. Постановление Законодательного Собрания области о недоверии Губернатору, а также Указ Президента Российской Федерации об отрешении Губернатора от должности влечет за собой отставку Правительства.
7. В случае отставки Правительства области, предусмотренной пунктом 6 настоящей статьи, Правительство области продолжает действовать в соответствии с настоящим Уставом и законом области до сформирования нового правительства области.
8. Законодательное Собрание вправе выразить недоверие членам Правительства, руководителям иных исполнительных органов государственной власти области, в назначении которых на должность Законодательное Собрание области принимало участие.
Принятие постановления о недоверии указанным должностным лицам области влечет за собой немедленное освобождение их от занимаемой должности.
См. также статью 33 "Отставка правительства" Закона Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 176-3 с последующими изменениями
7. Законодательное Собрание вправе выразить недоверие членам Правительства, руководителям иных исполнительных органов государственной власти области, в назначении которых на должность Законодательное Собрание области принимало участие.
Принятие постановления о недоверии указанным должностным лицам области влечет за собой немедленное освобождение их от занимаемой должности.
Статья 44
Правительство осуществляет функции высшего исполнительного органа государственной власти области, в том числе:
1. Осуществляет исполнение актов федеральных органов государственной власти, законов области и постановлений Законодательного Собрания, указов и распоряжений Губернатора в части, относящейся к компетенции Правительства.
2. Решает задачи государственного управления в области:
а) экономики и прогнозирования, финансов, ценовой политики, внешнеэкономических связей;
б) промышленной политики, топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства и земельной реформы;
в) строительства и жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и градостроительства, транспорта, дорог и связи;
г) образования и науки, здравоохранения, культуры и искусства, спорта и туризма;
д) занятости и социальной защиты населения, работы с военнослужащими;
е) охраны природы и природопользования, охраны и использования историко-культурного наследия;
ж) других сфер жизнедеятельности области.
3. Разрабатывает для представления Губернатором на утверждение Законодательного Собрания проект областного бюджета, его изменения и дополнения, исполняет областной бюджет и готовит отчет об исполнении областного бюджета для представления его Губернатором на утверждение Законодательного Собрания.
4. Разрабатывает и представляет на утверждение Законодательного Собрания описание границ области, проекты планов и программ социально-экономического развития, экологических и иных программ области, отчеты об их исполнении.
5. Управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, экологической безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
7. Вносит в необходимых случаях на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы области, принятие которых находится в компетенции Правительства Российской Федерации.
8. Формирует министерства и иные органы исполнительной власти области.
9. Вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления области привести в соответствие с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными актами области изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу, законам и иным нормативным правовым актам области.
10. Заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче и (или) осуществлении части своих полномочий.
11. Осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции и полномочия, возложенные на Правительство Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законами области и постановлениями Законодательного Собрания, указами и распоряжениями Губернатора.
Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З глава 12 настоящего Устава изложена в новой редакции
Глава 12
Правовые акты Губернатора и Правительства
Статья 45
1. На основании и во исполнение законов Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, законов области и постановлений Законодательного Собрания области Губернатор области издает указы и распоряжения.
Указы Губернатора, принятые в пределах компетенции Губернатора, имеют общеобязательный характер.
2. По вопросам своей компетенции Правительство в соответствии с законом области издает постановления и распоряжения. Постановления и распоряжения Правительства, принятые в пределах компетенции Правительства, имеют общеобязательный характер.
Об актах Правительства см. также статью 23 Закона Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 176-3
3. Указы и распоряжения Губернатора, постановления и распоряжения Правительства могут быть обжалованы в судебном порядке.
Раздел V
Судебная власть и прокурорский надзор в области
Глава 13
Судебная власть в области
Статья 46
Судебная власть в области осуществляется судами судебной системы Российской Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Статья 47
Население области имеет право участвовать в отправлении правосудия, а Законодательное Собрание - право участвовать в формировании кадров судебных органов; указанные полномочия реализуются в порядке, установленном федеральным законодательством.
См. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 37-Ф3
Статья 48
Исходя из конституционного единства системы государственной власти, суды Российской Федерации при осуществлении правосудия руководствуются нормативными правовыми актами органов государственной власти области, принятыми в пределах их полномочий так же, как и нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти Российской Федерации.
Статья 49
Органы государственной власти и органы местного самоуправления области содействуют созданию необходимых условий для работы судов, не вмешиваясь в их деятельность по осуществлению правосудия.
Статья 50
На основе ст.11 Конституции Российской Федерации законом области может быть установлена собственная судебная власть области.
Глава 14
Прокурорский надзор в области
Статья 51
1. Прокурорский надзор в области осуществляется органами прокуратуры Российской Федерации, полномочия, организация и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
2. Прокурор области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Законодательным Собранием.
Статья 52
1. Исходя из конституционного единства системы государственной власти, органы прокуратуры области при осуществлении надзора руководствуются нормативными правовыми актами органов государственной власти области, принятыми в пределах их полномочий, так же, как и нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти Российской Федерации.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области содействуют созданию необходимых условий для работы органов прокуратуры, не вмешиваясь в их деятельность по осуществлению надзора.
Раздел VI
Местное самоуправление в области
Глава 15
Основы организации местного самоуправления в области
Статья 53
1. В области признается, гарантируется и всемерно поддерживается местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
2. Местное самоуправление в области организуется и действует на основе федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, соответствующего закона области, Положений (уставов) о местном самоуправлении, принимаемых представительными органами местного самоуправления. Положения (уставы) о местном самоуправлении регистрируются Законодательным Собранием.
2. Местное самоуправление в области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами области и принимаемыми в соответствии с ними уставами муниципальных образований. Уставы муниципальных образований проходят государственную регистрацию в порядке, установленном законом области.
3. Местное самоуправление в области осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
4. Местное самоуправление в области осуществляется с учетом национальных, исторических и других особенностей соответствующих территорий.
Статья 54
1. Местное самоуправление осуществляется в районах, городских, сельских поселениях, в пределах иных территорий. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территории местного самоуправления в области осуществляется Законодательным Собранием с учетом мнения населения, выявляемого посредством социологических исследований, опросов, местных референдумов.
Статья 55
1. По решению представительного органа местного самоуправления для обеспечения прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения может проводиться референдум, в котором вправе участвовать все граждане, обладающие избирательным правом.
2. Местное самоуправление путем прямого волеизъявления жителей в населенных пунктах, не являющихся административно-территориальными единицами, осуществляется через сходы (собрания), конференции жителей.
Законом Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3 пункт 3 статьи 55 изложен в новой редакции
3. Порядок назначения и проведения местного референдума, созыва и проведения собрания (схода), принятие и изменение их решений устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами области.
Статья 56
1. Органы местного самоуправления образуются в административно-территориальных единицах и в населенных пунктах.
2. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с законом области и закрепляется в Положении (уставе) о местном самоуправлении.
3. Представительные органы местного самоуправления образуются в административно-территориальных единицах (за исключением районов в городе), исполнительные органы местного самоуправления - в административно-территориальных единицах и в населенных пунктах, не являющихся административно-территориальными единицами.
4. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления образуются в порядке, установленном федеральными законами об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, соответствующими законами области и Положениями (уставами) о местном самоуправлении.
Статья 57
1. По инициативе населения могут образовываться комитеты, советы и другие органы территориального общественного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления могут передавать органам территориального общественного самоуправления часть своих функций, заключать с ними договоры (соглашения), если это не противоречит федеральным законам и законам области.
Глава 16
Полномочия и гарантии местного самоуправления
Законом Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3 статья 58 изложена в новой редакции
Статья 58
1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
2. Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов местного самоуправления осуществляется уставами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области о местном самоуправлении.
Статья 59
1. К вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления самостоятельно, относятся:
а) разработка, принятие и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов;
б) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
в) содействие в развитии промышленности, сельского хозяйства на подведомственной территории;
г) планировка и застройка административно-территориальных единиц населенных пунктов;
д) организация жилищного, коммунального, дорожного, культурно-бытового строительства, строительства объектов просвещения, здравоохранения, торговли, общественного питания;
е) использование муниципальных земель;
ж) использование водных объектов и месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
з) содержание и использование муниципального жилого и нежилого фонда;
и) организация и содержание местных сетей энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации, организация снабжения населения, учреждений образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения топливом;
к) благоустройство населенных пунктов;
л) организация и содержание мест захоронения;
м) иные вопросы местного значения, предусмотренные федеральными законами и законами области.
2. По вопросам, перечисленным в части 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие общеобязательных нормативных правовых актов, действие которых может быть прекращено только самими издавшими их органами или в судебном порядке.
Законом Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3 статья 60 настоящего Устава изложена в новой редакции
Статья 60
1. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами области с одновременной передачей материальных и финансовых средств.
2. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами области.
Статья 61
1. Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, вода, леса, растительный и животный мир) в границах территории местного самоуправления, муниципальное имущество, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения.
2. Органы государственной власти области обеспечивают сбалансированность доходов и минимально необходимых расходов бюджетов районов и отдельных городов области, а органы местного самоуправления районов и городов - сбалансированность доходов и минимально необходимых расходов бюджетов административно связанных с ними городов районного значения, поселков, сел и сельсоветов.
3. Органы местного самоуправления могут добровольно заключать двусторонние и многосторонние соглашения, объединяться в ассоциации (союзы) и создавать совместные органы.
Законом Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3 часть 4 статьи 61 изложена в новой редакции
4. Муниципальные образования могут иметь свою символику.
Статья 62
1. Местное самоуправление в области гарантируется правом на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти области.
2. Компенсация ущерба в случаях его нанесения территории местного самоуправления, ее природной среде в результате производственной или иной деятельности предприятий, учреждений и организаций любых форм собственности устанавливается в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.
3. Федеральными законами и законами области устанавливаются иные гарантии местного самоуправления.
Раздел VII
Порядок принятия, вступления в силу и изменения Устава области
Статья 63
1. Устав области, поправки к нему принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного общего числа депутатов Законодательного Собрания области.
2. Изменения и дополнения в Устав области, за исключением изменений во исполнение норм федеральных законов прямого действия, выносятся на открытое обсуждение через средства массовой информации.
3. Устав области подписывается Председателем Законодательного Собрания и Губернатором и вступает в силу с момента его опубликования в печати.
Статья 64
1. В случае вхождения норм Устава области в противоречие с нормами последующих федеральных законов, нормы Устава области приводятся в соответствие с федеральными законами.
2. Принятые до вступления в силу Устава области законы области и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области действуют в части, не противоречащей Уставу области; акты органов государственной власти области, противоречащие Уставу, подлежат приведению в соответствие с ним или утрачивают силу.
Председатель Законодательного |
Губернатор |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 18 апреля 1995 г. N 35 "Об Уставе Нижегородской области"
Текст постановления опубликован в Бюллетене Законодательного Собрания Нижегородской области, 1995 г., N 6, стр.18
Настоящее постановление фактически не действует в связи с признанием Законом Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. N 220-З утратившим силу настоящего Устава Нижегородской области
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. N 220-З
Закон Нижегородской области от 10 ноября 2005 г. N 175-З
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Нижегородской области от 15 августа 2005 г. N 108-З
Закон Нижегородской области от 2 августа 2005 г. N 92-3
Закон Нижегородской области от 14 марта 2005 г. N 24-З
Закон Нижегородской области от 13 сентября 2004 г. N 100-З
Закон Нижегородской области от 26 июля 2004 г. N 85-З
Закон Нижегородской области от 30 апреля 2004 г. N 28-З
Закон Нижегородской области от 12 февраля 2004 г. N 13-З
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования Закона
Закон Нижегородской области от 22 октября 2003 г. N 97-З
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования Закона
Закон Нижегородской области от 14 июля 2003 г. N 61-З
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования Закона
Закон Нижегородской области от 28 июня 2002 г. N 35-З
Закон Нижегородской области от 17 октября 2001 г. N 214-З
Закон Нижегородской области от 16 октября 2001 г. N 213-З
Закон Нижегородской области от 2 октября 2001 г. N 204-З
Закон Нижегородской области от 9 апреля 2001 г. N 175-З
Закон Нижегородской области от 20 ноября 2000 г. N 142-3
Закон Нижегородской области от 24 августа 2000 г. N 129-3
Закон Нижегородской области от 23 февраля 2000 г. N 91-3
Закон Нижегородской области от 22 августа 1997 г. N 85-З
Закон Нижегородской области от 22 августа 1997 г. N 84-З
Закон Нижегородской области от 1 апреля 1996 г. N 24-3
Закон Нижегородской области от 19 марта 1996 г. N 21-3