Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V.
Участники бюджетного процесса
Глава 15.
Полномочия участников бюджетного процесса
Статья 114. Система органов, обладающих бюджетными полномочиями
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями Нижегородской области, входят финансовые органы, органы денежно - кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.
Статья 115. Участники бюджетного процесса Нижегородской области
Участниками бюджетного процесса Нижегородской области являются:
Законодательное Собрание Нижегородской области;
Губернатор Нижегородской области, Правительство Нижегородской области, органы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы;
органы денежно - кредитного регулирования;
органы государственного и муниципального финансового контроля;
государственные территориальные внебюджетные фонды;
главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, Нижегородской области возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Статья 116. Бюджетные полномочия Законодательного Собрания Нижегородской области, представительных органов местного самоуправления
1. Законодательное Собрание Нижегородской области, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Нижегородской области, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами государственной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области.
2. Законодательное Собрание Нижегородской области, представительные органы местного самоуправления не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов).
Статья 117. Бюджетные полномочия органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления
Органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение Законодательного Собрания Нижегородской области, представительных органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, настоящим Законом, нормативными правовыми актами Нижегородской области, актами представительных органов местного самоуправления.
Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к территориальным государственным внебюджетным фондам.
Статья 118. Бюджетные полномочия кредитных организаций
1. Главное управление Центрального Банка Российской Федерации по Нижегородской области обслуживает счета бюджетов Нижегородской области.
2. Кредитные организации выполняют функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
3. Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе.
4. Правительство Нижегородской области, органы местного самоуправления области вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами Нижегородской области и муниципальными ценными бумагами (в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций).
Статья 119. Органы государственного и муниципального финансового контроля
1. Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно Законодательным Собранием Нижегородской области и представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных территориальных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, областных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Нижегородской области, актов органов местного самоуправления.
2. Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
3. Полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", настоящим Законом, законами Нижегородской области о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного или муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти.
Статья 120. Главный распорядитель бюджетных средств
1. Главным распорядителем средств областного бюджета является уполномоченный орган Правительства Нижегородской области, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям иполучателям средств областного бюджета, определенных ведомственной классификацией расходов областного бюджета.
Главным распорядителем средств местного бюджета является уполномоченный орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенных ведомственной классификацией расходов местного бюджета.
2. Главный распорядитель бюджетных средств готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.
3. Главный распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг дляподведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат.
4. Главный распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходови расходов подведомственных бюджетных учреждений.
5. Главный распорядитель бюджетных средств составляет сводную бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
6. Главный распорядитель бюджетных средств имеет право на основании мотивированного представления распорядителя бюджетных средств, бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.
7. Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг.
8. Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения собственность соответственно Нижегородской области или муниципальных образований. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного и муниципального финансового контроля.
9. Главный распорядитель средств областного бюджета уполномочен представлять Нижегородскую область в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.
10. Главный распорядитель средств областного бюджета выступает в суде от имени Правительства Нижегородской области:
по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности;
по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности.
Выплата средств по исполнительным листам производится из средств областного бюджета, выделенных распорядителям средств областного бюджета.
Статья 121. Распорядитель бюджетных средств
1. Распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти области или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
2. Распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен Правительством Нижегородской области представлять сторону Нижегородской области в договорах о предоставлении средств областного бюджета на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций.
Распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен органом местного самоуправления представлять сторону муниципального образования в договорах о предоставлении средств местного бюджета на возвратной основе, муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.
3. Распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет.
4. Распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат. (Пункт вводится в действие со дня введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах).
5. Распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.
6. Распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.
Статья 122. Ответственность главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств
Главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств, а также должностные лица главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств отвечают за:
целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств;
достоверность и своевременное представление установленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета;
своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств;
своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет;
утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным законом (решением) о бюджете;
эффективное использование бюджетных средств;
соответствие иным требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и федеральным законам.
Статья 123. Бюджетное учреждение
1. Бюджетное учреждение - организация, созданная органом исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально - культурных, научно - технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного территориального внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
2. В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных территориальных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.
3. При уменьшении уполномоченными органами государственной власти области в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, бюджетное учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия договора. Сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.
4. На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.
5. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Орган, исполняющий бюджет, совместно с распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы.
Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
Статья 124. Получатель бюджетных средств
Получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Статья 125. Права и обязанности получателей бюджетных средств
1. Получатели бюджетных средств имеют право на:
своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;
своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
компенсацию в размере недофинансирования.
2. Получатели бюджетных средств обязаны:
своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;
своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;
своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.
Глава 16.
Полномочия участников бюджетного
процесса областного уровня
Статья 126. Участники бюджетного процесса, обладающие бюджетными полномочиями на областном уровне
Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на областном уровне, являются:
Законодательное Собрание Нижегородской области;
Губернатор Нижегородской области;
Правительство Нижегородской области;
орган, ответственный за составление и исполнение областного бюджета (далее -министерство финансов Нижегородской области);
органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
государственные территориальные внебюджетные фонды;
главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
иные органы, на которые законодательством Российской Федерации и Нижегородской области возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Статья 127. Полномочия министерства финансов Нижегородской области в бюджетном процессе
Министерство финансов Нижегородской области обладает следующими бюджетными полномочиями:
составляет проект областного бюджета и представляет его Председателю Правительства Нижегородской области, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных территориальных внебюджетных фондов;
Законом Нижегородской области от 21 февраля 2002 г. N 6-З абзац третий статьи 127 Закона изложен в новой редакции
составляет проект областного бюджета и представляет в Правительство Нижегородской области;
составляет сводную бюджетную роспись областного бюджета;
разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Нижегородской области;
разрабатывает по поручению Правительства Нижегородской области Программу государственных внутренних заимствований Нижегородской области, условия выпуска и размещения государственных займов области, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг;
получает от органов местного самоуправления, государственных территориальных внебюджетных фондов материалы, необходимые для составления проекта областного бюджета, отчета об исполнении областного бюджета, прогноза консолидированного бюджета Нижегородской области, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета Нижегородской области;
обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, установленном Правительством Нижегородской области;
предоставляет от имени Правительства Нижегородской области государственные гарантии области муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год;
проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий;
проводит проверки получателей бюджетных инвестиций по соблюдению ими условий получения и эффективности использования указанных средств;
ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Нижегородской области;
осуществляет в порядке, установленном Правительством Нижегородской области, управление государственным долгом Нижегородской области;
организует исполнение областного бюджета, а также местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
исполняет областной бюджет в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом;
осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением областного бюджета, а также местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
осуществляет операции со средствами областного бюджета, а также местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
составляет отчет об исполнении областного бюджета, а также местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета Нижегородской области;
представляет отчет об исполнении областного бюджета Правительству Нижегородской области;
открывает лицевые счета распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета получателей бюджетных средств;
обладает правом требовать от распорядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств областного бюджета и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием средств областного бюджета;
получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных территориальных внебюджетных фондов;
направляет представления распорядителям и получателям средств областного бюджета, кредитным организациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и Нижегородской области, осуществляет контроль за их устранением;
приостанавливает операции по лицевым счетам распорядителей и получателей средств областного бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Нижегородской области;
взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов распорядителей бюджетных средств и получателей средств областного бюджета бюджетные средства в размере бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;
взыскивает в соответствии с договорами со всех счетов получателей бюджетных средств бюджетные средства, выданные в форме бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджетными ссудами, бюджетными кредитами;
ведет сводный реестр распорядителей и получателей средств областного бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств областного бюджета;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами бюджетного законодательства Нижегородской области.
Статья 128. Исключительные полномочия руководителя министерства финансов Нижегородской области
1. Руководитель министерства финансов Нижегородской области (далее -министр финансов) дает разрешение (разрешительную надпись) на совершение следующих действий:
утверждение сводной бюджетной росписи областного бюджета;
утверждение лимитов бюджетных обязательств для распорядителей средств областного бюджета;
введение режима сокращения расходов областного бюджета при условии недостатка поступлений не более 5 процентов утвержденных поступлений в бюджет;
перемещение ассигнований между распорядителями средств областного бюджета, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов Российской Федерации в пределах 10 процентов утвержденных расходов;
осуществление блокировки расходов и отмену решения о блокировке расходов в случае, определенном статьей 184 настоящего Закона.
2. Министр финансов имеет право запретить распорядителям бюджетных средств изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы, если руководителю поступило заключение контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Нижегородской области, органов государственного финансового контроля о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации, Нижегородской области распорядителем бюджетных средств.
3. Министр финансов имеет право запретить распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению осуществление отдельных расходов за исключением расходов, осуществляемых руководителем бюджетного учреждения за счет средств, полученных от внебюджетных источников.
Основаниями применения указанного запрета являются заключение контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Нижегородской области, органов государственного финансового контроля и акты проверок министерства финансов Нижегородской области, свидетельствующие о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации, Нижегородской области.
Статья 129. Ответственность министерства финансов Нижегородской области
1. Министерство финансов Нижегородской области несет ответственность за:
соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;
своевременность составления бюджетной росписи;
введение режима сокращения расходов бюджета при получении сведений о невозможности исполнения областного бюджета;
соблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций;
правильность исполнения областного бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;
финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с нарушением порядка, установленного настоящим Законом;
полноту перечисления бюджетных средств получателям бюджетных средств;
своевременность перечисления бюджетных средств получателям бюджетных средств;
своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;
своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
своевременность доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах обязательств бюджета до получателей бюджетных средств;
финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;
осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации, Нижегородской области распорядителями и получателями бюджетных средств;
исполнение предписаний контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Нижегородской области.
2. Руководитель финансового органа персонально несет ответственность за:
соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;
своевременность составления бюджетной росписи;
3. Ответственность наступает в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.