Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1
Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Защита населения в чрезвычайных ситуациях - это совокупность заблаговременных мероприятий, направленных на предотвращение или уменьшение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от опасности, возникающей в результате стихийных и экологических бедствий, аварий или катастроф, эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации, Нижегородской области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Законодательство Российской Федерации, Нижегородской области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов.
Законом Нижегородской области от 20 августа 2002 г. N 48-З статья 3 изложена в новой редакции
Статья 3. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются:
- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Реализация указанных целей осуществляется посредством:
создания и обеспечения функционирования территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
установления полномочий и ответственности органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координации их деятельности по этим вопросам;
определения состава, рационального размещения и оснащения сил и средств, необходимых для мониторинга, прогнозирования, поддержания их в готовности для выполнения задач по предназначению;
организации всеобщей подготовки населения Нижегородской области и пропаганды знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.
Статья 4. Территориальная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Нижегородской области
Территориальная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Нижегородской области является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Территориальная подсистема состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению области.
Она объединяет органы управления, силы и средства исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций, что соответствует территориальному, местному и объектовому уровню единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами территориальной подсистемы являются:
- проведение единой политики по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей природной среды при их возникновении;
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых и научно-технических программ области, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
Законом Нижегородской области от 20 августа 2002 г. N 48-З абзац восьмой части четвертой статьи 4 изложен в новой редакции
- мониторинг, прогнозирование чрезвычайных ситуаций и оценка их социально-экономических последствий;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения по защите от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Координирующими органами территориальной подсистемы являются соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям территориального, местного и объектового уровней. В функциональной подсистеме ими являются органы исполнительной власти соответствующего уровня.
Законом Нижегородской области от 20 августа 2002 г. N 48-З часть седьмая статьи 4 изложена в новой редакции
Постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, являются органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при (в составе) органах исполнительной власти (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям).
На объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальной подсистемы определяются настоящим Законом и иными правовыми актами Нижегородской области.
Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации, установленной Правительством Российской Федерации по согласованию с исполнительными органами государственной власти области и органов местного самоуправления.
Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти области, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление, либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения населения, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.
Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, исполнительных органов и органов местного самоуправления, органов государственной власти области, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном федеральными органами исполнительной власти порядке привлекаются силы и средства этих органов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.