Постановление Правительства Нижегородской области
от 18 декабря 2001 г. N 56
"Об утверждении Положения о министерстве
здравоохранения Нижегородской области"
10 июня 2002 г.
В соответствии с Уставом Нижегородской области и Законом Нижегородской области от 09.04.2001 N 176-З "О Правительстве Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о министерстве здравоохранения Нижегородской области.
2. Признать утратившим силу постановление администрации Нижегородской области от 01.10.1999 N 286 "Об утверждении Положения о департаменте здравоохранения администрации Нижегородской области".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя аппарата Правительства - министра Правительства Нижегородской области Е.А.Калинского.
4. Пресс-службе губернатора Нижегородской области (А.П. Чугунову) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
Губернатор области |
Г.М.Ходырев |
Положение
о министерстве здравоохранения Нижегородской области
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 18 декабря 2001 г. N 56)
10 июня 2002 г.
1. Общие положения
1.1. Министерство здравоохранения Нижегородской области (далее - Министерство) входит в систему органов исполнительной власти области и является органом исполнительной власти Нижегородской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
Министерство уполномочено осуществлять государственный контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств на территории Нижегородской области.
1.2. В своей деятельности Министерство руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом Нижегородской области, законами Нижегородской области и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области, и настоящим Положением.
1.3. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления, Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Нижегородской области, региональным отделением фонда социального страхования, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, Нижегородской государственной медицинской академией, профессиональными медицинскими ассоциациями, общественными объединениями, а также другими организациями.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 10 июня 2002 г. N 121 внесены изменения в пункт 1.4 настоящего Положения
1.4. В систему здравоохранения Нижегородской области входят государственные лечебно-профилактические, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные организации, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, иные организации, подведомственные Министерству.
В систему здравоохранения Нижегородской области входят государственные лечебно-профилактические, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные организации, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, иные организации, подведомственные министерству, в следующем порядке:
1. Клиническая больница N 3 (Нижегородский областной геронтологический центр).
2. Государственное учреждение "Нижегородская областная детская клиническая больница".
3. Нижегородская областная психоневрологическая больница N 1.
4. Нижегородская областная психоневрологическая больница N 2.
5. Нижегородская областная психоневрологическая больница N 3.
6. Специализированная кардиохирургическая клиническая больница.
7. Нижегородский областной неврологический госпиталь ветеранов войн.
8. Государственное учреждение здравоохранения "Нижегородская областная клиническая больница имени Н.А.Семашко".
9. Киселихинский областной терапевтический госпиталь ветеранов войн.
10. Дзержинский госпиталь ветеранов войн.
11. Санаторий "Сережинский".
12. Санаторий "Старая Пустынь".
13. Государственное учреждение "Нижегородский областной наркологический диспансер".
14. Государственное учреждение "Нижегородский областной онкологический диспансер".
15. Государственное учреждение здравоохранения "Нижегородский областной противотуберкулезный диспансер".
16. Нижегородский областной кожно-венерологический диспансер.
17. Нижегородский областной клинический диагностический центр.
18. Государственное учреждение здравоохранения "Нижегородский областной медицинский центр планирования семьи и репродукции".
19. Областной центр профилактики и борьбы со СПИДом.
20. Нижегородский областной медицинский центр мобрезервов "Резерв".
21. Государственное учреждение здравоохранения "Нижегородский территориальный центр медицины катастроф".
22. Областная стоматологическая поликлиника.
23. Государственное учреждение здравоохранения "Областная станция переливания крови имени Н.Я.Климовой".
24. Нижегородское областное бюро судебно-медицинской экспертизы.
25. Государственное учреждение "Областное Бюро медицинской статистики".
26. Нижегородский медицинский базовый колледж.
27. Государственное общеобразовательное учреждение "Нижегородское медицинское училище N 2".
28. Государственное общеобразовательное учреждение "Нижегородское медицинское училище N 3".
29. Государственное общеобразовательное учреждение "Нижегородский областной центр повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием".
1.5. Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, бланк с изображением герба Нижегородской области и со своим наименованием, а также штампы и другие реквизиты, предусмотренные действующим законодательством.
Местонахождение Министерства и почтовый адрес: 603082, г. Нижний Новгород, Кремль, корпус 2.
1.6. Министерство является правопреемником департамента здравоохранения администрации Нижегородской области.
1.7. Министерство имеет два текущих счета в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области - по расчетам с ТФ ОМС и внебюджетный, лицевые счета по движению бюджетных средств в областном казначействе, иные счета, открываемые в других кредитных учреждениях по согласованию с министерством финансов Нижегородской области.
1.8. Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета.
1.9. Имущество Министерства относится к областной собственности и закрепляется за Министерством на праве оперативного управления.
1.10. Министерство подчиняется Правительству Нижегородской области и ответственно перед ним за выполнение порученных задач.
Положение о Министерстве и структура утверждаются Правительством области.
Предельная численность и размер ассигнований на содержание работников Министерства устанавливаются Правительством области.
1.11. Работники Министерства являются государственными служащими Нижегородской области в соответствии законодательством Российской Федерации и Нижегородской области о государственной службе.
2. Основные задачи Министерства
Основными задачами Министерства являются:
2.1. Разработка и реализация в пределах своей компетенции государственной политики в области здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия населения, разработка и реализация целевых программ по проблемам охраны здоровья и организации медицинской помощи населению, развитию здравоохранения, обеспечению населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
2.2. Организация оказания медицинской помощи населению;
2.3. Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
2.4. Координация и регулирование вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности;
2.5. Обеспечение функционирования ведомственной системы специального профессионального образования в области здравоохранения;
2.6. Координация, обеспечение методического руководства и осуществление взаимодействия государственной, в том числе находящейся в ведении федеральных органов исполнительной власти, муниципальной и частной систем здравоохранения на добровольной основе;
2.7. Организация проведения научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику;
2.8. Разработка в пределах своей компетенции нормативов и стандартов в области здравоохранения, включая медицинскую помощь, фармацевтическую деятельность, контроль за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, а также контроль за соблюдением нормативов и стандартов;
2.9. Охрана здоровья матери, отца и ребенка;
2.10. Профилактика инвалидности и медицинская реабилитация инвалидов;
2.11. Обеспечение функционирования и развития функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - Службы медицины катастроф совместно с Главным управлением по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Нижегородской области, Главным управлением внутренних дел по Нижегородской области.
3. Функции Министерства
Для решения возложенных на него задач Министерство осуществляет следующие функции:
в области комплексных проблем здравоохранения:
3.1. Разрабатывает совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области при участии Нижегородской государственной медицинской академии и общественных объединений проекты целевых областных программ в области здравоохранения, в том числе по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выполняет функции государственного заказчика указанных областных целевых программ;
3.2. Разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов в области здравоохранения;
3.3. Взаимодействует с органами государственной власти области по вопросам обеспечения радиационной безопасности и ликвидации медицинских последствий радиационных аварий и катастроф;
3.4. Проводит в установленном порядке экспертизу проектов областных целевых и иных программ, затрагивающих вопросы охраны здоровья, входящих в компетенцию Министерства;
3.5. Содействует организации деятельности негосударственных учреждений и организаций здравоохранения;
3.6. Определяет потребность в лекарственных, диагностических и дезинфекционных средствах, иммунобиологических препаратах, изделиях медицинского назначения, медицинской технике и участвует в определении объемов поставок этой продукции для лечебно-профилактических учреждений области;
3.7. Осуществляет государственную политику в области стандартизации, контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
3.8. Координирует деятельность наркологической службы в Нижегородской области, определяет порядок и условия использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях и осуществляет в пределах своей компетенции контроль за их оборотом;
3.9. Осуществляет в установленном порядке контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных Министерству учреждений;
3.10. Рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан и принимает по ним необходимые меры, организует прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
в области профилактики заболеваний, медицинской помощи, инвалидности, медицинской экспертизы:
3.11. Обеспечивает совершенствование профилактической, лечебно-диагностической и лечебно-оздоровительной деятельности;
3.12. Развивает сеть санаторных учреждений системы здравоохранения, осуществляет руководство и контроль за их деятельностью;
3.13. Организует диспансеризацию и медицинскую реабилитацию лиц, подвергшихся техногенному и радиационному воздействию;
3.14. Организует в учреждениях здравоохранения диспансеризацию и медицинскую реабилитацию больных, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией и другими социально значимыми заболеваниями;
3.15. В пределах своей компетенции осуществляет методическое руководство медицинской реабилитацией инвалидов;
3.16. В пределах своей компетенции осуществляет мероприятия по профилактике инфекционных паразитарных заболеваний, особо опасных инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний и отравлений, а также инфекционных заболеваний, связанных с воздействием на здоровье человека неблагоприятных факторов среды его обитания;
3.17. Определяет целесообразность и организует лечение граждан Нижегородской области в федеральных клиниках;
3.18. Разрабатывает предложения по оказанию медицинской помощи нуждающимся в социальной защите группам населения (детям, пенсионерам, лицам, больным определенными заболеваниями и др.);
в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
3.19. Вносит в установленном порядке предложения по введению и отмене на территории Нижегородской области особых условий и режимов проживания населения и ведения хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения;
3.20. Осуществляет формирование базы данных о состоянии здоровья населения;
3.21. Организует государственную регистрацию лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
3.22. Осуществляет контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, организациями независимо от их организационно-правовой формы законодательства Российской Федерации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
3.23. Определяет совместно с Государственным областным центром санитарно-эпидемиологического надзора приоритетные направления по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства:
3.24. Разрабатывает мероприятия, обеспечивающие охрану здоровья матери, отца, ребенка и членов семьи, осуществляет контроль за их выполнением;
3.25. Участвует в решении вопросов медико-социальной помощи семье, матери, отцу и ребенку;
3.26. Разрабатывает предложения, направленные на улучшение питания детей, беременных женщин и кормящих матерей;
в области медицинской статистики и информатики:
3.27. Осуществляет работу по ведению статистики в здравоохранении, осуществляет методическое руководство деятельности по статистическому и бухгалтерскому учету и отчетности в органах и организациях системы здравоохранения, контролирует достоверность статистической информации;
3.28. Обеспечивает в установленном порядке государственный учет инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения;
3.29. Совместно с территориальных фондом обязательного медицинского страхования обеспечивает взаимодействие информационных систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования в области информационного, программного, технического и сетевого обеспечения;
3.30. Обеспечивает формирование единой системы информатизации отрасли;
3.31. Организует публикацию материалов о состоянии здоровья населения и деятельности учреждений и других организаций здравоохранения;
в области обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения:
3.32. Разрабатывает и осуществляет областные программы обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
3.33. Разрабатывает и осуществляет систему мер по обеспечению доступности лекарственных средств;
3.34. Координирует фармацевтическую деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
3.35. Обеспечивает государственную политику лекарственного обращения;
3.36. Разрабатывает нормы и правила фармацевтической деятельности в соответствии с федеральным законодательством;
3.37. Осуществляет контроль за качеством и безопасностью лекарственных средств;
3.38. Утверждает положения о подведомственных фармацевтических учреждениях;
3.39. Определяет баланс потребностей и ресурсов лекарственных средств;
3.40. Формирует государственный заказ на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
3.41. Разрабатывает меры по обеспечению добросовестной конкуренции в сфере лекарственного обращения;
3.42. Проводит изучение, анализ и внедрение новых эффективных лекарственных средств;
в области стандартизации, государственного контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств и иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники:
3.43. Осуществляет контроль за оптовой и розничной торговлей лекарственными средствами;
3.44. В соответствии с федеральным законодательством разрабатывает порядок фармацевтической деятельности, осуществляет контроль за фармацевтической деятельностью;
3.45. Разрабатывает программы метрологического и нормативно-технического обеспечения системы здравоохранения;
в области подготовки, повышения квалификации кадров и научно-исследовательской деятельности:
3.46. Разрабатывает и реализует совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями здравоохранения программы кадрового обеспечения системы здравоохранения, организует подготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников, работников санитарно-эпидемиологической службы;
3.47. Осуществляет контроль за квалификационным составом и профессиональным уровнем руководящих работников учреждений и других организаций здравоохранения;
3.48. Обеспечивает совместно с Нижегородской государственной медицинской академией координацию научно-исследовательских работ, имеющих фундаментальное и прикладное значение для здравоохранения, а также внедрение достижений науки и техники, отечественного и зарубежного опыта в сфере здравоохранения;
в области охраны труда, обеспечения социальных льгот и гарантий для работников подведомственных учреждений и организаций:
3.49. Анализирует причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний в сфере здравоохранения, а также принимает меры по их устранению и профилактике;
3.50. Осуществляет методическое руководство службами охраны труда подведомственных организаций, организует обучение руководителей этих служб;
3.51. Участвует в установленном порядке в разработке, заключении и выполнении отраслевых (тарифных) соглашений;
3.52. Осуществляет контроль за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации социальных гарантий в подведомственных организациях;
в области оказания помощи при чрезвычайных ситуациях:
3.53. Обеспечивает функционирование и развитие Службы медицины катастроф совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
3.54. Создает в установленном порядке запасы медицинского имущества, лекарственных и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и технических средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивает экстренную поставку указанных средств в зоны чрезвычайных ситуаций;
3.55. Организует разработку, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной медицинской помощи и лечения пострадавшего населения с учетом характера чрезвычайных ситуаций;
3.56. Обеспечивает координацию работ по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим и больным, и их эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций;
3.57. Обеспечивает совместно с Главным управлением по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Нижегородской области, Главным управлением внутренних дел по Нижегородской области проведение мероприятий по комплексному медицинскому обслуживанию граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, аварий, последствий испытания оружия массового поражения, стихийных бедствий;
в области финансово-экономической и инвестиционной политики:
3.58. Формирует заявку потребности в бюджетных средствах на очередной финансовый год, осуществляет финансирование в установленном порядке и экономический анализ деятельности подведомственных организаций, а также экспертизу и утверждение проектов и смет;
3.59. Ежегодно утверждает перечень видов медицинской помощи и дорогостоящих медицинских технологий, нуждающихся в бюджетном финансировании;
в области медицинского страхования:
3.60. Участвует в реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3.61. Разрабатывает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию систем добровольного медицинского страхования граждан, а также по использованию дополнительных источников финансирования здравоохранения;
3.62. Разрабатывает программу обязательного медицинского страхования граждан, обеспечивает координацию деятельности по реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан;
3.63. Принимает в установленном порядке участие в работе правления территориального фонда обязательного медицинского страхования;
3.64. Вносит в установленном порядке предложения о взаиморасчетах в связи с оказанием медицинской помощи, в том числе с федеральными органами исполнительной власти, имеющими ведомственные службы здравоохранения;
в области международного сотрудничества:
3.65. Обеспечивает совместно с другими органами исполнительной власти области участие Нижегородской области в деятельности международных организаций в области здравоохранения, в том числе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обмен делегациями работников здравоохранения, студентов медицинских и фармацевтических учебных заведений.
4. Полномочия Министерства
В соответствии с возложенными на него задачами и функциями Министерство имеет право:
4.1. Представлять в установленном порядке заключения на проекты законов Нижегородской области, проекты правовых актов губернатора и Правительства области;
4.2. Разрабатывать рекомендации и предложения по организации работы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области здравоохранения;
4.3. Запрашивать и получать от органов государственной власти области, органов местного самоуправления городов и районов Нижегородской области, юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Министерства;
4.4. Проводить конференции, совещания, симпозиумы и встречи, организовывать выставки и другие мероприятия по вопросам, входящим в его компетенцию, с участием представителей организаций здравоохранения;
4.5. Создавать экспертные, консультативные и информационно-аналитические советы и комиссии по вопросам охраны здоровья населения, утверждать положения о них и их состав;
4.6. Издавать приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, обязательные для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм.
4.7. Участвовать в создании государственных учреждений в сфере здравоохранения и осуществлять функции учредителя в соответствии с распоряжениями Правительства Нижегородской области.
5. Министр здравоохранения Нижегородской области
5.1. Министр здравоохранения Нижегородской области (далее - Министр) осуществляет руководство деятельностью Министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.
5.2. Министр назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Губернатора.
Министр подчиняется Губернатору области, а в его отсутствие - лицу, исполняющему обязанности Губернатора.
Заместители Министра (в том числе один первый) назначаются на должность распоряжением Губернатора по представлению Министра и освобождаются от должности распоряжением Губернатора.
5.3. Министр утверждает штатное расписание Министерства в пределах установленного размера ассигнований и предельной численности работников Министерства.
5.4. Утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, уставы подведомственных учреждений; утверждает должностные инструкции работников Министерства; распределяет обязанности между своими заместителями.
5.5. Осуществляет прием и увольнение работников Министерства.
5.6. Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области о государственной службе вопросы, связанные с прохождением государственной службы в Министерстве.
5.7. В пределах своей компетенции назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных учреждений.
5.8. Организует работу по формированию резерва кадров государственной службы Министерства.
5.9 Участвует в представлении особо отличившихся работников Министерства к награждению государственными наградами Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
5.10. Заключает договоры и соглашения от имени Министерства в пределах его компетенции или по специальному поручению губернатора или Правительства Нижегородской области.
5.11. Распоряжается в установленном порядке материальными средствами и финансовыми ресурсами, выделяемыми для обеспечения деятельности Министерства.
5.12. Издает на основе законодательства Российской Федерации приказы в сфере здравоохранения и другие приказы в пределах своей компетенции.
Акты иных наименований (положения, указания, правила, методические рекомендации, инструкции и другие) утверждаются приказами Министра. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается.
6. Коллегиальный орган Министерства
6.1. В Министерстве образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), руководителей органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений. В состав коллегии могут также входить руководящие работники и специалисты органов местного самоуправления городов и районов Нижегородской области, учреждений здравоохранения, общественных объединений. Члены коллегии утверждаются приказом Министра.
6.2. Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, касающиеся развития здравоохранения и деятельности Министерства, организаций системы здравоохранения, подбора и расстановки кадров, подготовки проектов приказов, заслушивает доклады руководителей структурных подразделений Министерства, руководителей органов здравоохранения всех уровней, а также руководителей организаций здравоохранения.
Решения коллегии носят рекомендательный характер, оформляются протоколами и реализуются путем издания соответствующих приказов Министра.
7. Реорганизация и ликвидация Министерства
Реорганизация и ликвидация Министерства осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 18 декабря 2001 г. N 56 "Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Нижегородской области"
Текст постановления получен из эталонного банка правовой информации администрации Нижегородской области
Постановлением Правительства Нижегородской области от 26 сентября 2005 г. N 229 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 1 апреля 2005 г. N 87
Постановление Правительства Нижегородской области от 30 августа 2004 г. N 205
Постановление Правительства Нижегородской области от 22 марта 2004 г. N 56
Постановление Правительства Нижегородской области от 3 июля 2003 г. N 202
Постановление Правительства Нижегородской области от 15 декабря 2002 г. N 327
Постановление Правительства Нижегородской области от 10 июня 2002 г. N 121