Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к указу губернатора области
от 23 октября 2001 г. N 65
Методические рекомендации
расчета тарифов и ставок платы на жилищно-коммунальные услуги,
оказываемые населению Нижегородской области
1. Общие положения
1.1. Настоящая Методика разработана в соответствии с Федеральными Законами от 29.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", постановлениями Правительства РФ от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" и определяет единый порядок расчета тарифов и ставок на жилищно-коммунальные услуги для населения области.
1.2. Основными целями Методики являются:
- установление единого порядка формирования и утверждения тарифов и ставок платы на жилищно-коммунальные услуги для населения;
- достижение оптимального сочетания интересов производителей (поставщиков) услуг и населения;
- экономное расходование бюджетных средств;
- создание экономической заинтересованности жилищно-коммунальных предприятий в повышении эффективности использования ресурсов и снижения себестоимости оказываемых услуг.
1.3. Тарифы и ставки на жилищно-коммунальные услуги для населения (далее - тарифы и ставки), за исключением тарифов на электроэнергию и газ, устанавливаются органами местного самоуправления.
Тарифы на электроэнергию и газ устанавливаются Региональной энергетической комиссией в пределах своей компетенции.
Учитывая, что в настоящее время затраты предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению, не покрываются платежами граждан, наряду с утверждением тарифов и ставок, органы местного самоуправления также имеют право устанавливать в пределах федеральных стандартов, принимаемых Правительством РФ:
- уровень платежей населения за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в % от полной стоимости жилищно-коммунальных услуг;
- размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
1.4. Установлению (пересмотру) тарифов и ставок должна предшествовать экспертиза их экономической обоснованности. В результате экспертизы должны быть выявлены непроизводительные затраты и внутренние резервы предприятий для снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с постановлением Госстроя России от 03.10.2000 N 96 экспертиза должна проводиться организациями, имеющими аккредитацию Госстроя России. В случае отсутствия финансовой возможности экспертиза может быть проведена силами органа местного самоуправления.
2. Порядок представления материалов для установления
тарифов и ставок платы на жилищно-коммунальные услуги для населения
2.1. Структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, включает плату:
за содержание и текущий ремонт жилищного фонда,
за капитальный ремонт жилищного фонда,
за наем жилья (для нанимателей жилья),
за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, отопление, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и др.).
2.2. Для установления тарифов и ставок предприятия (организации), оказывающие перечисленные услуги, представляют в орган местного самоуправления района (города) следующие материалы:
- данные об основных экономических показателях предприятия (организации),
- сведения о фактических и проектируемых объемах оказываемых услуг - всего, в том числе по категориям потребителей (население, бюджетные учреждения, объекты социальной сферы, производственные и прочие потребители),
- отчетные и проектные калькуляции себестоимости услуг с расшифровками по статьям затрат и проекты экономически обоснованных тарифов.
Примерные формы приведены в приложениях 1-8.
В случае необходимости орган местного самоуправления может запросить у предприятия (организации) другие обосновывающие материалы.
2.3. Расчет тарифов и ставок следует осуществлять на основании данных всех предприятий (организаций), находящихся на территории муниципального образования, оказывающих ту или иную услугу. В случае невозможности получить материалы от всех предприятий, расчет осуществляется по предприятиям, оказывающим основной объем услуг населению. При формировании проектов тарифов за основу принимаются данные за последний отчетный период.
3. Порядок рассмотрения материалов для установления тарифов и ставок
платы на жилищно-коммунальные услуги для населения
3.1. Рассмотрение представленных материалов следует начинать с анализа натуральных показателей (объемы оказываемых услуг; удельный расход топлива, кг у.т. на Гкал; удельный расход электроэнергии, кВт.ч на Гкал или куб.м; удельный расход материалов на технологические нужды, кг на Гкал или куб. м). В случае существенных отклонений проектных данных от фактических следует запросить обоснование увеличения или снижения объема оказываемых услуг.
3.2. При проведении анализа себестоимости следует проверить правильность ее формирования в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции, (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (с изменениями и дополнениями).
Калькулирование себестоимости жилищно-коммунальных услуг должно осуществляться в соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, согласованной с Минэкономики России от 04.08.98 N ША-95/42-352 и утвержденной постановлением Госстроя России от 23.02.99 N 9.
3.3. Цены (тарифы), по которым топливо, электроэнергия, материалы на технологические нужды включены в себестоимость услуг, должны быть подтверждены первичными бухгалтерскими документами. Расчет затрат на оплату труда должен основываться на численности производственного персонала в соответствии с нормативами, рекомендованными Госстроем России (см. перечень нормативных актов) и тарифной ставке 1 разряда рабочих основной специальности, предусмотренной отраслевым тарифным соглашением.
3.4. По статье "Амортизация" не должно включаться оборудование, по которому полностью начислен износ, а также оборудование, не имеющее отношения к данной услуге. Переоценка основных фондов должна быть проведена с учетом реальной рыночной стоимости основных производственных фондов и их износа.
3.5. Затраты на ремонт (включая капитальный) и техобслуживание должны подтверждаться планами проведения ремонтов, сметами и титульными списками.
3.6. Общеэксплуатационные расходы должны быть подтверждены сметой.
3.7. В случае установления фактов необоснованного отнесения затрат на себестоимость в проект тарифа вносятся соответствующие коррективы, с учетом которых заполняются графа формы калькуляции "По предложению гор(рай) администрации".
4. Порядок формирования и установления тарифов и ставок
на жилищно-коммунальные услуги для населения
4.1. По результатам проведенного анализа представленных материалов рассчитываются и утверждаются единые для муниципального образования тарифы и ставки за жилищно-коммунальные услуги для населения.
При этом под тарифом понимается размер платы за единицу измерения услуги (Гкал, куб. м и т.д.), а под ставкой - размер платы за услугу с человека или кв. м площади жилья в месяц. По установленным ставкам начисляется сумма платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги.
4.2. Тарифы для населения по каждой услуге определяются следующим образом.
4.2.1. По каждому предприятию, представившему материал, рассчитывается экономически обоснованный тариф (Тпр) исходя из себестоимости с учетом внесенных в представленный проект коррективов (Спр), прибыли, исчисленной из норматива рентабельности не более 15% к себестоимости (П), и НДС:
Тпр = Спр + П + НДС.
Следует иметь в виду, что услуги по содержанию и ремонту жилья от уплаты НДС освобождены.
4.2.2. На основании экономически обоснованного тарифа по каждому предприятию и объемов услуг, оказываемых населению, определяется средневзвешенный экономически обоснованный тариф в целом по муниципальному образованию (Тср). Пример расчета приведен в приложении 9.
4.2.3. Тариф для населения (Тнас) рассчитывается исходя из средневзвешенного экономически обоснованного тарифа в целом по муниципальному образованию (Тср) и установленной в муниципальномобразовании доли платежей населения в % от полной стоимости жилищно-коммунальных услуг (Днас):
Тнас = Тср х Д нас : 100.
Например, на услуги водоснабжения Тср составил 3,00 руб. за куб. м, Днас установлена в размере 70%, в этом случае Тнас равен 2,10 руб. за куб. м (3,00 х 70 : 100).
4.3. Ставки (Снас), по которым осуществляется начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, определяются следующим образом.
4.3.1. По каждому виду услуг устанавливаются нормы потребления. Расчет норм осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными приказом Минэкономики России от 06.05.99 N 240.
4.3.2. Исходя из установленных норм потребления с учетом степени благоустройства жилищного фонда (N) и тарифов для населения (Тнас) по каждой услуге рассчитываются ставки:
Снас = Тнас х N.
Например, для жилищного фонда с полным типом благоустройства норма потребления на услуги водоснабжения установлена в размере 6,2 куб. м на 1 чел. в месяц, тариф для населения составил 2,10 руб. за куб. м, ставка будет равна 13,02 руб. с чел. в месяц (6,20 х 2,10).
4.3.3. Ставки оплаты за содержание (техобслуживание) и отопление жилья следует дифференцировать по площади. За площадь по социальной норме (18 кв. м на человека) ставка рассчитывается исходя из тарифа для населения, за дополнительную площадь 20 кв.м на семью - из тарифа для населения с повышающим коэффициентом, устанавливаемым администрацией области, за площадь, превышающую социальную норму, - из полного тарифа.
Например, Тср на услуги теплоснабжения составил 350 руб. за Гкал, доля платежей населения установлена в размере 70%, Тнас равен 245 руб. за Гкал (350 х 70 : 100), действующая норма потребления - 0,02 Гкал на 1 кв. м в месяц. В этом случае:
ставка за отопление площади по социальной норме 18 кв. м на 1 человека (S1) составит 245 х 0,02 = 4,90 руб. за кв. м в месяц,
ставка за отопление дополнительной площади 20 кв. м на семью (S2) составит 4,90 х 1,2 = 5,88 руб. за кв. м в месяц,
ставка за отопление сверхнормативной площади (S3) составит 350 х 0,02 = 7,00 руб. за кв.м в месяц.
Аналогичным образом осуществляется расчет ставок за содержание (техобслуживание) жилья.
4.3.4. Ставки платы за содержание (техобслуживание) жилья по усмотрению органа местного самоуправления могут быть дифференцированы от капитальности жилищного фонда, его месторасположения, близости к транспортным развязкам.
4.3.5. Ставки платы за наем жилых помещений и капитальный ремонт дифференцируются в зависимости от типа зданий (материала конструктивных элементов). Методика расчета ставок платы за наем жилых помещений в домах муниципального и государственного жилищных фондов утверждена распоряжением губернатора области от 22.05.96 N 678-р, методика расчета отчислений на капитальный ремонт жилищного фонда утверждена постановлением губернатора от 09.07.99 N 221.
4.4. Рассчитанные в соответствии с приведенным порядком тарифы и ставки оформляются прейскурантом (примерный макет приведен в приложении 10) и утверждаются в соответствии с Уставом района (города) - главой или представительным органом местного самоуправления (Земским собранием, думой и т.п.).
4.5. Тарифы (ставки) на жилищно-коммунальные услуги для населения целесообразно устанавливать не менее чем на год, при этом тарифы (ставки) должны утверждаться не позднее, чем за месяц до даты их введения с обязательным опубликованием в средствах массовой информации района (города) и объяснением причин пересмотра тарифов.
5. Перечень нормативных актов по вопросам ценообразования на жилищно-коммунальные услуги:
Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ, одобренная Указом Президента РФ от 28.04.97 N 425
Федеральные законы:
"Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.92 N 4218-1 (с изменениями);
"Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 29.08.95 N 154-ФЗ;
"О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" от 14.04.95 N 41-ФЗ.
Постановления Правительства РФ
от 05.08.92 N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции, (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" (с изменениями);
от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (с изменениями);
от 04.02.97 N 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию" (с изменениями);
от 12.02.99 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ";
от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения";
от 15.12.2000 N 965 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000-2001 годы";
от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов".
Методические рекомендации:
Методические указания по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденные Комитетом РФ по муниципальному хозяйству от 22.02.94;
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные приказом Госстроя России от 26.12.97 N 17-139;
Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, согласованная с Минэкономики России от 04.08.98 N ША-95/42352 и утвержденная постановлением Госстроя России от 23.02.99 N 9;
Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденные приказом Госстроя России от 22.03.99 N 65;
Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденные приказом Госстроя России от 22.03.99 N 66;
Методические рекомендации по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные приказом Минэкономики России от 06.05.99 N 240;
Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда, утвержденные приказом Госстроя России от 09.12.99 N 139;
Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные приказом Госстроя России от 30.12.99 N 168;
Методические рекомендации по организации и проведению текущего ремонта жилищного фонда всех форм собственности, утвержденные приказом Госстроя России от 30.12.99 N 170;
Рекомендации по определению нормативной численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, утвержденные приказом Госстроя России от 15.08.2000 N 182;
Рекомендации по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденные приказом Госстроя России от 22.08.2000 N 191.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.