Постановление Правительства Нижегородской области
от 4 ноября 2002 г. N 289
"Об утверждении Нижегородской областной целевой программы
"Старшее поколение" на 2003 - 2005 годы"
В целях дальнейшего осуществления мероприятий по обеспечению социальной защиты и улучшению положения граждан старшего поколения Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Нижегородскую областную целевую программу "Старшее поколение" на 2003 - 2005 годы (далее - Программа).
2. Министру финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву) ежегодно при формировании бюджета предусматривать выделение средств на реализацию Программы с ежегодным уточнением объемов ассигнований.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать районные (городские) целевые программы "Старшее поколение" на 2003 - 2005 годы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра труда и социальной защиты Нижегородской области Суворова Г.А.
Губернатор |
Г.М. Ходырев |
Нижегородская областная целевая программа
"Старшее поколение" на 2003-2005 годы
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 4 ноября 2002 г. N 289)
Паспорт
Нижегородской областной целевой программы
"Старшее поколение" на 2003 - 2005 годы
/----------------------------------------------------------------------\
| Наименование | Нижегородская областная целевая программа |
| Программы | "Старшее поколение" на 2003 - 2005 годы |
|--------------------+-------------------------------------------------|
| Основание для | Постановление Правительства Российской |
| разработки | Федерации от 29 января 2002 года N 70 |
|--------------------+-------------------------------------------------|
| Государственный | Министерство труда и социальной защиты |
| заказчик и | Нижегородской области |
| основной | |
| разработчик | |
| Программы | |
|--------------------+-------------------------------------------------|
| Цель Программы | Повышение качества жизни граждан старшего |
| | поколения на основе развития сети учреждений |
| | социального обслуживания и совершенствования их |
| | деятельности, обеспечения доступности |
| | медицинской помощи, образовательных, культурно- |
| | досуговых и иных услуг, содействия активному |
| | участию пожилых граждан в жизни общества. |
| | Усиление внимания к ветеранам Великой |
| | Отечественной войны |
|--------------------+-------------------------------------------------|
| Сроки реализации | 2003-2005 годы |
| Программы | |
|--------------------+-------------------------------------------------|
| Основные | Обеспечение повышения социальной защищенности, |
| мероприятия | улучшения социального положения пожилых |
| Программы | людей, повышения уровня их адаптации в |
| | современных условиях и активного участия в |
| | жизни общества; создание оптимальной сети |
| | учреждений социального обслуживания, |
| | обеспечивающих предоставление социальных услуг |
| | пожилым людям; поддержка деятельности |
| | общественных объединений по защите прав и |
| | интересов пожилых людей, оказанию им помощи. |
| | Определение дополнительных мер социальной |
| | поддержки ветеранов Великой Отечественной |
| | войны. |
|--------------------+-------------------------------------------------|
| Исполнители | - Министерство труда и социальной защиты |
| мероприятий | Нижегородской области, министерство |
| Программы | здравоохранения Нижегородской области, |
| | министерство культуры Нижегородской области, |
| | министерство строительства и жилищно- |
| | коммунального хозяйства Нижегородской области, |
| | министерство экономики и развития |
| | предпринимательства, министерство |
| | агропромышленного комплекса Нижегородской |
| | области, комитет по физической культуре, спорту |
| | и туризму Нижегородской области, министерство |
| | финансов Нижегородской области, органы местного |
| | самоуправления, Нижегородская областная |
| | общественная организация ветеранов |
| | (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и |
| | правоохранительных органов и иные общественные |
| | ветеранские объединения. |
|--------------------+-------------------------------------------------|
| Предполагаемые | - Средства областного бюджета - 41620 тыс. |
| объем и источники | руб., в т.ч. 2003 г. - 14200 тыс. руб., 2004 г. |
| финансирования | - 11970 тыс. руб., 2005 г. - 15450 тыс. руб. |
| Программы | - Средства федерального бюджета - 9200 тыс. |
| | руб., в т.ч. 2003 г. - 3070 тыс. руб., 2004 г. |
| | - 3070 тыс. руб., 2005 г. - 3060 тыс. руб. |
|--------------------+-------------------------------------------------|
| Ожидаемые конечные | - Усиление защиты прав и законных интересов |
| результаты | ветеранов Великой Отечественной войны, пожилых |
| реализации | людей; улучшение социального положения |
| Программы | ветеранов Великой Отечественной войны, пожилых |
| | людей за счет выравнивания показателей |
| | социального обслуживания, приближения состава и |
| | объема предоставляемых услуг к потребностям |
| | общества; создание учреждений нового типа для |
| | предоставления ветеранам, гражданам старшего |
| | поколения жизненно важных услуг |
| | (геронтологические отделения, дома малой |
| | вместимости, отделения временного пребывания, |
| | социально-медицинской помощи, |
| | специализированные жилые дома, центры (клубы) |
| | для пожилых граждан и т.д.); повышение уровня |
| | социальной адаптации пожилых людей и упрочение |
| | социальных связей; усиление координации |
| | деятельности органов государственной власти, |
| | органов местного самоуправления и общественных |
| | объединений по социальной защите граждан |
| | старшего поколения |
|--------------------+-------------------------------------------------|
| Система контроля | - Контроль за реализацией мероприятий Программы |
| за исполнением | осуществляется в установленном порядке |
| Программы | министерством труда и социальной защиты |
| | Нижегородской области совместно с |
| | заинтересованными органами исполнительной |
| | власти Нижегородской области. |
\----------------------------------------------------------------------/
Введение
Одной из особенностей современной демографической ситуации в Нижегородской области является высокая численность лиц пожилого возраста (каждый четвертый житель области - человек пенсионного возраста). В перспективе (после 2007 года) прогнозируется динамичное увеличение доли пожилых людей в составе населения.
В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны органов власти.
Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
Важным шагом в этом направлении явилась реализация в 1998 - 2001 годах мероприятий областной комплексной межведомственной целевой программы "Старшее поколение", в рамках которой совершенствовалась инфраструктура социальной защиты. В городах и районах области открыто 10 муниципальных центров социальной помощи населению, 10 дневных отделений муниципальных центров. Получило развитие новое направление: социально-медицинское обслуживание тяжелобольных пожилых людей на дому. В 2,5 раза возросла численность граждан, получивших медицинский уход и социальную помощь (1400 человек). Сложилась система оказания гражданам старшего поколения жизненно необходимых бытовых услуг по социально низким ценам (25 видов услуг). Создана сеть социальных магазинов для малоимущих граждан. Осуществлялись мероприятия по социальной защите граждан пожилого возраста, укреплению здоровья и оптимизации среды их жизнедеятельности, созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей (конкурсы самодеятельности ветеранов, выставки художественного творчества пожилых людей и т.д.), по формированию дополнительных организационных, правовых, социально-экономических условий деятельности государственных систем и служб, ответственных за социальное благополучие пожилых людей.
Повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения на основе изменения политики доходов, усиления их правовой защиты, предоставления социальных услуг и адресной помощи, способствующих нормальной жизнедеятельности, остается главной целью государственной социальной политики в отношении пожилых людей.
Областная межведомственная целевая программа "Старшее поколение" на 2003 - 2005 годы (далее именуется - Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2002 г. N 70.
Программа подготовлена Министерством труда и социальной защиты Нижегородской области при участии заинтересованных органов исполнительной власти и организаций с учетом предложений органов социальной защиты и общественных организаций.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Социально-демографические характеристики процесса старения населения в Нижегородской области претерпевают определенные изменения.
Показательно, что общая численность пожилых людей с 1998 года снижается (1998 год - 3,7 млн. человек, 1999 год - 3,68 млн. человек, 2000 год - 3,66 млн. человек, 2001 год - 3,63 млн. человек), однако продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 85 лет и старше.
По классификации ООН старым называют население, в составе которого 7% жителей в возрасте 65 лет и старше. В Нижегородской области таких жителей 15,4%, т.е. население области является демографически старым.
Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В конце 60-х годов различие составляло 8-9 лет, к 1994 году оно увеличилось до 13,6 года. В настоящее время женщины живут дольше мужчин на 12 лет. Из общей численности населения женщины составляют 53,2 %, мужчины - 46,8 %.
Диспропорция мужского и женского населения тем больше, чем старше возрастная группа. Вместе с тем с 1998 года резко увеличилась численность мужчин, перешагнувших 70-летний возрастной рубеж, так как эта группа - первая, не участвовавшая в войне.
Большинство пожилых людей проживает в сельской местности (30,2 % населения). Старение населения сильнее выражено у сельских жителей: в 1999 году среди сельских жителей пожилые люди составляли 31,3 процента, среди жителей городов - 19,9 процента.
В период до 2007 года процесс старения временно стабилизируется. Доля лиц пожилого возраста предположительно будет составлять 20,6 процента общей численности населения.
В дальнейшем, в период до 2016 года, ожидается, что процесс демографического старения населения отразится на возрастной структуре населения. Низкая рождаемость и рост ожидаемой продолжительности жизни приведут к увеличению доли пожилых людей в структуре населения (2010 год - 22 процента, 2014 год - 23,8 процента, 2016 год - 24,8 процента).
При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения пожилых людей, имеется в виду, что средний возраст населения области устойчиво увеличивается, причем население городов и сельской местности стареет неравномерно. Высокая доля пожилых людей в структуре населения области в долгосрочной перспективе сохранится.
Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности. Среди пожилых людей только 22 процента практически здоровых.
Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения.
Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.
Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.
Ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.
В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торговобытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
В 2002 году в Нижегородской области действует 122 учреждения социального обслуживания, 488 различных подразделений в структуре муниципальных центров социальной помощи населению или органов социальной защиты населения, предоставляющих социальные услуги пожилым людям. Ежегодно в них рассматривается около 4 млн. обращений граждан по различным вопросам.
Учитывая высокую востребованность населением социальных услуг, предоставляемых учреждениями и органами социальной защиты населения, актуальным остается развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг. В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей требуется создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.
Положение пожилых людей нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества, усиление внимания к ветеранам Великой Отечественной войны.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (геронтологические отделения, дома малой вместимости, специализированные жилые дома, социально-медицинские отделения, центры (клубы) для пожилых людей и другие);
разработка и внедрение новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и социальных технологий, приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества;
содействие повышению уровня социальной адаптации пожилых людей, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов;
поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера;
содействие процессу социальной интеграции пожилых людей с привлечением учреждений социальной сферы, общественных объединений;
усиление координации деятельности органов исполнительной власти области и местного самоуправления в части решения актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения;
организация работы по подготовке и празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
3. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2003 - 2005 годы.
4. Система программных мероприятий
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения ветеранов Великой Отечественной войны, пожилых людей, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества.
Сохраняется преемственность концепции Программы и ее мероприятий с системой программных мероприятий, реализованной в 1998 - 2001 годах.
Организационно-правовые и методологические вопросы
социальной защиты граждан старшего поколения
В целях устойчивого функционирования системы социальной защиты граждан пожилого возраста предусматривается совершенствование работы по подбору, подготовке и повышению квалификации кадров социальных работников, проведение кодификации и систематизации нормативной правовой базы деятельности учреждений социального обслуживания, дальнейшее развитие информационного обеспечения их деятельности.
Меры по улучшению социального положения
граждан старшего поколения
Положительную роль в предупреждении и лечении заболеваний в пожилом возрасте будут играть мероприятия по улучшению материально-технической базы учреждений здравоохранения, обслуживающих пожилых людей, госпиталей ветеранов войн, санаторно-реабилитационных центров, учреждений отдыха.
Предполагается осуществление мероприятий по оказанию адресной помощи и услуг гражданам старшего поколения.
Для улучшения социального положения граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, планируется продолжить работу по укреплению материальной базы домов-интернатов и домов милосердия. Предполагается осуществление мероприятий по повышению качества работы стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста: создание на их базе геронтологических отделений и отделений для обслуживания тяжело больных пожилых людей, отделений временного пребывания, намечается создание оптимальной сети нестационарных учреждений и служб социальной защиты и поддержки пожилых людей, улучшение жилищных условий граждан старшего поколения путем строительства специализированных жилых домов.
Предполагается с учетом социально-экономического положения районов (городов) области осуществление мер по формированию в городах и районах области пакета гарантированных государством и дополнительных социальных услуг, предоставляемых гражданам службами органов социальной защиты населения.
Планируется проведение мероприятий, направленных на развитие самообеспечения пожилых граждан.
Меры по подготовке и проведению 60-летия Победы
в Великой Отечественной войне и повышению роли
граждан старшего поколения в общественной жизни
Предполагается осуществление мероприятий по подготовке и проведению 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, по оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности граждан старшего поколения, а также мероприятий по поддержке деятельности общественных объединений в интересах пожилых людей.
5. Ресурсное обеспечение Программы
В 2003 - 2005 г.г. на реализацию программных мероприятий потребуется направить из средств областного бюджета 41620 тыс. руб., в том числе:
в 2003 г. - 14200 тыс. руб.;
в 2004 г. - 11970 тыс. руб.;
в 2005 г. - 15450 тыс. руб.
объемы государственных капитальных вложений на строительство и реконструкцию объектов социальной сферы ежегодно уточняются при разработке проектов областного бюджета и областной адресной инвестиционной программы.
6. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области.
Исполнителями мероприятий Программы являются министерства труда и социальной защиты, финансов, здравоохранения, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, экономики и развития предпринимательства, агропромышленного комплекса, культуры, органы местного самоуправления (по согласованию), общественные организации (по согласованию), с которыми государственный заказчик заключает на конкурсной основе контракты (договоры). При реализации мероприятий государственный заказчик Программы уточняет объемы необходимых ассигнований для их финансирования в очередном году и представляет проект соответствующей бюджетной заявки с ее обоснованием в министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области и министерство финансов Нижегородской области для включения в перечень федеральных и региональных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального и областного бюджетов на очередной финансовый год.
Государственный заказчик осуществляет меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы: осуществляет контроль за своевременным выполнением намеченных мероприятий, выносит на рассмотрение Правительства Нижегородской области по согласованию с исполнителями предложения по корректировке отдельных положений Программы, готовит аналитические записки по результатам выполнения мероприятий Программы.
7. Организация контроля за ходом реализации Программы
Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляется Министерством труда и социальной защиты Нижегородской области совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, ветеранскими общественными организациями (по согласованию).
Вопросы о ходе реализации мероприятий Программы и об эффективности использования финансовых средств по мере необходимости рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов заинтересованных органов исполнительной власти области.
8. Социально-экономические последствия и оценка эффективности
реализации Программы
Эффективность реализации Программы определяется:
увеличением возможности получения пожилыми людьми дифференцированного социального обслуживания в зависимости от их состояния здоровья и способности к самообслуживанию;
увеличением способности системы органов социальной защиты населения в предоставлении различных видов помощи и услуг для решения жизненных проблем ветеранов;
снижением негативного отношения к гражданам старшего поколения со стороны иных возрастных групп;
улучшением социального самочувствия ветеранов Великой Отечественной войны;
активизацией деятельности общественных ветеранских организаций.
Реализация мероприятий Программы позволит:
усилить защиту прав и законных интересов граждан старшего поколения;
улучшить социальное положение пожилых людей посредством целенаправленных мероприятий по оказанию им адресной социальной помощи и услуг;
способствовать повышению качества жизни пожилых людей - комплексного показателя, отражающего состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, гармоничные отношения в обществе;
обеспечить более широкий доступ пожилых людей к культурным ценностям, образовательным, просветительским, информационным, консультативным и развлекательным программам;
стимулировать и поддерживать активную жизненную позицию пожилых людей в целях их интеграции в современное общество, улучшения семейных отношений, участия в общественных объединениях и посильной трудовой деятельности;
способствовать развитию сети учреждений социальной сферы, в том числе специализированных учреждений и учреждений нового типа, повышению качества обслуживания пожилых людей;
усилить координацию деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по организации предоставления гражданам старшего поколения услуг социальной сферы.
Перечень мероприятий Нижегородской областной целевой программы
"Старшее поколение" на 2003 - 2005 годы
N | Мероприятие | Срок исполне- ния |
Предполагаемый объем финансирования (тыс. руб) |
В том числе | Предполагаемый источник финансирования |
Исполнитель | Ожидаемые результаты |
||
2003 | 2004 | 2005 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
I. Организационно-правовые и методологические вопросы социальной защиты граждан старшего поколения | |||||||||
1 | Совершенствование работы по подбору, подготовке и повышению квалификации кадров социальных работников: |
900 | 300 | 300 | 300 | Повышение квалификации и совершенствование мастерства работников учреждений социального обслуживания, развитие инициативы и новаторства, распространение передовых форм и методов работы, содействие установлению деловых контактов, повышению престижности социальной работы с пожилыми людьми |
|||
- осуществление на базе учебных заведений, курсов повышения квалификации профессиональной подготовки кадров социальных работников в соответствии с квалификационными требованиями; |
2003-2005 | текущее финансирование |
Внебюджетные средства |
Министерство труда и соцзащиты, рай(гор) управления соцзащиты населения (по согласова- нию) |
|||||
- обеспечение систематического проведения семинаров, совещаний, для различных категорий специалистов органов и учреждений социальной защиты населения; |
2003-2005 | - " - | |||||||
- проведение областного собрания работников социальной защиты населения по проблемам обеспечения социального благополучия граждан старшего поколения; |
2005 | 150 | 150 | ||||||
- проведение областного конкурса профессионального мастерства работников учреждений социального обслуживания; |
2004 | 150 | 150 | Областной бюджет |
- " - | ||||
- проведение областного (в рамках Всероссийского) конкурса социальных проектов, направленных на активизацию деятельности общественных объединений в сфере защиты интересов граждан старшего поколения, предоставления им услуг, налаживания социальных контактов |
2003 | 150 | 150 | - " - | - " - | ||||
- проведение областного торжественного собрания, посвященного Дню социального работника |
ежегодно 08.06 |
450 | 150 | 150 | 150 | Областной бюджет |
Министерство труда и соцзащиты |
||
2 | Продолжение работы по упорядочению действующих нормативных актов по вопросам социальной защиты с целью их согласования, устранения противоречий и более эффективного использования. |
2003-2005 | - | - | - | - | - | - " - | Улучшение организации деятельности учреждений социального обслуживания, развитие данных учреждений на единой правовой основе |
3 | Выработка стратегии развития социального обслуживания граждан старшего поколения до 2005 г. общественным консультативным органом - областным Советом директоров муниципальных центров социальной помощи населению. |
2003-2005 | - | Министерство труда и соцзашиты |
Активизация роли работников муниципальных центров в формировании социальной политики области в отношении пожилых людей |
||||
4 | Изготовление и обеспечение служебных удостоверений работникам органов социальной защиты населения в соответствии с письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 11.06.1996 N 2453/1- 34 "О введении примерного образца удостоверения социального работника". |
2003 | 100 | 100 | Областной бюджет |
Министерство труда и социальной защиты |
Обеспечение исполнения работниками органов социальной защиты служебных обязанностей |
||
ИТОГО: | 1000 | 400 | 300 | 300 | |||||
Из них: областной бюджет |
1000 | 400 | 300 | 300 | |||||
II Меры по улучшению социального положения граждан старшего поколения Совершенствование медицинского обслуживания пожилых людей |
|||||||||
1 | Проведение мониторинга показателей здоровья населения старше трудоспособного возраста с целью изучения его потребности в различных видах и объеме медицинской помощи |
2003-2005 | Текущее финансирование |
Областной бюджет |
Минздрав области |
Получение объективных данных о динамике показателей здоровья старшего поколения, влияющих на качество жизни |
|||
2 | Продолжение организации гериатрических кабинетов, отделений медико - социальной помощи в амбулаторно - поликлинических учреждениях здравоохранения г.г. Н. Новгорода, Дзержинска, Арзамаса, Балахны, Богородска, Бора, Выксы,Заволжья, Городца, Кстова, Кулебак, Лыскова, Павлова, Семенова, Сергача, Шахуньи Завершение работы по организации кабинетов и отделений гериатрического профиля в остальных райцентрах области |
2003-2004 2005 |
Текущее финансирование |
- " - - " - |
Минздрав области - " - |
||||
3 | Организация службы "Хоспис на дому" как инновационной структуры социальной медицинской помощи гражданам пожилого возраста |
2003-2005 | - " - | Областной бюджет |
Минздрав области |
Приближение мед. помощи к месту жительства, организация новых эффективных форм стационарной помощи больным пожилого возраста, снижение затрат на данный вид услуг |
|||
4 | Расширение сети отделений сестринского ухода в целях улучшения качества медико - социальной помощи гражданам пожилого и старческого возраста, имеющим ограничения в возможности самообслуживания |
2003-2005 | - " - | Областной бюджет |
Минздрав области |
Реструктуризация коечного фонда учреждений здравоохранения и расширение числа отделений по уходу за пожилыми и престарелыми |
|||
5 | Обеспечение существующих и вновь открываемых лечебных учреждений гериатрического профиля новым технологическим оборудованием, изделиями медицинского назначения и техническими средствами, облегчающими уход за больными пожилого возраста, а также санитарным автотранспортом |
2003-2005 | - " - | Областной бюджет |
Минздрав области |
Обеспечение эффективных геронтотехнологий в ходе лечебно- диагностических и реабилитационных мероприятий |
|||
6 | Создание базы для прохождения специализации врачей и средних медицинских работников по геронтологии, гериатрии и медико- социальной помощи (Областной геронтологический центр) |
2003-2004 | - " - | Областной бюджет |
Минздрав области |
Улучшение организации подготовки и повышения квалификации врачей и среднего медперсонала в области гериатрии, координации научных исследований в области геронтологии и развития новых геронтотехнологий |
|||
7 | Возобновление реконструкции областного геронтологического центра (клинической больницы N 3) с завершением строительства лечебно - диагностического корпуса к 2004 г., строительства котельной и пищеблока к 2005 г. |
2003-2005 | Текущее финансирование |
Федеральный, областной бюджеты |
Минздрав области |
Создание оптимальных условий для деятельности регионального гериатрического центра |
|||
8 | Продолжение научно- исследовательской работы по следующей тематике: - организационно - методические основы оказания гериатрической помощи городскому и сельскому населению; - изучение роли метаболических и гормональных нарушений в процессе старения; - изучение кардио- церебральных нарушений в возрастном аспекте; - оптимизация медицинского обслуживания пожилых в домах-интернатах |
2003-2005 | Текущее финансирование |
Областной бюджет |
Минздрав области |
Использование научного потенциала в целях развития гериатрической помощи населению области |
|||
9 | Проведение межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные вопросы социальной геронтологии и клинической гериатрии", посвященной 90-летию клинической больницы N 3 (НОГЦ) |
2003 (ноябрь) |
- " - | Привлечение внебюджетных источников финансирования |
Минздрав области |
Улучшение условий подготовки специалистов в области гериатрии |
|||
10 | Подготовка и выпуск руководства для врачей "Основы гериатрии" |
2004 | - " - | - " - | Минздрав области |
Пропаганда здорового образа жизни среди граждан старшего возраста |
|||
Социальная поддержка и социальное обслуживание пожилых людей | |||||||||
1 | Открытие санаторно - реабилитационного центра "Пушкино" |
2003 | Текущее финансирование |
Областной бюджет |
Министерство труда и соцзащиты |
Более полное удовлетворение потребности ветеранов в санаторно - курортном лечении |
|||
2 | Организация отдыха и оздоровления пожилых людей из числа льготных категорий. |
2003-2005 | Текущее финансирование |
Областной, федеральный бюджеты |
Министерство труда и соцзащиты |
Социально - бытовая, социально - психологическая адаптация пожилых людей |
|||
3 | Обеспечение закупки и поставки социальных транспортных средств для пожилых граждан из числа инвалидов нуждающихся по медицинским показаниям в их получении |
2003-2005 | Текущее финансирование |
Федеральный бюджет Областной бюджет |
- " - | Обеспечение средствами реабилитации пожилых граждан, ставших инвалидами |
|||
4 | Строительство и ремонт стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, в т.ч.: |
23600 | 8100 | 6000 | 9500 | Областной бюджет |
Министерство строительства и ЖКХ, министерство труда и соцзащиты, органы местного самоуправле- ния (по согласованию) |
Оптимизация сети стационарных учреждений социального обслуживания, дальнейшее разукрупнение действующих учреждений, сокращение очередности на получение мест в стационарах. Улучшение водо- и теплоснабжения проживающих. Снижение стоимости содержания интерната. Улучшение условий проживания. |
|
- строительство реабилитационного корпуса в Городецком психоневрологическом интернате; дома милосердия г. Выкса |
2004-2005 2003 |
6500 1600 |
1600 |
4000 | 2500 | ||||
- газификация Бутурлинского психоневрологического дома-интерната; Вознесенского дома интерната; Понетаевского дома интерната; |
2003 2003 2004-2005 |
6500 2500 6500 |
6500 |
2000 |
2500 4500 |
||||
5 | Разработка нормативно-правовой документации по развитию геронтологической службы в учреждениях социальной защиты |
2003 | Текущее финансирование |
Областной бюджет |
- " - | Разработка типового положения по геронтологическому отделению и типового штатного расписания геронтологического отделения |
|||
6 | Открытие в стационарных учреждениях отделений "Милосердия" для тяжелобольных пожилых людей, в т.ч.: Зеленый город - 100 мест Нижегородский - 25 мест |
2003-2005 2003-2005 2003 |
1500 1200 300 |
600 300 300 |
400 400 |
500 500 |
Областной бюджет - " - - " - |
Министерство труда и социальной защиты |
Повышение качества социального обслуживания пожилых граждан, проживающих в стационарных учреждениях |
7 | Продолжение работы по приведению стационарных учреждений в соответствие с требованиями Правил противопожарной безопасности. |
2003-2005 г.г. |
15000 | 5000 | 5000 | 5000 | Областной бюджет |
Министерство труда и социальной защиты |
Обеспечение безопасности условий проживания граждан в стационарных учреждениях |
8 | Создание оптимальной сети учреждений и служб социальной защиты и поддержки пожилых граждан с учетом социально - экономического положения района (города) а) Дальнейшее развитие инфраструктуры органов соцзащиты: - ремонт муниципального центра социальной помощи населению р.п. Пильна; - реконструкция здания отделения дневного пребывания пенсионеров и инвалидов в г. Балахна; 2005 - Приокский 2004 - Бутурлинский, сельских общественного 2005-5 ед.) - открытие отделений соцпомощи на дому (2003 - 20 ед., 2004 - 3 ед., 2005 - 1 ед.) - открытие отделений социально- медицинской помощи на дому (2003 - 12 ед., 2004 - 2 ед., 2005 - 2 ед.) |
2003-2004 2003 2003-2005 |
9000 Текущее финансирование - " - - " - |
3000 | 3000 | 3000 | Федеральный бюджет |
Министерство труда и соцзащиты, рай(гор) управления соцзащиты (по согласованию) |
Поддержка и социальная адаптация ветеранов, более полное удовлетворение потребности пожилых граждан в социальном, социально- медицинском обслуживании |
б) Приобретение автотранспорта и оборудования для муниципальных центров соцпомощи населению (в рамках программы "Старшее (2003 -2 ед., 2004 - - оборудование для ремонтных мастерских (одежды и обуви) (2003 - 3 ед., 2004 - 3 ед., 2005 - 4 ед.) - оборудование для парикмахерских (2003 - 3 ед., 2004 - 3 ед., 2005 - 4 ед.) - оборудование для физиотерапевтических и диагностических кабинетов (2003 - 3 ед., 2004 - 3 ед., 2005 - 4 ед.) - мини-прачечные (2003 - 3 ед., 2004 - 3 ед., 2005 - 4 ед.) |
2003-2005 | 9000 | 3000 | 3000 | 3000 | Федеральный бюджет |
|||
9 | Совершенствование адресной социальной поддержки граждан пожилого возраста в рамках реализации Концепции адресной социальной поддержки семьи в Нижегородской области |
2003-2005 | 170 | 170 | Областной бюджет |
Министерство труда и соцзащиты |
Формирование эффективной системы адресной государственной социальной помощи малоимущим гражданам старшего поколения, обеспечивающей им достаточный уровень жизни и равные социальные гарантии |
||
- осуществление мер по формированию в городах и районах области пакета гарантированных государством услуг, предоставляемых пожилым людям учреждениями и службами органов социальной защиты населения |
2003-2005 | Текущее финансирование |
|||||||
- развитие дополнительных платных по социально низким ценам услуг, предоставляемых ветеранам учреждениями и службами органов социальной защиты населения |
2003-2005 | - " - | |||||||
- изучение вопроса о введении дифференцированного обслуживания на дому пожилых людей |
2005 | - " - | Министерство труда и соцзащиты |
Обслуживание пожилых людей на дому с учетом степени потери ими способности к самообслуживанию, экономия бюджетных средств |
|||||
Внедрение в практику работы индивидуального социального обслуживания граждан на условиях договора пожизненного содержания с иждивением Развитие информационного обеспечения деятельности учреждений и органов социальной защиты населения: |
2003 | - " - | Министерство труда и соцзащиты |
Создание пожилым гражданам комфортных условий проживания, защита ветеранов от противоправных действий, пополнение фонда муниципального жилья Повышение качества принятия управленческих решений. |
|||||
- создание и сопровождение персонифицированной базы данных "Старшее поколение" (разработка концепции, приобретение сервера базы данных и системного обеспечения); |
2003-2004 | 170 | 170 | Областной бюджет |
Министерство труда и соцзащиты |
Совершенствование учета пожилых граждан, нуждающихся в поддержке государства. Повышение оперативности в получении информации о которым поддержка. Совершенствование системы учета всех видов соцподдержки, различными организациями |
|||
- подготовка программного обеспечения для персонифицированного учета граждан, нуждающихся в адресной социальной поддержке; |
2003-2004 | - | |||||||
- разработка программных средств учета граждан старшего поколения, имеющих право на льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", и информационных технологий для предприятиями, предоставляющими предусмотренные законодательством льготы ветеранам. |
|||||||||
10 | Совершенствование деятельности существующей сети социальных магазинов для малоимущих граждан: - анализ практики работы действующих социальных торговых точек; - подготовка предложений по улучшению работы (отделов), поиску путей удешевления товаров, расширению категорий обслуживания |
Ежегодно | - | Министерство труда и соц.защиты, министерство экономики и развития предприни- мательства |
Улучшение торгового обслуживания малоимущих |
||||
11 | Проведение областного конкурса "Лучшее ветеранское подворье" и его микрокредитование Организация смотров, конкурсов "Мой сад", "Мой огород", "Мое хозяйство", выставок сельскохозяйственной и другой продукции, произведенной ветеранами Содействие в реализации выращенной ветеранами продукции |
2003-2005 2003-2005 |
Текущее финансирование - " - |
Областной, местные бюджеты (по согласованию с органами местного самоуправле- ния) |
Министерство агропромыш- ленного комплекса, министерство труда и соцзащиты, областной совет ветеранов, рай (гор) управления соцзащиты населения Органы местного самоуправле- ния, управления соцзащиты населения (по согласованию) - " - |
Совершенствование мер по развитию самообеспечения |
|||
12 | Использование адресной социальной поддержки неработающих пенсионеров через заключаемые в организациях (предприятиях), учреждениях области коллективные договоры |
постоянно | Министерство труда и соцзащиты, рай(гор) администра- ции, профсоюзные комитеты организаций (предприя- тий), учреждений (по согласованию) |
Улучшение материального и социального положения пожилых людей |
|||||
Итого: | 49270 | 16700 | 14570 | 18000 | |||||
В том числе: - областной бюджет |
40270 |
13700 |
11570 |
15000 |
|||||
- федеральный бюджет | 9000 | 3000 | 3000 | 3000 | |||||
III. Меры по подготовке и проведению 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и повышению роли граждан старшего поколения в общественной жизни |
|||||||||
1 | Разработка плана проведения областных мероприятий по подготовке и проведению 60-летия Победы в Великой Отечественной войне |
2003 | - | Управление организацион- ной работы Администрации Губернатора, министерство труда и социальной защиты, министерство здравоохране- ния, министерство культуры, министерство образования и науки |
Организация и проведение мероприятий в связи с празднованием 60- летия Победы в Великой Отечественной войне |
||||
2 | Подготовка предложений в Законодательное Cобрание области о проведении в 2005 году в связи с празднованием 60- летия Победы в Великой Отечественной войне областного Года ветеранов |
2003 | - | Министерство труда и социальной защиты |
Осуществление мер по социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны в ходе подготовки и празднования 60- летия Победы, усиление внимания к ветеранам |
||||
3 | Разработка плана мероприятий по проведению областного Года ветеранов, проведение необходимой организаторской работы по его реализации |
2003-2005 | - | Министерство труда и социальной защиты, министерство здравоохране- ния, министерство культуры, министерство образования и науки |
- " - | ||||
4 | Разработка областной "Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области на 2003 - 2005 годы" |
2003 | - | Министерство науки, министерство культуры, министерство труда и социальной защиты, министерство здравоохране- ния, управление организацион- ной работы Администрации Губернатора |
- " - | ||||
5 | Подготовка предложений в Законодательное Собрание Нижегородской области об установлении в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне статуса "Заслуженный ветеран области" |
2004 | - | Министерство труда и социальной защиты, департамент государствен- но-правового обеспечения |
- " - | ||||
6 | Проведение мероприятий, посвященных 60-летию основных великих сражений времен Великой Отечественной войны |
2004-2005 | Текущее финансирование |
Областной бюджет |
Управление организацион- ной работы Администрации Губернатора, министерство финансов, органы местного самоуправле- ния (по согласованию) |
- " - | |||
7 | Проведение областной акции "Забота" по обследованию материально - бытовых условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны, определению реальных потребностей ветеранов в индивидуальной помощи и осуществлению мер социальной адресной поддержки |
2003-2005 | Текущее финансирование |
Местные бюджеты (по согласованию с органами местного самоуправле- ния) |
Министерство труда и социальной защиты, органы местного самоуправле- ния, рай(гор) управления социальной защиты населения (по согласованию) |
- " - | |||
8 | Осуществление в целях более полной реализации Закона Российской Федерации "О ветеранах": - развития сети специализированных жилых домов для ветеранов: строительство и реконструкция зданий в Бутурлинском, Ковернинском, Краснобаковском, Ветлужском, Лысковском, Тоншаевском, Вачском, Сосновском, Уренском районах. - завершения работы по установке квартирных телефонов инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. - проработки вопроса об использовании централизованных закупок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, приобретаемых по льготным рецептам. |
2003-2005 2003-2005 2003-2005 2003 |
Текущее финансирование Текущее финансирование Текущее финансирование |
Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет |
Министерство строительства и ЖКХ, органы местного самоуправле- ния (по согласованию) Министерство промышленнос- ти и инноваций Министерство здравоохране- ния, органы местного самоуправле- ния (по согласованию) |
- " - Улучшение жилищных условий ветеранов Улучшение обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны лекарственными препаратами |
|||
9 | Введение в действие в целях расширения социальных гарантий ветеранов Закона Нижегородской области "О ветеранах Нижегородской области" |
2004 | Текущее финансирование |
Областной бюджет |
Министерство финансов, министерство труда и социальной защиты |
Осуществление мер по социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны в ходе подготовки и празднования 60- летия Победы, усиление внимания к ветеранам |
|||
10 | Проведение областного смотра на лучшую постановку работы организаций (предприятий), учреждений по социальной поддержке ветеранов, посвященного 60- летию Победы в Великой Отечественной войне |
2004-2005 | 150 | 150 | Областной бюджет |
Министерство труда и социальной защиты, органы местного самоуправле- ния, рай(гор) управления социальной защиты (по согласованию) |
- " - | ||
11 | Осуществление мер по развитию деятельности попечительских советов учреждений социального обслуживания граждан старшего поколения |
2003-2005 | - | Министерство труда и соцзащиты, рай (гор) управления соцзащиты населения (по согласованию) |
Создание общественных попечительских советов стационарных и нестационарных учреждений соцобслуживания пожилых людей, создание дополнительных условий для участия общественности в защите прав и интересов пожилых людей, привлечение общественных объединений и частных лиц к оказанию помощи и услуг ветеранам |
||||
12 | Осуществление организационно - методических мероприятий, направленных на улучшение культурно- досуговой работы с пожилыми людьми: - областной фестиваль (в рамках Всероссийского) творчества пожилых людей (вторая областная выставка декоративно- прикладного и изобразительного искусства ветеранов "Чистая радость", областной смотр художественной самодеятельности пожилых людей); - создание условий для организации досуга ветеранов, проживающих в сельской местности (активизация деятельности передвижных клубных учреждений, привлечение творческих коллективов при организации Поездов милосердия); - создание условий для улучшения организации культурно-досуговой работы в учреждениях социального обслуживания (приобретение оборудования) |
2003-2005 2003-2004 2003-2005 2003-2005 |
400 200 Текущее финансирование 200 |
170 100 70 |
170 100 70 |
60 60 |
Федеральный, областной, местные бюджеты (по согласованию с органами местного самоуправле- ния) Областной бюджет Федеральный бюджет |
Министерство культуры, министерство труда и соцзащиты, рай (гор) отделы культуры, управления соцзащиты населения (по согласованию) Министерство труда и соцзащиты |
Удовлетворение культурных запросов ветеранов, обеспечение доступности социо- культурной информации, укрепление социальных связей Оснащение учреждений соцобслуживания граждан пожилого возраста информационно - досуговым оборудованием |
13 | Проведение мероприятий по формированию современной системы физкультурно - оздоровительной работы среди лиц старшего возраста: - поддержка деятельности "Групп здоровья" для пожилых людей на базе спортивных сооружений. - совершенствование работы областного врачебно - физкультурного диспансера с людьми пожилого возраста (апробация оздоровительных технологий); - проведение физкультурно - оздоровительных мероприятий с участием лиц старшего возраста; |
2003-2005 2003-2005 2003 |
Текущее финансирование |
Комитет по физической культуре, спорту и туризму |
Укрепление здоровья лиц пожилого возраста |
||||
14 | Совершенствование взаимодействия органов власти с общественными организациями пожилых людей: - содействие деятельности общественных ветеранских организаций; - привлечение ветеранской общественности к работе по социальной защите пожилых людей, усилению правовой защиты граждан старшего поколения |
2003-2005 | Министерство труда и соцзащиты, областной совет ветеранов (по согласованию) |
Повышение роли общественных организаций ветеранов в работе по соцзащите пожилых людей |
|||||
15 | Проведение работы по правовому информированию граждан старшего поколения: разъяснение их прав в области социальной защиты, здравоохранения, труда и отдыха |
2003-2005 | - | Министерство труда и соцзащиты |
Повышение информирования пожилых граждан об их правах |
||||
16 | Проведение массовых областных мероприятий в связи с Международным днем пожилых людей |
Ежегодно октябрь |
450 | 150 | 150 | 150 | Областной бюджет |
Министерство труда и соцзащиты |
Повышение общественного статуса пожилых людей, чествование их заслуг |
17 | Проведение областного конкурса на лучший журналистский материал по проблемам пожилых людей |
2003-2004 | 40 | 40 | Областной бюджет |
Пресс-служба Губернатора, министерство труда и соцзащиты |
Пропаганда позитивной роли ветеранов в жизни общества, активизация деятельности средств массовой информации по освещению вопросов старения населения и соцзащиты граждан пожилого возраста |
||
18 | Периодический выпуск Информационного бюллетеня по тематике Программы |
2003-2005 | - | Министерство труда и соцзащиты |
Распространение положительного опыта работы, осуществляемого в интересах пожилых людей |
||||
Итого: | 550 | 170 | 170 | 210 | |||||
В т.ч.: областной бюджет |
350 |
100 |
100 |
150 |
|||||
федеральный бюджет | 200 | 70 | 70 | 60 | |||||
ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ | 50820 | 17270 | 15040 | 18510 | |||||
В т.ч.: областной бюджет |
41620 |
14200 |
11970 |
15450 |
|||||
федеральный бюджет | 9200 | 3070 | 3070 | 3060 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 4 ноября 2002 г. N 289 "Об утверждении Нижегородской областной целевой программы "Старшее поколение" на 2003 - 2005 годы"
Текст постановления получен из эталонного банка правовой информации Администрации Губернатора Нижегородской области
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 1 апреля 2005 г. N 89
Постановление Правительства Нижегородской области от 18 октября 2004 г. N 226