Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок
оказания адресной государственной социальной поддержки
малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим
гражданам в Нижегородской области
(далее - Порядок)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 12 февраля 2004 г. N 27)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с федеральными законами "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", "О государственной социальной помощи", "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", других федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, Законом Нижегородской области "Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области", другими законами и нормативными правовыми актами в Нижегородской области.
2. Адресная государственная социальная поддержка предоставляется проживающим на территории Нижегородской области малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам (далее - семьи), которые оказались в трудной жизненной ситуации (низкий уровень оплаты труда, пенсионного обеспечения, отсутствие возможности трудоустройства и т.п.), по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной Правительством Нижегородской области на квартал, предшествующий месяцу обращения гражданина за получением адресной государственной социальной поддержки.
Объективными причинами возникновения трудной жизненной ситуации являются инвалидность, безработица, потеря трудоспособности на срок более месяца, потеря кормильца, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом (старше 80-ти лет), конфликты и жестокое обращение в семье, стихийные бедствия, кража имущества, малообеспеченность и другие причины, которые семья не может преодолеть самостоятельно.
Данные обстоятельства определяются на основании сведений, указанных в заявлении на оказание адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам (форма прилагается), и акта материально-бытового обследования положения семьи или одиноко проживающего гражданина, составленного специалистами органа социальной защиты населения.
3. Семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, гарантируется предоставление адресной государственной социальной поддержки в виде социальных услуг и социальной помощи: ежемесячного либо единовременного социального пособия или натуральной помощи.
II. Порядок обращения за оказанием адресной государственной
социальной поддержки
4. Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства или пребывания за оказанием адресной государственной социальной поддержки.
Заявление на оказание адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам (далее - заявление) в письменной форме подается гражданином от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, опекуном, другими законными представителями гражданина в органы социальной защиты по месту жительства или пребывания.
Гражданин, обратившийся с заявлением, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлении.
Гражданин, обратившийся с заявлением, представляет свой паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
В случае регистрации по месту пребывания, гражданин дополнительно представляет свидетельство о регистрации по месту пребывания.
5. Орган социальной защиты населения вправе проверить следующие сведения, указанные гражданином в заявлении:
- о месте жительства (пребывания) семьи или одиноко проживающего гражданина;
- о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина;
- о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства;
- о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.
Сведения, указанные гражданином в заявлении, проверяются органом социальной защиты населения по информации базы данных программного комплекса "Соцпомощь" министерства труда и социальной защиты Нижегородской области (далее - база данных "Соцпомощь").
Если сведения, указанные гражданином в заявлении, отсутствуют в базе данных "Соцпомощь", орган социальной защиты вправе проверить достоверность представленных гражданином сведений.
6. В состав семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
В случае, если члены семьи зарегистрированы по разным местам жительства, то при обращении за предоставлением адресной государственной социальной поддержки в заявлении указывается, что адресная государственная социальная поддержка не предоставляется по месту регистрации других членов семьи. Контроль за правильностью предоставления информации осуществляется по базе данных "Соцпомощь".
При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:
- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;
- лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
- лица, находящиеся на полном государственном обеспечении, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством).
7. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими производится в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и Перечнем видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512.
Денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, в том числе субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, установленных органами государственной власти Российской Федерации и Нижегородской области, органами местного самоуправления по месту жительства, определяются на основании сведений, полученных из заявления. Проверка данных сведений осуществляется по базе данных "Соцпомощь".
8. Расчет среднедушевого дохода семьи производится исходя из суммы доходов семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления на оказание адресной государственной социальной поддержки.
9. Органы социальной защиты населения на основании заявления и акта материально-бытового обследования семьи анализируют ситуацию в семье, оценивают нуждаемость семьи в предоставлении адресной государственной социальной поддержки, определяют вид и размер социальной помощи, а при необходимости - социальных услуг, способствующих выводу семьи из сложившейся трудной жизненной ситуации (далее - программа социальной поддержки семьи).
Реализация программы социальной поддержки семьи начинается после принятия комиссией органа социальной защиты населения решения о предоставлении семье адресной государственной социальной поддержки и подписания договора на оказание адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам (форма прилагается) между заявителем и органом социальной защиты населения, предусматривающего взаимную ответственность сторон по выполнению программы социальной поддержки семьи.
Наличие в семье автотранспорта, гаража, дачного участка, подворья либо другого имущества, принадлежащего членам семьи на праве собственности, может свидетельствовать о том, что семья имеет необходимую материальную базу для самостоятельного преодоления трудной жизненной ситуации.
10. При наступлении обстоятельств, влекущих отмену либо изменение размера предоставляемой адресной государственной социальной поддержки, заявитель в течение двух недель со дня наступления соответствующих обстоятельств обязан известить об этом орган социальной защиты населения, предоставляющий адресную государственную социальную поддержку.
11. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) на праве собственности имуществе, а также при несвоевременном извещении об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение адресной государственной социальной поддержки на период, устанавливаемый органом социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная поддержка заявителю незаконно оказывалась. По истечении данного периода гражданин имеет право обратиться за оказанием адресной государственной социальной поддержки вновь с представлением всех необходимых документов.
Денежные суммы, неправомерно полученные за весь истекший период выплаты, возмещаются самим получателем либо взыскиваются в судебном порядке.
12. Решение спорных вопросов, возникающих при определении состава семьи, ее среднедушевого дохода, вида и размеров адресной государственной социальной поддержки, а также при реализации программы социальной поддержки семьи, выносится на заседание районной (городской) комиссии органа местного самоуправления по рассмотрению спорных вопросов назначения социальных пособий.
13. Выплата социального пособия производится на счет в отделении Сберегательного банка Российской Федерации либо в другом кредитном учреждении. В случае их отсутствия - через отделения почтовой связи.
14. В случае смерти получателя выплата ежемесячного социального пособия семье прекращается с 1-го числа следующего месяца, а семья имеет право вновь обратиться за оказанием адресной государственной социальной поддержки.
15. По окончании срока, в течение которого предусматривалось исполнение программы социальной поддержки семьи, орган социальной защиты населения анализирует эффективность разработанной программы.
На основе проведенного анализа могут быть подготовлены предложения в комиссию органа социальной защиты по оказанию адресной государственной социальной поддержки (далее - комиссия органа социальной защиты) о продлении или прекращении предоставления адресной государственной социальной поддержки.
III. Виды адресной государственной социальной поддержки
16. Ежемесячное социальное пособие назначается семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и по независящим от них причинам имеющим среднедушевой доход семьи ниже 50 процентов величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной Правительством Нижегородской области на квартал, предшествующий дате обращения гражданина за получением адресной социальной поддержки.
Ежемесячное социальное пособие назначается с месяца, в котором заявитель обратился в орган социальной защиты населения со всеми необходимыми документами, на срок от трех до шести месяцев в зависимости от трудной жизненной ситуации, в которой оказалась семья.
Размер ежемесячного социального пособия определяется комиссией органа социальной защиты населения исходя из размера ежемесячного социального пособия для малоимущих семей, установленного Правительством Нижегородской области, а также с учетом среднедушевого дохода семьи и числа нетрудоспособных членов в семье.
К нетрудоспособным членам семьи относятся:
- лица, не достигшие возраста 18-ти лет либо обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23-х лет, при отсутствии факта оплачиваемой работы;
- инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности;
- граждане трудоспособного возраста, занятые уходом за детьми, не достигшими возраста 3-х лет, либо инвалидами (лицами преклонного возраста), которым выплачивается надбавка к государственной пенсии на уход;
- неработающие граждане, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Изменение размера либо прекращение выплаты назначенного ежемесячного социального пособия производится с первого числа месяца, следующего за месяцем предоставления сведений, являющихся основанием для назначения данного пособия.
17. Единовременное социальное пособие назначается семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и по независящим от них причинам имеющим среднедушевой доход семьи от 50 до 100 процентов величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной Правительством Нижегородской области на квартал, предшествующий дате обращения гражданина за получением адресной социальной поддержки.
Единовременное социальное пособие предоставляется один раз в течение календарного года в сумме, устанавливаемой комиссией органа социальной защиты, не превышающей максимальный размер, установленный Правительством Нижегородской области.
18. Натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие предметы потребления) предоставляется по желанию заявителя взамен социальных пособий, указанных в пунктах 16 и 17 настоящего Порядка.
Семьям оказывается один, наиболее предпочтительный для них вид социальной помощи, предусмотренный пунктами 16, 17, 18 настоящего Порядка.
19. Социальные услуги по выводу семьи из трудной жизненной ситуации предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания Нижегородской области.
В случае невозможности предоставления социальных услуг по выводу семьи из трудной жизненной ситуации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания необходимые социальные услуги могут быть оказаны другими организациями независимо от их формы собственности на основе сформированного социального заказа.
Предоставление социальных услуг семье не исключает оказание социальной помощи, предусмотренной пунктами 16, 17, 18 настоящего Порядка.
IV. Порядок принятия решения об оказании адресной государственной
социальной поддержки
20. Решение об оказании адресной государственной социальной поддержки принимается комиссией органа социальной защиты по оказанию адресной государственной социальной помощи (далее - комиссия) по месту жительства или пребывания на основании заявления и акта материально-бытового обследования семьи.
Комиссия создается на основании приказа органа социальной защиты населения.
Комиссия рассматривает заявление на оказание адресной государственной социальной поддержки в течение трех недель со дня обращения заявителя.
Комиссия органа социальной защиты населения:
- определяет получателя адресной государственной социальной поддержки;
- утверждает программу социальной поддержки семьи;
- принимает решение об отказе семье в предоставлении адресной государственной социальной поддержки либо о приостановке предоставления семье адресной государственной социальной поддержки в случае представления членами семьи неполных и (или) недостоверных сведений о составе и (или) доходах семьи.
Семье может быть отказано в оказании адресной государственной социальной поддержки в случае отсутствия сведений о доходах семьи, невыполнения членами семьи условий договора (программы социальной поддержки семьи), а также когда семья ведет антисоциальный образ жизни, при этом трудоспособные члены семьи уклоняются от работы и не прикладывают усилий к самообеспечению.
Решение комиссии оформляется протоколом. Принятое комиссией решение сообщается заявителю в течение 5-ти дней со дня проведения заседания комиссии с указанием причин отказа и порядка обжалования в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в судебном порядке.
V. Финансирование адресной государственной социальной поддержки
21. Финансирование оказания социальной помощи и предоставления социальных услуг осуществляется за счет средств областного бюджета.
22. Заявка на перечисление денежных средств составляется органами социальной защиты населения ежемесячно и направляется в отдел организации социальных выплат управления адресной социальной поддержки министерства труда и социальной защиты Нижегородской области до 3-го числа месяца выплаты.
23. Отчет об израсходованных средствах составляется органами социальной защиты населения ежемесячно и направляется в финансово-бухгалтерское управление министерства труда и социальной защиты Нижегородской области до 3-го числа месяца, следующего за отчетным.
24. Руководители районных (городских) управлений, отделов, департаментов социальной защиты населения несут ответственность за целевое использование средств областного бюджета, предназначенных для оказания адресной государственной социальной поддержки.
Неиспользованные по истечении отчетного периода денежные средства подлежат переходу на следующий период выплаты и показываются отдельной строкой в отчете.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2004 г. N 27 "О социальной поддержке малоимущих семей или... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.