Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава VIII
Заседания Думы
Статья 62
Основной формой работы Думы являются ее заседания.
Заседания Думы проводятся, как правило, в Малом зале здания Думы и администрации города в третью среду каждого месяца.
Регистрация депутатов начинается за час до открытия заседания Думы. Продолжительность заседания определяется Думой в каждом конкретном случае, исходя из принятой повестки дня. Заседание Думы правомочно при наличии не менее двух третей от установленного числа депутатов. План заседаний Думы формируется на полугодие.
Повестка дня внеочередных заседаний предлагается инициаторами их проведения.
На момент утверждения плана заседаний Думы не требуется наличия проектов документов. Порядок проведения заседаний Думы определяется настоящим Регламентом.
Статья 63
Первое заседание проводится не позднее трех недель с момента избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы и проводится председателем городской избирательной комиссии.
Заседания Думы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Заседание Думы могут быть очередными и внеочередными. В летнее время перерывы между заседаниями могут быть более длительными.
Статья 64
На первом после выборов заседании для признания полномочий депутатов Дума избирает мандатную комиссию.
Статья 65
Внеочередные заседания созываются не позднее чем в недельный срок по предложению Главы города, председателя Думы, либо не менее одной трети от установленного числа депутатов.
Статья 66
Право инициативы по включению вопросов в повестку дня заседания принадлежит Главе города, председателю Думы, депутатам Думы, ее комиссиям, территориальным и иным депутатским группам, прокурору города.
Статья 67
Материалы к заседанию Думы рассылаются депутатам, Главе города, прокурору города, не позднее чем за 3 дня до заседания.
Материалы по бюджету города, плану социально-экономического развития города, по изменениям в Уставе города рассылаются не позднее чем за 10 дней до заседания.
Нормативные материалы, разосланные депутатам менее чем за 3 дня (10 дней), на заседаниях Думы не рассматриваются.
Статья 68
Время для докладов предоставляется, как правило, в пределах до 30 минут, для содокладов - в пределах 15 минут. Время для выступления в прениях - 5 минут в первый раз, до 3 минут - во второй раз, для выступлений по порядку ведения заседания, мотивам голосования и для справок - до 2 минут. Первый перерыв объявляется председательствующим через 2 часа работы, последующие - через 1,5 часа. Время перерывов устанавливается в процессе заседания. Работа Думы заканчивается в 18 часов. При необходимости дальнейшее продление заседания проводится по решению Думы.
Статья 69
Председательствующий на заседании обязан:
- соблюдать настоящий Регламент и повестку дня;
- обеспечивать права депутатов;
- поддерживать порядок в зале заседаний;
- фиксировать все поступившие предложения и ставить их на голосование, по результатам голосования сообщать количество голосов поданных "за", "против", "воздержались", "принято" или "не принято" предложение, правовой акт, поставленные на голосование;
- заслушивать (зачитывать) и ставить на голосование вне очереди предложения депутатов по порядку ведения заседания;
- проявлять уважительное отношение к депутатам, воздерживаться от замечаний, оценок и комментариев по предложениям и выступлениям депутатов.
Статья 70
Председательствующий на заседании имеет право:
- лишать выступающего слова, если он нарушает настоящий Регламент, выступает не по повестке дня, допускает оскорбительные выражения;
- не прибегать к подсчету голосов при явном (очевидном) большинстве при рассмотрении процедурных вопросов;
- обращаться за справками к депутатам и должностным лицам;
- приостанавливать незапланированные дебаты (более двух выступлений) от микрофонов, с мест или в зале заседаний;
- призывать депутата к порядку.
Статья 71
Депутат на заседании имеет право:
- задавать вопросы докладчику (содокладчику), выступать по мотивам голосования (до голосования); депутат может выступить по одному и тому же вопросу или одной и той же статье документа при его постатейном обсуждении не более двух раз;
- требовать постановки своих предложений на голосование;
- настаивать на повторном подсчете голосов, если его в этом поддерживает еще хотя бы один депутат;
- высказывать мнение по персональному составу создаваемых или созданных Думой органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых, утверждаемых или согласовываемых с Думой;
- вносить предложения о заслушивании на заседании Думы отчета или информации любого органа местного самоуправления либо должностных лиц местного самоуправления;
- вносить предложения о необходимости проведения проверок и депутатских расследований по вопросам компетенции Думы;
- ставить вопрос о необходимости разработки нового правового акта Думы, вносить проекты новых правовых актов и предложения по изменению действующих решений;
- оглашать обращения, имеющие общественное значение;
- пользоваться другими правами, предоставленными ему законодательством и настоящим Регламентом.
Обращения делаются в рамках вопроса повестки дня "Разное".
Статья 72
Основные элементы процедуры рассмотрения вопроса на заседаниях Думы:
- включение вопроса в повестку дня;
- доведение проектов документов до сведения депутатов;
- доклад, содоклад;
- вопросы докладчику (содокладчику) и ответы на вопросы;
- прения по обсуждаемому вопросу;
- выступления по мотивам голосования и принятие проекта за основу;
- внесение поправок к принятому за основу проекту;
- выступления по мотивам голосования и принятие документа.
Статья 73
Дума вправе изменить очередность рассмотрения вопросов повестки дня и очередность выступлений по обсуждаемому вопросу.
Право на внеочередное выступление без предварительной записи имеют Глава города, председатель Думы и прокурор города.
Статья 74
Порядок рассмотрения вопросов повестки дня, переход к рассмотрению очередного вопроса или возврат к одному из предыдущих, но не решенных вопросов, осуществляется относительным большинством голосов или без голосования председательствующим при отсутствии возражений.
По всем вопросам повестки дня (кроме вопроса "Разное") прения открываются в обязательном порядке.
Правовые акты Думы принимаются в рамках вопроса, включенного в повестку дня.
Статья 75
Представляемые проекты правовых актов должны содержать:
- обоснование необходимости его принятия, включающего характеристику проекта, его целей, основных положений, а также прогноза социально - экономических и иных последствий его принятия;
- сведения о законах РФ и Нижегородской области, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих предлагаемый проект;
- перечень правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного проекта.
По проектам, вносимым комиссиями Думы, указывается наименование комиссии и представляются письменные заключения профильного департамента администрации города, а также других задействованных подразделений администрации и юриста Думы.
В случае внесения проекта, реализация которого потребует дополнительного финансирования, должно быть представлено финансово-экономическое обоснование и заключение департамента финансов администрации города. Заключение департамента финансов предоставляется автору в течение двух недель в письменном виде.
По вопросам, затрагивающим компетенцию других постоянных комиссий Думы, автор проекта проводит в соответствующих комиссиях обсуждение проекта и прикладывает их решения для рассмотрения на заседании Думы. По проектам, вносимым Главой города, должно быть представлено заключение соответствующих постоянных комиссий Думы. Такие проекты должны иметь визы Главы города, юридического управления, в них указывается автор проекта, а также подразделение администрации, принимавшее участие в их подготовке.
Непосредственно в текст проекта должны быть включены следующие положения:
- о сроках и порядке вступления правового акта в силу;
- об отмене, изменениях и дополнениях ранее принятых правовых актов в связи с принятием данного правового акта.
Статья 76
Проект правового акта передается в управление по организации работы городской Думы и органов местного самоуправления не позднее чем за семь (14) дней до планируемой даты рассмотрения на заседании Думы.
Председатель Думы не позднее чем за три дня (10 дней) до очередного заседания Думы доводит до сведения всех депутатов Думы и заинтересованных лиц повестку дня очередного заседания Думы и все материалы, необходимые для рассмотрения вопросов повестки дня.
Статья 77
На время заседания Думы для учета, доработки, изучения поступающих предложений и замечаний по проектам рассматриваемых документов, из числа депутатов может создаваться редакционная комиссия. К своей работе редакционная комиссия может привлекать консультантов, экспертов.
Редакционная комиссия при доработке проектов рассматривает все предложения и замечания депутатов, включает их в проект правового акта или отклоняет их с обязательным обоснованием причин отклонения.
Результаты своей работы редакционная комиссия представляет на рассмотрение Думы.
При незначительном числе замечаний и предложений редакционная комиссия может предложить принять предложенный проект за основу. При большом количестве замечаний редакционная комиссия может предложить отправить проект на доработку.
Статья 78
После окончания прений докладчик выступает с заключительным словом и на голосование ставится вопрос о принятии проекта правового акта за основу.
Докладчик вправе по итогам прений внести в проект изменения до его принятия за основу и сообщить о них Думе до голосования. В этом случае за основу принимается проект с поправками, с которыми согласен докладчик.
Статья 79
Принятие проекта за основу означает, что данный текст будет дорабатываться путем внесения в него поправок.
При отклонении проекта Дума дает поручения, связанные с подготовкой нового проекта.
Статья 80
Поправки к проекту правового акта принимаются тем же большинством голосов, что и сам правовой акт в целом.
Поправки представляются в письменном виде.
Статья 81
Правовые акты Думы принимаются в целом после принятия проекта за основу и поправок. Правовые акты, по которым нет желающих подать поправку, голосуются сразу в целом (после проведения прений).
Статья 82
В каждом правовом акте Думы, как правило, указывается постоянная комиссия или депутат, которым поручен контроль за его исполнением.
Целью контроля является определение степени эффективности правового акта, причин, затрудняющих его исполнение, лиц, препятствующих исполнению, привлечение их к ответственности, а также, при необходимости, защита его в суде.
В порученческом пункте правового акта указываются исполнитель и, как правило, срок исполнения. Постоянная комиссия или депутат, на которых возложен контроль, обязаны своевременно подготовить сообщение о ходе выполнения правового акта.
После заслушивания такого сообщения Дума вправе:
- снять правовой акт с контроля, как выполненный;
- продлить контрольные полномочия;
- возложить контрольные полномочия на другую постоянную комиссию или депутата;
- отменить правовой акт;
- изменить правовой акт или дополнить его.
Срок отчетности по контролю устанавливается в самом правовом акте или председательствующим на заседаниях, который вправе поручить постоянной комиссии или депутату, на которых был возложен контроль по исполнению правового акта, сделать сообщение на заседании Думы.
Статья 83
Виды голосования, используемые в Думе, классифицируются следующим образом:
- по степени огласки - тайное, открытое или поименное;
- по правам голосующего - "мягкое" или "жесткое".
Независимо от вида голосования депутат имеет право не принимать в нем участия, сообщая или не сообщая об этом другим депутатам.
Порядок подсчета голосов определяется председательствующим на заседании.
Статья 84
Для проведения тайного голосования избирается счетная комиссия. В счетную комиссию не могут входить те депутаты, по кандидатурам которых проводится голосование.
В зале голосования устанавливаются кабины. Процедура голосования может производиться только в кабине. Агитация в зале голосования воспрещается.
Статья 85
Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме и количестве.
Бюллетени выдаются депутатам под роспись. Депутат вычеркивает в бюллетене не устраивающие его фамилии или варианты голосования.
Статья 86
Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление голосующего. По каждому из таких бюллетеней счетная комиссия принимает решение.
Статья 87
Поименное голосование не может производиться по персональному вопросу.
Статья 88
При "мягком" голосовании депутат вправе голосовать за каждый из вариантов голосования.
При "жестком" голосовании депутат не вправе голосовать более чем за один из вариантов голосования.
Статья 89
Альтернативными считаются такие предложения или проекты, из которых следует выбрать не более одного.
По альтернативным предложениям может проводиться "мягкое" голосование на относительное большинство, если иное не оговорено настоящим Регламентом.
Последовательность постановки альтернативных предложений на "мягкое" открытое голосование определяется председательствующим.
В этом случае председательствующий вправе:
- проводить "мягкое" голосование альтернативных предложений в несколько туров;
- обобщать несколько предложений в одно ключевое с тем, чтобы в случае его принятия сократить число альтернативных предложений;
- вносить собственные предложения или компромиссные формулировки, не снимая с голосования ни одного из предложений депутатов.
При большом количестве предложений, которые относятся к различным проблемам, председательствующий проводит серию голосований. В первую очередь голосуются предложения по порядку ведения заседания, а затем проводятся голосования по существу каждой проблемы в рамках вопроса повестки дня.
Статья 90
Если ни одно из альтернативных предложений не набрало необходимого числа голосов, то по предложению, набравшему наибольшее число голосов, проводится второй тур голосования. Председательствующий вправе поставить на голосование во втором туре два альтернативных предложения, набравших в первом туре большее число голосов, чем другие предложения.
Если баллотируются два кандидата на одно вакантное место, и ни один из них не набирает необходимого числа голосов, то голосование проводится по кандидатуре, набравшей наибольшее число голосов.
Если баллотируется более двух кандидатов на одно вакантное место, и ни один из них не набирает необходимого числа голосов, то голосование проводится по двум кандидатурам, набравшим большее число голосов по сравнению с другими кандидатами.
Статья 91
Повторное голосование по одному и тому же вопросу допускается по решению Думы, принятому таким же большинством голосов, которое необходимо для принятия самого правового акта. Основаниями для этого могут быть: нарушение настоящего Регламента, ошибки при подсчете голосов и т.д.
Статья 92
На каждом заседании Думы ведутся протокол и стенограмма.
В протоколе заседания указывается:
- дата и место проведения заседания;
- число депутатов, установленное для Думы, число избранных депутатов Думы и число депутатов, присутствовавших на заседании;
- вопросы повестки дня и фамилии докладчиков;
- список лиц, выступивших на заседании;
К протоколу прикладываются принятые правовые акты.
Фамилии депутатов сопровождаются указанием их избирательных округов, а для других лиц - указанием должности и места работы.
Статья 93
Протокол и стенограмма оформляются в месячный срок и подписываются председательствующим на заседании. На протоколе указываются фамилия ведущего протокол (ответственного исполнителя), его телефон.
Подлинники протокола и стенограммы сдаются на хранение в протокольный отдел, где хранятся в течение срока полномочий депутатов Думы настоящего состава, а затем сдаются в городской архив. Копии протоколов и тексты проектов, принятых за основу, хранятся в управлении по организации работы городской Думы и органов местного самоуправления
Письма, обращения, справки, исходящие от имени Думы, подписываются председателем Думы или его заместителем и регистрируются в отдельном журнале, а их копии хранятся в приемной Думы.
Статья 94
Ответственный исполнитель осуществляет подготовку правового акта к выпуску совместно с сотрудниками управления по организации работы городской Думы и органов местного самоуправления.
На обратной стороне титульного листа указывается:
- кем внесен проект (фамилия, подпись представителя);
- визы соответствующих подразделений администрации города;
- виза юриста;
- фамилия ответственного исполнителя по данному документу (подпись, телефон);
- виза начальника управления по организации работы городской Думы и органов местного самоуправления;
- адресаты рассылки.
Документы, принимаемые Думой (постановления и решения, распоряжения председателя Думы и т.д.), заносятся в информационную систему протокольным отделом.
Статья 95
Постановление Думы вступает в силу со дня опубликования в газете "Нижегородский рабочий", если в самом постановлении не определено иное. Решение Думы вступает в силу с момента его подписания председателем Думы, если в самом решении не определено иное.
Статья 96
Тексты принятых Думой документов (кроме процедурных) в десятидневный срок после их представления в протокольный отдел рассылаются каждому депутату Думы, в управление по организации работы городской Думы и органов местного самоуправления, в пресс-центр, в средства массовой информации по списку, Главе города, председателю Думы, прокурору города, в администрацию Нижегородской области, в Законодательное Собрание Нижегородской области и другим заинтересованным лицам по списку, составленному ответственным исполнителем по данному документу.
Статья 97
Размножение материалов для заседаний Думы, иных материалов, необходимых депутату в его работе, осуществляется при наличии визы председателя Думы или его заместителя.
Анонимные материалы на рассмотрение Думы не выносятся и не рассматриваются.
Статья 98
Фамилии депутатов, пропустивших без уважительной причины в течение полугода более двух третей заседаний Думы, могут быть переданы решением Думы в средства массовой информации.
Данные о служебных командировках, отпусках депутатов и других уважительных причинах отсутствия передаются в управление по организации работы городской Думы и органов местного самоуправления для сообщения на заседаниях Думы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.