Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации области
от 25 декабря 1997 г. N 355
Положение
о гражданской обороне Нижегородской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании Закона Нижегородской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Положение определяет основные задачи, порядок построения и функционирования гражданской обороны Нижегородской области, принципы взаимодействия администрации Нижегородской области, органов местного самоуправления, объектов экономики и граждан Нижегородской области по вопросам гражданской обороны.
1.2. Термины, используемые в данном Положении:
объекты экономики - предприятия, объединения, учреждения, организации как сферы материального производства, так и непроизводственной сферы хозяйства, независимо от организационно-правовых форм, расположенные на единой территории в пределах Нижегородской области (далее - объекты);
современные средства поражения - совокупность имеющихся на вооружении войск боевых средств, применение которых в военное время может вызвать или вызывает массовую гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, нарушения здоровья населения, разрушения и повреждения объектов народного хозяйства, элементов окружающей природной среды, а также возникновения факторов вторичного поражения;
чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - нарушения нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории, вызванные аварией, катастрофой, стихийным экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, а также применением возможным противником современных средств поражения и приведшее или могущее привести к людским и материальным потерям;
имущество гражданской обороны - средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, приборы и комплекты специальной обработки, средства фильтровентиляции и регенерации воздуха защитных сооружений гражданской обороны, индивидуальные средства медицинской помощи, средства связи и оповещения и другие материально-технические средства, связанные или закупленные за счет средств соответствующих бюджетов для использования в интересах гражданской обороны области.
1.3. Гражданская оборона Нижегородской области проводит комплекс мероприятий, реализуемый администрацией области, городов и районов, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, службами гражданской обороны, объектами, с имеющимися у них силами и средствами гражданской обороны, добровольными объединениями в целях защиты населения и экономики Нижегородской области от опасностей, возникающих при военных действиях, а также проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
1.4. Мероприятия гражданской обороны проводятся как в мирное, так и в военное время на всей территории Нижегородской области, с учетом особенностей каждого города, района, объекта в рациональном сочетании с экономическими, социальными и оборонными мероприятиями.
1.5. Гражданская оборона Нижегородской области организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства, законами Нижегородской области, постановлениями и распоряжениями губернатора и иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
1.6. Характер, объемы, сроки и порядок проведения мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны определяются администрацией Нижегородской области и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) в рамках разграничения сфер деятельности и полномочий.
1.7. В мирное время силы и средства гражданской обороны Нижегородской области привлекаются к проведению на территории области аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и другими причинами.
1.8. Должностные лица администрации области, органов местного самоуправления, объектов и граждане Нижегородской области, виновные в невыполнении либо уклоняющиеся от выполнения обязанностей по гражданской обороне, несут установленную законом материальную, административную и иную ответственность.
2. Задачи гражданской обороны
2.1. Основными задачами гражданской обороны Нижегородской области являются:
защита населения от воздействия современных средств поражения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций;
оповещение населения об угрозе нападения противника, возникновения чрезвычайных ситуаций, о порядке действий в сложившейся обстановке;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего в ЧС;
разработка и осуществление мер, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов области в условиях военного времени;
защита продовольствия, водоисточников, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений, других материальных и культурных ценностей от воздействия современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций;
создание и поддержание в готовности систем управления, сил и средств, резервов имущества гражданской обороны;
обеспечение мобилизационной готовности гражданской обороны;
подготовка руководящего состава органов управления, сил и средств гражданской обороны, обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при военных действиях, а также в чрезвычайных ситуациях.
2.2. Задачи гражданской обороны решаются путем проведения комплекса экономических, организационных, инженерно-технических, оборонно-массовых и специальных мероприятий, осуществляемых как в мирное, так и военное время.
3. Руководство гражданской обороной и ее организационная структура
3.1. Гражданская оборона Нижегородской области организуется по территориально-производственному принципу.
3.2. Общее руководство гражданской обороной Нижегородской области осуществляет губернатор области. Губернатор по должности является начальником гражданской обороны Нижегородской области.
3.3. Руководство гражданской обороной в городах и районах области осуществляют главы администраций, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.
3.4. Руководство гражданской обороной на объектах, независимо от их организационно-правовых форм, осуществляют руководители объектов, которые по должности являются начальниками гражданской обороны этих объектов.
3.5. Начальники гражданской обороны всех уровней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны на соответствующих территориях, на объектах. Им предоставляется право в пределах своей компетенции издавать приказы по вопросам гражданской обороны.
Приказы начальников гражданской обороны области, города, городских районов, районов области, объектов в пределах их компетенции обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.
3.6. Для управления и контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении, а также для организации ликвидации последствий применения современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций при начальниках гражданской обороны создаются органы управления гражданской обороны.
3.7. Органами управления гражданской обороны (далее - органами управления ГО) являются:
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области (далее - Главное управление ГОЧС );
управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городов, отнесенных к группе по гражданской обороне (далее управления ГОЧС городов);
управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям районов города Нижнего Новгорода (далее - Управления ГОЧС районов г.Н.Новгорода);
отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городов, не отнесенных к группе по гражданской обороне и сельских районов области (далее - отделы ГОЧС);
штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в ведомствах и на объектах независимо от их организационно-правовых форм (далее - штабы ГОЧС).
3.8. Руководители органов управления ГО муниципальных образований, ведомств и объектов являются по должности заместителями соответствующих начальников гражданской обороны и имеют право отдавать от их имени распоряжения по вопросам гражданской обороны, обязательные для исполнения подчиненными начальнику гражданской обороны должностными лицами, органами управления, формированиями, а также гражданами. О наиболее важных распоряжениях, отданных по своей инициативе, руководитель органа управления ГО докладывает начальнику гражданской обороны.
3.9. Главное управление ГОЧС, учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области (далее - УМЦ ГОЧС), управления ГОЧС городов являются юридическими лицами, имеют гербовые печати, штампы и бланки, расчетные счета в банковских учреждениях и другие необходимые для хозяйственной деятельности и выполнения стоящих перед ними задач официальные атрибуты.
3.10. Главное управление ГОЧС Нижегородской области, управления по делам ГОЧС городов являются воинскими учреждениями и комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом.
Управления ГОЧС городов находятся в прямом подчинении Главного управления ГОЧС Нижегородской области.
Отделы ГОЧС находятся в оперативном подчинении управлений ГОЧС городов по соответствующим направлениям.
3.11. Начальник Главного управления ГОЧС Нижегородской области является по должности первым заместителем начальника гражданской обороны области.
3.12. Подготовка руководящего состава и специалистов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям осуществляется в УМЦ ГОЧС.
Курсы ГОЧС городов функционируют под руководством начальников управлений ГОЧС соответствующих городов, при методическом руководстве УМЦ ГОЧС.
3.13. Организационная структура и штатная численность органов управления ГОЧС, УМЦ ГОЧС в части укомплектования работниками, содержащимися за счет областного бюджета, утверждается губернатором Нижегородской области. Штатные должности штаба ГОЧС объекта, его персональный состав определяются его руководителем.
3.14. Для решения вопросов, связанных с подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий гражданской обороны, создаются областная, городские, районные и объектовые эвакуационные комиссии.
Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положением, утвержденным губернатором Нижегородской области.
3.15. Для выполнения специальных мероприятий гражданской обороны, подготовки для этого сил и средств, а также для обеспечения действий формирований в ходе проведения аварийно-спасательных работ, создаются службы ГО городов, районов, объектов.
Решение о создании служб ГО принимает губернатор области, в городах и районах - главы администраций, на объектах - их руководители в зависимости от необходимости и наличия соответствующей базы для их создания.
Задачи, организация и функции служб гражданской обороны определяются положениями о службах. Положение о службе гражданской обороны области разрабатывается и подписывается руководителем службы и утверждается начальником гражданской обороны Нижегородской области после согласования с Главным управлением ГОЧС и непосредственным руководителем начальника службы.
Положение о службе гражданской обороны городов (районов) согласовывается с управлением ГОЧС городов (районов), руководителем вышестоящего органа по отношению к начальнику службы и утверждается начальником гражданской обороны городов (районов).
Положение о службе гражданской обороны объекта утверждается начальником гражданской обороны объекта. Инструкции и указания областных служб гражданской обороны по вопросам, входящим в их компетенцию, обязательны для выполнения всеми подведомственными им структурными подразделениями и объектовыми службами.
Ответственность за готовность органов управления службы, сил и средств, включенных в ее состав, возлагается на руководителей объектов на базе которых они созданы.
3.16. Для выполнения мероприятий гражданской обороны, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ создаются невоенизированные формирования гражданской обороны.
Формирования создаются по территориально-производственному принципу в городах, районах и на объектах.
Порядок создания, комплектования, обеспечения, стимулирования и применения невоенизированных формирований гражданской обороны определяется Положением о невоенизированных формированиях гражданской обороны.
Постановлениями администрации области и органов местного самоуправления, распоряжениями руководителей объектов могут создаваться штатные аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования постоянной готовности.
Для выполнения задач гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях решением начальника гражданской обороны Нижегородской области могут привлекаться расположенные на территории области ведомственные специализированные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования, медицинские учреждения, строительно-монтажные организации, независимо от их организационно-правовой формы.
В аварийно-спасательных и других неотложных работах при ликвидации чрезвычайных ситуаций под руководством органов управления гражданской обороны могут принимать участие добровольные организации аттестованных спасателей.
4. Полномочия администрации Нижегородской области, органов
местного самоуправления по вопросам гражданской обороны
4.1. Администрация Нижегородской области:
разрабатывает основные направления развития и совершенствования гражданской обороны области;
организует выполнение в Нижегородской области общегосударственных мероприятий гражданской обороны;
организует разработку плана гражданской обороны Нижегородской области;
в пределах своей компетенции издает нормативные акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов законодательных актов для рассмотрения и принятия их Законодательным Собранием области;
организует и обеспечивает создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств, технических систем управления, оповещения и связи гражданской обороны;
организует выполнение мероприятий по защите и жизнеобеспечению населения, по подготовке и проведению эвакуации в безопасные районы, размещению, развертыванию лечебных и других обеспечивающих жизнедеятельность населения учреждений;
осуществляет меры по накоплению фонда коллективных средств защиты населения и поддержанию его в готовности к приему укрываемых;
обеспечивает подготовку областного хозяйства к устойчивому функционированию в военное время;
обеспечивает соблюдение требований нормативных документов по гражданской обороне в процессе развития экономики области, его застройки;
организует проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;
разрабатывает и организует реализацию областных целевых, в том числе научно-технических программ в области гражданской обороны;
создает и содержит в интересах гражданской обороны области запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов;
определяет объемы и обеспечивает накопление, хранение, замену, освежение и поддержание в готовности имущества гражданской обороны;
определяет в проекте бюджета области объемы ассигнований на мероприятия гражданской обороны и порядок их использования;
устанавливает лимит численности работников в органах управления и учреждениях гражданской обороны области, содержащихся за счет областного бюджета.
4.2. Органы местного самоуправления Нижегородской области:
осуществляют общее руководство и обеспечивают постоянную готовность гражданской обороны муниципальных образований области;
планируют и организуют выполнение в части, касающейся города, района, областных мероприятий гражданской обороны, а также мероприятий, предусмотренных к реализации органами местного самоуправления;
организуют разработку плана гражданской обороны административно-территориального образования, осуществляют методическое руководство планированием мероприятий ГО в подведомственных структурах;
осуществляют меры по поддержанию в готовности подведомственных органов управления, сил и средств гражданской обороны;
организуют выполнение мероприятий гражданской обороны объектами, расположенными на подведомственной территории;
организуют оповещение подчиненных органов управления и населения по сигналам гражданской обороны;
организуют аварийно-спасательные и другие неотложные работы и руководят их проведением;
осуществляют подготовку и содержание в готовности фонда коллективных средств защиты, сил и средств гражданской обороны города, района, обучение по гражданской обороне населения, проживающего на его территории;
организуют планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования в военное время расположенных на территории города, района объектов;
организуют контроль за накоплением, хранением и поддержанием в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты, специального имущества гражданской обороны;
создают системы наблюдения и контроля за радиоактивным загрязнением, химическим и бактериологическим заражением;
обеспечивают контроль за выполнением требований руководящих документов и принятых решений по вопросам гражданской обороны на территории города, района;
несут ответственность за состояние гражданской обороны на подведомственной территории.
4.3. Главное управление ГОЧС:
разрабатывает и организует выполнение мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения от опасностей, возникающих при военных действиях, а также участвует в подготовке к устойчивому функционированию народного хозяйства области в военное время;
принимает меры к поддержанию в постоянной готовности систем управления, оповещения и связи к функционированию в военное время;
руководит созданием сил и средств гражданской обороны области;
организует управление и взаимодействие сил и средств при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;
организует планирование и контроль за выполнением мероприятий гражданской обороны в области;
организует контроль за состоянием гражданской обороны Нижегородской области и выполнением требований руководящих документов по проблемам гражданской обороны;
организует контроль за планированием, проектированием и строительством защитных сооружений гражданской обороны;
организует контроль за поддержанием в готовности фонда коллективных средств защиты;
организует подготовку органов управления и формирований гражданской обороны, обучения населения, планирует и проводит учения и тренировки;
осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности органов управления ГО городов, районов, областных служб, ведомственных структур и объектов;
обеспечивает боевую и мобилизационную готовность Главного управления ГОЧС Нижегородской области, подчиненных ему управлений ГОЧС и других учреждений гражданской обороны, а также формируемых подразделений;
принимает в пределах своей компетенции решения, выдает обязательные для исполнения предписания по вопросам гражданской обороны начальникам гражданской обороны городов, районов г.Н.Новгорода, отделов, а также начальникам служб гражданской обороны области;
разрабатывает и вносит на рассмотрение администрации области предложения по дальнейшему развитию гражданской обороны, повышению ее готовности, совершенствованию форм и методов работы при решении задач гражданской обороны;
заслушивает руководителей гражданской обороны по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления ГОЧС, требует от них выполнения руководящих документов, распоряжений начальника гражданской обороны Нижегородской области, принимает меры к устранению выявленных недостатков, возбуждает ходатайство о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении указанных требований;
разрабатывает проекты нормативных актов по вопросам гражданской обороны и вносит их в установленном порядке на рассмотрение администрации области;
запрашивает и получает на безвозмездной основе от органов управления и объектов, расположенных на территории области, независимо от организационно-правовых форм, сведения о ходе выполнения требований гражданской обороны и другую информацию, необходимую для выполнения возложенных на Главное управление ГОЧС задач;
пользуется страховым фондом документации для проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
имеет специальные транспортные средства, оборудованные утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками, специальными сигналами и средствами связи.
4.4. Руководители объектов:
планируют и осуществляют мероприятия по защите рабочих и служащих, основных производственных фондов, сырья и др. материальных ценностей от воздействия средств поражения в соответствии с установленными в Российской Федерации и Нижегородской области нормативами;
разрабатывают планы гражданской обороны;
проводят мероприятия, направленные на повышение устойчивости функционирования своего производства в военное время;
создают, оснащают и поддерживают в готовности невоенизированные формирования гражданской обороны, организуют подготовку личного состава;
организуют накопление, хранение и поддержание в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты, специального имущества гражданской обороны;
осуществляют обучение по гражданской обороне рабочих и служащих, а также населения, проживающего в ведомственных жилых домах;
организуют проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте;
создают и поддерживают в постоянной готовности локальные и объектовые системы оповещения;
создают необходимые условия персоналу объекта для выполнения ими обязанностей по гражданской обороне.
5. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны
5.1. Граждане Нижегородской области в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением имеют право:
на защиту своей жизни и здоровья от последствий военных действий;
безвозмездно пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, а также другим имуществом гражданской обороны;
на получение пострадавшими от военных бедствий медицинской, материальной, финансовой помощи, обеспечение жильем, продовольствием, предметами первой необходимости в порядке и по нормам, установленным администрацией Нижегородской области;
проходить обучение, получать знания и практические навыки по вопросам защиты от современных средств поражения и действий в очагах поражения;
получать компенсацию за ущерб, причиненный здоровью при выполнении мероприятий гражданской обороны;
на пенсионное обеспечение и другие льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в случае увечья или потери трудоспособности при выполнении обязанностей по гражданской обороне;
на пенсионное обеспечение для членов семьи в связи с потерей кормильца (погибшего, получившего увечья или потерю трудоспособности) при выполнении обязанностей по гражданской обороне;
безвозмездно пользоваться питанием, оборудованием, транспортом и жильем на период участия в мероприятиях в составе сил гражданской обороны в военное время и во время учений по гражданской обороне в мирное время;
на личное страхование на случай гибели или причинения вреда здоровью при выполнении мероприятий гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными или иными бедствиями.
Страхование военнослужащих осуществляется на основе норм Закона "О статусе военнослужащих". Лица, не являющиеся военнослужащими, привлекаемые к выполнению указанных мероприятий по решению администрации области, органов местного самоуправления и руководителей объектов, подлежат страхованию за счет средств этих органов и объектов.
5.2. Граждане Нижегородской области должны:
соблюдать требования законодательных и других нормативных актов по гражданской обороне, а также приказы, распоряжения и указания органов управления гражданской обороны;
принимать участие в выполнении мероприятий гражданской обороны;
проходить обучение по гражданской обороне;
знать сигналы гражданской обороны и умело действовать при их подаче;
знать основные способы и средства защиты от последствий современных средств поражения, уметь оказывать само- и взаимопомощь пострадавшим;
бережно относится к материально-технической базе и имуществу гражданской обороны.
6. Финансирование и материально-техническое обеспечение
гражданской обороны
6.1. Финансирование гражданской обороны осуществляется в объеме, предусмотренном законом о бюджете на очередной финансовый год.
6.2. Работники Главного управления ГОЧС Нижегородской области, управлений ГОЧС городов, отделов, районов, УМЦ ГОЧС, пунктов управления, лаборатории и других учреждений гражданской обороны области, городов, районов и объектов, за исключением военнослужащих, содержатся за счет бюджета области, органов местного самоуправления, а также собственных средств объектов.
6.3. Военнослужащие штатных органов управления и учреждений гражданской обороны Нижегородской области содержатся за счет федерального бюджета Российской Федерации.
Личный состав военизированной охраны ГОЧС приравнивается к работникам ведомственной военизированной охраны первой категории и обеспечивается вещевым имуществом с оплатой его стоимости за счет средств бюджета области.
6.4. Финансирование мероприятий гражданской обороны может осуществляться за счет общественных фондов.
6.5. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам гражданской обороны осуществляется за счет бюджета Нижегородской области, а также средств объектов, в интересах которых они проводятся.
6.6. Для обеспечения учреждений гражданской обороны, невоенизированных формирований, защитных сооружений, рабочих, служащих и населения города имуществом гражданской обороны в Нижегородской области и объектах, независимо от организационно-правовых форм, создаются запасы этого имущества.
6.9. В случае изменения форм собственности объекты должны сохранить целевое назначение объектов гражданской обороны (защитные сооружения ГО, пункты управления, склады и др.), а также здания по их созданию, содержанию и накоплению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.