Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению администрации области
от 25 декабря 1997 г. N 355
Положение
о Главном управлении по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям Нижегородской области
1. Общие положения
1.1. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области создано в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указом Президента Российской Федерации от 27.05.1996 г. N 784 "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года N 1396 "О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" на базе Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и является правопреемником его прав и обязанностей.
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области (далее - Главное управление ГОЧС) является органом при администрации Нижегородской области, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий на территории области. Оно предназначено для организации и управления выполнением мероприятий по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций, контроля за выполнением указанных мероприятий и готовностью органов управления и объектов экономики к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время.
Термины, используемые в данном положении:
объекты экономики - предприятия, объединения, учреждения, организации как сферы материального производства, так и непроизводственной сферы хозяйства, независимо от организационно-правовых форм, расположенные на единой территории в пределах Нижегородской области.
1.2. Главное управление ГОЧС осуществляет свою деятельность под общим руководством губернатора Нижегородской области - начальника гражданской обороны, а также Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и начальника Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
1.3. В своей деятельности Главное управление ГОЧС руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, директивами начальника гражданской обороны Российской Федерации, нормативными правовыми актами Нижегородской области, приказами и директивами Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, приказами начальника Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России и настоящим Положением.
1.4. Главное управление ГОЧС является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, соответствующие печати и штампы, расчетные и иные счета в банках Российской Федерации, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс и смету, а также другие официальные атрибуты, необходимые для выполнения возложенных на него задач.
1.5. Главному управлению ГОЧС подчинены управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городов, отнесенных к группе по гражданской обороне (далее - управления ГОЧС), Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям области, Нижегородский областной аварийно-спасательный отряд.
2. Задачи Главного управления ГОЧС
Основными задачами Главного управления ГОЧС являются:
разработка предложений по реализации государственной политики в Нижегородской области по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, реализация принятых по ним решений;
разработка предложений по созданию, функционированию и развитию органов управления гражданской обороны и Нижегородской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее НОСЧС);
организация планирования, разработки и осуществления мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению выживания населения в военное время, а также обеспечению безопасности работы объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов) в условиях чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области;
разработка предложений по созданию резерва финансовых и материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственного надзора за выполнением объектами экономики мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении;
участие в подготовке к устойчивому функционированию объектов экономики и инфраструктуры области в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
руководство созданием и подготовкой сил и средств гражданской обороны и НОСЧС;
организация обучения населения, подготовки должностных лиц и формирований гражданской обороны и НОСЧС, методическое руководство подготовкой органов управления НОСЧС;
организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения (заражения);
обеспечение боевой и мобилизационной готовности Главного управления ГОЧС, подчиненных ему учреждений по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
3. Функции Главного управления ГОЧС
Главное управление ГОЧС в соответствии с возложенными на него задачами:
организует и контролирует осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов) в условиях чрезвычайных ситуаций;
планирует и организует мобилизационную подготовку структурных подразделений;
осуществляет методическое руководство работами по повышению устойчивости функционирования объектов экономики при чрезвычайных ситуациях;
в установленном порядке готовит предложения по финансированию мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области;
осуществляет совместно с заинтересованными органами на подведомственной территории государственный надзор за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и определяет готовность органов управления и сил к действиям при их возникновении, принимает в пределах своей компетенции меры к устранению выявленных недостатков;
осуществляет контроль за ходом строительства защитных сооружений гражданской обороны, использованием их в хозяйственной деятельности, принимает меры по обеспечению готовности защитных сооружений гражданской обороны;
организует разработку и вносит на рассмотрение Законодательного Собрания области проекты нормативных правовых актов и других документов по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организует разработку и осуществление мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидацию их последствий, снижение тяжести воздействия на население, экономику и инфраструктуру области;
организует совместно с заинтересованными организациями и координирует работы по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и возможной обстановки в области при их возникновении, а также при применении современных средств поражения;
организует проведение проверок состояния гражданской обороны, работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в областных службах гражданской обороны, городах и районах области;
осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций органов управления областных служб гражданской обороны, городов и районов области;
участвует в проведении экспертизы строительных документов и проектов строительства и реконструкции объектов в части соблюдения требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов;
участвует в разработке и реализации целевых и научно-технических программ по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполняет функции заказчика при реализации работ по совершенствованию НОСЧС;
разрабатывает предложения по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляет контроль за ходом исследований и приемку законченных НИОКР, по которым Главное управление ГОЧС является заказчиком или пользователем, организует внедрение в практическую деятельность результатов завершенных НИОКР;
участвует в создании, развитии и совершенствовании, поддержании в постоянной готовности территориального звена государственной автоматизированной информационно-управляющей системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
утверждает маршруты перевозки опасных грузов по территории области;
организует контроль за радиационной, химической и бактериологической обстановкой в области в мирное и военное время;
организует сбор, анализ и представление вышестоящим органам управления информации о чрезвычайных событиях, имевших место в области, в том числе и не приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций;
представляет администрации области материалы ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
руководит подчиненными органами управления ГОЧС, оказывает помощь и контролирует их деятельность;
организует управление в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, руководит по поручению администрации области конкретными работами по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
организует всестороннее обеспечение сил гражданской обороны и их взаимодействие в ходе выполнения задач;
поддерживает взаимодействие с органами военного командования на территории;
организует работу по созданию, размещению, оснащению, подготовке и использованию сил и средств гражданской обороны и НОСЧС, организует аттестацию указанных формирований и спасателей;
организует создание служб гражданской обороны в отраслевых структурах области, направляет и контролирует их работу;
готовит предложения об использовании резерва финансовых и материальных ресурсов администрации области, необходимого для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организует разработку проектов плана гражданской обороны области, плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, представляет их на утверждение губернатора области, осуществляет методическое руководство разработкой аналогичных планов в областных службах гражданской обороны, городах и районах области;
участвует в разработке мобилизационного плана области на расчетный год в части, касающейся мероприятий гражданской обороны;
участвует в подготовке предложений при разработке схем развития и размещения производительных сил области, программ и других документов, в которых предусмотрено решение задач экономического и социального характера с учетом факторов, влияющих на решение задач гражданской обороны, обеспечение безопасности населения и объектов экономики области;
проводит занятия, тренировки, учения с личным составом Главного управления ГОЧС Нижегородской области и подчиненных ему учреждений, контролирует и оказывает методическую помощь в подготовке и проведении аналогичных мероприятий в органах управления гражданской обороны области и территориальных звеньях НОСЧС;
организует проведение учебно-методических сборов с руководящим составом гражданской обороны области и НОСЧС;
осуществляет связь с общественностью и средствами массовой информации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, их жизнеобеспечения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях как в мирное, так и в военное время;
распространяет в области передовой опыт решения задач гражданской обороны, предупреждения, подготовки и ликвидации чрезвычайных ситуаций и действий при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий.
4. Полномочия Главного управления ГОЧС
В соответствии с возложенными функциями Главное управление ГОЧС:
принимает решения в пределах своей компетенции, обязательные для выполнения;
проводит в установленном порядке учения по гражданской обороне органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, сил гражданской обороны и НОСЧС, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовых форм;
привлекает в установленном порядке экспертов для проведения исследований и экспертиз, подготовки заключений по отдельным вопросам своей компетенции;
дает предложения органам исполнительной власти для принятия решения о привлечении сил и средств гражданской обороны и НОСЧС к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разрабатывает и вносит на рассмотрение администрации области предложения по дальнейшему развитию гражданской обороны и НОСЧС, повышению их готовности, совершенствованию форм и методов работы при решении возложенных на них задач;
заслушивает руководителей гражданской обороны и звеньев НОСЧС по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления ГОЧС области, контролирует выполнение требований руководящих документов, принимает меры к устранению выявленных недостатков, возбуждает ходатайства о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях указанных требований;
разрабатывает проекты нормативных правовых актов и распорядительных документов по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и вносит их на рассмотрение в администрацию области в установленном порядке;
выполняет функции заказчика по НИОКР в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС, проводимых за счет средств областного бюджета и разрешенных внебюджетных источников;
запрашивает и получает от органов управления и организаций, расположенных на территории области, информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач. Представители Главного управления ГОЧС имеют право прохода для проверки в любые органы управления, организации на территории области при выполнении возложенных на них задач;
пользуется правом оперативного управления в отношении переданных ему администрацией области в пользование зданий, сооружений и помещений, а также иного имущества;
дает предложения по финансированию деятельности Главного управления ГОЧС и подчиненных ему учреждений, мероприятий гражданской обороны, а также мероприятий, направленных на предупреждение, снижение тяжести последствий и подготовку к ликвидации чрезвычайных ситуаций при подготовке бюджета на очередной финансовый год;
имеет специальные транспортные средства, оборудованные утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками, специальными сигналами и средствами связи.
5. Организация деятельности Главного управления ГОЧС
и управления ГОЧС
5.1. Отношения Главного управления ГОЧС с организациями и гражданами строятся на основе договоров, заключаемых в соответствии с действующим законодательством.
5.2. Главное управление ГОЧС при выполнении возложенных на него задач взаимодействует с Центральным региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами военного командования, дислоцируемого на территории области по вопросам:
обеспечения боевой и мобилизационной готовности органов управления, учреждений и сил гражданской обороны, укомплектованных военнослужащими, планирования, подготовки и осуществления мобилизационного развертывания;
оповещения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, доведения сигналов на приведение учреждений по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в повышенные степени готовности;
выделения сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
использования загородной зоны и транспортных коммуникаций;
участия в мероприятиях территориальной и местной обороны, оперативного оборудования территорий.
5.3. Главное управление ГОЧС осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности и подчиненных учреждений, ведет статистическую отчетность, отчитывается о результатах деятельности в соответствующих органах в порядке и сроки, установленные законодательством.
5.4. Главное управление ГОЧС комплектуется военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях по штату, утвержденному Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту - МЧС России), содержащимися за счет средств федерального бюджета и гражданским персоналом, содержащимся за счет средств областного бюджета.
Деятельность гражданского персонала регламентируется действующим законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие назначаются на должности, перемещаются по службе и освобождаются от должностей Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, гражданский персонал - начальником Главного управления ГОЧС.
5.5. Главное управление ГОЧС возглавляет начальник из числа военнослужащих войск гражданской обороны, назначаемый на должность в соответствии с Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" по согласованию с губернатором Нижегородской области.
5.5.1. Начальник Главного управления ГОЧС является по должности первым заместителем начальника гражданской обороны Нижегородской области.
5.5.2. Начальник Главного управления ГОЧС осуществляет руководство подразделением на основе единоначалия.
5.6. Начальник Главного управления ГОЧС:
докладывает по требованию начальника гражданской обороны обобщенные выводы о состоянии гражданской обороны и предложения по решению возникающих проблем;
несет полную ответственность за выполнение всех задач, возложенных на Главное управление ГОЧС;
руководит подчиненными органами управления ГОЧС, координирует и контролирует работу областных служб гражданской обороны;
организует выполнение принятых начальником гражданской обороны области решений;
участвует в разработке наиболее важных документов, готовит предложения по дальнейшему развитию и совершенствованию гражданской обороны и НОСЧС, форм и методов работы их органов управления;
распределяет обязанности между своими заместителями и руководителями структурных подразделений Главного управления ГОЧС, устанавливает степень их ответственности, утверждает положения о структурных подразделениях;
обеспечивает правовую и социальную защиту личного состава Главного управления ГОЧС и подведомственных ему учреждений.
Решения начальника Главного управления ГОЧС по вопросам административно-хозяйственной деятельности и иным вопросам оформляются приказами и указаниями.
5.7. Начальник Главного управления ГОЧС имеет право:
по решению губернатора Нижегородской области приводить НОСЧС в повышенные режимы функционирования;
привлекать в установленном порядке к ликвидации чрезвычайныхситуаций силы и средства НОСЧС или ее звеньев;
действовать без доверенности от имени Главного управления ГОЧС, представлять его интересы в государственных организациях;
распоряжаться денежными средствами, выделенными на содержание Главного управления ГОЧС в пределах сметы расходов;
управлять имуществом Главного управления ГОЧС в пределах предоставленных прав;
заключать договоры, выдавать доверенности, открывать счета в банках Российской Федерации;
осуществлять прием и увольнение с работы в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудников Главного управления ГОЧС из числа гражданского персонала;
вносить в установленном порядке предложения в МЧС России о назначении на должности, перемещении по службе и освобождении от должности военнослужащих, проходящих военную службу в Главном управлении ГОЧС и подведомственных ему учреждениях, о присвоении им воинских званий, об увольнении с военной службы;
утверждать штатное расписание Главного управления ГОЧС и подведомственных организаций с учетом штатного перечня должностей и утвержденного фонда оплаты труда, а также смету расходов на содержание Главного управления ГОЧС в пределах выделенных ассигнований;
распоряжаться кредитами в пределах средств, выделенных на содержание Главного управления ГОЧС, включая валютные средства;
вносить в установленном порядке предложения о награждении отличившихся военнослужащих, лиц гражданского персонала Главного управления ГОЧС и подведомственных ему организаций государственными наградами Российской Федерации, нагрудными знаками МЧС России и другими видами поощрений;
направлять в служебные командировки военнослужащих и гражданский персонал Главного управления ГОЧС, в пределах ассигнований, выделенных на эти цели.
6. Финансирование и материально-техническое обеспечение
Главного управления ГОЧС
6.1. Военнослужащие, проходящие службу в Главном управлении ГОЧС, содержатся за счет федерального бюджета, гражданский персонал - за счет областного бюджета.
6.2. Имущество Главного управления ГОЧС находится в собственности администрации области, отражается в самостоятельном балансе и закреплено за Главным управлением ГОЧС на правах оперативного управления.
Для выполнения задач военного времени администрация области обеспечивает Главное управление области необходимыми материально-техническими ресурсами.
6.3. Финансирование и материально-техническое снабжение Главного управления ГОЧС и других подчиненных ему учреждений, не являющихся юридическими лицами, за счет средств областного бюджета, осуществляется через Главное управление ГОЧС и отражается в его финансовых документах.
6.4. Контроль за деятельностью Главного управления ГОЧС и эффективностью использования и сохранностью государственного имущества осуществляется соответствующими подразделениями администрации области, МЧС России, налоговой инспекцией, другими организациями в пределах их компетенции, определенной действующими законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Нижегородской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.