Закон Нижегородской области
от 4 января 1996 г. N 17-З
"О защите населения и территорий Нижегородской области от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
20 августа 2002 г., 30 мая 2003 г.
Настоящий Закон принят постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 19 декабря 1995 года N 214
Настоящий Закон определяет организационно-правовые нормы защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Нижегородской области (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Нижегородской области, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территорий) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), в соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации, ст.2 Закона Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Уставом Нижегородской области.
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовой формы (далее - организации) и населения по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Глава 1
Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Защита населения в чрезвычайных ситуациях - это совокупность заблаговременных мероприятий, направленных на предотвращение или уменьшение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от опасности, возникающей в результате стихийных и экологических бедствий, аварий или катастроф, эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации, Нижегородской области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Законодательство Российской Федерации, Нижегородской области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов.
Законом Нижегородской области от 20 августа 2002 г. N 48-З статья 3 изложена в новой редакции
Статья 3. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются:
- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Реализация указанных целей осуществляется посредством:
создания и обеспечения функционирования территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
установления полномочий и ответственности органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координации их деятельности по этим вопросам;
определения состава, рационального размещения и оснащения сил и средств, необходимых для мониторинга, прогнозирования, поддержания их в готовности для выполнения задач по предназначению;
организации всеобщей подготовки населения Нижегородской области и пропаганды знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.
Статья 4. Территориальная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Нижегородской области
Территориальная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Нижегородской области является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Территориальная подсистема состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению области.
Она объединяет органы управления, силы и средства исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций, что соответствует территориальному, местному и объектовому уровню единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами территориальной подсистемы являются:
- проведение единой политики по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей природной среды при их возникновении;
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых и научно-технических программ области, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
Законом Нижегородской области от 20 августа 2002 г. N 48-З абзац восьмой части четвертой статьи 4 изложен в новой редакции
- мониторинг, прогнозирование чрезвычайных ситуаций и оценка их социально-экономических последствий;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения по защите от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Координирующими органами территориальной подсистемы являются соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям территориального, местного и объектового уровней. В функциональной подсистеме ими являются органы исполнительной власти соответствующего уровня.
Законом Нижегородской области от 20 августа 2002 г. N 48-З часть седьмая статьи 4 изложена в новой редакции
Постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, являются органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при (в составе) органах исполнительной власти (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям).
На объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальной подсистемы определяются настоящим Законом и иными правовыми актами Нижегородской области.
Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации, установленной Правительством Российской Федерации по согласованию с исполнительными органами государственной власти области и органов местного самоуправления.
Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти области, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление, либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения населения, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.
Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, исполнительных органов и органов местного самоуправления, органов государственной власти области, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном федеральными органами исполнительной власти порядке привлекаются силы и средства этих органов.
Глава 2
Полномочия органов исполнительной власти и органов
местного самоуправления в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 8. Полномочия Законодательного Собрания области
Законодательное Собрание области:
а) принимает в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) осуществляет контрольные функции по вопросам реализации принятых Законодательным Собранием правовых актов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Законом Нижегородской области от 20 августа 2002 г. N 48-З наименование статьи 9 изложено в новой редакции
Статья 9. Полномочия исполнительных органов государственной власти области
Администрация области:
а) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
б) принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивает их проведение;
в) создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
е) организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения, при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
ж) содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создает при органах исполнительной власти постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном настоящим Законом порядке сбор и обмен информацией по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении, при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к вышестоящим исполнительным органам государственной власти области;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Глава 3
Управление в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
Статья 11. Постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Для осуществления государственного управления и координации деятельности исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, администрации организаций создаются соответствующие постоянно действующие органы управления, уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Они организуют работу в соответствии с Федеральным Законом, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.
Статья 12. Обязанности организаций области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
Законом Нижегородской области от 30 мая 2003 г. N 37-3 пункт "в" статьи 12 изложен в новой редакции
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Законом Нижегородской области от 20 августа 2002 г. N 48-З статья 12 дополнена новым пунктом "и"
и) выполнять предложения органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с их полномочиями по устранению нарушений требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к действиям по их ликвидации.
Статья 13. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций
Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящим Законом и своими уставами.
Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайных ситуаций и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
Статья 14. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации и планами взаимодействия органов военного командования с территориальными органами гражданской обороны.
Статья 15. Применение сил и средств внутренних дел при ликвидации чрезвычайных ситуаций
При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел применяются в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.
Глава 4
Права и обязанности граждан в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
и социальная защита пострадавших
Статья 16. Права граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Граждане, находящиеся на территории Нижегородской области, имеют право:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
- на использование в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций средств коллективной защиты и другого имущества исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций, предназначенного для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- на информацию о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории области, и о мерах необходимой безопасности;
- на обращение лично, а также направление в исполнительные органы государственной власти области, органы местного самоуправления индивидуальных и коллективных обращений по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- на участие в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
- на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
- на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
2. Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам, проживающим на территории Нижегородской области в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.
Статья 17. Обязанности граждан по защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций
Граждане, находящиеся на территории Нижегородской области, обязаны:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Нижегородской области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации;
- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои занятия и практические навыки в указанной области;
- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- информировать исполнительные органы власти о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- оказывать, при необходимости, содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Глава 5
Подготовка населения области по защите
от чрезвычайных ситуаций
Статья 18. Основные задачи подготовки по защите от чрезвычайных ситуаций
Основными задачами подготовки по защите от чрезвычайных ситуаций являются:
- обучение всех групп населения правилам поведения и основными способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
- обучение действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Статья 19. Подготовка населения области по защите от чрезвычайных ситуаций
Порядок подготовки населения по защите от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации и администрацией области.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе, образовательных, а также по месту жительства.
Подготовка по защите населения от чрезвычайных ситуаций охватывает:
- население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего, высшего профессионального обучения;
- руководителей исполнительных органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, независимо от их организационно-правовой формы, и специалистов по защите от чрезвычайных ситуаций (далее - специалисты);
- работников исполнительных органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления в составе сил единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- население, не занятое в сферах производства и обслуживания.
Законом Нижегородской области от 30 мая 2003 г. N 37-3 часть четвертая статьи 19 изложена в новой редакции
Руководители и другие работники органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
Статья 20. Пропаганда знаний по защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций
Пропаганда знаний по защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность по защите и спасению людей, исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний по вопросам защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций используются средства массовой информации.
Законом Нижегородской области от 20 августа 2002 г. N 48-З статья 21 изложена в новой редакции
Статья 21. Оповещение и информирование органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям населения области об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций
Руководитель, иное должностное лицо эксплуатирующей организации либо комиссии по чрезвычайным ситуациям обязаны немедленно уведомить органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям о возникшей на объекте или подведомственной территории чрезвычайной ситуации.
Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в распоряжение которых поступила информация о возникновении чрезвычайной ситуации, обязаны:
немедленно оповестить население, руководителей органов исполнительной власти области, объектов, расположенных в опасной зоне, о характере и масштабах бедствия, реальной угрозе для жизни, здоровья и имущества граждан;
организовать выполнение первоочередных мероприятий плана предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проинформировать вышестоящий орган управления.
В целях обеспечения необходимых условий для успешного проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах своей компетенции организуют проведение временной эвакуации населения из зон, подвергшихся опасному воздействию чрезвычайных ситуаций, угрожающему жизни и здоровью населения.
Оповещение и информирование населения области об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций возлагается на органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления, администрацию организаций, использующих систему централизованного оповещения области, каналы связи Министерства связи Российской Федерации, радиотрансляционную сеть и телевизионное вещание, включая и коммерческие телерадиокомпании, ведомственные сети связи, локальные системы оповещения потенциально опасных объектов.
При возникновении чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах ответственность за организацию оповещения рабочих и служащих этих объектов, рабочих и служащих других организаций и населения, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям возлагается на руководителей, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.
Зоны действия локальных систем оповещения потенциально опасных объектов определяются нормативными актами Российской Федерации и обеспечивают оповещение:
в районе размещения ядерно- и радиационно опасных объектов в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);
в районе размещения химически опасных объектов в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;
в районе размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) на расстоянии 6 км от объекта.
Поддержание в технически исправном состоянии и постоянной готовности к использованию систем оповещения возлагается на руководителей организаций, в ведении которых находятся названные системы.
Статья 22. Организация электронных средств массовой информации в период угрозы и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Организация работы электронных средств массовой информации в период угрозы чрезвычайных ситуаций, в активный период проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по оповещению и информированию населения области осуществляется с участием и под непосредственным контролем постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций независимо от форм собственности, которые предоставляют технические средства телерадиовещения, каналы связи для осуществления проводимых мероприятий на безвозмездной основе.
Глава 6
Порядок финансирования и материального обеспечения
мероприятий по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Законом Нижегородской области от 20 августа 2002 г. N 48-З статья 23 изложена в новой редакции
Статья 23. Целевые программы
1 .Органы государственной власти Нижегородской области инициируют разработку и контролируют выполнение специальных целевых программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения, поддержание в этих условиях устойчивого функционирования организаций, прежде всего связанных с обеспечением жизнедеятельности городов и районов области.
2. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Нижегородской области.
Статья 24. Финансирование и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются администрацией области, органами местного самоуправления и организациями заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств. Для финансирования ситуаций администрацией области создается соответствующий фонд расходов, размер которого определяется и утверждается Законодательным Собранием области отдельной статьей в составе областного бюджета.
Порядок создания и использования указанных в части первой статьи резервов и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются законодательством Нижегородской области и нормативными правовыми актами органов самоуправления.
Статья 25. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций в области производится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства из областного резерва финансовых и материальных ресурсов в порядке, устанавливаемом органами государственной власти области.
Законом Нижегородской области от 20 августа 2002 г. N 48-З статья 26 изложена в новой редакции
Статья 26. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации "чрезвычайных ситуаций создаются Правительством области, органами местного самоуправления и организациями заблаговременно, в номенклатуре и объемах, необходимых для ликвидации .прогнозируемых чрезвычайных ситуаций. В пределах средств, предусмотренных соответствующими бюджетами для финансирования мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создается соответствующий фонд расходов, размер которого определяется и утверждается Законодательным Собранием области отдельной статьей в составе областного бюджета.
Глава 7
Государственная экспертиза, надзор и контроль
в области защиты населения и территорий области
от чрезвычайных ситуаций
Статья 27. Государственная экспертиза защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций
Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, специально уполномоченным на решение задач по защите населения и территорий области в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам, законодательству Российской Федерации, законодательству Нижегородской области.
В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источником чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Законом Нижегородской области от 20 августа 2002 г. N 48-З статья 28 изложена в новой редакции
Статья 28. Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций
Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций проводится в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и контроль за готовностью территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее звеньев к действиям при их возникновении осуществляется органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Руководство деятельностью по осуществлению государственного надзора по предупреждению чрезвычайных ситуаций и контролю готовности органов управления, сил и средств возлагается на руководителей органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Должностные лица этих органов являются одновременно по должности государственными инспекторами по государственному надзору за предупреждением чрезвычайных ситуаций и контролю за готовностью территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -государственные инспектора).
Государственные инспектора вправе:
проводить проверки и обследования организаций по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, получать от руководителей, иных должностных лиц сведения, справки, другую информацию по возникающим вопросам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
привлекать по согласованию с органами исполнительной власти, администрацией организаций соответствующих специалистов для проведения проверок мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций за счет средств организаций;
вручать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений установленных правил, норм, стандартов по вопросам возникновения и предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций;
составлять протокол об административном правонарушении за невыполнение норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
передавать в соответствующих случаях материалы в следственные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Глава 8
Ответственность за нарушение законодательства
в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
Статья 29. Виды ответственности за нарушение законодательства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации и Нижегородской области по защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.
Законом Нижегородской области от 20 августа 2002 г. N 48-З статья 30 изложена в новой редакции
Статья 30. Административная ответственность за невыполнение норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Граждане, должностные лица и юридические лица несут административную ответственность за невыполнение норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 31. Уголовная ответственность за преступления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Должностные лица, граждане, виновные в совершении преступлений, то есть, общественно-опасных деяний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций несут уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным Кодексом Российской Федерации.
Глава 9
Заключительные положения
Статья 32. Вступление настоящего Закона в действие
Настоящий Закон вступает в действие со дня его официального опубликования в газете "Нижегородские новости".
Председатель Законодательного |
Губернатор Нижегородской |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон определяет организационно-правовые нормы защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Нижегородской области, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Нижегородской области, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовой формы и населения по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Закон вступает в действие со дня его официального опубликования.
Закон Нижегородской области от 4 января 1996 г. N 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Настоящий Закон вступает в действие со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Нижегородские новости", N 14 от 24 января 1996 г.
Закон принят постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 19 декабря 1995 г. N 214
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Нижегородской области от 8 мая 2024 г. N 38-З
Изменения вступают в силу с 8 мая 2024 г.
Подпункт "а" пункта 2, подпункт "а" пункта 7 и пункт 14 статьи 1 изменений вступают в силу с 29 июня 2024 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Закон Нижегородской области от 6 июля 2023 г. N 84-З
Изменения вступают в силу с 18 июля 2023 г.
Закон Нижегородской области от 20 декабря 2022 г. N 207-З
Изменения вступают в силу с 21 декабря 2022 г.
Пункты 1 и 4 статьи 2 изменений вступают в силу с 4 мая 2023 г.
Закон Нижегородской области от 12 апреля 2022 г. N 32-З
Изменения вступают в силу с 23 апреля 2022 г.
Закон Нижегородской области от 10 сентября 2021 г. N 117-З
Изменения вступают в силу с 23 сентября 2021 г.
Закон Нижегородской области от 29 апреля 2020 г. N 44-З
Изменения вступают в силу с 30 апреля 2019 г.
Закон Нижегородской области от 2 октября 2019 г. N 111-З
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2019 г.
Закон Нижегородской области от 6 мая 2016 г. N 66-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Нижегородской области от 2 февраля 2016 г. N 12-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Нижегородской области от 30 июня 2015 г. N 92-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Нижегородской области от 1 апреля 2015 г. N 46-З
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Нижегородской области от 22 декабря 2014 г. N 186-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Нижегородской области от 4 сентября 2014 г. N 113-З
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Нижегородской области от 3 марта 2014 г. N 27-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Нижегородской области от 3 сентября 2013 г. N 112-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Нижегородской области от 2 апреля 2013 г. N 34-З
Изменения вступают в силу с 12 августа 2013 г.
Закон Нижегородской области от 29 июня 2012 г. N 77-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Нижегородской области от 1 марта 2011 г. N 24-З
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Нижегородской области от 9 марта 2010 г. N 37-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Нижегородской области от 7 апреля 2009 г. N 33-З
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Нижегородской области от 25 мая 2007 г. N 66-З
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Нижегородской области от 7 июня 2006 г. N 52-3
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Нижегородской области от 31 декабря 2004 г. N 172-З
Изменения вступают в силу 1 января 2005 г.
Закон Нижегородской области от 30 мая 2003 г. N 37-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Нижегородской области от 20 августа 2002 г. N 48-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона