Постановление Правительства Нижегородской области
от 30 июня 2003 г. N 198
"Об утверждении Положения о системе управления
охраной труда в Нижегородской области"
В целях реализации государственной политики в области охраны труда Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе управления охраной труда в Нижегородской области.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя губернатора - члена Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.
Губернатор |
Г.М. Ходырев |
Положение
о системе управления охраной труда в Нижегородской области
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 30 июня 2003 г. N 198)
Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями на 10 января 2003 года), Законом Нижегородской области от 21 октября 1997 года N 91-З "Об охране труда" (с изменениями и дополнениями от 5 апреля 2002 года N 18-З), иными нормативными актами Нижегородской области и определяет принципы, задачи и структуру системы управления охраной труда (далее - Система).
1. Общие положения
1.1. Управление охраной труда в Нижегородской области - это согласованная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления с объединениями работодателей, профессиональными союзами и иными общественными организациями с целью реализации государственной политики в сфере охраны труда.
1.2. Система - это совокупность субъектов управления охраной труда всех уровней, реализующих с помощью принципов управления задачу по созданию условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в организациях Нижегородской области.
1.3. Субъектами управления охраной труда на территории области являются: федеральные органы исполнительной власти в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; Правительство Нижегородской области; министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; министерства и иные органы исполнительной власти области, выполняющие функции организационно-методического руководства в сфере охраны труда; органы местного самоуправления районов и городов области в пределах полномочий, установленных Законом Нижегородской области от 21 октября 1997 года N 91-З "Об охране труда" (с изменениями и дополнениями от 5 апреля 2002 года N 18-З); работодатели и их объединения, а также профсоюзы или иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда.
1.4. Объектами управления по вопросам охраны труда являются организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью (без образования юридического лица), использующие наемный труд.
1.5. Объектом управления охраной труда в организации является деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, служебных помещениях и в организации в целом.
1.6. Основные принципы управления охраной труда:
- профилактическая направленность деятельности;
- обеспечение перспективного целевого планирования мероприятий по охране труда и их финансирование;
- взаимодействие всех уровней управления в решении вопросов охраны труда;
- осуществление прямых и обратных связей на всех уровнях управления;
- территориально-отраслевой принцип управления.
1.7. Основные задачи Системы:
- реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
- правовое и нормативное обеспечение безопасных условий труда и сохранения здоровья работников;
- разработка и реализация территориальных и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и обеспечение их финансирования;
- государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
- кадровое обеспечение органов управления охраной труда;
- создание и совершенствование единой скоординированной системы обучения и проверки знаний по охране труда;
- использование механизмов экспертизы, сертификации и лицензирования для улучшения условий и охраны труда;
- создание и развитие системы информационного обеспечения в сфере охраны труда.
2. Структура системы управления охраной труда в Нижегородской
области
2.1. Управление охраной труда осуществляется на трех уровнях:
- уровень субъекта Российской Федерации (Нижегородская область);
- уровень местного самоуправления районов (городов);
- уровень организаций.
2.2. На областном уровне государственное управление охраной труда осуществляет Правительство Нижегородской области; министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; министерства и иные органы исполнительной власти, выполняющие функции организационно-методического руководства в сфере охраны труда.
2.3. На уровне местного самоуправления - администрации районов (городов) области.
Решениями глав администраций районов (городов) определяются ответственные за охрану труда (заместители глав администрации, начальники отделов). Организация реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда с учетом специфики развития территорий возлагается на отделы (специалистов) по труду, функционирующие в составе органов местного самоуправления.
2.4. На уровне организации, с целью создания здоровых и безопасных условий труда работников, управление охраной труда осуществляет работодатель. Оперативное управление, подготовку управленческих решений и контроль за их исполнением осуществляет структурное подразделение или специалист по охране труда.
2.5. Для координации работы субъектов управления охраной труда создаются областная и районные (городские) межведомственные комиссии по охране труда в порядке, определенном Правительством Нижегородской области и решениями администраций районов (городов).
2.6. На всех уровнях управления охраной труда на территории области принимают участие федеральные органы исполнительной власти (государственная инспекция труда в Нижегородской области, Нижегородское управление Госгортехнадзора, Нижегородский областной центр Госсанэпиднадзора, территориальное управление государственного топливно-энергетического надзора по Нижегородской области, управление государственной противопожарной службы Нижегородской области МЧС России, федеральное государственное учреждение "Нижегородский центр стандартизации, метрологии и сертификации" и другие), а также профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы, осуществляющие общественный контроль за охраной труда.
3. Полномочия органов государственного управления
в сфере охраны труда
3.1. Правительство Нижегородской области:
- реализует основные направления государственной политики в сфере охраны труда;
- руководит работой министерств и иных органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность;
- утверждает областные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
- разрабатывает и принимает необходимые нормативные правовые акты Нижегородской области по охране труда.
3.2. Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области:
- обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны труда;
- организует работу по улучшению условий и охраны труда на основе реализации федеральной и областной целевых программ;
- анализирует состояние условий и охраны труда, причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- обеспечивает взаимодействие и координацию деятельности органов государственного надзора и контроля за охраной труда, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, работодателей, профессиональных союзов и других общественных организаций в реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда;
- обеспечивает работу областной межведомственной комиссии, координационного совета по охране труда, взаимодействует с государственным учреждением "Областной учебно-методический, исследовательский центр охраны труда и социального партнерства" в вопросах охраны труда;
- содействует обеспечению работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты (СИЗ), организует выставки СИЗ;
- содействует созданию учебных центров охраны труда, лабораторий экспертизы условий труда и координирует их деятельность;
- организует обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, а также отдельных категорий застрахованных;
- выдает разрешения на обучение по охране труда обучающим организациям, осуществляет контроль за качеством обучения;
- оказывает содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда работников;
- осуществляет проверку условий труда, соблюдения законодательства о применении труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет в организациях всех форм собственности;
- осуществляет контроль за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, за предоставлением работникам организаций компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, контролирует качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- осуществляет государственную экспертизу условий труда при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда;
- организует и осуществляет сертификацию работ по охране труда в организациях;
- направляет своих представителей для участия в расследовании несчастных случаев на производстве (групповых, со смертельным и тяжелым исходом);
- оказывает методическую помощь в организации охраны труда соответствующим подразделениям министерств и иным органам исполнительной власти Нижегородской области, органам местного самоуправления, организациям всех организационноправовых форм и форм собственности;
- выполняет иные функции в сфере охраны труда, возложенные на органы по труду в субъектах Российской Федерации нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами области.
3.3. Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области в целях выполнения возложенных на него задач вправе:
- принимать решения, давать разъяснения, направлять методические рекомендации государственным и муниципальным социальным службам, а также обязательные для исполнения предписания, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Нижегородской области по вопросам охраны труда, отнесенным к компетенции министерства;
- созывать совещания по вопросам охраны труда с привлечением руководителей и специалистов других органов исполнительной власти области и организаций;
- разрабатывать и вносить в федеральные и областные государственные органы предложения по совершенствованию условий и охраны труда работников;
- издавать в пределах своей компетенции на основе законодательства Российской Федерации, Нижегородской области приказы, инструкции и другие нормативно-правовые акты, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти;
- запрашивать в установленном порядке от федеральных органов государственного надзора и контроля, областного комитета государственной статистики, органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, организаций всех организационно-правовых форм информацию, необходимую для осуществления своих функций в системе государственного управления охраной труда;
- вносить предложения в федеральные органы, Правительство области, а также руководителям организаций о приостановлении или отмене нормативных правовых актов, в случае их противоречия действующему законодательству об охране труда, а также предложения о внесении изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда.
3.4. Полномочия министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области:
3.4.1. Министерство финансов Нижегородской области участвует в подготовке областных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечивает их финансирование в пределах сумм, утвержденных в областном бюджете на очередной финансовый год.
3.4.2. Другие министерства и иные органы исполнительной власти Нижегородской области, выполняющие функции организационно-методического руководства в сфере охраны труда:
- осуществляют государственное управление охраной труда в отрасли;
- участвуют в разработке и реализации областных целевых программ улучшения условий и охраны труда, организуют разработку и реализацию отраслевых программ улучшения условий и охраны труда;
- представляют министерству труда и социальной защиты Нижегородской области необходимую информацию и материалы для анализа состояния условий и охраны труда в отрасли, подготовки управленческих решений, вносят по ним свои предложения;
- доводят нормативные правовые акты по охране труда и другую информацию в данной сфере до подведомственных организаций;
- определяют специалистов для осуществления управления по вопросам охраны труда в отрасли.
4. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны труда
Органы местного самоуправления городов и районов области, обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда в пределах своих полномочий и полномочий, переданных им органами государственной власти области, изложенными в ст.6 Закона Нижегородской области от 21 октября 1997 года N 91-З "Об охране труда" (с изменениями и дополнениями от 5 апреля 2002 года N 18-З).
5. Управление охраной труда в организации
5.1. Управление охраной труда в организации осуществляет работодатель в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (раздел X "Охрана труда"), Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
5.2. Для реализации своих обязанностей в области охраны труда работодатель создает систему управления охраной труда (СУОТ) в организации, в рамках которой разрабатываются и утверждаются положения о структурных подразделениях и должностные инструкции руководителей и специалистов, включая их права в решении вопросов охраны труда, руководствуясь при этом постановлениями и рекомендациями Министерства труда и социального развития Российской Федерации и министерства труда и социальной защиты Нижегородской области по вопросам охраны труда.
6. Межведомственные комиссии по охране труда
6.1. Для рассмотрения вопросов и подготовки предложений по проблемам охраны труда, обеспечения взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, органов надзора и контроля, работодателей, профсоюзов и других общественных организаций в реализации государственной политики в сфере охраны труда создаются областная и районные (городские) межведомственные комиссии (МВК) по охране труда.
6.2. В своей деятельности МВК руководствуются постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации, распоряжениями Правительства Нижегородской области и рекомендациями министерства труда и социальной защиты Нижегородской области по вопросам охраны труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 30 июня 2003 г. N 198 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Нижегородской области"
Текст постановления получен из эталонного банка правовой информации Администрации Губернатора Нижегородской области
Постановлением Правительства Нижегородской области от 8 ноября 2010 г. N 763 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 9 июля 2009 г. N 479
Постановление Правительства Нижегородской области от 9 апреля 2009 г. N 198
Постановление Правительства Нижегородской области от 24 апреля 2006 г. N 141