Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Положение
о порядке подготовки и издания актов
главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода
(утв. постановлением главы местного самоуправления
от 10 июня 1996 г. N 45)
23 декабря 1996 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение издано в целях упорядочения подготовки и издания актов главы местного самоуправления г.Н.Новгорода, повышения их качества и соответствия действующему на территории Российской Федерации законодательству.
1.2. Актами главы местного самоуправления г.Н.Новгорода (далее мэра) являются постановления и распоряжения.
1.3. Мэр принимает постановления и издает распоряжения по всем вопросам, отнесенным к ведению городской администрации.
1.4. Лицо, исполняющее обязанности мэра, осуществляет полномочия по изданию актов, предусмотренные пунктом 1.3 настоящего Положения. Подготовка и издание постановлений и распоряжений лица, исполняющего обязанности мэра, осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением.
1.5. Решения мэра нормативного характера принимаются в форме постановлений.
Постановление - акт управления нормативного характера (устанавливающий, изменяющий или прекращающий действие правовых норм), издаваемый главой местного самоуправления или исполняющим его обязанности лицом в целях разрешения важнейших задач, стоящих перед администрацией, носящий общеобязательный (публичный) характер, как правило, длительного действия.
1.6. Решения мэра по оперативным, организационным, кадровым, финансовым и другим текущим вопросам принимаются в форме распоряжений.
Распоряжение - акт управления правоприменительного характера, издаваемый главой местного самоуправления или лицом, исполняющим его обязанности, а по отдельным вопросам, разрешение которых делегировано главой своим заместителям, также и последними, направленный на возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, носящий оперативноисполнительный или правоохранительный характер, касающийся обычно узкого круга конкретно определенных в нем исполнителей.
2. Основания и стадии подготовки проектов постановлений
и распоряжений
2.1. Основаниями для подготовки проектов постановлений и распоряжений мэра являются:
- необходимость решения текущих задач в пределах предоставленной компетенции;
- прямое указание акта Федерального Собрания, Президента и Правительства РФ о принятии соответствующего акта, соответствующего решения областной администрации;
- обращение городской Думы г.Н.Новгорода о разработке и принятии конкретного правового акта;
- обращения и письма должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, трудовых коллективов и отдельных граждан;
- протесты прокурора, решения представительного органа государственной власти Нижегородской области по ранее принятым мэром актам;
- обязательства, вытекающие из договоров, в которых участвует администрация г.Н.Новгорода.
2.2. Подготовка проектов постановлений и распоряжений мэра включает:
- определение органа или должностного лица, ответственного за подготовку проекта постановления (распоряжения);
- определение круга специалистов, привлекаемых к подготовке проекта постановления (распоряжения);
- проработку этими лицами вопросов, составляющих основу проекта постановления (распоряжения);
- составление проектов текстов постановлений (распоряжений) и, при необходимости, пояснительных записок к ним;
- согласование проекта постановления (распоряжения) с соответствующими департаментами, комитетами и другими подразделениями администрации города, а также с заинтересованными юридическими и физическими лицами;
- правовую экспертизу проекта постановления (распоряжения) в юридическом управлении на предмет соответствия проекта действующему законодательству и требованиям по оформлению акта, предусмотренным разделом 4 настоящего Положения;
- доработку проекта постановления (распоряжения) с учетом замечаний и предложений мэра, соответствующих подразделений администрации города, а также заключения юридического управления.
3. Лица, ответственные за подготовку проекта постановления
(распоряжения)
3.1. Определение органа или должностного лица, ответственного за подготовку проекта постановления (распоряжения), осуществляется устным или письменным поручением мэра или должностного лица, исполняющего его обязанности.
3.2. Структурные подразделения администрации, а также заинтересованные юридические и физические лица, вправе по своей инициативе в целях реализации возложенных на них задач подготавливать и представлять проекты постановлений (распоряжений).
Руководители структурных подразделений администрации в таких случаях самостоятельно определяют должностных лиц, специалистов, ответственных за подготовку проекта постановления (распоряжения).
3.3. Круг специалистов, привлекаемых к подготовке проекта постановления (распоряжения), определяется органом или должностным лицом, ответственным за подготовку проекта постановления (распоряжения).
3.4. Ответственность за качество проектов постановлений и распоряжений мэра возлагается на руководителей структурных подразделений администрации, юридических лиц, которые вносят эти проекты.
Ответственность за несоответствие проектов действующему законодательству несет начальник юридического управления.
4. Требования к оформлению проектов постановлений и распоряжений
4.1. Проекты актов мэра печатаются на бланках установленной формы, изготавливаемых управлением делами администрации.
4.2. Акты мэра должны иметь следующие реквизиты:
- Герб города Нижнего Новгорода;
- наименование вида акта (постановление, распоряжение);
- заголовок;
- номер акта;
- дата принятия;
- текст;
- подпись мэра;
- визы, согласования;
- исполнитель.
Заголовок акта должен быть максимально кратким и четким, точно передавать смысл текста, он заключает обычно в себе ответ на вопрос, о чем (о ком) издан документ. Текст акта может состоять из двух частей: преамбулы (констатирующая часть) и распорядительной (постановляющая часть). Преамбула содержит обоснования принятия акта. В ней указываются фактические обстоятельства и мотивы, послужившие причиной или поводом для принятия акта, а также могут содержаться ссылки на законы и другие правовые акты, в соответствии с которыми принимается данный документ.
В преамбулу не включаются положения нормативного характера. Распорядительная часть актов может подразделяться на пункты, подпункты, абзацы. Пункты должны иметь единую нумерацию для всего акта, нумеруются арабскими цифрами с точкой. Номера подпунктов включают номера пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой (например, 1.1, 1.2, 1.3). Утверждаемые актами положения, инструкции, программы и т.п. могут подразделяться на разделы, главы, пункты, подпункты. Например, обозначение 5.12.7 соответствует разделу 5, пункту 12, подпункту 7. Обозначение номеров печатают с красной строки.
Каждый пункт акта должен содержать законченную мысль и включать, как правило, одно предписание. Несколько связанных между собой предписаний объединяются в один пункт в тех случаях, когда они взаимно дополняют и обуславливают друг друга.
Наименование упоминаемых в акте органов, организаций приводятся в полном соответствии с их официальным названием, утвержденным в уставе, положении, в решении об их создании, переименовании.
4.3. При наличии приложения к проекту в окончании соответствующего пункта делается ссылка - "согласно приложению". В верхнем правом углу первого листа приложения делается отметка с указанием названия документа, его даты, номера, например:
Приложение
к постановлению главы
местного самоуправления
г.Н.Новгорода
от 01.12.95 N 333
В приложениях к акту могут помещаться перечни, положения, мероприятия, таблицы, графики, образцы документов, бланков, схемы и т.п., если они необходимы для надлежащего применения правового акта. При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами, перед которыми знак N не проставляется.
Например:
Приложение 2
к постановлению главы
местного самоуправления
г.Н.Новгорода
от ___________ N _____
Если в тексте акта содержится формулировка: утвердить прилагаемое Положение, Инструкцию или иной документ нормативного характера, то перед его заголовком помещается гриф утверждения, оформляемый следующим образом:
Утверждено
Распоряжением главы
местного самоуправления
г.Н.Новгорода
от ____________ N _____
4.4. Если требуется многократно упомянуть в акте тот или иной объект, а равно когда в акте неоднократно употребляется одно и тоже понятие, при первом упоминании о таком объекте (понятии) приводится его полное и в скобках - сокращенное наименование по форме - "далее именуется" или "далее - ...", а в последующем тексте употребляется только его сокращенное наименование.
4.5. Проекты постановлений и распоряжений в необходимых случаях должны содержать пункт о возложении контроля за их исполнением.
5. Требования к содержанию проектов постановлений и распоряжений
5.1. Проект постановления (распоряжения) должен быть целесообразным, практически необходимым. Он должен быть написан грамотно, юридически четким языком, не допускающим различных толкований текста. Проект должен иметь логическую последовательность всех его составных частей, в нем допускаются только общепринятые сокращения. К проекту прилагаются документы, обосновывающие его принятие.
5.2. Проект должен соответствовать по своему содержанию действующему на территории Российской Федерации законодательству.
5.3. Проект должен быть финансово и материально-технически обеспечен.
5.4. Недопустимы проекты актов, содержащие терминологическую путаницу, общие декларативные призывы, дословное воспроизведение всего текста акта высшего органа государственной власти, расплывчатые, не поддающиеся контролю формулировки.
5.5. Проект акта должен основываться на реальных возможностях и содержать указание на организационные, финансово-экономические и иные средства обеспечения содержащихся в нем предписаний.
6. Согласование проектов постановлений и распоряжений
6.1. Согласование проектов распоряжений и постановлений осуществляется в форме визирования первого экземпляра проекта акта.
Постановлением главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода от 23 декабря 1996 г. N 90 в пункт 6.2 настоящего Положения внесены изменения
6.2. На первом экземпляре проекта акта обязательны визы:
- руководителей соответствующих структурных подразделений администрации, государственных органов, которым подведомственны вопросы, составляющие содержание проекта;
- директора департамента финансов или его заместителя в случаях, когда выполнение предписаний связано с использованием финансовых ресурсов, касается бюджетной системы, вопросов налогообложения;
- управляющего делами администрации, когда выполнение предписаний связано с финансовыми, материально-техническими средствами, находящимися в ведении управления делами администрации;
- начальника юридического управления администрации - на всех проектах постановлений (распоряжений);
- начальника управления поддержки предпринимательства и антимонопольной политики КУГИ в случаях, если постановление (распоряжение) касается порядка распределения бюджетных ресурсов.
6.3. Отказ в согласовании или возражения по конкретным пунктам проекта не препятствуют дальнейшему движению проекта, кроме случаев, если эти возражения сделаны юридическим управлением по мотивам несоответствия этих пунктов действующему законодательству.
6.4. Согласование проекта структурным подразделением администрации осуществляется в срок не более 5 рабочих дней, а в случае необходимости его дополнительной проработки - в сроки, согласованные с лицом, ответственным за подготовку проекта.
6.5. Сбор виз осуществляется лицом, ответственным за подготовку проекта.
6.6. Виза включает в себя личную подпись, ее расшифровку и дату визирования, при необходимости указывается должность визирующего.
Визирование производится на лицевой стороне последнего листа проекта, двумя интервалами ниже подписи мэра (при отсутствии свободного места - на обратной стороне последнего листа).
6.7. Замечания и дополнения к проекту излагаются на отдельном листе, о чем при визировании ставится отметка: "Замечания прилагаются" или "С замечаниями".
6.8. Лица, ответственные за подготовку проекта, обязаны рассмотреть все поступившие замечания и предложения и с их учетом доработать текст проекта.
Если в процессе согласования или в ходе доработки проекта вносятся существенные изменения в первоначальную редакцию проекта, он подлежит повторному визированию в соответствующих органах. Повторного визирования не требуется, если при доработке в проект акта внесены редакционные правки, существенно не изменившие его содержание.
6.9. К проекту акта обязательно прилагается расчет рассылки, заполняемый лицом, ответственным за подготовку проекта (прилагается).
6.10. Согласованные проекты постановлений и распоряжений сдаются в протокольный отдел юридического управления, который ведет их учет, проверяет соответствие оформления акта требованиям раздела 4 настоящего Положения.
6.11. Проекты постановлений (распоряжений), подготовленные с нарушением порядка и требований по оформлению и содержанию, установленных настоящим Положением, возвращаются протокольным отделом юридического управления их разработчикам.
7. Правовая экспертиза проектов постановлений и распоряжений
7.1. Проекты конкретных постановлений и распоряжений мэра по поручению юридического управления администрации проходят правовую экспертизу на предмет соответствия проекта действующему законодательству.
7.2. Проекты актов, носящие нормативный характер (положения, уставы, порядок и т.п.) должны проходить правовую экспертизу во всех случаях.
7.3. Проект акта, полностью соответствующий законодательству, визируется юридическим управлением после всех согласований, предусмотренных разделом 6 настоящего Положения.
7.4. В случае противоречия закону отдельных положений проекта, не носящих принципиального характера и требующих юридической доработки, указанный проект должен быть отредактирован юристами юридического управления с участием разработчиков проекта.
7.5. На проект акта, полностью или в существенной своей части противоречащий действующему законодательству, составляется заключение правовой экспертизы со ссылками на конкретные правовые нормы, которые нарушаются положениями проекта. Заключение правовой экспертизы составляется юристом юридического управления не позднее 3-х дней со дня поступления к нему проекта на правовую экспертизу.
Проект постановления (распоряжения) вместе с заключением правовой экспертизы возвращается юридическим управлением разработчикам этого проекта.
8. Принятие постановлений и издание распоряжений.
Вступление их в силу
8.1. Право представления на подпись мэра проектов его постановлений и распоряжений принадлежит протокольному отделу юридического управления.
8.2. Мэр по представленным ему на подпись проектам актов принимает одно из следующих решений:
- подписывает проект;
- направляет проект на доработку;
- отклоняет проект в целом в связи с невозможностью или нецелесообразностью его принятия (издания).
8.3. Подписанные мэром постановления и распоряжения передаются в протокольный отдел юридического управления. Внесение каких-либо исправлений и дополнений в подписанный документ допускается только по согласованию с мэром, за исключением случаев обнаружения в тексте акта лексической или орфографической ошибки либо нарушения требований к оформлению актов.
8.4. Постановления и распоряжения мэра вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено в самом акте.
9. Регистрация и рассылка постановлений (распоряжений).
Опубликование актов
9.1. Подписанные постановления и распоряжения подлежат обязательной регистрации в протокольном отделе юридического управления. Незарегистрированные акты мэра юридической силы не имеют.
9.2. Порядковый номер акта присваивается в соответствии с очередностью его принятия - отдельно для постановлений и распоряжений.
9.3. Протокольный отдел обеспечивает изготовление копий постановлений (распоряжений) мэра, рассылку их исполнителям и иным заинтересованным органам и должностным лицам согласно списку, изложенному в расчете рассылки. В указанных копиях подпись мэра не воспроизводится, ее подлинность удостоверяется печатью протокольного отдела юридического управления.
9.4. Копии постановления (распоряжения) направляются в день их подписания в городскую Думу г.Нижнего Новгорода.
9.5. Постановления и распоряжения мэра, содержащие предписания, касающиеся прав и обязанностей граждан и юридических лиц, либо имеющие общественную значимость, передаются протокольным отделом юридического управления в отдел по связям с общественностью и средствами массовой информации для опубликования.
9.6. Постановления (распоряжения) мэра могут быть опубликованы также в иных органах печати, обнародованы по телевидению и радио.
10. Официальное разъяснение постановлений (распоряжений)
Официальное разъяснение принятых (изданных) постановлений (распоряжений) по запросам государственных органов, организаций, учреждений, граждан осуществляется мэром путем принятия отдельного распоряжения, рассылки письма-разъяснения, или по поручению мэра дается отделом по связям с общественностью и средствами массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.