В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Уставом городского округа город Дзержинск Городская Дума постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке прекращения прав на земельные участки на территории города.
2. Настоящее постановление опубликовать в средствах массовой информации.
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет Городской Думы по строительству, архитектуре и землепользованию.
Председатель Городской Думы |
Мэр города |
Положение
о порядке прекращения прав на земельные участки на территории города
(утв. постановлением Городской Думы
от 28 февраля 2008 г. N 310)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Уставом городского округа город Дзержинск.
2. Настоящее Положение регулирует порядок деятельности Городской Думы и Администрации города и порядок прохождения документов при осуществлении процедуры прекращения прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков и расположенных на них зданий, строений, сооружений для муниципальных нужд.
3. Настоящее Положение распространяется на расположенные на территории города земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
4. Объектом земельных отношений могут быть только земельные участки, части земельных участков, прошедшие государственный кадастровый учет.
Статья 2. Распределение функций при осуществлении процедуры прекращения прав на земельные участки
1. В процедуре прекращения прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков и расположенных на них зданий, строений, сооружений для муниципальных нужд участвуют Городская Дума и Администрация города.
2. Городская Дума принимает решение о приобретении в муниципальную собственность изъятых у правообладателей земельных участков и расположенных на них объектах недвижимости.
3. Городская Дума в установленном порядке согласовывает цену выкупа земельного участка и расположенных на нём объектах недвижимости для муниципальных нужд.
4. Администрация города вправе привлекать к участию в процедуре прекращения прав на земельные участки иные органы государственного и муниципального управления, физических и юридических лиц, создавать межведомственные комиссии, готовить проекты нормативных правовых актов, связанных с осуществлением процедуры прекращения прав на земельные участки.
5. Решение о прекращении прав на земельные участки или об изъятии земельных участков для муниципальных нужд (далее по тексту - изъятие земельных участков) принимается постановлением Администрации города на основании заявлений юридических лиц и граждан, по инициативе структурных подразделений Администрации города.
6. Управление архитектуры и градостроительства Администрации города (далее - УАГ):
1) осуществляет выбор земельных участков для строительства;
2) принимает участие в подготовке градостроительной документации, в которой, помимо необходимой архитектурной и строительно-технической информации, должно быть отражено обоснование изъятия тех или иных объектов недвижимости;
3) осуществляет согласование размещения объекта с соответствующими уполномоченными исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральными законами;
4) изучает полученные заключения (согласования) и оформляет акт о выборе земельного участка для строительства объекта, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны;
5) информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка под строительство объекта;
6) оформляет акт проверки (обследования) земельного участка в рамках осуществления муниципального земельного контроля;
7) готовит проекты постановлений Администрации города при прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения земельными участками, свободными от зданий, строений и сооружений.
7. Комитет по управлению муниципальным имуществом города Дзержинска (далее - КУМИ):
1) обеспечивает постановку бесхозяйных объектов недвижимости на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) обеспечивает государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки;
3) ведет реестр земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;
4) обеспечивает государственную регистрацию прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, аренды, права пожизненного наследуемого владения земельными участками;
5) обеспечивает государственную регистрацию постановлений Администрации города об изъятии земельных участков;
6) информирует землепользователей, землевладельцев. и арендаторов земельных участков, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия земельных участков для муниципальных нужд, находящихся, соответственно, в их пользовании и владении;
7) информирует граждан и юридических лиц, в собственности которых находятся земельные участки, которые планируется выкупить для муниципальных нужд;
8) осуществляет сбор информации о земельных участках и расположенных на них зданиях, строениях и сооружениях, подлежащих изъятию, а также информацию о собственниках, землепользователях, землевладельцах земельных участков и собственниках зданий, строений и сооружений;
9) обеспечивает оценку рыночной стоимости земельных участков и расположенных на них зданий, строений, сооружений;
10) обеспечивает расчет убытков собственников, пользователей, владельцев и арендаторов земельных участков;
11) производит расчет выкупной цены, подлежащей выплате в связи с осуществлением процедуры изъятия;
12) готовит проекты постановлений Администрации города об изъятии земельных участков, о прекращении права собственности на земельные участки, а так же прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельными участками в случае, если на них расположены здания, строения и сооружения.
Глава 2. Порядок прекращения прав на земельные участки
Статья 3. Основания прекращения прав на земельные участки
1. Право собственности на земельный участок прекращается в случаях:
1) отчуждения собственником своего земельного участка другим лицам;
2) отказа собственника от права на земельный участок;
3) принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, аренды, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.
3. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению Администрации города или по соглашению сторон:
1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
2) по другим основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации.
4. Право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается в принудительном порядке на основании решения суда в случаях:
1) использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;
2) использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
3) неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
4) изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
5) систематической неуплаты земельного налога;
6) в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
5. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 4. Порядок прекращения права собственности на земельные участки
1. При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.
2. Гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение отказаться от права собственности на земельный участок, подают в Администрацию города соответствующее заявление, в котором указывается адрес земельного участка, кадастровый номер земельного участка, его площадь, разрешенное использование земельного участка, причины отказа от права собственности на земельный участок.
3. К заявлению об отказе от права собственности на земельный участок прилагаются:
1) кадастровая карта (план) земельного участка;
2) подлинники документов, удостоверяющих права на землю;
3) копия решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка;
4) документ, подтверждающий отсутствие долгов по оплате налога за пользование земельным участком;
5) выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на земельный участок.
Кроме указанных документов к заявлению прилагаются:
6) для юридических лиц:
а) свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц;
б) устав;
в) документы, подтверждающие полномочия руководителя юридического лица (протокол, выписка из протокола собрания участников или акционеров (в установленных уставом случаях совета директоров) об избрании, назначении руководителя, приказ о назначении и т.п.);
7) для физических лиц:
а) копия паспорта.
4. В случае отказа от права собственности на часть земельного участка часть земельного участка должна быть выделена заявителем в самостоятельный земельный участок.
5. Оплата работ по изготовлению документации, необходимой для принятия решения о прекращении права собственности на часть земельного участка, осуществляется за счет средств заявителя.
6. Зарегистрированное в Администрации города заявление об отказе от права собственности на земельный участок направляется в КУМИ.
7. КУМИ, на основании заявления об отказе от права на земельный участок, при условии предоставления заявителем документов, предусмотренных частью 3 статьи 4, обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке бесхозяйной вещи на учет.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца после слов "частью 3 статьи 4" пропущены слова "настоящего Положения"
8. В случае постановки на учет бесхозяйного земельного участка Администрация города обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот земельный участок.
9. В случае признания права муниципальной собственности на бесхозяйный земельный участок, КУМИ обеспечивает регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
10. Оплата регистрационных действий при регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйный земельный участок осуществляется за счет средств городского бюджета.
11. После регистрации права муниципальной собственности на земельный участок КУМИ включает земельный участок в реестр муниципальных земельных участков, распоряжение которыми осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
12. Бесхозяйный земельный участок, не признанный по решению суда поступившим в муниципальную собственность, может быть вновь принят во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником.
13. Право собственности на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия постановления Администрации города о признании утратившим силу решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка.
Статья 5. Порядок рассмотрения заявлений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
1. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в Администрацию города в соответствии с частями 2 и 3 статьи 4 настоящего Положения.
2. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
3. В случае отказа от права на часть земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении части земельных участков должны быть выделены заявителем в самостоятельные земельные участки.
При этом заявитель должен переоформить право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения остающейся в пользовании части земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
4. Оплата работ по изготовлению документации, необходимой для принятия решения о прекращении права на часть земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении осуществляется за счет средств заявителя.
5. До подготовки решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения, земельный участок подлежит проверке, которая выполняется УАГ в рамках осуществления муниципального земельного контроля в десятидневный срок с момента поступления заявки. По результатам проверки оформляется Акт проверки (обследования) земельного участка (далее по тексту - Акт проверки).
6. Для выполнения проверки земельных участков по заявлениям, поступившим в КУМИ, последний в двухдневный срок с момента поступления заявления и пакета документов, указанных в части 3 статьи 4 направляет в УАГ копию заявления о прекращении права на земельный участок с приложением копии пакета представленных документов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца после слов "части 3 статьи 4" пропущены слова "настоящего Положения"
7. Если в результате проверки выявлены нарушения земельного законодательства, санитарного содержания территории, в Акте проверки фиксируются выявленные нарушения с указанием срока их устранения.
После устранения заявителем выявленных нарушений, земельный участок подлежит повторной проверке с оформлением Акта проверки, в котором даются рекомендации о возможности прекращения права на земельный участок.
8. Структурное подразделение Администрации города, в которое поступило заявление об отказе от права на земельный участок, в недельный срок после оформления Акта проверки готовит проект постановления Администрации города о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
9. Два экземпляра принятого постановления Администрации города направляются лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок в течение трех дней с момента принятия решения.
10. Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия постановления, указанного в части 9 настоящей статьи.
11. В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявитель в недельный срок со дня принятия решения, указанного в части 9 настоящей статьи, обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Статья 6. Порядок принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком
1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно в случаях указанных в части 4 статьи 3 настоящего Положения на основании решения суда.
2. Принудительное прекращение прав на земельный участок осуществляется при условии не устранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после административного взыскания в виде штрафа.
3. Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти за осуществлением государственного земельного контроля выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, с одновременным уведомлением органа, предоставившего земельный участок.
4. В случае не устранения указанных в предупреждении правонарушений в установленный срок, уполномоченный исполнительный орган государственной власти за осуществлением государственного земельного контроля, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в Администрацию города.
5. Администрация города направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.
6. КУМИ, в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда о прекращении права на земельный участок, направляет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним необходимые документы для государственной регистрации прекращения соответствующего права.
Статья 7. Прекращение аренды земельного участка
1. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
2. Кроме указанных в части 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае:
1) использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации;
2) использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
3) не устранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
4) не использования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
5) изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными статьей 8 настоящего Положения;
6) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
3. Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не допускается в период полевых сельскохозяйственных работ, иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Статья 8. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд
1. Решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд могут быть приняты в случаях:
1) объявления земель особо охраняемыми природными территориями или землями историко-культурного назначения;
2) невозможности использования земельного участка в связи с установлением публичного сервитута;
3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов размещения этих объектов;
4) иных обстоятельств, установленных законодательством Российской Федерации и законами Нижегородской области, применительно к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
2. Документы, служащие основанием для принятия решений об изъятии земельных участков:
1) утвержденные в установленном порядке документы территориального планирования либо документация по планировке территорий;
2) решение о резервировании земель;
3) утвержденные в установленном порядке Акты о выборе земельных участков.
3. Земельный участок может быть изъят у собственника для муниципальных нужд путем выкупа по согласованной с Городской Думой цене в установленном порядке.
4. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
5. Выкупная цена при изъятии земельного участка для муниципальных нужд, сроки и условия выкупа определяются соглашением с собственником земельного участка, а в случае его несогласия - в судебном порядке.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящихся на нем зданий, строений, сооружений, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду в соответствии с действующим законодательством.
6. Финансовое обеспечение работ по изъятию для муниципальных нужд земельных участков (их частей) и объектов недвижимости, расположенных на них, осуществляется за счет средств городского бюджета.
7. Подготовку проектов постановлений Администрации города об изъятии земельных участков обеспечивает КУМИ.
8. Постановление Администрации города об изъятии земельных участков должно содержать следующие сведения:
1) о местонахождении, кадастровых номерах (при наличии кадастровых карт), площади, категории земель, обременении и ограничении использования изымаемого земельного участка;
2) о собственниках, землепользователях, землевладельцах или арендаторах изымаемых земельных участков;
3) о цели изъятия;
4) о способах изъятия земельных участков;
5) об основаниях изъятия земельных участков;
6) об условиях изъятия земельных участков.
9. К проекту постановления Администрации города об изъятии земельного участка на основании Акта о выборе земельного участка должны быть приложены:
1) проекты границ и (или) кадастровые карты изымаемых земельных участков, в которых в графической и текстовой формах отражаются границы земельных участков (или их частей), необходимых для муниципальных нужд;
2) расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства;
3) документы об информировании землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства (в случае наличия необходимости изъятия);
4) документы об информировании собственников земельных участков об их возможном выкупе, в случае если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц.
10. В случае необходимости изъятия частей земельных участков, части земельных участков должны быть выделены в самостоятельные земельные участки.
11. Если в случае изъятия части земельного участка собственник земельного участка не сможет использовать оставшуюся часть по прежнему целевому назначению, изымается весь земельный участок.
12. Постановление Администрации города об изъятии земельного участка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственную регистрацию постановления Администрации города об изъятии земельного участка обеспечивает КУМИ.
13. КУМИ в семидневный срок с момента государственной регистрации постановления Администрации города, но не позднее чем за один год до предстоящего изъятия земельного участка, направляет (с уведомлением) постановление Администрации города об изъятии земельного участка и извещение о дате его государственной регистрации землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых затрагиваются в результате такого изъятия, а также гражданам и юридическим лицам, являющимся собственниками земельных участков, которые необходимо выкупить для муниципальных нужд.
14. На основании постановления Администрации города об изъятии земельного участка КУМИ в соответствии с действующим законодательством осуществляет процедуру изъятия расположенных на нем зданий, строений, сооружений.
15. При согласовании изъятия с правообладателями изымаемых объектов недвижимости КУМИ на основании постановления Городской Думы о приобретении в муниципальную собственность объектов недвижимости заключает с ними соответствующий договор.
Переход права на земельный участок и расположенные на нем здания, строения и сооружения подлежит государственной регистрации.
16. В случае несогласия правообладателей с проводимой процедурой изъятия Администрация города по истечении года с момента уведомления обращается в суд с иском о принудительном изъятии для муниципальных нужд объектов недвижимости.
17. По окончании процедуры изъятия объектов недвижимости для государственных и муниципальных нужд распоряжение изъятыми земельными участками и расположенными на них зданиями, строениями и сооружениями осуществляется Администрацией города в порядке, установленном действующим законодательством.
18. Постановление Администрации города об изъятии земельного участка подлежит отмене в случае:
1) если отпала необходимость изъятия земельных участков;
2) изменения документов территориального планирования, документации по планировке территорий.
Начальник УАГ |
А.И. Дементьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 28 февраля 2008 г. N 310 "Об утверждении Положения о порядке прекращения прав на земельные участки на территории города"
Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Дзержинская панорама", N 12 от 27 марта, N 13 от 3 апреля 2008 г.
Решением Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 24 декабря 2014 г. N 851 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 марта 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 23 ноября 2009 г. N 519
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления