8 апреля 2010 г.
В целях повышения доступности, профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Ранняя диагностика, профилактика и восстановительное лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа).
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 8 апреля 2010 г. N 1882 пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции
2. Департаменту финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода (Утросина С.И.) осуществлять финансирование расходов на реализацию Программы за счет ассигнований, утвержденных в бюджете города Нижнего Новгорода на текущий финансовый год по отрасли "Здравоохранение", в пределах доведенных на эти цели муниципальному заказчику лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
3. Департаменту здравоохранения города Нижнего Новгорода (Лазарев В.Н.) обеспечить исполнение мероприятий Программы.
4. Управлению по обеспечению деятельности главы города (Павлова В.В.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города по социальным вопросам, вице-мэра Беспалову Т.Н.
Глава города |
В.Е. Булавинов |
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 8 апреля 2010 г. N 1882 настоящая Программа изложена в новой редакции
Муниципальная целевая программа
"Ранняя диагностика, профилактика и восстановительное лечение
заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков"
на 2009-2011 годы
(утв. постановлением администрации города
от 9 июня 2009 г. N 2608)
8 апреля 2010 г.
Часть I
Паспорт городской программы
"Ранняя диагностика, профилактика и восстановительное лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков"
на 2009 - 2011 годы
Обсуждена на заседании Городской Думы города Нижнего Новгорода 26 декабря 2008 года.
Наименование программы:
Ранняя диагностика, профилактика и восстановительное лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков
Заказчик программы:
администрация города Нижнего Новгорода
Инициаторы разработки:
депутаты Городской Думы города Нижнего Новгорода - члены фракции Нижегородского регионального отделения политической партии "Единая Россия".
Разработчик программы:
департамент здравоохранения администрации города Нижнего Новгорода - директор департамента, кандидат медицинских наук Лазарев В.Н.;
федеральное государственное учреждение "Нижегородский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Росмедтехнологий" - директор института доктор медицинских наук, профессор Воробьев А.В., зам.директора по науке, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Ежов Ю.И.;
В разработке программы участвовали:
департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода;
ортопедический центр ЗАО "Юлианна" - генеральный директор Маркова Н.В., кандидат экономических наук;
некоммерческое партнерство "Центр здоровьесберегающих педагогических технологий" - директор Лебедев Ю.А., академик РАО, доктор философских наук, профессор;
Нижегородское областное отделение международного общественного фонда "Российский фонд мира" - председатель Повшедный В.А., почетный ветеран города Нижнего Новгорода.
Цель Программы - снижение уровня заболеваемости опорно-двигательного аппарата детей и подростков (кифоз, сколиоз, нарушение осанки, плоскостопие, дисплазия тазобедренных суставов и т.п.), профилактика развития на их фоне соматической патологии и последующей инвалидности.
Задачи Программы:
1. Разработать систему диагностики, профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата.
2. Выявить распространенность дисфункций опорно-двигательного аппарата и ортопедической патологии у детей дошкольного и школьного возраста по нозологиям (нарушение осанки, кифоз, сколиоз, плоскостопие, дисплазия тазобедренных суставов).
3. Выявить основные неблагоприятные факторы, влияющие на формирование нарушений опорно-двигательного аппарата.
4. Разработать и внедрить комплексную программу по профилактике и коррекции выявленных нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата у детей и подростков в различные возрастные периоды, включающую медико-психолого-педагогические компоненты.
5. Организовать на базе специализированных учреждений комплексную систему профилактики заболеваний суставов, позвоночника и стоп.
6. Обеспечить детей и подростков по показаниям ортопедическими изделиями (корсеты, реклинаторы, головодержатели, стельки-супинаторы ортопедические).
7. Создать информационно-методические систему (Интернет-ресурс, сайт) для обеспечения медико-педагогической программы по профилактике и лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата с системой мониторинга нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.
Исполнители основных мероприятий Программы:
детские муниципальные поликлиники города Нижнего Новгорода (отделения);
управления образования и социально-правовой защиты детства районных администраций города Нижнего Новгорода.
Работы по исполнению программы проводятся по конкурсу на основании технического задания по следующим направлениям:
разработка программ и методологического обеспечения по обследованию и лечению детей и подростков с патологией опорно-двигательного аппарата;
проведение скрининг-осмотров, в том числе по направлению (спискам), подготовленным врачами МЛПУ, в детских дошкольных образовательных учреждениях и школах по диагностике заболеваний опорно-двигательного аппарата; производство и обеспечение ортопедическими изделиями нуждающихся пациентов;
разработка учебно-методических пособий по комплексному медико-психолого-педагогической# подходу к профилактике и реабилитации детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Источник финансирования программы - средства бюджета по отрасли "Здравоохранение".
Предполагаемое финансовое обеспечение из городского бюджета, необходимое для реализации программы на 2009 год, составляет 4 000 000 (четыре миллиона) рублей.
Разработка и реализация программы в 2010, 2011 годах - исходя из возможностей городского бюджета на соответствующий год.
В реализации мероприятий программы могут участвовать различные организации, в том числе с привлечением внебюджетных средств.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
1. Снижение уровня заболеваемости детей и подростков с патологией опорно-двигательного аппарата.
2. Профилактика хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата.
3. Профилактика соматических заболеваний, обусловленных патологией опорно-двигательного аппарата.
1. Содержание проблемы. Обоснование актуальности программы
По данным Всемирной организации здравоохранения, 80% населения имеют различную патологию опорно-двигательного аппарата. Нарушения осанки, деформации стоп, заболевания суставов, различные отклонения в физическом развитии отмечаются у 60% детей дошкольного возраста. Поздняя диагностика, отсутствие профилактических мер и несвоевременное лечение ведут к прогрессированию болезни. Так, 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными.
Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в ежегодном Послании Федеральному собранию (05.11.2008) сказал: "Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей, но бесконечно "кивать" только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги".
В нашей стране, по данным на 2007 год, проживает 27 миллионов детей, в том числе 6 миллионов 130 тысяч подростков. По данным Т.Ю. Вишневецкой (2002 год) у 71% подростков отмечаются нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, а при снижении минерализации костной ткани, которую И.В. Звездина (2002 год) наблюдала у 37% подростков, еще более возрастает.
Исследования С.С. Сальникова, Е.В. Кулакова, Н.П. Пахомовой, В.Г. Троицкого (2002 год) выявили, что в детских домах Нижегородской области у 86% воспитанников имеются ортопедические заболевания. Берцин И.И., Святковская Е.Ю. (2002 год) обнаружили плоскостопие у 70% девочек и 82% мальчиков. Без оказания своевременной помощи плоскостопие прогрессирует и ведет к деформациям стоп, требующим хирургического вмешательства. Мальчики, имеющее# выраженное плоскостопие, признаются не годными к службе в армии.
При показателях заболеваемости опорно-двигательной системы 109,2 - 246,3 на 1000 детей, выявляемость ее в регионах минимальная, а процент ранней диагностики врожденной и приобретенной патологии остается крайне низким (Шапиро К.И., Местиславская И.А., 1995, Фомичев Н.Г. с соавторами, 2002, и др.).
В связи с отсутствием сплошной диспансеризации показатели заболеваемости, к сожалению, за последние годы ухудшились.
В структуре ортопедической заболеваемости приобретенная деформация составляет 88,64 %. Среди приобретенной патологии наиболее часто встречаются статистические деформации (66,4%), при этом на долю больных с плоскостопием приходится до 45,97%; с порочной осанкой - до 38,6%; со сколиозами - до 9,0% от всех выявленных ортопедических заболеваний (Трегубова И.Л., 1998, Садовой М.А. с соавторами, 2004).
Скрининговый осмотр более 1000 новорожденных, проведенный сотрудниками Нижегородского НИИ травматологии и ортопедии на базе детской поликлиники больницы N 42 Московского района г. Нижнего Новгорода показал, что 87% детей помимо врожденной (9%) имеют приобретенную ортопедическую патологию (недоразвитие тазобедренных суставов, патологическая установка стоп, искривление позвоночника, дисплазия тазобедренных суставов, кривошея и пр.,), связанную с неврологической (перинатальная энцефалопатия, детский церебральный паралич, родовая травма и пр.).
Динамическое наблюдение за такими детьми на опыте работы детского реабилитационного центра для детей с ортопедо-неврологической патологией на базе детского дошкольного учреждения N 452 Московского района показало, что только адекватное раннее комплексное восстановительное лечение позволяет своевременно устранить имеющуюся патологию.
Запоздалая диагностика и неадекватное лечение ведут к прогрессированию ортопедических заболеваний, что требует высоко затратных мероприятий no их реабилитации. Грубые нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие, деформации грудной клетки вызывают развитие соматических болезней, формируют больное поколение, значительно сокращают число призывников.
В детских поликлиниках отсутствуют необходимые условия для качественного обследования и лечения детей с ортопедической патологией: нет экспертно-диагностических систем, недостаточно детских ортопедов, кабинетов лечебной физкультуры, не налажено диспансерное наблюдение.
Приобретенная и некоторая врожденная патология костно-мышечной системы относится к заболеваниям амбулаторного уровня и в большинстве случаев нe требует стационарного лечения. Реабилитация таких пациентов должна проводиться на уровне поликлиник, реабилитационных центров, специализированных классов в школах, дома. Существующая в настоящее время реабилитационная индустрия в нашей стране ориентирована, в основном, на решение проблем инвалидов, в то время как во всём мире всё большую актуальность приобретают вопросы профилактики и предупреждения развития различных заболеваний.
Таким образом, все изложенное подтверждает актуальность данной проблемы и необходимость комплексного подхода к ее решению.
2. Основные цели и задачи программы
Целью программы является снижение уровня заболеваемости опорно-двигательного аппарата у детей и подростков (кифоз, сколиоз, нарушение осанки, плоскостопие, дисплазия тазобедренных суставов и т.п.), профилактика развития на их фоне соматической патологии и последующей инвалидности.
В рамках программы планируется решить следующие задачи:
разработать систему диагностики, профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата;
выявить распространенность дисфункций опорно-двигательного аппарата и ортопедической патологии у детей дошкольного и школьного возраста по нозологиям (нарушение осанки, кифоз, сколиоз, плоскостопие, дисплазия тазобедренных суставов);
выявить основные неблагоприятные факторы, влияющие на формирование нарушений опорно-двигательного аппарата.
разработать и внедрить комплексную программу по профилактике и коррекции выявленных нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата у детей и подростков в различные возрастные периоды, включающую медико-психолого-педагогические компоненты;
организовать на базе специализированных лечебных учреждений комплексную систему профилактики и лечения заболеваний суставов, позвоночника и стоп;
обеспечить детей и подростков пo показаниям ортопедическими изделиями (корсеты, реклинаторы, головодержатели, стельки-супинаторы ортопедические);
создать информационно-образовательную систему (Интернет-ресурс, сайт) обеспечения медико-педагогической программы по профилактике и лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата с системой мониторинга нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.
3. Обоснование социальной значимости программы
Своевременное выявление патологии опорно-двигательного аппарата у детей, раннее оказание специализированной помощи позволит предупредить и снизить инвалидность при этой группе заболеваний, улучшить качество жизни и социальную адаптацию больных, сократить сроки лечения и затраты на необходимые в таких случаях высокотехнологичные методы лечения.
Реализация программы в целом будет способствовать оздоровлению детского населения города Нижнего Новгорода.
4. Основные целевые группы, на которые направлена программа
Программа направлена на оздоровление детей разных возрастных групп путем профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Количество работающих муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ) в городе Нижнем Новгороде составляет:
Нижегородский район - 29
Советский район - 30
Приокский район - 29
Сормовский район - 37
Автозаводский район - 85
Ленинский район - 36
Канавинский район - 28
Московский район - 39
В них находится 47697 детей.
Количество детей в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода составляет ориентировочно семь тысяч человек.
Проблемы (плоскостопия, нарушения осанки и другие ортопедические заболевания) по данным исследования, отчетливее выявляются именно в подготовительных группах, в возрасте 6 лет.
В городе Нижнем Новгороде количество муниципальных общеобразовательных учреждений (МОУ) составляет:
Нижегородский район - 18
Советский район - 19
Приокский район - 14
Сормовский район - 23
Автозаводский район - 40
Ленинский район - 23
Канавинский район - 20
Московский район - 18
В них обучается 105838 школьников.
Кроме того, в городе Нижнем Новгороде имеется 7 собственно городских образовательных учреждений.
По статистике, наиболее проблемным возрастом по ортопедической патологии является 7 - 8 лет (1 - 2 классы) и 12 - 14 лет (7 - 8 классы). Количество детей этого возраста в образовательных государственных школах города Нижнего Новгорода составляет ориентировочно сорок шесть тысяч человек.
5. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы имеет следующующие этапы и схему.
Этап первый. Диагностический.
/-----------------------------------\
|Скрининг-осмотр детей (диагностика)|
\-----------------------------------/
|
/-------------------------------------------------\
| | | |
/------------\ /----------------\ /---------\ /----------------\
| Детская | | База данных | |Родители | | Педиатр |
|поликлиника | | для обеспечения| \---------/ | МДОУ или МОУ |
|(отделение) | | мониторинга | | (школы, лицеи, |
\------------/ \----------------/ | гимназии) |
\----------------/
|
/---------------------\
| Администрация школы |
\---------------------/
Этап второй. Создание системы медико-педагогического обеспечения лечения и профилатики нарушений опорно-двигательной системы у детей
/--------------------------------------------------------------------\
| Система медико-педагогического обеспечения лечения и профилатики |
| нарушений опорно-двигательной системы |
\--------------------------------------------------------------------/
|
/-----------------------------------------------------------\
| | | |
/------------\ /------------------\ /-------------------\ /--------------\
| Подготовка | | Создание | | Создание системы | | Разработка |
| кадров | | информационно- | | мониторинга | | учебно- |
\------------/ | образовательного | |состояния лечения, | | методического|
| | ресурса в | | оздоровления и | | обеспечения |
| | Интернете (сайта)| | профилактики | \--------------/
| \------------------/ | нарушений опорно- | |
| | двигательной | |
| | системы у детей | |
| \-------------------/ |
| /-------------------------------\
| | |
|
| /--------------\ /---------------------\ /--------------------\
| | Медицинских | | Учебно-методические | |Учебно-методические |
|--- | работников | | разработки | | Фильмы |
| \--------------/ \---------------------/ \--------------------/
| /-------------------------------------------------------------\
| | Педагогов, воспитателей дошкольных и школьных |
|--- | образовательных учреждений города |
| \-------------------------------------------------------------/
| /-------------------------------------------------------------\
| | Родителей - дистанционно (через интернет-ресурс, |
\--- | видиоматериалы, родительские собрания и т.п.) |
\-------------------------------------------------------------/
Этап третий. Организация лечебно-оздоровительной и профилактической работы с детьми.
/-------------------------------------------------------------------------\
| Организация лечебно-оздоровительной и профилактической работы с детьми |
\-------------------------------------------------------------------------/
/--------------------------+---------------------\
| | |
/--------------------\ /-------------------------\ /------------\
| На базе | | На базе дошкольных и | | В |
| специализированных | |школьных образовательных| | домашних |
|лечебных учреждений| | учреждений | | условиях |
\--------------------/ \-------------------------/ \------------/
\--------------------------+---------------------/
|
/-------------------------------------------------------------------------\
| Мониторинг состояния опорно-двигательного аппарата у детей |
| (детская поликлиника) |
\-------------------------------------------------------------------------/
|
/-------------------------------------------------------------------------\
| Департамент здравоохранения и департамент образования и социально- |
| правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода |
\-------------------------------------------------------------------------/
Профилактический осмотр детей осуществляется в организованных коллективах силами выедных# бригад, в том числе врачей-педиатров дошкольно-школьных отделений МЛПУ педиатрического профиля, формируется список детей, нуждающихся в дополнительной диагностике и лечении, которые, в свою очередь, осуществляют выездные бригады ортопедического учреждения (победителем конкурса на выполнение работ) с применением в ряде случаев автоматизированной экспертнодиагностической системы, что позволит документально зафиксировать патологию позвоночника и стоп.
По результатам осмотра детям с патологией опорно-двигательного аппарата выдаются рекомендации no восстановительному лечению, а при необходимости - ортопедические изделия (корсет, реклинатор, супинаторы). Дети направляются в поликлинику по месту жительства для дальнейшего наблюдения врачом-ортопедом или детским хирургом. Итоговый сводный отчёт по каждой школе или детскому саду с данными обследования передаётся в поликлинику, ответственную за диспансеризацию, а также в органы управления образованием.
На основании полученных данных разрабатывается медицинская и педагогическая программы реабилитации и оздоровления детей для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских садов и детских домов.
В процессе работы в школах и детских садах в рамках родительского собрания с родителями проводится разъяснительная работа по проведённым диагностическим мероприятиям, даются рекомендации по восстановительному лечению, пропаганде здорового образа жизни.
Часть детей с нарушениями осанки (по статистике 20-30% обследованных) занимаются лечебной физкультурой в школе в соответствии с полученными рекомендациями. Остальные получают восстановительное лечение в медицинских учреждениях по месту жительства.
На основании полученных данных будут адаптированы методики лечения, оздоровления и профилактики заболеваний опорно-двигательной системы у детей, будет разработано учебно-методическое сопровождение (методические рекомендации, учебные видеофильмы, информационно-образовательный интернет-ресурс) процесса коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательной системы для работников медицинского профиля, педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений города, родителей детей.
Создание системы мониторинга за состоянием системы диагностики, лечения и профилактики состояния опорно-двигательной системы у детей позволит повысить эффективность и управляемость программы "Ранняя диагностика, профилактика и восстановительное лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков" и механизмов ее реализации.
В реализации программы участвуют детские муниципальные поликлиники (отделения) города Нижнего Новгорода - организация работ (формирование, учет, лечение) в диспансерных группах.
Детская муниципальная поликлиника (отделение) выполняет работы:
проводит в рамках существующих нормативных документов и Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Нижегородской области профилактические осмотры детей в декретированные возраста#,
подготавливает списки детей, нуждающихся в обследовании и дополнительных диагностических мероприятиях по диагностике заболеваний опорно-двигательного аппарата,
организует работу по подготовке проведения скрининг-обследования бригадой ортопедического учреждения (победителем конкурса на выполнение работ) в образовательном учреждении или поликлинике ( по договоренности с МЛПУ),
координирует работу со специализированным ортопедическим учреждением (победителем конкурса на выполнение работ),
формирует диспансерные группы по результатам скрининг-обследования (в зависимости от тяжести патологии),
организует специализированное лечение детей с патологией опорно-двигательного аппарата в кабинете лечебной физкультуры поликлиники в соответствии с рекомендациями врача травматолога-ортопеда мобильной бригады (при отсутствии противопоказаний),
организует и проводит обследование детей по направлению специалистов ортопедического учреждения (победителем конкурса на выполнение работ) на дополнительное обследование и консультации специалистов детям, находящимся на диспансерном учете по другим заболеваниям перед направлением на лечение,
оказывает необходимую медицинскую помощь детям, имеющим противопоказания к нагрузкам,
организует обследование и направляет на лечение детей с тяжелой патологией опорно-двигательного аппарата в стационарное лечебное учреждение (являющееся победителем конкурса на выполнение работ),
проводит анализ результатов обследования и лечения детей, проведенного в стационарном лечебном учреждении (являющееся победителем конкурса на выполнение работ),
ведет статистическую отчетность.
Часть II. Реализация программы
Реализация программы будет осуществляться по трем направлениям в соответствии с техническим заданием:
1. Разработка программ и методологическое обеспечение по обследованию и лечению детей и подростков с патологией опорно-двигательного аппарата. Эта работа будет выполняться специализированным медицинским учреждением - победителем конкурса на выполнение задания.
Специализированное медицинское учреждение выполняет работы:
1.1. Организует обследование детей в условиях специализированной поликлиники с тяжелой патологией опорно-двигательного аппарата.
1.2. Проводит лечение детей с тяжелой патологией опорно-двигательного аппарата.
1.3. Готовит информацию о результатах проведенного лечения и рекомендации по ведению больных с тяжелой патологией опорно-двигательного аппарата для детской поликлиники муниципального образования.
1.4. Осуществляет отбор детей для проведения восстановительного лечения в условиях реабилитационных центров, школ-интернатов, санаториев в Нижегородской области.
2. Проведение скрининг-осмотров, в том числе по направлениям (спискам), подготовленным врачами МЛПУ, в детских дошкольных учреждениях и школах по диагностике заболеваний опорно-двигательного аппарата, производство и обеспечение ортопедическими изделиями. Эта работа будет осуществляться ортопедическим учреждением - победителем конкурса на выполнение указанного направления.
Ортопедическое учреждение выполняет следующие виды деятельности:
2.1. Проводит обследование детей дошкольного и школьного возрастов, в том числе по направлениям (спискам) МЛПУ педиатрического профиля силами мобильной бригады.
2.2. По результатам фото-стерео-видео-анализа дает рекомендации по лечению детей.
2.3. Проводит ортезирование по показаниям.
2.4. По результатам скрининг-обследования формирует группы с учетом выявленной патологии опорно-двигательного аппарата для направления на дополнительное обследование и дальнейшее лечение.
2.5. Координирует работу с детской городской поликлиникой (отделением) в части проведения скрининг-обследования, представления сведений о количестве осмотренных детей, выявленной патологии и т.д.).
2.6. Анализирует результаты проведенного обследования и лечения.
2.7. Совместно с детской поликлиникой формирует регистр больных с патологией опорно-двигательного аппарата и готовит информацию о результатах лечения.
3. Разработка учебно-методических пособий по комплексному медико-психолого-педагогической подходу к профилактике и реабилитации детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Работа будет выполняться учреждением здоровьесберегающих технологий - победителем конкурса на выполнение задания.
Учреждение здоровьесберегающих технологий выполняет работы:
3.1. Разрабатывает механизм программы медико-психолого-педагогической профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного системы у детей дошкольного и школьного возраста города Нижнего Новгорода, включающую лечебно-оздоровительную и профилактическую работу с детьми, имеющими нарушения в опорно-двигательном аппарате, и системы взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями города по данной программе (получение информации об ортопедических нарушениях в обследуемых объектах дошкольных образовательных учреждений, школах, интернатах и т.д.).
3.2. Разрабатывает и апробирует научно-методическое обеспечение проведения основных и дополнительных оздоровительно-профилактических занятий в дошкольных образовательных учреждениях, школах, детских домах, школах-интернатах (утренняя зарядка, физкульт-минутки, динамическая пауза в основное учебное время и дополнительная в группах продленного дня) для медицинских работников, педагогов и воспитателей образовательных учреждений города.
3.3. Разрабатывает научно-методическое обеспечение проведения оздоровительно-профилактических занятий в семье.
3.4. Разрабатывает рекомендации по использованию отдельных лечебно-оздоровительных методик для медицинских работников, педагогов и воспитателей образовательных учреждений города, в семье.
3.5. Осуществляет подготовку кадров медицинских работников, педагогов и воспитателей образовательных учреждений города, родителей (дистанционно или на родительских собраниях).
3.6. Разрабатывает информационно-образовательный интернет-ресурс (сайт) с системой мониторинга профилактики нарушений опорно-двигательной системы для оптимизации работы по профилактике и лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и школьного возрастов с возможностью проведения интернет-конференций для специалистов медицинского профиля, педагогов, воспитателей образовательных учреждений города и родителей.
4. Сроки реализации программы - 2009 - 2011 годы.
5. Территория реализации программы - город Нижний Новгород
6. Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
6.1. Снижение уровня заболеваемости детей и подростков с патологией опорно-двигательного аппарата.
6.2. Профилактика хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата.
6.3. Профилактика соматических заболеваний, обусловленных патологией опорно-двигательного аппарата.
По предварительным оценкам, уже через год после реализации программы количество школьников с нарушением осанки снизится на 20 - 25%. По истечении нескольких лет, за счет устранения у младших школьников патологии на начальных этапах развития, снизится количество школьников с более серьезными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (сколиозы, кифозы), что, в свою очередь, позволит предотвратить дальнейшее развитие заболеваний и переход их в хроническую фазу.
При реализации программы в течение нескольких лет возможно осуществлять ежегодный мониторинг состояния здоровья учащихся с формированием базы данных, содержащей информацию по каждому ребёнку и по каждой школе, для динамического наблюдения и контроля заболеваемости школьников болезнями опорно-двигательного аппарата. Источник финансирования - бюджет города Нижнего Новгорода.
7. Предполагаемый объем финансирования
Таблица N 1
Наименование раздела |
Исполнитель |
Предполагаемый объем финансирования (тыс. руб.) |
||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||
Раздел 1. Разработка системы лечебно-оздоровительной и профилактической работы с детьми, имеющими нарушения в опорно-двигательной системе. |
департамент здравоохранения администрации города, победитель торгов |
- |
- |
в соответствии с возможностями бюджета |
Раздел 2. Диагностика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и школьного возраста. |
департамент здравоохранения администрации города, победитель торгов, МЛПУ педиатрического профиля, муниципальные учреждения образования |
2 000 |
2 000 |
в соответствии с возможностями бюджета |
Раздел 3. Подготовка кадров по организации оздоровительно-профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях и школах. |
департамент здравоохранения администрации города, департамент образования администрации города, победитель торгов, МЛПУ педиатрического профиля, муниципальные учреждения образования |
1 360 |
1020 |
в соответствии с возможностями бюджета |
Раздел 4. Разработка и апробация научно-методического обеспечения проведения лечебно-профилактических и оздоровительно-профилактических занятий с детьми дошкольного и школьного возраста в муниципальных образовательных учреждениях города. |
департамент здравоохранения администрации города, департамент образования администрации города, муниципальные образовательные учреждения |
451, 9 |
665,00 |
в соответствии с возможностями бюджета |
Раздел 5. Разработка информационного интернет-ресурса для оптимизации работы по профилактике и лечению заболеваний опорно-двигательной системы у детей, для педагогов и родителей с возможностью проведения интернет-конференций. |
департамент здравоохранения администрации города, победитель торгов |
98,1 |
135,00 |
в соответствии с возможностями бюджета |
Раздел 6. Выпуск методической литературы |
департамент здравоохранения администрации города, победитель торгов |
90 |
180,00 |
в соответствии с возможностями бюджета |
ИТОГО: |
|
4000,00 |
4 000,0 |
в соответствии с возможностями бюджета |
8. Выполнение программы
Раздел 1. Разработка системы профилактической и лечебно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения в опорно-двигательной системе
Механизм медико-психолого-педагогической программы по профилактике и лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и школьного возраста города Нижнего Новгорода включает в себя несколько компонентов.
1. Разработка системы взаимодействия муниципальных образовательных учреждений (дошкольные образовательные учреждения, школы, лицеи, гимназии и пр.), детских городских поликлиник (отделений); учреждений медицинских, ортопедических и здоровьесберегающих технологий с целью оперативного управления совместной деятельностью по программе, определения совместного с органами управления здравоохранения и образования перечня образовательных учреждений, участвующих в программе, составления графика проведения медицинских осмотров и ортезирования, графика направления кадров на обучение.
Механизм медико-психолого-педагогической программы по профилактике и лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и школьного возраста города Нижнего Новгорода должен соответствовать требованиям и основным направлениям развития здравоохранения в РФ.
2. Разработка информационно-образовательного и учебно-методического обеспечения лечебной и оздоровительно-профилактической работы с детьми, имеющими нарушения в опорно-двигательной системе. Этот комплекс включает:
разработку и пополнение информационно-консультационного ресурса (сайта в Интернете), позволяющего ознакомить педагогов, воспитателей, родителей и самих детей с основными методами профилактики и лечения нарушений опорно-двигательной системы, получить консультацию по интересующей теме посредством форума, конференций, электронной библиотеки и видеотеки, обучение специалистов образовательных дошкольных и школьных учреждений города (специалистов по физической культуре, внешкольной работе, воспитателей дошкольных образовательных учреждениях и групп продленного дня и пр.) и медицинских работников (школьных врачей - педиатров, инструкторов и врачей кабинетов ЛФК) с целью овладения современными методиками лечебной и оздоровительно-профилактической работы с детьми дошкольного и школьного возраста,
разработку методического обеспечения для специалистов образовательных дошкольных и школьных образовательных учреждений (специалистов по физической культуре, внешкольной работе, воспитателей дошкольных образовательных учреждениях и групп продленного дня и пр.) и специалистов медицинского профиля (школьных врачей - педиатров, инструкторов и врачей кабинетов ЛФК) для проведения лечебной и оздоровительно-профилактической работы с детьми дошкольного и школьного возраста на основе комплексного использования современных отечественных и зарубежных методик лечебно-оздоровительных технологий по лечению и профилактике нарушений опорно-двигательной системы.
В 2009 году будут изданы учебно-методические пособия:
1. По комплексному медико-психолого-педагогическому подходу в дошкольных образовательных учреждениях к профилактике и реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Тираж 150 экземпляров.
2. Организация медицинской помощи детям в дошкольных образовательных учреждениях с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Тираж 150 экземпляров.
Раздел 2. Диагностика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и школьного возраста
2.1. Пути реализации
Для внедрения в регионе на базе специализированных учреждений (дошкольные образовательные учреждения, школы, интернаты и т.д.) комплексного механизма предупреждения развития и дальнейшего прогрессирования заболеваний суставов, деформаций позвоночника и стоп у детей школьного возраста необходимо:
2.1.1. Обеспечить проведение обследования детей, в том числе по направлениям (спискам) МЛПУ педиатрического профиля, в организованных коллективах силами выездной мобильной бригады ортопедического учреждения (победителя конкурса на выполнение работ).
2.1.2. Обеспечить пациентов с выявленной патологией адекватными реабилитационными мероприятиями.
2.1.3. Обеспечить детей и подростков ортопедическими изделиями по показаниям.
2.1.4. Организовать работу по реализации Программы (сбор, обработка и анализ статистических данных, техническое обеспечение и проведение скрининг-осмотров, практическая помощь специалистам учреждений и т.д.).
2.2. Механизм и поэтапный план реализации
Технологическая схема предусматривает поуровневое оказание медицинской помощи детям с патологией опорно-двигательного аппарата и состоит из трех этапов:
проведение обследования детей, в том числе по направлениям (спискам) МЛПУ педиатрического профиля, в организованных коллективах силами выездной мобильной бригады ортопедического учреждения (победителя конкурса на выполнение работ) в дошкольных образовательных учреждениях и школах (или поликлиниках) с целью выявления патологии опорно-двигательного аппарата, ортезирование по показаниям (Ортопедическое учреждение - победитель конкурса на выполнение работ); (этап I, таблица N 2), назначение, лечение и подготовка плана реабилитационных мероприятий,
лечение детей с выявленными нарушениями опорно-двигательного аппарата в медицинских учреждениях на муниципальном уровне (детская муниципальная поликлиника (отделение); (этап II, таблица N 2),
консервативное и хирургическое лечение в специализированных медицинских учреждениях (организациях). Выполняется специализированным медицинским учреждением - победителем конкурса на выполнение работ (этап III, таблица N 2).
Комплексный подход к предупреждению развития и дальнейшего прогрессирования заболевания суставов, деформаций позвоночника и стоп у детей и подростков города Нижнего Новгорода предусматривает проведение следующих мероприятий:
Таблица N 2
Первый этап "Скрининг-обследование детей в организованных коллективах" | |
Код медицинской услуги |
Наименование услуги (коэффициент необходимости оказания, кратность проведения) |
03.03.001* |
Компьютерный фотостереовидеоанализ ФСВА; 1 раз |
- ФСВА позвоночника; - подометрия; | |
01.050.03 |
Приём врача травматолога-ортопеда; 1 - 2 раза |
15.03.005-006 23.31.001 |
Применение ортопедических изделий; 1 - 2 раза |
Второй этап "Медицинская помощь детям с патологией опорно-двигательного аппарата в амбулаторно-поликлинических условиях" | |
Код медицинской услуги |
Наименование услуги (коэффициент необходимости оказания, кратность проведения) |
|
Консультации специалистов |
01.031.01-02 |
Осмотр врача педиатра (участкового); 1-3 раза |
01.050.03-04 |
Осмотр врача-травматолога-ортопеда; 1-3 раза |
01.054.01 |
Осмотр врача-физиотерапевта; 1 раз |
01.020.01 |
Осмотр врача по лечебной физкультуре; 1-2 раза |
|
Инструментальные исследования |
06.03.016 |
Рентгенография позвоночника (в 2х проекциях); 1 раз |
06.03.052 |
Рентгенография стоп; 1 раз |
|
Физиотерапия и лечебная физкультура |
17.03.002-003 |
Магнито-лазерная терапия; 6-8 раз |
17.02.002 |
Амплипульстерапия ; 6-8 раз |
17.02.003 |
Фазовая электростимуляция мышц спины; 10-12 раз |
17.02.004 |
Фазовая электростимуляция мышц стопы и голени; 10-12 раз |
21.03.002-003 |
Массаж общий; 8-12 раз |
19.31.003 |
Групповые занятия ЛФК; 8-12 раз |
22.01.006 |
УФО; 4-6 раз |
Третий этап "Медицинская помощь детям с патологией опорно-двигательного аппарата в специализированном стационаре" | |
Код медицинской услуги |
Наименование услуги (коэффициент необходимости оказания, кратность проведения) |
|
Консультации специалистов |
01.031.01 |
Осмотр врача приемного отделения; 1 раз |
01.050.03 |
Осмотр врача травматолога-ортопеда первичный; 1 раз |
01.003.01 |
Осмотр заведующего отделением; 1-4 раза |
01.050.04 |
Осмотр врача травматолога-ортопеда; 18-20 раз |
01.023.001-002 |
Осмотр врача-невролога; 1-2 раза |
01.031.01-02 |
Осмотр врача-педиатра; 2 раза |
01.054.01 |
Осмотр врача по лечебной физкультуре; 1-3 раза |
01.020.01 |
Осмотр врача-физиотерапевта; 1-3 раза |
|
Инструментальные исследования |
06.03.016 |
Рентгенография позвоночника в 2-х проекциях с вытяжением (3 снимка); 1-2 раза |
06.03.052 |
Рентгенография стоп в 2-х проекциях + рентгенограмма пояснично-крестцовой области (4 снимка); 1 раз |
05.31.002 |
Магнито-резонансная томография; 1 раз |
05.10.001 |
Электрокардиографическое исследование; 1 раз |
05.02.001 |
Электронейромиография; 1 раз |
03.03.003 |
Стабилография; 1-2 раза |
03.03.004 |
Плантография; 1 раз |
03.09003 |
Исследование функции внешнего дыхания; 1 раз |
04.10.003 |
Кардиоинтервалография; 1 раз |
03.03.005 |
Динамометрия становая; 1-2 раза |
|
Лабораторные исследования |
01.016.03 |
Анализ крови общий; 1 раз |
01.016.06 |
Анализ мочи общий; 1 раз |
01.016.04 |
Анализ крови биохимический; 1 раз |
|
Медикаментозная терапия |
|
Физиотерапия и лечебная физкультура |
17.02.001 |
Электростимуляция мышц спины; 10-12 раз |
17.03.002-003 |
Магнито-фотодиодная лазеротерапия; 6-8 раз |
17.13.001 |
Фонофорез анальгетиков и сосудистых препаратов; 10-12 раз |
21.03.002-003 |
Массаж мышц спины, грудной клетки и живота; 10-12 раз |
25.03.003 |
Лечебные корригирующие укладки; 72 раза |
19.004.01 |
Групповые занятия ЛФК; 44 раза |
19.004.01 |
Индивидуальные занятия ЛФК; 22 раза |
19.004.01 |
Занятия ЛФК в присутствии родителей; 1-2 раза |
|
Круглосуточное наблюдение дежурной медсестры; 24 |
|
Питание больных; 24 |
* Коды простых и сложных медицинских услуг соответствуют номенклатуре работ и услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 12.07.2004
Разделение технологической схемы лечения на части обусловлено возможностью оказания медицинской помощи детям с патологией опорно-двигательного аппарата при различной оснащенности медицинских учреждений и необходимостью достижения планируемого результата.
Реализация технологической схемы лечения предусматривает взаимодействие между ее участниками в плане преемственности и этапности оказания медицинской помощи. В то же время, каждая часть схемы носит законченный характер в зависимости от конкретно поставленных задач.
2.2.1. Скрининг-обследование детей в организованных коллективах
Скрининг-осмотр и последующий мониторинг пациентов осуществляется 1 раз в год.
Использование автоматизированного комплекса позволит осмотреть семь тысяч дошкольников города Нижнего Новгорода при работе одной выездной бригады, с учетом времени нахождения детей в дошкольном образовательном учреждении. В 2009 году планируется осмотреть 900 дошкольников, в том числе по направлениям (спискам) МЛПУ педиатрического профиля.
Используя статистические данные, у 45,8% обследованных детей предполагается 1-2 степень плоскостопия. Данной группе детей необходимы стельки-супинаторы для предотвращения дальнейшего прогрессирования заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Объем финансирования диагностики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста в 2009 году.
Код медицинской услуги |
Наименование услуги (коэффициент необходимости оказания, кратность проведения) |
Стоимость, (руб.) |
I группа (~54 %) (начальное проявление болезни) 490 чел. |
II группа (~46%) (выявленное проявление болезни) 410 чел. |
Всего, руб. |
03.03.001* |
Диагностика деформации позвоночника и стоп (скрининг-осмотр с использованием аппаратно-программного комплекса КАПб-ФСВА и цифрового фотометрического АПК "Плантовизора") |
695 |
|
284 950 |
284 950 |
01.050.03 |
Приём врача (осмотр, консультация) травматолога-ортопеда |
250 |
122 500 |
102 500 |
225 000 |
15.03.005-006 23.31.001 |
Ортезирование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, включая изготовление, подгонку и выдачу ортопедических стелек |
763 |
|
313050 |
313050 |
|
Итого: |
|
122 500 |
700 500 |
823 000 |
Использование автоматизированного комплекса позволяет осматривать семь тысяч детей в год (школьники начальных классов (1-2 классы) и средних классов (7-8 классы)), при работе одной выездной бригады, с учетом времени нахождения учеников в школе (с 8.00 до 14.00) и с учетом периода каникул.
В 2009 году планируется осмотреть около одной тысячи девятьсот детей школьного возраста.
Объем финансирования диагностики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста в 2009 г.
Код медицинской услуги |
Наименование услуги (коэффициент необходимости оказания, кратность проведения) |
Стоимость, (руб.) |
I группа (~54 %) (начальное проявление болезни) 1025 чел |
II группа (~35,5 %) (выявленное проявление болезни) 675 чел |
III группа (~10,5 %) (нуждающиеся в специальном лечении) 200 чел |
Всего, руб. |
03.03.001* |
Диагностика деформации позвоночника и стоп (скрининг-осмотр с использованием аппаратно-программного комплекса КАПб-ФСВА и цифрового фотометрического АПК "Плантовизора") |
695 |
|
|
139 000 |
139000 |
01.050.03 |
Приём врача (осмотр, консультация) травматолога-ортопеда |
250 |
256 250 |
168 750 |
50 000 |
475000 |
15.03.005-006 23.31.001 |
Ортезирование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, включая изготовление, подгонку и выдачу ортопедических изделий (реклинаторы, головодержатели, корсеты), изготовление и выдачу ортопедических стелек |
2815 |
|
|
563 000 |
563000 |
|
Итого: |
|
256 250 |
168 750 |
752 000 |
1177000 |
Процедура скрининга включает в себя ряд следующих мероприятий, применительно к каждому ребёнку:
осмотр врача-травматолога-ортопеда;
фотостереовидеоанализ (ФСВА) позвоночника;
подометрию стоп;
Результаты скрининг-обследования формируются в полуавтоматическом режиме в виде протокола ФСВА, содержащего следующую информацию:
паспортные данные пациента,
дату обследования,
диагноз,
расчётные параметры, характеризующие ортопедическую патологию,
графики проекций отмаркированных линий дорсальной поверхности в 3-х плоскостях,
подограмму,
рекомендации по лечению.
Протокол ФСВА заносится в карту пациента, которая хранится в ортопедическом учреждении. По результатам скрининг-обследования врач-травматолог-ортопед по каждому пациенту формирует заключение, содержащее диагноз и рекомендации по лечению.
По результатам осмотра детям с выявленной патологией выдаются ортопедические изделия (корсет, реклинатор, головодержатель, стельки - супинаторы ортопедические, корригирующие приспособления для стопы) и рекомендации по восстановительному лечению.
Заключения врача-травматолога-ортопеда в течение 2 недель с момента окончания скрининг-обследования детей обрабатываются и на основании полученных ортопедических заключений формируется сводный отчёт, содержащий диагноз и назначение по каждому ребёнку. Отдельный пакет по каждой школе передается главному врачу детской поликлиники, после чего поступает к участковым педиатрам для дальнейшей обработки.
Поскольку для большей части школьников с выявленной патологией не требуется проведение стационарного лечения, а необходим курс реабилитации в амбулаторных условиях, проведение его возможно в условиях поликлинического звена. Поликлиника занимается диспансеризацией для формирования диспансерных групп и дальнейшего наблюдения врачом-ортопедом пациентов с выявленной патологией.
Сочетание ортезирования (ношение корсета, реклинатора, ортопедических стелек) и лечебной физкультуры обеспечивает достижение положительной динамики в реабилитационном процессе и стойкое закрепление полученных результатов.
Курс реабилитации проводится с использованием следующих методик:
массаж общий;
индивидуальные или малогрупповые занятия лечебной физкультурой;
физиотерапия;
занятия на тренажере Ю.А. Юлина.
При выявлении тяжелых патологий опорно-двигательного аппарата проводится консервативное и хирургическое лечение в специализированном медицинском учреждении (победитель конкурса на выполнение работ).
2.2.2. Этап восстановительного лечения в амбулаторных и стационарных условиях
Целью этапа является формирование диспансерных групп и проведение консервативного лечения школьников с выявленной патологией опорно-двигательного аппарата на базе поликлинического отделения в медицинских учреждениях на муниципальном уровне (детская муниципальная поликлиника (отделение).
На основании заключения проводятся следующие мероприятия:
формируются диспансерные группы,
в случае необходимости, направляют пациентов на дополнительные исследования,
по каждому пациенту из диспансерной группы готовятся выписки из медицинской карты, а также подтверждаются или корректируются рекомендации по лечению,
направление пациентов из диспансерных групп на лечение в специализированное медицинское учреждение (победитель конкурса на выполнение работ).
Пациенты из диспансерных групп с выпиской поступают на лечение в специализированное медицинское учреждение (победитель конкурса на выполнение работ). Приём пациентов осуществляет врач специализированного медицинского учреждения, который осматривает ребёнка, формирует план лечения и направляет пациента к специалистам (травматологу-ортопеду, физиотерапевту, врачу по лечебной физкультуре и т.д.).
По окончании курса восстановительного лечения врач специализированного медицинского учреждения готовит выписку, содержащую информацию о проведённом лечении.
Выписка врача специализированного медицинского учреждения направляется главному врачу поликлиники, после чего поступает к участковому педиатру и заносится в медицинскую карту пациента.
При реализации программы в течение нескольких лет необходимо осуществлять ежегодный мониторинг состояния здоровья детей с формированием базы данных, содержащей информацию по каждому ребёнку, по каждой школе и дошкольному образовательному учреждению для динамического наблюдения и контроля заболеваемости детей болезнями опорно-двигательного аппарата.
Общая стоимость раздела составляет в 2009 году 2 000 000 (два миллиона) рублей, включая:
ортопедическое обследование (с ортезированием и без ортезирования) детей с применением аппаратно-программного комплекса КАПб-ФСВА и цифрового фотометрического АПК "Плантовизор" (для полномасштабной подиатрической диагностики детей) в выездных условиях силами мобильной бригады ортопедического учреждения,
обеспечение ортопедическими изделиями по показаниям (корсеты, реклинаторы, головодержатели, стельки-супинаторы ортопедические).
Раздел 3. Подготовка кадров по организации оздоровительно-профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях и школах
Подготовка оздоровительно-профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях и школах будет организована на базе учреждения здоровьесберегающих технологий - победителя конкурса на выполнение работ.
3.1. В подготовке будут задействованы специалисты дошкольных и школьных образовательных учреждений города (специалисты по физической культуре, внеклассной и внешкольной работе, воспитатели дошкольных образовательных учреждениях# и групп продленного дня и другие специалисты, в круг должностных обязанностей которых входит формирование здорового образа жизни, профилактика нарушений в# опорно-двигательной системы) и медицинских работников (школьных врачей - педиатров, инструкторов и врачей кабинетов ЛФК).
Работа по обучению кадров будет осуществляться на основе учебного плана подготовки специалистов по организации и проведению оздоровительно-профилактической работы с детьми, имеющими нарушения в опорно-двигательной системе.
Программа подготовки специалистов по организации и проведению оздоровительно-профилактической работы с детьми, имеющими нарушения в опорно-двигательной системе, в дошкольных образовательных учреждениях, в школах, медицинских учреждениях города и в семье
Таблица N 3
N |
Темы |
Кол-во часов |
1 |
Физиологические, нейро-физиологические и психофизиологические аспекты развития детей в разные возрастные периоды. Особенности развития опорно-двигательного аппарата у детей. Условия формирования правильной осанки, свода стопы в различные периоды развития. |
4 часа |
2 |
Современные представления о нарушениях и заболеваниях опорно-двигательной системы у детей. |
4 часа |
3 |
Основные методы диагностики нарушений и заболеваний опорно-двигательной системы у детей. |
4 часов |
4 |
Виды кинезотерапии при нарушениях опорно-двигательной системы у детей. Физиологические основы кинезотерапии у детей. |
4 часов |
5 |
Средства и формы кинезотерапии у детей с нарушениями опорно-двигательной системы. |
4 часа |
6 |
Организация и проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях ДОУ и школы (зарядка, физкультминутки, динамическая пауза, дополнительные занятия по профилактике нарушений опорно-двигательной системы во внеурочное время). |
10 часов |
7 |
Организация и проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми среднего и старшего школьного возраста в условиях школы (зарядка, физкультминутки, динамическая пауза, дополнительные занятия по профилактике нарушений опорно-двигательной системы во внеурочное время). |
10 часов |
8 |
Организация и проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми дошкольного и школьного возраста в условиях домашних условиях. |
4 часа |
9 |
Теоретические и практические основы использования комплексных методов профилактики и лечения нарушений опорно-двигательной системы с использованием механотерапии (тренажеры Ю.А. Юлина) для детей дошкольного и младшего школьного возраста. |
20 часов |
10 |
Теоретические и практические основы комплексных методов профилактики и лечения нарушений опорно-двигательной системы с использованием механотерапии (тренажеры Ю.А.Юлина) для детей среднего и старшего школьного возраста. |
20 часов |
11 |
Теоретические и практические основы использования комплексных методов профилактики и лечения нарушений опорно-двигательной системы с использованием методики сенсомоторного стимулирования (методики В. Янды, Брюггера, физиомячи большого диаметра, балансировочные полусферы и др.) для детей дошкольного и младшего школьного возраста |
23 часов |
12 |
Теоретические и практические основы использования комплексных методов профилактики и лечения нарушений опорно-двигательной системы с использованием методики сенсомоторного стимулирования (методики В. Янды, Брюггера, физиомячи большого диаметра, балансировочные полусферы и др.) для детей дошкольного и младшего школьного возраста |
23 часов |
13 |
Теоретические и практические основы использования комплексных методов профилактики и лечения нарушений опорно-двигательной системы с использованием акватерапии. |
10 часов |
14 |
Обучение работе с разработанным информационно-образовательным интернет-ресурсом |
2 часа |
15 |
Ознакомление с системой ортопедического мониторинга состояния опорно-двигательной системы у детей дошкольного и школьного возраста |
2 часа |
Всего |
144 часа |
В 2009 году планируется провести подготовку 200 специалистов.
из них:
170 чел. - работники образовательных учреждений;
30 чел. - работники медицинских учреждений
Планируется две формы обучения:
1. С отрывом от производства в течение 20 дней - 8 групп по 10 человек в группе. Всего 80 человек.
2. Обучение в выходные дни (по субботам) по 8 часов в день, 18 дней, 2 потока по 60 человек (6 групп). Всего 120 человек.
3.2. Информационно-разъяснительная и обучающая программа для родителей может осуществляться несколькими путями:
в дошкольных и школьных образовательных учреждениях города в рамках текущих и специальных родительских собраний по итогам проведенной диагностики детей с ознакомлением со специально созданными рекомендациями для родителей, имеющих детей с нарушениями в опорно-двигательной системе,
посредством дистанционного обучения на созданном информационно-образовательном интернет-ресурсе (сайте),
посредством самостоятельного изучения материалов, собранных на информационном образовательном интернет-ресурсе (сайте), и участия в форумах и интернет - конференциях и пр.,
посредством специально подготовленных учебно-методических комплектов, включающих: учебное-методические# рекомендации, предназначенные специально для родителей детей, имеющих нарушения в опорно-двигательной системе.
Общая стоимость раздела составляет в 2009 году 1 360 000 (один миллион триста шестьдесят тысяч) рублей, включая проведение семинаров по использованию отдельных лечебно-оздоровительных методик.
Раздел 4. Разработка и апробация научно-методического обеспечения проведения лечебно-профилактических и оздоровительно-профилактических занятий с детьми дошкольного и школьного возраста в муниципальных образовательных учреждениях города
Методическое обеспечение включает в себя несколько разделов:
4.1. Методическое обеспечение для специалистов дошкольных и школьных образовательных учреждений и медицинских специалистов.
Подготовку учебно-методических пособий по организации лечебно-профилактической и оздоровительно-профилактической работы с детьми дошкольного и школьного возраста с нарушениями опорно-двигательной системы с использованием комплексных методов лечебной физкультуры на базе дошкольных и школьных образовательных учреждений.
Основные компоненты комплексной методики: тренажерная гимнастика - авторская методика эффективного способа лечения и профилактики нарушения опорно-двигательной системы, разработанная на основе применения тренажеров Юлина Ю.А., методика сенсомоторного стимулирования В. Янды (физиомячи большого диаметра, балансировочные доски), методика А. Брюггера (резиновые жгуты и пр.), с гимнастическими предметами и др., акватерапия (водная среда, в которой совершаются движения, оказывает дополнительное воздействие на организм ребенка и создает специфические условия для проведения лечебной и оздоровительно-профилактической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательной системы).
4.2. Методическое обеспечения# проведения оздоровительно-профилактических занятий в семейных условиях.
Учебно-методические разработки по организации и проведению оздоровительно-профилактической работы с детьми дошкольного и школьного возраста с нарушениями опорно-двигательной системы с использованием комплексных методов профилактики и лечебной физкультуры в домашних условиях.
4.3. Методические рекомендации по использованию отдельных лечебно-оздоровительных и оздоровительно-профилактических методик.
Методические рекомендации по использованию специализированных тренажеров Ю.А. Юлина, методики реабилитации опорно-двигательной системы профессора В. Янда (Чехия), (физиомячей большого диаметра и гимнастических предметов, плавания и т.п.), А. Брюггера и др. при оздоровительно-профилактической и лечебной работе с детьми дошкольного и школьного возраста с нарушениями в опорно-двигательной системе.
Для обеспечения исполнения этого раздела будет издано 5 методических рекомендаций для специалистов медицинского профиля, педагогов и методистов по физической культуре, воспитателей детских дошкольных учреждений:
1. Методическое пособие "Организация оздоровительно-профилактической работы с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях с нарушениями опорно-двигательного аппарата (осанки) с использованием комплексных методов лечебной физкультуры (тренажеры, балансировочные доски, физиомячи большого диаметра и пр.)".
2. Методическое пособие "Организация и проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (осанки) с использованием комплексных методов лечебной физкультуры в образовательных учреждениях".
3. Методическое пособие "Организация и проведение лечебно-профилактической работы с детьми школьного возраста с нарушениями в опорно-двигательном аппарате с использованием комплексных методов лечебной физкультуры в домашних условиях".
4. Методическое пособие "Учебно-методическое пособие по методике применения тренажеров Ю.А. Юлина для детей школьного возраста".
5. Методическое пособие "Учебно-методическое пособие по методике применения мячей большого диаметра".
Стоимость работ этого раздела в 2009 году составляет 451 900 (четыреста пятьдесят одна тысяча девятьсот) рублей.
Раздел 5. Разработка информационного интернет-ресурса для оптимизации работы по профилактике и лечению заболеваний опорно-двигательной системы у детей и подростков для педагогов и родителей с возможностью проведения интернет конференций
Создание интернет-ресурса (сайта), содержащего информацию для родителей, педагогов, специалистов, о нарушениях опорно-двигательной системы человека в онтогенезе, о факторах, способствующих развитию нарушений опорно-двигательной системы, о современных методах профилактики и лечения, о комплексных оздоровительных мероприятиях, лечебной физической культуре, подборе мебели, необходимости применения ортопедических изделий: супинаторов, корсетов и пр. Сайт должен иметь форум, режим оnline, конференц-связь, содержать необходимую обучающую литературу (для родителей, педагогов, специалистов) для оптимизации работы по профилактике и лечению нарушений опорно-двигательной системы.
Созданию Интернет-ресурса должны предшествовать разработка и согласование с заказчиком технического задания.
Техническое задание должно включать следующие разделы:
1. Введение
1.1. Наименование программы
1.2. Назначение и область применения
2. Требования к программе
2.1. Требования к функциональным характеристикам
2.2. Требования к надежности
2.2.1. Требования к обеспечению надежного функционирования программы
2.2.2. Время восстановления после отказа
2.2.3. Отказы из-за некорректных действий оператора
3. Условия эксплуатации
3.1. Климатические условия эксплуатации
3.2. Требования к квалификации и численности персонала
3.3. Требования к составу и параметрам технических средств
3.4. Требования к информационной и программной совместимости
3.4.1. Требования к информационным структурам и методам решения
3.4.2. Требования к исходным кодам и языкам программирования
3.4.3. Требования к программным средствам, используемым программой
3.4.4. Требования к защите информации и программ
3.5. Специальные требования
4. Требования к программной документации
4.1. Предварительный состав программной документации
5. Технико-экономические показатели
5.1. Экономические преимущества разработки
6. Стадии и этапы разработки
6.1. Стадии разработки
6.2. Этапы разработки
6.3. Содержание работ по этапам
7. Порядок контроля и приемки
7.1. Виды испытаний
7.2. Общие требования к приемке работы
8. Выполнение эскизного проекта Интернет-ресурса
Эскизный проект должен содержать эскизы следующих информационных блоков-модулей:
главная страница
страница регистрации пользователей
информационный блок-модуль "Электронная библиотека"
форум
блок-модуль on-line конференций
информационный блок-модуль "Контакты"
страница ссылок на схожие ресурсы
страница ссылок на Интернет-ресурсы организаций соисполнителей.
При реализации программы в течение нескольких лет необходимо осуществлять ежегодный мониторинг состояния здоровья детей, с формированием базы данных, содержащей информацию по каждому ребёнку, по каждой школе и дошкольным образовательным учреждениям для динамического наблюдения и контроля заболеваемости детей болезнями опорно-двигательного аппарата. Целью создания системы мониторинга состояния детей является обеспечение непрерывного наблюдения за детьми, имеющими нарушения опорно-двигательной системы. Разработка и апробация модели системы мониторинга за состоянием опорно-двигательной системы детей должна включать: создание базы данных детей, начиная с дошкольного возраста, систему лечебно-диагностического сопровождения (мониторинга) детей в течение всего срока обучения в школе, позволяющую: эффективно спланировать работу с различными категориями детей; своевременно произвести расчет необходимой лечебно-профилактической работы и необходимых затрат; не потерять данные обследований детей при переходе из одного образовательного учреждения в другое, из одного района города в другой и т.п.; не пропустить сроки повторных обследований; отслеживать динамику и эффективность используемых методов профилактики и лечения; оценить эффективность работы педагогов, детских городских поликлиник по профилактике нарушений опорно-двигательной системы.
Будет создана единая база данных. В 2009 году планируется разработка и согласование технического задания, разработка организационно-технологической структуры движения и обработки медицинской и психологической информации с учетом особенностей города Нижнего Новгорода, предоставление отчета на бумажном и магнитном носителях "Техническое задание на разработку и внедрение системы мониторинга за состоянием детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы в городе Нижнем Новгороде".
Стоимость работ по разделу составляет в 2009 году 98 100 (девяносто восемь тысяч сто) рублей.
Раздел 6. Выпуск методической литературы
Тираж методической литературы - 150 экз. каждого наименования в год.
Стоимость раздела составляет 90 000 (девяносто тысяч) рублей.
Часть III. Реализация мероприятий программы в 2010 году
Мероприятия программы на 2010 г. представлены в таблице.
Таблица N 1
Мероприятия программы "Ранняя диагностика, профилактика и восстановительное лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков" на 2009-2011 годы в 2010 году
NN |
Мероприятие |
Исполнитель |
Объем финансирования на 2010 год в тыс. рублей |
Источник финансирования |
1. |
Осмотры врача травматолога-ортопеда |
Департамент здравоохранения Победитель открытого аукциона |
650 |
Бюджет г. Нижнего Новгорода по отрасли "Здравоохранение" |
2. |
Аппаратная диагностика деформации позвоночника и стоп с использованием аппаратно-программного комплекса КАПб-ФСВА и цифрового фотометрического автоматизированного программного комплекса "Плантовизор" |
Департамент здравоохранения Победитель открытого аукциона |
341,3 |
Бюджет г. Нижнего Новгорода по отрасли "Здравоохранение" |
3. |
Ортезирование детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Департамент здравоохранения Победитель открытого аукциона |
123,7 |
Бюджет г. Нижнего Новгорода по отрасли "Здравоохранение" |
4. |
Ортезирование детей школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Департамент здравоохранения Победитель открытого аукциона |
746 |
Бюджет г. Нижнего Новгорода по отрасли "Здравоохранение" |
5. |
Мониторинг-наблюдение (диспансерный осмотр) детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, выявленными в 2009 г. |
Департамент здравоохранения Победитель открытого аукциона |
139 |
Бюджет г. Нижнего Новгорода по отрасли "Здравоохранение" |
6. |
Подготовка кадров по организации оздоровительно-профилактической работы в школах дошкольных образовательных учреждениях, медицинских учреждениях. |
Департамент здравоохранения Победитель открытого аукциона |
1 020 |
Бюджет г. Нижнего Новгорода по отрасли "Здравоохранение" |
7. |
Разработка и подготовка к изданию 5 учебно-методических пособий по темам: |
Победитель открытого аукциона |
665 |
Бюджет г. Нижнего Новгорода по отрасли "Здравоохранение" |
|
- "Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей среднего школьного возраста (для детей, педагогов, специалистов и родителей"; |
|
|
|
- "Оздоровительно-коррекционная работа с детьми старшего школьного возраста, имеющими отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата (для детей, педагогов, специалистов и родителей"; |
|
|
|
|
- " Методика занятий на тренажерах типа "Спортивные качели" с детьми среднего и старшего школьного возраста, имеющими отклонения в состояниии опорно-двигательного аппарата (для детей, педагогов, специалистов и родителей)"; |
|
|
|
|
- "Медико-педагогические аспекты диагностики, профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста (для специалистов, педагогов, родителей)"; |
|
|
|
|
- "Методика коррекционно-профилактической работы с детьми среднего и старшего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в домашних условиях" |
|
|
|
|
8. |
Издание методической литературы |
Победитель открытого аукциона |
180 |
Бюджет г. Нижнего Новгорода по отрасли "Здравоохранение" |
9. |
Пополнение информационного интернет-ресурса для оптимизации работы по профилактике и лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей для педагогов и родителей с возможностью проведения Интернет-конференций, консультаций. |
Победитель открытого аукциона |
135 |
Бюджет г. Нижнего Новгорода по отрасли "Здравоохранение" |
|
ИТОГО: |
|
4 000 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 9 июня 2009 г. N 2608 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Ранняя диагностика, профилактика и восстановительное лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков" на 2009 - 2011 годы"
Текст постановления опубликован в газете "День города. Нижний Новгород", N 47 от 19 июня 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 11 мая 2011 г. N 1888
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 8 апреля 2010 г. N 1882