15 августа 2007 г., 16 июля, 30 ноября 2009 г.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Законом Нижегородской области от 4 января 1996 года N 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях совершенствования структуры территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о территориальной подсистеме Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - НСЧС).
2. Органам исполнительной власти Нижегородской области утвердить по согласованию с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области положения о звеньях функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15 августа 2007 г. N 289 в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Нижегородской области по согласованию с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области разработать и утвердить в установленном порядке положения о звеньях муниципальных образований территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15 августа 2007 г. N 289 пункт 4 настоящего постановления изложен в новой редакции
4. Главному управлению МЧС России по Нижегородской области по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти Нижегородской области и муниципальными образованиями Нижегородской области внести в установленном порядке в Правительство Нижегородской области предложения о перечне сил и средств территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе о перечне сил постоянной готовности и о порядке их привлечения к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Признать утратившими силу:
- постановление Администрации Нижегородской области от 23 сентября 1996 года N 256 "О территориальной подсистеме Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
- постановление Правительства Нижегородской области от 19 июня 2002 года N 135 "О внесении дополнений и изменений в постановление Администрации Нижегородской области от 23.09.1996 N 256 "О территориальной подсистеме Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
И.о. Губернатора |
В.В. Клочай |
Положение
о территориальной подсистеме Нижегородской области
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (далее - Положение)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 7 апреля 2006 г. N 111)
15 августа 2007 г., 16 июля, 30 ноября 2009 г.
1. Настоящее Положение определяет порядок функционирования, принципы построения, состав сил и средств территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - НСЧС).
Положение разработано на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Закона Нижегородской области от 4 января 1996 года N 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2. НСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, мониторинга и обеспечения безопасности населения, а также органы управления, силы и средства Главного управления МЧС России по Нижегородской области.
3. НСЧС состоит из звеньев, соответствующих административно территориальному делению Нижегородской области и осуществляет свою деятельность на трех уровнях: областном, муниципальном и объектовом.
Организация, состав сил и средств, а также порядок деятельности звеньев НСЧС определяются положениями о них.
Областные звенья НСЧС создаются органами исполнительной власти Нижегородской области согласно приложению к настоящему Положению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
Муниципальные звенья НСЧС создаются в муниципальных образованиях Нижегородской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайная ситуация), обеспечения противопожарной безопасности и безопасности на водных объектах в пределах их территорий.
Объектовые звенья НСЧС создаются на территории Нижегородской области в организациях, независимо от их организационно-правовой формы, для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты работников этих организаций и подведомственных объектов от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 ноября 2009 г. N 891 в пункт 4 настоящего Положения внесены изменения
4. Основными задачами НСЧС являются:
- проведение на территории Нижегородской области единой политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты при их возникновении жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
- разработка предложений по реализации правовых и экономических норм в области ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
- учет всех возможных потенциальных источников чрезвычайных ситуаций, определение степени их опасности для населения и территории области в зависимости от величины риска возникновения и тяжести последствий возможных чрезвычайных ситуаций;
- прогнозирование и оценка последствий чрезвычайных ситуаций, определение на основе прогноза потребностей в силах, материально-технических и финансовых ресурсах для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
- разработка и реализация областных, участие в федеральных и межрегиональных целевых и комплексных программах, направленных на предупреждение и снижение последствий чрезвычайных ситуаций, защиту населения и повышение уровня пожарной безопасности области, безопасности на водных объектах и устойчивости функционирования организаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
- проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушению пожаров, жизнеобеспечению населения;
- создание, совершенствование и обеспечение функционирования системы подготовки органов управления, подготовки и повышения квалификации специалистов НСЧС, обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- создание и восполнение резервов материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с нормативными правовыми актами Нижегородской области;
- осуществление сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с другими субъектами Российской Федерации, а также участие в международном сотрудничестве;
- своевременное и достоверное информирование общественности и населения Нижегородской области о состоянии безопасности, принимаемых мерах по ее повышению, о сложившейся в результате чрезвычайной ситуации обстановке и принятых органами исполнительной власти Нижегородской области решениях, установленных режимах функционирования и действиях населения в конкретной обстановке;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения Нижегородской области, которое пострадало или может пострадать при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, а также восстановления поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайной ситуации объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, инженерной инфраструктуры.
5. На каждом уровне НСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
6. Координационными органами НСЧС являются:
- на областном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области (далее - КЧС и ОПБ Нижегородской области);
- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования Нижегородской области) - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ органов местного самоуправления), создаваемые в городских округах, муниципальных районах и городских поселениях;
В сельских поселениях КЧС и ОПБ создаются решением главы местной администрации (при необходимости), либо обязанности по выполнению функций КЧС и ОПБ возлагаются на главу местной администрации.
- на объектовом уровне - комиссии организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - объектовые КЧС и ОПБ).
7. Создание, реорганизация и ликвидация комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления Нижегородской области и организациями.
Компетенция и полномочия комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
Функции и обязанности членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности определяет ее председатель.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
8. Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их полномочиями являются:
- разработка предложений по реализации единой политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
- координация деятельности органов управления и сил НСЧС на соответствующих уровнях;
- организация работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, восстановлению производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденной в результате чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности к действиям органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
- повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации должностных лиц органов управления НСЧС по вопросам профилактики чрезвычайных ситуаций, пожаров и безопасности на водных объектах, обучение населения (работников организаций) в области защиты от чрезвычайных ситуаций и мерам пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
- организация расследования причин аварий и пожаров, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, и определение нанесенного области (соответствующей территории Нижегородской области или организации) материального ущерба;
- организация контроля за выполнением решений, принятых вышестоящими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), решений, принятых органами исполнительной власти Нижегородской области, а также требований руководящих документов по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями органов и организаций, создающих эти комиссии, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Нижегородской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Нижегородской области.
Для организации работы и подготовки заседаний при комиссиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности создаются постоянно действующие рабочие группы.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15 августа 2007 г. N 289 в пункт 9 настоящего Положения внесены изменения
9. Постоянно действующими органами управления НСЧС являются:
- на областном уровне - Главное управление МЧС России по Нижегородской области;
- на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, создаваемые при органах местного самоуправления (в городских округах, муниципальных районах, городских поселениях);
В сельских поселениях функции постоянно действующего органа управления НСЧС возлагаются на главу местной администрации.
- на объектовом уровне - структурные подразделения или работники, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Постоянно действующие органы управления НСЧС создаются и осуществляют свою деятельность (в том числе по вопросам надзора и контроля в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций) в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления НСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15 августа 2007 г. N 289 в пункт 10 настоящего Положения внесены изменения
10. Органами повседневного управления НСЧС являются:
- центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области (далее - ЦУКС Главного управления МЧС России по Нижегородской области), центр управления силами Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Нижегородской области (далее - ЦУС ГПС Главного управления МЧС России по Нижегородской области);
- дежурно-диспетчерские службы отраслевых и функциональных органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области и организаций, объединяемые в Единую систему оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях Нижегородской области (далее - ЕСОДУ).
Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
11. Размещение органов повседневного управления НСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
12. К силам и средствам НСЧС относятся специально подготовленные силы и средства органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области и организаций, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров и спасения на воде.
Состав сил и средств НСЧС определяется Правительством Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15 августа 2007 г. N 289 в пункт 13 настоящего Положения внесены изменения
13. В состав сил и средств НСЧС также входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования (службы), пожарные подразделения, медицинские формирования (подразделения) экстренного реагирования, аварийные службы и формирования со сроками готовности не менее трех суток, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций посменно.
Состав сил постоянной готовности в установленном порядке утверждаются Правительством Нижегородской области.
Структуру и перечень оснащения сил постоянной готовности определяют создающие их органы исполнительной власти Нижегородской области, организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, организацию привлечения их в случае чрезвычайных ситуаций или при угрозе чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области осуществляет Главное управление МЧС России по Нижегородской области.
14. Привлечение сил и средств НСЧС к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
- в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
- по решению Правительства Нижегородской области, глав муниципальных образований и руководителей организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.
Общее руководство и координация действий аварийно-спасательных формирований НСЧС до развертывания оперативного штаба возлагаются на ЦУКС Главного управления МЧС России по Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15 августа 2007 г. N 289 в пункт 15 настоящего Положения внесены изменения
15. Подготовка, переподготовка должностных лиц органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, организаций и лиц, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организуются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляет Главное управление МЧС России по Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15 августа 2007 г. N 289 в пункт 16 настоящего Положения внесены изменения
16. Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации определяется в ходе аттестации, а также во время проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, органами государственного надзора, органами исполнительной власти Нижегородской области, создающими указанные службы и формирования.
17. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Нижегородской области и актами организаций.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом (организацией).
18. Управление силами НСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования Нижегородской области и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил НСЧС и населения Нижегородской области.
19. Информационное обеспечение НСЧС осуществляется автоматизированной информационно-управляющей системой и единой системой оперативно-диспетчерского управления Нижегородской области, в состав которых входят:
- аналитический центр кризисных ситуаций Нижегородской области;
- единая дежурно-диспетчерская служба Нижегородской области;
- центральная дежурно-диспетчерская служба Нижегородской области;
- информационные центры Правительства Нижегородской области;
- информационно-управляющий центр Главного управления МЧС России по Нижегородской области;
информационные центры отраслевых и функциональных органов исполнительной власти Нижегородской области и организаций, объединенные в автоматизированную систему ЕСОДУ Нижегородской области.
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях Нижегородской области устанавливается единый номер - 01.
Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления Нижегородской области и организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
20. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области органы управления и силы НСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями органов исполнительной власти Нижегородской области и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управлений и сил НСЧС, может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации.
21. Решениями руководителей органов исполнительной власти Нижегородской области и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил НСЧС режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководители работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Руководители органов исполнительной власти Нижегородской области и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории Нижегородской области соответствующих режимов функционирования органов управления и сил НСЧС, а также меры по обеспечению безопасности населения.
22. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители органов исполнительной власти Нижегородской области и организаций отменяют установленный режим функционирования органов управления и сил НСЧС.
23. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами НСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
- изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайной ситуации;
- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуации и обеспечения пожарной безопасности;
- разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности;
- планирование действий органов управления и сил НСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайной ситуации;
- пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
- осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
- проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайной ситуации;
- ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
- усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил НСЧС на стационарных пунктах управления;
- непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам НСЧС данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
- уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
- приведение при необходимости сил и средств НСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
- восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- оповещение соответствующих органов исполнительной власти Нижегородской области и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
- проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств НСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
- непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации в ходе проведения работ по ее ликвидации;
- организация и поддержание непрерывного взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
24. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в статье 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил НСЧС устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в статье 3 указанного закона, - режим чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы НСЧС функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области и организаций.
25. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
локальной - силами и средствами организаций;
муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;
межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления Нижегородской области, органов исполнительной власти Нижегородской области, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
26. При недостаточности указанных сил и средств, привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти по ходатайству Правительства Нижегородской области.
27. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций под руководством соответствующих органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при наличии у них надлежащей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
28. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти Нижегородской области и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, привлекают силы и средства учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля (по необходимости), определяют порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
29. В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайной ситуации вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
- проведение эвакуационных мероприятий;
- остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
- проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
- ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;
- использование в порядке, установленном законодательством, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
- привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
- привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
- принятие других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
30. Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления Нижегородской области и соответствующие организации.
31. Финансирование НСЧС осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующих бюджетов и средств организаций.
Финансирование целевых программ по защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и обеспечение устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, за счет средств организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, а также страховых фондов и других источников.
Финансирование мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций проводится из средств соответствующих бюджетов и средств предприятий независимо от форм собственности.
Финансовые ресурсы Нижегородской области могут на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами органов местного самоуправления Нижегородской области, а также организаций, общественных объединений и граждан для финансирования совместных программ, имеющих областное и межмуниципальное значение.
Органы управления звеньев НСЧС проводят мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций не только за счет собственных средств, но и за счет ассигнований, которые могут быть выделены на эти цели вышестоящими органами. Они могут также объединять свои финансовые ресурсы с ресурсами других организаций для финансирования указанных мероприятий.
32. Порядок организации и осуществления работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению, а также проведения аварийно-спасательных и других работ, возложенных на пожарную охрану, определяется законодательством Российской Федерации и Нижегородской области в области пожарной безопасности, в том числе техническими регламентами.
Тушение пожаров в лесах осуществляется в соответствии с законодательством Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 16 июля 2009 г. N 508 приложение к настоящему Положению изложено в новой редакции
Приложение
к Положению о территориальной подсистеме
Нижегородской области единой
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Перечень и функции
звеньев НСЧС, создаваемых органами исполнительной власти
Нижегородской области и иными организациями,
расположенными на территории Нижегородской области
15 августа 2007 г., 16 июля 2009 г.
Главное управление МЧС России по Нижегородской области
Разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по реализации государственной политики и проекты нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также другие документы.
Организует работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, спасению и жизнеобеспечению людей при чрезвычайных ситуациях на территории Нижегородской области в пределах своей компетенции.
Организует деятельность и методическое руководство подведомственных пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований и других сил на территории области.
Организует в установленном порядке информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Организует и контролирует решение вопросов обучения населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности в пределах своей компетенции.
Осуществляет в установленном порядке контроль за выполнением органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, обеспечению пожарной безопасности, а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
Осуществляет координацию деятельности противопожарной службы Нижегородской области.
Осуществляет контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов, а также готовностью соответствующих звеньев территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их аварийно-спасательных служб (формирований).
Осуществляет в установленном порядке ликвидацию последствий террористических актов в пределах своей компетенции.
Осуществляет руководство и контроль за созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Осуществляет в установленном порядке мероприятия по созданию, сохранению и использованию страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения.
Осуществляет методическое обеспечение создания, хранения, использования, восполнения резервов материальных ресурсов и создания и использования финансовых резервов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Осуществляет организационное и методическое руководство за накоплением, хранением и использованием для нужд гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Участвует в работе по созданию и функционированию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, а также разработке и внедрению в установленном порядке показателей риска на территориях и объектах экономики.
Участвует в установленном порядке в методическом руководстве по созданию и поддержанию в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организации радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также осуществляет контроль в этой области.
Участвует в установленном порядке в проведении аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях регионального, межмуниципального характера и тушении пожаров.
Участвует в установленном порядке в подготовке деклараций промышленной безопасности объектов, а также осуществляет контроль за разработкой паспортов безопасности муниципальных образований и потенциально опасных объектов и планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти.
Министерство промышленности и инноваций Нижегородской области
Координация работ по размещению объектов на территории Нижегородской области с учетом требований промышленной и экологической безопасности.
Организация и обеспечение наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах, входящих в состав отрасли, и прилегающих к ним территориях.
Организация и осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф на объектах, входящих в состав отрасли.
Обеспечение участия сил ведомственных аварийно-спасательных формирований, входящих в НСЧС, в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
Создает и обеспечивает деятельность следующих звеньев НСЧС:
- предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах, входящих в состав отрасли.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства
и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области
(во взаимодействии с ОАО "МРСК Центра и Приволжья" -
филиалом "Нижновэнерго" и ОАО "Нижегородоблгаз")
Организация и осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и топливно-энергетического комплекса.
Координация и руководство восстановительными работами в зонах чрезвычайных ситуаций.
Координация работ по подготовке к отопительному сезону.
Обеспечение участия сил ведомственных аварийно-спасательных формирований, входящих в НСЧС, в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
Создает и обеспечивает деятельность следующих звеньев НСЧС:
- коммунального хозяйства;
- убежищ и укрытий;
- материально-технического обеспечения и обеспечения ГСМ аварийно-спасательных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- энергоснабжения и газоснабжения (во взаимодействии с ОАО "МРСК Центра и Приволжья" - филиалом "Нижновэнерго" и ОАО "Нижегородоблгаз").
Аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области
Создает и обеспечивает деятельность следующих звеньев НСЧС:
- информирование населения о чрезвычайных ситуациях через официальные сайты области: сайт Правительства Нижегородской области - htt: //www.government.nnov.ru/ и Интернет-портал государственных и муниципальных услуг Нижегородской области - htt: //www.gu.nnov.ru///
Департамент транспорта и связи Нижегородской области
Организация контроля и координация мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах автомобильного, железнодорожного, воздушного и речного транспорта.
Координация перевозок сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и транспортного обеспечения эвакуационных мероприятий.
Организация участия сил и средств ведомственных формирований предприятий транспортной отрасли Нижегородской области (в пределах их тактико-технических возможностей) в проведении аварийно-спасательных и других работ в районах чрезвычайных ситуаций.
Организация мероприятий по устойчивому функционированию системы связи территориального уровня во всех режимах функционирования НСЧС.
Создает и обеспечивает деятельность звеньев НСЧС автотранспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Осуществляет контроль создания и координацию действий звеньев НСЧС:
- поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации во взаимодействии с ОАО "Международный аэропорт "Нижний Новгород";
- сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта во взаимодействии с Горьковской железной дорогой - филиалом ОАО "РЖД";
- сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах речного транспорта во взаимодействии с ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство" и ФГУ "Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства";
- связи в условиях чрезвычайных ситуаций во взаимодействии с ГУ МЧС России по Нижегородской области, территориальными органами операторов связи, Нижегородским областным радиотелевизионным передающим центром - филиалом ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", Нижегородским филиалом управления Федеральной почтовой связи "Почта России" и организациями по строительству линейно-кабельных сооружений связи.
Министерство здравоохранения Нижегородской области
Организация разработки научно-методических основ подготовки территориальных сил и средств Всероссийской службы медицины катастроф и их работы при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
Организация взаимодействия территориальных сил и средств Всероссийской службы медицины катастроф, а также подготовки, усовершенствования и аттестации кадров специалистов службы.
Обеспечение функционирования и развития территориальных сил и средств службы медицины катастроф.
Разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной медицинской помощи и лечения пострадавшего населения с учетом характера чрезвычайных ситуаций.
Организация и координация работ по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций.
Координация работ по эвакуации пострадавших и больных из зон чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Сбор, обобщение, анализ и представление соответствующим органам и органам управления НСЧС данных о пострадавших и больных в зонах чрезвычайных ситуаций.
Создание запасов медицинского имущества и лекарственных средств и поддержание их на необходимом уровне.
Разработка методических основ обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
Создает и обеспечивает деятельность следующих звеньев НСЧС:
- резервов медицинских ресурсов;
- службы медицины катастроф.
Министерство образования Нижегородской области
Содействие в организации подготовки кадров специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организация обучения студентов, курсантов и школьников основам безопасности жизнедеятельности в учреждениях образования, находящихся в ведении министерства.
Создает и обеспечивает деятельность следующих звеньев НСЧС:
- предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в подведомственных организациях (учреждениях) образования.
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов
Нижегородской области
Оказывает методическую помощь предприятиям и организациям агропромышленного комплекса по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Взаимодействует с Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области по организации контроля за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными и токсичными веществами.
Разрабатывает рекомендации по рациональному ведению сельскохозяйственного производства на загрязненных территориях.
Организует и координирует работы по эпизоотическому, фитопатологическому и токсикологическому контролю, ликвидации эпизоотий и эпифитотий.
Разрабатывает рекомендации по рациональному ведению сельскохозяйственного производства в условиях чрезвычайных ситуаций.
Создает и обеспечивает деятельность следующих звеньев НСЧС:
- защиты сельскохозяйственных животных;
- защиты сельскохозяйственных растений;
- предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) агропромышленного комплекса.
Министерство социальной политики Нижегородской области
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.
Организация и координация работ по возмещению ущерба, причиненного гражданам вследствие чрезвычайной ситуации.
Подготовка предложений о порядке предоставления адресной помощи и размерах компенсаций за проживание в зоне чрезвычайной ситуации.
Создает и обеспечивает деятельность следующих звеньев НСЧС:
- социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
- эвакуационной комиссии Нижегородской области.
Министерство строительства Нижегородской области
Организация работы по расчету потребностей в материальных ресурсах, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также для полного восстановления объектов, которым нанесен ущерб.
Организация и осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте, входящем в состав отрасли.
Обеспечение участия специализированных строительно-монтажных и проектных организаций в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.
Координация и руководство восстановительными работами в зонах чрезвычайных ситуаций.
Создает и обеспечивает деятельность следующих звеньев НСЧС:
- инженерного обеспечения.
Министерство финансов Нижегородской области
Обеспечение финансирования работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Нижегородской области), по оказанию помощи пострадавшему населению в пределах ассигнований, предусматриваемых в областном бюджете на эти цели.
Создание страховых и резервных фондов, запасов материальных средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Нижегородской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Нижегородской области.
Создает и обеспечивает деятельность следующих территориальных звеньев НСЧС:
- финансовых резервов.
Министерство поддержки и развития малого предпринимательства,
потребительского рынка и услуг Нижегородской области
Создает и обеспечивает деятельность следующих звеньев НСЧС:
- торговли и питания при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Департамент культуры Нижегородской области
Организация и проведение мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах культуры, в местах проведения культурных мероприятий с массовым пребыванием людей, эвакуации культурных ценностей при возникновении угрозы их безопасности.
Создает и обеспечивает деятельность следующих звеньев НСЧС:
- защиты культурных ценностей.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 ноября 2009 г. N 891 раздел "Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области" приложения к настоящему Положению изложен в новой редакции
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области
Организация и осуществление экологического контроля за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, а также за размещением опасных отходов в рамках своих полномочий.
Участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Нижегородской области.
Создает и обеспечивает деятельность следующих звеньев НСЧС:
- предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Нижегородской области, а также водных объектов, находящихся в собственности Нижегородской области;
- по координации действий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий, а также гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Нижегородской области;
- охраны лесов от пожаров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 7 апреля 2006 г. N 111 "Об утверждении Положения о территориальной подсистеме Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 83 от 13 мая 2006 г.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 5 апреля 2019 г. N 201 настоящее постановление признано утратившим силу с 19 апреля 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 22 апреля 2016 г. N 234
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления
Постановление Правительства Нижегородской области от 14 января 2014 г. N 4
Постановление Правительства Нижегородской области от 24 сентября 2013 г. N 673
Постановление Правительства Нижегородской области от 18 июня 2013 г. N 371
Постановление Правительства Нижегородской области от 14 марта 2013 г. N 149
Постановление Правительства Нижегородской области от 28 июня 2012 г. N 385
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Нижегородской области от 26 августа 2011 г. N 674
Постановление Правительства Нижегородской области от 25 марта 2011 г. N 202
Постановление Правительства Нижегородской области от 19 января 2010 г. N 14
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Нижегородской области от 30 ноября 2009 г. N 891
Постановление Правительства Нижегородской области от 16 июля 2009 г. N 508
Постановление Правительства Нижегородской области от 15 августа 2007 г. N 289