4 июня 2008 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в целях обеспечения охраны жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в результате чрезвычайных ситуаций, выявления возможных источников чрезвычайных ситуаций, а также контроля состояния природных, техногенных и биолого-социальных источников чрезвычайных ситуаций, заблаговременного прогнозирования параметров чрезвычайных ситуаций и их последствий Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о территориальной системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области (далее - Положение).
2. Органам исполнительной власти Нижегородской области, входящим в состав территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области, в срок до 15 марта 2006 года разработать, согласовать в установленном порядке и утвердить положения о функциональных подсистемах территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области в соответствии с Положением.
3. Рекомендовать организациям, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти Нижегородской области, находящихся на территории Нижегородской области, входящим в состав территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области, в срок до 15 марта 2006 года разработать, согласовать в установленном порядке и утвердить положения о функциональных подсистемах территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области в соответствии с Положением.
4. Утратил силу.
См. текст пункта 4
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Положение
о территориальной системе мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного
и биолого-социального характера Нижегородской области
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 3 марта 2006 г. N 63)
4 июня 2008 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 24 марта 1997 года N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
1.2. Настоящее Положение определяет принципы построения, состав подсистем, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области (далее - ТСМП ЧС).
1.3. ТСМП ЧС является информационно-аналитической подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивает решение задач в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наблюдений и лабораторного контроля гражданской обороны в мирное и военное время.
В состав ТСМП ЧС входит сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Нижегородской области.
1.4. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций в Нижегородской области организуется и проводится в целях:
- своевременного выявления причин, способствующих возникновению природных, техногенных и биолого-социальных чрезвычайных ситуаций;
- заблаговременного определения масштабов и характера возможного развития чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);
- выдачи рекомендаций для принятия мер по предупреждению и локализации чрезвычайных ситуаций, смягчению их социально-экономических последствий.
1.5. Функционирование ТСМП ЧС направлено на решение следующих задач:
- выявление возможных источников ЧС;
- контроль за состоянием природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС;
- заблаговременное прогнозирование параметров ЧС и их последствий.
1.6. Решение основных задач функционирования ТСМП ЧС обеспечивается:
- сбором, обработкой и анализом информации о состоянии природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС;
- обменом данными в едином информационном поле ТСМП ЧС;
- лабораторным контролем состояния окружающей среды;
- прогнозированием места, времени, параметров и сценариев развития ЧС;
- прогнозированием видов и параметров последствий ЧС;
- расчетом сил и средств, необходимых для предотвращения, локализации и ликвидации последствий ЧС;
- обеспечением охраны жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в результате ЧС;
- обеспечением районирования территории Нижегородской области по степеням риска возникновения ЧС техногенного, природного и биолого-социального характера;
- ведением мониторинга за состоянием окружающей среды;
- обеспечением защиты информации, в том числе и составляющей государственную тайну.
Перечень органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, организаций, отвечающих за функционирование подсистем территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области установлен приложением 1 к настоящему Положению.
2. Структура территориальной системы мониторинга
и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Нижегородской области
2.1. ТСМП ЧС имеет территориальный, муниципальный и объектовый уровни. Мониторинг и прогнозирование проводится на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных документов и методических материалов.
2.2. ТСМП ЧС состоит из следующих подсистем:
а) Мониторинг ЧС техногенного характера, в том числе:
- опасных производственных объектов;
- систем жизнеобеспечения;
- проектируемых и строящихся объектов и населенных пунктов.
б) Мониторинг опасных природных процессов, включающий:
- опасные геологические явления;
- опасные гидрологические явления;
- опасные метеорологические явления;
- природные пожары.
в) Мониторинг ЧС биолого-социального характера, в том числе:
- эпидемии;
- эпизоотии;
- эпифитотии;
- ЧС социально-экономического характера.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 4 июня 2008 года N 224 в пункт 2.3 настоящего Положения внесены изменения
2.3. В состав ТСМП ЧС включены территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по согласованию), органы исполнительной власти Нижегородской области, организации, находящиеся на территории Нижегородской области и осуществляющие мониторинг по направлениям своей деятельности (далее - службы ТСМП ЧС):
2.3.1. Мониторинг техногенных чрезвычайных ситуаций:
отдел инспекций радиационной безопасности в Нижегородской области - мониторинг ядерно и радиационно опасных объектов;
межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Приволжскому федеральному округу - мониторинг химически опасных и взрывоопасных объектов;
департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - мониторинг безопасности гидротехнических сооружений, кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений;
Верхне-Волжское бассейновое водное управление - мониторинг гидротехнических сооружений;
государственное федеральное учреждение по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области:
- мониторинг поверхностных водных объектов;
- мониторинг гидротехнических сооружений и систем;
министерство жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области - мониторинг систем жизнеобеспечения;
МП "Нижегородский водоканал" - мониторинг систем жизнеобеспечения;
ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Нижновэнерго") - мониторинг систем жизнеобеспечения;
ОАО "Нижегородоблгаз" - мониторинг систем жизнеобеспечения (системы газораспределения и газопотребления).
- мониторинг систем жизнеобеспечения МП "Нижегородский Водоканал";
- мониторинг систем жизнеобеспечения ОАО "Нижновэнерго";
- мониторинг систем жизнеобеспечения ОАО "Нижегородоблгаз";
- мониторинг систем жизнеобеспечения.
Государственное предприятие Нижегородской области "Облкоммунсервис" - мониторинг систем жизнеобеспечения.
2.3.2. Мониторинг опасных природных процессов:
департамент лесного комплекса Нижегородской области:
- мониторинг пожарной опасности в лесах;
Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области:
- мониторинг ЧС, связанных с опасными изменениями в окружающей природной среде;
- мониторинг природных пожаров;
- мониторинг поверхностных водных объектов.
Приволжский региональный центр государственного мониторинга состояния недр:
- мониторинг опасных геологических явлений;
- мониторинг поверхностных водных объектов;
- мониторинг подземных вод.
ОАО "Противокарстовая и береговая защита":
- мониторинг опасных геологических явлений;
Нижегородская сейсмическая станция:
- мониторинг опасных геологических явлений;
ГУ "Нижегородский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями":
- мониторинг опасных гидрологических явлений;
- мониторинг опасных метеорологических явлений.
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет:
- аэрокосмический мониторинг.
2.3.3. Мониторинг ЧС биолого-социального характера:
министерство здравоохранения Нижегородской области:
- мониторинг заболеваний и вспышек инфекционного характера;
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
- социально-гигиенический мониторинг;
- мониторинг заболеваний и вспышек инфекционного характера, отравлений;
- мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов.
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области:
- мониторинг эпифитотий.
Комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области:
- мониторинг ЧС, связанных с особо опасными болезнями сельскохозяйственных животных и птицы;
- мониторинг эпизоотий.
федеральное государственное учреждение "Нижегородский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору":
- мониторинг состояния почв, кормов и водоисточников.
Федеральное государственное учреждение "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Нижегородской области":
- мониторинг эпифитотий.
Министерство экономики Нижегородской области:
- мониторинг социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов.
Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области:
- мониторинг ЧС социально-экономического характера.
2.3.4. Интегрированные показатели и сводные данные по ЧС:
Главное управление МЧС России по Нижегородской области.
2.4. На муниципальном уровне мониторинг осуществляется соответствующими подразделениями служб ТСМП ЧС.
2.5. На объектовом уровне мониторинг осуществляется руководителем технической службы организаций, отвечающих за безопасность их функционирования.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 4 июня 2008 года N 224 в пункт 2.6 настоящего Положения внесены изменения
2.6. Управление и координация деятельности служб ТСМП ЧС осуществляется:
на региональном уровне - Главным управлением МЧС России по Нижегородской области;
на муниципальном уровне - органами управления, уполномоченными на решение задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в муниципальных образованиях (городских округах, муниципальных районах и городских поселениях) Нижегородской области;
на объектовом уровне - руководителями структурных подразделений (работниками), специально уполномоченными в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в случае их отсутствия - работниками организаций, на которых по совместительству, приказом по организации, возложены обязанности организации работы по гражданской обороне.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 4 июня 2008 года N 224 пункт 2.7 настоящего Положения изложен в новой редакции
2.7. Организационно-методическое руководство деятельности ТСМП ЧС осуществляется Главным управлением МЧС России по Нижегородской области.
3. Организация взаимодействия в ТСМП ЧС
3.1. ТСМП ЧС входит в сферу приоритетных областных интересов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организация взаимодействия в ТСМП ЧС с органами исполнительной власти Нижегородской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, организациями, находящимися на территории Нижегородской области, отвечающими за обеспечение деятельности функциональных подсистем и входящими в состав системы (далее - субъекты ТСМП ЧС), осуществляется на основе настоящего Положения, соответствующих договоров, соглашений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 4 июня 2008 года N 224 в пункт 3.2 настоящего Положения внесены изменения
3.2. Взаимодействие субъектов ТСМП ЧС строится на основе заключения соглашений об информационном взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 4 июня 2008 года N 224 в пункт 3.3 настоящего Положения внесены изменения
3.3. Службы ТСМП ЧС обеспечивают:
- постоянный обмен данными в едином информационном поле ТСМП ЧС;
- представление в Главное управление МЧС России по Нижегородской области аналитических, статистических и иных материалов (далее - информационные материалы), полученных в результате проведения мониторинга по направлениям своей деятельности, в части, касающейся выявления возможных источников ЧС, контроля состояния природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС, заблаговременного прогнозирования параметров ЧС и их последствий;
- своевременное представление указанных информационных материалов, их защиту и достоверность.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 4 июня 2008 года N 224 в пункт 3.4 настоящего Положения внесены изменения
3.4. Главное управление МЧС России по Нижегородской области обеспечивает:
- непосредственно прием, обработку и анализ поступивших информационных материалов, полученных от служб мониторинга ТСМП ЧС;
- передачу службам мониторинга ТСМП ЧС результатов обработки информационных материалов;
- информирование вышестоящих органов управления на основе интегрированных данных ТСМП ЧС;
- защиту информации, в первую очередь составляющей государственную тайну.
Обмен информацией в рамках ТСМП ЧС осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", с учетом Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 128.
4. Режимы функционирования ТСМП ЧС
4.1. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением комиссии по чрезвычайным ситуациям в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования ТСМП ЧС:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственной деятельности, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственной деятельности, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.2. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ТСМП ЧС, являются:
В режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях;
- сбор, обработка, анализ и обмен информацией, поступающей от организаций, входящих в ТСМП ЧС, и ее представление в соответствующие органы;
- прогнозирование и оценка возможности возникновения ЧС;
- повышение эффективности взаимодействия в ТСМП ЧС Нижегородской области;
- участие в планировании и выполнении целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях.
В режиме повышенной готовности:
- выполнение функций, определенных режимом повседневной деятельности;
- организация при необходимости учащенных наблюдений за параметрами потенциальных источников ЧС;
- непрерывный сбор и анализ информации, поступающей от субъектов ТСМП ЧС, и представление ее в соответствующие органы;
- оперативное и текущее прогнозирование ЧС;
- уточнение планов взаимодействия в ТСМП ЧС;
- разработка предложений о составе мероприятий, направленных на предотвращение и смягчение возможных последствий при возникновении ЧС;
- приведение в состояние готовности сил и средств ТСМП ЧС для проведения при необходимости обследования зоны возможного возникновения ЧС.
В режиме чрезвычайной ситуации:
- организация круглосуточного функционирования сил и средств ТСМП 4С#;
- сбор, обработка и анализ мониторинговой информации и прогнозов в реальном масштабе времени и представление ее в соответствующие организации;
- участие в работе штаба по локализации и ликвидации ЧС, с правом выдачи рекомендаций;
- оперативное прогнозирование развития ЧС;
- выдвижение при необходимости оперативной группы ТСМП ЧС в зону ЧС;
- определение границ зоны ЧС;
- разработка предложений о составе мероприятий, направленных на локализацию и смягчение последствий ЧС.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 4 июня 2008 года N 224 в Приложение 1 к настоящему Положению внесены изменения
Приложение 1
к Положению о территориальной системе
мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и биолого-социального
характера Нижегородской области
Перечень
органов исполнительной власти Нижегородской области,
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,
организаций, отвечающих за функционирование подсистем
территориальной системы мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального
характера Нижегородской области
4 июня 2008 г.
1. Мониторинг чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) техногенного характера:
1.1. Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Приволжскому федеральному округу (по согласованию):
- подсистема мониторинга опасных производственных объектов;
1.2. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области:
- подсистема мониторинга систем жизнеобеспечения.
2. Мониторинг опасных природных процессов:
2.1. Приволжский региональный центр государственного мониторинга состояния недр (по согласованию):
- подсистема мониторинга опасных геологических явлений;
2.2. Нижегородский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями (по согласованию):
- подсистема мониторинга опасных гидрологических явлений;
- подсистема мониторинга опасных метеорологических явлений;
2.3. Департамент лесного комплекса Нижегородской области:
- мониторинг пожарной опасности в лесах.
2.4. Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области (по согласованию):
- подсистема мониторинга опасных изменений в окружающей природной среде.
3. Мониторинг ЧС биолого-социального характера:
3.1. Министерство здравоохранения Нижегородской области:
- подсистема мониторинга эпидемий и заболеваний населения;
3.2. Комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области:
- подсистема мониторинга эпизоотий;
3.3. Федеральное государственное учреждение "Нижегородский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (по согласованию):
- подсистема мониторинга эпифитотий;
3.4. Министерство экономики Нижегородской области:
- подсистема мониторинга социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов.
Приложение 2
к Положению о территориальной системе
мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и биолого-социального
характера Нижегородской области
Схема
сбора, обобщения и обмена информацией в структуре мониторинга
и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Нижегородской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 3 марта 2006 г. N 63 "О создании территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 49 от 22 марта 2006 г.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июня 2013 г. N 408 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 22 декабря 2009 г. N 945
Постановление Правительства Нижегородской области от 4 июня 2008 года N 224