Постановление Правительства Нижегородской области
от 5 марта 2011 г. N 152
"Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги "Предоставление ежемесячного пособия на опекаемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей"
10 мая 2011 г.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Указом Губернатора Нижегородской области от 5 юля 2006 года N 43 "О мерах по проведению административной реформы органов исполнительной власти Нижегородской области", в целях оптимизации деятельности органов исполнительной власти области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый административный регламент по предоставлению государственной услуги "Предоставление ежемесячного пособия на опекаемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей" (далее - административный регламент).
2. Министерству социальной политики Нижегородской области организовать работу территориальных органов министерства социальной политики Нижегородской области и государственных учреждений социальной защиты населения в соответствии с административным регламентом, утвержденным настоящим постановлением.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, руководствоваться административным регламентом, утвержденным настоящим постановлением.
4. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Г.А. Суворова.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Административный регламент
по предоставлению государственной услуги "Предоставление ежемесячного пособия на опекаемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей"
(далее - административный регламент)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 5 марта 2011 г. N 152)
10 мая 2011 г.
I. Общие положения
1.1. Административный регламент разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги "Предоставление ежемесячного пособия на опекаемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей" (далее - государственная услуга), создания комфортных условий для получателей государственной услуги и определения сроков и последовательности действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги.
1.2. Сведения о месте нахождения и графике работы органов, предоставляющих государственную услугу, обращение в которые необходимо для предоставления государственной услуги, а также обобщенная информация со ссылками на нормативные правовые акты Российской Федерации и Нижегородской области размещаются на официальном сайте Правительства Нижегородской области в сети Интернет (http://www.government-nnov.ru) и на едином Интернет-портале государственных и муниципальных услуг (функций) Нижегородской области в сети Интернет (http://www.gosuslugi.ru).
II. Стандарт предоставления государственной услуги
2.1. Наименование государственной услуги "Предоставление ежемесячного пособия на опекаемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях опекунов (попечители), приемных родителей".
2.2. В предоставлении государственной услуги принимают участие:
2.2.1. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющие государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан (далее - органы опеки и попечительства) в части назначения ежемесячного пособия на опекаемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - ежемесячное пособие на опекаемых детей).
2.2.2. Территориальные органы министерства социальной политики Нижегородской области или государственные учреждения социальной защиты населения Нижегородской области (далее - органы социальной защиты) в части выплаты ежемесячного пособия на опекаемых детей.
2.3. Результатом предоставления государственной услуги является назначение и выплата ежемесячного пособия на опекаемых детей путем зачисления денежных средств на личный счет опекаемого (подопечного) в отделении Сберегательного банка Российской Федерации либо ином кредитном учреждении.
2.4. Решение о назначении ежемесячного пособия на опекаемых детей или мотивированный отказ в его назначении принимается в 10-дневный срок с момента подачи заявления о назначении ежемесячного пособия на опекаемых детей и необходимых документов.
Решение о выплате ежемесячного пособия на опекаемых детей принимается в течение 10 рабочих дней со дня поступления в органы социальной защиты выплатного дела, предоставляемого органами опеки и попечительства в трехдневный срок со дня принятия решения о назначении ежемесячного пособия на опекаемых детей.
2.5. Правовыми основаниями для предоставления государственной услуги являются:
Конституция Российской Федерации ("Российская газета", N 7, 21 января 2009 года);
Гражданский кодекс Российской Федерации ("Российская газета", N 233, 28 ноября 2001 года);
Семейный кодекс Российской Федерации ("Российская газета", N 17, 27 января 1996 года);
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ("Российская газета", N 206, 19 октября 1999 года);
Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" ("Российская газета", N 94, 30 апреля 2008 года);
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ("Российская газета", N 248, 27 декабря 1996 года);
Закон Нижегородской области от 10 декабря 2004 года N 147-3 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области" ("Нижегородские новости", N 235(3167), 22 декабря 2004 года ("Правовая среда", N 69(565), 22 декабря 2004 года));
Закон Нижегородской области от 30 декабря 2005 года N 224-3 "О материальном обеспечении и мерах социальной поддержки приемных семей на территории Нижегородской области" ("Нижегородские новости", N 7 (3419), 18 января 2006 года ("Правовая среда", N 3(676), 18 января 2006 года));
постановление Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2004 года N 288 "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на опекаемых детей, ежемесячной денежной выплаты и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке обеспечения проездом детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях Нижегородской области" ("Нижегородские новости", N 8 (3180), 19 января 2005 года ("Правовая среда", N 3(569), 19 января 2005 года));
постановление Правительства Нижегородской области от 21 июня 2006 года N 201 "О порядке предоставления материального обеспечения и мер социальной поддержки приемным семьям на территории Нижегородской области" ("Нижегородские новости", N 114 (3256), 24 июня 2006 года ("Правовая среда", N 52(724), 24 июня 2006 года)).
См. также положение о министерстве социальной политики Нижегородской области, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 г. N 148
2.6. Право на государственную услугу имеют находящиеся под опекой (попечительством), под предварительной опекой (попечительством) в семьях граждан дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, родители которых неизвестны либо дали согласие на усыновление ребенка, либо не в состоянии лично осуществлять их воспитание в связи с:
- лишением или ограничением их родительских прав;
- признанием в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно дееспособными или объявлением их в установленном порядке умершими;
- заболеванием, препятствующим выполнению ими родительских обязанностей, в соответствии с определяемым Правительством Российской Федерации Перечнем заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью;
- отбыванием наказания в исправительных учреждениях или содержанием под стражей в период следствия;
- розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов, отсутствием сведений об их месте нахождения, оформленном в установленном порядке.
2.7. Право на государственную услугу на период оформления документов, подтверждающих основания выплаты ежемесячного пособия на опекаемых детей, предусмотренные пунктом 2.6 настоящего административного регламента, имеют находящиеся под опекой (попечительством) в семьях граждан дети, фактически оставшиеся без попечения родителей по причине оставления их родителями в лечебно-профилактических учреждениях, при наличии акта об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении, составленного по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования.
2.8. Предоставление государственной услуги производится опекаемому (подопечному) до достижения подопечным возраста шестнадцати лет. По достижении подопечным возраста шестнадцати лет предоставление государственной услуги продляется подопечному, не достигшему возраста восемнадцати лет, на период:
- до 1 сентября года окончания обучения подопечного в образовательном учреждении независимо от формы обучения (очной, вечерней, заочной и других), а также типа, вида и ведомственной принадлежности образовательного учреждения при наличии документа, подтверждающего непредоставление подопечному полного государственного обеспечения в данном учреждении, и при отсутствии факта трудоустройства;
- установления подопечному категории "ребенок-инвалид", а также на период невозможности обучения или трудоустройства подопечного по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения);
- невозможности трудоустройства подопечного в связи с отсутствием рабочих мест или иных оснований, лишающих впервые ищущих работу возможности её получить.
2.9. Документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, являются:
2.9.1. Заявление на предоставление государственной услуги с указанием способа выплаты на личный счет опекаемого ребенка в отделении Сберегательного банка Российской Федерации либо иного кредитного учреждения (далее - заявление).
2.9.2. Паспорт опекуна (попечителя, приемного родителя) и опекаемого ребенка (для ребенка в возрасте от 14 лет).
2.9.3. Свидетельство о рождении ребенка.
2.9.4. Документ о совместном проживании ребенка с опекуном (попечителем, приемным родителем).
2.9.5. Документы, подтверждающие факт отсутствия попечения над ребенком обоих или единственного родителя:
- свидетельство о смерти обоих или единственного родителя;
- решение суда о лишении родительских прав (об ограничений в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;
- справка бюро медико-социальной экспертизы об инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности III степени;
- акт об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении, составленный по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования;
- справка о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданная соответствующим учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители;
- решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком (в том числе в связи с болезнью родителей);
- справка органов внутренних дел о том, что место нахождения разыскиваемых родителей не установлено.
2.9.6. В случаях, предусмотренных пунктом 2.8 настоящего административного регламента, заявитель дополнительно представляет:
- справку об обучении в образовательном учреждении (представляется в органы опеки и попечительства 2 раза в течение календарного года - в период с 1 по 15 марта и с 1 по 15 октября);
- заключение бюро медико-социальной экспертизы об инвалидности ребенка;
- справку службы занятости о постановке на учет (представляется в органы опеки и попечительства ежеквартально).
2.10. Представляемые документы должны быть исполнены четко. Подписи должностных лиц и оттиски печатей, содержащиеся на документах, должны быть отчетливыми, подпись ответственного лица должна быть расшифрована. Если документ имеет поправки и (или) приписки, они должны быть заверены лицом, подписавшим документ.
2.11. Основанием для отказа в приеме документов является несоответствие документов требованиям, предусмотренным пунктами 2.9, 2.10 настоящего административного регламента.
2.12. Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является отсутствие условий, предусмотренных пунктами 2.6 - 2.8 настоящего административного регламента.
2.13. Предоставление государственной услуги осуществляется безвозмездно.
2.14. Предоставление государственной услуги не предполагает очередности.
Часы приема заявителей специалистами в органах, предоставляющих государственную услугу по вопросам выплаты денежных средств - с 8.00 до 17.00 часов (в пятницу - с 8.00 до 16.00 часов).
Руководитель подразделения в зависимости от ситуации перераспределяет в течение дня сотрудников, осуществляющих прием заявителей.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания сотрудников устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (служебным регламентом) органов, предоставляющих государственную услугу.
2.15. Заявление с документами, поименованными в пункте 2.9 настоящего административного регламента, подлежит обязательной регистрации в органах опеки и попечительства в журнале регистрации заявлений в день поступления.
2.16. Помещение для осуществления приема граждан должно быть оборудовано в соответствии с санитарными правилами и нормами, с соблюдением необходимых мер безопасности.
Для ожидания приема гражданам отводятся места, оборудованные достаточным количеством стульев, столами для возможности оформления документов.
На информационных стендах в органах, предоставляющих государственную услугу, размещается следующая информация:
- извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по предоставлению государственной услуги;
- извлечения из текста административного регламента (полная версия на официальном сайте Правительства Нижегородской области в сети Интернет (http://www.government-nnov.ru) на странице министерства социальной политики Нижегородской области);
- местонахождение, график работы, график приема граждан, номера телефонов и факса, адрес электронной почты;
- порядок получения консультаций;
- порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги;
- последовательность действий при предоставлении государственной услуги.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме
3.1. Основанием для предоставления государственной услуги является обращение заявителя в органы опеки и попечительства с документами, указанными в пункте 2.9 настоящего административного регламента.
При переходе на предоставление государственной услуги в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации или Нижегородской области заявление и документы, указанные в пункте 2.9 настоящего административного регламента, могут быть получены в электронной форме: заявление - через единый портал государственных и муниципальных услуг в сети Интернет, а необходимые документы - через систему межведомственного электронного взаимодействия либо иным путем, предусмотренным соглашением об информационном взаимодействии с организацией, располагающей данными сведениями.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 10 мая 2011 г. N 348 в пункт 3.2 настоящего Регламента внесены изменения
3.2. Решение о назначении ежемесячного пособия на опекаемых детей принимается органами опеки и попечительства в 10-дневный срок с момента обращения опекуна (попечителя) со всеми необходимыми документами и оформляется распоряжением органа местного самоуправления.
В течение 10 дней со дня принятия решения органами опеки и попечительства производится уведомление гражданина о назначении ежемесячного пособия на опекаемых детей (в устной форме) или об отказе в назначении ежемесячного пособия на опекаемых детей (в письменной форме).
3.3. Выплата ежемесячного пособия на опекаемых детей производится органами социальной защиты на основании выплатного дела. Выплатное дело формируется органами опеки и попечительства и передается в органы социальной защиты по акту приема-передачи не позднее, чем в трехдневный срок со дня принятия решения органом местного самоуправления о назначении ежемесячного пособия на опекаемых детей.
3.4. Выплатное дело должно содержать копии документов, указанных в пункте 2.9 настоящего административного регламента, копии правовых актов органа местного самоуправления об установлении опеки (попечительства) и назначении ежемесячного пособия на опекаемых детей, а также копии договоров о приемной семье (в случае передачи ребенка на воспитание в приемную семью).
3.5. Регистрация выплатного дела, содержащего заявление и комплект документов, осуществляется специалистом отдела органа социальной защиты, осуществляющего функции приема документов (далее - отдел приема) в следующем порядке:
- проверяется комплектность документов выплатного дела, ставится подпись с расшифровкой фамилии и дата на акте приема-передачи;
- выплатное дело, содержащее заявление и комплект документов, регистрируется в журнале регистрации заявлений и передается в отдел, осуществляющий функции по назначению (далее - отдел назначения).
В случае, если выплатное дело представлено с нарушением пункта 3.4 настоящего административного регламента, специалист отдела приема возвращает выплатное дело на доработку в органы опеки и попечительства.
3.6. После передачи выплатного дела из отдела приема в отдел назначения специалист указанного отдела вводит информацию в автоматизированный программный комплекс "Соцпомощь", производит распечатку протокольного решения о выплате ежемесячного пособия на опекаемых детей и подшивает в выплатное дело.
3.7. Факт принятия решения о выплате ежемесячного пособия на опекаемых детей фиксируется в журнале регистрации заявлений.
3.8. После принятия решения о выплате ежемесячного пособия на опекаемых детей выплатное дело проверяется специалистом, осуществляющим функции контроля, подписывается руководителем отдела, главным бухгалтером и заверяется печатью органа социальной защиты.
3.9. Административные действия, предусмотренные пунктами 3.5 - 3.8 настоящего административного регламента, осуществляются в течение 10 рабочих дней со дня поступления выплатного дела в органы социальной защиты.
3.10. Обмен информацией между организациями (учреждениями), участвующими в процессе предоставления государственной услуги, осуществляется на безвозмездной основе.
3.11. Формирование и оформление выплатных документов, а также обработка сведений о неоплате производится с использованием автоматизированного программного комплекса "Соцпомощь" в соответствии с требованиями и в сроки, предусмотренные ежегодно заключаемыми соглашениями со Сберегательным банком Российской Федерации либо иными кредитными организациями.
IV. Формы контроля за исполнением административного регламента
4.1. Контроль за предоставлением государственной услуги осуществляется руководителями органа опеки и попечительства и органа социальной защиты, ответственными за организацию работы по предоставлению государственной услуги.
4.2. Перечень должностных лиц, осуществляющих контроль, устанавливается индивидуальными распорядительными актами органов опеки и попечительства и органов социальной защиты, положениями о структурных подразделениях, должностными регламентами и должностными инструкциями.
4.3. Контроль за предоставлением государственной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав получателей государственной услуги, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения получателей государственной услуги, содержащие жалобы на решения, действия (бездействие) работников органов социальной защиты.
4.4. Периодичность осуществления контроля устанавливается руководителями органа опеки и попечительства и органа социальной защиты и может носить плановый характер (осуществляться на основании квартальных, полугодовых или годовых планов работы), тематический характер (проверка предоставления государственной услуги отдельным категориям получателей государственной услуги) и внеплановый характер (по конкретному обращению получателя государственной услуги).
4.5. Персональная ответственность должностных лиц, участвующих в предоставлении государственной услуги, закрепляется в их должностных регламентах (должностных инструкциях) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действии (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих
5.1. Заявители имеют право обратиться с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц, органов, предоставляющих государственную услугу, и решения, осуществляемые (принимаемые) в ходе предоставления государственной услуги, на имя руководителя органа, предоставляющего государственную услугу либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. Рассмотрение жалобы руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, вышестоящим органом (вышестоящим должностным лицом) производится в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
5.2.1. Письменное обращение (жалоба) подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления.
5.2.2. Для рассмотрения и подготовки письменного ответа на поступившее письменное обращение (жалобу) назначается исполнитель.
5.2.3. По результатам рассмотрения обращения (жалобы) принимается решение об удовлетворении требований заявителя и о признании неправомерным обжалованного решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении обращения (жалобы).
5.2.4. Обращение (жалоба) заявителя считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы по существу всех поставленных в обращении (жалобе) вопросов.
5.2.5. Письменное обращение (жалоба) рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 указанного Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения (жалобы) не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя, направившего обращение (жалобу).
5.2.6. Ответ на обращение (жалобу), поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении (жалобе), или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (жалобе).
5.2.7. Если в письменном обращении (жалобе) не указаны фамилия лица, направившего обращение (жалобу), и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение (жалобу) не дается.
В случае, если текст письменного обращения (жалобы) не поддается прочтению, ответ на обращение (жалобу) не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения (жалобы) сообщается заявителю, направившему обращение (жалобу), если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
5.2.8. В случае, если в обращении (жалобе) содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями (жалобами), и при этом в обращении (жалобе) не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения (жалобы) и прекращении переписки по данному вопросу при условии, что указанное обращение (жалоба) и ранее направляемые обращения (жалобы) направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение (жалобу).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 5 марта 2011 г. N 152 "Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги "Предоставление ежемесячного пособия на опекаемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости" от 18 марта 2011 г. N 45
Постановлением Правительства Нижегородской области от 16 декабря 2011 г. N 1043 настоящее постановление признано утратившим силу
Решением Нижегородского областного суда от 14 сентября 2011 г. N 3-115/2011 признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения в законную силу пункты 2.2.1 и 3.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Предоставление ежемесячного пособия на опекаемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей", утвержденного настоящим постановлением
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2011 г. N 9-Г11-54 решение Нижегородского областного суда от 14 сентября 2011 года отменено
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 10 мая 2011 г. N 348
Постановление Правительства Нижегородской области от 4 мая 2011 г. N 333
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления