Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению главы округа
от 17 ноября 2006 г. N 286-п
Программа
проведения административной реформы на территории Златоустовского городского округа в 2006-2008 годах
1. Основные положения
1. Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г., N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" определены приоритетные направления административной реформы. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах дала необходимый инструментарий проведения реформы как на федеральном, региональном уровнях, так и на уровне муниципальных образований.
На территории Челябинской области начат первый этап реализации административной реформы, что позволило создать необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления, а в дальнейшем создать предпосылки проведению административной реформы органов местного самоуправления муниципальных образований, провести анализ функций органов местного самоуправления, сформировать предложения по устранению избыточных и дублирующих функций.
На территории муниципального образования Златоустовский городской округ также проведены мероприятия, направленные на реализацию административной реформы:
1) сформирована и утверждена представительным органом местного самоуправления округа новая схема управления округом и структура администрации округа (решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 13.12.2005 года, N 76-ЗГО);
2) изменены и приведены в соответствие с действующим законодательством нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц округа, в том числе утвержден в новой редакции Устав Златоустовского городского округа, приняты основные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства бюджета округа;
3) подготовлен план и утверждена решением Собрания депутатов округа программа социально-экономического развития округа на 2006-2010 годы (решение Собрания депутатов ЗГО от 17.02.2006 года, N 1-ЗГО);
4) проведена оптимизация численности муниципальных служащих округа;
5) в рамках реформирования системы и механизмов муниципальной службы в Челябинской области, связанных с внедрением результативных принципов в оплате труда муниципальных служащих, принято на основании действующего законодательства постановление главы округа от 03.07.2006 года, N 160-п "Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы";
6) утвержден перспективный финансовый план Златоустовского городского округа на 2006-2008 годы (постановление главы округа от 11.07.2006 года, N 171-п);
7) создана рабочая группа по проведению административной реформы, определены уполномоченные должностные лица по осуществлению контроля над выполнением мероприятий реформы;
8) разрабатываются доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов местного самоуправления округа;
9) разрабатываются правовые акты, направленные на обеспечение доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления округа;
10) принят ряд нормативных правовых актов, направленных на реформирование системы закупа товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в рамках нового Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
11) осуществлены иные мероприятия в рамках подготовки к административной реформе на территории округа.
Однако новые механизмы функционирования и взаимодействия не могут быть созданы только самими органами местного самоуправления округа, для их создания требуется комплексный подход, реализуемый в рамках программы проведения административной реформы на территории Златоустовского городского округа в 2006 - 2008 годах. (далее именуется - Программа).
2. Цели, задачи и сроки реализации Программы
2. Целями Программы, отражающими рост качества муниципального управления, являются:
1) повышение качества и доступности муниципальных услуг;
2) ограничение вмешательства органов местного самоуправления округа в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного и муниципального регулирования;
3) повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления округа.
3. Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
1) оптимизация функционирования органов местного самоуправления округа;
2) разработка и внедрение административных регламентов исполнения функций органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения округа;
3) внедрение в органах местного самоуправления принципов и процедур управления по результатам;
4) введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов местного самоуправления;
5) модернизация системы информационного обеспечения органов местного самоуправления округа;
6) повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления округа области и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов и должностных лиц округа.
Программа имеет среднесрочный характер и будет реализовываться в 2006 - 2008 годах.
3. Система мероприятий, предусмотренных программой
4. Система мероприятий подготовлена на основе Концепции административной реформы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации N 1789 от 25 октября 2005 года. Мероприятия программы детализированы в плане проведения административной реформы в 2006-2008 годах (приложение к программе).
Для решения поставленных в программе задач предусмотрены мероприятия по следующим основным направлениям:
1) управление по результатам.
Исходным элементом для разработки системы целеполагания служит формулировка дерева целей органов местного самоуправления, восходящих к основной цели решения вопросов местного значения округа, - повышению качества жизни населения.
В системе целеполагания общая цель решения вопросов местного значения округа - повышение качества жизни - должна определить задачи подразделений. Тем самым деятельность органов местного самоуправления увязывается как между собой, так и с основной целью деятельности округа. Все органы местного самоуправления и должностные лица округа начинают слаженно работать на одну общую задачу - повышение качества жизни населения. Новый формат целеполагания последовательно трансформирует проблемные вопросы местного значения в конкретные и измеримые цели органов местного самоуправления округа. Соответственно, цели деятельности органов местного самоуправления округа - показатели деятельности и уровень оплаты их руководителей.
Целеполагания# позволяет повысить управляемость аппарата органов местного самоуправления, поскольку проблемы округа станут целями (задачами) для конкретных органов и должностных лиц местного самоуправления.
Система целей решения вопросов местного значения округа формируется "сверху вниз" и включает стратегические цели, среднесрочные межведомственные целевые задания и зафиксированные в докладах об ожидаемых результатах на данный бюджетный год обязательства учреждений, оказывающих бюджетные услуги.
С учетом стратегических целей развития округа и на основе анализа текущей ситуации определяются среднесрочные приоритетные направления деятельности органов местного самоуправления округа. Приоритеты могут быть направлены на решения текущей проблемы или на обеспечение условий создания предусмотренного стратегией будущего состояния развития округа.
Среднесрочные приоритетные направления деятельности органов местного самоуправления округа формализуются в виде результативных планов.
2) Результативные планы - инструменты реализации стратегических приоритетов.
Результативные планы являются инструментом реализации стратегических приоритетов округа на уровне конкретных органов местного самоуправления округа.
Результативные планы формируются на срок до трех лет и в случае необходимости подлежат ежегодной корректировке. Цели в данном случае формулируются качественно (называется характеристика целевой группы и направление изменений ее характеристик) и сопровождаются показателями, отражающими степень достижения цели. Ответственность за исполнение результативных планов возлагается на уполномоченных заместителей главы округа.
Результативные планы должны быть реализованы в виде изменения стандарта или технологии оказания бюджетной услуги, или в изменении целевых значений показателей результативности органов местного самоуправления. Цели, на достижение которых направлено оказание бюджетных услуг, формализуются в виде показателей результативности: показателей конечного эффекта, показателей непосредственного результата и показателей использования ресурсов.
Доклад об ожидаемых результатах и доклад о результативности - инструменты детализации среднесрочного муниципального задания.
Доклад об ожидаемых результатах составляется субъектами бюджетного планирования, на основании которого формируется сводный доклад об ожидаемых результатах, В каждом докладе об ожидаемых результатах фиксируются целевые значения соответствующих показателей результативности и перечисляются мероприятия, за счет которых планируется обеспечить реализацию приоритетных направлений развития округа, а также указывается объем финансовых и иных ресурсов, необходимых для реализации приоритетов.
Доклады о результативности являются отчетным документом о достигнутых за плановый период результатах и составляются субъектами бюджетного планирования и предоставляются одновременно с отчетностью об исполнении бюджета. Доклады о результативности по структуре соответствуют докладам об ожидаемых результатах и дополняются разделом об оценке эффективности бюджетных расходов в соответствии с разработанной в установленном порядке методикой оценки эффективности оказания бюджетных услуг.
3) Проектное управление - инструмент гарантирования достижения поставленных целей.
Однако система целей и показателей результативности не позволит в полной мере реализовать систему управления по результатам. Российский опыт последних десяти лет наглядно показывает, что для достижения целей муниципального управления недостаточно их сформулировать, обеспечить правовую базу и разработать план действий, Для достижения существенных, общественно значимых результатов в ходе реализации муниципального управления необходимо внедрение систем проектного управления, которые позволяют оперативно контролировать и своевременно устранять риски органов местного самоуправления при достижении поставленных целей.
Создание механизмов проектного управления включает:
использование целевых программ, которые устанавливают точки контроля реализации способа оказания бюджетной услуги и инструменты и коррекции при возникновении проблем при реализации;
проведение регулярной оценки рисков недостижения целей при выбранном варианте развития на основе результатов мониторинга и оценки рисков (низкая вероятность достижения целей - сигнал для высшего руководства о необходимости корректировки проводимой политики);
отработка механизмов корректировки действий по реализации соответствующей программы в случае возрастания риска ее невыполнения.
Неотложными мероприятиями в области внедрения механизмов целеполагания является проведение пилотных экспериментов по созданию муниципальных целевых заданий и докладов об ожидаемых результатах (Докладов о результативности), которым должен предшествовать тренинг для должностных лиц, в чьи должностные обязанности входит разработка указанных документов. Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР).
4) Создание реестра бюджетных услуг.
Наличие исчерпывающей информации об обязательствах органов местного самоуправления округа перед обществом является ключевым фактором организации их эффективной работы.
Выявление, систематизация и формальное закрепление перечня бюджетных услуг, оказываемых на территории Златоустовского городского округа, должны стать первым этапом на пути формирования сервисного государства. Все бюджетные услуги округа должны быть зафиксированы в реестре бюджетных услуг.
Создание перечня бюджетных услуг особенно актуально в свете проводимой федеративной реформы, которая по новому разграничивает компетенцию и предмет ведения между различными уровнями управления Российской Федерации. Реализация мероприятий этого блока направлена на уточнение функциональной деятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения, как предусмотрено Конституцией РФ самостоятельно, когда органы местного самоуправления не входят в систему органов власти.
Сбор информации о бюджетных услугах должен вестись в разрезе полномочий органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения применительно к каждому виду бюджетных услуг.
Реестр формируется на основе анализа федеральных и региональных правовых актов, а также актов органов и должностных лиц местного самоуправления округа. Реестр должен постоянно обновляться в соответствии с изменением структуры бюджетных услуг (появление новых услуг, сокращение существующих). Информация из реестра должна быть достаточной для проведения анализа и оценки последствий оказания бюджетных услуг, и оценки их влияния на интегральные показатели развития округа. В реестре бюджетных услуг должны указываться способы их оказания в соответствии с действующим законодательством.
5) Программно-целевое бюджетирование.
Внедрение результативных принципов управления в бюджетный процесс является важнейшим элементом реформирования системы местного самоуправления на территории Златоустовского городского округа.
Модернизация системы планирования расходов на очередной год заключается в изменении процедур обоснования, согласования и утверждения бюджетных расходов. Главные распорядители и получатели бюджетных средств - субъекты бюджетного планирования - одновременно с подготовкой бюджетной заявки составляют доклады об ожидаемых результатах оказания бюджетных услуг. В докладах субъекты бюджетного планирования определяют ожидаемые результаты предоставления бюджетных услуг в соответствии с приоритетами развития округа и целями деятельности, выраженные в показателях конечного эффекта, непосредственного результата и использования ресурсов.
Помимо оценок необходимого объема бюджетных расходов для предоставления определенного объема бюджетных услуг субъекты бюджетного планирования в специальном разделе также указывают иные ресурсы (нефинансовые), которые вовлечены в процесс предоставления бюджетных услуг. Для каждой услуги дается натуральная и финансовая оценка объемов ресурсов. В настоящее время возможности проведения такой оценки ограничены. Имущественный комплекс, на базе которого осуществляется предоставление бюджетных услуг, не имеет оценки рыночной стоимости и до сих пор не разработаны специальные методика и инструментарий для проведения такой оценки. Отсутствие оценки стоимости имущества, используемого для предоставления бюджетных услуг, существенно занижает стоимость предоставления бюджетных услуг, особенно для тех из них, предоставление которых требует наличия значительного объема недвижимого и движимого имущества.
В докладах должны представляться как минимум два варианта оценок расходов на оказание бюджетных услуг и достижение результатов: необходимый объем расходов для достижения желаемых результатов и возможные результаты при сохранении уровня расходов на прежнем уровне. В докладах приводятся обоснования необходимого объема расходов с точки зрения планируемых мероприятий для достижения желаемых результатов, Предложения субъектов бюджетного планирования также должны содержать оценку существующих нормативно-правовых и организационных ограничений достижения желаемых результатов предоставления бюджетных услуг и предложения по их устранению.
Бюджетные ассигнования должны определяться для распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств в целом либо на каждую закрепленную за ним бюджетную услугу.
6) Среднесрочное финансовое планирование.
Формирование бюджета округа в разрезе бюджетных услуг в соответствии с прогнозируемыми результатами их предоставления требует совершенствования системы финансового прогнозирования и стратегического бюджетного планирования. Внедрение среднесрочного планирования деятельности органов местного самоуправления округа и среднесрочного планирования расходов в разрезе бюджетных услуг является ключевым фактором обеспечения большей подвижности в оперативном управлении расходованием бюджетных средств.
7) Система бюджетного учета и отчетности.
Эффективное использование бюджетных средств и предотвращения возникновения и накопления задолженности предполагает мониторинг исполнения бюджетных обязательств на каждом этапе расходования средств. Важным этапом совершенствования системы управления расходами бюджета станет модернизация системы бюджетного учета и отчетности. Необходимо осуществить переход от кассового метода учета финансовых операций к методу начислений.
При учете на основе начислений возникает полная картина бюджетных обязательств. Одно из важных преимуществ использования метода начислений состоит в том, что момент регистрации операции совпадает с моментом возникновения потока ресурсов. При использовании кассового метода момент регистрации может существенно отличаться от момента фактического совершения соответствующих операций.
Метод начислений предлагает наиболее полный объем информации, таккак охватывает все типы ресурсных потоков, включая внутренние операции и, операции в неденежной форме. Метод начислений способствует более жесткой бюджетной политике, устраняя субъективные попытки раздувания текущих расходов.
Использование новых учетных схем позволяет осуществить формализацию процедур выбора объектов капитальных вложений. Действующая практика ведет к тому, что капитальные расходы осуществляются в недостаточном количестве и при критическом состоянии основных средств.
Определение процедур выбора объектов капитальных вложений позволит, во-первых, преодолеть недостатки существующей ситуации (лоббистский характер распределения средств, запаздывающее их предоставление), а во-вторых, включить капитальные расходы бюджета в систему результативного бюджетирования.
8) Системы внутреннего и внешнего контроля.
Результативные принципы управления должны сопровождаться изменением систем внутреннего и внешнего контроля, Предоставление распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям более широких финансовых полномочий создаст предпосылки формирования систем самостоятельного внутреннего финансового контроля (в его организации и эффективном функционировании будут заинтересованы, прежде всего, сами учреждения и органы, ответственные за предоставление бюджетных услуг). В мероприятиях внешнего контроля финансовый контроль должен постепенно уступить место контролю за результатами и эффективностью деятельности по предоставлению бюджетных услуг.
Оценка эффективности результативности расходов, а также эффективности оказания бюджетных услуг должна производиться на основе специально разработанных методик. В настоящее время в Челябинской области осуществляется внедрение методики оценки эффективности оказания бюджетных услуг в систему бюджетного планирования и оценки результативности использования бюджетных средств, возможно рассмотреть применение данной методики и на территории Златоустовского городского округа.
9) Организационное закрепление управления по результатам.
Эффективность расходования бюджетных средств может быть обеспечена с наибольшей вероятностью, если процедуры планирования расходов и оперативного управления расходованием средств будут распределены по различным органам местного самоуправления округа. Система распределенной ответственности органов местного самоуправления в области стратегического планирования основывается на следующем распределении обязанностей: за оперативное управление бюджетными средствами - финансовое управление Златоустовского городского округа, за планирование результативности и объемов выделяемых финансовых средств - главные распорядители средств бюджета округа.
Процессы предоставления бюджетных услуг должны основываться на разделении функций заказчика и подрядчика при их оказании. Бюджетная услуга в отличие от гражданско-правовой услуги не имеет конкретного потребителя - она предоставляется целевой группе населения Златоустовского городского округа.
10) Стандартизация и регламентация.
Результатом этого направления программы является широкомасштабное внедрение административных регламентов и стандартов муниципальных услуг. Административные регламенты и стандарты услуг позволят упорядочить и конкретизировать обязательства органов местного самоуправления перед обществом, внедрить объективные процедуры контроля и оценки их деятельности. Стандартизация муниципальных услуг должна исходить из приоритета их конечного эффекта для граждан (организаций) - клиентов, общества в целом по сравнению с процедурами и порядком их предоставления. Необходимо, чтобы законодательство, регулирующее отношения в сфере муниципальных услуг, создавало правовые основы для внедрения эффективных механизмов их оказания, стимулировало повышение их качества.
Выработка административных регламентов предоставления муниципальных услуг и стандартов муниципальных услуг учитывает технологические и финансовые возможности органов местного самоуправления округа, законодательные требования, а также предпочтения клиентов органов местного самоуправления.
Стандарты муниципальных услуг создаются для тех муниципальных услуг, которые закреплены в реестрах муниципальных услуг. Вводится доказательный порядок пополнения реестров услуг. Тем самым формирование реестра муниципальных услуг, с одной стороны, становится барьером на пути навязывания обществу избыточных муниципальных услуг, а, с другой, снижает дефицитность услуг, значимых для граждан. Реестр муниципальных услуг должен быть согласован с требованиями законодательства и реестром расходных обязательств бюджета округа.
В целях реализации основной цели данного направления работ необходимо:
подготовить нормативно-правовую базу для внедрения стандартов муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления;
подготовить нормативно-правовую базу для создания и ведения реестров муниципальных услуг;
сформировать реестр муниципальных услуг муниципального образования - Златоустовский городской округ;
подготовить и внедрить административные регламенты и стандарты муниципальных услуг для органов местного самоуправления округа;
разработать и принять административные регламенты и стандарты муниципальных услуг для всех услуг, которые подлежат стандартизации;
внедрить механизмы дистанционного предоставления муниципальных услуг на основе современных информационных технологий в отношении пилотных муниципальных услуг;
принять нормативно-правовые акты, устанавливающие стандарты муниципальных услуг.
Указанная оптимизация проводится как с целью:
определения избыточных и фиктивных услуг;
определения наиболее оптимальных форм предоставления муниципальных услуг;
проведения социологических опросов пользователей услуг для создания стандартов услуг и определения приоритетов стандартизации;
калькуляции надлежащей стоимости услуг в случае их платного характера.
Мероприятия этого направления требуют согласования с концепцией электронной услуги и работами, проводимыми в области внедрения информационно-коммуникационных технологий.
В первоочередном порядке должны быть разработаны регламенты для приоритетных муниципальных услуг - тех, с получением которых у граждан и организаций возникают наибольшие проблемы.
При регламентации деятельности всегда возникает риск закрепления текущих процедур. Именно поэтому должна быть создана инфраструктура регламентации деятельности органов местного самоуправления округа. То есть должны быть приняты акты, регламентирующие процедуру принятия административных регламентов.
Направление административной реформы тесно связано с информатизацией деятельности органов местного самоуправления округа.
Оптимизация функционирования органов местного самоуправления округа.
Целями реализации административной реформы в Златоустовском городском округе по этому направлению являются:
завершение деятельности по исключению избыточных и дублирующих функций органов местного самоуправления;
организационное разделение правоустанавливающих функций, функций надзора и контроля и функций по управлению муниципальным имуществом и предоставлению муниципальных услуг.
При этом планируется поэтапная ликвидация сложных и масштабных функций, для исполнения которых задействовано значительное число муниципальных служащих. Понадобится провести организационные мероприятия по сокращению численности муниципальных служащих, их переобучению, высвобождению имущества и решению финансовых вопросов.
Для предотвращения появления новых избыточных функций необходимо разработать и законодательно закрепить процедуру публичного доказательства органами местного самоуправления необходимости введения дополнительных функций.
Важной составляющей деятельности по оптимизации функций органов местного самоуправления является совершенствование действующей системы контроля и надзора, направленное на дальнейшее сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности.
Другой составляющей оптимизации функций органов местного самоуправления является разработка и обеспечение широкого применения аутсорсинга - механизма выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов местного самоуправления путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе.
Органы местного самоуправления должны будут провести полный учет всех расходов на выполнение ими ряда функций, сравнить их с затратами в случае аутсорсинга этих функций и определить целесообразность продолжения их выполнения, рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в действующее законодательство в сфере местного самоуправления в Российской Федерации.
В рамках данного направления будут решены задачи по разработке критериев выявления административных и управленческих процессов, подлежащих аутсорсингу, созданию перечня функций и видов деятельности, не подлежащих аутсорсингу, разработке и внедрению комплексной прозрачной системы учета расходов на внутреннее обеспечение исполнения функций структурными подразделениями, разработке типовых процедур и технологий проведения аутсорсинга, разработке процедур и механизмов контроля эффективности аутсорсинга и мониторинга выполнения условий контрактов, разработке и реализации механизмов, стимулирующих органы местного самоуправления проводить аутсорсинг.
В целях оптимизации функций органов местного самоуправления необходимо осуществить комплекс мер, направленных на повышение эффективности системы закупок для муниципальных нужд.
Действующая система закупок для муниципальных нужд остается недостаточно эффективной. Использование конкурсных механизмов допускает высокий уровень манипуляций, блокируя эффективную конкуренцию.
Одними из важнейших направлений повышения эффективности муниципальных закупок являются формирование системы эффективного контроля за соблюдением законодательства в области закупок для соблюдения открытости и гласности каждой закупки, ведение открытого и доступного всем реестра муниципальных контрактов, расширение применения средств автоматизации в процессе размещения муниципальных заказов, установление жесткой регламентации процедур закупок для муниципальных нужд. Реализация мер не будет эффективной без повышения ответственности должностных лиц за неэффективное расходование бюджетных средств, срыв сроков поставки и несоблюдение процедур закупок. В целях борьбы с коррупцией в этой сфере необходимо:
внедрить процедуру экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность;
создать методические основы оценки коррупциогенности муниципальных полномочий;
разработать пакет антикоррупционных нормативных правовых актов.
11) Модернизация информационного обеспечения органов местного самоуправления округа.
Существующая система статистического наблюдения на местном уровне не позволяет в полной мере оценить эффективность работы органов местного самоуправления и качество предоставляемых муниципальных услуг. Ведомственные системы сбора данных также не дают возможности осуществлять качественную оценку хода административной реформы. Не получили необходимого развития современные методологические и методические разработки, определяющие процедуры систематического сбора и анализа соответствующей информации. Все это указывает на дефицит актуальной, систематизированной и комплексной информации, позволяющей отслеживать происходящие преобразования, принимать взвешенные управленческие решения и информировать общественность округа о достигнутых результатах.
Наряду с перечисленными проблемами следует отметить отсутствие единого информационного пространства органов местного самоуправления. На сегодняшний день в органах местного самоуправления создаются локальные информационные сети, формируется значительное количество баз и банков данных. Нередко они дублируют друг друга, несовместимы между собой, ориентированы, в основном, на задачи федерального и регионального уровней и не всегда учитывают информационные потребности муниципальных образований.
В результате происходит дублирование сбора и обработки информации, отсутствуют унифицированные информационные технологии и стандартные протоколы взаимодействия автоматизированных информационных ресурсов органов местного самоуправления, отсутствуют нормативные документы по организации информационного взаимодействия.
Таким образом, необходимо модернизировать существующую систему информационного обеспечения органов местного самоуправления: провести системный анализ информационных потребностей органов местного самоуправления, определить состав показателей, создать четко действующий механизм информационного обеспечения.
Повышение качества информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления возможно за счет внедрения системы сбора, хранения, анализа и обработки информации по следующим направлениям:
1) система информирования потребителей муниципальных услуг и дистанционного предоставления муниципальных услуг (создание Интернет-портала "Муниципальные услуги Златоустовского городского округа").
2. Система сбора обработки информации о показателях эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления округа.
3. Система сбора обработки информации о процессах муниципального управления (о качестве муниципального управления).
12) Система информирования потребителей муниципальных услуг и дистанционного предоставления муниципальных услуг (создание Интернет-портала "Муниципальные услуги Златоустовского городского округа").
Базовой проблемой предоставления муниципальных услуг наряду с отсутствием детальной регламентации процесса их предоставления является неудовлетворенный спрос на информацию о порядке их предоставления со стороны потребителей муниципальных услуг.
Низкое качество муниципальных услуг во многом объясняется неудовлетворенным спросом на информацию о порядке предоставления муниципальных услуг.
Предоставление информации с помощью веб-технологий (порталов "Муниципальные услуги") способно удовлетворить спрос на информацию о порядке предоставления муниципальных услуг.
С другой стороны, портал "Муниципальные услуги Златоустовского городского округа" обеспечивает электронную инфраструктуру процесса разработки и принятия административных регламентов.
На создаваемом Интернет-портале будут публиковаться:
требования к качеству и доступности муниципальных услуг (до вступления в силу законодательства о стандартах муниципальных услуг);
информация о начале разработки административных регламентов исполнения муниципальных полномочий и предоставления муниципальных услуг;
проекты соответствующих административных регламентов и стандартов муниципальных услуге возможностью их интерактивного обсуждения.
В перспективе портал должен предоставлять возможность частичного или полного предоставления муниципальных услуг в электронной форме и быть интегрированным с информационными ресурсами органов местного самоуправления, предоставляющими муниципальные и бюджетные услуги,
13) Система мониторинга показателей эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления.
Повышение качества используемых показателей результативности и эффективности возможно за счет обеспечения:
соответствия содержания используемых показателей их целевому назначению в системе показателей;
соответствия названий показателей их определению или алгоритму формирования, либо неполного соответствия определений показателей, или алгоритмов их формирования общепринятым отечественным или международным понятиям или стандартам;
полного описания используемых процедур сбора информации либо недостаточная надежность источников информации;
корректного описания методики, применяемой для расчета показателей;
закрепления сроков составления и представления показателя либо нормативно-методологических указаний к отчетности, используемой для формирования показателей.
Для решения обозначенных проблем необходимо осуществить мероприятия, направленные на:
совершенствование системы показателей, характеризующих деятельность субъектов бюджетного планирования с учетом сформулированных стратегических целей и тактических задач по их достижению;
приведение в соответствие наименований показателей их определениям и/или алгоритмам формирования;
приведение в соответствие определений показателей и/или алгоритмов их формирования общепринятым отечественным или международным понятиям или стандартам;
разработку детальных алгоритмов формирования показателей;
описание методов получения всей требуемой исходной информации с использованием различных ее источников статистического наблюдения, социологических обследований и административных источников;
разработку организационных решений, необходимых для получения всей требуемой информации, и схемы организации информационных потоков;
формулирование предложений по совершенствованию существующего инструментария для получения недостающих данных, разработку инструментария для организации новых статистических наблюдений и социологических обследований;
формирование необходимых инструктивных материалов по организации сбора отсутствующей информации, обеспечивающих проведение статистических наблюдений, социологических обследований и др.;
проведение пробного тестирования важнейших элементов предлагаемых методов сбора информации и разработанного инструментария с участием, при необходимости, заинтересованных представителей органов местного самоуправления округа и уточнение предложенных решений.
Результатом работы станут уточнение состава показателей системы мониторинга, доработка описаний показателей, разработка основных методологических подходов к формированию показателей, подготовка статистического инструментария, программ социологических обследований и других нормативно-методических материалов, результаты пробного тестирования важнейших элементов предлагаемых методов сбора информации и разработанного инструментария и уточнение предложенных решений.
14) Система мониторинга качества процессов муниципального управления в органах местного самоуправления Златоустовского городского округа (мониторинга качества муниципального управления).
В ходе реализации административной реформы внедряется полномасштабное планирование работы органов местного самоуправления и их структурных подразделений, задачи и функции увязаны с ресурсами, отрабатывается и применяется система контроля исполнения решений на более формальной основе, чем в настоящее время.
Наибольших изменений коснется система внутренней организации деятельности. Органы местного самоуправления округа входе реализации административной реформы коренным образом пересматривают процессы внутренней деятельности как основные, так и управленческие (базовым среди которых является процесс планирования деятельности).
Система мониторинга процессов муниципального управления должна позволять проводить диагностику систем управления органов местного самоуправления для контроля и планирования деятельности по постоянному совершенствованию муниципального управления. Такой мониторинг целесообразно проводить по следующим направлениям:
управление по результатам;
регламентация деятельности, в том числе деятельности по предоставлению муниципальных услуг;
проведение муниципальных закупок;
повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общества;
оптимизация функций органов местного самоуправления округа;
противодействие коррупции.
При выполнении работ, связанных с созданием информационной базы, должны быть учтены основные положения базовых документов, определяющих перспективы развития системы муниципальной статистики, административной отчетности на местном уровне, а также результаты реализованных либо разрабатываемых в настоящее время проектов, связанных с формированием информационных статистических ресурсов, и организацией доступа пользователей к статистической информации.
Предлагаемые технологические решения являются открытой системой для дальнейшего развития процесса интеграции информационных ресурсов и перехода на качественно новый уровень предоставления информационных услуг пользователям.
15) Оптимизация ресурсного обеспечения муниципального управления.
Основными целями данного направления являются обеспечение оптимизации бюджетных расходов на муниципальное управление, формирование эффективной системы управления муниципальным имуществом округа.
Для достижения поставленной цели предусмотрены мероприятия по следующим направлениям;
определение оптимального уровня оплаты труда муниципальных служащих и необходимого для ее обеспечения фонда оплаты труда;
определение расходов бюджета на обеспечение рационального социального пакета муниципальным служащим в соответствии с действующим законодательством;
создание системы управления активами, включающей в себя ведение актуализированного реестра материальных и нематериальных активов, разработку и внедрение процедур оптимального использования и перспективного планирования активов (содержание, ремонт, обновление);
разработка концепции эффективного управления имущественным комплексом муниципального имущества, разработка механизмов эффективного использования его элементов;
определение расходов на информатизацию органов местного самоуправления и их рациональной структуры;
создание автоматизированных интегрированных ведомственных систем управления финансами, позволяющих контролировать и управлять бюджетными ресурсами, финансовыми обязательствами и платежами.
16) Кроме того, в качестве базовых принципов реализации реформы на территории Златоустовского городского округа следует рассматривать:
использование механизмов стимулирования инициативы и темпов реформирования (поощрение за достижение фиксированных результатов административной реформы, использование софинансирования мероприятий административной реформы со стороны субъекта Российской Федерации - Челябинской области);
публичный мониторинг хода и результатов реформ на муниципальном уровне;
использование технологий эффективного и профессионального проектного менеджмента.
Основными задачами, которые необходимо решить в рамках этого направления, являются:
внедрение результативных принципов управления;
бюджетирование по результатам;
реализация механизмов аутсорсинга;
противодействие коррупции;
реформа контрольно-надзорных функций;
обеспечение прозрачности муниципальной власти, формирование механизмов взаимодействия со структурами гражданского общества и механизмов досудебного обжалования решений и действий органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления округа.
17) Развитие кадрового потенциала административной реформы. Обучение и развитие кадров, реализующих программу административной реформы на территории округа.
Целью данного направления является подготовка участников проведения административной реформы в Златоустовском городском округе - освоение ими целей, задач, основного содержания и технологий реализации ее программ. При этом необходимо реализовать следующие направления работы.
В первоочередном порядке следует обучить собственно организаторов и иных активных участников реализации программы административной реформы.
Подготовку должны пройти руководители органов местного самоуправления, обеспечивающие организацию исполнения задач реформы, ответственные исполнители этих задач, готовящие программы и документы по их реализации на местах, обеспечивающие их внедрение и оценку эффективности, привлекаемые эксперты и представители гражданского общества.
Вторая задача - подготовка на основе накопленного опыта в ходе реализации программы административной реформы учебных программ для обучения новым технологиям муниципального управления, в процессе планового повышения квалификации более широкого круга муниципальных служащих.
Реализация направления "Развитие кадрового потенциала для реализации административной реформы" обеспечит решение следующих задач:
подготовку и обучение непосредственных участников организации и реализации административной реформы основным принципам и механизмам реализации программы административной реформы;
мотивирование деятельности муниципальных служащих, направленное на обеспечение поддержки реализации программы административной реформы;
усиление ориентации муниципальных служащих на оказание муниципальных услуг;
получение необходимых знаний и практических навыков с целью исполнения задач административной реформы;
подготовка и обучение экспертов с целью обеспечения реализации реформы в органах местного самоуправления.
Достижение поставленных задач в области подготовки ее участников будет обеспечено за счет выполнения следующих мероприятий:
разработки обучающих программ краткосрочных семинаров-тренингов, включающих подготовку участниками документов, методик для их практической работы;
проведения краткосрочных семинаров-тренингов с целью освоения технологий реализации важнейших компонентов реформы (разработка административных регламентов, стандартов муниципальных услуг, подготовка антикоррупционных программ и т.д.);
проведения конференций и семинаров, направленных на информирование вероятных участников программы о целях и содержании административной реформы с целью освоения целей и задач преобразований.
18) Создание системы моделирования деятельности органов местного самоуправления округа.
Для совершенствования деятельности органов местного самоуправления округа необходимо создать информационную модель деятельности, включающую информацию об организационных структурах, функциях, административных процессах, муниципальных программах и иных компонентах деятельности. Это позволит создать инструмент фиксации знаний о деятельности, получить информацию различным типам потребителей (граждане, муниципальные и государственные служащие, аналитики, специалисты по информационным технологиям) в удобном для них формате. Данная модель должна быть открыта для публичного доступа в сети Интернет, все проекты в рамках административной реформы (в которых производится оптимизация процессов, функций, организационных структур и т.д.) должны использовать и пополнять данную модель.
4. Ожидаемые результаты реализации программы проведения административной реформы
В результате реализации программы должны быть достигнуты следующие результаты:
обеспечение полной информированности заявителей о порядке предоставления муниципальных услуг, структуре и составе муниципальных услуг Златоустовского городского округа.
Переход на современные схемы предоставления муниципальных услуг (технологии "одного окна" и деперсонализация процесса предоставления муниципальных услуг).
Повышение управляемости органов местного самоуправления округа за счет внедрения процедур управления по результатам.
Повышение качества предоставления бюджетных услуг.
Повышение результативности и эффективности расходования бюджетных средств.
Существенное снижение административных барьеров и уровня муниципального вмешательства в сферу экономической деятельности, реального производства и социальную сферу общественных отношений.
Кардинальное снижение издержек обмена информацией между органами местного самоуправления, резкое повышение скорости принятия решений.
Повышение открытости деятельности органов местного самоуправления, их подконтрольности институтам гражданского общества.
5. План мероприятий по проведению административной реформы
План мероприятий по проведению административной реформы в Златоустовском городском округе в 2006 - 2008 годах разработан на основе анализа предложений мероприятий членов рабочей группы по проведению административной реформы на территории Златоустовского городского округа.
6. Управление реализацией Программы административной реформы
Система управления реализацией мероприятий административной реформы в 2006 - 2008 годах должна гарантировать достижение поставленных целей, эффективность проведения каждого из мероприятий, а также долгосрочную устойчивость полученных результатов.
Финансирование мероприятий административной реформы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете округа на данные цели.
Для организации управления программой административной реформы обеспечивается:
поступление текущей информации о ходе реализации программы и оценках возможности достижения намеченных результатов главе округа в ежемесячном режиме.
регулярное информирование органами и должностными лицами местного самоуправления округа общественности о ходе и результатах работы по осуществлению программы;
обучение муниципальных служащих по программам административной реформы;
информационная система распространения и поощрения лучшей инициативы по предложению мероприятий проведения административной реформы в муниципальном образовании - Златоустовский городской округ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.