Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению Челябинской городской Думы
от 26 декабря 2006 г. N 18/1
Проект решения Челябинской городской Думы
"О внесении изменений в Устав города Челябинска"
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Челябинская городская Дума третьего созыва решает:
1. Внести в Устав города Челябинска изменения и дополнения, изложив его в новой редакции (приложение).
2. Внести настоящее решение в раздел 2 "Органы и должностные лица городского самоуправления" Нормативно-правовой базы городского самоуправления Челябинска.
3. Ответственность за исполнение настоящего решения возложить на Главу города Челябинска М.В. Юревича.
4. Контроль исполнения настоящего решения поручить постоянной комиссии городской Думы по местному самоуправлению и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения (Севастьянов А.М.).
5. Поручить Главе города М.В. Юревичу представить Устав города Челябинска в новой редакции на государственную регистрацию в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Уральскому федеральному округу.
6. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель городской думы |
С.Л. Комяков |
Приложение к проекту решения
Челябинской городской Думы "О внесении
изменений в Устав города Челябинска"
Устав города Челябинска
Устав города Челябинска (далее - Устав) является основным нормативным правовым актом города как единого муниципального образования, принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством в качестве правовой основы местного самоуправления на территории города Челябинска (далее - местного самоуправления), имеет высшую юридическую силу по отношению к другим муниципальным правовым актам в городе Челябинске.
Устав определяет предметы ведения муниципального образования "город Челябинск" (далее - город), территориальное устройство города, статус органов местного самоуправления, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую, экономическую и финансовую основы осуществления местного самоуправления, формы прямого волеизъявления жителей Челябинска и их участия в деятельности органов местного самоуправления.
Местное самоуправление - система прав и обязанностей, гарантий и реальных возможностей населения города на самостоятельное и под свою ответственность решение непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения в интересах населения города Челябинска.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, Устав (Основной закон) Челябинской области, законы и иные нормативно-правовые акты Челябинской области, настоящий Устав, решения, принятые на местном референдуме, и муниципальные правовые акты.
Действие настоящего Устава распространяется на деятельность всех находящихся на территории города органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организаций), общественных объединений, должностных лиц и граждан.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основание города и его статус
1. Город Челябинск был основан как крепость 2 сентября 1736 года.
2. Город Челябинск является муниципальным образованием и наделен статусом городского округа в соответствии с законом Челябинской области.
Муниципальное образование имеет два равнозначных официальных наименования: "Челябинский городской округ" и "город Челябинск" (далее - город Челябинск).
3. Город Челябинск - муниципальное образование, имеющее свою территорию, в границах которой осуществляется местное самоуправление, муниципальную собственность, местный бюджет и органы местного самоуправления.
4. Город Челябинск является административным центром Челябинской области в соответствии с Законом Челябинской области.
Территорией административного центра Челябинской области является территория муниципального образования "город Челябинск" в границах, устанавливаемых законом Челябинской области.
5. День города Челябинска отмечается 13 сентября ежегодно.
Статья 2. Официальные символы города
1. Официальными символами города являются герб и флаг, утвержденные решением Челябинской городской Думы и внесенные в Государственный геральдический регистр Российской Федерации в установленном законом порядке.
2. Официальные символы города и порядок их официального использования устанавливаются решением Челябинской городской Думы.
Статья 3. Границы территории Челябинского городского округа и черта города Челябинска
1. Границы территории Челябинского городского округа как муниципального образования совпадают с чертой города Челябинска как населенного пункта.
2. Границы территории Челябинского городского округа устанавливаются законом Челябинской области.
3. Граница городского округа определяет территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.
4. Изменение границ Челябинского городского округа и черты города Челябинска осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 4. Территория города
1. Территорию города составляют земли Челябинского городского округа, используемые и предназначенные для застройки и развития городского округа.
Порядок использования земель городского округа определяется в соответствии с земельным законодательством и зонированием его территории. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Челябинска.
2. Отнесение земель города к категориям земель и функциональным зонам осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
3. Порядок и правила использования земель, находящихся в черте города, устанавливаются городской Думой в соответствии с земельным, градостроительным и природоохранным законодательством.
Статья 5. Внутригородское территориальное устройство
1. Общая схема местного самоуправления учитывает функционирование города как единого целого муниципального образования. В целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью, отраслями городского хозяйства, социальной сферы предусматривается деление территории города на внутригородские районы (районы в городе).
2. Город Челябинск состоит из семи административных районов в городе: Калининский, Курчатовский, Ленинский, Металлургический, Советский, Тракторозаводский, Центральный.
3. В состав территории города могут входить территориальные единицы с особым статусом. Их статус и порядок образования устанавливаются городской Думой в соответствии с действующим законодательством.
Статья 6. Население города
Население города - физические лица, место жительство которых расположено в границах территории города Челябинска (далее - жители города).
Статья 7. Права граждан на осуществление местного самоуправления
Граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования "город Челябинск", осуществляют местное самоуправление в формах, предусмотренных действующим законодательством.
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования "город Челябинск", обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 8. Местное самоуправление города Челябинска и органы государственной власти
1. Взаимоотношения органов местного самоуправления города Челябинска с органами государственной власти осуществляются посредством:
- принятия нормативно-правовых актов по вопросам местного значения органами государственной власти;
- заключения договоров и соглашений;
- создания координационных, консультативных, совещательных, согласительных и иных рабочих органов или комиссий.
2. Городская Дума обладает правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе Челябинской области.
Глава 2. Компетенция муниципального образования "город Челябинск"
Статья 9. Вопросы местного значения
1. К предметам ведения местного самоуправления относятся следующие вопросы местного значения:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
8) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа;
9) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
10) организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;
11) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
12) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
14) организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
15) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
16) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек городского округа;
17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
18) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;
19) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;
20) обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа;
21) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
22) опека и попечительство;
23) формирование и содержание муниципального архива;
24) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
25) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
26) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа;
27) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа;
28) выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с законодательством о рекламе;
29) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
30) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
31) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа;
32) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа;
33) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа;
34) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
35) создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого предпринимательства;
36) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе;
37) расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством;
38) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов.
2. Органы местного самоуправления городского округа имеют право на создание музеев.
3. Органы местного самоуправления города Челябинска вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).
Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
Органы местного самоуправления города Челябинска обладают полномочиями по принятию решений о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для городского округа работ (в том числе, дежурств) в целях решения вопросов местного значения.
Глава 3. Формы непосредственного осуществления населением города местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
Статья 11. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления
1. Формами непосредственного участия населения города Челябинска в осуществлении местного самоуправления являются:
1) местный референдум;
2) выборы депутатов Челябинской городской Думы и Главы города Челябинска;
3) голосование по отзыву депутата Челябинской городской Думы и Главы города Челябинска;
4) голосование по вопросам изменения границ, преобразования городского округа;
5) правотворческая инициатива граждан;
6) территориальное общественное самоуправление;
7) публичные слушания;
8) собрания граждан;
9) конференция граждан;
10) опрос граждан;
11) обращения граждан в органы местного самоуправления города Челябинска;
12) иные формы, не противоречащие действующему законодательству.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа обязаны оказывать содействие населению в непосредственном осуществлении ими местного самоуправления.
Статья 12. Местный референдум
1. Местный референдум проводится по вопросам местного значения, предусмотренным настоящим Уставом.
2. Решение о назначении местного референдума принимается Челябинской городской Думой:
1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством;
3) по инициативе Челябинской городской Думы и Главы города, выдвинутой ими совместно.
3. Порядок и сроки выдвижения инициативы проведения местного референдума и ее реализации устанавливаются действующим законодательством.
4. Порядок вынесения вопроса на референдум, порядок и сроки подготовки и проведения референдума, основания отказа в назначении местного референдума, сроки перенесения голосования, порядок подведения итогов голосования регулируются действующим законодательством.
5. Проведение местного референдума возлагается на Избирательную комиссию города Челябинска.
6. Решение, принятое на местном референдуме, является обязательным, не нуждается в дополнительном утверждении и действует на территории муниципального образования "город Челябинск".
Решение, принятое на местном референдуме, подлежит регистрации в Челябинской городской Думе в порядке, установленном действующим законодательством.
7. На местном референдуме имеют право голосовать граждане Российской Федерации, место жительства которого расположено в границах муниципального образования "город Челябинск", достигшие возраста 18 лет.
Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению местного референдума, за исключением случаев, специально оговоренных федеральным законодательством.
Гражданин Российской Федерации участвует в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
8. Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем по истечении срока, установленного действующим законодательством.
9. Итоги голосования и результаты местного референдума подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 13. Муниципальные выборы
1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Челябинской городской Думы и Главы города Челябинска на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. В городе Челябинске в целях избрания депутатов Челябинской городской Думы и Главы города Челябинска применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства.
3. Муниципальные выборы назначаются Челябинской городской Думой в порядке и срок, предусмотренные Уставом города в соответствии с действующим законодательством.
4. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Челябинской области.
5. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 14. Основания и процедура отзыва депутата Челябинской городской Думы, Главы города Челябинска
1. Голосование по отзыву депутата Челябинской городской Думы (далее - депутата городской Думы), Главы города Челябинска (далее - Главы города) проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Челябинской области для проведения местного референдума, настоящим Уставом, Положением о порядке отзыва депутата Челябинской городской Думы, Главы города Челябинска, утверждаемым Челябинской городской Думой.
2. Основаниями для отзыва депутата городской Думы, Главы города являются конкретные противоправные деяния, связанные с исполнением полномочий, в результате которых городскому округу и (или) его населению нанесен существенный материальный ущерб, установленный вступившим в законную силу решением суда.
3. Процедура отзыва депутата городской Думы, Главы города должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.
Депутат городской Думы, Глава города считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (соответствующем избирательном округе).
4. Итоги голосования по отзыву депутата городской Думы, Главы города и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 15. Правотворческая инициатива граждан
1. Инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, может выступить с правотворческой инициативой по вопросам местного значения.
2. Порядок реализации права граждан на правотворческую инициативу по вопросам местного значения, минимальная численность инициативной группы граждан, требования к оформлению проекта муниципального правового акта, вносимого на рассмотрение Челябинской городской Думы в порядке правотворческой инициативы граждан, устанавливаются решением Челябинской городской Думы в соответствии с законодательством.
3. Представителям инициативной группы граждан при рассмотрении проекта муниципального правового акта на заседании городской Думы предоставляется возможность изложить свою позицию по вопросу внесенной правотворческой инициативы.
Статья 16. Территориальное общественное самоуправление населения
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
3. Территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, полномочия территориального общественного самоуправления, порядок его организации и осуществления устанавливаются законодательством, решениями Челябинской городской Думы и уставом территориального общественного самоуправления.
Статья 17. Публичные слушания
1. Для реализации права граждан на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления и публичного обсуждения проектов муниципальных правовых актов и иных общественно значимых вопросов в городе Челябинске могут проводиться публичные (общественные) слушания.
2. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске, утверждаемым решением Челябинской городской Думы.
3. Вопросы обязательные для вынесения на публичные слушания устанавливаются федеральным законодательством.
4. Итоговый документ, принимаемый по результатам проведения публичных слушаний, носит рекомендательный характер, подлежит официальному опубликованию и обязательному рассмотрению в органе местного самоуправления, принимавшем решение о назначении публичных слушаний.
Статья 18. Собрания граждан
1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, Челябинской городской Думы, Главы города, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
3. Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается Челябинской городской Думой в порядке внесения правотворческой инициативы граждан о проведении собрания граждан.
Статья 19. Конференция жителей города
1. В городе Челябинске для решения вопросов местного значения могут созываться конференции жителей города.
2. Порядок назначения и проведения конференции жителей города, избрания делегатов определяются Положением о конференции жителей города Челябинска, принимаемым городской Думой в соответствии с действующим законодательством.
3. Итоги конференции жителей города подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 20. Опрос граждан
1. Опрос граждан проводится на всей территории или на части территории муниципального образования Челябинский городской округ для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления города Челябинска.
2. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
3. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется в соответствии с федеральными законами, законами Челябинской области и Положением о проведении опроса граждан в городе Челябинске, утверждаемым решением Челябинской городской Думой#.
4. Население города Челябинска должно быть проинформировано о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
Статья 21. Обращения граждан
1. Каждый гражданин или группа граждан вправе обращаться в органы местного самоуправления и к их должностным лицам.
2. Обращения рассматриваются в порядке, установленном законодательством, правовыми актами городской Думы.
Глава 4. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
Статья 22. Органы местного самоуправления
1. Структуру органов местного самоуправления города Челябинска составляют:
1) Представительный орган муниципального образования - Челябинская городская Дума (далее городская Дума);
2) Глава муниципального образования - Глава города Челябинска;
3) Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрация города Челябинска;
4) Контрольный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата города Челябинска.
2. Иные органы местного самоуправления могут включаться в структуру органов местного самоуправления города Челябинска путем внесения изменений в настоящий Устав и наделения их собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
3. Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области.
4. Органы местного самоуправления города Челябинска не входят в систему органов государственной власти.
Статья 23. Челябинская городская Дума - представительный орган местного самоуправления города Челябинска
1. Челябинская городская Дума (далее - городская Дума) является представительным органом местного самоуправления и наделяется собственными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации, Челябинской области и настоящим Уставом.
2. Организация и деятельность городской Думы регулируются действующим законодательством, настоящим Уставом и Регламентом городской Думы.
3. Городская Дума состоит из 37 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам гражданами Российской Федерации, место жительство которых расположено в границах территории города Челябинска, обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.
4. Депутаты осуществляют свою деятельность на неосвобожденной основе, совмещая ее с выполнением трудовых или служебных обязанностей по месту основной работы, кроме случаев, предусмотренных в настоящем Уставе и Регламенте городской Думы.
5. Городская Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного численного состава городской Думы.
6. Организацию деятельности городской Думы осуществляет Председатель городской Думы, избираемый этим органом из своего состава, по представлению Главы города.
7. Городская Дума из числа депутатов образует комиссии (комитеты), избирает Председателя, заместителя Председателя городской Думы, председателей постоянных комиссий (комитетов), по представлению Главы города, которые по решению городской Думы могут работать на постоянной основе в соответствии с действующим федеральным законодательством.
8. Расходы на обеспечение деятельности городской Думы предусматриваются в городском бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
9. Управление и (или) распоряжение городской Думой или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности городской Думы и депутатов.
10. Полномочия городской Думы могут быть прекращены досрочно в случае роспуска в порядке и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
11. Полномочия городской Думы могут быть также прекращены:
1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается квалифицированным большинством в две трети голосов от общего установленного состава городской Думы;
2) в случае вступления в силу решения Челябинского областного суда о неправомочности данного состава депутатов городской Думы, в том числе, в связи со сложением депутатами своих полномочий;
3) в случае преобразования городского округа.
12. Досрочное прекращение полномочий городской Думы влечет досрочное прекращение полномочий ее депутатов.
13. В случае досрочного прекращения полномочий городской Думы проводятся досрочные муниципальные выборы в городскую Думу в порядке и сроки, установленные законодательством.
14. Челябинская городская Дума обладает правами юридического лица.
Статья 24. Компетенция городской Думы
В компетенцию городской Думы входят:
1. Принятие общеобязательных правил по предметам ведения местного самоуправления, планов и программ социально-экономического развития города и утверждение отчетов об их выполнении.
2. Согласование с органами государственной власти нормативов отчислений от федеральных и областных налогов в бюджет города.
3. Утверждение бюджета города и отчета о его исполнении.
4. Принятие правовых актов, регулирующих вопросы местного значения.
5. Установление, изменение и отмена местных налогов, сборов и платежей.
6. Определение порядка выпуска муниципальных займов, лотерей, предоставление ссуд и налоговых льгот.
7. Определение порядка приватизации, владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью.
8. Утверждение генерального плана развития города и схемы застройки территорий.
9. Утверждение официальных символов города.
10. Учреждение городских наград и почетных званий.
11. Утверждение (ратификация) соглашений и договоров по вопросам побратимства и сотрудничества города Челябинска с другими городами.
12. Рассмотрение ходатайств и внесение в соответствующие органы представлений о награждении государственными наградами Российской Федерации и наградами Челябинской области за особо выдающиеся заслуги перед городом Челябинском.
13. Организация проведения выборов в органы местного самоуправления и местного референдума в соответствии с законодательством.
14. Защита прав депутатов, выбранных должностных лиц, досрочное прекращение полномочий депутатов.
15. Избрание и освобождение от должности секретаря городской Думы, председателей постоянных и других комиссий.
16. Рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений.
17. Принятие изменений в Устав города.
18. Формирование контрольного органа местного самоуправления - Контрольно-счетной палаты города Челябинска.
19. Контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, наделенных распорядительными и исполнительными полномочиями.
20. Контроль выполнения решений Думы предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, заслушивание по этим вопросам соответствующих руководителей.
21. Иные вопросы, отнесенные к компетенции городской Думы настоящим Уставом и законодательством.
Статья 25. Исключительная компетенция Челябинской городской Думы
В исключительной компетенции Челябинской городской Думы находятся:
1) принятие устава города Челябинска и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение бюджета города Челябинска и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития города Челябинска, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
7) определение порядка участия муниципального образования "Челябинский городской округ" в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления города Челябинска;
9) контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления города Челябинска полномочий по решению вопросов местного значения.
Статья 26. Регламент городской Думы
Порядок и осуществление Думой своих полномочий, правила и процедуры работы устанавливаются Регламентом городской Думы.
Статья 27. Заседания городской Думы
1. Основными формами деятельности городской Думы являются заседания Думы и заседания комиссий.
2. Первое заседание городской Думы созывается через две недели после опубликования общих итогов выборов, если избрано не менее двух третей от общего установленного состава Думы.
3. Очередные заседания Думы проводятся не реже шести раз в год. Внеочередные заседания городской Думы созываются по инициативе не менее одной трети от общего установленного состава Думы, Главы города, либо по требованию одного процента населения города, обладающего избирательным правом.
4. Заседания городской Думы правомочны, если на них присутствуют не менее двух третей от общего установленного состава Думы.
Статья 28. Председатель городской Думы
1. Председатель городской Думы является должностным лицом городской Думы, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе. Председатель городской Думы избирается из числа депутатов Челябинской городской Думы и подотчетен городской Думе.
2. Председатель городской Думы осуществляет следующие полномочия:
1) Представляет Челябинскую городскую Думу в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями;
2) Организует работу городской Думы, отвечает за подготовку заседаний городской Думы, ведет заседания городской Думы, подписывает решения ненормативного правового характера, заявления, обращения и другие документы городской Думы, обнародует решения ненормативного правового характера городской Думы в порядке, установленном настоящим Уставом и Регламентом городской Думы в пределах своих полномочий;
3) организует выполнение нормативных правовых актов, принятых городской Думой, в рамках своих полномочий;
4) руководит работой городской Думы, организует процесс подготовки и принятия решений городской Думы;
5) созывает заседания городской Думы, в том числе внеочередные, доводит до сведения депутатов городской Думы время и место их проведения, а также проект повестки дня заседания;
6) координирует деятельность постоянных комиссий городской Думы;
7) осуществляет общее руководство работой аппарата городской Думы;
8) в соответствии с трудовым законодательством назначает на должность и освобождает от должности специалистов аппарата городской Думы, принимает меры поощрения и дисциплинарного взыскания к специалистам аппарата городской Думы;
9) открывает и закрывает расчетные счета городской Думы в банках и иных кредитных организаций;
10) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе городской Думы;
11) подписывает протоколы заседаний и другие документы городской Думы;
12) является распорядителем бюджетных средств по расходам, предусмотренным отдельной строкой в местном бюджете, на обеспечение деятельности городской Думы;
13) издает правовые акты по вопросам деятельности городской Думы;
14) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законодательством Челябинской области, настоящим Уставом, иными нормативными правовыми актами.
3. Порядок избрания на должность Председателя городской Думы, его освобождение от должности и добровольное сложение им своих полномочий определяются Регламентом городской Думы.
Статья 29. Заместитель Председателя городской Думы
1. Заместитель Председателя городской Думы является должностным лицом и избирается из числа депутатов на заседании городской Думы.
2. Выборы заместителя Председателя городской Думы проводятся открытым или тайным голосованием по решению городской Думы в соответствии с Регламентом городской Думы.
3. Заместитель Председателя городской Думы исполняет обязанности в соответствии с Регламентом городской Думы, выполняет поручения Председателя городской Думы, осуществляет функции Председателя городской Думы в случае отсутствия или досрочного прекращения полномочий Председателя городской Думы.
4. Заместитель Председателя городской Думы подотчетен городской Думе и может быть освобожден от должности путем голосования на заседании городской Думы в соответствии с Регламентом городской Думы.
Статья 30. Депутат - член городской Думы
1. Депутатом - членом городской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, обладающий пассивным избирательным правом.
2. Депутат представляет интересы своих избирателей и всего населения города, городской Думы и отчитывается о своей деятельности перед избирателями не реже двух раз в год.
3. Правовой статус депутата городской Думы и ограничения, связанные со статусом депутата, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами области.
4. Основными гарантиями депутатской деятельности являются:
1) Право депутата требовать устранения нарушения закона, прав, свобод и законных интересов граждан;
2) Право депутата на безотлагательный прием должностными лицами;
3) Право депутата на получение и распространение информации;
4) Неприкосновенность депутата;
5) Оказание депутату юридической помощи;
6) Освобождение депутата от военных сборов;
7) Компенсация за причиненное депутату увечье или иное повреждение здоровья, повлекшее стойкую утрату трудоспособности;
8) Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности;
9) Страхование депутата;
10) Гарантии трудовых прав депутата;
11) Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом его полномочий;
12) Отпуск депутата;
13) Иные гарантии.
5. Полномочия депутата городской Думы начинаются со дня избрания его депутатом и прекращаются со дня начала работы городской Думы нового созыва. Полномочия депутата могут быть прекращены досрочно по основаниям и в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим Уставом.
Статья 31. Комиссии (комитеты) Челябинской городской Думы
1. Челябинская городская Дума избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комиссии (комитеты) для рассмотрения и подготовки основных вопросов, находящихся в компетенции городской Думы.
2. Городская Дума может образовывать временные комиссии и рабочие группы. Задачи, объем и срок полномочий определяются при их образовании.
3. Для решения и подготовки вопросов комиссии могут привлекать на возмездной и безвозмездной основе специалистов.
4. Руководители и иные должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, обязаны по решению комиссии, находящемуся в пределах компетенции городской Думы, безотлагательно представлять ей необходимые документы, заключения и иные материалы, а также принимать участие в ее заседании.
Статья 32. Правовые акты городской Думы
1. Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает нормативные правовые акты в форме решений, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Челябинского городского округа, а также решения по вопросам организации деятельности городской Думы.
2. Решения принимаются большинством голосов от установленной настоящим Уставом численности депутатов городской Думы, если иное не установлено настоящим Уставом.
3. Решения городской Думы нормативного правового характера подписываются Главой города в семидневный срок со дня принятия.
4. В случае отсутствия Главы города и досрочного прекращения его полномочий решения городской Думы подписывает Председатель городской Думы.
5. Решения городской Думы, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение городской Думы только по инициативе Главы города или при наличии его заключения. Решения, о внесении изменений в указанные решения вступают в силу в соответствии с налоговым законодательством.
6. Решение городской Думы может быть отклонено Главой города. В этом случае указанное решение в течении# 10 дней со дня принятия возвращается в городскую Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Отклоненное Главой города решение подлежит рассмотрению на очередном или внеочередном заседании городской Думы. Если при повторном рассмотрении указанное решение будет одобрено в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов городской Думы, оно подлежит подписанию Главой города в течение семи дней со дня повторного рассмотрения и обнародованию.
Статья 33. Глава города
1. Глава города является высшим должностным лицом муниципального образования "город Челябинск", возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории города и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
2. Глава города избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.
3. Глава города возглавляет исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрацию города Челябинска.
4. Главой города Челябинска может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 21 год, обладающий пассивным избирательным правом.
5. Глава города в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению города Челябинска и Челябинской городской Думе, обеспечивает в пределах своей компетенции соблюдение прав и свобод граждан, проживающих на территории города, а также согласованное функционирование и взаимодействие органов местного самоуправления города Челябинска.
6. Полномочия Главы города прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В случае досрочного прекращения полномочий Главы города выборы должны быть назначены и проведены в соответствии с действующим законодательством.
До вступления в должность вновь избранного Главы города его полномочия осуществляет первый заместитель Главы города, определяемый решением Челябинской городской Думы.
Статья 34. Полномочия Главы города
1. Глава города возглавляет Администрацию города Челябинска и обладает следующими полномочиями:
1) представляет город Челябинск в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые городской Думой;
3) вправе требовать созыва внеочередного заседания городской Думы;
4) участвует в заседаниях городской Думы, как высшее должностное лицо муниципального образования;
5) возглавляет Администрацию города на принципах единоначалия, руководит деятельностью Администрации города, утверждает Регламент администрации города;
6) обеспечивает на территории города исполнение Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства Челябинской области, Устава города и иных муниципальных правовых актов;
7) организует и обеспечивает руководство деятельностью Администрации города по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий, переданных в ведение органов местного самоуправления города Челябинска федеральными законами и законами Челябинской области;
8) представляет город Челябинск в Российской Федерации, при осуществлении международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральным законодательством, заключает соответствующие договоры и соглашения;
9) представляет Администрацию города Челябинска в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Администрации города;
10) издает постановления в пределах своих полномочий по решению вопросов местного значения, исполнительно-распорядительной деятельности и распоряжения по вопросам организации деятельности Администрации города, осуществляет контроль их исполнения;
11) отменяет приказы и распоряжения руководителей структурных подразделений Администрации города, противоречащие законодательству или правовым актам органов местного самоуправления;
12) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Администрации города;
13) обеспечивает в установленном порядке организацию и проведение референдумов и выборов, обсуждение гражданами важнейших решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
14) осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета города (за исключением средств по расходам связанным с деятельностью городской Думы и депутатов), открывает и закрывает счета в банках, подписывает финансовые документы;
15) организует прием граждан, рассмотрение писем и обращений граждан, принимает по ним решения;
16) представляет населению города и городской Думе ежегодный доклад о деятельности Администрации города;
17) представляет и защищает интересы населения в случаях, установленных законом и Администрации города в судах;
18) информирует городскую Думу о положении дел на территории города;
19) разрабатывает и вносит на рассмотрение городской Думы проект местного бюджета, планы и программы социально-экономического развития города, а также отчеты об их исполнении;
20) организует комплексное экономическое и социальное развитие города и обеспечивает исполнение бюджета, управление и распоряжение муниципальной собственностью в соответствии с принятыми решениями городской Думы;
21) разрабатывает и представляет на утверждение городской Думы структуру Администрации города, формирует штат Администрации в пределах средств, утвержденных в городском бюджете на ее содержание;
22) утверждает положения о структурных подразделениях аппарата, отраслевых (функциональных) органах управления Администрации города;
23) назначает на должность и освобождает от нее в установленном порядке работников Администрации города, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений;
24) организует работу с кадрами, их аттестацию и повышение квалификации, определяет условия работы и оплаты труда;
25) осуществляет руководство гражданской обороной на территории города в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
26) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством Челябинской области, настоящим Уставом, а также решениями городской Думы.
Статья 35. Администрация города
1. Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Челябинска, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Челябинска федеральными законами и законами Челябинской области, является Администрация города Челябинска (далее - Администрация города).
2. Администрация города осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и нормативными актами органов государственной власти, принятыми в пределах их компетенции, настоящим Уставом, правовыми актами городской Думы, Главы города, а также Регламентом Администрации города.
3. Администрации# города Челябинска обладает правами юридического лица.
Статья 36. Структура Администрации города
1. Структура Администрации города утверждается городской Думой по представлению Главы города.
2. Структура Администрации города включает в себя: Главу города, Первых заместителей Главы города, заместителей Главы города, структурные подразделения аппарата, отраслевые (функциональные) и территориальные (районные) органы управления.
3. Отраслевые (функциональные) органы Администрации города могут наделяться правами юридического лица на основании решения городской Думы об учреждении соответствующего органа и положения об указанном органе, утвержденного городской Думой. В иных случаях отраслевые (функциональные) органы Администрации города осуществляют свою деятельность на основании положений об указанных органах, утверждаемых Главой города по согласованию с соответствующими комиссиями городской Думы.
4. В качестве совещательных органов при руководителях управлений и отделов могут создаваться консультативно-общественные, научно-методические, экспертные и иные советы.
Статья 37. Должностные лица местного самоуправления - Администрации города Челябинска - и их полномочия
1. Должностными лицами местного самоуправления - Администрации города Челябинска (далее - должностные лица) - являются: Первый заместитель Главы города, заместители Главы города, заместители Главы города - руководители структурных подразделений Администрации, руководители отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города, обладающих правами юридического лица.
2. Должностные лица осуществляют деятельность по трудовому договору и наделены исполнительно-распорядительными полномочиями по решению соответствующих вопросов местного значения в пределах их компетенции, определенной правовыми актами и документами.
3. Должностные лица издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к полномочиям Администрации города Челябинска в пределах их компетенции, установленной правовыми актами и документами.
4. От имени города Челябинска должностные лица в пределах установленных полномочий могут приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности.
Статья 38. Администрация района в городе
1. Район в городе является внутригородской территорией административного управления и образуется в целях обеспечения эффективного управления городским хозяйством и социальной сферой соответствующих территорий.
2. Образование, упразднение, преобразование, установление и изменение границ районов в городе осуществляется городской Думой по представлению Главы города с учетом сложившегося расселения жителей, перспектив социально-экономического, демографического, экологического развития территории и конкретных планировочных градостроительных решений с учетом мнения населения соответствующей территории.
3. Органом, осуществляющим исполнительно-распорядительные и контрольные функции в районе, является администрация района - территориальный орган Администрации города, - возглавляемый на основе единоначалия главой администрации района в городе.
4. Глава администрации района в городе назначается и освобождается Главой города.
5. Администрация района в городе обладает правами юридического лица.
6. При главе администрации района в городе на правах совещательного органа создается муниципальный совет, который осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым городской Думой.
7. Полномочия, порядок организации деятельности администрации района в городе устанавливаются решением Челябинской городской Думы.
Статья 39. Контрольно-счетная палата города Челябинска
1. Контрольно-счетная палата города Челябинска является постоянно действующим органом муниципального контроля за исполнением бюджета города Челябинска, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета города, отчета о его исполнении, а также за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
2. Контрольно-счетная палата города Челябинска является юридическим лицом.
3. Порядок (формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность Контрольно-счетной палаты города Челябинска, а также иные вопросы ее организации и деятельности определяются Положением о Контрольно-счетной палате города Челябинска, утверждаемым Челябинской городской Думой в соответствии с настоящим Уставом.
4. Структура Контрольно-счетной палаты города Челябинска утверждается Челябинской городской Думой. Должностными лицами Контрольно-счетной палаты являются: председатель Контрольно-счетной палаты, заместитель председателя и аудиторы.
5. Контрольно-счетная палата города Челябинска формируется городской Думой в следующем порядке:
1) председатель Контрольно-счетной палаты назначается на должность и освобождается от должности решением городской Думы по представлению Главы города;
2) заместитель председателя и аудиторы Контрольно-счетной палаты назначаются на должности и освобождаются от должностей решениями городской Думы по представлению председателя Контрольно-счетной палаты.
6. Срок полномочий назначаемых должностных лиц Контрольно-счетной палаты составляет четыре года.
7. Органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления города Челябинска обязаны представлять в Контрольно-счетную палату по ее требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.
8. Результаты проверок осуществляемых Контрольно-счетной палатой подлежат опубликованию (обнародованию).
Статья 40. Избирательная комиссия города Челябинска
1. Избирательная комиссия города Челябинска организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата Челябинской городской Думы, Главы города Челябинска, голосования по вопросам изменения границ и преобразования Челябинского городского округа, проведения опроса граждан в соответствии с федеральными законами и законами Челябинской области.
2. Избирательная комиссия города Челябинска действует на постоянной основе и является юридическим лицом.
Избирательная комиссия города Челябинска является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления.
3. Избирательная комиссия города Челябинска состоит из 11 членов комиссии с правом решающего голоса.
4. Срок полномочий Избирательной комиссии города Челябинска составляет четыре года.
5. Компетенция, полномочия и порядок деятельности Избирательной комиссии города Челябинска устанавливаются Положением об Избирательной комиссии города Челябинска, утверждаемым Челябинской городской Думой в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом, а также иными решениями Челябинской городской Думы.
6. Избирательная комиссия города Челябинска в пределах своей компетенции независима от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 41. Муниципальная служба
1. Муниципальная служба есть профессиональная деятельность лиц, замещающих на постоянной основе муниципальные должности муниципальной службы, предусмотренные штатными расписаниями органов местного самоуправления, полностью финансируемых из средств бюджета города, направляемых на содержание указанных органов местного самоуправления.
2. Муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления устанавливаются решением городской Думы.
3. Выборные должности органов местного самоуправления, а также должности, предназначенные для технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления, к муниципальным должностям муниципальной службы не относятся.
4. Правовое регулирование муниципальной службы осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Челябинской области о муниципальной службе и труде, настоящим Уставом, а также правовыми актами органов и должностных лиц местного самоуправления.
Глава 5. Муниципальные правовые акты городского округа
Статья 42. Система муниципальных правовых актов
1. По вопросам местного значения и по вопросам осуществления отдельных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами, население города непосредственно, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления города Челябинска принимают муниципальные правовые акты.
2. В систему муниципальных правовых актов города Челябинска входят:
1) Устав города Челябинска;
2) правовые акты, принятые на местном референдуме;
3) нормативные и иные правовые акты Челябинской городской Думы;
4) правовые акты Главы города Челябинска;
5) правовые акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления города Челябинска.
3. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории города.
Правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления города Челябинска не должны противоречить Уставу и решениям, принятым на местном референдуме.
Статья 43. Порядок подготовки, опубликования и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
1. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов, устанавливаются решениями Челябинской городской Думы, правовыми актами Главы города.
2. Правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней со дня их подписания.
Официальные источники опубликования правовых актов органов местного самоуправления определяются решением Челябинской городской Думы.
3. Правовые акты органов местного самоуправления, подлежащие опубликованию (обнародованию), вступают в силу со дня их официального опубликования, если самим правовым актом и (или) законом не установлен иной порядок вступления его в силу.
4. Иные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, в том числе и акты или их отдельные положения, содержащие сведения, распространение которых ограничено федеральных законом, вступают в силу с даты их подписания.
Глава 6. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
Статья 44. Экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета города, а также имущественные права Челябинского городского округа.
Статья 45. Муниципальное имущество
1. В собственности Челябинского городского округа может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения городского округа;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) иные виды имущества, которые в соответствии с действующим законодательством могут находиться в собственности городского округа.
2. Муниципальное имущество подлежит учету и внесению в Реестр муниципальной собственности города Челябинска. Реестр муниципальной собственности содержит сведения об имуществе муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений и имуществе муниципальной казны.
3. Реестр муниципальной собственности ведет уполномоченное структурное подразделение Администрации города. Положение о Реестре муниципальной собственности утверждается Челябинской городской Думой.
Статья 46. Муниципальная казна
1. Средства бюджета города, а также иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну города Челябинска.
2. Состав и источники формирования имущественной части муниципальной казны, порядок управления и распоряжения имуществом, его учета, контроля за его сохранностью и целевым использованием, а также органы местного самоуправления, на которые возложены вышеуказанные полномочия, определяются Положением о муниципальной казне, утверждаемым городской Думой.
3. Состав, порядок формирования, учета, контроля за сохранностью и целевым использованием денежной части муниципальной казны, порядок управления и распоряжения ими, а также органы местного самоуправления, на которые возложены вышеуказанные полномочия, определяются Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Челябинске и иными нормативными актами, регулирующими формирование, утверждение и исполнение бюджета города Челябинска.
4. Формирование муниципальной собственности производится в соответствии с действующим законодательством.
Статья 47. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом
1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Права собственника в отношении муниципальной собственности от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с решением Челябинской городской Думы.
Городская Дума утверждает Положение о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования город Челябинск.
3. Положение о порядке приватизации муниципального имущества города Челябинска утверждается городской Думой.
4. Создание, цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждение их уставов, назначение на должность и освобождение от должности руководителей указанных предприятий и учреждений, заслушивание отчетов об их деятельности устанавливается Положением, утверждаемым Челябинской городской Думой.
Челябинская городская Дума может принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ, некоммерческих организаций в формах, предусмотренных действующим законодательством.
Статья 48. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, имущество которых находится в муниципальной собственности
1. Муниципальные предприятия, учреждения, организации создаются, реорганизуются и ликвидируются распоряжениями Главы города в порядке, установленном городской Думой в соответствии с действующим законодательством.
2. Глава города определяет цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет регулирование цен и тарифов на их продукцию, утверждает их уставы, заслушивает отчеты о их деятельности. Глава города назначает и увольняет руководителей муниципальных унитарных предприятий, организаций и учреждений, при этом отношения с руководителями строятся на контрактной основе.
3. Имущество, закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями, принадлежит им на праве хозяйственного ведения.
Имущество, закрепленное за учреждениями, находящимися в муниципальной собственности, находится в их оперативном управлении.
Передача муниципального имущества муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям осуществляется в порядке, установленном городской Думой и Главой города в соответствии с действующим законодательством.
Статья 49. Отношения органов местного самоуправления с организациями, имущество которых не находится в муниципальной собственности
1. Отношения органов местного самоуправления с организациями, не находящимися в составе муниципальной собственности, с физическими лицами по вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, строятся на договорной основе.
Администрация города координирует участие организаций в комплексном социально-экономическом развитии города, объединяет на добровольной основе их средства для финансирования общегородских и районных планов и программ.
2. По отношению к объектам иных форм собственности органы местного самоуправления осуществляют контроль за эффективным размещением производственных и социальных объектов, рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, а также социальной защитой населения.
3. Размещение новых, расширение и реконструкция действующих объектов любых форм собственности осуществляется в соответствии с действующим законодательством в порядке, определяемом городской Думой.
4. Общегородские органы управления Администрации города имеют право:
- объединять на добровольной основе средства организаций, граждан и бюджета для финансирования, строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры;
- привлекать в порядке, установленном городской Думой, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности к содержанию городских дорог, объектов природоохранного, коммунального и другого назначения, а также к благоустройству территории города.
5. Органы местного самоуправления содействуют развитию предпринимательской деятельности на территории города.
Статья 50. Муниципальный заказ
1. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
2. Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств бюджета города.
3. Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
Статья 51. Внешнеэкономическая деятельность
1. Органы местного самоуправления вправе в установленном законом порядке осуществлять внешнеэкономическую деятельность в интересах населения города.
2. Органы местного самоуправления, действуя от имени города, в пределах предоставленной им компетенции, вправе, как правило, на конкурсной основе:
- заключать договоры с зарубежными партнерами;
- принимать участие в создании совместных с зарубежными партнерами научных, культурных, туристических, физкультурно-оздоровительных центров, других организаций, связанных с обеспечением развития городского хозяйства;
- оказывать помощь организациям различных форм собственности в развитии экспортных и импортных возможностей.
Статья 52. Бюджет города
1. Бюджет города - форма образования и расходования фонда денежных средств, в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
2. Органами местного самоуправления принимаются правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и области.
3. Бюджет на очередной финансовый год является составной частью перспективного финансового плана.
Доходы бюджета города формируются за счет:
- собственных доходов;
- отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов;
- других доходов, поступающих в распоряжение органов местного самоуправления в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации.
Формирование расходов бюджета города осуществляется с выделением действующих и принимаемых расходных обязательств. Средства, направляемые на исполнение расходных обязательств по вопросам местного значения и расходных обязательств по осуществлению переданных государственных полномочий за счет субвенций из бюджетов других уровней, предусматриваются раздельно.
Расходы бюджета города утверждаются в соответствии с расходными обязательствами на основе разграничения полномочий на очередной финансовый год и осуществляются в формах, предусмотренных БК РФ.
Средства бюджета города и имущество, находящееся в муниципальной собственности, могут быть дополнительно использованы на осуществление переданных городу отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, определенных Главой города (городской Думой).
Расходование средств бюджета города осуществляется по направлениям согласно бюджетной классификации и в пределах, установленных решением представительного органа о бюджете на очередной финансовый год.
Реестр расходных обязательств ведет Администрация города в порядке, установленном решением городской Думы.
Порядок осуществления расходов местного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Челябинская городская Дума:
- устанавливает нормативы расходов бюджета города на решение вопросов местного значения;
- определяет размеры и условия оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, Главы города, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений в соответствии с предельными нормативами, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Челябинской области;
- утверждает в составе бюджета города сверх предусмотренных расходов объем планового остатка средств на начало следующего финансового года, но не более трех процентов от расходной части бюджета планируемого года.
Остаток средств может быть использован на покрытие временных кассовых разрывов и должен быть восстановлен в том же году в объеме, принятом при утверждении бюджета.
4. Исполнение бюджета обеспечивается Администрацией города.
Организация исполнения бюджета возлагается на Управление финансов Администрации города.
Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
В городе устанавливается казначейское исполнение бюджета.
Статья 53. Общие принципы составления, рассмотрения и утверждения бюджета
1. К ведению Администрации города относятся: составление проекта бюджета, исполнение бюджета, контроль за его исполнением, составление отчета о его исполнении.
2. Составлению проекта бюджета предшествует определение целей и планируемых результатов бюджетной политики города, разработка планов и прогнозов развития города с учетом сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.
Администрация города готовит в порядке и сроки, установленные Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе, предложения:
- по собственным доходам бюджета города, межбюджетным трансфертам и субвенциям из других уровней бюджета в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации и законодательством Челябинской области;
- по расходам бюджета города на основании анализа Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.
3. В процессе составления бюджета города Администрация города информирует постоянные комиссии городской Думы об обобщающих результатах промежуточных этапов составления бюджета и обо всех изменениях в нормативной базе, которые регламентируют указанный процесс.
4. Глава города представляет проект бюджета на рассмотрение и утверждение в городскую Думу.
5. Бюджет города должен быть утвержден и опубликован до начала финансового года.
6. Если бюджет города не утвержден до начала календарного года, то до его утверждения ежемесячное финансирование производится по решению Главы города в пределах расходов отчетного периода, но не более одной четвертой ассигнований предыдущего года в расчете на квартал по соответствующим разделам бюджетной классификации в пределах поступающих доходов.
Статья 54. Завершение исполнения бюджета города
1. Финансовый год завершается 31 декабря.
2. Отчет об исполнении бюджета города за финансовый год утверждается городской Думой по предоставлению Главы города в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Статья 55. Сбалансированность бюджета
1. Сбалансированность бюджета города является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.
2. Предельный размер дефицита бюджета устанавливается решением городской Думы, но не выше размера, определенного бюджетным законодательством. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета, городская Дума по предложению Главы города производит снижение расходов по статьям бюджета.
3. От имени города право осуществления внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Главе города. Верхний предел муниципального долга, в том числе верхний предел муниципальных гарантий, устанавливается решением городской Думы о бюджете города на очередной финансовый год.
Статья 56. Внесение изменений в бюджет города Челябинска
1. В ходе исполнения бюджета Глава города вправе принимать решения о внесении изменений по статьям расходов в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств, в размерах и порядке, определенном решением городской Думы о бюджете города на текущий финансовый год, и в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх сумм, утвержденных решением городской Думы о бюджете, направляются Главой города на уменьшение размера дефицита бюджета и на выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, самостоятельно, а на иные цели - после внесения городской Думой изменений в решение о бюджете города.
Статья 57. Резервный фонд
В составе бюджета образуется резервный фонд Администрации города, в том числе резервный фонд Главы города и резервные фонды глав администраций районов в размере, определенном городской Думой при утверждении бюджета на очередной финансовый год. Порядок расходования средств резервного фонда устанавливается Главой города.
Статья 58. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях
Органы местного самоуправления вправе:
1. Проводить муниципальные займы путем выпуска ценных бумаг от имени города, осуществлять эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов.
2. Предоставлять муниципальные гарантии юридическим лицам.
3. Предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам при условии обеспечения финансирования расходной части бюджета города.
4. Получать в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты на условиях, согласованных с городской Думой.
Статья 59. Местные налоги и сборы
1. Городская Дума устанавливает, изменяет и отменяет местные налоги и сборы, предоставляет налоговые льготы, основания и порядок их применения в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Глава 7. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Статья 60. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством.
Статья 61. Ответственность Главы города, депутатов Челябинской городской Думы Челябинска перед населением
1. Ответственность Главы города Челябинска, депутатов Челябинской городской Думы перед населением города наступает при условии утраты доверия и реализуется путем отзыва Главы города, депутата городской Думы.
2. Депутат городской Думы, Глава города могут быть отозваны в порядке и по основаниям, определенным действующим законодательством и настоящим Уставом.
3. Контроль населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления реализуется через право населения на получение объективной, всесторонней и постоянной информации о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления и право на внеочередной отчет депутата.
4. Право населения на получение информации осуществляется через прессу, радио, телевидение, также через непосредственные контакты с руководителями и должностными лицами органов местного самоуправления.
5. Право на внеочередной отчет депутата осуществляется по требованию не менее 5 процентов от числа избирателей соответствующего избирательного округа.
Статья 62. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством
1. Ответственность Челябинской городской Думы и Главы города Челябинска перед государством наступает в порядке, установленном федеральным законом.
2. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, Устава города Челябинска, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
Статья 63. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.
Глава 8. Заключительные и переходные положения
Статья 64. Порядок принятия, внесение изменений и дополнений в Устав
1. Устав города Челябинска принимается городской Думой.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом.
Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
2. Проект Устава города Челябинска, проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав города не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава, внесении изменений и дополнений в Устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного городской Думой порядка учета предложений по проекту указанного Устава, проекту указанного решения, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
3. Устав города Челябинска, решения о внесении изменений и дополнений в Устав города принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов городской Думы.
4. Устав города Челябинска, решения о внесении изменений и дополнений в Устав города подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Статья 65. Хранение Устава
Три имеющих одинаковую юридическую силу и идентичных экземпляра Устава хранятся у Главы города, в Челябинской городской Думе и Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Уральскому федеральному округу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.