Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть вторая
Концепция (от лат. conception - понимание, система)
- определенный способ понимания, трактовки каких-либо
явлений, основная цепочка звеньев, руководящая идея
для их освещения, ведущий замысел, конструктивный
принцип различных видов деятельности. (Советский
энциклопедический словарь, М.1979)
Введение
В соответствии с приведенным выше определением содержательного значения понятия "Концепция", а также с учетом основных положений Концепции развития здравоохранения Челябинской области, которая на период 2005-2010 гг. одобрена Постановлением Правительства области от 17.03.2005 г. N 26-П сформулированы цели, задачи, основные направления и принципы реализации Концепции, сохранение и улучшение здоровья населения города Челябинска, развитие и совершенствование системы здравоохранения на период 2007-2010 г.г.
Цели и задачи, представленные Концепцией, основные направления и мероприятия по их выполнению сформулированы на основании предварительного многофакторного среднесрочного анализа медико-статистических показателей здоровья населения, уровня и качества медицинского обслуживания различных групп жителей города Челябинска.
Национальный проект "Здоровье", предложенный Президентом РФ В.В. Путиным в сентябре 2005 года, определил приоритетные направления развития здравоохранения в течение ближайших трех лет на федеральном уровне. В соответствии с национальным проектом Управлением здравоохранения была разработана и утверждена Челябинской городской Думой муниципальная программа "Здоровье" по реализации указанных приоритетных направлений на территории города Челябинска (решение от 27.06.2006г. N 13/7).
Однако данный документ не включает всех направлений деятельности и развития системы здравоохранения на территории. Национальный проект "Здоровье" непосредственно указывает на то, что не вошедшие в него сферы развития муниципального здравоохранения (например, стационарная помощь населению), должны определяться программными документами муниципального уровня более всеобъемлющего характера. Реализации данных мероприятий должна осуществляться не за счет средств национального проекта, а за счет бюджетов муниципальных образований, субъектов федераций, внебюджетных источников.
До настоящего времени программный документ, определяющий перспективные направления охраны здоровья населения и развития системы здравоохранения (с учетом национального проекта), отсутствовал, чем и обусловлена необходимость разработки данной Концепции.
Цель Концепции: разработка направлений и мероприятий, реализация которых обеспечит сохранение и улучшение здоровья населения города, сокращение прямых и косвенных потерь за счет снижения заболеваемости и преждевременной смертности населения, социальную справедливость, доступность качественной медицинской помощи, права жителей города в сфере здравоохранения.
Основополагающие задачи Концепции:
- определение приоритетных направлений в развитии системы здравоохранения и охране здравоохранения с учетом результатов внедренного мониторинга основных медико-статистических показателей;
- поэтапное проведение структурной реформы в основных звеньях здравоохранения: поликлиническом, стационарном, санаторно-реабилитационном этапах;
- эффективная реализация национального проекта "Здоровье" на территории города Челябинска;
- повышение организационной и методической роли городских центров диагностической и специализированной лечебной помощи при сосредоточении в них современной медицинской техники, позволяющей осваивать и внедрять новейшие диагностические и лечебные технологии;
- усиление профилактической направленности во всех звеньях здравоохранения, в том числе в воспитании у населения чувства ответственности за личное и общественное здоровье;
- разработка и внедрение в деятельность муниципального здравоохранения нормативного метода финансирования лечебно-профилактических учреждений;
- обеспечение оптимальной эффективности в использовании ресурса здравоохранения через внедрение на всех этапах современных достижений в области профилактики, диагностики и лечения;
- сокращение сроков восстановления утраченного здоровья путем внедрения в практику новейших организационных, профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных технологий;
- совершенствование оперативного и перспективного управления системой здравоохранения города, в том числе и управления реализацией настоящей Концепции;
- повышение роли общественных объединений при Управлении здравоохранения;
- повышение целенаправленности в работе научных обществ врачей с учетом результатов мониторинга здоровья различных групп населения, определение "слабых звеньев";
- апробирование организаций постоянно действующих групп, профильных специалистов для обеспечения доступности, своевременности и качества организационно-консультативной помощи;
- реализация приоритетного внимания к этапу амбулаторной помощи населению, его медицинскому оснащению, мобильности, обеспечению безопасности;
- оптимизация организации скорой медицинской и неотложной помощи населению города Челябинска;
- расширение системы внестационарного лечения больных в вариантах стационаров на дому, дневного пребывания и т.д.;
- усиление контроля за периодичностью повышения квалификации работающего медицинского персонала на местных и центральных базах последипломного образовании;
- повышение укомплектованности врачами, работниками со средним медицинским образованием учреждений здравоохранения города;
- повышение требований к работе медицинских работников и лицензированию лечебных учреждений;
- внедрение в практику проблемных междисциплинарных съездов, симпозиумов, конференций, семинаров;
- формирование профильного резерва специалистов и его использование в текущей работе по улучшению здравоохранения и в реализации Концепции;
- использование системы внутри и внегородского поощрения конкретных специалистов, работников всех уровней, конкретных лечебно-профилактических учреждений.
Принципы реализации Концепции:
- обеспечение всеобщности и доступности бесплатной, гарантированной медицинской помощью# население#, вне зависимости от социального статуса, уровня доходов и места проживания в пределах территории города;
- сосредоточение усилий и возможностей системы здравоохранения на приоритетных проблемах здоровья конкретных возрастно-половых, социальных и профессиональных групп населения;
- единство и взаимодействие в реформировании системы здравоохранения на уровнях Федерации, городском, самих лечебных учреждений и их структурных подразделений с учетом конкретных задач и возможностей каждого уровня;
- обеспечение экономической эффективности функционирования медицинских учреждений в системе городского здравоохранения;
- обеспечение профилактической направленности во всех звеньях системы здравоохранения;
- единство медицинской науки и практики, развитие информационных технологий, телемедицины при активизации медицинских академий и научных обществ;
- развитие и усиление влияния профессиональных медицинских ассоциаций и общественных организаций на уровне работы во всех направлениях системы здравоохранения;
- разработка и апробирование городских стандартов медицинской помощи населению и формирование тарифов на медицинские услуги;
- разработка и внедрение механизма повышения престижа медицинской профессии, социального статуса медицинского и фармацевтического работника, повышение их заработной платы, страхование профессиональных рисков.
Принципы политики законодательных и исполнительных органов города Челябинска в обеспечении условий для реализации Концепции:
- реализация государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению города;
- обеспечение соответствия финансовых ресурсов госгарантий в сфере здравоохранения;
- обеспечение приоритетного внимания к организации охраны здоровья матери и ребенка; работающего населения; лицам пожилого старческого возраста; инвалидам, участникам войн, ветеранам труда, труженикам тыла;
- совершенствование экономических отношений в системе здравоохранения, повышение культуры и качества медицинской помощи во всех аспектах здравоохранения; усиление профилактической направленности на всех этапах системы здравоохранения;
- совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения;
- активизация всей системы выполнения государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенических и эпидемиологических заказов на обеспечение эпидемиологически благоприятной среды обитания жителей города;
- обеспечение условий для повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров всех уровней, их профессиональной подготовки, переподготовки и аттестации;
- отработка, апробирование и внедрение механизмов финансового обеспечения медицинской помощи;
- обеспечение структурной эффективности системы здравоохранения: реструктуризация учреждений, внедрение стационарозамещающих технологий и способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на конечный результат;
- разработка порядка предоставления нуждающимся дорогостоящей, высокотехнологичной медицинской помощи;
- контроль за обеспечением лекарственными средствами медицинских учреждений и населения города;
- разработка и реализация межведомственных мероприятий по профилактике заболеваний, имеющих социальный и профессиональный риск, формирование здорового образа жизни и повышение ответственности самого населения города за сохранение личного и общественного здоровья;
- повышение ответственности всех органов здравоохранения и исполнительных органов города за реализацию Концепции, сохранение и улучшение здоровья населения города.
Условия и предполагаемые сроки реализации направлений и задач, определенных Концепцией.
1. Внедрение и реализация системного анализа во всех службах и структурах системы здравоохранения города: материальной базы лечебных учреждений и ее оснащение; пополнение кадрового состава; рациональное распределение и функционирование коечного фонда в лечебных учреждениях разного профиля и мощности; рациональное использование ресурсов амбулаторного этапа: полное освоение и внедрение новых лечебно-диагностических технологий на этапах системы здравоохранения ежегодно при коррекции по годам конкретными учреждениями и службами.
2. Организация и обеспечение доступности городского информационного банка данных об уровнях и тенденциях в общепринятых медико-статистических показателях здравоохранения; о нормативно-правовых документах, проблемных приказах различного уровня, о внедрении новых организационных лечебно-диагностических и реабилитационных технологий на различных уровнях системы здравоохранения; 2007 год и дальше при усовершенствовании ежегодно.
3. Внедрение постоянного многопрофильного мониторинга во всех службах и структурах системы здравоохранения города по характеру оказываемых медицинских услуг и результатам их влияния на уровень здоровья населения в возрастно-половых, социальных и профессиональных группах; 2007 год и ежегодно при ситуационной корректировке.
4. Внедрение системы периодического изучения удовлетворенности различных групп населения доступностью и качеством медицинских услуг (выборочно по контингентам, службам и учреждениям); 2007 год, с кратностью 1 раз в полугодие, ежегодно.
5. Разработка и внедрение во всех службах и подразделениях лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих лечебно - диагностическую и реабилитационную помощь, стандартов контроля качества медицинской помощи, сертифицированных требований к ее улучшению с учетом их материальных и кадровых возможностей; 2007 год и дальше ежегодно по разработанному графику.
6. Активизация, повышение научно-практической значимости и грамотности аналитической работы на всех уровнях системы здравоохранения с учетом проблемных ситуаций в уровнях и тенденциях показателей здоровья различных групп населения; систематически, с практикой планов-заданий, диктуемых ситуацией.
7. Разработка и внедрение базовых мониторинговых и прогностических программ для профильных служб системы здравоохранения города по системному анализу заболеваемости населения в ее уровне к структуре и динамике с целью получения доказательных требований по удовлетворению потребностей в улучшении финансирования, материально-технического оснащения, кадрового положения конкретной ситуации учреждения; 2007 год и систематически для своевременности и целенаправленного решения конкретных проблем;
8. Разработка и внедрение стандартизированных протоколов ведения больных с различной патологией в лечебных учреждениях с учетом состава больных и возможностей учреждения; ежегодно, при корректировке с меняющейся конъюнктурой (базовой, кадровой, профильной).
9. Разработка и внедрение уровней модели диспансерного наблюдения за больными с различной патологией, критерии отбора, сроках наблюдения, принятие, при необходимости, мер; ежегодно при периодическом контроле по графику и со сроками.
10. Планирование и реализация проблемных планов-заданий по углубленному анализу характера и причин возникновения проблем в здоровье различных групп населения с разработкой по результатам доказательных рекомендаций с принципами соответствующих управленческих решений; систематически по возникшим ситуациям.
11. Поощрение и поддержка специалистов, проявляющих интерес к научным, в том числе, диссертационным исследованиям; разработка и утверждение ежегодных и перспективных планов и методики исследований.
12. В перечне плановых научных исследований практических врачей и ученых медицинских академий предусматривается: разработка обоснований для внедрения новых нормативов обеспечения городского населения больничными койками, в том числе специализированными, узкими специалистами, функции врачебной должности с учетом профиля в условиях современных преобразований в системе здравоохранения; разработка унифицированных медицинских и социальных показаний госпитализации больных, требующих интенсивного лечения в соответствующие отделения с круглосуточным пребыванием; ежегодно - по специальным планам.
13. Усиление контроля за последипломным повышением квалификации медицинских кадров, в том числе организаторов здравоохранения, апробировать вариант планов-заказов на тематические циклы на базе медицинских академий с учетом возникших ситуаций и проблем в системе здравоохранения города; 2007 год и систематически по рабочим ежегодным планам.
Проведенный перед разработкой Концепции многофакторный, за среднесрочный период анализ медико-статистических показателей здравоохранения города и уровень медицинской помощи, ее материально-технических, социальных, медико-технических и кадровых возможностей, позволяет сформулировать основные задачи по разделам работы структурных подразделений системы здравоохранения и управления ею на период, предусмотренный Концепцией.
Часть II. Комплексные мероприятия по сохранению и улучшению здоровья населения города Челябинска
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.