Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения
Статья 6. Право граждан на осуществление местного самоуправления
1. Граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории Каслинского муниципального района, имеют равное право на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
2. Граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории Каслинского муниципального района имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, собраниях (сходах), опросах граждан, других формах прямого волеизъявления, имеют равный доступ к муниципальной службе в органах местного самоуправления; имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления Каслинского муниципального района.
3. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем местного референдума, муниципальных выборов, голосованием по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, сходов граждан, правотворческой инициативы граждан, территориального общественного самоуправления, публичных слушаний, собраний граждан, конференций граждан (собрания делегатов), опроса граждан.
4. Органы и должностные лица местного самоуправления Каслинского муниципального района обязаны обеспечить каждому право на получение информации о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, если иное не предусмотрено законом.
5. Гражданам Российской Федерации, на территории Каслинского муниципального района, гарантируется судебная защита права на осуществление местного самоуправления.
Статья 7. Местный референдум
1. По вопросам местного значения на территории Каслинского муниципального района может проводиться местный референдум (далее по тексту - референдум).
Референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах территории Каслинского муниципального района, по наиболее важным вопросам местного значения, в целях принятия решений, осуществляемого на основе всеобщего равного волеизъявления граждан при тайном голосовании.
2. Местный референдум проводится на всей территории Каслинского муниципального района.
3. Решение о назначении местного референдума принимается Собранием депутатов Каслинского муниципального района:
1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
3) по инициативе Собрания депутатов Каслинского муниципального района и главы Каслинского муниципального района, выдвинутой ими совместно.
Условия, порядок назначения и проведения местного референдума, исполнение решения принятого на местном референдуме осуществляется органами местного самоуправления Каслинского муниципального района в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области, настоящим Уставом.
4. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, иными уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
5. Гарантии права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом Челябинской области.
6. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
7. Решение на референдуме считается принятым, если за него проголосовало не менее половины граждан, принявших участие в референдуме.
8. Решения, принятые на местном референдуме, обязательны для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, организациями, находящимися на территории Каслинского муниципального района, а также гражданами.
9. Результаты референдума подлежат обязательному опубликованию.
10. Порядок сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, порядок составления списков участников референдума, полномочия и порядок деятельности комиссий референдума, срок их полномочий, порядок формирования и расходования средств фондов для участия в референдуме, время начала и окончания голосования при проведении референдума, документация, связанная с подготовкой и проведением референдума, сроки ее хранения определяются в соответствии с законодательством Челябинской области.
Статья 8. Муниципальные выборы
1. На территории Каслинского муниципального района для избрания Собрания депутатов и главы Каслинского муниципального района проводятся муниципальные выборы.
2. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Каслинского муниципального района, участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
3. Муниципальные выборы назначаются Собранием депутатов Каслинского муниципального района в сроки, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Челябинской области. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
4. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Челябинской области.
5. Порядок составления списков избирателей, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий, срок их полномочий, порядок проведения муниципальных выборов и определения результатов выборов определяются в соответствии с законами области.
6. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию.
Статья 9. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района
1. Голосование по отзыву депутата Собрания депутатов и (или) главы Каслинского муниципального района проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Челябинской области для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. День голосования по отзыву депутата Собрания депутатов и (или) главы Каслинского муниципального (далее по тексту - депутат и глава) района назначается Собранием депутатов Каслинского муниципального района не ранее чем через 45 дней и не позднее чем через 60 дней после дня, следующего за днем принятия решения о назначении голосования по отзыву.
3. Право отзыва не может быть использовано в течение первых двенадцати месяцев со дня избрания депутата и главы и в течение девяти месяцев перед истечением срока, на который они избраны.
4. Основаниями для отзыва депутата и главы Каслинского муниципального района могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
5. Основанием для отзыва депутата является подтвержденное в судебном порядке невыполнение им депутатских обязанностей. Под невыполнением депутатских обязанностей как основанием отзыва депутата понимается систематическое, без уважительных причин, уклонение депутата от осуществления своих обязанностей, предусмотренных законодательством, в том числе неучастие в заседаниях Собрания депутатов Каслинского муниципального района, работе его комиссий (рабочих групп) и иных органов, отказ от выполнения или невыполнения их поручений, уклонение от отчетов перед избирателями, от ведения приема избирателей, рассмотрения их жалоб и заявлений.
6. Основаниями для отзыва главы являются подтвержденные в судебном порядке:
- неисполнение им своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области, настоящим Уставом, решениями Собрания депутатов Каслинского муниципального района;
- неисполнение решений Собрания депутатов Каслинского муниципального района.
1) под неисполнением полномочий как основанием для отзыва главы понимается систематическое уклонение от осуществления им своих обязанностей, в том числе уклонение от отчетов перед избирателями, приема избирателей, рассмотрения их обращений;
2) под неисполнением решений Собрания депутатов Каслинского муниципального района понимается систематическое неисполнение (игнорирование) решений Собрания депутатов Каслинского муниципального района, принятых в соответствии с законодательством и настоящим Уставом.
7. Граждане, инициаторы отзыва депутата и (или) главы подают коллективное заявление о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву депутата и (или) главы в избирательную комиссию Каслинского муниципального района, которая действует в качестве комиссии по проведению голосования по отзыву.
8. Право на возбуждение вопроса об отзыве главы, принадлежит группе граждан Российской Федерации в количестве 10% от числа граждан проживающих на территории Каслинского муниципального района, обладающих активным избирательным правом.
Право на возбуждение вопроса об отзыве депутата, принадлежит группе граждан Российской Федерации в количестве 10% от числа граждан проживающих на территории избирательного участка, по которому был избран депутат Собрания депутатов Каслинского муниципального района, обладающих активным избирательным правом.
Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального района и обладающие правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами Челябинской области, имеют право участвовать в голосовании по отзыву депутата Собрания депутатов муниципального района, главы муниципального района.
9. В поддержку проведения голосования по отзыву депутата Собрания депутатов муниципального района, главы муниципального района собираются подписи в количестве 5 процентов от числа жителей муниципального района, обладающих активным избирательным правом.
10. Депутат Собрания депутатов Каслинского муниципального района, глава Каслинского муниципального района вправе присутствовать на собрании группы избирателей, собрании (заседании) избирательного объединения, собрании (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок, рассматривающих вопрос об отзыве, давать объяснения в устной или письменной форме по поводу обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса об отзыве, назначать доверенных лиц, членов комиссий по проведению голосования об отзыве с правом совещательного голоса, участвовать при проверке достоверности подписей избирателей в избирательных листах.
11. Голосование по отзыву депутата Собрания депутатов муниципального района, главы муниципального района считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины участников голосования, включенных в список участников голосования.
12. Полномочия депутата Собрания депутатов муниципального района, главы муниципального района прекращаются со дня, следующего за днем официального опубликования результатов голосования по отзыву депутата, главы муниципального района. Депутат Собрания депутатов муниципального района, глава муниципального района считается отозванным, если за отзыв проголосовало более половины участников голосования, включенных в список участников голосования.
13. Вопросы, связанные с регистрацией инициативной группы граждан избирательного объединения, избирательного блока по отзыву депутата Собрания депутатов муниципального района, главы муниципального района, порядок сбора подписей в поддержку проведения голосования, сроки и порядок составления списков участников голосования, финансирование деятельности, связанной с голосованием, процедура голосования, установление общих итогов и результатов голосования по отзыву депутата Собрания депутатов муниципального района, главы муниципального района регулируются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Челябинской области для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
14. В случаях, предусмотренных федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального района, преобразования муниципального района проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района.
15. Голосование по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района назначается Собранием депутатов муниципального района и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемом в соответствии с ним законом Челябинской области для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
16. Итоги голосования по отзыву депутата Собрания депутатов муниципального района, главы муниципального района, итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 10. Сход граждан
1. В поселении, расположенном на территории Каслинского муниципального района с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
2. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
3. Сход граждан может созываться Главой Каслинского муниципального района либо Главой поселения самостоятельно, либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.
Проведение схода граждан обеспечивается главой администрации соответствующего поселения.
4. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления соответствующего поселения является обязательным.
5. На сходе граждан председательствует глава соответствующего муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.
6. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.
7. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории соответствующего муниципального образования.
8. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным Уставом соответствующего муниципального образования.
9. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 11. Правотворческая инициатива граждан
1. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительным органом Каслинского муниципального района.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа Каслинского муниципального района и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
2. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
3. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Статья 12. Территориальное общественное самоуправление
1. Граждане, проживающие на территории Каслинского муниципального района, имеют право на организацию территориального общественного самоуправления по месту жительства на определенной части территории (в отдельных населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонах, улицах, кварталах и др.)
2. Территории, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, и избираются его органы, устанавливаются по предложению жителей данной территории Главой Каслинского муниципального района и утверждаются представительным органом Каслинского муниципального района.
3. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 13. Публичные слушания
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей Каслинского муниципального района представительным органом и Главой Каслинского муниципального района могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа и (или) Главы Каслинского муниципального района.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа, назначаются представительным органом, а по инициативе Главы Каслинского муниципального района - Главой Каслинского муниципального района.
3. На публичные слушания должны выноситься:
1) проект Устава Каслинского муниципального района, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в указанный Устав;
2) проект бюджета Каслинского муниципального района и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития Каслинского муниципального района;
4) вопросы о преобразовании Каслинского муниципального района, а также муниципальных образований входящих в его состав.
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым актом представительного органа Каслинского муниципального района и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
Статья 14. Собрание граждан
1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц Каслинского муниципального района, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории Каслинского муниципального района могут проводиться собрания граждан.
2. Условия и порядок проведения собрания граждан осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию.
Статья 15. Конференция граждан (собрание делегатов)
1. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами представительного органа Каслинского муниципального района, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
2. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется нормативным правовым актом представительного органа Каслинского муниципального района, уставом территориального общественного самоуправления.
3. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию.
Статья 16. Опрос граждан
1. Опрос граждан проводится на всей территории Каслинского муниципального района или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами Каслинского муниципального района, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
2. В опросе граждан имеют право участвовать все жители Каслинского муниципального района, обладающие избирательным правом.
3. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) представительного органа Каслинского муниципального района или Главы Каслинского муниципального района - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти Челябинской области - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель Каслинского муниципального района и граничащих с ним муниципальных образований для объектов регионального и межрегионального значения.
4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется нормативным правовым актом представительного органа Каслинского муниципального района.
5. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом Каслинского муниципального района. В указанном нормативном правовом акте устанавливаются:
1) дата и сроки проведения опроса;
2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для проведения опроса;
3) методика проведения опроса;
4) форма опросного листа;
5) минимальная численность жителей Каслинского муниципального района, участвующих в опросе.
6. Жители Каслинского муниципального района должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
1) за счет средств бюджета Каслинского муниципального района - при проведении опроса по инициативе соответствующих органов местного самоуправления;
2) за счет средств бюджета Челябинской области - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Челябинской области.
Статья 17. Обращения граждан в органы местного самоуправления Каслинского муниципального района
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления Каслинского муниципального района.
2. Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращения граждан в органы местного самоуправления в течение 1 месяцев#.
3. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления Каслинского муниципального района, устанавливаются законами Челябинской области, и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами представительного органа Каслинского муниципального района.
4. За нарушение порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления Каслинского муниципального района должностное лицо местного самоуправления несет административную ответственность в соответствии с законом Челябинской области.
Статья 18. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении
1. Наряду с предусмотренными законодательством Российской Федерации и Челябинской области формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и Челябинской области, настоящему Уставу и иным нормативным правовым актам органов местного самоуправления Каслинского муниципального района.
2. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.
3. Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления в должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.