Постановление Законодательного Собрания Челябинской области
от 23 августа 2007 г. N 748
"О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О
внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 29 января 2009 года N 1529 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание Челябинской области постановляет:
1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации".
2. Просить депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранных от Челябинской области, поддержать указанный проект федерального закона.
3. Поручить депутату Законодательного Собрания Челябинской области Вяткину Д.Ф. представлять Законодательное Собрание Челябинской области при рассмотрении указанного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Председатель Законодательного Собрания |
В.В. Мякуш |
Вносится
Законодательным Собранием
Челябинской области
Проект
N_________
Федеральный закон
О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации
Статья 1. Внести в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012; 2003, N 50, ст. 4848) следующие изменения:
1) в части 2 слова "до пяти" заменить словами "до семи";
2) в части слова "до семи" заменить словами "до десяти".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Согласно части 2 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - Уголовный кодекс) за нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет.
В соответствии со статьей 15 Уголовного кодекса состав преступления, предусмотренный частью 2 статьи 264 Уголовного кодекса, отнесен к категории преступлений средней тяжести. Согласно статье 76 Уголовного кодекса и статье 25 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при наличии указанных в них условий уголовные дела по преступлениям средней тяжести могут быть прекращены в связи с примирением сторон по заявлению потерпевшего или его законного представителя.
Как следует из вышеуказанных норм Уголовного кодекса, лицо, управляющее транспортным средством, за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть человека, может быть полностью освобождено от уголовной ответственности по желанию потерпевшей стороны или законного представителя. Представляется неправильным при рассмотрении соответствующего преступления и назначении наказания учитывать мнение потерпевшей стороны, поскольку наказание назначается от имени государства и носит публичный характер. Связывая уголовное наказание с мнением потерпевшей стороны, суд вольно или невольно подчиняет интересы закона субъективной позиции человека, заинтересованного в исходе уголовного дела.
Кроме того, как видно из судебной практики, в настоящее время сложилась ситуация, не соответствующая задачам Уголовного кодекса, в частности охране прав и свобод человека и гражданина. Так, например, если лицо, совершившее преступление средней тяжести, в состоянии возместить материальный ущерб и моральный вред, то у него появляется возможность примирения с потерпевшей стороной и получения заявления потерпевшего о прекращении уголовного дела. С другой стороны, лицо, совершившее аналогичное преступление, но не примирившееся с потерпевшим в силу отсутствия материальных средств для возмещения материального ущерба и морального вреда или в силу нежелания потерпевшего примириться, будет осуждено, в том числе к реальной мере уголовного наказания.
Анализ судебной практики показывает, что отнесение данной категории уголовных дел к преступлениям средней тяжести с максимальным наказанием в виде пяти лет лишения свободы, в том числе прекращение производства по таким уголовным делам в связи с примирением сторон, не останавливает лиц, управляющих транспортным средством, от грубых, а зачастую и систематических, нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, не в полной мере соответствует задачам уголовного закона: охране прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и общественной безопасности, а также не является адекватным по отношению к данному виду преступлений.
Подготовленный проект федерального закона "О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации" увеличивает срок максимального наказания для преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 264 Уголовного кодекса, до семи лет и переводит данные преступления в категорию тяжких, и, соответственно, увеличивает срок максимального наказания для преступлений, предусмотренных частью 3 указанной статьи, - до 10 лет. Это, в свою очередь, приведет к снижению количества преступлений в сфере нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств и усилит превентивную функцию уголовного наказания, предотвращая нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств из-за угрозы строгого наказания.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительного расходования средств федерального бюджета.
Проект
N__________
Постановление
Государственной Думы
О проекте федерального закона N... "О внесении изменений в статью 264
Уголовного кодекса Российской Федерации"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект федерального закона N ... "О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Челябинской области.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.
3. Комитету Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 23 августа 2007 г. N 748 "О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Текст постановления без приложения опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 11 сентября 2007 г. N 185
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 29 января 2009 года N 1529 настоящее постановление признано утратившим силу