Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Челябинской городской Думы
от 25 сентября 2007 г. N 25/28
Городская целевая программа
"Семьи и дети группы риска"
на 2008-2010 годы
2 декабря 2008 г.
г. Челябинск, 2007 г.
Паспорт
городской целевой программы
Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств бюджета) |
Первый заместитель Главы города (Управление по делам образования); заместитель Главы города по социальному развитию (Управление социального развития, Управление по делам молодежи, Управление культуры, Управление по физической культуре, спорту и туризму); заместитель Главы города, начальник Управления здравоохранения (Управление здравоохранения); Управление внутренних дел |
Наименование программы |
"Семьи и дети группы риска" на 2008-2010 годы |
Наименование органа местного самоуправления, утвердившего программу |
Решение Челябинской городской Думы от 25.09.2007 N 25/28 |
Номер и дата учета в Управлении экономики Администрации города Челябинска |
От 25.09.2007 N 64 |
Цель программы Задачи программы |
Основная цель программы: ------------------------ Создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми, которые находятся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии социального неблагополучия (далее - семьи и дети группы риска), для предупреждения социального сиротства и семейного неблагополучия, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Челябинске. Задачи программы: ----------------- 1. Повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе по раннему выявлению семей и детей группы риска. 2. Повышение качества услуг, предоставляемых семьям и детям группы риска. 3. Улучшение социально-экономического положения семей группы риска. 4. Улучшение здоровья детей группы риска. 5. Пропаганда семейных традиций, семейного благополучия, семейных ценностей. |
Целевые индикаторы и показатели |
Реализация мероприятий городской целевой программы "Семьи и дети группы риска" на 2008-2010 годы позволит: - создать в 2008 году межведомственную базу данных по учету семей и детей группы риска; - проводить 9 семинаров в год для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с общим охватом обученных специалистов 500 человек; - организовать медико-социальное и психолого-педагогическое обследование семей и детей группы риска и разработку межведомственных индивидуальных программ реабилитации 100% от выявленных семей группы риска; - привлечь детей и подростков группы риска в оздоровительные группы МУДО Управления по физической культуре, спорту и туризму в 2008 г. 500 человек, 2009 г. 550 человек, 2010 г. 600 человек; - увеличить количество мероприятий, направленных на пропаганду семейных традиций, семейного благополучия, семейных ценностей до 25 в год, с общим охватом участников не менее 10 000 человек. |
Характеристика программных мероприятий |
- нормативное, программное, социальное проектирование; - разработка и внедрение образовательных и просветительских программ по проблеме профилактики семейного неблагополучия; - система мероприятий, направленных на реабилитацию (адаптацию) семей и детей группы риска; - учебно-методические, информационные, просветительские мероприятия; - массовые акции, культурно-массовые, спортивные мероприятия, презентации, фестивали; - развитие системы сопровождения семьи и детей группы риска. |
Сроки реализации программы |
2008-2010 годы |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования на 2008-2010 годы составляет 15643,6 тыс. рублей, в т.ч. - бюджет города - 13543,6 тыс.рублей; - внебюджетные источники - 2100,0 тыс. рублей. Из общего объема финансирования затраты на реализацию программы в 2008 году составляют 5267,9 тыс. рублей, в том числе: - бюджет города - 4617,9 тыс.рублей; - внебюджетные источники - 650,0 тыс. рублей. В 2009 году - 5140,2 тыс. рублей, в том числе: - бюджет города - 4440,2 тыс.рублей; - внебюджетные источники - 700,0 тыс. рублей. В 2010 году - 5235,5 тыс. рублей, в том числе: - бюджет города - 4485,5 тыс.рублей; - внебюджетные источники - 750,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты программы и показатели социально-экономи- ческой эффективности |
Реализация мероприятий программы позволит: - сократить число семей, находящихся в социально опасном положении: по факту 2006 г. 322 семьи, снижение ежегодно на 5%; - сократить число безнадзорных детей, поступающих в СРЦ по рапортам органов внутренних дел: по факту 2006 г. 102 несовершеннолетних, снижение ежегодно на 3% - сократить количество материалов, передаваемых в суды на лишение родительских прав: по факту 2006 г. 338 дел, снижение ежегодно на 2%; - снизить преступность несовершеннолетних: по факту 2006 г. 1195 преступлений, снижение ежегодно на 1%. |
I. Характеристика проблемы
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации на 2006 год подчеркивалось, что общество ждет от государства кардинального решения ключевой для всей страны проблемы - проблемы "сбережения народа", главным направлением в решении этой задачи были определены меры поддержки семьи, материнства и детства на всех уровнях власти. Кроме этого, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2007 года N 761 2008 год объявлен Годом семьи.
Пережитый страной длительный экономический кризис тяжело сказался на положении российской семьи. Анализ статистических показателей последних лет позволяет сделать выводы о негативных тенденциях в сфере семейных отношений, о росте семейного неблагополучия как в целом по России, так и в городе Челябинске.
Ослабевает нравственный и воспитательный потенциал семьи, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей. Растущая детская безнадзорность является прямым следствием кризиса семьи и воспитательных институтов общества, поскольку большинство безнадзорных детей потеряли семейные и родственные связи, оказались брошенными родителями или самовольно ушли из семей, не обеспечивающих минимально необходимые условия для жизнедеятельности и полноценного развития ребенка, допускавших жестокое обращение с детьми.
В городе Челябинске проживает 210979 детей. Практически 30% из них (58820 детей на 1 июля 2007 г.) проживает в малоимущих семьях (в органах социальной защиты города состоит на учете 47748 малоимущих семей). Слабая экономическая самостоятельность семей является одной из причин семейного неблагополучия и порождает большое число семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в различных мерах социальной поддержки.
Вызывает тревогу и состояние здоровья детей. Только 12% несовершеннолетних, проживающих в городе Челябинске, имеют 1 группу здоровья.
В 2006 году 102 несовершеннолетних поступило в Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних по актам органов внутренних дел, количество необучающихся детей на 01.01.2007 г. составило 119 человек.
Не уменьшается количество неблагополучных семей, родителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию детей. В 2006 году было подготовлено и направлено в суд 338 материалов для решения вопроса о лишении родительских прав (в 2005 году - 281). Также высок показатель отказных детей. В 2006 году в родильных домах города было оставлено 184 новорожденных (в 2005 году - 170).
Несмотря на снижение показателей младенческой и детской (в раннем возрасте) смертности по неосторожности родителей данный показатель продолжает оставаться тревожным.
В городе Челябинске ведется определенная целенаправленная работа по оказанию помощи семьям и детям группы риска, предусматривающая деятельность органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к которым относятся:
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Челябинской области;
органы управления социальной защитой населения;
органы управления образованием;
органы опеки и попечительства;
органы по делам молодежи;
органы управления здравоохранением;
органы службы занятости;
органы внутренних дел;
учреждения, создаваемые в данных органах для осуществления отдельных функций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В рамках реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год о государственной семейной политике, а также на 2007 год и рекомендаций депутатских слушаний "Государственная политика по предупреждению семейного неблагополучия и социального сиротства в Челябинской области", утвержденных Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25 мая 2006 года N 141, с целью повышения эффективности проводимой в городе политики поддержки семьи, профилактики семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних, предотвращения социального сиротства принято решение о разработке Программы, предусматривающей создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми группы риска.
II. Понятия, используемые в Программе
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
III. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми, которые находятся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии социального неблагополучия, для предупреждения социального сиротства и семейного неблагополучия, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Для достижения указанной цели Программа предполагает решение следующих задач:
повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе по раннему выявлению семей и детей группы риска;
повышение качества услуг, предоставляемых семьям и детям группы риска;
улучшение социально-экономического положения семей группы риска;
улучшение здоровья детей группы риска
пропаганда семейных традиций, семейного благополучия, семейных ценностей.
IV. Система программных мероприятий
Для достижения поставленной цели и решения конкретных проблем семей и детей группы риска взят на вооружение программно-целевой метод, позволяющий более активно использовать возможности межведомственного взаимодействия, координировать усилия всех заинтересованных ведомств и структур.
Программа представляет собой комплекс целенаправленных мер организационного, экономического, медицинского и психолого-педагогического характера, реализуемых в отношении семей и детей группы риска.
Система программных мероприятий содержит конкретные мероприятия, направленные на реализацию целей Программы, и включает в себя следующие направления:
организационное и информационное обеспечение решения задач Программы;
обеспечение реализации индивидуальных программ реабилитации (адаптации) семей и детей группы риска;
пропаганда семейных традиций, семейного благополучия, семейных ценностей.
Перечень мероприятий Программы с указанием объема финансирования и исполнителей представлен в приложении.
V. Объемы и источники финансирования
Общий объем финансирования на 2008-2010 годы составляет 15643,6 тыс. рублей, в т.ч. - бюджет города - 13543,6 тыс.рублей; - внебюджетные источники - 2100,0 тыс. рублей.
Из общего объема финансирования затраты на реализацию программы в 2008 году составляют 5267,9 тыс. рублей, в том числе: - бюджет города - 4617,9 тыс.рублей; - внебюджетные источники - 650,0 тыс. рублей.
В 2009 году - 5140,2 тыс. рублей, в том числе: - бюджет города - 4440,2 тыс.рублей; - внебюджетные источники - 700,0 тыс. рублей.
В 2010 году - 5235,5 тыс. рублей, в том числе: - бюджет города - 4485,5 тыс.рублей; - внебюджетные источники - 750,0 тыс. рублей.
VI. Сроки реализации Программы
Реализация программы осуществляется в 2008-2010 гг.
VII. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно обеспечить создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми группы риска в городе Челябинске.
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия в городе Челябинске.
Оценкой эффективности реализации Программы по отношению к показателям 2007 года могут служить следующие критерии:
1) сокращение числа семей, находящихся в социально опасном положении: ежегодное снижение на 5%;
2) сокращение числа безнадзорных детей, поступающих в СРЦ по рапортам органов внутренних дел: ежегодное снижение на 3%;
3) сокращение количества материалов, передаваемых в суды на лишение родительских прав: ежегодно на 2 %;
4) снижение преступности несовершеннолетних: ежегодно на 1%.
VIII. Механизм реализации Программы и организация контроля за исполнением Программы
Реализация городской целевой программы осуществляется в течение 3-х лет в период с 2008 года по 2010 год путем выполнения мероприятий, предусмотренных в приложении 1 к данной программе, лицами, ответственными за исполнение.
Источниками финансирования мероприятий программы являются бюджет города и внебюджетные источники.
С целью расходования выделенных денежных средств исполнители программы, являющиеся получателями бюджетных средств, заключают договоры (контракты) по выполнению предусмотренных мероприятий.
Координацию исполнения мероприятий Программы осуществляет Управление социального развития Администрации города.
Основным механизмом реализации программы является разработанный и утвержденный Первым заместителем Главы города регламент межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации программ реабилитации семей и детей группы риска. В процессе реализации программы регулярно оценивается степень достижения цели, потребность в бюджетном финансировании; вносятся предложения о необходимости корректировки мероприятий программы (при изменении внешних или внутренних условий) и нормативных документов, связанных с ее реализацией.
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется на основании отчетов исполнителей о ходе выполнения программных мероприятий и заслушивается на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Челябинска 2 раза в год и заседании Челябинской городской Думы - 1 раз в год.
Контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы, осуществляют:
- Управление экономики Администрации города Челябинска;
- Управление финансов Администрации города Челябинска;
- Контрольно-счетная палата Администрации города Челябинска.
Сокращения, используемые в Плане мероприятий городской целевой программы (приложение 1):
КДНиЗП - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
УСР - Управление социального развития Администрации г. Челябинска;
УДО - Управление по делам образования;
УДМ - Управление по делам молодежи;
УЗО - Управление здравоохранения;
УФКСиТ - Управление по физической культуре, спорту и туризму;
УК - Управление культуры;
УВД - Управление внутренних дел по г. Челябинску;
УВОО - Управление по взаимодействию с общественными объединениями;
ГУ ЦЗН г. Челябинска - Государственное учреждение "Центр занятости
населения г. Челябинска";
ППМС центр - Центр психолого-педагогического, медико-социального
сопровождения;
ГПСЦ - городской психосоматический центр.
Председатель городской Думы |
С.Л. Комяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.