Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1340-р, определено, что обеспечение устойчивого экономического роста страны зависит от образования. Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в системе образования в 2004-2005 годах, в настоящее время сохраняются многочисленные проблемы в модернизации системы образования.
За последние четыре года финансирование отрасли образования в Челябинской области увеличилось с 6,3 млрд. рублей (2003 год) до 17,6 млрд. рублей (2007 год) (диаграмма 1).
Диаграмма 1
"Диаграмма 1"
2. Несмотря на увеличение бюджетных ассигнований на образование, продолжают сохраняться негативные факторы в сфере кадрового обеспечения образовательных учреждений, среди которых: снижение профессиональной мотивации педагогических работников, дополнительная нагрузка на учителей в ущерб основной преподавательской работе и, как следствие, снижение качества обучения и воспитания учащихся. Поставленная в качестве приоритета задача внедрения нормативного финансирования образовательных учреждений и отраслевой системы оплаты труда преподавательского состава образовательных учреждений позволит систематизировать финансовые расходы, оптимизировать соотношение между нагрузкой педагога и размером оплаты его труда.
3. Модернизация образования невозможна в условиях неудовлетворительного состояния учебно-материальной базы, отсутствия постоянного обновления учебного оборудования, пособий, литературы. Реализация программных мероприятий по развитию сети образовательных учреждений, реализующих новые модели организации, содержания и технологий образовательного процесса, позволит значительно обновить и модернизировать учебно-материальную базу образовательных учреждений, осуществив поставки современной компьютерной техники, мебели для учащихся, технологического оборудования, учебной, художественной, справочной литературы, школьных автобусов.
4. Челябинская область обладает развитой системой образования. На ее территории функционируют образовательные учреждения всех типов и видов, чем обеспечивается доступность образования для различных категорий граждан. Челябинская область активно участвует в ряде федеральных экспериментов: по введению единого государственного экзамена, профильному обучению в старшей общеобразовательной школе, информатизации системы образования, созданию всероссийской оценки качества образования и других.
Однако отсутствие до 2006 года целевого финансирования на поддержку и развитие инновационной деятельности в системе образования препятствовало широкому распространению накопленного передового опыта. В этой связи реализация программных мероприятий по государственной поддержке образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, в значительной степени будет способствовать развитию инновационных процессов в системе образования и повышению качества образования. Дополнительно привлеченные из федерального бюджета средства позволят осуществить переподготовку педагогов, привлечь высококвалифицированных преподавателей и международных консультантов. обновить материально-техническую базу и учебно-лабораторное оборудование, провести ремонтные работы в образовательных учреждениях, обеспечить разработку учебно-методических материалов, повысить качество образования и воспитания.
5. В образовательных учреждениях Челябинской области работают 59 123 педагога, в том числе 18 162 педагога, осуществляющих функции классного руководителя. Среди учащихся по-прежнему высок риск формирования асоциального поведения: возникновения вредных привычек, бродяжничества, совершения правонарушений. Это требует внедрения современных воспитательных технологий, применения механизмов социализации, создания систем социально-педагогической поддержки и реабилитации учащихся групп риска. Реализация программных мероприятий по государственной поддержке педагогических работников позволит материально поддержать учителя, поднять престиж педагогической деятельности, привлечь в отрасль молодые кадры, распространить передовой педагогический опыт.
6. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости разработки адекватного содержания образования и соответствующих технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных.
Челябинская область практически завершила компьютеризацию образовательных учреждений. Все средние общеобразовательные учреждения, детские дома, школы-интернаты, учреждения начального профессионального образования Челябинской области оснащены компьютерами. Всего за период 2000-2007 годов только за счет средств областного бюджета приобретено 1 450 компьютерных классов и оборудования на сумму 342,4 млн. рублей (диаграмма 2).
Процесс компьютеризации общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования проходит стабильно со средним приростом единиц компьютерной техники в год на 15-30 процентов.
По состоянию на 1 сентября 2005 года в основных и средних общеобразовательных учреждениях Челябинской области на один компьютер приходилось 45 учащихся, а уже по состоянию на 1 июля 2007 года на один компьютер приходилось 22,8 учащегося.
Значительный вклад в данный процесс внес федеральный проект "Информатизация системы образования" (далее - проект), осуществляемый Правительством Челябинской области совместно с Международным банком реконструкции и развития. Некоммерческой организацией "Национальный Фонд подготовки кадров", Министерством образования и науки Российской Федерации. Проект является долгосрочным - с 2005 по 2008 год. Источниками финансирования проекта выступают средства займа Международного банка реконструкции и развития, средства федерального и областного бюджетов, средства бюджетов муниципальных образований Челябинской области, внебюджетные средства.
Диаграмма 2
Объем средств областного бюджета, направленных на компьютеризацию системы образования Челябинской области, в млн. рублей
"Диаграмма 2"
В рамках проекта на базе образовательных учреждений было открыто 49 межшкольных методических центров, в том числе 44 - на базе муниципальных образовательных учреждений, 5 - на базе областных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр.
Реализация программных мероприятий по развитию информатизации системы образования позволит расширить доступность Интернет-технологий для педагогов и обучающихся, развить формы дистанционного обучения, обеспечить систему образования Челябинской области новейшими информационными ресурсами.
7. Студенты и школьники Челябинской области - постоянные победители и призеры всероссийских и международных олимпиад по предметам, спортивных соревнований. конкурсов, фестивалей. Вместе с тем отсутствие государственной системы раннего выявления и поддержки талантливых детей и молодежи приводит к утрате их интеллектуального и творческого потенциала. Реализация программных мероприятий по государственной поддержке одаренных детей и талантливой молодежи будет в значительной степени способствовать поддержке и поощрению одаренных детей и формированию резерва молодых перспективных специалистов. У активных молодых людей появится возможность войти в состав участников федеральной и региональной баз данных талантливой молодежи. Это позволит им участвовать в стажировках на успешных предприятиях и в органах государственной власти. При этом программные мероприятия действующих областных целевых программ, основной целью которых являются поддержка и продвижение молодежных инициатив, расширение возможности самореализации молодежи, будут продолжены.
8. Необходимой предпосылкой качественного общего образования является повышение стартовых возможностей первоклассников. Чтобы создать условия для полноценного развития дошкольников, требуется организовать общедоступное дошкольное образование, соответствующее возрастным особенностям детей. Очередность в дошкольные учреждения означает, что дошкольное образование сегодня не является общедоступным, потребность в нем не удовлетворяется в достаточной мере, особенно в сельской местности.
Реализация программных мероприятий по государственной поддержке системы дошкольного образования в Челябинской области будет способствовать расширению системы дошкольного образования, повышению его качества, дифференциации образовательных и социальных услуг, оказываемых населению.
9. Челябинская область - регион с мощным промышленным комплексом и динамично развивающейся экономикой. Поэтому система профессионального образования нуждается в государственной поддержке и системном социальном партнерстве работодателей. Реализация программных мероприятий по проведению Года профессионального образования, объявленного на территории Челябинской области в 2007 году, будет способствовать развитию системы начального и среднего профессионального образования с учетом потребностей экономики Челябинской области в рабочих кадрах и специалистах, интеграции учреждений различного уровня профессионального образования, восстановлению партнерских и развитию новых форм сотрудничества с работодателями, разработке современного механизма мониторинга потребностей на рынке труда и распределения молодых специалистов, внедрению новых государственных образовательных стандартов и программ, ориентированных на результаты, значимые для работодателей, введению новых направлений подготовки рабочих кадров и специалистов, переоснащению материально-технической базы образовательных учреждений.
10. В целом система образования Челябинской области, оптимально и динамично развиваясь, обеспечивает в достаточной степени потребности населения в образовательных услугах.
Вместе с тем существуют приоритетные задачи, решение которых при государственной поддержке и с использованием средств из различных источников финансирования позволит добиться системных изменений в образовании.
Эффективность решения приоритетных задач модернизации системы образования будет обеспечена путем программирования деятельности, позволяющей систематизировать финансовые, кадровые, научно-методические, организационные ресурсы для достижения поставленных целей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.