Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что современная наркоситуация в Челябинской области характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного употребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку.
По данным областного государственного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая наркологическая больница", на 31 декабря 2006 года на учете в данном учреждении состояли 13619 человек, в том числе больные с диагнозом "наркомания" - 8737 человек, лица, злоупотребляющие наркотиками, - 4882 человека.
Вместе с тем проведенное в январе - феврале 2005 года Челябинским филиалом Института экономики Уральского отделения Российской академии наук социологическое исследование среди населения Челябинской области свидетельствует о том, что около 140 тысяч человек хотя бы один раз пробовали наркотики, а 30 тысяч человек употребляют их систематически.
По данным областного государственного учреждения здравоохранения "Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы", от передозировки наркотиками в 2006 году в Челябинской области погибли 303 человека (в 2005 году - 295 человек), а количество отравлений, согласно данным муниципального учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи", только в городе Челябинске составило 2694 случая.
Распространение незаконного оборота и незаконного употребления наркотиков обусловлено целым рядом взаимосвязанных факторов. Одним из них является прохождение через территорию Челябинской области крупнейшего наркотрафика - так называемого "северного маршрута" транспортировки афганского героина в европейскую часть России и регионы Дальнего Востока и Сибири.
Организованными преступными группами и преступными сообществами осуществляется переброска крупных и средних партий наркотиков с использованием автомобильного транспорта, значительное увеличение транзита наркотиков происходит по направлениям "Екатеринбург - Челябинск" и "Троицк - Челябинск".
Правоохранительными органами в 2006 году пресечены 45 попыток провоза наркотиков через территорию Челябинской области с использованием автомобильного транспорта, при этом изъято более 130 килограммов наркотиков, в том числе 44 килограмма героина.
Проведенный анализ деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков показал, что правоохранительными органами в 2006 году изъяты 1418,9 килограмма всех видов наркотиков, в том числе 242,2 килограмма героина и 1200 килограммов сильнодействующих веществ.
Значительно возрос незаконный ввоз марихуаны из Республики Казахстан: в 2006 году правоохранительными органами изъяты более 900 килограммов, в 2005 году - около 600 килограммов.
Суммарное количество выявленных правоохранительными органами преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в 2006 году возросло на 15,5 процента и составило 4944 преступления.
На наркоситуацию в Челябинской области существенное влияние оказывает наличие собственной растительной сырьевой базы для производства наркотиков. Зарегистрированная площадь земель, занятых коноплей, составляет 500 гектаров. Доступность растительного сырья и простота изготовления из него наркотиков привлекают внимание как производителей, так и потребителей наркотиков.
Продолжает иметь место хищение наркотиков из больниц, аптек и фармацевтических организаций.
Другие факторы, способствующие распространению незаконного употребления наркотиков, формируются в социальной сфере.
В настоящее время эксперты выделяют ряд причин, способствующих наркотизации населения Челябинской области. К ним можно отнести:
высокую степень доступности находящихся в незаконном обороте наркотиков для потенциальных потребителей;
недостаточно высокий уровень духовно-нравственного воспитания молодежи;
низкое качество пропаганды здорового образа жизни, в том числе социальной рекламы;
отсутствие у молодежи мотивации к ведению здорового образа жизни;
недостаточные условия для поддержания здорового образа жизни, отсутствие систематизированной информации о местах самореализации молодежи;
отсутствие в муниципальных образованиях достаточного количества социальных реабилитационных центров, групп помощи больным наркоманией и их родственникам, групп анонимных наркоманов и алкоголиков.
2. Сохраняющаяся сложность наркоситуации требует разработки и принятия неотложных мер по трем основным направлениям деятельности:
профилактика незаконного употребления и незаконного оборота наркотиков;
противодействие незаконному обороту наркотиков;
лечение и реабилитация наркозависимых лиц.
3. Решение проблем противодействия незаконному обороту наркотиков и снижения опасности наркомании невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку с учетом изменения наркоситуации предусматривается поэтапное проведение ряда долгосрочных мероприятий социального, профилактического, лечебного характера, а также мер противодействия незаконному обороту наркотиков и материально-технического оснащения подразделений правоохранительных органов.
4. Программа носит межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает практически все сферы деятельности общества и предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на активизацию работы по профилактике наркомании, повышение эффективности деятельности наркологической службы, медико-реабилитационных учреждений в Челябинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.