2. Администрации города осуществлять финансирование настоящего Решения за счет перераспределения утвержденных в бюджете города на 2008 год бюджетных ассигнований по отдельным разделам, целевым статьям и видам расхода.
3. Контроль исполнения настоящего Решения возложить на главу города Е.В. Карпова.
Глава города Магнитогорска |
Е.В. Карпов |
Председатель Магнитогорского
городского Собрания депутатов |
А.О. Морозов |
Городская целевая программа
"Крепкая семья" на 2008 год
(утв. Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28 ноября 2007 года N 168)
Паспорт
Наименование Программы |
городская целевая программа "Крепкая семья" (далее - Программа) |
Основания разработки Программы |
1) Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; 2) Закон Челябинской области "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области"; 3) Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 26 октября 2006 года N 303 "О принятии областной целевой программы "Крепкая семья" на 2007 год; 4) Рекомендации депутатских слушаний "Государственная политика по предупреждению семейного неблагополучия и социального сиротства в Челябинской области", утвержденные Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25 мая 2006 года N 141 |
Заказчик Программы | администрация города |
Основные разработчики Программы |
городская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав |
Цель Программы | создание комплексной системы профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении |
Задачи Программы | обеспечение условий для раннего выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении; формирование системы социальной реабилитации и интеграции семей и детей группы риска в общество; повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям и детям группы риска; укрепление материально-технической базы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; улучшение социально-экономического положения семей группы риска |
Исполнители Программы |
1) отраслевые органы администрации города: управление социальной защиты населения; управление образования; управление здравоохранения; управление по физической культуре, спорту и туризму; отдел по делам несовершеннолетних; отдел по делам молодежи; 2) Государственное учреждение Магнитогорский Центр занятости населения; 3) подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел города Магнитогорска; 4) муниципальные учреждения образования, здравоохранения, спорта, культуры, социальной защиты населения |
Срок реализации Программы |
2008 год |
Ресурсное обеспечение Программы |
мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета и бюджета города. Общий объем финансирования Программы составляет 6020,0 тыс. руб., из них: бюджет города - 3070,0 тыс. рублей; областной бюджет - 2950,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты | 1) сокращение числа семей, находящихся в социально опасном положении; 2) сокращение числа отказных и брошенных детей; 3) сокращение числа лиц, пострадавших от семейного насилия; 4) улучшение показателей здоровья детей группы риска; 5) снижение преступности и правонарушений несовершеннолетних |
Контроль исполнения Программы |
заместитель главы города - председатель городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав |
1. Введение
Значимость семьи для России, города Магнитогорска в частности, возрастает год от года, что вызывает необходимость консолидации усилий государственных институтов, органов местного самоуправления, широких слоев общественности. Семья по-прежнему остается основным и наиболее мобильным институтом общества, способным противостоять трудностям экономического, социального, психологического характера.
Одной из актуальных социальных и психологических задач, стоящих перед обществом на современном этапе его развития, является задача возрождения семьи как нравственной ценности и соответственно подготовки молодого подрастающего поколения к будущей семейной жизни.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации особо отмечено, что для решения демографической проблемы необходимо принятие эффективных программ поддержки материнства, детства и семьи.
Городская целевая программа "Крепкая семья" на 2008 год (далее - Программа) разработана в соответствии с областной целевой программой "Крепкая семья" на 2007 год, утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26 октября 2006 года N 303.
Реализация Программы будет способствовать созданию условий для преодоления демографического кризиса и укрепления института семьи, позволит увеличить объемы и виды помощи семьям и детям, находящихся в социально опасном положении. Программа основана на принципе межведомственного взаимодействия, что позволяет комплексно выстроить работу системы поддержки семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Программный подход позволит решить вопросы организации своевременной помощи в целях профилактики развития негативных явлений в семье, обеспечения защиты прав ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального, духовного и социального развития.
2. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
Коренные перемены в развитии страны и общества привели к серьезным изменениям положения семьи в обществе, ее традиций и духовно-нравственных устоев. Массовое обнищание, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, резкая дифференциация доходов населения, снижение уровня материального благосостояния и социального статуса большинства российских семей, ухудшение условий физического, психического и духовно-нравственного развития детей породили новые острые проблемы. Детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, алкоголизм, наркомания, рост насилия и подростковой преступности, нравственная деградация - это лишь часть проблем, которые явились прямым следствием кризиса семьи.
Процессы реформирования в экономике и во всех областях социальной сферы повлекли значительные изменения демографических, экономических, социокультурных показателей жизни населения города. В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой стало социальное сиротство. Несмотря на наметившийся за последний год рост рождаемости на 4 процента и сокращение смертности на 7 процентов (смертность на 2,9 процента превышает рождаемость), с каждым годом возрастает количество детей, рожденных и воспитывающихся в неблагополучных семьях.
Это ведет к возникновению социальных отклонений в поведении детей, порождает беспризорность, безнадзорность и преступность среди несовершеннолетних, что требует к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики.
Впервые за продолжительный период число детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 7 процентов. Во многом это обусловлено работой по предупреждению социального сиротства.
По состоянию на 1 января 2007 года на учете в отделе опеки и попечительства состояло 2551 детей, из которых: 390 (15,2 процента) - круглые сироты; 109 (4,2 процента) - лица из числа детей-сирот; 1882 (73,7 процента) - дети, оставшиеся без попечения родителей; 170 (6,6 процента) - лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Многочисленную группу представляют социальные сироты - 1882 ребенка. На протяжении последних лет сохраняется тенденция роста данной категории детей. Этот показатель на 8 процентов превышает показатели 2005 года.
Целенаправленная деятельность администрации города позволила наладить взаимодействие органов системы профилактики по выявлению безнадзорных детей, оказанию им медицинской и социальной помощи.
Специализированные учреждения социальной защиты населения работают в тесном контакте с органами внутренних дел, опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, что позволяет оперативно решать вопросы установления личности ребенка и возвращения в родную семью. Продолжается работа с семьями группы "социального риска" в центрах и отделениях социальной помощи населения.
Анализ положения детей в городе показывает, что негативные процессы, происходящие в детской и подростковой среде, во многом связаны с нарушением прав детей в семье, частичной утерей семьей общественно значимых функций (экономическая, репродуктивная, воспитательная и иные), обострением проблем самой семьи, недостаточной эффективностью мер, предпринимаемых в интересах семьи.
Социальные факторы остаются одной из основных причин и условий формирования противоправного поведения у подростков. Это семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с детьми, бродяжничество, попрошайничество, вовлечение подростков в преступную деятельность со стороны взрослых лиц.
Вместе с тем решение вопросов, связанных с профилактикой социального сиротства, напрямую зависит от обеспечения комплексного подхода и уровня взаимодействия всех ведомств, ответственных за проведение воспитательной и профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении. В связи с этим необходимы дальнейшие шаги по совершенствованию системы профилактики, в том числе по раннему выявлению семейного неблагополучия и формированию правильного отношения общества к данным проблемам, эффективное решение которых может быть достигнуто программными методами путем реализации согласованного комплекса мероприятий.
3. Цель и задачи реализации Программы
Целью Программы является создание на муниципальном уровне комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, на ранней стадии социального неблагополучия, для предупреждения социального сиротства и семейного неблагополучия, профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- обеспечение условий для раннего выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении;
- формирование системы социальной реабилитации и интеграции семей и детей группы риска в общество;
- повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям и детям группы риска;
- укрепление материально-технической базы органов и учреждений системы профилактики;
- улучшение социально-экономического положения семей группы риска.
4. Основные пути решения проблем
Для достижения поставленной цели и решения проблем семей и детей группы риска взят на вооружение программно-целевой метод, позволяющий активнее использовать возможности межведомственной кооперации, координировать усилия всех заинтересованных ведомств и структур.
Программа представляет собой комплекс целенаправленных мер, реализуемых в отношении семей и детей группы риска.
Система программных мероприятий содержит конкретные мероприятия, направленные на реализацию целей Программы, и включает в себя четыре направления:
- организационное и информационное обеспечение;
- выявление и учет семей и детей группы риска.
- социально-экономическая поддержка и психолого-педагогическая реабилитация семей и детей группы риска;
- профилактика социального сиротства;
- развитие материально-технической базы учреждений системы профилактики.
5. Механизм реализации Программы
Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, каждое полугодие представляют в Городскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав отчеты о ходе их выполнения.
Городская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляет организацию, координацию и контроль за исполнением Программы ее исполнителями.
6. Оценка эффективности Программы
Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно обеспечить создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми группы риска.
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия в городе.
Оценкой эффективности реализации Программы по отношению к показателям 2006 года могут служить следующие критерии:
1) сокращение числа семей, находящихся в социально опасном положении;
2) сокращение числа безнадзорных, отказных и брошенных детей;
3) сокращение числа лиц, пострадавших от семейного насилия;
4) улучшение показателей здоровья детей группы риска;
5) снижение преступности и правонарушений несовершеннолетних.
7. Система программных мероприятий
N # |
Раздел | Исполнители | Источник финансиро- вания |
Финанси- рование (тыс. рублей) |
|
1. Организационное и информационное обеспечение | |||||
1.1 | Разработка нормативной документации по созданию межведомственной базы данных по учету семей и детей группы риска и осуществлению межведомственного патронажа |
ОДН, УСЗН, УВД, УО |
- | 0 | |
1.2 | Проведение конференций, семинаров, круглых столов, совещаний по вопросам реализации семейной политики |
ГКДНиЗП | - | 0 | |
1.3 | Организация совместных совещаний специалистов, работающих в сфере профилактики асоциальных явлений, по вопросам межведомственного взаимодействия в работе с семьями группы риска |
ОДН, УО, УЗО, УСЗН, ООиП, ПДН ОВД |
- | 0 | |
1.4 | Разработка и издание информационно-аналитических сборников по вопросам охраны прав семьи, материнства, отцовства и детства |
ОДН | - | 0 | |
1.5 | Организация работы через средства массовой информации по профилактике социального сиротства |
ГКДНиЗП, УСЗН |
- | 0 | |
1.6 | Организация контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
КДНиЗП | - | 0 | |
1.7 | Разработка и размещение социальной рекламы |
УСЗН | ОБ | 30,0 | |
ИТОГО по разделу | ОБ | 30,0 | |||
2. Выявление и учет семей и детей группы риска | |||||
2.1 | Организация выявления и учета семей и детей группы риска |
УСЗН, УО, УЗ, ПДН ОВД |
- | 0 | |
2.2 | Организация и проведение индивидуально# профилактической работы с семьями группы риска |
УСЗН, УО, ПДН ОВД |
- | 0 | |
2.3 | Практическая психотерапевтическая работа для матерей групп риска (на базе родильных домов, женских консультаций, дома ребенка) |
УЗ, УСЗН | - | 0 | |
2.4 | Психологическое сопровождение выпускников интернатных учреждений по подготовке к самостоятельной жизни |
УСЗН | - | 0 | |
2.5 | Использование "телефонов доверия", "горячих линий" по оказанию своевременной психолого-педагогической помощи детям и их родителям |
УО, УСЗН | - | 0 | |
ИТОГО по разделу |
- |
0 |
|||
3. Социально-экономическая поддержка и психолого-педагогическая реабилитация семей и детей группы риска |
|||||
3.1 | Оказание социальной помощи малоимущим семьям с детьми групп риска, имеющим доходы ниже величины прожиточного минимума |
УСЗН | ОБ | 1300,0 | |
3.2 | Организация отдыха и оздоровления детей, социально незащищенных категорий семей |
УСЗН, ОДН, МУ "Отдых" |
БГ ОБ |
3000,0 1000,0 |
|
3.3 | Организация туристических походов для детей группы риска в летний период |
ОДМ | БГ | 70,0 | |
3.4 | Трудоустройство и переобучение родителей из числа семей, находящихся в социально опасном положении |
ГУ ЦЗН | - | 0 | |
3.5 | Оказание помощи в обучении и трудоустройстве детей группы риска, в том числе вернувшихся из воспитательных колоний и спецшкол |
ГУ ЦЗН | - | 0 | |
ИТОГО по разделу | БГ ОБ |
3070,0 2300,0 |
|||
4. Профилактика социального сиротства | |||||
4.1 | Реализация программы сопровождения и подготовки приемных родителей "Мы будем вместе" |
УСЗН | - | 0 | |
4.2 | Разработка и внедрение обучающих психологических программ для преодоления кризисных состояний, конфликтных ситуаций в среде учащихся |
УО | - | 0 | |
4.3 | Проведение в общеобразовательных учреждениях "Дня профилактики" с целью активизации правового просвещения несовершеннолетних |
УО | - | 0 | |
4.4 | Вовлечение детей группы риска в кружки и секции школ и учреждений дополнительного образования, организация работы с детьми группы риска в клубах по месту жительства |
УО | - | 0 | |
ИТОГО по разделу | - | 0 | |||
5. Укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики |
|||||
5.1 | Приобретение оборудования для органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для осуществления деятельности по психолого-педагогической реабилитации семей и детей группы риска |
УСЗН | ОБ | 300,0 | |
5.2 | Приобретение оборудования и инвентаря для организаций, осуществляющих творческую и физкультурно-спортивную работу с детьми |
УО, УФКСиТ | ОБ | 320,0 | |
ИТОГО по разделу | ОБ | 620,0 | |||
ИТОГО по программе | БГ ОБ |
3070,0 2950,0 |
Сокращения, используемые в Программе:
БГ - бюджет города;
ГУ ЦЗН - Государственное учреждение Магнитогорский Центр занятости населения;
ГКДНиЗП - городская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
КДНиЗП - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
МУ "Отдых" - муниципальное учреждение "Отдых";
ОБ - областной бюджет;
ОДМ - отдел по делам молодежи администрации города;
ОДН - отдел по делам несовершеннолетних администрации города;
ООиП - отдел опеки и попечительства;
ПДН ОВД - подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел города Магнитогорска;
УВД - управление внутренних дел города Магнитогорска;
УЗ - управление здравоохранения администрации города;
УО - управление образования администрации города;
УСЗН - управление социальной защиты населения администрации города;
УФКСиТ - управление по физической культуре, спорту и туризму администрации города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена городская целевая программа "Крепкая семья" на 2008 год. Реализация Программы будет способствовать созданию условий для преодоления демографического кризиса и укрепления института семьи, позволит увеличить объемы и виды помощи семьям и детям, находящихся в социально опасном положении. Программа основана на принципе межведомственного взаимодействия, что позволяет комплексно выстроить работу системы поддержки семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
В Программе определены цель и задачи реализации Программы; основные пути решения проблем; механизм реализации Программы; оценка эффективности Программы; система программных мероприятий. Общий объем финансирования Программы составляет 6 020,0 тыс. руб.
Решение Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28 ноября 2007 г. N 168 "Об утверждении городской целевой программы "Крепкая семья" на 2008 год"
Текст решения официально опубликован не был