Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Челябинской городской Думы
от 26 февраля 2008 г. N 29/29
Положение
об организации работы по исполнению переданных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Челябинске
13 мая 2010 г.
Настоящее Положение разработано на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Челябинской области от 23.08.2007 N 191-ЗО "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Челябинской области", Закона Челябинской области от 27.09.2007 N 202-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству", Закона Челябинской области от 22.12.2005 N 442-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Устава города Челябинска, решения Челябинской городской Думы от 18.12.2007 N 28/21 "О принятии к исполнению переданных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству", решения Челябинской городской Думы от 18.12.2007 N 28/22 "О принятии к исполнению переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и других нормативных правовых актах, составляющих правовую основу деятельности органов опеки и попечительства.
I. Общие положения
1. Понятия, применяемые в настоящем Положении.
Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
Граждане, нуждающиеся в государственной защите (опеке и попечительстве) - недееспособные или ограниченно дееспособные граждане; совершеннолетние дееспособные граждане, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности; дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Безвестно отсутствующий - гражданин, который по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
Недееспособный - гражданин, признанный судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими.
Ограниченно дееспособный - гражданин, ограниченный судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.
Опека - форма устройства граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, и детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 14 лет, в целях защиты их прав и интересов.
Попечительство - форма устройства граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в целях защиты их прав и интересов.
Усыновление (удочерение) - приоритетная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях защиты их прав и интересов, в результате установления которой усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.
Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключенного между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
Определение в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях защиты их прав и интересов, при невозможности передать их на воспитание в семью (на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью);
Помещение в стационарные учреждения социального обслуживания населения - форма устройства граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся по состоянию здоровья в государственной социальной защите;
Иные формы устройства граждан, нуждающихся в государственной защите (опеке и попечительстве) могут быть определены в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Челябинской области.
Опекуны и попечители - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие опекунские или попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей и граждан, ограниченных судом в дееспособности или недееспособных.
Подопечные - лица, в отношении которых установлена опека или попечительство.
Переданные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту - переданные государственные полномочия) - совокупность прав и обязанностей, которыми наделены органы местного самоуправления по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних и несовершеннолетних граждан, нуждающихся в государственной защите (опеке и попечительстве), а также по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте до 23-х лет.
II. Основные цели и задачи органов местного самоуправления по исполнению переданных государственных полномочий
2. Основной целью деятельности органов местного самоуправления по исполнению переданных государственных полномочий является обеспечение установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области гарантий прав и интересов граждан, нуждающихся в государственной защите (опеке и попечительстве).
3. Основными задачами органов местного самоуправления по исполнению переданных государственных полномочий являются:
1) выявление, учет и избрание форм устройства граждан, нуждающихся в государственной защите (опеке и попечительстве);
2) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершеннолетних граждан, нуждающихся в государственной защите (опеке и попечительстве);
4) реализация мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте до 23-х лет.
III. Организация работы по исполнению переданных государственных полномочий
4. Органами, уполномоченными на исполнение переданных государственных полномочий, являются органы социальной защиты населения города Челябинска.
5. Органы социальной защиты населения города Челябинска взаимодействуют с органами, службами и учреждениями, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации принимают участие в мероприятиях, осуществляемых в целях обеспечения прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте до 23-х лет и совершеннолетних граждан, нуждающихся в государственной защите (опеке и попечительстве).
6. К органам, службам и учреждениям, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации принимают участие в мероприятиях, осуществляемых в целях обеспечения прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте до 23-х лет и совершеннолетних граждан, нуждающихся в государственной защите (опеке и попечительстве#, относятся:
- органы управления и учреждения здравоохранения;
- органы управления и учреждения образования;
- органы управления и подразделения внутренних дел;
- учреждения системы социальной защиты населения;
иные органы, службы и учреждения, общественные объединения.
Решением Челябинской городской Думы четвёртого созыва от 13 мая 2010 г. N 13/25 в пункт 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Компетенция и функции Управления социального развития Администрации города Челябинска.
К компетенции и функциям Управления социального развития Администрации города Челябинска относится:
1) исключен;
2) исключен;
3) исключен;
См. текст подпункта 3 пункта 7
4) разработка проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Челябинска по вопросам исполнения переданных государственных полномочий, в том числе за счет собственных материальных ресурсов и финансовых средств;
5) реализация отдельных переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6) анализ, систематизация и направление уполномоченным органам исполнительной власти Челябинской области показателей для расчета субвенций, представляемых из областного фонда компенсаций органам местного самоуправления на исполнение переданных государственных полномочий;
7) представление уполномоченным органам исполнительной власти Челябинской области отчетов, информации, иных документов о деятельности органов местного самоуправления по исполнению переданных государственных полномочий;
8) обеспечение взаимодействия с общественными организациями и средствами массовой информации по вопросам исполнения переданных государственных полномочий.
8. Компетенция и функции управлений социальной защиты населения администраций районов в городе Челябинске.
К компетенции управлений социальной защиты населения администраций районов в городе Челябинске относится исполнение переданных государственных полномочий в части:
1) выявления и учета детей - сирот# и детей, оставшихся без попечения родителей, передачи в установленном порядке сведений о них в государственный (региональный) банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей;
2) избрания форм устройства детей - сирот# и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечения приоритета семейных форм устройства;
3) обеспечения оптимальных условий жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их личных неимущественных и имущественных прав и интересов;
4) осуществления в установленном порядке контроля условий содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и усыновленных детей;
5) осуществления надзора за деятельностью опекунов, попечителей;
6) реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте до 23-х лет; обеспечения целевого использования финансовых средств, предоставленных на указанные цели;
7) защиты прав и интересов несовершеннолетних в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
8) осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан, нуждающихся в государственной защите (опеке и попечительстве).
Управления социальной защиты населения администраций районов в городе осуществляют функции по исполнению переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
9. К компетенции главы администрации района в городе но исполнению переданных государственных полномочий относится:
1) издание распорядительных актов по вопросам опеки и попечительства в отношении совершеннолетних и несовершеннолетних граждан, нуждающихся в государственной защите (опеке и попечительстве) и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте до 23-х лет;
2) заключение договоров:
на передачу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью;
- на коммерческий найм жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
- на доверительное управление имуществом подопечных граждан;
- иных договоров, заключаемых органами опеки и попечительства в интересах подопечных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
3) выдача специалистам органов социальной защиты населения доверенности на представление интересов подопечных граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в судебных органах, нотариальных, федеральных и областных государственных службах, а также в иных органах и службах.
10. Органы социальной защиты населения при исполнении переданных государственных полномочий в отношении несовершеннолетних могут привлекать педагогических и других работников образовательных учреждений к проведению мероприятий по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Управление по делам образования Администрации города обеспечивает исполнение требований законодательства по содержанию, воспитанию и образованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования.
12. Должностные лица образовательных учреждений, располагающие сведениями о детях - сиротах# и детях, оставшихся без попечения родителей, а также детях, находящихся в социально опасном положении, в установленном порядке информируют органы социальной защиты населения по месту фактического нахождения детей.
13. Образовательные учреждения исполняют требования законодательства по содержанию, воспитанию и образованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
14. Педагогические работники, психологи и другие специалисты образовательных учреждений, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию и образованию ребенка, могут участвовать в осуществлении следующих мероприятий по защите прав и интересов несовершеннолетних:
1) подготовка документов, необходимых для установления социального статуса несовершеннолетнего;
2) проведение контроля условий содержания, воспитания, образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях;
3) участие в других мероприятиях, осуществляемых органами социальной защиты населения по защите прав и интересов несовершеннолетних.
15. Органы социальной защиты населения при исполнении переданных государственных полномочий могут привлекать медицинских, социальных и других работников учреждений здравоохранения к проведению мероприятий по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершеннолетних граждан, нуждающихся в государственной защите.
16. Управление здравоохранения Администрации города обеспечивает исполнение требований законодательства о содержании, лечении и медицинском обследовании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в лечебно-профилактических учреждениях.
17. Должностные лица учреждений здравоохранения, располагающие сведениями о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, детях, находящихся в социально опасном положении, совершеннолетних гражданах, нуждающихся в государственной защите (опеке и попечительстве) по состоянию здоровья, в установленном порядке информируют органы социальной защиты населения по месту фактического нахождения данных граждан.
18. Учреждения здравоохранения:
1) обеспечивают исполнение требований законодательства по содержанию, лечению и медицинскому обследованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в лечебно-профилактических учреждениях; по защите прав и интересов граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в опеке и попечительстве;
2) выявляют и ведут учет лиц с психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки.
19. Медицинские, социальные работники и другие специалисты учреждений здравоохранения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по охране здоровья ребенка, могут участвовать в осуществлении следующих мероприятий по защите прав и интересов несовершеннолетних:
1) организация медицинских наблюдений, обследований детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; подготовке медицинских заключений о состоянии здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи граждан и направляемых в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) организация медицинских наблюдений, обследований совершеннолетних граждан, нуждающихся в государственной защите (опеке и попечительстве); помещении граждан, страдающих психическими расстройствами, в психиатрические или психоневрологические лечебные учреждения и стационарные учреждения социального обслуживания населения;
3) участие в других мероприятиях, осуществляемых в целях обеспечения прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, нуждающихся в государственной защите (опеке и попечительстве).
20. Учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают исполнение требований законодательства по содержанию и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных временно до определения в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
21. Должностные лица учреждений социальной защиты населения, располагающие сведениями о детях - сиротах# и детях, оставшихся без попечения родителей, а также детях, находящихся в социально опасном положении, в установленном порядке информируют органы социальной защиты населения по месту фактического нахождения детей.
22. Педагогические, медицинские, социальные работники и другие специалисты учреждений системы социальной защиты населения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, могут участвовать в осуществлении следующих мероприятий по защите прав и интересов несовершеннолетних:
1) подготовка документов, необходимых для установления социального статуса несовершеннолетнего;
2) участие в других мероприятиях, осуществляемых в целях обеспечения прав и интересов несовершеннолетних и граждан, нуждающихся в государственной защите (опеке и попечительстве).
23. Взаимодействие органов социальной защиты населения при исполнении переданных государственных полномочий с органами Управления и подразделениями внутренних дел, иными органами, службами, учреждениями, общественными объединениями определяется действующим законодательством Российской Федерации.
IV. Кадровое и финансовое обеспечение органов социальной защиты населения, исполняющих переданные государственные полномочия
24. Управление социального развития Администрации города и управления социальной защиты населения администраций районов в городе создают в своей структуре отделы по опеке и попечительству, исполняющие переданные государственные полномочия.
25. Штатная численность отделов опеки и попечительства устанавливается в соответствии с рекомендациями уполномоченного органа исполнительной власти Челябинской области.
26. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий является расходным обязательством Челябинской области.
27. Исполнение органами местного самоуправления города Челябинска переданных государственных полномочий обеспечивается за счет средств субвенций, предоставляемых из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.
V. Ответственность за неисполнение настоящего Положения
28. Должностные лица органов местного самоуправления, органов, служб (организаций), учреждений несут ответственность за неисполнение,# либо ненадлежащее исполнение настоящего Положения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Челябинской области.
VI. Вступление в силу настоящего Положения
29. Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.
<< Назад |
||
Содержание Решение Челябинской городской думы третьего созыва от 26 февраля 2008 г. N 29/29 "Об утверждении Положения об организации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.