Постановление Главы города Магнитогорска Челябинской области
от 14 марта 2008 г. N 1829-П
"Об утверждении Положения о едином банке данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении"
Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 5 октября 2009 г. N 8691-П настоящее постановление признано утратившим силу
В целях совершенствования системы работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, во исполнение Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", руководствуясь Уставом города Магнитогорска, постановляю:
1. Утвердить Положение о едином банке данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении (далее по тексту Положение#) (приложение N 1).
2. Координация работы по организации единого банка данных персонифицированного учета возлагается на отдел по делам несовершеннолетних администрации города (Рубцов Б.М.).
3. Рекомендовать всем учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних руководствоваться утвержденным Положением.
4. Считать утратившим силу постановление главы города Магнитогорска от 12.08.2002 N 401-П "Об утверждении положения о порядке выявления и учета детей школьного возраста, не посещающих образовательные упреждения, и обеспечения гарантий получения ими основного общего образования".
5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя главы города Прохоренко В.П.
И.о. главы города |
В.Н. Сидоренко |
Приложение N 1
к постановлению главы города
от 14 марта 2008 г. N 1829-П
Положение
о едином банке данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",# и определяет требования по формированию единого банка данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении.
2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
единый банк данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении (далее именуется - единый банк данных), - совокупность сформированных информационных ресурсов, содержащих документированную информацию о проживающих на территории города семьях и детях, находящихся в социально опасном положении;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности (беспризорности) находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
II. Основные цели и задачи формирования и использования единого банка данных
3. Основные цели формирования единого банка данных:
- выявление и анализ причин семейного неблагополучия;
- создание системы оперативного реагирования и взаимодействия различных ведомств и учреждений, обеспечивающих выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении, и организацию работы с ними.
4. Формирование и использование единого банка данных предполагает решение следующих задач:
- создание единого межведомственного информационного поля для учета семей и детей, находящихся в социально опасном положении;
- создание механизма оперативного выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении;
- осуществление оперативного обмена информацией между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее именуются - органы и учреждения системы профилактики);
- координация усилий различных ведомств по защите прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
- согласование возможностей и разграничение компетенции организаций и ведомств по осуществлению социальной реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении, и по оказанию им помощи.
III. Основные направления деятельности по выявлению и учету семей и детей, находящихся в социально опасном положении
5. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:
1) Организуют и координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики путем:
- проведения мероприятий в связи с поступлением информации о семейном или детском неблагополучии;
- составления индивидуальных программ реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
2) Проводят профилактические беседы с несовершеннолетними, их родителями (законными представителями).
3) Ведут учет семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
4) Утверждают индивидуальные программы реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
5) Осуществляют контроль за исполнением программ реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
6) Осуществляют сбор информации от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
7) Анализирует результативность реализации индивидуальных программ реабилитации,# и возможность снятия семьи с учета.
6. Управление социальной защиты населения в пределах своей компетенции:
1) Организует системную работу по выявлению семей и детей, находящихся в социально опасном положении, и анализу деятельности учреждений социального обслуживания населения по оказанию им необходимой социальной помощи.
2) Осуществляет организацию обследования условий жизни семей, в которых родители уклоняются либо ненадлежащим образом выполняют обязанности по воспитанию детей
3) Осуществляет контроль передачи из учреждений социального обслуживания данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении.
4) Информирует Городскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в учреждениях и о проделанной работе с данной категорией семей и детей.
5) Организует работу учреждений по оказанию комплексной социальной помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении.
6) Направляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в специализированные учреждения.
7. Учреждения социального обслуживания в пределах своей компетенции:
1) Ведут учет семей и детей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в учреждениях.
2) Проводят изучение и анализ проблем семей с несовершеннолетними детьми, с целью выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
3) Проводят профилактические, просветительские социально-правовые мероприятия с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, по месту жительства.
4) Участвуют в реализации индивидуальных программ реабилитации семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
5) Осуществляют патронажные посещения семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
8. Отдел опеки и попечительства управления социальной защиты населения в пределах своей компетенции:
1) Организует работу по выявлению несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении# и принимает действенные меры по защите их прав.
2) Ведет учет данных о семьях и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении.
3) Направляет в Городскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав сведения о детях, находящихся в социально опасном положении.
4) Направляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в специализированные учреждения.
5) Осуществляет контроль за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними.
9. Управление образования администрации города и учреждения образования в пределах своей компетенции осуществляет:
1) Выявляют семьи и детей, находящихся в социально опасном положении, на основании:
- обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних;
- анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
- учета посещения несовершеннолетними учреждений образования;
- выявления несовершеннолетних, не получающих общего образования;
- учета и анализа совершения учащимися правонарушений и преступлений.
2) Ведут внутришкольный учет учащихся, находящихся в социально опасном положении.
3) Проводят воспитательно-профилактическую работу с учащимися, их родителями.
4) Участвуют в реализации индивидуальных программ реабилитации.
5) Информируют городскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении.
10. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в пределах своей компетенции:
1) Выявляют семьи и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних на основании:
- изучения и анализа оперативной обстановки;
- проведения специализированных рейдов;
- заявлений об уходах несовершеннолетних из дома, об их розыске;
- сообщений других территориальных органов внутренних дел;
- сообщений из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений;
- сообщений из органов прокуратуры, судов;
- информации управления и учреждений системы образования;
- информации управления и учреждений социальной защиты населения
- информации управления и учреждений системы здравоохранения о фактах обращения за оказанием медицинской помощи детям, пострадавшим вследствие насилия;
- сообщений трудовых коллективов;
- сообщений в средствах массовой информации;
- писем, заявлений и информации граждан.
2) Информируют городскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении.
11. Управление здравоохранения администрации города в пределах своей компетенции:
1) Организует системную работу по выявлению семей и детей, находящихся в социально опасном положении, и анализу деятельности учреждений здравоохранения по оказанию им необходимой медицинской помощи.
2) Осуществляет контроль за передачей из учреждений здравоохранения данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, -# в городскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
12. Учреждения здравоохранения в пределах своей компетенции:
1) При постановке женщин на учет по беременности определяют семейно-бытовые условия, свидетельствующие о потенциальном неблагополучии для протекания беременности и для новорожденного.
2) В ходе патронажа медицинского персонала над новорожденными# детьми раннего возраста и детьми-инвалидами определяют условия воспитания и условия жизни семьи ребенка.
3) Выявляют детей, пострадавших от насилия или жестокого обращения, а также нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении вследствие уклонения,# либо ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию детей.
4) Выявляют и оказывают медицинскую помощь несовершеннолетним, употребляющим спиртные напитки, наркотические и психотропные вещества# и информируют о таких фактах заинтересованные органы и учреждения системы профилактики.
5) Участвуют в реализации индивидуальных программ реабилитации.
6) Информируют управление здравоохранения администрации города и городскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о выявленных семьях и детях, находящихся в социально опасном положении.
IV. Порядок формирования единого банка данных
13. К органам и учреждениям системы профилактики, обеспечивающим выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и организацию работы с ними, относятся следующие структуры:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- управление и учреждения социальной защиты населения;
- управление образования и образовательные учреждения;
- управление и учреждения здравоохранения;
- отдел опеки и попечительства управления социальной защиты населения;
- подразделения по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел;
- центр занятости населения.
14. Единый банк данных формируется на основе сведений всех органов и учреждений системы профилактики и пополняется по мере поступления сведений о вновь выявленных семьях и детях, находящихся в социально опасном положении, и результатах проведенной с ними работы.
15. Выявление семей может осуществляться в следующих формах:
1) выявление в ходе выполнения основных служебных обязанностей специалистами системы профилактики;
2) активное выявление: рейды по улицам, подъездам, подвалам, чердакам, теплотрассам, в места массового отдыха, на рынках, ярмарках и т.д.
16. В соответствии с целями и задачами формирования, использования единого банка данных и организацией индивидуальной профилактической работы в отношении детей, находящихся в социально опасном положении, и их родителей (законных представителей), органы и учреждения системы профилактики осуществляют меры в пределах своей компетенции, предусмотренные действующим законодательством.
17. Организация и ведение персонифицированного учета детей и семей осуществляется отделом по делам несовершеннолетних администрации города на основании карт персонифицированного учета, составленных субъектами системы профилактики (Приложение 1).
18. Обязательные требования к формированию и использованию единого банка данных:
- стандартизация документированной информации о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении, ее программно-техническое обеспечение;
- полнота и достоверность документированной информации о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении;
- конфиденциальность информации, внесенной в единый банк данных.
19. Персонифицированный учет предусматривает:
1) выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении, составление карт персонифицированного учета;
2) сбор и систематизацию сведений о несовершеннолетнем и семье;
3) разработка программы индивидуально# профилактической работы для реабилитации и адаптации семьи и несовершеннолетних;
4) утверждение индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего;
5) рассылка программ реабилитации несовершеннолетнего субъектам системы профилактики, задействованным в ее исполнении;
6) контроль исполнения программы, при необходимости ее доработка или корректировка;
7) решение о снятии с персонифицированного учета.
20. Критерии для постановки на учет в банк данных:
1) Несовершеннолетних:
- злостное уклонение от учебы;
- употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача,# либо употребление одурманивающих веществ;
- употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- бродяжничество, попрошайничество;
- безнадзорность, беспризорность несовершеннолетних;
- совершение неоднократных правонарушений, повлекших применение административных взысканий;
- окончание срока содержания в специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации;
- совершение общественно опасного деяния и не привлечение# к уголовной ответственности в связи с не достижением# возраста, с которого наступает уголовная ответственность или, вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
- отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;
- освобождение из учреждений уголовно-исполнительной системы, возвращение из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если несовершеннолетние после освобождения находятся в социально опасном положении и нуждаются в социальной помощи и реабилитации;
- приговор суда за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобождение судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
- условная мера наказания, приговор к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
2) Семей:
- неисполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних детей и отрицательное влияние на их поведение, либо жестокое обращение с ними;
- злоупотребление спиртными напитками или наркотическими веществами;
- вовлечение своих несовершеннолетних детей в совершение правонарушений, преступлений, употребления# спиртных напитков, наркотических веществ.
21. Проверка достоверности поступившей информации проводится комиссионно - с привлечением специалистов органов и учреждений системы профилактики.
22. В случае необходимости отдел по делам несовершеннолетних может запрашивать дополнительные сведения, информацию в органах и учреждениях системы профилактики.
23. Руководители органов и учреждений системы профилактики независимо от ведомственной принадлежности представляют в отдел по делам несовершеннолетних сведения о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении, по форме согласно приложению N 1, а также информацию о проделанной с ними работе и акты первичного обследования жилищно-бытовых условий семьи (приложение N 2).
24. Ответственность за своевременное представление сведений в единый банк данных возлагается на руководителей органов или учреждений системы профилактики независимо от ведомственной принадлежности.
25. При выявлении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений заполняется карта персонифицированного учета (приложение N 1).
26. Информация о выявленном несовершеннолетнем или семье, находящейся в социально опасном положении, в течение семи дней направляется в отдел по делам несовершеннолетних.
27. В случае отсутствия объективной информации о ситуации в семье, недостаточности сведений о ней, отдел по делам несовершеннолетних в течение 3-х дней со дня получения информации организует первичное обследование условий жизни указанной семьи, результатом которого должен быть акт обследования с рекомендациями по работе с данной семьей (приложение N 2).
28. Не позднее 14-ти дней после получения первичной информации отдел по делам несовершеннолетних составляет проект индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего (приложение N 3).
29. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на своих заседаниях рассматривают предложения по организации работы с несовершеннолетним, семьей, и утверждает индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего. Копии индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего рассылаются во все учреждения - субъекты системы профилактики, задействованные в исполнении программы.
30. Контроль за исполнением программы осуществляет отдел по делам несовершеннолетних. Субъекты системы профилактики не реже одного раза в квартал отчитываются за исполнение программы на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
31. В зависимости от степени неблагополучия семьи может быть установлена различная периодичность посещений для контроля за ситуацией и оказания помощи. После каждого контрольного посещения семьи специалистами составляется акт контрольного обследования с указанием рекомендаций по дальнейшей работе с семьей, который затем хранится в банке данных.
32. Работа по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего, ведется в рамках утвержденной комиссией по делам несовершеннолетних индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего.
33. Выполнение заложенных мероприятий и результативность работы анализируется не менее одного раза в полугодие, по необходимости указанная программа корректируется.
34. Основаниями для снятия семей и несовершеннолетних с учета как находящихся в социально опасном положении являются:
- выполнение индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего и устранение причин и условий, создавших социально опасное положение несовершеннолетнего;
- достижение совершеннолетия или приобретение дееспособности в полном объеме в возрасте до 18 лет;
- наступление иных обстоятельств.
35. Руководители органов и учреждений системы профилактики имеют право обратиться в отдел по делам несовершеннолетних, где формируется и хранится банк данных, с письменным запросом для получения информации о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении, и основаниях постановки их на учет, а также об органе системы профилактики, осуществляющем индивидуально-профилактическую работу с конкретной семьей или несовершеннолетним.
Начальник отдела по делам несовершеннолетних |
М.Б. Рубцов |
Приложение N 1
Карта
персонифицированного учета
_______________________________________________________________
(наименование органа, выявившего несовершеннолетнего,
находящегося в социально опасном положении)
Дата выявления __________________________________________________________
Ф.И.О. несовершеннолетнего ______________________________________________
Дата рождения ___________________________________________________________
Место жительства ________________________________________________________
Обстоятельства, при которых был выявлен несовершеннолетний ______________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Причины нахождения несовершеннолетнего в социально опасном состоянии:
- находится без надзора родителей (законных представителей);
- не имеет места жительства, места пребывания;
- находится в обстановке, представляющей опасность для жизни, здоровья;
- находится в обстановке, не отвечающей требованиям воспитания,
содержания;
- совершает правонарушения;
- совершает антиобщественные деяния;
- другие причины (указать, какие) _______________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Сведения о родителях:
|
Ф.И.О. |
Число, месяц, год рождения |
Место жительства |
Занятость |
МАТЬ |
|
|
|
|
ОТЕЦ |
|
|
|
|
ЗАКОННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ |
|
|
|
|
Подпись лица, заполнившего карту (Ф.И.О., должность, контактный телефон)
_________________________________________________________________________
Дата поступления карты в ГКДН и ЗП ______________________________________
Решение ГКДН и ЗП о разработке индивидуальной программы реабилитации
несовершеннолетнего и проведении индивидуальной профилактической работы в
отношении несовершеннолетнего и его семьи (дата, N протокола) ___________
Инспектор ГКДНиЗП _______________________
Приложение N 2
Утверждаю
___________________________________
наименование должности руководителя
___________________________________
Ф.И.О. и подпись руководителя
___________________________________
дата утверждения
Акт
Обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего
Дата составления
1. Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего ___________________________
_________________________________________________________________________
3. Число, месяц, год рождения, место рождения ___________________________
4. Адрес, телефон: ______________________________________________________
5. Паспортные данные ____________________________________________________
6. Состав семьи обследуемого:
N |
Ф.И.О. |
Родственные отношения |
Дата рождения |
Место работы (учебы), должность |
Размер, источники доходов |
|
|
|
|
|
|
7. Участие каждого из родителей в воспитании и содержании
несовершеннолетнего
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
8. Сведения о несовершеннолетнем:
а) занятие (учреждение образования, группа (класс), не получает
образование)
б) успеваемость _________________________________________________________
в) занятость в свободное время __________________________________________
г) условия проживания несовершеннолетнего _______________________________
д) кто осуществляет уход за несовершеннолетним __________________________
е) состояние здоровья несовершеннолетнего (жалобы на состояние здоровья,
имеются ли отклонения в развитии, учет у врачей узкой специальности и
др.) ____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
ж) организация отдыха (каникулярное время, летнее) ______________________
9. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими членами
семьи ___________________________________________________________________
10. На несовершеннолетнего выплачивается пенсия _________________________
пособие, _________ алименты, ________получает заработную плату _________.
14. Размер и благоустройство жилья ______________________________________
15. В какой помощи нуждается несовершеннолетний (семья) (социальной,
правовой, педагогической, психологической, материальной)_________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи
несовершеннолетнему
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Исполнитель
Приложение N 3
Утверждаю
Председатель комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав
___________________________________
подпись, дата утверждения
Индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетнего
Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего_______________________________
Возраст, вид занятий_____________________________________________________
Адрес места жительства:__________________________________________________
Сведения о родителях ____________________________________________________
|
Ф.И.О. |
Число, месяц, год рождения |
Место жительства |
Занятость |
МАТЬ |
|
|
|
|
ОТЕЦ |
|
|
|
|
ЗАКОННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ |
|
|
|
|
Основные показатели и характеристика социально опасного положения
несовершеннолетнего
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Вид помощи |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственный за оказание помощи |
Результаты выводы |
Социальная |
|
|
|
|
Материальная |
|
|
|
|
Педагогическая |
|
|
|
|
Психологическая |
|
|
|
|
Коррекционная |
|
|
|
|
Медицинская |
|
|
|
|
Правовая |
|
|
|
|
Иной вид помощи |
|
|
|
|
Подписи ответственных:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено Положение, которым определены основные цели и задачи формирования и использования единого банка данных; направления деятельности по выявлению и учету семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Постановление Главы города Магнитогорска Челябинской области от 14 марта 2008 г. N 1829-П "Об утверждении Положения о едином банке данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 5 октября 2009 г. N 8691-П настоящее постановление признано утратившим силу