В соответствии с постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25.10.2007 г. N 890 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года", в целях определения ключевых направлений в деятельности органов местного самоуправления Южноуральского городского округа на повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики городского округа, Собрание депутатов решает:
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26 марта 2014 г. N 1949 постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 25 октября 2007 г. N 890 признано утратившим силу
1. Принять Стратегию социально-экономического развития Южноуральского городского округа до 2020 года (прилагается).
2. Опубликовать настоящее решение в официальном печатном издании "Официальный Южноуральск".
Председатель Собрания депутатов |
Е.А. Соболев |
Утверждена:
решением Собрания депутатов
Южноуральского городского округа
от 26 февраля 2008 г. N 458
Стратегия
социально-экономического развития Южноуральского городского округа
до 2020 года
г.Южноуральск
2008
Введение
Стратегия социально-экономического развития Южноуральского городского округа до 2020 года (далее стратегия#) разработана в соответствии с Постановлением Законодательного собрания области от 25.10.2007 года N 890, распоряжением Главы городского округа от 27.11.2007 года N 437-К "О создании рабочей группы по разработке стратегии социально-экономического развития Южноуральского округа до 2020 года", а также с действующими или намеченными к реализации на территории городского округа федеральных, региональных и муниципальных программ и проектов, других прогнозно-аналитических документов по решению комплексных или локальных проблем развития муниципального образования.
Стратегия определяет ключевые направления деятельности органов местного самоуправления на этот период, обеспечивающие достижение таких стратегических целей развития городского округа, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики городского округа
Цель стратегии - рост благосостояния и качества жизни населения за счет устойчивого и динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики муниципального образования и предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на:
- экономическое развитие;
- социальное развитие;
- эффективное использование ресурсов;
- совершенствование среды.
1. Оценка социально-экономического положения и потенциала Южноуральского городского округа
1.1. Общая характеристика социально-экономического положения городского округа.
Южноуральск - город областного подчинения. Расположен в 90 км южнее Челябинска на реке Увелька в 7 км от железнодорожной станции Нижне-Увельская, на автомагистралях Челябинск-Троицк,# Южноуральск - Магнитогорск. С Челябинском Южноуральск связан железнодорожным и автомобильным транспортом.
Город Южноуральск преобразован из рабочего поселка Южноуральский в феврале 1963 года. Основан в 1745 году как Нижнеувельский острог Челябинского уезда Исетской провинции.
В настоящее время Южноуральск - компактный промышленный город, занимает площадь 11057га. Численность населения 39 тыс.чел.
Земельные ресурсы
Общая площадь земельных ресурсов на территории городского округа - 11057га#, из них:
- площадь лесов - 744.1га#;
- площадь водных ресурсов - 1759.0га#.
Территория промышленных предприятий - 980га#.
Из общей площади земельных ресурсов:
- площадь земель, находящихся в собственности РФ - 2610га# (23.6%);
- площадь земель, находящихся в государственной собственности - 8433га# (76.3%);
- площадь земель, находящихся в собственности субъекта РФ - 14га# (0.1%).
На 1.12.2007г. в собственности юридических и физических лиц зарегистрировано право собственности на 1029.6га, в том числе физических лиц - 908.5га#.
Земельных участков, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию на 1.12.2007г. не зарегистрировано, т.к. не проведено разграничение земель, находящихся в государственной собственности. На территории городского округа имеются свободные земельные участки для размещения объектов промышленно-гражданского назначения.
Трудовые ресурсы
Трудовой потенциал Южноуральского городского округа за 2000-2006 годы характеризуется следующими показателями:
Демографическая характеристика населения городского округа:
N пп# |
|
Ед.изм. |
2000г. |
2006г. |
% 2006г. к 2000г. |
1 |
Численность населения на начало года |
чел. |
39800 |
39000 |
98 |
2 |
Коэффициент рождаемости |
на 1000 населе-ния |
8.7 |
8.7 |
100 |
3 |
Коэффициент смертности |
на 1000 населе-ния |
15.9 |
16.2 |
101.9 |
4 |
Коэффициент качественного прироста населения |
на 1000 населе-ния |
-7.2 |
-7.5 |
х |
5 |
Миграция населения: прибыло убыло |
чел. чел. |
874 706 |
871 731 |
99.7 103.5 |
6 |
Миграционный прирост |
чел. |
168 |
140 |
83.3 |
7 |
Доля малоимущих граждан, зарегистрированных в органах социальной защиты |
% |
х |
18.6 |
х |
Распределение населения по возрастным группам:
N пп |
Показатели |
Ед.изм. |
Годы |
% к общей численности населения |
||
2000г. |
2006г. |
2000г. |
2006г. |
|||
1 |
Население моложе трудоспособного |
тыс.чел. |
7.8 |
6.3 |
19.5 |
16.1 |
2 |
Население в трудо-способном возрасте (женщины от 16 до 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет) |
тыс.чел. |
23.1 |
23.8 |
58.1 |
61.1 |
3 |
Население старше трудоспособного возраста |
тыс.чел. |
8.9 |
8.9 |
22.4 |
22.7 |
Показатели состояния рынка труда:
N пп |
Показатели |
Ед.изм. |
2006г. |
1 |
Трудовые ресурсы |
чел. |
23700 |
2 |
Численность занятых в экономике |
чел. |
17400 |
3 |
Уровень зарегистрированной безработицы |
% |
2.6 |
4 |
Численность зарегистрированных безработных |
чел. |
448 |
5 |
Средняя продолжительность безработицы |
мес. |
4.5 |
6 |
Коэффициент напряженности на рынке труда в расчете на 1 вакансию |
чел./вак. |
3.6 |
За период 2000-2006 годы население городского округа уменьшилось на 800 человек, показатель смертности населения почти в 2 раза опережает показатель рождаемости. Отмечается миграционный прирост населения. На 3% возросла численность трудоспособного населении, на 16.1% снизилась численность населения моложе трудоспособного. Численность населения старше трудоспособного осталась на прежнем уровне.
На 1.01.07г.# уровень зарегистрированной безработицы по городскому округу составил 2.6%, число зарегистрированных безработных - 448 чел., средняя продолжительность безработицы составила 4.5 месяца.
С ростом промышленного производства и развитием наукоемких технологий на рынке труда повышаются требования работодателей к качеству рабочей силы.
В настоящее время ощущается нехватка квалифицированных кадров по отдельным профессиям и специальностям.
Структура профессионального образования смещена в пользу высшей школы, причем гуманитарного направления. Не востребованы юристы, бухгалтеры, менеджеры без опыта работы.
Востребованы инженерные кадры технических специальностей.
Структура начального и среднего профессионального образования не отвечает потребностям рынка труда, поэтому спрос на квалифицированных рабочих и специалистов не удовлетворен.
Индустрия и бизнес
Своим рождением и дальнейшим развитием город обязан Южноуральской ГРЭС, на базе которой построены предприятия: заводы радиокерамики, арматурно-изоляторный, "Кристалл", фарфоровый, ремонтно-механический, металлоконструкций, молочный и хлебозавод.
На крупных промышленных предприятиях города выпускается линейная арматура и изоляторы для линий высоковольтных передач, кварц и пьезокварц, металлоконструкции, прицепы, комплектующие детали для электронной промышленности, строительные материалы и фарфоровая посуда, молоко и хлебопродукты.
Основные крупные и средние промышленные предприятия, определяющие экономику городского округа: филиал ОАО "ОГК-3" "Южноуральская ГРЭС", группа предприятий "ЮАИЗ", ОАО "ЮЗРК", ОАО завод "Кристалл", ООО "Конструкт-Урал", ООО "Южуралтрейлер", ОАО "ЮМЗ".
88.3% промышленной продукции выпускается на Южноуральской ГРЭС и группе предприятий ЮАИЗ.
На 1 января 2007 года 39.3% промышленной продукции города выпускалось на обрабатывающих производствах, 60.7% - предприятиями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды.
Производственный потенциал
Доля промышленного производства в общегородском объеме:
1. Филиал ОАО "ОГК-3" "Южноуральская ГРЭС" - 58.9%.
2. Группа предприятий "ЮАИЗ" - 9.4%.
3. ОАО "ЮМЗ" - 4.8%.
4. ООО "Южуралтрейлер" - 3.6%.
5. ОАО завод "Кристалл" - 2.5%.
6. ООО "Конструкт-Урал" - 3.6%.
7. ОАО "ЮЗРК" - 1.3%.
Прибыльно завершили 2006 год группа предприятий ЮАИЗ, ОАО завод "Кристалл", ОАО "ЮМЗ", ООО "Южуралтрейлер", ОАО "ЮЗРК", ОАО "Энергия-21" и другие.
Завершили процедуру финансового оздоровления (банкротства) два предприятия ОАО "ЮРМЗ" и ЗАО "Уральский фарфор". На базе ОАО "ЮРМЗ" образовалось эффективно работающее предприятие ОАО "Южуралтрейлер".
Во внешнеэкономической деятельности участвуют два предприятия (ОАО завод "Кристалл" и ОАО "ЮАИЗ"). 95% продукции завода "Кристалл" и 25% продукции в области линейной изоляции ОАО "ЮАИЗ" поставляются на экспорт.
Город имеет развитую инфраструктуру (транспорт, ЖКХ, энергосети, связь). Финансовый сектор представлен филиалами пяти крупных банков. В городе активно развивается малый и средний бизнес.
На 01.01.2007г. в городском округе зарегистрировано 1337 предпринимателей и 279 малых предприятий. К уровню 2000 года число малых предприятий увеличилось в три раза, численность работающих на малых предприятиях возросла в 2 раза, из них доля занятых в промышленности составляла - 13%, в строительстве - 8.2% , в торговле и общественном питании - 36%, в сфере оказания услуг-32%#.
Всего в малом бизнесе занято около 5.2 тыс. человек, что составляет 30% трудоспособного населения города.
Малый бизнес активно занимается производством мебели и полимерных изоляторов, нестандартного оборудования и художественной керамики, строительством домов, обслуживанием жилого фонда и благоустройством города, хлебопечением и производством изделий из мрамора.
Удельный вес объема продукции, выпускаемой субъектами малого предпринимательства, составляет около 12%.
Доля субъектов малого предпринимательства в общем объеме розничного товарооборота и услуг населения составляет 90%.
Доля налоговых поступлений во все уровни бюджетов составляет около 12%, доля собственных доходов в городской бюджет - 24.6%.
Приоритетными направлениями развития малого предпринимательства на 2006-2010 годы являются:
- малое промышленное производство;
- производство ТНП и продовольственных товаров;
- малая стройиндустрия;
- оказание бытовых, жилищно-коммунальных, ремонтно-строительных, транспортных, туристических, медицинских, образовательных, информационных услуг, а также услуг по благоустройству города;
- энерго- и ресурсосбережение.
Коммуникации
Город имеет разветвленную дорожную сеть. По территории города проходят автомобильные дороги М-36 Челябинск - Троицк до границы с республикой Казахстан, Южноуральск - Магнитогорск. Автобусное сообщение поддерживается между городами: Челябинск, Магнитогорск, Кустанай, Троицк, Пласт и населенными пунктами Увельского района.
Развита сеть телекоммуникаций. По количеству квартирных телефонов в расчете на 1000 человек населения занимает четвертое место в Челябинской области.
Социальная сфера
Широко развита социальная сфера: 7 школ, 11 дошкольных учреждений, 2 профессиональных училища, энергетический техникум, 5 представительств ВУЗов, муниципальный Дом культуры, кинотеатр "Экран", городской парк и городской музей, детская школа искусств, 5 библиотек, физкультурно-оздоровительный комплекс с двумя плавательными бассейнами и стадион, больница с поликлиникой, 8 аптечных пунктов. Заканчивается строительство акушерского корпуса.
На конец 2007 года дошкольные учреждения посещали 2081 чел.,школы -3581 чел. ( проектная мощность -4850 чел.). Обеспеченность дошкольными учреждениями составляет 99%, школами - 135.4%
В городе проживает более 15.4 тыс.семей, 9.2 тыс.детей, 23.8 тыс.населения трудоспособного возраста.
Жилой фонд составляет 827 тыс.кв.м. Продолжается строительство многоквартирного жилья в новых микрорайонах и индивидуального в поселках. Средняя обеспеченность общей площадью одного жителя составляет 20.8 кв.м.
Среднемесячная заработная плата по городскому округу за 2006 год составила 7772.6 рублей, что на 20% ниже среднеобластного уровня, в том числе по отраслям экономики:
- обрабатывающие производства - 7264.9 руб.
- коммунальное хозяйство - 4141.6 руб.
- транспорт и связь - 9120.5 руб.
Бюджетная сфера:
- образование - 4755.6 руб.
- здравоохранение - 5170.8 руб.
Активно развивается ипотечное кредитование. Совместно с Фондом ипотечного кредитования в 2006 году сдан в эксплуатацию 53-квартирный дом, в 2007 году планируется сдача 73-квартирного жилого дома по ул.Мира.
В списках очередности администрации на получение жилья по социальному найму состояло 457 семей.
В рамках реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России на 2006-2007 годы 46 молодых семей получили сертификаты на получение субсидии.
37 участников подпрограммы "Обеспечение жильем работников бюджетных учреждений" получили свидетельства о выделении субсидий на приобретение жилья.
По подпрограммам "Обеспечение земельных участков объектами коммунальной инфраструктуры" и "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" велась реконструкция главного коллектора бытовой канализации и разработка генерального плана городского округа.
Продолжались работы по формированию жилых зон на территории городского округа (п.Плановый-3 на 83 индивидуальных жилых дома, микрорайона "Южный", который включает 29 многоэтажных домов и 26 объектов соцкультбыта, в том числе школа и 3 детских сада). Завершена разработка, проведены публичные слушания и подписано постановление Главы городского округа об утверждении проекта планировки микрорайона "Е". В микрорайоне предполагается строительство 27 многоэтажных домов, школы, 2 детских садов и 12 прочих объектов соцкультбыта. Ведется разработка проектов планировки поселков "Рощино-2" и "Центральный".
Объем жилищного строительства сдерживается из-за не развитой инфраструктуры вновь строящихся микрорайонов.
По итогам 2006 года среди 43 муниципальных образований городской округ занимал следующие места:
Наименование показателя |
Место в области |
Динамика инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования |
12 |
Ввод в действие жилых домов на 1 жителя |
6 |
Среднемесячная заработная плата работников |
14 |
Объем платных услуг в расчете на душу населения |
5 |
Основные показатели социально-экономического развития городского округа за 2006 год приведены в таблице.
Основные показатели Социально-экономического развития Южноуральского городского округа за 2006 год
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2006г. |
Земельные ресурсы |
|
|
Общая площадь земельного фонда |
тыс. га |
11.1 |
Водные ресурсы и водопотребление |
|
|
Потребление водных ресурсов |
млн. куб.м. в год |
4.2 |
в т.ч.питьевая вода |
-"- |
4.2 |
Из общего количества потребляемой воды используется промышленностью |
-"- |
0.8 |
Сброс сточных вод |
-"- |
5.6 |
Количество вредных веществ, сбрасываемых в водоемы |
тонн в год |
2989.8 |
Население |
|
|
Численность населения - всего |
тыс.чел. |
39 |
в т.ч. городское население |
-"- |
38.8 |
сельское население |
-"- |
0.2 |
Трудовые ресурсы |
|
|
Население в трудоспособном возрасте |
-"- |
23.7 |
Занято в народном хозяйстве (с предпринимателями) |
-"- |
17.4 |
в т.ч.в отраслях материального производства |
-"- |
14.3 |
в промышленности |
-"- |
5826 |
Естественный прирост (убыль) населения |
чел. |
-271 |
Миграционный прирост населения |
-"- |
185 |
Численность пенсионеров |
-"- |
11247 |
Жилищные условия |
|
|
Наличие общей площади жилых домов |
тыс.кв.м |
827 |
Общая площадь ветхих и аварийных домов |
-"- |
23.3 |
Обеспеченность общей площадью одного жителя |
кв.м. |
20.8 |
Ввод жилья за последний отчетный год (2006г.) |
тыс.кв.м. |
16.8 |
Образование |
|
|
Обеспеченность местами детей, находящихся в постоянных дошкольных учреждениях |
Число детей на 100 мест |
101 |
Коэффициент сменности по общеобразовательным школам |
|
1.2 |
Рабочая площадь общеобразовательных школ на 1-го учащегося |
кв.м. |
7.2 |
Здравоохранение |
|
|
Обеспеченность больничными койками на 10 тысяч человек |
коек |
83.1 |
Обеспеченность поликлиническими учреждениями на 10 тысяч человек населения |
Посещений в смену |
224 |
Промышленность |
|
|
Отгружено товаров собственного производства |
-"- |
5956.2 |
Социальное развитие |
|
|
Доходы населения (зарплата, пенсии, пособия и пр.) |
млн.руб. в год |
1407.3 |
Среднемесячная заработная плата на одного работающего |
руб. |
7772,6 |
в т.ч. в материальном производстве (без ЮУ ГРЭС) |
-"- |
7773.3 |
в бюджетной сфере |
-"- |
5016.7 |
Среднемесячный размер пенсий |
-"- |
2873.01 |
Бытовое обслуживание |
|
|
Платные услуги |
млн. руб. |
521.9 |
в т.ч.общий объем бытовых услуг, оказываемый населению |
-"- |
150.5 |
Торговля и общественное питание |
|
|
Общий объем розничного товарооборота |
-"- |
1176.9 |
Капитальные вложения |
|
|
Освоение инвестиций |
-"- |
715.8 |
в т.ч.за счет средств: местного бюджета |
-"- |
18.2 |
Федерального бюджета |
-"- |
5.2 |
бюджет субъекта федерации |
-"- |
11 |
прочие средства |
-"- |
482.9 |
Освоение инвестиций на объектах производственного назначения |
-"- |
189.8 |
Освоение инвестиций на объектах непроизводственного назначения |
-"- |
526 |
Освоение средств в жилищном строительстве |
-"- |
249.3 |
Доходы местного бюджета - всего: |
млн. руб. |
301.2 |
в т.ч.налог на прибыль |
-"- |
71.5 |
Налоги на совокупный доход |
-"- |
16.3 |
Налог на имущество |
-"- |
5.9 |
ресурсные платежи |
-"- |
6.9 |
Прочие доходы |
-"- |
0.09 |
дотации, субвенции, субсидии |
-"- |
185.5 |
Расходы бюджетных средств - всего: |
-"- |
305.2 |
в т.ч.государственное управление |
-"- |
24.5 |
ЖКХ |
-"- |
20.2 |
образование |
-"- |
132.2 |
культура |
-"- |
9 |
здравоохранение |
-"- |
27.8 |
социальная политика |
-"- |
42.2 |
капложения |
-"- |
28.2 |
прочие расходы |
-"- |
21.1 |
Климат и природа
Южноуральский городской округ расположен в зоне континентального климата с холодными зимами и теплым летом. Средняя температура: в январе: -150 - 170С, в июле: +160 - +180С.
Город окружен смешанными лесами (береза, осина, сосна).
Водоснабжение городского округа осуществляется из водохранилища, образованного при слиянии рек Увелька и Кабанка. На берегу водохранилища произрастает Кичигинский сосновый бор, являющийся памятником природы. В живописных местах по берегу водохранилища в летний период организованы места отдыха для детей и досуга для населения округа.
Состояние окружающей среды
Водопотребление и водоотведение
Источником водоснабжения города является Южноуральское водохранилище, также предназначенное для технического водоснабжения Южноуральской ГРЭС и одновременно используемое в качестве пруда-охладителя.
Водопотребление в 2006 году по сравнению с 2000 годом уменьшилось на 15% и составило 4.2 млн.м3. Потребление водных ресурсов промышленными предприятиями уменьшилось в 2 раза и составило 0.4 млн.м3.
Уменьшение водопотребления произошло за счет более рационального использования воды населением и промышленными предприятиями. За прошедшие 4 года сброс сточных вод в реку Увелька увеличился на 1.5% и составил в 2006 году 5.6 млн.м3.
Сточные воды от промышленных предприятий, в том числе от ЗАО "Уральский фарфор", ОАО завод "Кристалл", ОАО "ЮЗРК", ОАО "ЮАИЗ", ОАО "Конструкт-Урал", а также промливневые стоки от ОФС ЮМУП "Водоканал" в количестве 461.3 тыс.м3 (44.8% от общего сброса) относятся к категории недостаточно очищенных.
Городские очистные сооружения проектной мощностью 14 тыс.м3/сутки имеют утвержденные предельно-допустимые сбросы вредных веществ. За 2006 год сброшено 5.6 млн.м3 (89% от общего сброса). Сбрасываемые сточные воды относятся к недостаточно очищенным, но в пределах лимитируемых. В течение года залповых сбросов не было. В 2006 году основным приоритетным направлением по очистке воды было завершение реконструкции фильтров доочистки на ЮМУП "Водоканал", начатое в 2001 году. В 2004 году эта работа завершена и позволила приблизить качество сбрасываемой воды в реку Увелька до нормативов рыбохозяйственного значения.
Состояние воздушного бассейна
В городе основным загрязнителем атмосферного воздуха является филиал ОАО ОГК-3 "Южноуральская ГРЭС". Выбросы от всех промышленных предприятий в 2006 году составили 63.3 тыс. тонн, что на 4% ниже уровня 2000 года. Выбросы промышленных предприятий без Южноуральской ГРЭС составили 536.7 тн. в год.
Снижение выбросов произошло по следующим причинам:
- уменьшение выработки электроэнергии ЮУ ГРЭС;
- перераспределение используемого топлива (снизилась доля угля и увеличилась доля газа).
Согласно среднегодовой розе ветров выбросы загрязняющих веществ на город
составляют 18.3 тыс. тонн в год или 456кг. в год на 1 жителя.
Инвестиционный потенциал
Преимущества и возможности инвестиционной деятельности на территории городского округа
- выгодное стратегическое местоположение: проходят трассы, соединяющие Европу с Дальним Востоком и республиками Средней Азии;
- развитую сеть автомобильных дорог, других транспортных коммуникаций с современной инфраструктурой;
- обеспеченность резервными энергомощностями;
- наличие резервной земли под бизнес - объекты, индивидуальное и многоэтажное жилищное строительство;
- развитую стройиндустрию;
- высокий образовательный уровень населения и высокую квалификацию специалистов в области энергетики, керамики, металлообработки, сварки, строительства;
- наличие базы для подготовки профессиональных кадров.
Для решения территориальных проблем городского округа используются средства отечественных инвесторов, предпринимателей и населения, средств областного и городского бюджетов.
Бюджет
Структура бюджета городского округа представлена в основных показателях социально-экономического развития городского округа за 2006 год.
Доходы городского бюджета за 2006 год составили 301.2 млн.руб., в т.ч.
- собственные доходы -115.7 млн.руб. (38.4%);
- дотации, субвенции, субсидии - 185.5 млн. руб. (61.1%).
В целях увеличения доходов городского бюджета следует провести мероприятия по эффективному использованию муниципальной собственности (аренда) и муниципальных земель, по реструктуризации бюджетной сферы городского округа, увеличить количества и долю платных услуг, оказываемых населению городского округа, откорректировать ставки по налогам, зачисляемым в городской бюджет.
После проведения мероприятий по разграничению земель по формам собственности провести регистрацию права собственности муниципального образования на земельные участки, с целью получения платы от аренды за землю в размере 100% в городской бюджет.
Управление социально-экономическим развитием Южноуральского городского округа
В целях эффективного управления социально-экономическим развитием городского округа и мер, принимаемых органами местного самоуправления, направленных на развитие муниципального образования и более эффективное использование имеющихся ресурсов для улучшения условий жизни населения, ведения бизнеса и повышения уровня экономической безопасности на территории городского округа разработаны и утверждены:
- комплексная программа социально-экономического развития Южноуральского городского округа на 2006-2010 годы;
- 22 целевые программы по разным отраслям экономики;
- Завершается разработка генерального плана развития городского округа.
1.2. Анализ социально-экономического положения
Основные показатели социально-экономического развития Южноуральского городского округа за 2000-2006 годы
Рост промышленного производства - в 7.4 раза в действующих ценах, в сопоставимых ценах - на 73.1% |
Рост объема инвестиций в основной капитал - в 3.63 раза в действующих ценах, в сопоставимых ценах - на 95.8% |
Ввод в действие жилых домов - 125.1 тыс.кв.м. Прирост площади - 3.2 кв.м. на 1 человека |
Рост среднемесячной заработной платы - в 4.8 раза, реальной заработной платы (с учетом инфляции) - в 1.65 раз |
Рост оборота розничной торговли - в 5.42 раза в действующих ценах, в сопоставимых ценах - на 163% |
Рост объема платных услуг - в 3.83 раза в действующих ценах, в сопоставимых ценах - на 100.4% |
"Динамика роста объёмов промышленного производства за 2000 - 2006 годы (в действующих и сопоставимых ценах )"
"Динамика роста объёмов промышленного производства за 2000 - 2006 годы (в % к предыдущему году в сопоставимых ценах)"
"Динамика роста инвестиций в основной капитал а 2000 - 2006 годы (в % к предыдущему году в сопоставимых ценах)"
1.3. Swot - анализ социально-экономического положения Южноуральского городского округа
Сильные стороны
Выгодное стратегическое положение, наличие развитой инфраструктуры |
Наличие проектных центров, 3 организации выполняют проектные работы |
Развитая банковская система (5 филиалов) |
Наличие квалифицированной рабочей силы, в экономике города занято 17.8 тыс. чел. или 45.6% от населения городского округа |
Развитая система образования, в городе 5 представительств высших учебных заведений |
Благоприятные условия для отдыха и туризма |
Слабые стороны
Недостаточная конкурентоспособность некоторых отраслей и производств в машиностроении |
Недостаточный приток инвестиций в инфраструктурные отрасли |
Снижение численности населения (в среднем на 200 человек в год), невысокая продолжительность жизни населения по сравнению с развитыми странами |
Неблагоприятная экологическая ситуация |
2. Выбор сценариев развития городского округа
Разработка сценарных условий социально-экономического развития городского округа до 2020 года осуществлялась по двум основным вариантам - 1 и 2 (инерционный и инновационный). Оба варианта исходят из финансовых прогнозных оценок внешнеэкономических условий. Различия по вариантам объясняются изменением динамики конкурентоспособности российского бизнеса и предприятий городского округа, а также масштабами инвестиционной привлекательности территории городского округа и интенсивностью реализации правительственного пакета мер и инвестиционных проектов на территории городского округа, направленных на ускорение экономического роста.
Вариант 1 (инерционный) отражает развитие экономики городского округа при продолжающемся ухудшении конкурентоспособности отечественной продукции, низкой инвестиционной привлекательности территории городского округа, недостатком притока инвестиций в инфраструктуру городского округа, низкими темпами жилищного строительства, низкими доходами населения, ухудшением демографической ситуации в городском округе.
Вариант 2 (инновационный) ориентирован на повышение конкурентоспособности бизнеса, увеличение эффективности частных и государственных инвестиций и активизацию структурных сдвигов в экономике городского округа.
Вариант предполагает создание условий для стимулирования новых видов деятельности и новых точек роста - строительство новых предприятий и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, динамичное развитие социальной сферы городского округа, строительство жилья, увеличение численности населения городского округа до 42-45 тыс. чел., повышение платежеспособности и снижение уровня бедности населения городского округа.
Второй вариант сценарных условий рассматривается как основной для разработки Стратегии социально-экономического развития Южноуральского городского округа до 2020 года.
3. Цели, направления и задачи стратегического развития Южноуральского городского округа
Цель стратегии - рост благосостояния и качества жизни населения городского округа за счет устойчивого и динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики Южноуральского городского округа. Улучшения условия жизнедеятельности, повышения доходов и занятости.
Направления
Экономическое развитие |
Социальное развитие |
Эффективное использование ресурсов |
Совершенствование сферы обитания |
Стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности |
Совершенствование системы здравоохранения |
Совершенствование управления муниципальным имуществом |
Улучшение состояния окружающей среды |
Создание условий для развития производства и предпринимательства |
Совершенствование системы образования |
Регулирование земельных отношений |
Обеспечение общественного порядка и безопасности |
Развитие инфраструктуры |
Совершенствование системы социальной поддержки населения |
Совершенствование системы управления бюджетным потенциалом |
Регулирование планировки и застройки территории муниципального образования. |
Регулирование рынка труда |
Решение демографических проблем, создание условий для развития культуры |
Развитие местного самоуправления |
Благоустройство и инженерное обустройство территории |
Создание условий для развития физической культуры и спорта |
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства |
||
Развитие информационного пространства |
Задачи
Экономический блок |
|
Социальный блок |
Обеспечение ежегодного прироста промышленного производства не менее 3-6% |
|
Увеличение продолжительности жизни населения городского округа не менее 72 лет |
Доведение к 2020 году ежегодного объема инвестиций до 3.3 - 4.7 млрд.рублей |
|
Сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 5-6% (в 2006 г. - 18.6%) |
Увеличение ежегодных объемов строительства до 41-48 тыс.кв. метров (1.04-1.2 кв. м. на душу населения) |
|
Рост реальных доходов и реальной заработной платы населения не менее чем в 3.5 - 4 раза |
Вхождение в число 10 лучших территорий Челябинской области по уровню социально-экономического развития (2006 г. - 17 место по оценке Министерства экономического развития |
|
Увеличение обеспеченности жильем с 20.8 кв. м. в 2006 г. до 30 кв. м. в 2020 г. на одного человека |
Экономический блок
Приоритетные направления
Выявление и развитие "точек ускоренного роста" экономики ЮГО с целью концентрации финансовых, природных и трудовых ресурсов для получения максимальны результатов |
Выявление и развитие "точек стратегического дохода" ЮГО с целью получения сверх обычных доходов |
Выявление и развитие "территориальных точек роста" с целью ускорения роста муниципального образования ЮГО на основе их конкурентных преимуществ |
Развитие отраслей экономики |
1 |
2 |
3 |
4 |
Развитие малого и среднего предпринимательства |
Эффективное управление муниципальным имуществом, земельными участками, находящимися в собственности городского округа |
Паспортизация ресурсов муниципального образования, разработка и реализация мер по эффективному их использованию |
Развитие машино-строения |
Развитие инновационной деятельности |
Реализация программ социально-экономического развития муниципальных образований на долгосрочную и среднесрочную перспективу |
Развитие стройиндустрии |
|
Развитие инвестиционной деятельности и привлечение капитала в экономику города |
Развитие энергетической инфраструктуры |
||
Продвижение продукции предприятий города на региональные рынки, развитие внутриобластной кооперации | |||
Развитие транспортной инфраструктуры |
Муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства в Южноуральском городском округе
Основная задача
Создание условий для развития малого бизнеса на муниципальном уровне, реальное снижение преград и барьеров для развития предпринимательства на территории городского округа |
В результате реализации мероприятий Программ к 2020 году будут достигнуты следующие показатели развития малого предпринимательства:
- доля занятых в сфере малого предпринимательства в общей численности занятых в экономики города увеличится до 44.5%; - повышение доли в валовом муниципальном продукте - до 43%; -повышение доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Челябинской области - до 22.3% |
Муниципальная поддержка инновационной деятельности в Южноуральском городском округе
В целях перевода экономики городского округа на инновационный путь развития:
Приняты: Закон Челябинской области "О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области"; 2 Закона Челябинской области по налоговому стимулированию развития инновационных технопарков; Областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области" на 2005-2007 годы; Областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области" на 2008-2010 годы. |
Основные задачи
- Оказание финансовой поддержки субъектам инновационной деятельности. - Создание информационной системы поддержки инноваций. |
Результат
Доля инновационной продукции в валовом муниципальном продукте составит 3-7% в 2020 году. |
Социальный блок
Приоритетные направления
Повышение благосостояния населения городского округа, борьба с бедностью |
Создание новых рабочих мест, обеспечение эффективной занятости населения |
Реализация национальных проектов |
Создание условий для улучшения демографической ситуации |
1 |
2 |
3 |
4 |
Обеспечение своевременной выплаты заработной платы организациями, расположенными на территории городского округа |
Реализация плана мероприятий по созданию новых рабочих мест |
Формирование системы образования, ориентированной на обеспечение качества, доступности и эффективности |
Утверждение и реализация Программы по улучшению демографической ситуации |
Обеспечение индексации заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий и пособий |
Регулирование трудовых отношений через систему социального партнерства |
Повышение доступности и качества медицинской помощи |
Реализация целевых программ, направленных на улучшение здоровья, охрану материнства и детства, снижение смертности |
Реализация мер по дополнительной выплате денежных компенсаций социально незащищенным категориям граждан |
Организация мониторинга потребности рынка труда в рабочей силе, в том числе в иностранных работниках |
Формирование рынка доступного жилья |
Строительство новых и реконструкция существующих детских садов на 300 мест |
Выплаты субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг |
Содействие в трудоустройстве, организация общественных работ, направление на профессиональное обучение безработных граждан |
Повышение рождаемости, снижение смертности |
|
Повышение качества окружающей среды |
Развитие социальной структуры
Основными направлениями развития социальной инфраструктуры городского округа и бюджетной сферы будут являться:
- развитие системы общего образования за счет реконструкции существующего фонда, а также нового строительства общеобразовательных учреждений и детских дошкольных учреждений в районах жилищного строительства города, внедрение передовых методик в обучении и воспитании;
- развитие материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений города - как за счет реконструкции и расширения существующих, так и строительства новых объектов. Открытие центра общей врачебной практики в п.Плановый;
- развитие материально-технической базы учреждений культуры и искусства за счет реконструкции существующих и строительства новых объектов;
- развитие сети учреждений физической культуры и спорта как за счет реконструкции, а также нового строительства (крытого игрового катка, многофункционального спортивного зала);
- строительство многоэтажного жилого фонда в микрорайонах "Е", "Южный". Малоэтажная застройка в поселка Рощино-1, Рощино-2, Лесное, Плановый-3. Капитальный ремонт и реконструкция жилого фонда в районах старой застройки;
- модернизация и развитие коммунальной инфраструктуры;
- развитие сети предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
"Ввод в действие жилых домов"
Заработная плата
"Среднемесячная заработная плата"
"Рождаемость и смертность"
Улучшение экологической ситуации в Южноральском городском округе
На территории городского округа действует подпрограмма "Оздоровление окружающей среды" Программы социально-экономического развития Южноуральского городского округа на 2006-2010 годы.
Основные направления охраны окружающей среды на территории городского округа на 2008-2020 годы:
Улучшение качества атмосферного воздуха: - разработка механизмов сокращения выбросов в атмосферный воздух |
Снижение негативного воздействия на водные объекты от хозяйственной и иной деятельности: - увеличение мощности городских очистных сооружений; - переход предприятий на оборотную систему водоснабжения; - организация соблюдения режима водоохранных зон |
Прекращение несанкционированного размещения отходов, создание современной инфраструктуры обращения с твердыми бытовыми отходами: - переработка промышленных и бытовых отходов; - рекультивация нарушенных земель |
Показатели улучшения экологической ситуации
в городском округе до 2020 года
Показатели |
Годы |
||
2000 |
2006 |
2020 |
|
Количество предприятий, осуществляющих сверхнормативные выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников |
- |
- |
- |
Процент недостаточно очищенных вод в общем объеме сбрасываемых сточных вод |
86 |
78 |
55 |
Увеличение складируемых на специальных полигонах твердых бытовых, коммунальных отходов (тыс.куб.м) |
50 |
55 |
55 |
4. Реализация крупных инвестиционных проектов на территории городского округа до 2020 года
1. Объекты электроэнергетики и газораспределительные станции
1.1. Строительство на Южноуральской ГРЭС филиал ОАО "ЮГК-3" двух блоков по 225 мВт. Сроки строительства - 2008-2012 годы. (Блоки NN 11, 12).
1.2. Строительство завода по производству подвесных изоляторов. Срок строительства - 2008 год.
1.3. Подстанция им. Хамадуллина.
1.4. Подстанция "Новоградская".
1.5. Подстанция "Восточная".
1.6. ЛЭП "Северная-Спортивная".
1.7 ЛЭП "Подстанция им. Хамадуллина - микрорайон "Е".
1.8 Подводящий газопровод высокого давления к п. Рощино-2.
1.9 Подводящий газопровод высокого давления к п. Летягино.
1.10 Подводящий газопровод к п. Череповка.
1.11 Модернизация газовой котельной N1 в микрорайоне "Е", с увеличением мощности до 8 Гкал/
1.12 Модернизация газовой котельной N2 ФОКа, с увеличением мощности.
1.13 Строительство котельной N3 в микрорайоне "Е".
1.14 Строительство котельной N4 в микрорайоне " Южный".
2. Развитие сети автомобильных дорог
2.1 Дорожное строительство и капитальный ремонт дорог и улиц города.
2.2 Строительство автомобильных дорог в микрорайонах "Е", " Южный", "Рощино-2".
2.3 Строительство автодороги от автодороги Южноуральск-Пласт через п.Череповка до ул. Увельская с устройством моста через реку Увелька.
2.4 Строительство регулируемого перекрестка на пересечении автодорог
Южноуральск-Пласт и автодороги на деревню Водопойка.
3. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства
3.1 Доведение до 70% доли ТСЖ в управлении многоквартирными домами.
3.2 Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов 100% от потребности.
3.3 Снижение уровня износа инженерных сетей до 40%.
4.Жилищное строительство
4.1.Многоквартирное жилищное строительство в микрорайонах "Е" и "Южный". Малоэтажная застройка в поселках Рощино-1, Рощино-2, Лесное, Плановый-3, "Центральный".
Ежегодный ввод в действие жилых домов площадью не менее 30-40 тыс. кв. метров.
5.Объекты социальной сферы
Образование
5.1. Строительство школы в микрорайоне "Е" и школы-сада в п.
" Лесное".
5.2. Строительство 2 детских садов на 300 мест в микрорайоне "Е".
5.3. Строительство ДЮСШ, станции юных техников в новом районе застройки.
Здравоохранение
5.4.Завершение строительства межрайонного акушерского корпуса.
Физическая культура и спорт
5.5. Строительство крытого ледового катка в микрорайоне "Южный".
5.6. Строительство нового многофункционального спортивного зала.
5.7. Строительство тропы здоровья.
Объекты туризма и отдыха
4.8. Строительство досугового центра.
Объемы инвестиционных проектов на промышленных предприятия городского округа до 2020 года
Филиал ОАО "ЮГК-3" "Южноуральская ГРЭС" - 25 млрд.руб. |
ОАО "Южноуральский арматурно-изоляторный завод" - 0.4 млрд.руб. |
ООО "Конструкт-Урал" - 0.25 млрд.руб. |
ОАО "Южноуральский завод "Кристалл" - 0.05 млрд.руб. |
Филиал "Южноуральский керамический завод" ЗАО "Барамист-Урал" - 0.4 млрд.руб. |
ООО "Южноуральская изоляторная компания" - 0.4 млрд.руб. |
ОАО "Южноуральский завод радиокерамики" - 0.1 млрд.руб. |
Общая сумма инвестиционных проектов - 26.6 млрд. рублей
5. Ожидаемые основные результаты реализации стратегии социально-экономического развития Южноуральского городского округа
в 2020 году
1. Объем промышленности в действующих ценах возрастет к уровню 2005 года в 5.8 - 7.3 раза и составит 27 - 34 млрд.руб.
2. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования достигнут 3.3 - 4.7 млрд.руб. и возрастут в действующих ценах к 2005 году в 10.2 - 14.6 раза.
3. Ежегодный ввод в действие жилых домов составит 41-48 тыс.кв.м. (1.04 - 1.20 кв.м. на душу населения) при 16.5 тыс.кв.м. в 2005 году (0.42 кв.м. на душу населения).
4. Количество выдаваемых ипотечных кредитов превысит 400 в год против 40 в 2005 году).
5. Рост вклада малого предпринимательства в экономику городского округа:
- в валовой муниципальный продукт - до 30.0%;
- объеме налоговых поступлений - до 25%;
- в численности занятых - до 40.5%.
6. Доля инновационной продукции в муниципальном продукте составит 7-12%.
7. Экспорт продукции города возрастет в 2.3 раза к 2020 году.
8. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составит 5-6% против 18.6% в 2005 году.
9. Существенно будет модернизирована система жилищно-коммунального хозяйства и энергетическая инфраструктура. Будут введены дополнительные мощности на 450 мвт.
10. Возрастет конкурентоспособность города за счет развития экономики.
11. Повысится эффективность использования муниципальных финансов.
12. Формирование имиджа города, как центра энергетики и керамической промышленности.
6. Мониторинг реализации стратегии
Оценка результатов реализации Программы осуществляется посредством мониторинга соответствия достигнутых значений индикативных показателей их контрольным значениям мониторинга выполнения плана мероприятий по реализации стратегии и достижения целевых показателей осуществляет отдел экономики администрации городского округа.
7. Контроль реализации стратегии
Управление реализацией стратегией# осуществляет первый заместитель Главы городского округа и Собрание депутатов городского округа ежегодно на совместных заседаниях рассматривает информацию о ходе реализации стратегии и вырабатывает меры по обеспечению для ее выполнения.
Контроль за реализацией стратегии осуществляется:
1. Разработке# пятилетних планов мероприятий по реализации стратегии с утверждением среднесрочных индикативных показателей на муниципальном уровне.
2. Разработке# и реализации ежегодных планов мероприятий с утверждением индикативных показателей, сроков, конкретных исполнителей и объемов финансирования в рамках местного и областного бюджетов.
3. Мониторинга# достижения индикативных показателей стратегии.
5. Корректировка (по мере необходимости) индикативных показателей стратегии и путей их достижения.
Сводная информация о размещении до 2020 года производственных и социальных объектов на территории Южноуральского городского округа
N пп |
Наименование производственных и социальных объектов |
Количество вводимых и реконструируемых объектов |
1 |
Объекты промышленности и стройиндустрии |
1 |
2 |
Объекты электроэнергетики и газораспределительные станции |
5 |
3 |
Объекты агропромышленного комплекса |
- |
4 |
Объекты образования |
4 |
5 |
Объекты здравоохранения |
1 |
6 |
Объекты физкультуры и спорта |
2 |
7 |
Объекты туризма и отдыха |
- |
8 |
Объекты культуры |
- |
9 |
Логистические комплексы |
- |
10 |
ИТОГО: |
13 |
Глава Южноуральского городского округа |
В.И. Гора |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Принята Стратегия социально-экономического развития Южноуральского городского округа до 2020 года, которая рекомендуется к использованию при разработке программ социально-экономического развития муниципальных образований. Стратегия определяет ключевые направления деятельности органов местного самоуправления на данный период, обеспечивающие достижение таких стратегических целей развития городского округа, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики городского округа
Приводится характеристика социально-экономического потенциала Южноуральского городского округа, определяемого его экономико-географическим положением, природно-климатическими условиями, природными ресурсами, демографической ситуацией и рынком труда, социокультурными особенностями населения, экономическим потенциалом.
Решение Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 26 февраля 2008 г. N 458 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Южноуральского городского округа до 2020 года"
Текст решения официально опубликован не был