Постановление Законодательного Собрания Челябинской области
от 29 мая 2008 г. N 1197
"О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения
полномочий"
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 29 января 2009 года N 1529 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание Челябинской области постановляет:
1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
2. Просить депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранных от Челябинской области, поддержать указанный проект федерального закона.
3. Просить депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Лазарева Г.Г. представлять Законодательное Собрание Челябинской области при рассмотрении указанного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Направить настоящее Постановление и указанный законопроект в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой о поддержке законопроекта.
Первый заместитель председателя |
Е.В. Редин |
Вносится
Законодательным Собранием
Челябинской области
Проект
N____________
Федеральный закон
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий
Статья 1. Внести в пункт 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст. 1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4561; 1999, N 16, ст. 1937; 2000, N 33, ст. 3348; 2001, N 7, ст. 610; 2003, N 43, ст. 4108; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25) изменение, дополнив его абзацем следующего содержания:
"Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, указанных в абзаце первом пункта 3 части первой настоящей статьи;".
Статья 2. Внести в пункт 17 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 128) изменение, дополнив его абзацем следующего содержания:
"Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, указанных в абзаце первом пункта 17 части первой настоящей статьи.".
Статья 3. Внести в статью 4.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1929; 2006, N 50, ст. 5285; 2007, N 44, ст. 5281) изменение, дополнив его абзацем следующего содержания:
"Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, указанными в части первой настоящей статьи.".
Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года.
Президент Российской Федерации
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Проект
Постановление
Государственной Думы
О проекте федерального закона N... "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект федерального закона N... "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", внесенный Законодательным Собранием Челябинской области.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике в тридцатидневный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по труду и социальной политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее - законопроект) направлен на дальнейшее совершенствование федерального законодательства в части разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральный закон "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в части предоставления права субъектам Российской Федерации наделять органы местного самоуправления полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по социальной поддержке:
1) отдельных категорий граждан, пострадавших от радиационного воздействия, в части:
оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними;
оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по его доставке;
2) граждан, имеющих детей, в части назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
Внесение данных изменений обусловлено следующим.
1. В соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, могут передаваться законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако право субъектов Российской Федерации по наделению органов местного самоуправления вышеуказанными государственными полномочиями в соответствующих федеральных законах не предусмотрено.
2. Работа по всем направлениям деятельности органов социальной защиты населения выполняется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их территориальными (структурными) подразделениями либо, если территориальные подразделения не созданы, органами местного самоуправления (муниципальными органами социальной защиты населения) в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу о целесообразности наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения должны принимать решения самостоятельно.
В Челябинской области все органы государственной власти расположены в административном центре - городе Челябинске. В этой связи для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных субъекту Российской Федерации и не предполагающих наделения органов местного самоуправления указанными полномочиями, необходимо дополнительное создание органов государственной власти в городских округах и муниципальных районах Челябинской области, что повлечет дополнительные финансовые затраты из областного бюджета. Следует отметить, что в Челябинской области в течение последних лет ведется эффективная работа по наделению органов местного самоуправления полномочиями Российской Федерации, переданными субъекту Российской Федерации. Органы государственной власти Челябинской области в соответствии с федеральным законодательством содействуют органам местного самоуправления в осуществлении переданных государственных полномочий (предоставляют финансовые средства из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, координируют и осуществляют методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления и т. д.), контролируют их осуществление, а также целевое использование финансовых средств, переданных на эти цели.
Таким образом, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения позволит эффективно осуществлять такие полномочия и создаст условия для реализации единой социальной политики Российской Федерации в указанной сфере.
3. В Челябинской области органы местного самоуправления наделены Законом Челябинской области от 27 сентября 2007 года N 202-ЗО государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, в связи с чем осуществляют работу по передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемные семьи. Наделение органов местного самоуправления такими полномочиями осуществляется и в других субъектах Российской Федерации (в городе федерального значения Санкт-Петербурге, Республике Адыгея, Алтайском крае, Курганской и Магаданской областях и т.д.). Для более эффективной реализации указанного направления социальной политики необходимо предоставить субъектам Российской Федерации право наделения органов местного самоуправления полномочиями по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
4. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, пострадавшим от радиационного воздействия,
При этом следует отметить, что федеральным законодательством субъектам Российской Федерации предоставляется право наделять органы местного самоуправления полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, отдельным категориям ветеранов, переданными для осуществления субъектам Российской Федерации. В то же время федеральным законодательством субъектам Российской Федерации не предоставлено право наделять органы местного самоуправления полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, пострадавшим от радиационного воздействия.
Средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в Фонде компенсаций федерального бюджета в виде субвенций. Субвенции, предоставляемые из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, отдельным категориям граждан, пострадавших от радиационного воздействия), передаются единой суммой, без конкретизации по федеральным законам. В связи с этим сложно выделить из общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, субвенции на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, пострадавших от радиационного воздействия.
Порядок формирования, предоставления и контроля за целевым использованием субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, аналогичен во всех указанных случаях.
Проанализировав полномочия Российской Федерации, по которым субъектам Российской Федерации предоставлено право наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а также полномочия, по которым субъектам Российской Федерации такое право не предоставлено, невозможно объяснить различный подход к законодательному регулированию аналогичных правоотношений, осуществляемому федеральным законодателем (таблица).
Таблица
N п/п |
Наименование полномочий Российской Федерации |
Право наделения полномочиями Российской Федерации органов местного самоуправления |
Объем субвенций, предусмотренных в федеральном бюджете в 2008 году, тыс. рублей |
1 |
Предоставление меры социальной поддержки по ежегодной денежной выплате гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" |
предоставлено |
120 972,1 |
2 |
Предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года |
предоставлено |
80 053,0 |
3 |
Предоставление меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям ветеранов |
предоставлено |
238 294, 9 |
4 |
Предоставление меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов |
предоставлено |
1 270 369,9 |
5 |
Осуществление выплаты компенсации страховых премий по договору обязательного страхования инвалидам, имеющим транспортные средства |
не предоставлено |
5 720,6 |
6 |
Осуществление деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений |
не предоставлено |
620,0 |
7 |
Предоставление меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, пострадавшим от радиационного воздействия |
не предоставлено |
101 436,8 |
8 |
Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью |
не предоставлено |
26 740,7 |
Принятие законопроекта позволит установить в законодательстве Российской Федерации единый подход в сфере социальной политики по предоставлению субъектам Российской Федерации права по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29 мая 2008 г. N 1197 "О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"
Текст постановления опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 17 июня 2008 г. N 107
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 29 января 2009 года N 1529 настоящее постановление признано утратившим силу