Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Системный подход к решению проблем поддержки предпринимательства на региональном уровне, включающий использование программных методов, способствовал осуществлению на протяжении десяти лет последовательной и планомерной работы, направленной на создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности на территории Челябинской области, проведению мониторинга влияния программных мероприятий на показатели деятельности субъектов предпринимательства.
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", устанавливающий новые критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к числу малых и средних предприятий. Статистические данные по развитию этого сектора экономики будут представлены территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области во втором полугодии 2008 года. В связи с этим показатели, характеризующие состояние предпринимательства, а также целевые индикаторы и показатели эффективности Программы рассчитаны исходя из критериев, действовавших до 1 января 2008 года. Такой подход определен Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации исходя из сценарных условий функционирования экономики страны на прогнозируемый период.
2. В сравнении с 2005 годом количество хозяйствующих субъектов в Челябинской области увеличилось на 30,5 процента и в 2007 году составило 120,2 тыс. субъектов малого предпринимательства, в том числе 25,9 тыс. малых предприятий, 89,7 тыс. индивидуальных предпринимателей и 4,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств.
Основной задачей развития предпринимательства в Челябинской области является обеспечение занятости и самозанятости населения. На 1 января 2008 года численность занятых в сфере малого предпринимательства составила 596,7 тыс. человек (35,2 процента от общей численности экономически активного населения Челябинской области), увеличившись по сравнению с 2005 годом на 11,5 процента. Только на малых предприятиях среднесписочная численность занятых увеличилась на 14,5 тыс. человек и составила 167,9 тыс. человек.
Характерной чертой малого бизнеса является активное привлечение работников на условиях совместительства, договоров гражданско-правового характера. На условиях вторичной занятости на малых предприятиях работают 20,7 тыс. человек.
В среднем на одном предприятии малого бизнеса работают 7 человек. Наиболее крупными по числу работающих на таких предприятиях стали предприятия обрабатывающих производств (11 человек в расчете на одно предприятие), строительной отрасли и сферы образования (9 человек), предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (8 человек).
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий в последние годы имела тенденцию к росту. По сравнению с 2005 годом заработная плата работников таких предприятий увеличилась на 76,9 процента (по полному кругу предприятий - 56,6 процента) и составила 9,1 тыс. рублей. Это говорит о тенденции ухода работодателей от "серых" схем в оплате труда. Выше, чем в целом по кругу малых предприятий, оплачивался труд работников в сфере науки и инноваций - 26,5 тыс. рублей, финансовой сфере - 13,4 тыс. рублей, на предприятиях, добывающих полезные ископаемые, - 11,0 тыс. рублей, на предприятиях строительства - более 10 тыс. рублей.
С каждым годом растет и вклад малого бизнеса в валовой региональный продукт Челябинской области. По итогам 2007 года он составил 24,2 процента, в то время как в 2005 году показатель не превышал 17,0 процента.
Оборот малых предприятий с 2005 года увеличился на 60,6 процента (в действующих ценах) и составил в 2007 году 321,4 млрд. рублей (четвертую часть от общего оборота организаций Челябинской области). Наибольший вклад в формирование оборота организаций вносят малые предприятия в сфере торговли, обрабатывающего производства, строительства, операций с недвижимым имуществом.
С 2005 года по 2007 год доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Челябинской области выросла с 10,0 процента до 12,7 процента.
Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2007 году составили 7,8 млрд. рублей, что в 2,2 раза больше, чем в 2005 году. Удельный вес малых предприятий в общем объеме инвестиций Челябинской области составил 6,4 процента, что выше уровня 2005 года (4,9 процента). Изменилась и структура инвестиций в основной капитал организаций. Существенный вклад в инвестиционную деятельность малых предприятий вносят организации, занимающиеся строительством (49,0 процента), операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (20,8 процента), промышленные предприятия (15,5 процента).
3. Несмотря на положительные тенденции развития предпринимательства в Челябинской области, наблюдается ряд таких сдерживающих факторов, как:
1) несовершенство правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих деятельность малого и среднего предпринимательства;
2) недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов, в том числе собственного капитала и оборотных средств предприятий;
3) недостаток производственных площадей;
4) высокая стоимость подключения хозяйствующих субъектов к ресурсам естественных и локальных монополий;
5) дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень их профессиональной подготовки;
6) отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей;
7) низкий уровень социальной ответственности работодателей.
Необходимость поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства связана также с компенсацией неравных условий, в которых они находятся по сравнению с крупными предприятиями. Развитие предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, имея значительный потенциал, осуществляется лишь при условии целенаправленного содействия со стороны всех организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства.
4. Решение указанных вопросов программными методами предусмотрено Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Программа разработана с целью реализации основных положений указанного Закона и направлена на осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства на территории Челябинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.