Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. В современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября 2007 года, определено, что необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан в безопасности страны.
Задачи модернизации системы образования в 2006-2008 годах решались в рамках реализации национального проекта "Образование". Вместе с тем проблема повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, сохраняет актуальность.
За последние пять лет финансирование отрасли образования в Челябинской области увеличилось с 6,3 млрд. рублей до 21,6 млрд. рублей (диаграмма 1).
Диаграмма 1
"Динамика финансирования отрасли образования"
В рамках областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2006-2008 годы на развитие областной образовательной системы направлены средства всех источников финансирования в размере 4,377 млрд. рублей (диаграмма 2).
Диаграмма 2
"Финансирование мероприятий национального проекта "Образование" из бюджетов всех уровней в 2006-2008 годах"
Мероприятия национального проекта "Образование", реализованные в соответствии с областной целевой Программой реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2006-2008 годы, стали важным фактором модернизации образовательной системы Челябинской области. Вместе с тем, несмотря на увеличение бюджетных ассигнований на образование, продолжают сохраняться негативные факторы в следующих сферах:
1) соответствия структуры и качества подготовки кадров рабочих и специалистов в системе профессионального образования;
2) соответствия оснащенности учебно-материальной базы образовательных учреждений современным требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и выполнению санитарных норм и правил;
3) внедрения и применения в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий;
4) организации и содержания воспитания в образовательном процессе;
5) развития инновационной деятельности в системе образования;
6) обеспечения доступности дошкольного образования;
7) кадрового обеспечения образовательных учреждений, повышения качества труда педагогического работника, внедрения новых систем оценки эффективности его труда:
8) формирования системы выявления, поддержки, сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи;
9) создания здоровьесберегающих и безопасных условий организации образовательного процесса;
10) реализации государственно-общественного характера управления образованием.
Решению актуальных задач модернизации системы образования и преодоления негативных факторов в образовании будут способствовать мероприятия настоящей Программы.
2. Челябинская область - регион с мощным промышленным комплексом и динамично развивающейся экономикой. Поэтому приоритетом инновационного развития системы образования являются меры по совершенствованию профессиональной подготовки кадров рабочих и специалистов. Реализованные в 2006-2008 годах меры позволили сконцентрировать финансовые, кадровые, научно-методические ресурсы на решении задачи модернизации системы профессионального образования.
В рамках реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на базе учреждений начального профессионального образования созданы 28 ресурсных центров по ведущим для промышленности Южного Урала отраслям металлургии, машиностроению, строительству, сельскому хозяйству, сфере обслуживания. Создание ресурсных центров осуществлено при участии промышленных предприятий - открытого акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат", закрытого акционерного общества "Комбинат "Магнезит", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Созвездие", Ассоциации работодателей и предпринимателей Озерского городского округа, Ассоциации предприятий строительной отрасли Златоустовского городского округа, общества с ограниченной ответственностью "Кнауф Маркетинг Челябинск", закрытого акционерного общества "Строймеханизация" и других. Шесть учреждений начального и среднего профессионального образования Челябинской области в 2006-2008 годах стали победителями конкурсного отбора государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, для оказания государственной поддержки подготовки рабочих и специалистов для высокотехнологичных производств за счет средств федерального бюджета. Общий объем средств федерального бюджета, привлеченных в качестве государственной поддержки, составил 159,3 млн. рублей, областного бюджета - 50,0 млн. рублей, вложения средств работодателей составили 119,073 млн. рублей.
Несмотря на предпринятые меры, в сфере профессионального образования сохраняются следующие проблемы: дисбаланса между структурой и качеством профессиональной подготовки кадров рабочих и специалистов и потребностями рынка труда: недостаточного включения работодателей в процесс прогнозирования и мониторинга рынка труда, формирования перечня направлений подготовки специалистов, разработки государственных образовательных и профессиональных стандартов, контроля качества образования; несоответствия состояния оснащенности учебно-производственной базы учреждений начального и среднего профессионального образования современным требованиям, предъявляемым к качеству подготовки кадров рабочих и специалистов. Реализация мероприятий Программы по государственной поддержке учреждений начального и среднего профессионального образования позволит продолжить материально-техническое оснащение ресурсных центров, действующих на базе профессиональных училищ, развитие учебно-производственной базы учреждений начального и среднего профессионального образования, будет способствовать стимулированию инновационной деятельности и внедрению новых технологий профессиональной подготовки специалистов, поддержке педагогических работников, достигших высоких показателей профессионального мастерства и внедряющих новые методики организации образовательного процесса. Повышение доступности качественного образования предполагает в системе профессиональною образования расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.
3. Предпринятые в рамках национального проекта "Образование" в 2006-2008 годах меры по обновлению учебно-материальной базы и оснащению образовательных учреждений современным учебным и технологическим оборудованием в значительной степени способствовали развитию образовательных технологий и формированию современного облика системы образования Челябинской области.
В 2006-2008 годах в образовательные учреждения Челябинской области за счет средств федерального, областного, местных бюджетов были поставлены более 5000 комплектов ученической мебели и оборудования, 835 комплектов оборудования для учебных кабинетов, 245 интерактивных аппаратно-программных комплексов, 175 цифровых лабораторий, 960 компьютерных классов, более 3000 автоматизированных рабочих места учителя и библиотекаря, более 3500 комплектов цифровых образовательных ресурсов, 975 комплектов лего-конструкторов, более 3700 единиц технологического оборудования для пищеблоков образовательных учреждений, более 680 комплектов оборудования для медицинских пунктов образовательных учреждений, более 1800 комплектов спортивного инвентаря и оборудования. В результате предпринятых мер в образовательном процессе каждого среднего общеобразовательного учреждения Челябинской области применяются не менее пяти автоматизированных рабочих мест учителя. Количество учащихся средних общеобразовательных учреждений в среднем на один компьютер снизилось с 24 в 2006 году до 16 в 2008 году. За счет средств федерального, областного, местных бюджетов закуплены и поставлены в сельские школы более 157 автобусов, что позволило улучшить условия обучения школьников путем их ежедневного подвоза в базовые школы и сделать более доступным качественное образование для 14 775 обучающихся.
Однако развитие научно-технического прогресса и. как следствие, высокотехнологичных производств обусловливает постоянное повышение требований к знаниям, умениям и навыкам выпускников образовательных учреждений. Возрастают требования и необходимость совершенствования условий, обеспечивающих безопасность обучающихся и работников образовательных учреждений в образовательном процессе. В этой связи обновление учебно-материальной базы образования приобретает характер системной и перманентной деятельности. В условиях реструктуризации сети образовательных учреждений Челябинской области приоритетными направлениями являются, с одной стороны, оснащение современным учебным и учебно-наглядным оборудованием базовых школ, с другой - предоставление каждому обучающемуся возможности получать образование в условиях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и выполнению санитарных норма и правил. Реализация мероприятий Программы по обновлению материально-технической базы образовательных учреждений позволит продолжить работу по обновлению учебного и технологического оборудования в образовательных учреждениях, оснастить образовательные учреждения современным цифровым оборудованием для организации опытно-экспериментальной деятельности, формировать и обновлять библиотечный фонд в образовательных учреждениях, модернизировать учебно-материальную базу обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, сформировать здоровьесберегающие и безопасные условия организации образовательного процесса.
4. В рамках мероприятий национального проекта в 2006-2008 годах получили развитие информационно-коммуникационные технологии, послужившие важным фактором становления и развития экономики знаний, 1212 образовательных учреждений Челябинской области подключены к сети "Интернет", 100 процентов средних и 71 процент основных общеобразовательных учреждений Челябинской области имеют регулярно (не реже двух раз в месяц) обновляемые сайты в данной сети. Все общеобразовательные учреждения области оснащены лицензионным программным обеспечением. Ресурсами "Интернет-школ", включающих виртуальные учебные лаборатории по физике, химии, биологии и интернет-тренажеры для подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена, в 2006-2008 годах воспользовались более 15000 обучающихся. Количество девятиклассников общеобразовательных учреждений, освоивших информационно-коммуникационные технологии, увеличилось с 46 процентов в 2006 году до 94 процентов в 2008 году. Ресурсы сети "Интернет" широко используются педагогическими работниками при подготовке к урокам и на уроках для поиска информации, создания мультимедийных презентаций, тестирования, отработки общеучебных навыков. Преподаватели самостоятельно создают цифровые образовательные ресурсы. Творческие группы по разработке цифровых образовательных ресурсов действуют в 92 процентах общеобразовательных учреждений Челябинской области. Результаты их деятельности выявляются в рамках проводимого ежегодно конкурса школьных команд.
Вместе с тем в современных условиях новая структура образовательного стандарта ориентирует систему образования на расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся. Ключевую роль в решении данной задачи отводится применению информационно-коммуникационных технологий. В этой связи реализация мероприятий Программы по развитию информатизации образования будет способствовать дальнейшему обновлению и модернизации информационно-коммуникационной среды системы образования Челябинской области, развитию дистанционных форм обучения, созданию условий для формирования и развития у обучающихся навыков программирования, внедрению информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, активизации педагогических инициатив в сфере применения таких технологий.
5. В 2006-2008 годах был реализован комплекс мер по развитию организационных форм и содержания воспитания в образовательном процессе. В рамках национального проекта "Образование" впервые нормативно закреплен статус классного руководителя, и данный вид деятельности включен в структуру заработной платы учителя, что значительно повысило мотивацию педагогических работников к осуществлению воспитательной деятельности. Ежегодно денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя выплачивалось в среднем 19623 педагогическим работникам образовательных учреждений, в том числе 1923 педагогическим работникам учреждений начального и среднего профессионального образования, на которых возложена функция ведения воспитательной работы с обучающимися в учебной группе. В 2007-2008 годах в Челябинской области проводился областной конкурс профессионального мастерства классных руководителей общеобразовательных учреждений "Самый классный классный", нацеленный на повышение престижа классного руководителя общеобразовательного учреждения и качества воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Предпринятые в рамках национального проекта "Образование" меры позитивно сказались на повышении доступности и качества общего образования, что проявилось в уменьшении количества обучающихся, оставленных на повторное обучение в образовательных учреждениях, снижении количества детей школьного возраста, не обучающихся в образовательных учреждениях, с 529 до 254 человек, снижении ежегодно в среднем на 10 процентов преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в общем количестве преступлений. Количество общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, внедряющих сформированные воспитательные системы, составило в Челябинской области 70 процентов.
Вместе с тем современная система образования предоставляет недостаточные условия для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества. В этой связи реализация мероприятий Программы по совершенствованию воспитания в образовательном процессе будет способствовать повышению воспитательного потенциала образовательных учреждений, обновлению научно-методического и программного обеспечения развития воспитания в системе образования, внедрению современных форм и методов воспитательной деятельности, повышению профессиональной компетентности педагогических кадров в области воспитания, распространению передового педагогического опыта.
6. В 2006-2008 годах из средств федерального, областного, местных бюджетов получили поддержку 875 общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, с общим объемом государственной поддержки, равной 352 580,7 тыс. рублей. Финансовые средства были направлены на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию) материально-технической и учебной базы, повышение квалификации и переподготовку работников общеобразовательных учреждений. Целевое финансирование инноваций обеспечило распространение передовых образовательных технологий в системе дошкольного и дополнительного образования детей. В 2006-2008 годах из средств областного бюджета и местных бюджетов получили поддержку 637 дошкольных образовательных учреждений и 136 учреждений дополнительного образования детей.
Однако результативность внедрения и распространения передового опыта, выявленного в рамках национального проекта "Образование" в 2006-2008 годах, будет обеспечена при условии системности мер поддержки и целевого финансирования инновационной деятельности в системе образования. В этой связи реализация мероприятий Программы по поддержке образовательных учреждений будет способствовать дальнейшему развитию инновационных процессов в образовании, повышению его качества и доступности. Повышение доступности качественного образования предполагает: в системе дошкольного образования - обеспечение каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования; в системе общего образования - индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования; в системе специального (коррекционного) образования - расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целевое направление средств бюджетов на поддержку образовательных учреждений позволит осуществить переподготовку педагогических кадров, привлечь высококвалифицированных преподавателей и консультантов, обновить материально-техническую базу и учебно-лабораторное оборудование, обеспечить разработку учебно-методических материалов, повысить качество обучения и воспитания.
7. В период реализации национального проекта "Образование" в 2006-2008 годах в Челябинской области был осуществлен комплекс мер по поддержке педагогических работников, привлечению в образование молодых специалистов, повышению престижа профессии учителя. На это была направлена, прежде всего, программа предоставления денежных поощрений и премий из средств федерального, областного, местных бюджетов, которые за три года реализации национального проекта "Образование" получили более 10000 преподавателей Челябинской области, внедряющих и активно распространяющих передовой педагогический опыт. В дополнение к мерам, установленным на федеральном уровне, в Челябинской области реализованы мероприятия по поддержке педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов - от дошкольных образовательных учреждений до высших учебных заведений. Повышению престижа педагогической профессии и привлечению в образование молодых специалистов способствовал комплекс мер по поддержке молодых педагогов. В течение трех лет реализации национального проекта "Образование" ежегодно выплачивались единовременная материальная помощь около 770 молодым специалистам, приступившим к работе в образовательных учреждениях, и ежемесячная надбавка в течение первых трех лет работы в размере 40 процентов к заработной плате более чем 2200 молодым учителям. В 2008 году впервые проведен конкурc молодых учителей "Педагогический дебют", нацеленный на выявление талантливых педагогических работников из числа молодых учителей, их поддержку, поощрение, распространение педагогического опыта лучших молодых учителей Челябинской области.
Развитие инновационной деятельности в системе образования, оснащение образовательных учреждений современным учебным оборудованием, внедрение информационно-коммуникационных технологий, распространение передового педагогического опыта активизировали деятельность по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников. Интенсивное формирование современной информационно-коммуникационной среды в системе образования обусловило повышение требований к готовности педагогических работников применять в образовательном процессе новые информационные технологии. Для решения данной задачи в системе 53 межшкольных методических центров Челябинской области прошли переподготовку более 23000 педагогических работников.
За 2006-2008 годы количество педагогических работников средних общеобразовательных учреждений, освоивших информационно-коммуникационные технологии, увеличилось с 16 процентов в 2006 году до 88 процентов в 2008 году. Челябинская область входит в число семи регионов России, в которых осуществляется апробация широкого спектра цифровых образовательных ресурсов для системы общего и начального профессионального образования. На базе 10 учреждений общего и начального профессионального образования Челябинской области действуют площадки, обеспечивающие апробацию цифровых образовательных ресурсов с дальнейшим их включением в единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов. Осуществлены целевая переподготовка и повышение квалификации педагогических работников, участвующих в проекте "Обучение с использованием сети "Интернет" для решения задач подготовки школьников на профильном уровне". На базе государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" организована ежегодная курсовая подготовка 8000 педагогических работников по 50 программам. В ходе реализации программ повышения квалификации использованы материалы образовательных учреждений - получателей государственной поддержки в рамках национального проекта "Образование". В рамках реализации данного проекта внедрена система модульных курсов повышения квалификации, организуемых в форме семинаров, научно-практических конференций, стажировок с выдачей сертификатов по итогам обучения. За период реализации национального проекта "Образование" количество педагогических работников общеобразовательных учреждений, имеющих высшую квалификационную категорию, увеличилось с 17 процентов в 2006 году до 27 процентов в 2008 году. В системе повышения квалификации педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования активно используется потенциал ресурсных центров, осуществляющих стажировку мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин. В 2007-2008 годах на базе ресурсных центров осуществлена стажировка 400 мастеров производственного обучения из Тюменской и Курганской областей. Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов по профессиям строительного, автодорожного, электротехнического профилей, профессиям сферы бытового обслуживания.
Предпринятые меры стали важным стимулом профессиональной деятельности педагогических работников, позволили им выйти на новые рубежи педагогического поиска, получить более высокие результаты в работе, а также способствовали привлечению в образование молодых специалистов. За период реализации национального проекта "Образование" количество педагогических работников в возрасте до 30 лет. работающих в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях дополнительного образования детей, возросло с 13 процентов в 2006 году до 16,3 пропета в 2008 году.
В то же время в современных условиях конкурентоспособность специалиста зависит не столько от уровня и качества полученного базового профессионального образования, сколько от возможности постоянно повышать свой профессионализм, поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Обновление структуры образовательного стандарта, новое содержательное наполнение требований, предъявляемых к образовательным программам. условиям их предоставления и результатам освоения, определяют необходимость обновления содержания и организационных форм повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Приоритетную значимость приобретают необходимость обновления управленческого корпуса системы образования, наличие у работников, занимающих административные должности, современных менеджерских компетентностей. Кроме того, количество педагогов общеобразовательных учреждений, достигших пенсионного возраста, по-прежнему сохраняется на уровне 17 процентов, а количество молодых специалистов, поступающих на работу в образовательные учреждения, не обеспечивает необходимый возрастной баланс. В этой связи реализация мероприятий Программы по поддержке педагогических работников позволит заложить основы непрерывного образования граждан, создать условия для своевременного повышения квалификации и переподготовки специалистов, продолжить внедрение сформированной в 2006-2008 годах системы мер по выявлению, поощрению, поддержке и стимулированию педагогического труда учителя, развивать на системной основе механизмы повышения престижа труда учителя и привлечения в образование молодых специалистов.
8. В рамках национального проекта "Образование" в Челябинской области получила дальнейшее развитие система выявления, поддержки и поощрения одаренных детей и талантливой молодежи. В 2006-2008 годах из средств федерального, областного, местных бюджетов оказана поддержка более чем 20000 одаренных детей и талантливых молодых людей. Челябинская область занимает пятое место в Российской Федерации по количеству победителей и призеров всероссийских олимпиад школьников по общеобразовательным предметам. Челябинские школьники ежегодно завоевывают золотые и серебряные медали на международных олимпиадах. Количество обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области - участников третьего (областного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам от общего количества обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области составляет 6,3 процента. В Челябинской области создаются условия для непрерывного творческого роста одаренных детей и талантливых молодых людей в интересах становления экономики. В 2006-2008 годах в регионе была сформирована сеть предметных лабораторий для работы с одаренными детьми, открыта 21 предметная лаборатория на базе общеобразовательных учреждений, учащиеся которых продемонстрировали высокие результаты на всероссийских олимпиадах школьников. Такие лаборатории стали областными центрами по работе с одаренными детьми, базами для разработки, апробации и внедрения новых образовательных технологий, площадками для повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников по соответствующим профилям. Предметные лаборатории оснащены современным наукоемким оборудованием, позволяющим осуществлять научно-исследовательскую деятельность по физике, химии, биологии, математике, лингвистике, информатике.
Несмотря на предпринятые меры, сохраняются проблемы обновления образовательных технологий работы с талантливой молодежью, развития прозрачной системы олимпиадного движения, формирования системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи. В этой связи реализация мероприятий Программы по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи будет способствовать развитию системы выявления одаренных детей с помощью комплекса массовых мероприятий с обучающимися и проведения олимпиад школьников по общеобразовательным предметам, поощрению и стимулированию достижения более высоких результатов в творческой, научно-исследовательской, спортивной деятельности детей и молодежи, дальнейшему развитию сети предметных лабораторий по работе с одаренным детьми на базе образовательных учреждений.
9. Существенным результатом реализации национального проекта "Образование" в 2006-2008 годах стала активизация участия гражданского общества в управлении системой образования. Так, увеличились степень и роль участия гражданских общественных институтов в оценке профессиональной деятельности педагогических работников и образовательных учреждений, созданы органы управления в образовательных учреждениях. В целом сформировано позитивное отношение граждан к системе образования (в июне 2008 года положение в системе образования Челябинской области как хорошее оценили 37,9 процента опрошенных, в 2007 году так считал 31 процент респондентов) вследствие повышения открытости данной системы, улучшения информированности общественности о ситуации в образовании, а также широкого привлечения общественности к обсуждению процедур до начала их осуществления и участию в мероприятиях национального проекта "Образование".
Однако активность участия потребителей образовательных услуг и общественных институтов в управлении образованием остается недостаточной. В этой связи реализация мероприятий Программы позволит сформировать механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, создать прозрачную и открытую систему информирования граждан об образовательных услугах, продолжить совершенствование механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования, создать условия для функционирования в каждом образовательном учреждении органа управления, реализующего государственно-общественный характер управления.
Эффективность решения приоритетных задач модернизации системы образования будет обеспечена путем программирования деятельности, позволяющей систематизировать финансовые, кадровые, научно-методические, организационные ресурсы для достижения сформулированной в Программе цели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.