Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Автомобильные дороги общего пользования находятся в государственной собственности Челябинской области. Их протяженность на 1 января 2008 года составляла 8565 километров.
Основной задачей автомобильных дорог общего пользования является обеспечение автотранспортных связей между населенными пунктами Челябинской области.
Основная часть автомобильных дорог общего пользования (90 процентов - это дороги III и IV категории, протяженность дорог I категории составляет 0,8 процента (72 километра)). Около 30 процентов протяженности дорог регионального значения имеют дорожные одежды переходного и низшего типа. Для обеспечения пропуска современных большегрузных транспортных средств необходимо проведение реконструкции более 11 процентов (927 километров) существующих автомобильных дорог общего пользования.
Многие участки автомобильных дорог общего пользования, в особенности на подходах к городам и федеральным магистралям, работают в режиме перегрузки. В настоящее время 649 километров автомобильных дорог общего пользования достигли предела пропускной способности. Это приводит к систематическим транспортным заторам, особенно в летние месяцы.
Существенным недостатком конфигурации сети автомобильных дорог общего пользования является наличие разрывов в городах и иных населенных пунктах, где пропуск транзитного транспорта осуществляется по улично-дорожной сети и мостовым переходам, которые в основном не приспособлены для такого движения.
Кроме того, транспортная связь ряда административных центров муниципальных образований и близко расположенных сельских населенных пунктов осуществляется через областной и районные центры, что приводит к перепробег}' автомобильного транспорта и перегрузке автомобильных дорог вблизи областного центра.
В сети автомобильных дорог общего пользования эксплуатируются 288 мостовых сооружений общей протяженностью 17355 погонных метров, 36 мостовых сооружений имеют габариты, не соответствующие категориям автомобильных дорог. 59 мостовых сооружений - недостаточную грузоподъемность, 26 мостовых сооружений - износ, близкий к предельному, так как были построены более 40 лет назад. Все не соответствующие нормативам мостовые сооружения требуют усиления, частичной или полной замены несущих конструкций пролетных строений и опор, а также значительного расширения в целях доведения габаритов проезжей части автомобильных дорог до нормативов, соответствующих категориям автомобильных дорог.
2. Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в 2001-2007 годах осуществлялось в рамках реализации областной Программы совершенствования и развития сети, автомобильных дорог Челябинской области до 2010 года с прогнозом до 2020 года (далее - областная Программа), утвержденной постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 29 марта 2001 года N 55.
Областной Программой предусматривались ежегодные строительства и реконструкция 100 километров областных автомобильных дорог с финансированием за счет средств областного целевого бюджетного дорожного фонда.
Изменения налогового законодательства Российской Федерации в 2001-2002 годах, повлекшие за собой снижение доходов областного целевого бюджетного дорожного фонда в два раза, и последующая отмена с 1 января 2005 года Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" привели к резкому сокращению инвестиций в строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования и замораживанию строительства и реконструкции ряда объектов, автомобильных дорог общего пользования, что привело к значительному снижению эффективности осуществленных инвестиций.
За период с 2001 по 2007 годы на территории Челябинской области были построены и реконструированы 355,4 километра автомобильных дорог общего пользования, 3653,4 погонного метра мостовых переходов и путепроводов. Плотность сети автомобильных дорог с твердым покрытием составила 94,8 километра (на 1000 кв. километров площади).
В настоящее время областная Программа устарела и не является документом, определяющим стратегию развития сети автомобильных дорог в Челябинской области.
Цели и задачи областной Программы не соответствуют основным положениям Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 45. Программа не содержит четких количественных показателей, характеризующих конечные результаты ее реализации.
Возникла необходимость принятия неотложных мер по качественному изменению состояния сети автомобильных дорог общего пользования в Челябинской области, обеспечивающих их ускоренное развитие в соответствии с потребностями экономики и населения, по следующим причинам.
Во-первых, структурные преобразования в экономике страны и региона в последние годы способствовали росту экономической активности населения и увеличению парка автотранспортных средств, что, в свою очередь, привело к увеличению спроса на автомобильные перевозки и их доли в общем объеме грузовых и пассажирских перевозок всеми видами транспорта.
Следовательно, отставание развития сети автомобильных дорог общего пользования зависит от темпов автомобилизации, несоответствие потребностям экономики и населения приводит к сдерживанию социально-экономического развития Челябинской области.
Во-вторых, из-за недостаточной плотности сети автомобильных дорог общего пользования часть межрегиональных и внутри региональных перевозок осуществляемся со значительным перепробегом автотранспортных средств, что также обусловливает дополнительные транспортные расходы из областного бюджета.
В-третьих, отсутствие подъездов к сельским населенным пунктам по автомобильным дорогам с твердым покрытием ведет к:
увеличению затрат на автомобильные перевозки по грунтовым дорогам, которые в 1,8-2,2 раза выше, чем по автомобильным дорогам с твердым покрытием, и в 3-4 раза выше, чем по автомобильным дорогам с усовершенствованным покрытием; сдерживанию социально-экономического развития сельских населенных пунктов. Недостаточное развитие сети автомобильных дорог общего пользования усугубляет проблемы в социальной сфере, так как населению несвоевременно оказывается срочная и профилактическая медицинская помощь, возникают дополнительные потери времени и ограничения на поездки.
3. В результате проведения реформы местного самоуправления к автомобильным дорогам общего пользования отнесены автомобильные дороги, находящиеся в собственности муниципальных образований (далее - автомобильные дороги местного значения). По предварительным результатам инвентаризаций, проведенных органами местного самоуправления муниципальных образований, протяженность автомобильных дорог местного значения составила 5764 километра.
Включение автомобильных дорог местного значения в сеть автомобильных дорог общего пользования требует разработки и реализации программных мероприятий по их развитию, так как они наравне с автомобильными дорогами регионального значения обеспечивают движение автотранспортных потоков, в том числе транзитных. К приоритетным относятся мероприятия по строительству магистральных дорог, крупных транспортных развязок в разных уровнях, мостовых переходов.
Развитие автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, а также за счет субсидий, выделяемых из областного бюджета на эти цели.
4. Необходимы разработка и реализация мероприятий по совершенствованию и развитию сети автомобильных дорог общего пользования, реконструкции перегруженных участков таких дорог, повышению их пропускной способности, а также увеличению протяженности автомобильных дорог общего пользования за счет осуществления нового строительства.
Учитывая длительный цикл реализации дорожных проектов, решение задачи совершенствования и развития сети, автомобильных дорог общего пользования в Челябинской области невозможно в течение одного финансового года, что обусловливает необходимость разработки и принятия Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.