Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Главы
Златоустовского городского округа
от 15 октября 2008 г. N 263-п
Рекомендации
по разработке органами местного самоуправления примерных положений об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений
1. Общие положения
1. Настоящие Рекомендации по разработке органами местного самоуправления примерных положений об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений (далее - Рекомендации), разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Главы Златоустовского городского округа от 10.10.2008 года N 256-п "О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, органов местного самоуправления, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений" и применяются при введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений (далее - учреждений).
2. Системы оплаты труда работников учреждений, включающие размеры окладов (должностных окладов), выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами содержащими нормы трудового права, Положением об установлении систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений (далее - Положение об установлении систем оплаты труда), настоящими Рекомендациями, с учетом мнения представительных органов работников.
3. При разработке органами местного самоуправления - главными распорядителями бюджетных средств (далее - органами местного самоуправления) примерных положений об оплате труда работников учреждений (далее - Положения), по видам экономической деятельности, осуществляется анализ специфики деятельности учреждений, находящихся в их ведении, с целью группировки учреждений по типам в соответствии с их основной уставной деятельностью.
4. Положения разрабатываются на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, Челябинской области, Положения об установлении систем оплаты труда, с учетом мнения соответствующего представительного органа работников.
2. Структура и содержание положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений
5. В Положения рекомендуется включать следующие главы:
1) Общие положения;
2) Порядок и условия оплаты труда;
3) Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера;
4) Другие вопросы оплаты труда либо заключительные положения.
6. Глава "Общие положения" должна содержать:
преамбулу, в которой необходимо сослаться на нормативный документ, регламентирующий разработку Положений (подпункт 3 пункта 5 постановления Главы Златоустовского городского округа от 10.10.2008 г. N 256-п), действующие нормативные правовые акты, регулирующие особенности оплаты труда по видам экономической деятельности учреждений, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты Российской Федерации и Челябинской области;
общее описание применяемой системы оплаты труда и ее основные элементы;
краткую характеристику системы оплаты труда, применяемой для отдельных категорий работников.
7. Глава "Порядок и условия оплаты труда" должна содержать:
"Основные условия оплаты труда";
"Компенсационные выплаты";
"Стимулирующие выплаты";
"Условия оплаты труда отдельных категорий работников".
1) Подраздел "Основные условия оплаты труда" включает порядок применения и размеры минимальных окладов (должностных окладов) работников на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ), повышающих коэффициентов к окладу по занимаемым должностям.
Минимальные размеры окладов (должностных окладов) работников по соответствующим ПКГ рекомендуется устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе Единой тарифной сетки.
При этом необходимо учесть Федеральный закон от 24 июня 2008 года N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", устанавливающий минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года в размере 4330 рублей.
"Основные условия оплаты труда" включают размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (должностным окладам) по соответствующим ПКГ.
Размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (должностным окладам) по соответствующим ПКГ рассчитываются на основе осуществления дифференциации типовых должностей, включаемых в штатное расписание учреждений, соответствующих уставным целям учреждений и содержащихся в соответствующих разделах Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
Дифференциация типовых должностей осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по соответствующей профессии или специальности.
В тех случаях, когда возможно определение конкретного вида работы (его качественное и количественное описание), выполняемого работниками для реализации уставных целей учреждения без привязки к конкретной должности, возможно установление повышающих коэффициентов по перечню конкретных видов работ. При этом перечни видов работ должны первоначально быть распределены по соответствующим ПКГ.
Повышающий коэффициент к минимальному окладу (должностному окладу) по соответствующим ПКГ может быть установлен работнику с учётом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении постановленных задач и других факторов.
Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к минимальному окладу (должностному окладу) по соответствующим ПКГ и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника. Персональный повышающий коэффициент не должен превышать предельного размера повышающего коэффициента по соответствующей ПКГ, установленного главным распорядителем бюджетных средств местного бюджета.
Персональный повышающий коэффициент к минимальному окладу (должностному окладу) по соответствующим ПКГ по учреждению (структурному подразделению) не применяется к должностному окладу руководителя учреждения и окладам (должностным окладам) работников, у которых они определяются в процентном отношении к должностному окладу руководителя.
Рекомендуется также применять повышающие коэффициенты к минимальным окладам (должностным окладам) по соответствующим ПКГ работникам, занимающим должности, предусматривающие категорийность.
Применение повышающего коэффициента к окладу не образует новый оклад и не учитывается при начислении стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу. Районный коэффициент применяется к месячному заработку без учета материальной помощи.
При установлении условий оплаты работников, занятых на важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работах, необходимо руководствоваться перечнем профессий рабочих и перечнем работ, утвержденных Главой Златоустовского городского округа.
При установлении условий оплаты труда специалистам учреждений культуры, здравоохранения, образования, работающим в сельских населенных пунктах Златоустовского городского округа, рекомендуется устанавливать повышенные на 25 процентов должностные оклады.
2) Подраздел "Компенсационные выплаты" включает виды выплат компенсационного характера, утверждённых Положением об установлении систем оплаты труда (далее - компенсационные выплаты), а именно:
доплаты за выполнение тяжёлых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
районный коэффициент;
выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, разъездном характере работы, совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определённой трудовым договором, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отличающихся от нормальных);
надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Выплаты компенсационного характера, устанавливаемые в процентном отношении, применяются к минимальным окладам по соответствующим ПКГ, без учета повышающих коэффициентов.
Работодатели проводят аттестацию рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Если по итогам аттестации рабочее место признаётся безопасным, то выплаты, указанные в подпункте 1 пункта 6 Положения об установлении систем оплаты труда, отменяются.
Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и конкретизируются в трудовых договорах работников.
При разработке Положений необходимо учитывать требование пункта 2 постановления Главы Златоустовского городского округа от 11.10.2008 г. N 256-п, который предусматривает, что совокупные выплаты (включающие минимальный оклад по соответствующим ПКГ, повышающий коэффициент и компенсационные выплаты) не могут быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), которую работник получал на основе Единой тарифной сетки по должности, которую он занимал до 1 января 2009 года, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения работ той же квалификации.
3. Подраздел "Стимулирующие выплаты" включает виды выплат стимулирующего характера, утверждённые Положением об установлении систем оплаты труда, а именно:
выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
выплаты за качество выполняемых работ;
выплаты за наличие ученой степени, почетного звания;
выплаты за непрерывный стаж работы, выслугу лет;
надбавка молодым специалистам;
премиальные выплаты по итогам работы;
выплаты, учитывающие особенности деятельности учреждения и отдельных категорий работников.
В целях поощрения работников за выполненную работу в учреждении в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утверждаемым в установленном порядке, могут устанавливаться следующие премии:
премия за образцовое качество выполняемых работ;
премия за выполнение особо важных и срочных работ;
премия за интенсивность и высокие результаты работы;
премия по итогам работы (за месяц, квартал, полугодие, год).
Решение о введении каждой конкретной премии принимает руководитель учреждения. При этом наименование премии и условия её выплаты включаются в положение об оплате и стимулировании труда работников соответствующего учреждения.
Период, за который выплачивается премия, конкретизируется в положении об оплате и стимулировании труда работников учреждения. В учреждении одновременно могут быть введены несколько премий за разные периоды работы, например, премия по итогам работы за квартал и премия по итогам работы за год.
Перечень выплат стимулирующего характера должен отвечать уставным задачам учреждения, а также показателям эффективности работы учреждения, устанавливаемым органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. При формировании перечня стимулирующих выплат для работников учреждений следует исходить из необходимости определения качественных и количественных показателей для каждой конкретной стимулирующей выплаты, при достижении которых данные выплаты производятся.
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом рекомендаций соответствующих органов местного самоуправления в пределах фонда оплаты труда и максимальными размерами для конкретного работника не ограничиваются.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.
При определении размеров стимулирующих выплат, порядка и условий их применения учитывается мнение выборного профсоюзного или иного представительного органа работников.
Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в соответствии с порядком формирования и распределения фонда стимулирования, установленным в учреждении, и направляются учреждением на оплату труда работников:
заместителей руководителя, главного бухгалтера, главных специалистов и иных работников, подчиненных руководителю непосредственно.
руководителей структурных подразделений учреждения, главных специалистов и иных работников, подчиненных заместителям руководителей, - по представлению заместителей руководителя;
остальных работников, занятых в структурных подразделениях учреждения, - по представлению руководителей структурных подразделений.
При определении видов и размеров выплат стимулирующего характера рекомендуется учитывать:
добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде;
инициативу, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;
качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;
участие в течение месяца в выполнении особо важных работ и мероприятий.
Конкретный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы может определяться как в процентном отношении к минимальному окладу (должностному окладу) по соответствующим ПКГ работника, так и в абсолютном размере. Максимальный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы не ограничен.
8. Глава "Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера" Положения должно содержать условия оплаты труда руководителей учреждений, включая размеры должностных окладов и порядок их индексации, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Заработная плата руководителя бюджетного учреждения, их заместителей и главных бухгалтеров определяется в соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда.
Максимальное соотношение должностного оклада руководителя к средней заработной плате работников основного персонала устанавливается Главой Златоустовского городского округа в разрезе видов экономической деятельности по представлению соответствующего органа местного самоуправления - главного распорядителя средств местного бюджета.
Для руководителя, его заместителей и главного бухгалтера предусматривается самостоятельный перечень стимулирующих надбавок. Указанные надбавки могут быть установлены с учетом целевых показателей эффективности деятельности учреждения и производятся в соответствии с пунктом 7.3 настоящих Рекомендаций.
Премирование руководителя осуществляется с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы учреждения, за счет ассигнований местного бюджета, централизованных соответствующим органом местного самоуправления в порядке, указанном в Разъяснениях по использованию централизованных лимитов бюджетных ассигнований на выплаты стимулирующего характера руководителям муниципальных бюджетных учреждений (Приложение 2). В Положении указываются конкретные размеры централизованных средств и цели, на которые направляются неиспользованные средства.
9. Положение может быть дополнено главой "Другие вопросы оплаты труда" либо "Заключительные положения", в которой отражаются особенности оплаты труда отдельных категорий работников, иными рекомендациями по условиям оплаты труда работников, которые, по мнению соответствующих органов местного самоуправления, целесообразно отразить в положениях по оплате и стимулированию труда работников подведомственных учреждений, с учетом специфики трудовых отношений.
В частности, данная глава может регулировать вопросы оказания из фонда оплаты труда работникам материальной помощи.
Кроме того, в данной главе может определяться порядок делегирования руководителем учреждения руководителям филиалов, структурных подразделений полномочий по определению окладов (должностных окладов) работников филиала (структурных подразделений), компенсационных и стимулирующих выплат в пределах средств, направляемых филиалам на оплату труда (или фондов оплаты труда, резервируемых руководителем для структурных подразделений в целях стимулирования работников данных структурных подразделений) с учётом мнения первичной профсоюзной организации или иного представителя (представительного органа) работников.
10. Расчёты по фонду оплаты труда должны быть произведены в рамках бюджетных ассигнований учреждений.
3. Организация работы по формированию положения об оплате труда работников муниципальных учреждений
11. При разработке положений рекомендуется сформировать рабочую группу из числа специалистов соответствующего органа местного самоуправления, руководителей и работников финансового, экономического, правового и кадрового подразделений подведомственных учреждений соответствующего типа и представителей профессиональных союзов, других независимых экспертов.
12. Основной деятельностью рабочей группы является:
1) проведение анализа с учетом положений нормативных правовых актов законодательства Российской Федерации и Челябинской области, содержащих нормы трудового права, Положения об установлении систем оплаты:
подведомственной сети учреждений;
соотношения должностей (профессий) работников, предусмотренных штатными расписаниями учреждений, с ПКГ и квалификационными уровнями;
законодательных и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников, действующих до введения новых систем оплаты труда;
штатной численности работников подведомственных учреждений в разрезе ПКГ и квалификационных уровней;
штатной численности заместителей руководителей подведомственных учреждений;
численности работников, которым в настоящее время установлены выплаты компенсационного характера и их размеры;
численности работников, получающих выплаты стимулирующего характера, соответствующих утвержденному перечню видов выплат, а также иные выплаты, установленные законодательством;
2) подготовка предложений по:
формированию нового штатного расписания учреждения; определению окладов (ставок) по соответствующим ПКГ;
определению и размеров повышающих коэффициентов по соответствующим ПКГ;
объему централизованных лимитов бюджетных обязательств с учетом достижения учреждением целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых соответствующим органом местного самоуправления;
перечню работников, с которыми могут быть заключены срочные трудовые договоры;
перечню трудовых функций, исполнение которых не требует закрепления в штатном расписании соответствующей должности;
перечню трудовых функций, которые могут быть переданы для исполнения сторонним организациям на условиях гражданско-правовых договоров.
13. Рабочей группе необходимо:
1) подготовить предложения по рекомендуемым размерам и условиям осуществления выплат компенсационного характера в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера;
2) разработать критерии оценки эффективности работы различных категорий работников, включающих:
прямую зависимость результатов работы непосредственно от работника;
определение целевых показателей работы, достижимых для большинства работников;
возможность оценки работы по критериям эффективности методами, которые не должны вызывать двойственных толкований и быть понятными для работника;
3) подготовить предложения по условиям оплаты труда руководителей учреждений, условия премирования руководителей в зависимости от результатов работы учреждений и выполнения целевых показателей;
4) проанализировать наименования, условия и размеры выплат стимулирующего характера, применяемых в соответствии с законодательством по действующим системам оплаты труда;
5) подготовить предложения по рекомендуемым наименованиям, условиям и размерам выплат стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным постановлением Главы Златоустовского городского округа от 10.10.2008 г. N 256-п.
14. После проведения указанных мероприятий рабочая группа готовит текст Положения.
15. В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 постановления Главы Златоустовского городского округа от 10.10.2008 г. N 256-п Положения должны быть утверждены Главой Златоустовского городского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.