Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
решением Собрания депутатов
города Снежинска
от 29 апреля 2009 г. N 52
Городская целевая программа
"Крепкая семья"
на 2009 - 2011 гг.
7, 21 октября, 25 ноября 2009 г., 28 апреля 2010 г., 29 декабря 2011 г.
Решением Собрания депутатов города Снежинска Челябинской области от 29 декабря 2011 г. N 221 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
городской целевой Программы "Крепкая семья"
на 2009-2011 гг.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В Послании Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 года Федеральному Собранию 2008 год был объявлен Годом семьи России, отмечалась необходимость укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей.
В 2008 году в городе была утверждена и успешно реализована городская целевая Программа "Семьи и дети группы риска" на 2008 год, ее логическим продолжением с начала 2009 года стала Программа "Крепкая семья" на 2009 - 2011 годы.
Анализ статистических показателей последних лет позволяет сделать выводы о негативных тенденциях в сфере семейных отношений, о семейном неблагополучии, связанном со злоупотреблением родителями спиртных напитков и наркотических средств, об ослабевании воспитательного и нравственного потенциала семьи, снижении ответственности родителей за воспитание и содержание детей, падении престижа семьи, увеличения количества случаев привлечения родителей к ответственности за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию детей и, как следствие, стабильном количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На территории города Снежинска по данным отдела муниципальной статистики на 01.01.2009 года проживает 8858 несовершеннолетних граждан. В общей численности несовершеннолетних жителей города 1,1 % составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (по области - 1,6 %). Статистические данные отражают стабильное количество выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории города на протяжении последних лет. Из общего числа выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, доля детей-сирот составляет 10 %. Остальные являются так называемыми социальными сиротами. Так, в 2006 году 9 родителей были лишены родительских прав в отношении 15 детей; в 2007 году 7 родителей в отношении 8 детей; за 9 мес. 2008 года - 9 родителей в отношении 10 детей, 1 родитель ограничен в родительских правах на 6 месяцев в отношении 1 ребенка.
В городе по состоянию на 01.10.2008 года проживает 93 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них: 63 - находятся под опекой (попечительством), 6 - в приемных семьях, 24 - в МОУ "Детский дом", в том числе 12 проживают в семейном детском доме С. М. и В. Е. Николаевых. Приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их устройство в семью: из выявленных за 9 месяцев 2008 года пятерых детей, оставшихся без попечения родителей, четверо устроены в семьи, что составляет 80 % от общего количества выявленных.
В Снежинске не уменьшается количество семей, в которых родители не должным образом исполняют обязанности по воспитанию, содержанию, обучению детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с детьми. В 2006 году таких семей было 33, в них 55 детей; в 2007 году - 35 семей, в них 58 детей; в 2008 году по итогам 9 месяцев на учете в УСЗН по категории "Семья в социально опасном положении" состоит 34 семьи, в них 52 ребенка. На протяжении 2006 - 2008 гг. количество социально опасных семей, состоящих на учете в УСЗН, остается стабильным.
Количество малоимущих семей, состоящих на учете в УСЗН, стабильно уменьшается в последние годы, так в 2006 году состояло на учете 1963 семьи с несовершеннолетними детьми, в них воспитывалось 2704 ребенка; в 2007 году - 1796 семей, в них воспитывалось 2362 ребенка; по состоянию на 01.10. 2008 года - 1664 семьи, в них 2160 детей. Из общего количества малоимущих семей в 2006 году 58 семей имели статус многодетной малоимущей семьи, в них воспитывалось 298 детей; в 2007 году -48 семей, в них 284 ребенка; за 9 месяцев 2008 года поставлено на учет 35 многодетных малоимущих семей, в которых воспитывается 179 детей.
Однако уменьшение количества малоимущих семей при стабильном показателе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, свидетельствует о том, что оказание дополнительных мер социальной поддержки этим категориям семей с детьми программно-целевым методом в период роста цен и экономической нестабильности остается не менее актуальным:
1. Профилактика неблагополучия семей с детьми первых трех лет жизни в связи с резким снижением доходов молодых семей в период после рождения ребенка и ухода за ним организована с 2005 года в части бесплатного обеспечения специальными молочными продуктами детского питания детей из малоимущих семей, не посещающих дошкольные учреждения. В 2005 году бесплатное молочное питание получили 396 семей, в 2006 - 286 семей, в 2007 - 204 семьи, в 2008 (за 9 месяцев) - 177 семей.
2. В течение последних лет многодетные малоимущие семьи получают меры дополнительной поддержки в виде льготы по оплате ЖКУ, бесплатного питания в школах, бесплатного лекарственного обеспечения детей в возрасте до 6 лет, бесплатного проезда на городском транспорте детей, учащихся в общеобразовательных учреждениях: в 2006 году - 58 семей; в 2007 году - 48 семей, за 9 месяцев 2008 года - 35 многодетных малоимущих семей за счет средств городской целевой программы "Семьи и дети группы риска" на 2008 год.
3. В течение 9 месяцев 2008 года 12 семей опекунов и семей с несовершеннолетними детьми в трудной жизненной ситуации получили материальную помощь на срок от одного до трех месяцев за счет средств городской целевой программы "Семьи и дети группы риска" на 2008 год
4. По состоянию на 1 октября 2008 года, по итогам 9 месяцев, 87 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получают ежемесячную помощь в размере 1500 рублей на каждого ребенка за счет средств городской целевой программы "Семьи и дети группы риска" на 2008 год.
5. За счет средств городской целевой программы "Семьи и дети группы риска" на 2008 год произведен санитарно-косметический ремонт квартиры ребенку-сироте.
6. 21 семья опекунов, не получающих государственные пособия на опекаемых детей, за счет средств городской целевой программы "Семьи и дети группы риска" на 2008 год к началу учебного года получила материальную помощь в размере 2500 рублей на каждого ребенка.
7. В течение 9 месяцев 2008 года 6 семей, усыновивших детей в 2005 -2006 годах, получили городское пособие при устройстве ребенка в семью в размере, равном государственному пособию, установленному законодательством с 01.01.2007 года, за счет средств Программы на 2008 год.
8. 4 опекуна получили материальную помощь на оплату части родительской платы за путевки 5 опекаемым детям в летнюю оздоровительную кампанию за счет средств городской целевой программы "Семьи и дети группы риска" на 2008 год.
9. В течение 9 месяцев 2008 года 25 многодетных семьей, родивших (усыновивших) третьего, четвертого и т. д. детей, получили городские пособия и подарки за счет средств городской целевой программы "Семьи и дети группы риска" на 2008 год.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Челябинской области от 25 октября 2007 года N 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье" предусмотрены меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе путем разработки и исполнения целевых программ по охране и защите прав данной категории детей.
В связи с этим поставленные государством задачи перед образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по созданию достойных условий для умственного, эмоционального и физического развития личности воспитанников, по подготовке этих детей к самостоятельной жизни и их успешной социализации в обществе обусловливают необходимость в дополнительном ресурсном обеспечении МОУ "Детский дом" для улучшения материально-технической базы за счет средств Программы.
Решение вопроса повышения уровня межведомственного взаимодействия и улучшения качества работы органов системы профилактики с семьями и детьми группы риска требует укрепления материально-технической базы и информационного обеспечения деятельности органов системы профилактики, также, возможно, путем применения программно-целевого метода. В городе работа по оказанию всесторонней помощи семьям и детям группы риска проводится следующими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- Управление социальной защиты населения города Снежинска;
- отдел по делам молодежи;
- Снежинский городской центр занятости населения;
- Центр социального обслуживания населения;
- отделение по делам несовершеннолетних ОВД (ОДН ОВД);
- Управление культуры;
- Управление образования;
- Комитет по физкультуре и спорту
- Центральная медико-санитарная часть N 15.
Для улучшения межведомственного взаимодействия по работе с семьями и детьми группы риска, обеспечения комплексного подхода к решению проблем профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, улучшения качества жизни семей группы риска и семей с опекаемыми детьми, решением Собрания депутатов города Снежинска от 26.12.2007 года N 206 была принята Программа "Семьи и дети группы риска" на 2008 год.
Для дальнейшего совершенствования совместной работы принята настоящая Программа.
2. Цели, задачи, сроки реализации Программы
Основными целями Программы являются:
- создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, на ранней стадии социального неблагополучия, для предупреждения социального сиротства, жестокого обращения с детьми, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- создание комплексной системы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание благоприятных условий для улучшения их положения, а также личностного развития;
- улучшение жилищных условий многодетных семей.
Для достижения указанных целей Программа предполагает решение следующих задач: улучшение демографической ситуации; повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; повышение качества жизни малоимущих многодетных семей, а также семей из группы риска и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания мер социальной поддержки и услуг социально-экономического характера; укрепление материально-технической базы органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних; содействие в решении жизненных проблем в семьях с детьми группы риска и их социализации; защита прав и интересов ребенка; улучшение содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях; создание благоприятных условий для социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание специализированного муниципального жилищного фонда для социальной защиты многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Программа рассчитана на 2009 - 2011 годы.
3. Система программных мероприятий
Программа представляет собой комплекс целенаправленных мер организационного, информационного, экономического, медицинского и психолого-педагогического характера, реализуемых в отношении малоимущих многодетных семей, семей и детей группы риска, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Конкретные мероприятия Программы реализуются по четырем направлениям:
- организационное и информационное обеспечение решения задач Программы;
- развитие материально-технической базы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- социально-экономическая поддержка малоимущих семей, семей и детей группы риска, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- медико-социальная и психолого-педагогическая реабилитация семей и детей группы риска.
Перечень мероприятий Программы с указанием объема финансирования и исполнителей представлен в Приложении.
Решением Собрания депутатов города Снежинска Челябинской области от 29 декабря 2011 г. N 221 раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования мероприятий Программы на 2009 - 2011 гг. являются средства местного, областного и федерального бюджетов. Общий объем финансирования Программы на период реализации составляет:
2009 год - 38 827,763 тыс. руб., в т. ч. МБ - 36 242,313 тыс. руб., ОБ - 1 617 тыс. руб., ФБ - 968,45 тыс. руб.;
2010 год - 4 959,847 тыс. руб., в т. ч. МБ - 3 794,947 тыс. руб., ОБ - 1 164,9 тыс. руб.;
2011 год - 6 942,253 руб., в т. ч. МБ - 5 782,253 тыс. руб., ОБ - 1 160 тыс. руб.
5. Организация управления и механизм реализации Программы
Координацию деятельности по реализации мероприятий Программы осуществляет УСЗН и, по мере необходимости, координационный совет, которые организуют выполнение участниками (исполнителями) мероприятий по направлениям, запрашивают отчеты исполнителей, готовят и представляют в администрацию и Собрание депутатов информацию об исполнении Программы.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет администрация города.
Контроль исполнения мероприятий Программы осуществляет Собрание депутатов города Снежинска.
Исполнители Программы отвечают за качество выполнения мероприятий и эффективность расходования бюджетных средств.
6. Оценка эффективности реализации городской целевой Программы "Семьи и дети группы риска" в 2008 году
Осуществление системы программных мероприятий городской целевой Программы "Семьи и дети группы риска" в 2008 году обеспечило создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми группы риска, а так же комплексной системы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За 9 месяцев 2008 года в соответствии с п. 3.2 Программы была оказана материальная помощь 12 семьям и детям группы риска на время нахождения в трудной жизненной ситуации на общую сумму 60 тыс. руб. Запланированная сумма расходов - 100 тыс. руб., до конца года обеспечено 100-процентное использование денежных средств; в соответствии с п. 3.1 Программы производилась выплата ежемесячной материальной помощи на содержание детей- сирот и детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в семье Николаевых, в размере 1500 рублей на 87 детей, израсходовано 732 824,24 руб., до конца обеспечено 100-процентное использование денежных средств.
Из выделенных средств по Программе, в соответствии с п. 3.15, в августе-сентябре 2008 года был произведен санитарно-косметический ремонт жилья одному ребенку-сироте (20 тыс. руб.); в соответствии с п. 3.14 была оказана материальная помощь к началу учебного года в размере 2500 руб. на каждого ребенка опекунам, не получающим денежные средства на содержание от органа опеки и попечительства (21семье); в соответствии с п. 3.12 производилась выплата городского пособия в размере единовременного государственного пособия при передаче детей на воспитание в семью (6 семьям), усыновившим детей в 2005, 2006 году, израсходовано 59 770 руб.; 4 опекунам (попечителям) была оказана материальная помощь для оплаты суммы родительских взносов и социальной стоимости путевки в оздоровительные лагеря, в том числе одному опекуну на двух подопечных, на общую сумму 12 517 руб.
В соответствии с п.3.18 Программы, 30 мая 2008 года было организовано мероприятие, посвященное Дню защиты детей, - поездка 38 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в город Челябинск на общую сумму 19 777,50 руб., при этом обеспечено 100% освоение денежных средств; в соответствии с п. 3.19 Программы было организовано поздравление воспитанников МОУ "Детский дом", а также воспитанников семьи Николаевых с началом учебного года - были закуплены подарочные канцелярские наборы на общую сумму 5000 руб., обеспечено 100-процентное освоение денежных средств. В начале года были заказаны поздравительные открытки с днем рождения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сумму 3000 руб. (100-процентное исполнение); была оказана помощь детскому дому для участия в областной спартакиаде, конкурсе КВН и другое.
УСЗН исполнило все мероприятия городской целевой Программы "Семьи и дети группы риска", запланированные на 2008 год, и обеспечило освоение денежных средств Программы в полном объеме.
7. Ожидаемые результаты реализации Программы в 2009 - 2011 гг.:
- приобретение в муниципальную собственность около 1.100 кв. метров жилья и предоставление квартир по социальной норме проживания 9 многодетным семьям;
- сокращение числа семей в социально опасном положении;
- сокращение числа малоимущих семей с несовершеннолетними детьми;
- повышение качества жизни малоимущих семей, а также семей группы риска и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- укрепление материально-технической базы МОУ "Детский дом", органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- защита прав и интересов ребенка, улучшение условий проживания и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- увеличение количества устраиваемых в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.