Постановление Правительства Челябинской области
от 29 июля 2004 г. N 72-П
"О тарифной политике Челябинской области"
Постановлением Правительства Челябинской области от 20 мая 2015 г. N 245-П настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89 "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства" Правительство Челябинской области постановляет:
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89 "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства" признано утратившим силу
О плате за жилое помещение и коммунальные услуги см. раздел VII Жилищного кодекса
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию единой тарифной политики Челябинской области;
план мероприятий по реализации Концепции единой тарифной политики Челябинской области.
2. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
3. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Челябинской области Дятлова В.Н.
Председатель Правительства |
П.И. Сумин |
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 29 июля 2004 г. N 72-П
Концепция
единой тарифной политики Челябинской области
Настоящая Концепция единой тарифной политики Челябинской области (далее именуется - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.03.1996 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", от 17.02.2004 N 89 "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", от 04.03.2004 N 136 "Об утверждении типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов", постановлением Губернатора Челябинской области от 11.12.2001 N 693 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Тарифное регулирование естественных монополий на локальных рынках осуществляется в соответствии с Законом Челябинской области "О локальных естественных монополиях".
Необходимость разработки Концепции обусловлена следующими факторами:
реформирование энергетической отрасли требует обеспечения энергетической безопасности Челябинской области, недопущения разбалансировки областной энергосистемы;
реализация принципа утверждения тарифов на финансовый год в рамках предельных уровней, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, предполагает последовательный и согласованный подход при тарифообразовании на уровне субъекта Российской Федерации;
реформирование жилищно-коммунального хозяйства нуждается в улучшении качества предоставляемых услуг, обеспечении ассортимента указанных услуг с учетом того, что установление тарифов является одновременно экономическим фактором сферы жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающим его развитие, и социальным фактором, так как основным потребителем жилищно-коммунальных услуг является население.
Концепция определяет основу тарифной политики Челябинской области в сфере регулирования естественных монополий и жилищно-коммунальных услуг.
Главной целью настоящей Концепции является определение стратегических задач и основных направлений тарифной политики Челябинской области на ближайшие 5 лет.
Концепция состоит из следующих разделов:
1) состояние тарифообразования в Челябинской области и динамика тарифов за последние 5 лет;
2) основные задачи тарифной политики Челябинской области;
3) приоритетные направления совершенствования тарифной политики Челябинской области.
I. Состояние тарифообразования в Челябинской области и динамика тарифов за последние 5 лет
В последние годы в целях совершенствования региональной тарифной политики Правительством Челябинской области предпринят ряд действенных мер:
создан постоянно действующий Экспертный совет по тарифной политике в Челябинской области;
создан Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области";
в целях проведения единой, согласованной тарифной политики в рамках полномочий, установленных действующим законодательством, заключены соглашения между муниципальными образованиями области и Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" о взаимодействии по вопросам тарифной политики;
при президиуме Совета глав муниципальных образований при Губернаторе Челябинской области создана рабочая группа по проведению единой тарифной политики.
За последние пять лет произошли положительные изменения в динамике тарифов. Так, если еще в 1998 - 2003 годах повышение тарифов на электрическую энергию производилось 2 раза в год, а в 2001 году три раза, то в 2004 году установлены стабильные тарифы на весь год.
Снизились и темпы роста тарифов. Так, если повышение тарифов для промышленных потребителей в 2001 году составило 31 процент, в 2002 году - 28 процентов, в 2003 году - 33 процента, то в 2004 году - 13,8 процентов.
Аналогичная ситуация наблюдается в динамике тарифов на тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения. Если в 2000 - 2002 годы тарифы по большинству энергоснабжающих и водоснабжающих организаций пересматривались 2 - 3 раза год, то, начиная с 2004 года, изменение тарифов производится не чаще одного раза в год при формировании консолидированного бюджета области. Если тарифы на тепловую энергию в 2000 - 2003 годах поднимались в среднем на 20 - 30 процентов, то средний рост тарифов в 2004 году составил 15 процентов.
Уже в сентябре 2003 года были разработаны прогнозные тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 2004 год, а с 1 января 2004 года в соответствии с действующим законодательством введены в действие тарифы на 2004 год. Рост тарифов не превысил прогнозных значений и был предусмотрен бюджетом. В среднем по области повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги было ниже, чем рост среднедушевого дохода за 2003 год.
В 2003 году сделан значительный шаг в направлении сокращения перекрестного субсидирования. С сентября 2003 года по январь 2004 года муниципальные образования области перешли на федеральный стандарт оплаты коммунальных услуг населением. Это позволило уменьшить нагрузку на областной бюджет более чем на 200 млн. рублей.
Единая тарифная политика в 2004 году проводилась и при дифференциации тарифов по группам потребителей. Практически для всех поставщиков тепловой энергии и услуг водоснабжения и водоотведения тариф для бюджетных потребителей установлен на уровне среднеотпускного, для населения - 90 % от среднеотпускного.
Прекращена практика искусственного занижения тарифов. Все тарифы доведены до экономически обоснованного уровня. Это создало условия для стабильного финансового состояния организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, качественного предоставления услуг.
Следует подчеркнуть социальную направленность тарифной политики, проводимой в области. Если на большинстве территорий страны уже отказались от льгот для населения и тариф на электрическую энергию для него превышает 1 рубль за кВт.ч, то в Челябинской области удерживается один из самых низких тарифов на электроэнергию для населения: 74 копейки за кВт.ч для городского населения и 55 копеек за кВт.ч - для сельского населения и городского населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами.
В области разработана программа сокращения перекрестного субсидирования, рассчитанная на несколько лет, с целью недопущения резкого повышения тарифов для населения и социально значимых потребителей.
При утверждении тарифов на 2004 год Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" жестко придерживался предельного уровня повышения тарифов на 2004 год на тепловую и электрическую энергию в размере 16 процентов в соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 25 августа 2003 г. N 66-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2004 год", что стало залогом сбалансированной бюджетной и тарифной политики в 2004 году.
Общее улучшение состояния экономики и финансов страны позволяет говорить о дальнейшей стабилизации тарифов. Согласно прогнозам Федеральной службы по тарифам рост тарифов на электрическую энергию в 2005 году составит 10 - 12 процентов, а в 2006 году 8 - 10 процентов.
Вместе с тем, существующая система ценового регулирования не в полной мере способствует сдерживанию роста цен на территории Челябинской области, сокращению бюджетных расходов на жилищные и коммунальные услуги, потребляемые населением и бюджетными организациями, расходов самого населения, сокращению затрат на коммунальные услуги субъектов экономики, формирующих цены на продукцию (услуги).
Основными причинами этого являются:
затратный принцип формирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, когда расходы на производство, понесенные в базовом периоде, являются основой при формировании тарифов на плановый период;
несовершенство нормативно-методической базы, отсутствие системы оперативного внесения изменений в методические указания по расчету тарифов на все виды коммунальных услуг;
действующие нормативные правовые акты в области регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги не в полной мере исполняются субъектами естественных монополий из-за отсутствия выстроенной системы контроля за соблюдением порядка ценообразования и применения установленных тарифов на территории Челябинской области.
II. Основные задачи тарифной политики Челябинской области
Приоритетной задачей тарифной политики Челябинской области является обеспечение баланса интересов потребителей и производителей при установлении цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, жилищно-коммунальные услуги. Тарифы не должны сдерживать рост промышленного производства области, существенно снижать уровень жизни населения области. В то же время тарифы должны обеспечивать полную окупаемость затрат на производство, передачу и сбыт электрической и тепловой энергии, оказание жилищно-коммунальных услуг.
Искусственное завышение или занижение тарифов дает искаженную информацию об эффективности того или иного источника энергии, вида топлива, промышленного производства. Отсутствие информации об объективном уровне тарифов в перспективе ведет к принятию неэффективных решений.
Поэтому стратегическим направлением тарифной политики Челябинской области является обеспечение экономической обоснованности утверждаемых тарифов. Только при наличии информации о реальных затратах на все ресурсы возможно их эффективное использование, рациональное развитие экономики области, принятие оптимальных решений.
С другой стороны, экономические преобразования 90-х годов в стране привели к значительному снижению уровня жизни большинства населения. С учетом низкой платежеспособности населения и в целях защиты его интересов получила распространение практика перекрестного субсидирования.
Проводимая в стране реформа электроэнергетики, направленная на развитие рыночных отношений, снижает возможность перекрестного субсидирования, а впоследствии и полностью ее ликвидирует. Это ведет к увеличению затрат областного бюджета и населения на оплату электроэнергии и жилищно-коммунальных услуг.
В настоящее время основными задачами тарифной политики Челябинской области в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства становятся:
1) обеспечение энергетической безопасности Челябинской области при переходе к рынку электроэнергии;
2) повышение стабильности тарифов; пересмотр тарифов не чаще одного раза в год; переход к перспективному прогнозированию тарифов (на два - три года);
3) поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования в течение четырех - пяти лет;
4) недопущение резкого скачка тарифов при переходе к рынку электрической энергии; использование новых форм государственного регулирования, действенных в условиях рынка электроэнергии;
5) согласованность тарифной политики Челябинской области с реформой жилищно-коммунального хозяйства, установление более тесной зависимости между качеством оказываемых услуг и платой за услуги;
6) переход к утверждению составных тарифов, позволяющих, при необходимости выделять отдельные виды работ для передачи их производителям на конкурсной основе;
7) усиление контроля за применением тарифов, установленных в соответствии с действующим законодательством.
III. Приоритетные направления совершенствования тарифной политики Челябинской области
1. Совершенствование нормативно-методической базы для утверждения цен и тарифов
Совершенствование нормативно-методической базы Челябинской области предполагает следующие мероприятия:
1) разработка порядка передачи полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) органам местного самоуправления, содержащего сроки утверждения и введения тарифов для потребителей, предусмотренные статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации";
2) разработка проекта Методических указаний по расчету тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую организациями всех форм собственности, и их утверждение Федеральной службой по тарифам;
3) внесение изменений в соглашения о взаимодействии по вопросам тарифной политики, заключенные между государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" и муниципальными образованиями Челябинской области на 2004 год;
4) решение вопроса о целесообразности установления усредненного тарифа на тепловую энергию и другие жилищно-коммунальные услуги на территории отдельно взятого муниципального образования Челябинской области;
5) рассмотрение принципов тарифного регулирования с точки зрения заинтересованности организаций в сокращении общих затрат, снижении технологических потерь, модернизации производства и сетевого хозяйства, исключении из тарифов дорогих кредитных ресурсов;
6) разработка методических рекомендаций для органов местного самоуправления по расчету тарифов на все виды жилищно-коммунальных услуг в целях обеспечения единых подходов при установлении цен и тарифов регулирующими органами;
7) разработка методических рекомендаций для органов местного самоуправления по определению нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг.
2. Согласованность бюджетной и тарифной политики
Достижение согласованности бюджетной и тарифной политики предполагается за счет:
1) разработки Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" и утверждения Правительством Челябинской области прогнозного предельного роста тарифов на тепловую и электрическую энергию и жилищно-коммунальные услуги в соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации на будущий финансовый год до начала формирования бюджета области;
2) рассмотрения вопроса о включении в расчет бюджетов муниципальных образований на будущий финансовый год расходов на жилищно-коммунальные услуги, исходя из утвержденного Правительством Российской Федерации и Правительством Челябинской области предельного роста тарифов на коммунальные услуги;
3) совершенствования механизма социальной защиты населения Челябинской области с низким уровнем доходов за счет жилищных субсидий.
3. Проведение экспертиз фактических затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги
В соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-I "Об основах федеральной жилищной политики" установлено, что пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ Закон Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-I "Об основах федеральной жилищной политики" признан утратившим силу с 1 марта 2005 г.
Проведение экспертиз фактических затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, должно обеспечить повышение обоснованности утверждаемых тарифов и позволит выявить резервы снижения затрат энергоснабжающих организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства. В целях проведения органами местного самоуправления области экспертизы фактических затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услугу необходимо разработать типовой порядок проведения такой экспертизы.
Для оперативной организации экспертиз фактических затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, необходимо разработать и утвердить порядок аккредитации экспертных организаций, чтобы у органов местного самоуправления был выбор экспертов, но при этом следует предусмотреть механизм, который бы предотвращал появление на территории Челябинской области недобросовестных экспертов и некачественных экспертиз.
4. Формирование системы контроля за соблюдением порядка ценообразования и применением тарифов
Реализация согласованной, взаимоувязанной бюджетной и тарифной политики приведет к тому, что работа по утверждению тарифов будет носить, в основном, сезонный характер. Остальное время органы государственного регулирования цен могут уделять аналитической и контрольной работе, что обеспечит контроль соответствия фактических затрат плановым, позволит выявить непроизводительные, неэффективные расходы предприятий и в результате улучшит качество государственного регулирования тарифов будущего периода. В области назрела необходимость создания системы контроля за соблюдением порядка ценообразования и правильностью применения утвержденных тарифов.
В соответствии с пунктом 14 постановления Правительства Российской федерации от 17.02.2004 N 89 "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства" регулирующие органы (Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" и регулирующие органы местного самоуправления) обязаны осуществлять контроль за соблюдением порядка ценообразования в рамках установленных полномочий.
Взаимодействие регулирующих органов местного самоуправления и Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" позволит создать систему контроля за соблюдением порядка ценообразования и правильностью применения утвержденных тарифов.
В целях осуществления контроля за соблюдением порядка ценообразования и применением цен предполагается проведение следующих мероприятий:
1) разработка и утверждение Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" ежеквартальных графиков проверок организаций, для которых тарифы утверждаются регулирующим органом исполнительной власти Челябинской области;
2) участие представителей Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" в целях оказания методической помощи при проведении проверок организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, установление цен и тарифов для которых относится к компетенции органов местного самоуправления.
5. Информационно-методическая работа
Единая согласованная тарифная политика области невозможна без оперативного обмена информацией, постоянного расширения и пополнения баз данных по тарифному регулированию, доступных для всех участников процесса регулирования. Основными направлениями информационно-методической работы в сфере регулирования цен и тарифов являются:
1) проведение Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" непрерывного мониторинга действующих в Челябинской области тарифов на все виды топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунальных услуг с предоставлением результатов мониторинга муниципальным образованиям Челябинской области (в электронном виде);
2) решение вопроса технической оснащенности Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" и регулирующих органов местного самоуправления области с целью внедрения программного обеспечения для ускорения процедуры рассмотрения и утверждения тарифов;
3) проведение Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" регулярных совещаний - семинаров по вопросам ценообразования для руководителей и сотрудников органов местного самоуправления и регулируемых организаций.
Первый заместитель Губернатора |
В.Н. Дятлов |
Утвержден
постановлением Правительства
Челябинской области
от 29 июля 2004 г. N 72-П
План мероприятий
по реализации концепции единой тарифной политики Челябинской области
N |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственный исполнитель |
|
Мероприятия по дальнейшей стабилизации цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги | ||||
1. |
Разработка рекомендаций по определению функций и затрат на содержание Службы единого заказчика, включаемых в тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства |
3 квартал 2004 года |
Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области", Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области |
|
2. |
Утверждение перечня гарантирующих поставщиков электрической энергии, действующих в Челябинской области |
4 квартал 2004 года |
Министерство экономического развития Челябинской области, Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" |
|
3. |
Введение порядка обязательного представления программы сокращения общих расходов энергоснабжающих организаций, поставщиков жилищно-коммунальных услуг и других регулируемых организаций |
июль 2004 года |
Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" |
|
4. |
Обеспечение обязательной компенсации сокращения налоговых поступлений в областной бюджет и потерь открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Челябэнерго" при выходе потребителей на оптовый рынок |
до окончания 2004 года |
Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области", Министерство экономического развития Челябинской области |
|
5. |
Разработка мероприятий по сокращению перекрестного субсидирования на 20052008 годов в сфере жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований |
4 квартал 2004 года |
главы муниципальных образований Челябинской области, Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" |
|
6. |
Разработка мероприятий по сокращению перекрестного субсидирования на 2005 - 2008 годов в сфере энергетики |
4 квартал 2004 года |
Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области", Министерство экономического развития Челябинской области |
|
7. |
Планирование расходов на жилищно-коммунальные услуги в муниципальных бюджетах, с учетом предельного роста тарифов |
4 квартал 2004 года, далее ежегодно |
органы местного самоуправления Челябинской области |
|
Совершенствование нормативно-методической базы для утверждения цен и тарифов | ||||
8. |
Разработка проекта Методики расчета тарифов на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования организациями железнодорожного транспорта необщего пользования и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы |
июль 2004 года |
Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области", Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области |
|
9. |
Разработка проекта Методических указаний по расчету регулируемых тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными всех форм собственности |
июль 2004 года |
Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" |
|
10. |
Внесение изменений в Методику расчета тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые организациями всех форм собственности |
2 квартал 2005 года |
Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" |
|
11. |
Разработка Методических рекомендаций по определению нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства с учетом особенностей Челябинской области |
3 квартал 2004 года |
Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области", Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области |
|
Совершенствование контроля за соблюдением порядка ценообразования - | ||||
12. |
Проведение регулярных совещанийсеминаров Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" по вопросам ценообразования в сфере жилищно-коммунальных услуг для представителей органов местного самоуправления (в том числе выездных) |
ежеквартально |
Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" |
|
13. |
Разработка типового порядка проведения независимой экспертизы фактических затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги |
3 квартал 2004 года |
Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" |
|
14. |
Внесение изменений в соглашения о взаимодействии по вопросам тарифной политики, заключенные между муниципальными образованиями и Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области", в части проведения независимой экспертизы и контроля в сфере ценообразования |
3 квартал 2004 года |
Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" |
|
15. |
Разработка и утверждение ежеквартальных графиков проверок организаций по оказанию жилищно-коммунальных услуг, цены (тарифы) для которых устанавливает Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" |
ежеквартально |
Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" |
|
16. |
Проведение совместных контрольных проверок (плановых и внеплановых) представителей Управления федеральной антимонопольной службы по Челябинской области и(или) Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" и органов местного самоуправления |
ежемесячно |
Управление федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (по согласованию); Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области"; органы местного самоуправления Челябинской области (по согласованию) |
Первый заместитель Губернатора |
В.Н. Дятлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Челябинской области от 29 июля 2004 г. N 72-П "О тарифной политике Челябинской области" (утратило силу)
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Челябинской области от 20 мая 2015 г. N 245-П настоящее постановление признано утратившим силу