Постановление Правительства Челябинской области
от 18 июня 2009 г. N 122-П
"Об областной целевой программе "Преодоление последствий
радиационных аварий на производственном объединении
"Маяк" на 2009-2010 годы"
17 сентября, 17 декабря 2009 г., 17 августа, 27 октября 2010 г.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" на 2009-2010 годы.
2. Предложить Законодательному Собранию Челябинской области признать утратившим силу постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 28.02.2006 N 42 "О принятии областной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" на 2006-2010 годы (Южноуральская панорама, 15 марта 2006 г., N 43; 17 октября 2007 г., N 209).
3. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Кимайкин С.И.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
4. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на Министра радиационной и экологической безопасности Челябинской области Подтесова Г.Н.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Правительства |
П.И. Сумин |
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 18 июня 2009 г. N 122-П
Областная целевая программа
"Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк"
на 2009-2010 годы
17 сентября, 17 декабря 2009 г., 17 августа, 27 октября 2010 г.
Постановлением Правительства Челябинской области от 27 октября 2010 г. N 195-П в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк"
на 2009-2010 годы"
Наименование Программы |
- |
областная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" на 2009 - 2010 годы (далее - Программа) |
Основание и дата принятия решения о разработке Программы |
- |
распоряжение Губернатора Челябинской области от 09.12.2004 г. N 2212-р; постановление Правительства Челябинской области от 22.11.2007 г. N 256-П "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ"; Закон Челябинской области от 25.12.2008 г. N 340-ЗО "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" |
Государственный заказчик Программы |
- |
Правительство Челябинской области |
Основные разработчики Программы |
- |
Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области; Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области; Министерство экономического развития Челябинской области; Главное управление лесами Челябинской области |
Цель Программы
Задачи Программы |
-
- |
обеспечение безопасных условий проживания населения в зоне влияния Федерального государственного унитарного предприятия "ПО "Маяк" (далее именуется - ФГУП "ПО "Маяк") и реки Теча строительство (завершение строительства) и ввод в эксплуатацию объектов коммунального хозяйства; проведение радиационного мониторинга в подземных источниках питьевого водоснабжения в населенных пунктах, расположенных в зоне потенциального влияния подземной линзы озера Карачай; совершенствование оказания медицинской помощи лицам, подвергшимся радиационному воздействию, и их потомкам первого и последующих поколений; информирование населения по вопросам преодоления последствий радиационных аварий, обеспечения радиационной безопасности, социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию; повышение оперативности принятия мер по предупреждению, локализации и тушению пожаров в лесах на территориях, загрязненных радионуклидами. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- |
газификация 2 населенных пунктов общей протяженностью 18,654 километра; введение в эксплуатацию водопроводов в 3 населенных пунктах общей протяженностью 23,627 километра; приобретение 6 комплектов физиотерапевтического оборудования для участковых больниц, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий районов, пострадавших от радиоактивного загрязнения; оказание специализированной медицинской помощи детям в количестве 4 226 человек, проживающим в населенных пунктах, расположенных вдоль реки Теча, по периметру Восточно-Уральского радиоактивного следа (далее именуется - ВУРС) и в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк"; издание ежегодно около 200-500 экземпляров информационных материалов; приобретение 250 единиц техники и специализированного оборудования для предупреждения, локализации и тушения пожаров в лесах на территориях, загрязненных радионуклидами; проведение лесовосстановительных работ на площади 70 гектаров в лесах на территориях, загрязненных радионуклидами; строительство внутрипоселковых дорог в 3 населенных пунктах (ввод объектов в эксплуатацию в 2011 г.); строительство системы водоснабжения в 2 населенных пунктах (ввод объектов в эксплуатацию в 2011 г.)"; |
Сроки реализации Программы |
|
2009 - 2010 годы |
Перечень мероприятий Программы |
- |
социально-экономическая реабилитация населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию; |
Объем и источники финансирования Программы |
- |
объем финансирования Программы в 2009 - 2010 годах- 73 358,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета, полученных в виде в виде субсидий,*- 47 047,6 тыс.рублей, областного бюджета - 26 311,2 тыс. рублей, кроме того, за счет средств, полученных ФГУП "ПО "Маяк" за переработку облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов (далее именуется - ОТВС),** - 74 700,0 тыс. рублей; |
Объем финансирования программы в 2009 году - 26 705,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 13 550,0 тыс. рублей, областного бюджета - 13 155,6 тыс. рублей, кроме того, за счет средств, полученных ФГУП "ПО "Маяк" за переработку ОТВС, - 15 000,0 тыс. рублей; | ||
объем финансирования программы в 2010 году - 46 653,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 33 497,6 тыс. рублей, областного бюджета - 13 155,6 тыс. рублей, кроме того, за счет средств, полученных ФГУП "ПО "Маяк" за переработку ОТВС, - 59 700,0 тыс. рублей; | ||
Исполнители основных мероприятий Программы |
- |
Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области; Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области; органы местного самоуправления Аргаяшского, Каслинского, Красноармейского, Кунашакского, Сосновского муниципальных районов, Кыштымского и Озерского городских округов; Главное управление лесами Челябинской области |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
повышение качества жизни населения: 15 населенных пунктов, расположенных в зоне потенциального влияния подземной линзы озера Карачай, за счет обеспечения питьевой водой, отвечающей нормам радиационной безопасности; |
|
2 населенных пунктов за счет их газификации, что позволит в дальнейшем газифицировать 460 жилых домов; 3 населенных пунктов за счет обеспечения качественной питьевой водой 5263 человек; 6 населенных пунктов, расположенных в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, за счет повышения качества оказания медицинской помощи и увеличения перечня медицинских услуг; |
|
|
снижение уровня хронической патологии (в том числе онкологической) и детской инвалидизации за счет выявления заболеваний на ранних стадиях и своевременного оказания специализированной медицинской помощи детям, проживающим в 8 населенных пунктах, расположенных вдоль реки Теча, по периметру Восточно-Уральского радиоактивного следа и в зоне влияния производственного объединения "Маяк"; снижение социально-психологической напряженности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, за счет предоставления достоверной информации по вопросам радиационной безопасности, преодоления последствий радиационных аварий, обеспечения социальных гарантий определенным категориям граждан; снижение риска возникновения лесных пожаров в лесах на территориях, загрязненных радионуклидами, за счет эффективной организации процесса предупреждения, локализации и тушения пожаров с использованием приобретенной техники |
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
-
|
государственным заказчиком Программы является Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (далее именуется - заказчик Программы). Заказчик Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты целевой программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.
Контроль за выполнением мероприятий Программы и расходованием выделенных средств осуществляют: Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области и Главное управление лесами Челябинской области в части прочих нужд; Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области в части капитальных вложений, указанных в пункте 4 раздела 3 приложения 3 к Программе. Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, заключаемых в установленном порядке главными распорядителями с исполнителями определенных работ по Программе. Заказчик Программы ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, направляет в Министерство экономического развития Челябинской области и Министерство финансов Челябинской области доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств на основе оценки эффективности использования бюджетных средств заказчиком Программы, определяемой в установленном порядке. |
* средства предусмотрены для Челябинской области в федеральной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 N 793 (далее - ФЦП);
** средства, получаемые в соответствии с Договором между Правительством Челябинской области и ФГУП "ПО "Маяк" от 23 мая 2002г. N 18 о ввозе, временном технологическом хранении и переработке облученных тепловыделяющих сборок иностранных ядерных реакторов на территории Челябинской области
Глава I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
1. Реализация отечественной ядерной программы в первые годы ее осуществления нанесла значительный ущерб населению и территории Челябинской области, который и до настоящего времени не компенсирован. Многолетняя деятельность ФГУП "ПО "Маяк", пущенного в эксплуатацию в 1948 году, сопровождалась беспрецедентными в мировой практике радиационными инцидентами и авариями, что обусловило радиоактивное загрязнение около 25 тысяч кв. километров территорий Челябинской области.
В настоящее время ФГУП "ПО "Маяк" остается потенциально опасным источником радиоактивного загрязнения окружающей среды и радиационного облучения населения. Наличие жидких и твердых высокоактивных отходов на территории промышленной площадки предприятия, среднеактивных отходов в водоемах-хранилищах (озеро Карачай и водоем Старое болото), возможный ветровой разнос с поверхности озера Карачай, радиоактивное загрязнение подземных вод в месте расположения этого озера, загрязненная пойма реки Теча, наличие радиоактивно загрязненных участков в отдельных населенных пунктах - все это свидетельствует о нерешенных проблемах, возникших в результате деятельности предприятия в первые годы его работы.
Проблема преодоления последствий радиационных аварий является комплексной, поскольку воздействие радиации обусловило социально-экономические, радиационно-экологические, радиационно-гигиенические, медицинские и социально-психологические последствия.
Постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2010 г. N 91-П в пункт 2 настоящей Программы внесены изменения
2. По результатам наблюдения за источниками питьевого водоснабжения в воде отдельных населенных пунктов, расположенных на административных территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварий на ФГУП "ПО "Маяк" или попадающих в зону влияния предприятия, регистрируется наличие техногенных радионуклидов, в частности стронция-90, цезия-137 и трития. Несмотря на то, что удельная активность техногенных радионуклидов в питьевой воде определенных населенных пунктов значительно ниже нормативных уровней НРБ-90, для определения всего спектра радионуклидов в воде и механизма загрязнения подземных вод необходимо динамическое наблюдение за ситуацией с соответствующим техническим оснащением.
Кроме того, остро стоит проблема обеспечения питьевым водоснабжением населенных пунктов, расположенных по периметру ВУРСа и по берегам реки Теча.
Использование некачественной питьевой воды оказывает влияние на состояние здоровья населения, проживающего в районах, пострадавших от радиоактивного загрязнения.
По результатам обследования лесного фонда районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, выявлено 212,4 тыс. гектаров лесов на территориях Аргаяшского, Каслинского, Красноармейского, Кунашакского муниципальных районов и Кыштымского городского округа, загрязненных радионуклидами. Частые лесные пожары, возникающие на лесных угодьях, загрязненных радионуклидами, приводят к увеличению вторичного загрязнения ареалов рядом расположенных населенных пунктов, что реально может повлиять на формирование текущей дозы облучения населения этих населенных пунктов.
3. Для обеспечения более высокого уровня здоровья населения, проживающего в населенных пунктах, расположенных в пойме реки Теча и зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк", требуется обеспечение доступности медицинской помощи взрослому и детскому населению по месту жительства, прежде всего, с целью профилактики заболеваний.
По сравнению с другими территориями для пострадавших районов характерна более острая социально-психологическая обстановка. По данным социологов, к стрессу, связанному с экономическими и политическими реформами в России, ее вхождением в мировой рынок, добавляется стресс, связанный с постоянным проживанием вблизи атомного гиганта и порождаемой этим обстоятельством радиофобией.
В данной ситуации немаловажную роль играет информационно-разъяснительная работа среди населения, главной целью которой является доведение до сведения каждого гражданина достоверной информации.
Практика реализации таких мероприятий в рамках федеральных и областных целевых программ показала необходимость проведения этой работы среди граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и реки Теча, в том числе, учителей и старшеклассников, медицинских работников, представителей средств массовой информации и прочих.
Наиболее актуальными для населения являются вопросы, связанные с настоящей деятельностью предприятия, с последствиями радиационных аварий как для окружающей среды, так и для человека непосредственно, с обеспечением радиационной безопасности населения Челябинской области, а также вопросы социальной защиты граждан, признанных пострадавшими от радиационных аварий.
4. С целью улучшения состояния здоровья населения и обеспечения развития загрязненных территорий преодоление последствий радиационных аварий в сфере здоровья населения и в социальной сфере может быть обеспечено на основе программно-целевого метода.
Кроме того, в Программу включены объекты капитального строительства, для которых предусмотрено долевое финансирование из федерального и областного бюджетов.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить более высокий уровень жизни и безопасные условия проживания населения пострадавших территорий.
Глава II. Основные цели и задачи Программы
Постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2010 г. N 91-П в пункт 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Целью Программы является обеспечение безопасных условий проживания населения в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и реки Теча.
Задачи Программы:
строительство (завершение строительства) и ввод в эксплуатацию объектов коммунального назначения;
проведение радиационного мониторинга в подземных источниках питьевого водоснабжения в населенных пунктах, расположенных в зоне потенциального влияния подземной линзы озера Карачай;
совершенствование оказания медицинской помощи лицам, подвергшимся радиационному воздействию, и их потомкам первого и последующих поколений;
информирование населения по вопросам преодоления последствий радиационных аварий, обеспечения радиационной безопасности, социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию;
повышение оперативности принятия мер по предупреждению, локализации и тушению пожаров в лесах на территориях, загрязненных радионуклидами.
Постановлением Правительства Челябинской области от 27 октября 2010 г. N 195-П пункт 6 настоящей Программы изложен в новой редакции
6. В результате реализации программных мероприятий за счет средств федерального и областного бюджетов, предусмотренных Программой, предполагается:
1) выполнить работы по водоснабжению села Бродокалмак Красноармейского муниципального района (10,075 километра), села Тюбук Каслинского муниципального района (7,173 километра) и села Багаряк Каслинского муниципального района (6,379 километра);
2) выполнить работы по газификации села Татарская Караболка Кунашакского муниципального района (11,5 километра);
3) продолжить работу по обновлению 15 - 20 единиц ежегодно физиотерапевтического оборудования в медицинских учреждениях, расположенных на территориях, пострадавших от аварий на производственном объединении "Маяк";
4) обеспечить оказание медицинской помощи детям в количестве 4226 человек, проживающим в населенных пунктах, расположенных в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и реки Теча;
5) обеспечить ежегодно издание информационных материалов тиражом 200 - 500 экземпляров;
6) оснастить техникой и специализированным оборудованием (250 единиц) противопожарную службу, обладающую полномочиями по предупреждению, локализации и тушению пожаров на территориях, загрязненных радионуклидами;
7) провести лесовосстановительные работы на площади 70 гектаров.
Кроме того, за счет средств, полученных за переработку ОТВС, предполагается финансирование следующих работ:
по газификации села Татарская Караболка Кунашакского муниципального района (11,5 километра) и Аязгулова Аргаяшского муниципального района (7,154 километра);
по водоснабжению села Багаряк Каслинского муниципального района (6,379 километра);
по водоснабжению села Русская Теча и села Нижнепетропавловское Красноармейского муниципального района (ввод объектов в эксплуатацию в 2011 г.);
по строительству внутрипоселковых дорог в населенных пунктах Русская Теча, Бродокалмак, Нижнепетропавловское Красноармейского муниципального района (ввод объектов в эксплуатацию в 2011 г.).
Постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2010 г. N 91-П в пункт 7 настоящей Программы внесены изменения
7. С учетом освоения средств капитальных вложений и текущих расходов основные результаты по годам реализации мероприятий Программы представлены в следующей таблице.
Таблица
Мероприятие |
Единица измерения |
2009-2010 годы |
2009 год |
2010 год |
|
|
|
|
|
Строительство объектов коммунального строительства, в том числе: |
|
|
|
|
газовые сети (Аргаяшский, Кунашакский муниципальные районы) |
километр |
18,654 |
7,154 |
11,5 |
водопровод (Каслинский, Красноармейский муниципальные районы) |
километр |
23,627 |
17,248 |
6,379 |
Организация обследования детей |
человек |
4226 |
2399 |
1827 |
Глава III. Сроки реализации Программы
8. Срок реализации мероприятий Программы 2009-2010 годы.
Глава IV. Система программных мероприятий
Раздел 1. Обеспечение радиационной безопасности населения, проживающего в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и реки Теча
Постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2010 г. N 91-П в пункт 9 настоящей Программы внесены изменения
9. В целях обеспечения радиационной безопасности населения, проживающего в зоне влияния ФГУП "ПО Маяк" и реки Теча, Программой предусматривается обеспечение функционирования радиационного мониторинга.
В рамках полномочий органа исполнительной власти Челябинской области по организации контроля за радиационной обстановкой, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" для определения уровня загрязнения природных сред на территориях, подвергшихся радиационному воздействию, предусмотрено проведение радиационного мониторинга источников подземного питьевого водоснабжения определенных населенных пунктов, расположенных в ареале озера Карачай, с целью контроля качества питьевой воды по радиационному фактору и оценки возможного поступления техногенных радионуклидов в питьевую воду.
По результатам проведения указанных мероприятий, в случае получения информации о превышении уровней загрязнения почв в отдельных населенных пунктах, о загрязнении отдельных источников питьевого водоснабжения планируется организация работы с федеральными органами исполнительной власти по установлению особых условий использования загрязненных земель и корректировке зон радиоактивного загрязнения, а также по информированию населения определенных населенных пунктов.
Одним из основных факторов, ограничивающим проведение работ в лесном хозяйстве районов, пострадавших от радиоактивного загрязнения, является содержание радионуклидов в почве, древесине и других лесных ресурсах, превышающее уровни, создаваемые естественным радиационным фоном. При выполнении уполномоченными специалистами противопожарных мероприятий и тушении лесных пожаров, работ по лесовосстановлению, уходу за лесами работников, при использовании лесных ресурсов населением в лесных массивах районов, пострадавших от радиоактивного загрязнения, существует вероятность получения ими дополнительного внешнего и внутреннего радиационного облучения.
Затраты на реализацию мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения, проживающего в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и реки Теча, представлены в таблице 1 приложения 1 к Программе.
Раздел 2. Охрана здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков первого и последующих поколений
Постановлением Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 г. N 351-П в пункт 10 настоящей Программы внесены изменения
10. Медицинские последствия радиационного воздействия на население и участников ликвидации последствий радиационных аварий, возможность их проявления через десятки лет после облучения и у последующих поколений определяют необходимость постоянного медицинского наблюдения за состоянием здоровья данного контингента.
Состояние здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию, определяет необходимость проведения диспансеризации, а также развития специализированной медицинской помощи населению, в том числе детскому, проживающему на пострадавших территориях.
Отдаленность некоторых населенных пунктов от областного и районных центров не позволяет своевременно и на должном уровне оказывать медицинские услуги населению в областных медицинских учреждениях и по месту жительства. В Программе предусматриваются мероприятия по расширению перечня медицинских услуг населению на базе участковых больниц, амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов за счет приобретения 6 комплектов физиотерапевтического оборудования для указанных медицинских учреждений. Это позволит сократить сроки лечения на местах, увеличить период ремиссии, эффективно проводить профилактические мероприятия при заболеваниях сердечной и легочной систем, опорно-двигательного аппарата.
Концепцией сохранения и укрепления здоровья населения Челябинской области на 2006-2010 годы одной из первоочередных задач определена задача по обеспечению здоровья детей, в том числе путем повышения доступности и качества педиатрической помощи.
Работа по обследованию детей, проживающих на территории районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, ведется с 1996 года. Полученные результаты показали, что диспансерная группа детей составляет от 25 до 60 процентов от общей численности детей этих населенных пунктов. По итогам работы выездных бригад Областной детской клинической больницы (далее именуется - ОДКБ) ежегодно до 10 процентов заболеваний у детей диагностируются впервые. В консультативной помощи ежегодно нуждается более 2 тыс. детей и подростков.
Программой предусматриваются мероприятия по оказанию специализированной медицинской помощи детям.
В рамках Программы планируется продолжение работы по обследованию детского населения данных территорий на базе ОДКБ. Прежде всего, это касается детей, проживающих в населенных пунктах, приоритетных по оказанию социальной и медицинской помощи: Муслюмово, Татарская Караболка, Бродокалмак, Русская Теча и других, расположенных в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и реки Теча.
Таким образом, в целях оказания качественной медицинской помощи гражданам, проживающим в районах, пострадавших от радиоактивного загрязнения, Программой предусматривается:
организация работы по совершенствованию материально-технической базы участковых и поселковых больниц, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов за счет обновления физиотерапевтического оборудования;
организация медицинской помощи детям населенных пунктов, расположенных вблизи границ зоны ВУРСа и на реке Теча, а также в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк".
Затраты на реализацию мероприятий по охране здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков первого и второго поколения представлены в таблице 2 приложения 1 к Программе.
Раздел 3. Социально-экономическая реабилитация населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию
Постановлением Правительства Челябинской области от 27 октября 2010 г. N 195-П в пункт 11 настоящей Программы внесены изменения
11. Основным направлением работ в области социально-экономической реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, является строительство (завершение строительства) объектов коммунального строительства в районах, пострадавших вследствие аварий на ФГУП "ПО "Маяк".
За счет средств областного бюджета намечено:
продолжение строительства водопровода в селе Бродокалмак Красноармейского муниципального района общей протяженностью 10,075 километра:
строительство водопровода в селе Тюбук Каслинского муниципального района общей протяженностью 7,173 километра;
строительство водопровода в селе Багаряк Каслинского муниципального района общей протяженностью 6,379 километра;
газификация села Татарская Караболка Кунашакского муниципального района (11,5 километра).
Кроме того, за счет средств ОТВС предполагается финансирование следующих работ:
по газификации деревни Аязгулова Аргаяшского муниципального района общей протяженностью 7,154 километра;
по газификации села Татарская Караболка Кунашакского муниципального района общей протяженностью 11,5 километра;
по водоснабжению села Русская Теча и села Нижнепетропавловское Красноармейского муниципального района (ввод объектов в эксплуатацию в 2011 г.);
по строительству внутрипоселковых дорог в населенных пунктах Русская Теча, Бродокалмак, Нижнепетропавловское Красноармейского муниципального района (ввод объектов в эксплуатацию в 2011 г.).
Затраты на реализацию мероприятий по социально-экономической реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию, представлены в таблице 3 приложения 1 к Программе.
Раздел 4. Информационное обеспечение населения
12. В целях социально-психологической реабилитации граждан, подвергшихся радиационному воздействию, осуществления социальной политики органами государственной власти Челябинской области и органами местного самоуправления в Программе предусматривается проведение информационно-разъяснительной работы среди пострадавшего населения и участников ликвидации последствий радиационных аварий, а также среди граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк", вблизи границ ВУРСа и на реке Теча, в местах компактного проживания граждан, подпадающих под действие Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", а также их детей.
Организуется информирование населения о текущей радиационной обстановке в местах их проживания, ходе реабилитационных работ, об ожидаемых последствиях радиационных аварий для здоровья граждан и мерах, направленных на его улучшение, социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию, других вопросах. Будут изданы информационные материалы, отражающие современную радиационную обстановку на территории районов, результаты выполнения целевых программ по преодолению последствий радиационных аварий.
Предусматриваются проведение просветительской работы среди населения, подготовка и издание специальной литературы, аудио- и видеопродукции и обеспечение ими населения и средств массовой информации.
Проведение подобной работы планируется, прежде всего, в таких населенных пунктах как Муслюмово, Бродокалмак, Русская Теча, Татарская Караболка, Багаряк, Худайбердинское и других.
Затраты на реализацию мероприятий по социально-психологической реабилитации граждан, подвергшихся радиационному воздействию, представлены в таблице 4 приложения 1 к Программе.
Глава V. Ресурсное обеспечение Программы
Постановлением Правительства Челябинской области от 27 октября 2010 г. N 195-П в пункт 13 настоящей Программы внесены изменения
13. Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в объеме 148 058,8 тыс. рублей в ценах 2005 года, в том числе:
поступивших из федерального бюджета в виде субсидий - 47 047,6 тыс. рублей, из них капитальные вложения - 25 581,5 тыс. рублей (средства для Челябинской области предусмотрены в ФЦП);
средств областного бюджета - 26 311,2 тыс. рублей, из них субсидии местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства собственности муниципальных образований - 22 452,0 тыс. рублей;
средств, полученных за переработку ОТВС, - 74 700,0 тыс. рублей, из них капитальные вложения - 74 700,0 тыс. рублей.
Для реализации мероприятий Программы эти средства будут выделяться из областного бюджета только при их поступлении в областной бюджет по заключенным контрактам с зарубежными государствами на переработку ОТВС.
Финансирование мероприятий ФЦП осуществляется на основании государственных контрактов (договоров), заключаемых Губернатором Челябинской области и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - государственным заказчиком ФЦП. Средства ФЦП на текущий год утверждаются в федеральном бюджете.
Объемы финансирования мероприятий Программы и источники финансирования приведены в приложениях 2 и 3 к Программе.
Постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2010 г. N 91-П в главу VI настоящей Программы внесены изменения
Глава VI. Организация управления и механизм реализации Программы
14. Государственным заказчиком Программы является Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (далее именуется - заказчик Программы).
Главными распорядителями средств областного бюджета (далее - главные распорядители), предусмотренных на реализацию Программы, в соответствии с утвержденными полномочиями являются Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Главное управление лесами Челябинской области и Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.
Заказчик Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, осуществляют контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Мероприятия Программы реализуются в населенных пунктах муниципальных районов (городских округов), территории которых подверглись радиоактивному загрязнению или расположены в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и реки Теча (Аргаяшский, Каслинский, Красноармейский, Кунашакский, Сосновский муниципальные районы, Кыштымский и Озерский городские округа).
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, заключаемых в установленном порядке главными распорядителями с исполнителями определенных работ по Программе.
Главные распорядители готовят ежеквартальные и годовые отчеты по использованию финансовых средств, выделяемых из областного бюджета для реализации мероприятий по утвержденным разделам Программы, на основании отчетных данных исполнителей основных мероприятий Программы.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы заказчик Программы ежегодно уточняет целевые индикативные показатели ожидаемых результатов мероприятий Программы и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей, а в дальнейшем каждые полгода отчитывается о ходе выполнения целевой программы.
15. Финансирование объектов коммунального назначения собственности муниципальных образований Челябинской области, включенных в Программу, осуществляется в форме предоставления местным бюджетам субсидий на софинансирование объектов капитального строительства (далее именуется - субсидии) Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в части средств, поступающих из федерального и областного бюджетов, Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области в части средств, предусмотренных в Специальной экологической программе реабилитации загрязненных участков территории Челябинской области на 2010 - 2015 годы (далее именуется - СЭП).
16. Условиями предоставления и расходования субсидий местным бюджетам на софинансирование капитального строительства объектов собственности муниципальных образований Челябинской области являются:
1) в части средств, главным распорядителем которых является Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области
подготовка пояснительной записки с отражением изменения основных социально-экономических показателей развития муниципального образования после ввода объекта в эксплуатацию;
предоставление проектно-сметной документации на строительство объекта муниципальной собственности, если разработка проектно-сметной документации не предусмотрена Программой;
предоставление выписки из муниципального правового акта о местном бюджете с указанием объема ассигнований из местного бюджета, предусмотренного на реализацию аналогичной долгосрочной муниципальной целевой программы в очередном финансовом году;
предоставление копии муниципального правового акта об утверждении аналогичной долгосрочной муниципальной целевой программы (далее именуется - муниципальная программа) и муниципальной программы, предусматривающей объекты капитального строительства муниципальной собственности и объемы их финансирования из местного бюджета;
размещение в соответствии с законодательством Российской Федерации муниципального заказа на выполнение проектно-сметной документации по строительству объекта, если выполнение проектно-сметной документации предусмотрено мероприятиями Программы;
оформление в установленном законодательством Российской Федерации порядке муниципального контракта с победителем конкурса - исполнителем проектно-изыскательских работ;
получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на строительство объекта, если проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации;
размещение в соответствии с законодательством Российской Федерации муниципального заказа на строительство объекта;
оформление в установленном законодательством Российской Федерации порядке муниципального контракта с победителем конкурса - исполнителем строительно-монтажных работ;
осуществление в период выполнения проектных и строительных работ перечисления бюджетных средств в соответствии с условиями муниципальных контрактов;
оформление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
предоставление Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области ежемесячного отчета о строительстве объекта по формам, предусмотренным в договоре о финансировании строительства (реконструкции) объекта.
Размер субсидии на софинансирование объектов капитального строительства собственности муниципального образования Челябинской области, выделяемой из областного бюджета бюджету муниципального образования на очередной финансовый год, определяется по следующей методике расчета:
С = О x Р / Рв
С - размер субсидии муниципальному образованию на софинансирование объекта капитального строительства на очередной финансовый год;
О - общий объем ассигнований из областного бюджета на софинансирование объектов капитального строительства собственности муниципальных образований Челябинской области, включенных в Программу, на очередной финансовый год;
Р - объем работ, подлежащих выполнению в очередном финансовом году на строительстве объекта собственности муниципального образования Челябинской области, получившего положительное заключение межведомственной комиссии по оценке и анализу объектов социальной и жилищной инфраструктуры, планируемых к проектированию и строительству на территории Челябинской области, созданной постановлением Губернатора Челябинской области от 19.05.2003 г. N 210 "О межведомственной комиссии по оценке и анализу объектов социальной и жилищной инфраструктуры, планируемых к проектированию и строительству на территории Челябинской области";
Постановлением Губернатора Челябинской области от 25 сентября 2013 г. N 330 постановление Губернатора Челябинской области от 19 мая 2003 г. N 210 признано утратившим силу
Рв - общий объем работ, подлежащих выполнению в очередном финансовом году на строительстве объектов собственности муниципальных образований Челябинской области, получивших положительное заключение межведомственной комиссии по оценке и анализу объектов социальной и жилищной инфраструктуры, планируемых к проектированию и строительству на территории Челябинской области, созданной постановлением Губернатора Челябинской области от 19.05.2003 г. N 210 "О межведомственной комиссии по оценке и анализу объектов социальной и жилищной инфраструктуры, планируемых к проектированию и строительству на территории Челябинской области".
При распределении бюджетных ассигнований на строительство объектов собственности муниципальных образований Челябинской области учитывается обеспеченность жителей муниципального образования соответствующими объектами, их техническое состояние.
2) в части финансовых средств, полученных за переработку ОТВС в рамках СЭП, главным распорядителем которых является Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области:
включение в СЭП мероприятий, требующих реализации на территории муниципального образования;
предоставление субсидий для выполнения мероприятий СЭП в соответствии с Дополнительным соглашением от 21.04.2010 г. N 1 к Соглашению между Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Правительством Челябинской области о разработке и организации выполнения (в том числе финансирования) специальных экологических программ, реализуемых на территории Челябинской области от 21.04.2009 г.;
подготовка пояснительной записки с обоснованием целесообразности выполнения мероприятий и информацией об изменении показателей развития муниципального образования после ввода объекта в эксплуатацию;
разработка проектно-сметной документации на строительство объекта муниципальной собственности, если разработка предусмотрена СЭП;
предоставление проектно-сметной документации на строительство объекта муниципальной собственности, прошедшей экспертизу в соответствии с действующим законодательством;
предоставление выписки из муниципального правового акта о местном бюджете с указанием объема ассигнований из местного бюджета, предусмотренного на реализацию аналогичной долгосрочной муниципальной целевой программы в очередном финансовом году;
предоставление копии муниципального правового акта об утверждении аналогичной долгосрочной муниципальной целевой программы (далее именуется - муниципальная программа) и муниципальной программы, предусматривающей объекты капитального строительства муниципальной собственности и объемы их финансирования из местного бюджета;
обеспечение органами местного самоуправления размещения муниципального заказа и заключение муниципальных контрактов на выполнение мероприятий, предусмотренных СЭП, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
предоставление Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области ежемесячного отчета о строительстве объекта по формам, предусмотренным в договоре о финансировании строительства объекта.
17. Расходование субсидий местным бюджетам осуществляется в соответствии с договорами о финансировании, заключенными между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области или Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области и муниципальными образованиями Челябинской области с указанием средств местного бюджета, предусмотренных на строительство объекта в текущем финансовом году, при выполнении условий, перечисленных в пункте 22 Программы.
18. Органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области несут предусмотренную законодательством ответственность за нецелевое использование субсидий, предоставленных на финансирование объектов, включенных в Программу.
19. Государственный заказчик Программы направляет ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономического развития Челябинской области и Министерство финансов Челябинской области доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств на основе оценки эффективности использования бюджетных средств государственным заказчиком, определяемой в установленном порядке.
20. Основные сведения о результатах реализации Программы, выполнении целевых показателей, об объеме затраченных на выполнение целевой программы финансовых ресурсов, а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятий публикуются государственным заказчиком Программы в средствах массовой информации и сети Интернет.
21. Ежегодное финансирование мероприятий Программы из областного бюджета осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на реализацию Программы Законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий год и плановый период.
В ходе реализации Программы объемы финансирования и их распределение могут подлежать корректировке с учетом возможностей областного бюджета.
Корректировка ежегодного финансирования предполагается также при поступлении в областной бюджет дополнительных доходов, в частности, полученных за переработку ОТВС.
Корректировка Программы может предусматривать изменения и дополнения в перечне программных мероприятий, финансируемых из областного бюджета, а также в их финансовом обеспечении.
Заказчик Программы организует работу по внесению изменений и дополнений в Программу.
Постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2010 г. N 91-П в главу VII настоящей Программы внесены изменения
Глава VII. Ожидаемые результаты реализации Программы
22. Итоговый социально-экономический эффект от реализации Программы достигается за счет:
1) повышения качества жизни населения
15 населенных пунктов, расположенных в зоне потенциального влияния подземной линзы озера Карачай, за счет обеспечения питьевой водой, отвечающей нормам радиационной безопасности;
2 населенных пунктов за счет их газификации, что позволит в дальнейшем газифицировать 460 жилых домов;
3 населенных пунктов за счет обеспечения качественной питьевой водой 5 763 человек;
6 населенных пунктов, расположенных в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, за счет повышения качества оказания медицинской помощи и увеличения перечня медицинских услуг;
2) снижения хронической патологии (в том числе онкологической) и детской инвалидизации путем выявления заболеваний на ранних стадиях и своевременного оказания специализированной медицинской помощи детям, проживающим в населенных пунктах, расположенных в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и реки Теча;
3) снижения социально-психологической напряженности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, за счет предоставления достоверной информации о современном радиационном воздействии на окружающую среду путем издания около 200-500 экз. сборников, брошюр и других информационных материалов;
4) снижения риска возникновения лесных пожаров на территориях, загрязненных радионуклидами.
Министр радиационной |
Г.Н. Подтесов |
Постановлением Правительства Челябинской области от 27 октября 2010 г. N 195-П в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к областной целевой программе
"Преодоление последствий радиационных аварий
на производственном объединении "Маяк"
на 2009-2010 годы
Перечень
программных мероприятий областной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" на 2009 - 2010 годы
17 сентября, 17 декабря 2009 г., 17 августа, 27 октября 2010 г.
Мероприятия по разделу 1.
Обеспечение радиационной безопасности населения, проживающего в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и реки Теча
Мероприятия по разделу 2.
Охрана здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков первого и последующих поколений
Таблица 2
Мероприятия по разделу 3.
Социально-экономическая реабилитация населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию
Таблица 3
Мероприятия по разделу 4.
Информационное обеспечение населения
Таблица 4
Мероприятие, источник финансирования |
Объем финансирования, тыс. рублей |
Ожидаемые результаты |
||
2009 - 2010 годы |
2009 год |
2010 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5. Подготовка и проведение конференций, слушаний, семинаров по проблемам обеспечения радиационной безопасности, социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию, техническое обеспечение информационно-разъяснительной работы, издание специальной литературы, аудио- и видеопродукции, ее распространение |
574,7 |
323,6 |
251,1 |
ежегодно планируется издавать информационные материалы тиражом около 200-500 экземпляров |
в том числе: |
|
|
|
|
за счет средств областного бюджета |
574,7 |
323,6 |
251,1 |
|
Постановлением Правительства Челябинской области от 27 октября 2010 г. N 195-П в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
к областной целевой программе
"Преодоление последствий радиационных аварий
на производственном объединении "Маяк"
на 2009-2010 годы
Финансовое обеспечение областной целевой программы
"Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" на 2009-2010 годы
17 сентября, 17 декабря 2009 г., 17 августа, 27 октября 2010 г.
Постановлением Правительства Челябинской области от 27 октября 2010 г. N 195-П в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 3
к областной целевой программе
"Преодоление последствий радиационных аварий
на производственном объединении "Маяк"
на 2009-2010 годы
Источники финансирования областной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк"
на 2009 - 2010 годы
17 сентября, 17 декабря 2009 г., 17 августа, 27 октября 2010 г.
Постановлением Правительства Челябинской области от 27 октября 2010 г. N 195-П в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 4
к областной целевой программе
"Преодоление последствий радиационных аварий
на производственном объединении "Маяк"
на 2009-2010 годы
Финансово- экономическое обоснование областной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк"
на 2009-2010 годы
17 сентября, 17 декабря 2009 г., 17 августа, 27 октября 2010 г.
Постановлением Правительства Челябинской области от 27 октября 2010 г. N 195-П в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 5
к областной целевой программе
"Преодоление последствий радиационных аварий
на производственном объединении "Маяк"
на 2009-2010 годы
Целевые индикативные показатели областной целевой программы
"Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк"
на 2009 - 2010 годы
17 сентября, 17 декабря 2009 г., 17 августа, 27 октября 2010 г.
Приложение 6
к областной целевой программе
"Преодоление последствий
радиационных аварий
на производственном объединении
"Маяк" на 2009-2010 годы
Методика
оценки эффективности областной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк"
на 2009-2010 годы
Настоящая методика определяет принципы разработки и обоснования результативности и эффективности областной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" на 2009-2010 годы (далее именуется - Программа).
Под результатами реализации Программы понимается повышение степени радиационной безопасности, повышения качества жизни и улучшения медицинского обслуживания населения, в том числе детского, проживающего в населенных пунктах, расположенных в зоне влияния ПО "Маяк" и реки Теча.
Под результативностью программных мероприятий и Программы в целом понимается мера соответствия ожидаемых результатов реализации Программы поставленной цели, степень приближения к этой цели, степень позитивного воздействия на социальные и экономические параметры развития районов, пострадавших от радиоактивного загрязнения. Под эффективностью понимается абсолютная и сравнительная экономическая выгодность выполнения комплекса программных мероприятий, реализуемых за счет бюджетных средств.
В Программе для оценки эффективности социально-экономической эффективности ее реализации используются следующие показатели:
коэффициент охвата населенных пунктов, расположенных в зоне потенциального влияния подземной линзы озера Карачай, для проведения мониторинга концентрации техногенных радионуклидов в подземных источниках питьевого водоснабжения - характеризует эффективность функционирования системы мониторинга в зоне потенциального влияния подземной линзы озера Карачай (равен количеству исследований в отчетном году к количеству исследований, предусмотренных в программе, в процентах);
коэффициент охвата детского населения, проживающего в населенных пунктах, расположенных в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и реки Теча, услугами выездной поликлиники Областной детской клинической больницы - равен отношению осмотренных детей к количеству детей, планируемых к осмотру, в процентах);
коэффициент подключения населенных пунктов к объектам инфраструктуры - характеризует степень ввода газовых и водопроводных сетей (равен отношению фактически сданных коммунальных сетей в отчетном году к количеству запланированных к вводу объектов, в процентах).
Оценка эффективности использования бюджетных средств при реализации Программы осуществляется в соответствии с приложением 3 к Порядку разработки и реализации областных целевых программ, утвержденному постановлением Правительства Челябинской области от 22.11.2007 г. N 256-П "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Итоговый социально-экономический эффект от реализации Программы планируется за счет повышения качества жизни; снижения хронической патологии и детской инвалидизации путем выявления заболеваний на ранних стадиях и своевременного оказания специализированной медицинской помощи детям, проживающим в населенных пунктах, расположенных в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и реки Теча; а также снижения социально-психологической напряженности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, за счет предоставления достоверной информации о современном радиационном воздействии на окружающую среду путем издания около 500 экз. сборников, брошюр и других информационных материалов.
Постановление Правительства Челябинской области от 18 июня 2009 г. N 122-П "Об областной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" на 2009-2010 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 7 июля 2009 г. N 18 (спецвыпуск)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Челябинской области от 27 октября 2010 г. N 195-П
Постановление Правительства Челябинской области от 17 августа 2010 г. N 91-П
Постановление Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 г. N 351-П
Постановление Правительства Челябинской области от 17 сентября 2009 г. N 219-П