Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 9 сентября 2015 г. N 6 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к решению Собрания депутатов
Миасского городского округа
от 19 мая 2009 г. N 17
Методика
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления Миасского городского округа, и их проектов
27 августа 2010 г., 19 декабря 2014 г., 26 марта, 28 августа, 9 сентября 2015 г.
1. Общие положения
1. Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления Миасского городского округа, и их проектов (далее - Методика) применяется в целях осуществления анализа и оценки действующих решений органов местного самоуправления, а также их проектов (далее - нормативные правовые акты и их проекты), вносимых на рассмотрение, органам местного самоуправления на предмет выявления положений, способствующих созданию условий для появления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений.
2. В настоящей Методике определяются правила предупреждения и выявления коррупционных фактов и коррупциогенных норм в действующих нормативных правовых актах и их проектах.
Коррупционными факторами признаются положения проверяемых нормативных правовых актов и их проектов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении нормативных правовых актов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения нормативных правовых актов и их проектов, содержащие коррупционные факторы.
2. Основные правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов
3. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
4. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
5. По результатом антикоррупционной экспертизы составляется заключение, в котором отражаются все выявленные положения нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
6. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в заключении.
3. Коррупционные факторы
7. Коррупциогенными факторами являются:
1) факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
2) факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
8. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
1) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
2) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
3) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
4) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
5) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
6) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
7) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
8) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
10) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
9. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
1) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
2) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
3) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
4. Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта
11. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта готовится заключение, содержащее выводы, с указанием:
1) наличия либо отсутствия коррупционных факторов;
2) рекомендации по устранению, ограничению либо коррекции выявленных коррупционных факторов;
3) предложения о дополнении превентивными антикоррупционными нормами.
12. При анализе нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта и подготовке заключения специалист, готовящий заключение, оценивает наличие коррупционных факторов и их коррупционную опасность по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех касающихся нормативного правового акта, проекта нормативно правового акта правоположений в их совокупности, руководствуясь правосознанием и профессиональным опытом.
5. Порядок предоставления проектов и нормативных правовых актов прокурору
1. Проекты решений Собрания депутатов Миасского городского округа, носящие нормативно-правовой характер, в течение рабочих 3 дней со дня поступления в Собрание депутатов Миасского городского округа направляются в прокуратуру г. Миасса для проведения антикоррупционной экспертизы, но не позднее 3 дней до проведения очередного заседания Собрания депутатов Миасского городского округа.
2. Решения Собрания депутатов Миасского городского округа, являющиеся нормативно-правовыми актами, в том числе указанные в ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", направляются Главой Миасского городского округа в прокуратуру г. Миасса для проведения антикоррупционной экспертизы в течение 3 рабочих дней после подписания.
3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в Собрание депутатов Миасского городского округа, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании.
4. Проекты постановлений Администрации Миасского городского округа, носящие нормативно-правовой характер, в течение 5 рабочих дней после поступления из Правового управления после проведения антикоррупционной экспертизы направляются Управлением организационной и контрольной работы Администрации МГО в прокуратуру г. Миасса для проведения антикоррупционной экспертизы.
5. Постановления Администрации Миасского городского округа, являющиеся нормативно-правовыми актами, в том числе указанные в ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", направляются Главой Администрации Миасского городского округа в прокуратуру г. Миасса для проведения антикоррупционной экспертизы в течение 5 рабочих дней после подписания.
6. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в Администрацию Миасского городского округа, подлежит обязательному рассмотрению.
6. Независимая антикоррупционная экспертиза
1. Независимая антикоррупционная экспертиза (далее - независимая экспертиза) нормативных правовых актов Собрания депутатов и Администрации Миасского городского округа проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. N 96.
2. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридические отделы, размещают эти проекты на официальном сайте Администрации и Собрания депутатов Миасского городского округа в сети "Интернет" не менее чем на 7 дней с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
3. Независимыми экспертами не могут являться физические и юридические лица, принимавшие участие в подготовке проекта нормативного акта.
4. По результатам независимой антикоррупционной экспертизы составляется заключение по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации, которое направляется разработчику проекта нормативного правового акта.
5. Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, поступившие в Собрание депутатов и в Администрацию Миасского городского округа, регистрируются в установленном порядке.
Все поступившие экспертные заключения, составленные по итогам независимой антикоррупционной экспертизы, прилагаются к проекту нормативного правового акта, выносимому на утверждение Главе Миасского городского округа.
В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
6. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует информация о выявленных коррупциогенных факторах, или предложений о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором.
7. В случае если поступившее заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не соответствует форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, Собрание депутатов и Администрация Миасского городского округа возвращают такое заключение не позднее 30 дней после регистрации с указанием причин.
<< Назад |
||
Содержание Решение Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 29 мая 2009 г. N 17 "Об утверждении Методики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.