В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую Программу природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области на 2009-2010 годы.
2. Предложить Законодательному Собранию Челябинской области признать утратившим силу постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 28.02.2006 N 41 "О принятии областной целевой Программы природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области на 2006-2010 годы" (Южноуральская панорама, 15 марта 2006 г., N 43; 6 февраля 2007 г., N 23; 17 октября 2007 г., N 209; 22 января 2008 г., N 9-10; 23 декабря 2008 г. (спецвыпуск).
3. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Кимайкин С.И.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
4. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на Министра радиационной и экологической безопасности Челябинской области Подтесова Г.Н.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Правительства |
П.И. Сумин |
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 18 июня 2009 г. N 123-П
Областная целевая программа
природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области
на 2009-2010 годы
Паспорт
областной целевой Программы природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области
на 2009-2010 годы
Наименование Программы |
- |
областная целевая Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области на 2009-2010 годы (далее именуется - Программа) |
Обоснование и дата принятия решения о разработке Программы |
- |
Закон Челябинской области от 25.12.2008 г. N 340-ЗО "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"; постановление Правительства Челябинской области от 22.01.2009 г. N 1-П "О мерах по реализации в 2009 году Закона Челябинской области "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" |
Государственный заказчик Программы |
- |
Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области |
Цель Программы |
- |
снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду |
Задачи Программы |
- |
сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов их в поверхностные водные объекты; предотвращение загрязнения природной среды при обращении с радиоактивными отходами и отходами производства и потребления; оптимизация структуры особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее именуется - ООПТ) и обеспечение режима особой охраны ООПТ; сохранение видового разнообразия растительного и животного мира; обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории Челябинской области |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- |
сокращение сверхнормативных выбросов вредных веществ в атмосферу, в тыс. тонн в год; сокращение числа предприятий, имеющих временно согласованные выбросы (далее именуется - ВСВ); мощность введенных в эксплуатацию очистных сооружений канализации, в куб. метрах в сутки; комплексное экологическое обследование ООПТ, в количестве ООПТ |
Сроки реализации Программы |
- |
2009-2010 годы |
Перечень мероприятий Программы |
- |
охрана атмосферного воздуха; охрана окружающей среды от негативного воздействия загрязненных сточных вод; охрана окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления; охрана и восстановление ООПТ, растительного и животного мира; обеспечение органов государственной власти и населения Челябинской области информацией о состоянии и охране окружающей среды, радиационной и экологической безопасности |
Объемы и источники финансирования |
- |
общий объем финансирования на реализацию мероприятий Программы составляет 1 487,8 млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 77,095 млн. рублей; средства местных бюджетов - 18,2 млн. рублей; средства предприятий*(1) - 1 392,5 млн. рублей, в том числе по годам: 2009 год - 474,84 млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 37,244 млн. рублей; средства местных бюджетов - 5,1 млн. рублей; средства предприятий - 432,5 млн. рублей; 2010 год - 1 012,96 млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 39,851 млн. рублей; средства местных бюджетов - 13,1 млн. рублей; средства предприятий - 960,0 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
- |
снижение сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 98,5 тыс. тонн; сокращение числа предприятий со сверхнормативными выбросами с 12 до 8; осуществление ежегодного контроля 50 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сокращение выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее именуется - НМУ) для восьми городских округов, на территориях которых расположены крупнейшие предприятия, загрязняющие атмосферный воздух; сокращение сбросов в реку Миасс на 1,2 тыс. куб. метров в сутки за счет ввода очистных сооружений канализации на ст. Полетаево-1 Сосновского района; реализация мер, направленных на сокращение твердых коммунальных отходов (далее именуется - ТКО), размещение которых не соответствует санитарным и экологическим требованиям; обеспечение функционирования девяти постов территориальной системы радиационного мониторинга; комплексное экологическое обследование двенадцати ООПТ; соблюдение и поддержание режима особой охраны на территориях ООПТ; подготовка и ежегодное издание комплексного доклада о состоянии окружающей среды в Челябинской области |
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Состояние окружающей среды определено исторически сложившейся структурой экономики Челябинской области и высоким уровнем урбанизации:
ведущая роль в экономике принадлежит предприятиям черной и цветной металлургии, энергетики и горнодобывающей отрасли;
свыше 80 процентов населения Челябинской области проживает в городах и поселках городского типа, где предприятия данных отраслей являются градообразующими.
Сложившийся комплекс экологических проблем требует целевого планомерного решения, в том числе программными методами.
2. По данным, приведенным в Государственном докладе "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году", выбросы загрязняющих веществ в атмосферу Челябинской области от стационарных источников составили 970,4 тыс. тонн, в том числе твердых веществ - 301,3 тыс. тонн, оксида углерода - 354,4 тыс. тонн, диоксида серы - 207,5 тыс. тонн.
Выбросы в атмосферный воздух от автомобильного транспорта по Челябинской области составляют около четверти суммарных выбросов от стационарных и передвижных источников.
Качество воды в основных источниках Челябинской области при общем дефиците водных ресурсов остается неудовлетворительным. Наибольшую обеспокоенность вызывает состояние реки Миасс - источника питьевого водоснабжения Челябинского промузла.
Многие водоемы Челябинской области загрязняются недостаточно очищенными хозяйственно-бытовыми сточными водами, поверхностными стоками с полей, животноводческих хозяйств. Качество воды по целому ряду компонентов превышает предельно допустимые нормативы для водоемов рыбохозяйственного и рекреационного назначения.
По северной территории Челябинской области протекает река Теча (бассейн реки Тобол), которая по уровню загрязнения техногенными долгоживущими радионуклидами стронция-90 и цезия-137 исключена из хозяйственного пользования на всем протяжении в пределах Челябинской области. На берегах реки в четырех населенных пунктах проживает более 9 000 человек.
На начало 2007 года на балансе предприятий Челябинской области имелось в наличии 528,7 млн. тонн отходов производства и потребления; образовалось за год 70,52 млн. тонн отходов, из которых использовано и обезврежено 29 процентов. С учетом передачи отходов для использования, обезвреживания, захоронения, размещения на конец 2007 года на балансе предприятий оставалось в наличии около 575,7 млн. тонн отходов (по данным Государственного доклада Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году").
В настоящее время на территории Челябинской области имеется 169 ООПТ, в том числе 20 государственных заказников, 1 курорт, 148 памятников природы (уникальные в природном отношении озера, боры, пещеры). Уникальные природные комплексы Челябинской области испытывают возрастающую антропогенную нагрузку, требуется осуществление мер по их охране и восстановлению.
В Красную книгу Челябинской области по состоянию на 1 января 2009 года занесены редкие и исчезающие растения и животные: 161 вид растений, 100 видов насекомых, 17 видов млекопитающих, 1 вид рыб, 48 видов птиц, 5 видов рептилий, другие виды фауны.
Сегодня на территории Челябинской области существует 122 охотничьих хозяйства, 3 охотничьих угодья общего пользования. Общая площадь указанных территорий составляет 7 957,1 тыс. га или 91 процент от всей территории Челябинской области. Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства юридическими и физическими лицами в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания передан органам государственной власти Челябинской области.
Раздел II. Основные цели и задачи Программы
3. Целью Программы является снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду.
4. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов их в поверхностные водные объекты.
В результате ожидается:
снижение сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
сокращение числа предприятий со сверхнормативными выбросами;
сокращение сбросов в реку Миасс за счет ввода очистных сооружений канализации на ст. Полетаево-1 Сосновского района.
2) предотвращение загрязнения природной среды при обращении с радиоактивными отходами и отходами производства и потребления.
В результате ожидается:
сокращение количества мест размещения твердых коммунальных отходов, не соответствующих санитарным и экологическим требованиям;
полный охват государственной системой учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов организаций, эксплуатирующих источники ионизирующего облучения;
3) оптимизация структуры ООПТ и обеспечение режима особой охраны ООПТ, и сохранение видового разнообразия растительного и животного мира.
В результате ожидается:
принятие управленческих решений по сети ООПТ на основе комплексного экологического обследования ООПТ;
поддержание режима особой охраны на территориях ООПТ;
стопроцентное привлечение к административной ответственности лиц, совершивших правонарушения в области охраны и использования животного мира;
4) обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории Челябинской области.
Раздел III. Сроки реализации Программы
5. Программа реализуется в период 2009 - 2010 годов.
6. Сроки реализации Программы могут быть изменены по решению Правительства Челябинской области в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Челябинской области от 22.11.2007 г. N 256-П "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ".
Раздел IV. Система программных мероприятий
7. В соответствии с поставленными задачами Программа включает мероприятия по пяти направлениям:
1) охрана атмосферного воздуха.
В рамках данного направления предусмотрены следующие мероприятия:
организация работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ;
сбор, учет и анализ данных о выполнении предприятиями планов снижения сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
2) охрана окружающей среды от негативного воздействия загрязненных сточных вод.
В рамках данного направления предусмотрены следующие мероприятия:
мониторинг радиоактивно загрязненных рек;
предоставление субсидий местным бюджетам на проектирование, строительство и реконструкцию очистных сооружений канализации (далее именуется - ОСК);
оценка, прогноз состояния и проверка эффективности выполнения мероприятий по снижению загрязнения поверхностных водных объектов;
3) охрана окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления.
В рамках данного направления предусмотрены следующие мероприятия:
обеспечение функционирования областной системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
учет объектов и источников негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области;
организация и выполнение мероприятий по приведению мест размещения твердых коммунальных отходов в соответствие с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями;
4) охрана и восстановление ООПТ, растительного и животного мира.
В рамках данного направления предусмотрены следующие мероприятия:
поддержание режима особой охраны ООПТ регионального значения;
обеспечение функционирования сети ООПТ;
сохранение биологического разнообразия растительного и животного мира на территории Челябинской области;
5) обеспечение органов государственной власти и населения Челябинской области информацией о состоянии и охране окружающей среды, радиационной и экологической безопасности.
В рамках данного направления предусмотрены следующие мероприятия:
организация работы по обеспечению населения достоверной информацией через средства массовых коммуникаций;
оценка воздействия неблагоприятных факторов загрязнения окружающей среды на здоровье населения Челябинской области;
обеспечение органов государственной власти и населения Челябинской области информацией о состоянии и охране окружающей среды, радиационной и экологической безопасности.
Система основных мероприятий Программы и объемы их финансирования представлены в приложении 1 к Программе.
Раздел V. Ресурсное обеспечение Программы
8. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, средств бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников. Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2009-2010 годы составляет 1 487 873,0 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
областной бюджет - 77 095,0 тыс. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 18 207 тыс. рублей;
средства предприятий - 1 392 571,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы и их распределение по источникам финансирования могут уточняться, в том числе с учетом возможностей областного бюджета на соответствующий год, а также в соответствии с планами реализации природоохранных мероприятий предприятиями Челябинской области.
Распределение расходов по направлениям Программы в разрезе источников финансирования и сроков реализации приведены в приложении 2 к Программе.
9. Финансово-экономическое обоснование затрат областного бюджета в разрезе мероприятий Программы приведено в приложении 4 к Программе.
Раздел VI. Организация управления и механизм реализации Программы
10. Текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области - государственным заказчиком Программы.
11. Механизм реализации Программы базируется на принципах паритетности финансирования мероприятий, направленных на обеспечение радиационной и экологической безопасности, партнерства органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления и организаций и разграничения полномочий, предметов ведения и ответственности всех участников Программы.
12. Государственный заказчик Программы:
подготавливает ежегодно, в срок до 1 марта, доклад о ходе реализации Программы для представления Губернатору Челябинской области;
ежеквартально в установленном порядке представляет информацию о расходовании средств областного бюджета и направлении средств местных бюджетов;
подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, затрат на программные мероприятия, а также по механизму реализации Программы;
с учетом хода реализации Программы уточняет объем средств, необходимых для ее финансирования в очередном финансовом году, и представляет в установленном порядке проекты бюджетных заявок по Программе, предлагаемой к финансированию за счет средств областного бюджета в очередном финансовом году, в Министерство экономического развития Челябинской области;
разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий (приложение 3 к Программе);
осуществляет текущее управление реализацией мероприятий Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее организацию.
13. Ответственными исполнителями Программы являются Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.
Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на проектирование, строительство и реконструкцию ОСК, является Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.
По остальным мероприятиям главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области.
14. Финансирование мероприятий Программы, направленных на реализацию полномочий органов государственной власти Челябинской области в области охраны окружающей среды, радиационной и экологической безопасности, осуществляется на основании государственных контрактов на выполнение соответствующих работ, заключаемых в установленном порядке главным распорядителем средств областного бюджета и исполнителем работ. Исполнители мероприятий Программы определяются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
15. Условия предоставления и методика расчета субсидий на проектирование, строительство и реконструкцию ОСК приведены в приложении 6 к Программе.
16. Порядок, сроки, перечень отчетной документации, предоставляемой исполнителями мероприятий главным распорядителям бюджетных средств, определяется условиями государственного контракта.
17. С целью эффективного расходования бюджетных средств и достижения запланированных Программой индикативных показателей финансовые средства, полученные в результате экономии средств вследствие размещения заказа в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", могут быть использованы на другие мероприятия в рамках соответствующих направлений Программы.
18. Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении 5 к Программе.
Раздел VII. Ожидаемые результаты реализации Программы
19. В результате реализации Программы к 2010 году ожидается следующий экологический и социально-экономический эффект:
1) снижение уровня загрязнения природной среды Челябинской области за счет:
снижения сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 98,5 тыс. тонн;
сокращения числа предприятий со сверхнормативными выбросами с 12 до 8;
осуществления ежегодного контроля не менее 50 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с оценкой экологического эффекта от выполнения предприятиями природоохранных мероприятий, направленных на достижение ПДВ;
сокращения выбросов в периоды НМУ в восьми городских округах, на территориях которых расположены предприятия, загрязняющие атмосферный воздух;
сокращения недостаточно очищенных сбросов в реку Миасс выше города Челябинска на 1,2 тыс. куб. метров в сутки;
2) сохранение в естественном состоянии природных комплексов и экосистем на территории Челябинской области за счет:
доработки для двух ООПТ проектов границ и положений;
поддержания режима особой охраны на территориях ООПТ;
комплексного экологического обследования двенадцати ООПТ;
ведения государственного кадастра ООПТ;
3) обеспечение населения и органов власти достоверной информацией о состоянии окружающей среды через средства массовой информации и Интернет-ресурсы, в том числе:
поддержание функционирования девяти постов территориальной системы радиационного мониторинга;
радиационно-гигиеническая паспортизация территории Челябинской области;
подготовка и ежегодное издание комплексного доклада о состоянии окружающей среды в Челябинской области.
Министр радиационной и экологической |
Г.Н. Подтесов |
Приложение 1
к областной целевой Программе природоохранных
мероприятий оздоровления экологической обстановки
в Челябинской области на 2009-2010 годы
Система основных мероприятий Программы и объемы их финансирования
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Источник финансирования |
Финансовые затраты, тыс. рублей |
Всего, тыс. рублей |
Ожидаемые результаты и экологический эффект от реализации мероприятия |
||||
2009 год |
2010 год |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
I. Мероприятия по направлению "Охрана атмосферного воздуха" | ||||||||||
1. |
Организация работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
600,0 |
660,0 |
1260,0 |
своевременное оповещение о НМУ в 8 городских округах Челябинской области; |
|||
|
|
|
|
|
|
информация о выполнении предприятиями мероприятий по уменьшению выбросов и результатах контрольных замеров в период НМУ; |
||||
2. |
Сбор, учет и анализ данных о выполнении предприятиями планов снижения сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух |
2009-2010 годы |
|
|
|
|
разработка и реализация мер, направленных на выполнение в полном объеме и в установленные постановлением Губернатора Челябинской области сроки планов по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу 12 предприятиями до нормативов ПДВ |
|||
|
2009-2010 годы |
средства предприятий* (2) |
432571,0 |
960000,0 |
1392571,0 |
снижение выбросов загрязняющих веществ на 98,5 тысяч тонн в год |
||||
проверка сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на стационарных источниках выбросов |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
370,0 |
395,0 |
765,0 |
оценка достижения ПДВ предприятиями на основе анализа данных лабораторных замеров и исследований |
||||
|
Итого |
|
|
433541,0 |
961055,0 |
1394596,0 |
|
|||
II. Мероприятия по направлению "Охрана окружающей среды от негативного воздействия загрязненных сточных вод" | ||||||||||
N п/п |
Мероприятие |
Срок исполнения |
Источник финансирования |
Финансовые затраты, тыс. рублей |
Всего, тыс. рублей |
Ожидаемые результаты и экологический эффект от реализации мероприятия |
||||
2009 год |
2010 год |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
1. |
Мониторинг радиоактивно загрязненных рек |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
500,0 |
535,0 |
1035,0 |
данные об уровне радиоактивного загрязнения рек Теча и Караболка |
|||
2. |
Снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет прекращения сброса загрязненных сточных вод, в том числе: |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
31000,0 |
33170,0 |
64170,0 |
|
|||
|
местный бюджет |
5100,0 |
13107,0 |
18207,0 |
|
|||||
1) организация соблюдения режима водоохранных зон водоемов, являющихся источниками питьевого водоснабжения и рекреационными зонами крупных промышленных городов Челябинской области |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
- |
- |
- |
снижение количества случаев нарушения режима водоохранных зон водоёмов и рекреационных зон крупных промышленных городов Челябинской области; |
||||
2) предоставление субсидий местным бюджетам на проектирование, строительство и реконструкцию ОСК |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
31000,0 |
33170,0 |
64170,0 |
ввод в эксплуатацию ОСК станции Полетаево-1 Сосновского района - 1200 куб. м в сутки; реконструкция ОСК городов: Миасс - 85000 куб. м в сутки, Магнитогорск - 10000 куб. м в сутки |
||||
|
местный бюджет |
5100,0 |
13107,0 |
18207,0 |
||||||
|
|
|
|
|
||||||
3. |
Оценка, прогноз состояния и проверка эффективности выполнения мероприятий по снижению загрязнения поверхностных водных объектов, в том числе: |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
1110,0 |
1170,0 |
2280,0 |
получение прогноза изменений состояния поверхностных водных объектов; разработка рекомендаций, мероприятий по улучшению экологического состояния поверхностных водных объектов и механизмов их реализации; |
|||
комплексная оценка качества воды и экологического состояния Шершневского водохранилища |
|
|
|
|
|
|||||
сбор, учет и анализ данных о выполнении мероприятий по снижению загрязнения поверхностных водных объектов |
|
|
- |
- |
- |
информация о выполнении предприятиями и организациями мероприятий по снижению загрязнения поверхностных водных объектов |
||||
Итого, |
|
|
37710,0 |
47982,0 |
85692,0 |
|
||||
в том числе: |
|
областной бюджет |
32610,0 |
34875,0 |
67485,0 |
|
||||
|
|
местный бюджет |
5100,0 |
13107,0 |
18207,0 |
|
||||
III. Мероприятия по направлению "Охрана окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления" | ||||||||||
1. |
Обеспечение функционирования областной системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
- |
- |
- |
предотвращение потерь и хищений при использовании радиоактивных веществ, контроль при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами |
|||
2. |
Учет объектов и источников негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
- |
- |
- |
данные по 16 городским округам и 27 муниципальным районам о количестве источников, объемов образования и объектов санкционированного захоронения ТКО, площади земель, занятых промышленными отходами, количества бесхозяйных объектов захоронения промышленных отходов |
|||
3. |
Организация выполнения мероприятий по приведению мест размещения твердых коммунальных отходов в соответствие с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
- |
- |
- |
увеличение количества мест размещения ТКО, эксплуатируемых на основе лицензий, с 10 до 31 |
|||
IV. Мероприятия по направлению "Охрана и восстановление ООПТ, растительного и животного мира" | ||||||||||
1. |
Поддержание режима особой охраны ООПТ регионального значения |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
- |
- |
- |
организация и поддержание режима особой охраны на территории всех государственных природных заказников и памятников природы регионального значения |
|||
2. |
Обеспечение функционирования сети ООПТ, в том числе: |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
1864,0 |
1994,5 |
3858,5 |
|
|||
1) комплексное экологическое обследование ООПТ |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
1291,0 |
1713,5 |
3004,5 |
данные экологического обследования 12 ООПТ |
||||
2) разработка проектов границ ООПТ и их охранных зон, а также положения о памятниках природы регионального значения |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
500,0 |
200,0 |
700,0 |
доработка границ двух памятников природы |
||||
3) организация и ведение государственного кадастра ООПТ |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
73,0 |
81,0 |
154,0 |
обеспечение технического сопровождения автоматизированной технологии ведения государственного кадастра ООПТ Челябинской области |
||||
3. |
Сохранение биологического разнообразия растительного и животного мира на территории Челябинской области, в том числе: |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
- |
- |
- |
|
|||
1) организация и проведение мероприятий по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
- |
- |
- |
учет численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на площади 8,2 млн. га |
||||
2) организация и проведение мероприятий по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и водных биологических ресурсов |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
- |
- |
- |
стопроцентное привлечение к административной ответственности лиц, совершивших правонарушения в области охраны и использования животного мира |
||||
Итого |
|
областной бюджет |
1864,0 |
1994,5 |
3858,5 |
|
||||
V. Мероприятия по направлению "Обеспечение органов государственной власти и населения Челябинской области информацией о состоянии и охране окружающей среды, радиационной и экологической безопасности" | ||||||||||
1. |
Организация работы по обеспечению населения достоверной информацией через средства массовых коммуникаций |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
- |
- |
- |
пропаганда экологических знаний в средствах массовой информации и на сайте Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области |
|||
2. |
Оценка воздействия неблагоприятных факторов загрязнения окружающей среды на здоровье населения, в том числе: |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
1400,0 |
1500,0 |
2900,0 |
|
|||
1) обеспечение функционирования территориальной системы радиационного мониторинга окружающей среды |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
700,0 |
750,0 |
1450,0 |
обеспечение работы девяти постов радиационного мониторинга |
||||
2) оценка техногенного и природного радиационного воздействия на население Челябинской области |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
700,0 |
750,0 |
1450,0 |
подготовка радиационно-гигиенического паспорта территории Челябинской области |
||||
3. |
Обеспечение органов государственной власти и населения Челябинской области информацией о состоянии и охране окружающей среды, радиационной и экологической безопасности, в том числе: |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
400,0 |
426,6 |
826,6 |
|
|||
1) подготовка и издание информационных материалов по охране окружающей среды, радиационной и экологической безопасности Челябинской области |
2009-2010 годы |
областной бюджет |
400,0 |
426,6 |
826,6 |
издание ежегодного комплексного доклада о состоянии окружающей природной среды |
||||
2) оценка, анализ и прогноз природоохранной деятельности органов местного самоуправления, предприятий Челябинской области |
2009-2010 годы |
|
- |
- |
- |
аналитический обзор данных о природоохранной деятельности органов местного самоуправления, предприятий |
||||
|
Итого |
|
областной бюджет |
1800,0 |
1926,6 |
3726,6 |
|
Приложение 2
к областной целевой Программе природоохранных
мероприятий оздоровления экологической обстановки
в Челябинской области на 2009-2010 годы
Финансовое обеспечение областной целевой Программы
Направление мероприятий и источник их финансирования |
Сводка затрат, тыс. рублей |
||
2009 год |
2010 год |
всего |
|
Охрана атмосферного воздуха, областной бюджет: в том числе: |
433541,0 |
961055,0 |
1394596,0 |
областной бюджет |
970,0 |
1055,0 |
2025,0 |
средства предприятий |
432571,0 |
960000,0 |
1392571,0 |
Охрана окружающей среды от негативного воздействия загрязненных сточных вод, в том числе: |
37710,0 |
47982,0 |
85692,0 |
областной бюджет |
32610,0 |
34875,0 |
67485,0 |
местный бюджет |
5100,0 |
13107,0 |
18207,0 |
Охрана окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления |
- |
- |
- |
Охрана и восстановление особо охраняемых природных территорий регионального значения, растительного и животного мира, областной бюджет |
1864,0 |
1994,5 |
3858,5 |
Обеспечение органов государственной власти и населения Челябинской области информацией о состоянии и охране окружающей среды, радиационной и экологической безопасности, областной бюджет |
1800,0 |
1926,6 |
3726,6 |
Итого, в том числе |
474915,0 |
1012958,1 |
1487873,1 |
областной бюджет |
37244,0 |
39851,1 |
77095,1 |
местный бюджет |
5100,0 |
13107,0 |
18207,0 |
средства предприятий |
432571,0 |
960000,0 |
1392571,0 |
Приложение 3
природоохранных мероприятий оздоровления
экологической обстановки в Челябинской области
на 2009-2010 годы
Целевые индикативные показатели Программы
Приложение 4
природоохранных мероприятий
оздоровления экологической обстановки
в Челябинской области на 2009-2010 годы
Финансово-экономическое обоснование мероприятий Программы
1. Мероприятие "Организация работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ" предусматривает прогнозирование и оперативное оповещение о возникновении НМУ, способствующих увеличению загрязнения атмосферного воздуха в городах Челябинской области, получение информации о результатах выполнения мероприятий по сокращению выбросов в периоды НМУ. Планируется подготовка прогнозов НМУ для 8 городских округов Челябинской области, оперативное доведение до Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Управления Ростехнадзора по Челябинской области предупреждений с заблаговременностью не менее 3 часов до наступлений НМУ, расчет эффективности снижения выбросов в период НМУ в г. Челябинске, получение данных о результатах замеров загрязнения атмосферного воздуха в периоды НМУ. Выполнение работ по регулированию вредных выбросов одного города в периоды НМУ составляет от 80,0 тыс. рублей до 430,0 тыс. рублей. Ежегодно более 70 дней в году в Челябинской области характеризуются неблагоприятными метеорологическими условиями.
Объем финансирования: в 2009 году составит 600,0 тыс. рублей, в 2010 году - 660,0 тыс. рублей. Общая стоимость составит 1260,0 тыс. рублей.
2. Мероприятие "Проверка сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на стационарных источниках выбросов". Ежегодно предприятия, осуществляющие сверхнормативные выбросы, выполняют природоохранные мероприятия. Необходим контроль полученного экологического эффекта. Планируется осуществление контроля выбросов на 50 источниках, на которых завершены природоохранные мероприятия. Работы включают в себя отбор и лабораторное исследование проб атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятий. Отбор проб проводится по перечню веществ в соответствии с техническим заданием к государственному контракту.
Объем финансирования: средние затраты на проверку одного источника составляют 7,4 тыс. рублей. Стоимость работ в 2009 году составит 370,0 тыс. рублей, в 2010 году - 395,0 тыс. рублей. Общая стоимость работ по контролю выбросов составит 765,0 тыс. рублей.
3. Мероприятие "Мониторинг радиоактивно загрязненных рек" предусматривает контроль за текущей деятельностью ФГУП "Производственное объединение "Маяк" и процессами распределения радионуклидов, депонированных в компонентах рек в результате аварий прошлых лет: ведение мониторинга радиоактивно загрязненных вод рек Теча и Караболка на 3 створах. Мониторинг включает отбор проб воды, подготовку образцов к гамма -спектрометрическому анализу, радиохимическому анализу, определение содержания трития; наблюдения на водомерном посту за гидрологическим режимом рек.
Объем финансирования: в 2009 году - 500,0 тыс. рублей, в 2010 году - 535,0 тыс. рублей. Общая стоимость работ радиационного мониторинга составит 1035,0 тыс. рублей.
4. Мероприятие "Проектирование, строительство и реконструкция ОСК" предусматривает субсидии областного бюджета на завершение реконструкции очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации станции Полетаево-1 Сосновского района, мощностью 1 200 куб. метров в сутки. Заключение Госэкспертизы N 41/2-92/07 от 22.01.2008 г. Сметная стоимость в базовых ценах (2001 г.) - 35 354,0 тыс. рублей. Остаточная сметная стоимость по состоянию на 01.04.2009 г. в базовых ценах 11 606,2 тыс. рублей.
Объем финансирования: в 2009 году - 31 000,0 тыс. рублей, в 2010 году - 33 170,0 тыс. рублей в текущих ценах. Общий объем субсидии составит 64 170,0 тыс. рублей.
5. Мероприятие "Комплексная оценка качества воды и экологического состояния Шершневского водохранилища" выполняется силами Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Челябинский государственный университет" в соответствии с конкурсом (протокол N 163/О от 29.03.2007 г.) и предусматривает проведение исследований и оценку влияния донных отложений на качество воды водохранилища, оценку необходимости проведения работ по очистке ложа водохранилища от донных отложений, оценку текущего экологического состояния Шершневского водохранилища. Предполагается отбор проб, выполнение гидрохимических, гидробиологических, гидрологических исследований, разработка системы оценки и управления качеством воды и экологического состояния водохранилища.
Объем финансирования в соответствии с результатами конкурса: в 2009 году - 1 110,0 тыс. рублей, в 2010 году - 1 170,0 тыс. рублей. Общая стоимость работ по обследованию составит 2 280,0 тыс. рублей.
6. Мероприятие "Обеспечение функционирования сети ООПТ" предусматривает сбор и анализ данных по территориям ООПТ Челябинской области, определение соответствия ООПТ присвоенному статусу, установление эффективности охраны территории ООПТ, выработку рекомендаций и другие мероприятия. Ежегодно будет обследовано 6 территорий, доработаны проекты границ ООПТ и их охранных зон; обеспечено ведение кадастра ООПТ, предусматривающее техническое сопровождение автоматизированной технологии ведения государственного кадастра ООПТ Челябинской области.
Объем финансирования: в 2009 году комплексное экологическое обследование ООПТ - 1 291,0 тыс. рублей, доработка проектов границ - 500,0 тыс. рублей, ведение кадастра - 73,0 тыс. рублей; в 2010 году комплексное экологическое обследование ООПТ - 1 713,5 тыс. рублей, доработка проектов границ - 200, тыс. рублей, ведение кадастра - 81,0 тыс. рублей. Общая стоимость работ составит 3 858,5 тыс. рублей.
7. Мероприятие "Оценка воздействия неблагоприятных факторов загрязнения окружающей среды на здоровье населения" предусматривает обеспечение функционирования территориальной системы радиационного мониторинга окружающей среды, в том числе в зонах влияния радиационно опасных объектов, анализ динамики изменения радиационной обстановки. Ежегодно планируется проведение непрерывных наблюдений за радиационной обстановкой на территории Челябинской области на 9 постах. Мероприятие по оценке техногенного и природного радиационного воздействия на население включает изучение территории Челябинской области на предмет повышенного облучения населения от природного радиационного фактора, ежегодную подготовку радиационно-гигиенического паспорта Челябинской области (далее именуется - РГП) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Планируется проведение радиометрических измерений для оценки техногенного радиационного воздействия.
Объем финансирования: в 2009 году составит - 1 400,0 тыс. рублей, в том числе обеспечение непрерывного наблюдения за радиационной обстановкой на территории Челябинской области - 700,0 тыс. рублей, подготовка РГП Челябинской области - 700,0 тыс. рублей; в 2010 году - 1 500,0 тыс. рублей, в том числе обеспечение непрерывного наблюдения за радиационной обстановкой на территории Челябинской области - 750,0 тыс. рублей, подготовка РГП Челябинской области - 750,0 тыс. рублей. Общая стоимость работ составит 2 900,0 тыс. рублей.
8. Мероприятие "Обеспечение органов государственной власти и населения Челябинской области информацией о состоянии и охране окружающей среды, радиационной и экологической безопасности" предусматривает подготовку и издание информационных материалов по охране окружающей среды, радиационной и экологической безопасности области, включая ежегодный комплексный доклад о состоянии окружающей среды Челябинской области в количестве 600 экземпляров: сбор и анализ материалов о состоянии окружающей среды, подготовку макета, издание и распространение материалов.
Объем финансирования: в 2009 году - 400,0 тыс. рублей, в 2010 году - 426,6 тыс. рублей. Общие затраты областного бюджета составят 826,6 тыс. рублей.
Приложение 5
природоохранных мероприятий
оздоровления экологической обстановки
в Челябинской области на 2009-2010 годы
Методика оценки эффективности реализации Программы
Последствия реализации мероприятий программы носят экологический и социальный характер: сохранение животного и растительного мира и снижение негативного воздействия на среду обитания человека, обеспечение права жителей области на информацию о состоянии окружающей среды.
Оценка эффективности реализации Программы производится на основе системы целевых показателей, которая обеспечит мониторинг динамики изменений за оцениваемый период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий. Настоящая Методика определяет принципы определения целевых показателей Программы.
Программой установлены 16 показателей, включающих в себя целевые показатели по каждому направлению ее реализации (приложение 3 к Программе). Для оценки эффективности используются следующие важнейшие показатели.
1. Показатели в сфере охраны атмосферного воздуха:
сокращение сверхнормативных выбросов вредных веществ в атмосферу, в тыс. т в год - объем сверхнормативных выбросов, сокращенный предприятиями за отчетный период за счет выполненных воздухоохранных мероприятий в год, предыдущий отчетному (экологический эффект мероприятий). В приложении 3 к Программе приведены ожидаемые объемы сокращений сверхнормативных выбросов по годам в соответствии с планами мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденными Управлением Ростехнадзора по Челябинской области. Планируемое сокращение за весь период действия Программы - 66,94 тыс. тонн в год. Современный экономический кризис, вероятно, снизит планируемый эффект;
сокращение числа предприятий, имеющих временно согласованные выбросы, до [уровня] - при расчете эффективности берется количество предприятий, достигших ПДВ в отчетном году.
своевременное оповещение о НМУ в городских округах Челябинской области - равно количеству городских округов, прогнозирование НМУ на территории которых осуществлено за счет средств областного бюджета;
контроль выбросов источников загрязнения атмосферного воздуха - измеряется в количестве источников.
2. Показатели в сфере охраны водных объектов:
сокращение сбросов недостаточно очищенных сточных вод, тыс. куб. метров в сутки - измеряется мощностью введенных очистных сооружений канализации;
радиационный мониторинг водных объектов - количество водных объектов, на которых ведется радиационный мониторинг по областному заказу;
оценка качества воды и экологического состояния источников питьевого водоснабжения - количество обследованных объектов.
3. Показатели в сфере обращения отходов производства и потребления:
увеличение количества мест размещения ТКО, эксплуатируемых на основе лицензий, при наличии заключений Управления Роспотребнадзора по Челябинской области о соответствии мест размещения ТКО санитарно-эпидемиологическим требованиям - при расчете эффективности берется количество мест, приведенных в течение года к указанным требованиям;
учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов организаций, эксплуатирующих источники ионизирующего излучения - процент охвата таких организаций областной системой учета.
4. Показатели в сфере охраны и восстановления ООПТ, охраны животного мира:
доля ООПТ регионального значения, охваченных охраной, - отношение охраняемых ООПТ к общему количеству региональных ООПТ, выраженное в процентах;
уровень сохранения объектов животного мира в заказниках - отношение количества животных в отчетном году к количеству животных в предыдущем году, выраженное в процентах;
комплексное экологическое обследование ООПТ - количество ООПТ, на территории которых проводились обследования;
учет численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, - измеряется площадью угодий, где проведен учет.
5. Показатели в сфере обеспечения органов государственной власти и населения области информацией о состоянии и охране окружающей среды:
количество сообщений в СМИ и на сайте Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области;
оценка радиационных факторов загрязнения окружающей среды на здоровье населения - измеряется в количестве подготовленных радиационно-гигиенических паспортов территории Челябинской области и количеством постов радиационного мониторинга, поддерживаемых областным бюджетом;
издание ежегодного комплексного доклада о состоянии окружающей природной среды - измеряется изданием доклада.
Для каждого из показателей Программы установлено целевое значение на 2009 и 2010 годы (приложение 3 к Программе).
Оценка эффективности реализации Программы будет производиться путем сравнения текущих значений показателей с их целевым (промежуточным) значением и равна среднему арифметическому их отношений.
Приложение 6
природоохранных мероприятий
оздоровления экологической обстановки
в Челябинской области на 2009-2010 годы
Условия предоставления и методика расчета субсидий местным бюджетам на проектирование, строительство и реконструкцию очистных сооружений канализации
1. Финансирование объектов собственности муниципальных образований Челябинской области, включенных в Программу, осуществляется Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в форме субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства: проектирование, строительство и реконструкцию очистных сооружений канализации (далее именуются - Субсидии).
2. Критерии предоставления Субсидии:
объект капитального строительства нацелен на снижение поступления загрязненных стоков в реку Миасс на участке до впадения в Шершневское водохранилище;
наличие утвержденной проектно-сметной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
мероприятие ранее финансировалось в рамках областных целевых природоохранных программ;
планируемое завершение мероприятия к концу действия программы;
освоение средств по состоянию на начало текущего финансового года должно составлять не менее 50 процентов от сметной стоимости строительства.
3. Условиями предоставления и расходования субсидий местным бюджетам на софинансирование капитального строительства объектов собственности муниципальных образований Челябинской области являются:
подготовка пояснительной записки с отражением экологического эффекта и изменения основных социально-экономических показателей развития муниципального образования после ввода объекта в эксплуатацию;
предоставление проектно-сметной документации на строительство объекта муниципальной собственности;
предоставление выписки из муниципального правового акта о местном бюджете с указанием объема ассигнований из местного бюджета, предусмотренного на реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы в очередном финансовом году;
предоставление копии муниципального правового акта об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы (далее именуется - муниципальная программа) и муниципальной программы, предусматривающей объекты капитального строительства муниципальной собственности и объемы их финансирования из местного бюджета;
получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на строительство объекта, если проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации;
размещение в соответствии с законодательством Российской Федерации муниципального заказа на строительство объекта;
оформление в установленном законодательством Российской Федерации порядке муниципального контракта с победителем конкурса - исполнителем строительно-монтажных работ;
осуществление в период выполнения строительных работ перечисления бюджетных средств в соответствии с условиями муниципальных контрактов;
оформление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
предоставление Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области ежемесячного отчета о строительстве объекта, по формам, предусмотренным в договоре о финансировании строительства (реконструкции) объекта.
4. Размер Субсидии местным бюджетам рассчитывается по формуле:
Si=S*Pi / УPk ,
где Si - объем Субсидии бюджету i-того городского округа или муниципального района Челябинской области;
S - общий объем субсидий, предусмотренный Программой;
Pi - объем заявки на финансирование из бюджета i-того городского округа или муниципального района Челябинской области мероприятий, отвечающих пункту 2 настоящей методики;
УPk - общий объем заявок на финансирование из бюджета на планируемый год мероприятий, отвечающих пункту 2 настоящей методики.
5. Предоставление Субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на 2009 и 2010 годы на реализацию Программы.
Распределение Субсидий утверждается постановлением Правительства Челябинской области.
6. Расходование субсидий местным бюджетам осуществляется в соответствии с договорами о финансировании, заключенными между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области - главным распорядителем средств областного бюджета - и муниципальными образованиями Челябинской области, с указанием средств местного бюджета, предусмотренных на строительство объекта в текущем финансовом году, и при соответствии критериям, перечисленным в пункте 2 настоящей методики.
7. Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области представляет в Министерство финансов Челябинской области (далее именуется - Минфин) следующие документы:
1) договор о предоставлении субсидии городскому округу или муниципальному району Челябинской области;
2) заявку на финансирование;
3) постановление Правительства Челябинской области о распределении Субсидий.
8. Минфин на основании полученных документов не позднее 5 дней со дня их получения организовывает перечисление Субсидии на лицевые счета для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.
9. Контроль за целевым использованием средств областного бюджета, выделяемых для предоставления Субсидии, осуществляет Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и государственный заказчик Программы.
10. Органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области несут предусмотренную законодательством ответственность за нецелевое использование Субсидий, предоставленных на финансирование объектов, включенных в Программу.
------------------------------------
*(1) сведения о средствах предприятий приведены для информации.
*(2) средства предусмотрены планами мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ, утверждённых в установленном порядке Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области в составе проектов нормативов ПДВ. Сроки достижения нормативов ПДВ согласованы постановлениями Губернатора Челябинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Челябинской области от 18 июня 2009 г. N 123-П "Об областной целевой Программе природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области на 2009-2010 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 7 июля 2009 г. N 18 (спецвыпуск)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 г. N 352-П
Постановление Правительства Челябинской области от 17 сентября 2009 г. N 220-П